Научная статья на тему 'Научно-информационное поле эпохи средневековья'

Научно-информационное поле эпохи средневековья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
672
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ИНФОРМАЦИЯ / СРЕДНИЕ ВЕКА / SCIENCE / INFORMATION / MIDDLE AGES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новичихина Т. И.

В работе прослеживается история получения, накопления, хранения и способы передачи научной информации в эпоху средневековья. Рассмотрены факторы, влияющие на темпы развития науки и потоки научной информации. Подчеркивается связь между экономическим и культурным развитием, их влияние на темпы научных исследований. Показана роль науки арабского востока в развитии экспериментальной науки. Сделан акцент на важность создания университетов, их значимость для развития европейской науки. Отмечено значение деятельности ярких представителей средневековой науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND INFORMATIONAL FIELD OF THE MIDDLE AGES

The article traces the source, accumulation, storage and methods of transmitting of scientific information in the middle ages. The conditions affecting the rate of the development of science and the flows of scientific information are considered. The relationship between economic and cultural development, their influence on the rate of scientific research is emphasized. The role of science in the Arab East in the development of experimental science is demonstrated. The special focus is done on the importance of the establishment of universities, their importance for the development of European science. The importance of the work of conspicuous disciples of medieval science is emphasized.

Текст научной работы на тему «Научно-информационное поле эпохи средневековья»

дают богатый выбор средств для формирования чувственных образов. Это телевидение, аудио- и видеотехника, которые активно используются в процессе обучения. Наглядность также связана с конкретным показом упражнений их характеристикой и словесным пояснением. Воспитанники коллектива должны увидеть, как правильно исполнить то, или иное па, так или иначе использовать дыхание во время выступления.

Принцип системности обучения. Данный принцип связан с объёмным системным представлением художественно-творческой деятельности. Системность заключается в сочетании изучения знаний и последовательного овладения вокальными и хореографическими навыками умениями в определенном логическом порядке: от простого к сложному, от проучивания отдельных движений к исполнению концертного номера.

Овладение тем или иным навыком танцевания, грациозностью движений носит художественно-творческий характер. Занимаясь в коллективе, воспитанники не просто выучивают определённое количество движений и танцев, но и на каждом занятии познают своеобразный выразительный язык хореографического творчества, где тесно переплетаются музыка, пластика, образ, душа человека. Работая над хореографическими образами, участники коллектива находят наиболее красивые и выразительные движения и позы.

Одна из задач, стоящих перед педагогом хореографического коллектива, - научить видеть, чувствовать, понимать прекрасное в художественном произведении. Когда воспитанник начинает танцевать, а не механически повторять выученные текст и движения, номер становится «тропой», в область его ценностей, желаний, невыраженных чувств, тропой к творческому потенциалу [2]. Осознавая хореографическое произведение через образ, исполняя свободно и осознанно, каждый участник делает шаг к принятию свободы и творчества в повседневной жизни, что характеризует его как личность. Акт творческого самоутверждения в хореографическом номере сопровождающийся яркими переживаниями особенно существенен в переломные моменты развития характера подростка, когда его жизненная позиция еще недостаточно установилась, когда эмоционально значимый толчок может дать направление его интересам и стремлениям [3].

Нельзя не сказать о роли педагога в хореографическом коллективе. В данном случае он является неким «агентом социализации» - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. Именно педагог участвует в социализации личности участников своего коллектива. Выяснив навыки и способности каждого воспитанника, изучив его окружение, он создаёт условия для развития подростка. Главным в этом становятся взаимопонимание с подростком, только тогда педагог сможет направить его на путь самообразования, вовлечь в творчество. В то же время, одним из сложных моментов в процессе занятия подростков хореографическим творчеством является необходимость разрешения противоречия между досуговым характером занятий в кружке, предполагающим отдых, раскрепощение, и созданием художественного продукта, связанным с целенаправленным, зачастую напряженным творческим трудом. В хореографическом коллек-

Библиографический список

тиве эта особенность требует для каждого участника поиска гармонии раскрепощённости, свободы и осознанности, творческой дисциплины. Хореографическая практика, основанная на значительных физических усилиях, может дать подростку и «нагрузку» и «разрядку», однако, перед педагогом неизбежно встает вопрос об их разумном соотношении.

