Научная статья на тему 'Социально-культурные и идейно-мировоззренческие предпосылки становления представлений об объективном знании'

Социально-культурные и идейно-мировоззренческие предпосылки становления представлений об объективном знании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
439
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ / РЕФОРМАЦИЯ / ЧЕЛОВЕК "ВТОРОЙ БОГ" / ПЕРЕОЦЕНКА ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА КО ВСЕМУ МЕХАНИЧЕСКОМУ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛИЗМ / ОДНОРОДНОСТЬ ПРОСТРАНСТВА / THE MAN "THE SECOND GOD" / REVALUATION OF HUMAN'S CONCERN TO EVERYTHING MECHANIC / RENAISSANCE / REFORMATION / EXPERIMENTALISM / HOMOGENEITY OF SPACE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лященко Максим Николаевич

В статье рассматривается одна из сложных и неоднозначных тем, касающихся социально-культурных и идейно-мировоззренческих условий, предшествовавших становлению представлений об объективном знании. Раскрывается влияние идей представителей Ренессанса и эпохи Реформации на общеконцептуальный образ мышления таких ученных, как Ф. Бэкон, Г. Галилей, Р. Декарт и И. Ньютон, мысли которых легли в основу классического образа мышления. Показывается роль Великих открытий и экономических предпосылок в формировании математико-механистического крена классической философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the most complicated and ambiguous themes concerning social-cultural and ideaconceptional conditions preceding the establishment of conceptions about objective knowledge is considered in the article. The influence of the ideas of the representatives of the Renaissance and the Reformation (of such scientists as F. Bacon, G. Galilee, R. Descartes, I. Newton whose thoughts underlay the classic spirit) is revealed. The role of the Great Discoveries and economic premises in forming mathematic-mechanic slant of classic philosophy are shown.

Текст научной работы на тему «Социально-культурные и идейно-мировоззренческие предпосылки становления представлений об объективном знании»

УДК 140.8:165:94/99

М.Н. Лященко

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ И ИДЕЙНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТИВНОМ ЗНАНИИ

В статье рассматривается одна из сложных и неоднозначных тем, касающихся социальнокультурных и идейно-мировоззренческих условий, предшествовавших становлению представлений об объективном знании. Раскрывается влияние идей представителей Ренессанса и эпохи Реформации на общеконцептуальный образ мышления таких ученных, как Ф. Бэкон, Г. Галилей, Р. Декарт и И. Ньютон, мысли которых легли в основу классического образа мышления. Показывается роль Великих открытий и экономических предпосылок в формировании математико-механистического крена классической философии.

Ключевые слова: эпоха Возрождения, Реформация, Человек — «второй бог», переоценка отношения человека ко всему механическому, экспериментализм, однородность пространства.

Вызванная к жизни Авиньонским пленением, эпоха Ренессанса резко противопоставила себя Средневековью и господствующей в ней католической церкви. Именно духовенство стало у гуманистов объектом обличения и язвительной критики. Возрождение выдвигало новую систему взглядов: антропоцентризм (человек объявлялся «вторым богом», «маленьким богом»), вера в человеческий разум, в неограниченные возможности человеческой личности, ярко выраженный индивидуализм и преклонением перед античным наследием, которая пыталась заменить схоластику. Антицерковный характер гуманизма очевиден [15, с. 13-16], но он отнюдь не антирелигиозен, ибо светская философия гуманизма очень тесно вплелась в религию.

Ренессансная мысль смогла выступить в теории познания за авторитет человека, его собственного мнения и опыта. Вот почему Леонардо да Винчи критикует не только схоластов, но и часто тех, кто близок ему по духу: «Хотя бы я и не умел хорошо, как они, цитировать авторов, я буду цитировать гораздо более достойную вещь, ссылаясь на опыт, наставника их наставников. Они расхаживают чванные и напыщенные, разряженные и разукрашенные не своими, но чужими трудами, а в моих мне же самому отказывают; а если меня, изобретателя презирают, насколько более должны быть порицаемы сами, - не изобретатели, а трубачи и пересказчики чужих произведений!» [14, с. 25]. Это теоретическая установка твердо закрепилась в канонах новоевропейской науки. Вот почему сначала Галилей убеждается на собственном опыте в правоте выводов коперниканс-кой системы, что надлунный и подлунные миры ни чем не отличаются друг от друга, а потом толь-

ко принимает ее как объективно существующую реальность. Это ему удалось с помощью своего изобретения (телескопа) открыть наличие кратеров на луне и звездной природы Млечного Пути.

Из приведенной цитаты Леонардо да Винчи видно, что он ценит в человеке изобретательскую «жилку», его творческие силы. Да и на всей эпохи Возрождения чувствуется налет гениальности. И это не случайно, ведь XIII и XIV века стали переломными в жизни европейского общества, открыв человеку новые измерения.

Во-первых, это связано с изобретением компаса, непосредственным следствием чего стали великие географические открытия; достаточно напомнить открытие Америки Колумбом (1492), плавание Васко да Гамы в Индию вокруг Африки (1498), первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана (1519-1522). Мировоззрение человека расширилось, обогатилось; он «словно попал из знакомой местности, где он все знал и мог ориентироваться, в чужую, где ему нужно было заново обнаруживать новые точки отсчета и ориентира» [4, с. 6]. Эти систему отсчета и предлагал Ренессанс.

Во-вторых, это появление пороха (XIII в.), который получил широкое распространение в XIV в. и способствовал техническому усовершенствованию европейской армии. Только теперь становится понятным, какую роль это изобретение сыграло в научной деятельности Галилея, который с таким уважением относился к венецианскому арсеналу, технические возможности которого в то время помогли Галилею прейти к экс-периментализму. Да и экономическое развитие Италии XV в. способствовало расширению различных отраслей производства в ее городах. Так, во Флоренции наиболее широкое развитие полу-

чает текстильная промышленность, Милан является городом оружейников и вообще мастеров, занятых обработкой металла, Венеция славится своими изделиями из стекла.

Восхищение изобретениями и открытиями было свойственно не только Леонардо да Винчи, но и всей эпохе Возрождения, что стало предпосылкой переоценки отношения человека ко всему искусственному и механическому, т.е. сделанному руками человека. Мнение о том, что человек есть «второй Бог» и сотворец Бога на земле, стало решающим фактором в переоценке взгляда человека на механическую «природу», так как созданная человеком вторая природа не уступает ни в чем той природе, которая создана самим Богом. Она также является божественной. С этого времени механистическое миропонимание получило теоретическое оправдание и право быть альтернативой натурализму. Уже позже Бэкон закрепит эту переоценку в классической философии: «Дело и цель человеческого могущества в том, чтобы производить и сообщать данному телу новую природу или новые природы» [6, с. 83]. Механика для древних греков было противоестественным искусством построения машин, оно шло в разрез с природой. Само слово «механика» означает «орудие», «ухищрение», «уловку» т. е. перехитрить природу [7, с. 151]. По словам Л. М. Косаревой, «античные механики могли перехитрить природу, но не познать ее сокровенные глубины» [11, с. 43-44]. Бэкон, наоборот, косвенно утверждает, что механика не противоречит миру природы, а копирует ее и помогает познать. Аналогичную точку зрения при внимательном рассмотрении можно обнаружить и у Г алилея [8, с. 57].

Обратим внимание на знаменитый девиз Бэкона «Знание - сила», который несет в себе двойную смысловую нагрузку. Если оставить в стороне первый смысл о том, что тот, кто владеет знанием, становится сильней, то второй смысл подготавливает эпоху экспериментализма: знание надо взять у природы силой, именно с помощью силы только и возможно добыть истинное знание. Бэкон учил: «природу надо испытывать». Именно этот девиз пронесется сквозь столетия и еще не раз воскреснет в трудах теоретиков механики. Органический космос для греков был живым, а они его частью, из-за этого они не смогли применить к природе механические методы познания, основанные на силе. Им и в голову не приходило его «пытать» или с помощью силы

вырывать у него истину. Истина для греков находилась на поверхности, и познание «принимало скорее форму преобразования субъекта (способа видеть, мысленно воспроизводить, распознавать, интерпретировать, истолковывать всегда уже присутствующую истину): предмет раскрывается в истине, поскольку теоретик научается истинно (умно) видеть, слышать, воспринимать, улавливать смысл» [1, с. 22]. Физика требовала от исследователя более тонкого наблюдения, которое должно было помогать чувствам выхватывать истину, не повреждая природу.