Следовательно, большое значение имеет также подготовка квалифицированных педагогов по хореографии, от того насколько педагог подготовлен в этих вопросах будет зависеть успех коллектива и его воспитанников. Вся работа с подростками строиться на интересе, увлеченности и творчестве.

Одним из важнейших принципов художественно-педагогического процесса, значительно повышающим его эффективность, в хореографическом коллективе является проявление инициативы участников. Систематические, целенаправленные, определенной формы и содержания упражнения на уроках хореографии, учитывающие пол и возраст, способствуют развитию творческих начал подростка, нравственных качеств, создают условия для гармоничного развития подростка, наполняют ощущением раскрепощённости и уверенности в собственных силах. В процессе занятий деятельность каждого участника становится творчеством созидания своего «Я». Подросток создает свое видение мира, материализует свое образное художественное мышление. Происходит целостное видение образов, такой процесс искренен и является жизненно важным процессом для подростка. Сам творческий акт участия в нем - фактор огромного социального значения.

Таким образом, анализируя широкий спектр литературы и фактологического материала, можно с уверенностью констатировать, что хореографическое творчество является одним из средств социализации подростков, так как имеет большие возможности для развития, формирования, становления личности. У подростков развивается коммуникабельность, вырабатываются ценностные ориентиры, нравственные качества, нормы общения и поведения, появляется представление о базовых ценностных ориентациях, разграничиваются взаимоотношения между детьми и взрослыми. У большинства подростков, занимающихся хореографическим творчеством, формируется целый комплекс эстетического, познавательного и коллективистического порядка, который во многом определяет новые мотивы поведения подростка, осмысляется им самим как гармоничное сочетание личных и общественных интересов, а также пропадает ощущение творческого дискомфорта. Весь творческий процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятия развивают чувство ответственности перед другими участниками, обществом, умение считаться с их интересами. Организовывают внутренний распорядок подростка. Участие в концертной и конкурсной деятельности коллектива формирует у подростков здоровый дух соперничества, уважение друг к другу, любовь к своему делу, значимость каждого для коллектива и общества. Систематическая учебно-воспитательная работа в коллективе оказывает на подростка положительное воздействие для дальнейшего развития и успешного существования личности в обществе.

1. Ваганова, А.Я. Основы классического танца. - Л.; М., 1963.

2. Захаров, РВ. Сочинение танца. - М., 1983.

3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособ. для студентов вузов. - М., 2002. Bibliography

1. Vaganova, A.Ya. Osnovih klassicheskogo tanca. - L.; M., 1963.

2. Zakharov, R.V. Sochinenie tanca. - M., 1983.

3. Bogoyavlenskaya, D.B. Psikhologiya tvorcheskikh sposobnosteyj: ucheb. posob. dlya studentov vuzov. - M., 2002.

Статья поступила в редакцию 14.06.14

УДК 53(091)

Novichikhina T.I. SCIENTIFIC AND INFORMATIONAL FIELD OF THE MIDDLE AGES. The article traces the source, accumulation, storage and methods of transmitting of scientific information in the middle ages. The conditions affecting the rate of the development of science and the flows of scientific information are considered. The relationship between economic and cultural development, their influence on the rate of scientific research is emphasized. The role of science in the Arab East in the development of experimental science is demonstrated. The special focus is done on the importance of the establishment of universities, their importance for the development of European science. The importance of the work of conspicuous disciples of medieval science is emphasized.

Key words: science, information, middle ages.

Т.И. Новичихина, канд. физ.-мат. наук, доц. ФГБОУ ВПО «Алтайская гос. педагогическая академия», г. Барнаул, E-mail: genphys@uni-altai.ru

НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

В работе прослеживается история получения, накопления, хранения и способы передачи научной информации в эпоху средневековья. Рассмотрены факторы, влияющие на темпы развития науки и потоки научной информации. Подчеркивается связь между экономическим и культурным развитием, их влияние на темпы научных исследований. Показана роль науки арабского востока в развитии экспериментальной науки. Сделан акцент на важность создания университетов, их значимость для развития европейской науки. Отмечено значение деятельности ярких представителей средневековой науки. Ключевые слова: наука, информация, средние века.

Наука относится к сфере деятельности человека, которая призвана вырабатывать объективные знания об окружающей действительности. Процесс получения информации, накопле-ной предыдущим опытом знаний, формирует мировоззрение человека и способствует его становлению как личности. Современное миропонимание является важнейшим компонентом человеческой культуры, способствующим развитию кругозора, эрудиции и самоуважения индивида. Именно в этом и состоит смысл получения образования.

Темпы развития науки и потоки научной информации определяются рядом факторов, в частности: потребностями материального производства; практическими потребностями человека; экономическим строем государства; уровнем состояния культуры и самой науки на данном этапе развития общества [1]. Наука - продукт деятельности многих поколений людей, и чтобы прогнозировать тенденции и направления её будущего развития, необходимо изучать, анализировать и систематизировать информацию об её историческом прошлом. С этих позиций вопрос об историческом наследии науки средневековья представляется весьма актуальным.

Принято считать средневековье эпохой застоя в развитии человеческой цивилизации в целом и науки, в частности. Однако исследование научной информации того времени показывает, что и в тот период человечеством получено немало важных и полезных сведений для его дальнейшего развития [2].

Начальный этап средневековья (VI1-Х1 века) характеризуется заметным всплеском научных исследований на арабском востоке. И это неудивительно. Средневековый Восток славился богатством и культурой, чего не скажешь о Европе того времени. Столица арабского государства Багдад была украшена роскошными дворцами, шумными базарами, заполненными продавцами и покупателями разных стран и народов. Арабские купцы снаряжали торговые караваны и морские суда; в городах выделыва-лись богатые ткани, ковалось оружие, изготавливались драгоценные украшения из золота и серебра. Торговля требовала развития естественных наук: математики, пригодной для решения практических задач; развития астрономии для судоходства в любое время суток; развития измерительной техники (взвешивание, измерение объемов и т.п.); развития метрологии, понятной для представителей разных стран. Это связано с тем, что морские и сухопутные пути проходили через арабские земли.

Виднейшим представителем арабской науки в тот период был Абу Абдалла Мухаммед ибн Муса аль Хорезми (780-850 гг.) Им написан трактат «Аль Джабар» - алгебра, где рассмотрены действия с целыми числами и дробями, вводится ноль, решаются линейные и квадратные уравнения.

Арабы раньше других начали развивать экспериментальную науку. Первым к опытным исследованиям обратился Биру-ни (973-1048 гг.), изготовив «конический прибор», с помощью которого он производил точные определения плотностей различных веществ. В дальнейшем подобные исследования были продолжены Аль Хазини с помощью сконструированного им прибора, который был назван «Весы мудрости». В своей «Книге о весах мудрости» (1121 г.) он приводит таблицу плотностей металлов, измеренных на этих весах с погрешностью меньше 4,5 граммов (и 0,1%). Такой точности он достиг, учитывая плотность воздуха. Еще одним крупным ученым прославилась арабская наука - это Абу Али аль-Хасан ибн аль-Хайсам (965-1039 гг.), которого в Европе знали как Алхазена. В изданной им «Книге оптики», описано, как ему удалось получить изображения солнца и луны в камере-обскура. Изучая преломления света, он по-

казал, что углы падения и преломления непропорциональны и что падающие и преломленные лучи лежат в одной плоскости с перпендикуляром, восстановленным к границе сред в точку падения. Им также измерена высота атмосферы - 52 тысячи шагов, что не очень точно.