Во второй половине ХШ в. на Западе появляются первые механические часы, к концу столетия уже хорошо известные в Англии. К середине XIV в. имелись сложные конструкции часов с боем и движущимися фигурами (Страсбург, Генуя, Авиньон, Болонья). Вместе с часами в XIII в. получают распространение очки, благодаря которым научились шлифовать линзы, что способствовало конструированию телескопа Галилеем и Кеплером.

XV век ознаменовался великим изобретением Иоганна Гуттенберга - книгопечатным станком. В середине века немецкий изобретатель напечатал так называемую 42-строчную Библию, которая стала шедевром мировой культуры. Книгопе-чатанье произвело переворот в науки. С той поры книги стали дешевле и доступней для широких слоев общества, а вскоре их производство становится массовым, вопреки желанию католической церкви, в руках которой ранее была монополия на производство книжной продукции. Это обстоятельство позволило наладить выпуск альтернативной литературы, которая расходилась в своем миропонимании с церковными канонами.

В лоне самого схоластического учения новая философия пробивала себе путь. В первую очередь это касается учения Николая Кузанского, острие которого было направлено против аристотелевско-птолемеевской картины мира. Он один из первых, кто попытался применить математический метод не только к небесной сфере, но и к земной. Он говорит, что «Бог пользовался при сотворении мира арифметикой, геометрией» [12, с. 106]. Далее он продолжает: «При помощи арифметики бог сделал из мира одно целое. При помощи геометрии он образовал вещи так, что они стали иметь форму, устойчивость и подвижность в зависимости от своих условий» [12, с. 106-107].

Кузанский не отказывался от аргументации, находящейся в Библии - он активно ее использо-

вал, так как понимал, что это будет неоспоримым доказательством его правоты. «Потому-то и можно говорить, что элементы созданы богом в изумительном порядке, - писал немецкий кардинал, - ибо бог все сотворил в числе, весе и мере; числе принадлежать арифметике, вес - музыка, мера - геометрия» [12, с. 107]. Кузанец, как и Леонардо, видит «смысл в использовании количественных наблюдениях». Но Леонардо да Винчи, в отличие от Н. Кузанского, по большей части старавшегося не выходить за рамки небесной теологии, пытался примирить механику с математикой. Он заявляет: «механика - рай математических наук, ибо посредством нее достигают математического плода». Но Леонардо так и не удалось осуществить задуманное, он так и остался в области чисто эмпирического опыта. Глаз у него «охватывает красоту всего мира», он является «государем математических наук» [14, с. 643]. Но имеется одно идейное соображение, которое объединило двух ученых. Это их нетрадиционный взгляд на Вселенную; для Кузанца она бесконечна, а значит, не имеет центра: ее центр - везде, окружность -нигде. Отсюда неизбежно вытекало следствие, что Земля уже не занимает какое-то привилегированное, центральное положение во Вселенной. Перекликаясь с немецким кардиналом, Леонардо пишет многозначительные слова: «Солнце не движется» [10, с. 141]. Он не только подошел вплотную к идее о бесконечности Вселенной, но и об ее однородности [10, с. 141]. Именно такие идеи находились в «обойме» науки до Коперника.