Арабские ученые вели пристальные астрономические наблюдения. Уделяя внимание астрономическим исследованиям, Бируни удалось определить радиус земли - 6490 км (по современным данным Rз = 6370 км). Крупным астрономом того времени был внук знаменитого Тимура - Улугбек (1394-1449 гг.). Он построил в Самарканде астрономическую обсерваторию, оснастив её первоклассными приборами, позволяющими вести самые точные наблюдения за небесными светилами. Им были составлены точный каталог звезд и таблицы движения планет, с указанием их координат на небесной сфере.

В западной Европе наука раннего средневековья намного отставала от арабской. Западноевропейские феодалы жили в разрозненных помещичьих усадьбах, имели своих крепостных, которые и снабжали их всем необходимым: продуктами, одеждой, обувью и т.п. Мир средневекового европейца в большинстве своем ограничивался рамками своей усадьбы, столь же ограниченным было его миропонимание. Их представления о Земле, по сравнению с арабами, выглядели убогими - Земля уподоблялась плоской лепешке, накрытой хрустальным колпаком и плавающей в океане. По их мнению, небесная сфера состояла из нескольких поясов, на последнем из которых жили боги (седьмое небо). Грамотой владели в основном священники, читались только священные писания. Господствующей философией была религия. Природа понималась как результат божественного творения. По образному выражению католика Фомы Аквинского, философия рассматривалась как «служанка богословия».

Такое положение сохранялось несколько столетий, и только начиная с 10 века, в Европе стали активно развиваться ремесла и торговля, восстанавливаются политические и культурные связи между странами. У речных переправ и выгодных торговых путей возникают крупные города. Стали появляться новые слои общества - ремесленники и городская буржуазия. Оживление экономической, политической и культурной жизни общества требовало грамотных специалистов - юристов, врачей, экономистов и т.д.

По этой причине в ряде крупных городов Европы возникают университеты, первым из которых явился Болонский университет, открывшийся в начале 12 века. Затем открытие подобных университетов стало повсеместным: в Монтелье (1180 г.), Падуе (1222 г.), Тулузе (1229 г.), Гренобле (1339 г.), Праге (1348 г.), Флоренции (1349 г.), Кракове (1368 г.).

Структура средневекового университета в Европе была везде одинакова [3] (рис. 1).

Даже беглый анализ позволяет сделать вывод, что университеты в основном придерживались интересов церкви. Вопросы же естествознания изучались на медицинском факультете и отчасти на второй ступени «младшего» факультета.

Одной из основных форм обучения в этих университетах была лекция (в переводе буквально - «чтение»). Были введены сохранившиеся до сих пор ученые степени доктора наук и магистра, а также звание профессора и доцента. Для торжественных ритуалов предусматривались докторские мантии и шапочки, которые можно видеть и в современных вузах в качестве принадлежностей при различных церемониях.

Рис 1. Структура средневекового университета

Господствующим философским направлением в средние века стала схоластика (от латинского слова <^сЬю!а» - школа). Схоласты считали, что наука должна доказывать непротиворечивость догм священного писания. Для объяснения явлений природы они приписывали телам таинственные силы и свойства. Например, говоря о магните, схоласты утверждали, что он является царем камней, ему приписывали разного рода болезни. Они писали, что если магнит потереть чесноком, он будет хуже притягивать, а если воздать ему царские почести, облечь его в красную мантию, то есть обернуть его красной тряпкой, то он будет притягивать сильнее.

Чтобы представить себе какие «научные» вопросы интересовали схоластов, приведем примеры тем их диспутов:

- Где Бог создал человека в раю или не в раю?

- На каком языке говорят ангелы?

- Сколько чертей может разместиться на кончике иглы?

В период господства схоластики в Западной Европе развились и другие лженауки - астрология, алхимия, магия, зародившиеся еще ранее на Востоке и, как ни странно, активизирующиеся в наши дни. Астрология ставила своей задачей предсказание судьбы людей по небесным светилам. Она была в большом почете. У королей и крупных феодалов были свои астрологи. Она существовала долго. Даже Кеплер вынужден был заниматься астрологией и составлять гороскопы (это нужно было для добычи средств к существованию, чтобы в свободное время заниматься наукой). «Мать-астрология кормила дочь-астрономию», - говорил Кеплер.

Алхимия занималась отысканием «философского» камня, с помощью которого можно делать золото, а также достигнуть

вечной молодости. Вся теория алхимиков была основана на вере в таинственные силы слов и заклинаний, определяющих, по их мнению, протекание и результаты химических процессов. Вместе с тем, в ходе многочисленных опытов алхимики получили рецепты некоторых важных химических соединений.

Свободная, самостоятельная мысль беспощадно подавлялась. Эта эпоха вошла в историю науки как период «застоя». Однако и в этих условиях жили и работали люди, возвышавшиеся над общим уровнем, искавшие новые пути познания, новые способы извлечения научной информации.

Одним из таких людей был Роджер Бэкон (1214-1294 гг.) Он был исключительной личностью, провозвестником опытного естествознания, глубоко изучившим античные и арабские рукописи. Бэкон вел неутомимую борьбу с суевериями, разоблачал лежавшее в их основе невежество. Он сам экспериментировал и ставил физические и химические опыты. Опытным путем он нашел состав пороха, нашел способ получения фосфора, магния, висмута, изучил действие пара. Много занимался оптикой: изобрел камеру обскура, изучил действие сферических зеркал, открыл сферическую аберрацию, показал, что лучи, отражаемые сферическими зеркалами, не собираются в одной точке. Он объяснил возникновение радуги преломлением света в дождевых каплях, предсказал возможность создания оптических приборов, с помощью которых «отдаленные предметы кажутся приближенными и наоборот, так, что на невероятном расстоянии будем читать мельчайшие буквы и различать мельчайшие вещи, а также будем в состоянии рассматривать звезды как пожелаем» [4]. Людям со слабым зрением он советовал прикладывать к глазу выпуклую линзу.

Преследуемый церковной инквизицией за свои прогрессивные взгляды Р. Бэкон просидел в тюрьме более 20 лет. Последователи Бэкона во взглядах на природу, тем не менее, нашлись и в других странах. Так, ректор парижского университета Жан Бу-ридан, подверг анализу учение о движении Аристотеля - невиданная по тому времени дерзость. В трактате «Вопросы к восьми книгам «Физика» Аристотеля он рассматривает движение брошенного тела на примере полета копья, движение корабля по инерции против течения, объясняет ускоренное движение падающего тела, описывает свободное вращение волчка и вводит понятие напора ^три^ - в последствии «импульс»). Ученик Буридана Никола Орем в книге «О небе и вселенной» (1377 г.) обосновывает суточное вращение земли, а также вводит график зависимости скорости движения от времени, фактически обосновывая геометрический смысл физических величин.

Обособленно выглядит учение Пьера Марикура (1269 г.) «Послание о магните», где он указывает способ, как найти полюса магнита, как намагнитить тонкую иглу; описывает опыты по взаимодействию полюсов магнита; утверждает, что компас показывает на полюс, а не на полярную звезду (называя её мореходной), то есть считает, что существует земной магнетизм. Кроме того, отмечает, что при разломе магнита, получается два магнита - каждый со своими двумя полюсами.

Возникновение и функционирование университетов явилось первой предпосылкой, послужившей всплеску европейской науки того периода. Изучение наследия античной науки в этих университетах стало второй предпосылкой укрепления научных подходов к объяснению окружающей действительности. И, наконец, третьей предпосылкой (пожалуй, главной) явилось развитие техники в тот период. Были сконструированы механические (колёсные) часы; в 13 веке в Италии появились очки; был усовершенствован компас. По словам известного русского академика-кораблестроителя А.Н. Крылова: «Компас - инструмент малый, но без него не была бы открыта Америка» (1492 г., Колумб) [5]. Большую службу компас сослужил в ходе кругосветного путешествия Магеллана (1519-1522 гг.), когда было окончательно доказано, что Земля - шар. В это время удалось наладить производство бумаги и организовать книгопечатание. Показательны такие цифры: с 1470 по 1500 год было издано книг -в Венеции - 2835; в Риме - 925, в Милане - 625; в Париже -751; в Кёльне - 530; в Лондоне - 130; в Оксфорде - всего 7.

Даже эти немногочисленные печатные издания позволили записывать и хранить информацию на бумажных носителях, что дало возможность использовать ее более широкому кругу исследователей, посвятивших свою жизнь поискам научной истины.

Полученная в стенах университетов и в частных лабораториях научная информация стала тем фундаментом, на котором в средние века появились нужные для практической деятельности технические изобретения: гидравлическое колесо (1526 г.); гидравлический насос, используемый в рудниках (1531 г.); первые гидросооружения - плотины (1570 г.); пресс для чеканки монет (1530 г.); станок для изготовления металлических лент (1579 г.); вязальные машины для чулок (1589 г.).

В это время на научном небосводе Европы ярко вспыхнула звезда великого Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), который являлся выдающимся представителем наступившей в Италии эпохи Возрождения. Деятельность Леонардо да Винчи представляется весьма многогранной. Особенно интересны для нас его достижения в области механики, физики и техники. Механику он называет «раем математических наук». В механике он исследует вопросы свободного падения тел, движения тел, брошенных под углом к горизонту, теории простых механизмов, определения центра тяжести тел. Он знал и использовал метод разложения сил: для описания движения тел по наклонной плоскости ввёл понятие силы трения, связав её с силой нормального давления. Однако им ошибочно предлагалось универсальное значение коэффициента трения, равное 0,25.

При описании механического движения Леонардо уже отходит от представлений Аристотеля, прочно укоренившихся в то время. В частности, он пишет: «Всякое движение стремится к своему сохранению... Всякое движение будет продолжать путь своего бега по прямой» [2]. Это еще не формулировка закона инерции, но верно выбранное направление к его открытию.

При изучении колебательного движения он близко подошел к современной трактовке явления резонанса, отмечая возрастание амплитуды колебаний при совпадении собственной частоты системы с частотой, действующей на неё силы извне. Лео-

нардо уже тогда был уверен в невозможности создания вечного двигателя, резко критиковал тех, кто пытался этим заниматься.

В его трудах достаточно много места уделено гидравлике, где он решал теоретические задачи, продиктованные практическими потребностями: непосредственно занимался мелиорацией, постройкой шлюзов, проектированием оросительных каналов на реках Италии. Эти работы побудили его заняться теорией сообщающихся сосудов, гидравлических насосов - здесь он был близок к формулировке закона Паскаля. В оптике Леонардо да Винчи впервые ставит вопрос о волновой природе света, устанавливая схожесть в распространении звуковых, водяных и световых волн.

Для его научных изысканий характерна экспериментальная направленность, он всегда стремился проверить на опытах все свои гениальные догадки. «Опыт - отец всякой достоверности. Мудрость - дочь опыта», - писал он [2]. Его познания в области астрономии позволили независимо от Коперника вплотную подойти к пониманию гелиоцентрической системы мира. Заслуживает внимания следующее высказывание Леонардо: «Солнце не движется. Земля не в центре солнечного круга и не в центре мира. Земля - звезда, почти подобная Луне» [5].

Особенно ярко проявился его талант как инженера-изобретателя. Перечень изобретений весьма внушителен: многоуровневый мост, водяные лыжи, махолёт, парашют, вертолёт, пушка, танк, самоходная тележка, акваланг, приспособления для водолаза, землечерпалка, ткацкие станки, прялка, спасательный круг, ламповое стекло, флейта и многое другое. Все механические аппараты, по замыслу их автора, должны приводиться в движение мускульной силой рук и ног человека. Это побуждало Леонардо заниматься анатомированием птиц, животных и умерших людей.

Интересно, что в наши дни нашлось немало поклонников технических творений Леонардо да Винчи, которые попытались воплотить на практике его задумки. Так, по его чертежам был изготовлен пирамидальный парашют, который благополучно приземлился с высоты почти 2500 метров; в норвежском городе Ас построен мост длиной 100 метров, спроектированный великим итальянцем; собраны и удачно испытаны самодвижущаяся тележка и танк на гусеничном ходу. Некоторое затруднение вызвало испытание построенного по чертежам Леонардо планера -дельтаплана. Дело в том, что одним из методов шифровки своих проектов он избрал преднамеренное искажение отдельных деталей технических устройств. Это коснулось и дельтаплана, где на рисунке неверно указано расположение его передней и задней частей. Стоило только развернуть аппарат на 180 градусов, как он прекрасно спланировал с высокого холма вместе с испытателем. Английские подводники успешно испытали сделанный по проекту да Винчи скафандр (прообраз водолазного костюма), в котором им удалось «погулять» по дну реки.

Эти примеры свидетельствуют о том, что Леонардо обладал даром предвидения технического плана. А его прогноз: «Люди будут собственной особой разбегаться по разным частям мира, не двигаясь с места» можно трактовать как предсказание возможности передачи телевизионного изображения или работы Интернета [5].

Однако самым революционным шагом в развитии средневековой науки следует считать гениальное творение великого польского астронома Николая Коперника (1473-1543 гг.), предложившего и обосновавшего гелиоцентрическую систему мира. Революционность такой системы состояла в том, что до Коперника на протяжении почти двух тысяч лет господствовала предложенная Птолемеем, развитая Аристотелем и узаконенная церковью геоцентрическая система мироздания, которая утверждала, что центром Вселенной является Земля, а все планеты, в том числе, Солнце и Луна, движутся вокруг Земли («гео» -Земля). Коперник, проводя многочисленные астрономические наблюдения, пришел к идее об относительности движений и о равноправности наблюдаемого и наблюдателя (пример с движением корабля относительно берега и наоборот). Сущность его великого открытия выражают слова, высеченные на пьедестале памятника - «Остановивший Солнце, сдвинувший Землю». Действительно, в центре Вселенной Коперник поместил Солнце (отсюда - гелиоцентрическая система, т.к. «гелиос» - Солнце), вокруг которого вращаются (каждая по своей орбите) планеты. Новая теория предлагала по-новому смотреть на устройство мира - это был вызов церковному авторитету в вопросах природы. Коперник написал 6 томов «О вращении небесных сфер», где развивал и доказывал истинность своей теории, явившейся по

сути научной программой исследования Вселенной. Естественно, что учение о гелиоцентрической системе мира вызвало категорическое неприятие со стороны церкви, так как оно противоречило священному писанию. Более того, не сразу была принята на веру теория Коперника и его коллегами-учеными. Однако среди них нашлись и такие, которых она захватила всецело и подвигла не только к признанию и изучению, но и развитию. Одним из таких продолжателей, дополнивших и распространивших идею гелиоцентризма, явился Джордано Бруно (15481600 гг.), судьба которого сложилась весьма трагично.

Таким образом, в актив средневековой науки можно с уверенностью отнести следующие достижения:

- создание арифметики и основ алгебры;

- зарождение экспериментальных методов исследования;

- организация научно-образовательных учреждений (университетов);

Библиографический список

- появление проектов первых опытных моделей (Леонардо да Винчи);

- конструирование технических устройств для практических нужд человека;

- зарождение основ нового мировоззрения (Р. Бэкон);

- создание гелиоцентрической системы мира (Н. Коперник).

Полученная научная информация в эпоху средневековья стала тем информационным полем, на платформе которого дали ростки новые научные направления, связанные с активными процессами дифференциации естественных наук, в ходе которых отпочковались как самостоятельные науки - физика, химия, математика и др. Это привело к новому, более глубокому пониманию роли науки в обществе, к появлению, накоплению и тщательной обработке новой информации, что способствовало переходу человеческой цивилизации на новый, более высокий уровень своего развития.

1. Ильин, В.А. История физики. - М., 2003.

2. Воров, Ю.Г. Краткий курс лекций по истории науки / Ю.Г. Воров, П.Д. Голубь. - Барнаул, 2012.

3. Усова, А.В. Краткий курс истории физики. - Челябинск, 1995.

4. Гиндикин, С.Г. Рассказы о физиках и математиках. - М., 1982.

5. Голубь, П.Д. Штрихи к портретам великих физиков и изобретателей: хрестоматия. - Барнаул, 2007. Bibliography

1. Iljin, V.A. Istoriya fiziki. - M., 2003.

2. Vorov, Yu.G. Kratkiyj kurs lekciyj po istorii nauki / Yu.G. Vorov, P.D. Golubj. - Barnaul, 2012.

3. Usova, A.V. Kratkiyj kurs istorii fiziki. - Chelyabinsk, 1995.

4. Gindikin, S.G. Rasskazih o fizikakh i matematikakh. - M., 1982.

5. Golubj, P.D. Shtrikhi k portretam velikikh fizikov i izobretateleyj: khrestomatiya. - Barnaul, 2007.

Статья поступила в редакцию 15.09.14

УДК 53(091)

Novichikhina T.I. SCIENTIFIC-INFORMATIONAL FIELD OF THE 17 CENTURY. The paper presents the history of obtaining, accumulation, storage and methods transmitting of scientific information in the 17 century. It specifies a new state of science in the society in that period. The emphasize is made on the importance of the reviewed period for the development of science and humanity in general, as a result of the expansion of scientific information by scientists and its extension beyond the scope of pure science. The fundamental role of scientific discoveries of the 17 century is noted. The special focus is on the applied use of research results.

Key words: science, information, 17 century.

Т.И. Новичихина, канд. физ.-мат. наук, доцент ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная

педагогическая академия», г. Барнаул, E-mail: genphys@uni-altai.ru

НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ XVII ВЕКА

В работе рассмотрена история получения, накопления, хранения и способы передачи научной информации в XVII веке. Отмечено новое положение науки в обществе в этот период. Подчеркивается важность рассматриваемого периода для развития науки и человечества в целом в результате расширения границ научно-информационного поля трудами ученых и выхода его далеко за рамки чистой науки. Отмечена фундаментальная роль научных открытий XVII века. Сделан акцент на прикладном использовании результатов научных исследований.

Ключевые слова: наука, информация, ХVII век.

Развитие науки любого этапа неразрывно связано с уровнем состояния экономического и политического уклада общества. Не исключение в этом плане составляет и XVII век. Этот период характеризуется началом развития капиталистического производства. В Голландии уже во второй половине XVI века капиталистическое производство стало играть решающую роль, а к началу XVII века Голландия превратилась в образцовую страну. В Англии в середине XVII века произошла буржуазная революция, расчистившая дорогу для капиталистического развития страны. Капиталистические отношения, хотя и медленнее, начали развиваться во Франции, и французская буржуазия приобрела все большую экономическую зависимость [1].

В этот период особенно быстро развивалась мануфактура и мануфактурная техника. В первую очередь это коснулось горнодобывающей, металлургической и металлообрабатывающей отраслей промышленности. Развитие техники предопределило возрастание потребности в увеличении производства чугуна, же-

леза, стали. Это потребовало совершенствовать имеющееся уже оборудование, искать новые, более мощные, двигательные установки. Для выплавки стали и чугуна возникла острая необходимость переоборудования воздуходувных мехов, обеспечивающих эффективное продувание воздуха в домнах. Необходимо было конструировать новые мощные двигатели.

Чтобы повысить добычу железной руды, потребовалось решать проблему углубления шахт, что привело к необходимости усовершенствования грузоподъемных и водоподъемных механизмов, более мощных и более производительных. Развитие производства стимулировало создание оригинальных передаточных устройств и механизмов, обеспечивающих передачу двигательной силы от двигателя к рабочей машине.

Ощутимый толчок к развитию техники дало текстильное производство. Например, в то время были сконструированы ленточный станок, а также шелкокрутильная машина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.