С появлением гелиоцентрической системы, которая пошатнула здание аристотелевско-птолемеевской картины мира, начинается переворот в науке. Не вдаваясь в подробности и общеизвестные выводы Коперника, выделим предпосылку, сыгравшую огромную роль в становлении нового мировоззрения. Она заключается в том, что коперниканская революция стерла грань между небесным и земным миром, благодаря этому мир не только, как замечает А.В. Ахутин, стал «познавательно однороден» [2, с. 379], но и однороден в пространстве и во времени, что позволило родиться идее эксперимента. Как правильно подчеркнул В.С. Степин, «физический эксперимент предполагает его воспроизводимость в разных точках пространства, а поэтому требует концепции однородного и изотропного пространства (все точки и все направления которого физически одинаковы) [16, с. 47]. Только исходя из этой

фундаментальной предпосылки, Ньютон смог ввести в онтологическую конструкцию абсолютные величины, которые выделяют характеристики пространства (однородность и неподвижность) и времени (равномерность). Они гарантируют не только всеобщность и объективность (истинность) законов, но и служат твердой почвой экспериментально-доказательной науки.

Эта же предпосылка дала возможность отождествить материю с неизменчивыми формами, что дало впоследствии ее измерить и математизировать. Эту мысль Паскаля хорошо выразил А.В. Ахутин: «Из-за единства и однородности природы, математическое конструирование может быть связанным с искусством самой природы» [3, с. 94], т.е. порядок и связь идей схожи с порядком и связью вещей. Метафизика тем самым выступила в роли неизменных форм (законов), а геометрия - мерилом вещественного мира. Хотя впоследствии выяснилось, что метод Паскаля и Спинозы расходится с математизацией пространства Декарта.

Закреплению идеи однородного пространства и основ экспериментализма косвенно способствовали Возрождение и Реформация, а также техническое развитие Европы. Эти два великих процесса начали сокрушать иерархическо-фео-дальный строй, «лишив религиозной санкции, разделение труда на «высшие» и «низшие» сферы, внесли решающий вклад в разрушение социального барьера между механикой и свободными искусствами» [11, с. 54]. Впоследствии Бэкон писал: «.. .глубоко укоренилось ошибочное мнение, считающее искусство и природу, естественное и искусственное чем-то совершенно различным... люди должны проникнуться убеждением в том, что искусственное отличается от естественного не формой или сущностью, а только действующей причиной: ведь вся власть человека над природой ограничивается властью над движением, то есть способностью соединять разъединять природные тела» [5, с. 158-159]. Подводя итог механизации мира, Декарт утвердительно сказал: «Все искусственные предметы вместе с тем предметы естественные» [9, с. 540].

Техническое развитие Европы сделало возможным для человека понять и уловить то, что технические изобретения (часы) точно «схватывают» закономерности природы, как бы мир представляет собой «беременный механизм» (Бойль). Только так можно понять, почему Гук

рассматривал вращение планет по аналогии с вращением тела, закрепленного на нити, а Ньютон использовал аналогию между вращением Луны вокруг Земли, используя движение шара внутри полой сферы. Ранее это было одним из обстоятельств, подтолкнувших Г алилея начать экспериментировать. Не зря Галилей был инженером в том смысле, который по лингвистическим ассоциациям ближе всего выражается итальянским термином ingenio, - человеком, изобретающим приборы и вместе с тем раскрывающим закономерности природы [13, с. 70]. Хотя сам Галилей так и не выработал четкого понятия эксперимента, так как экспериментализм непосредственно зависит от развития понятия механицизма, это была не вина великого итальянца, потому что только в его философии начинают зарождаться первые механистические представления о мире, и только XVП-XVШ в. мир воспринимается как сложная машина, что окончательно стерло грань между идеальными формами и практической реальностью. Надо признать, что эксперимента-лизм не применим как к представителям оксфордской школы (Роберт Большеголовый и Роджер Бэкон), так и к Леонардо да Винчи. По сути, они оставались эмпириками, которые в силу своей эпохи не смогли выйти за его рамки.

Таким образом, в результате исследования было показано, что ослабление власти католической церкви и их верховного понтифика, вызванное Авиньонским пленением, дали произрасти двум великолепных «цветкам» - Ренессансу и Реформации, которые непосредственно способствовали формированию предпосылок становления представлений об объективном знании. Эпоха Возрождения, поставив во главу угла второго Бога - человека, дала человеку возможность опереться на собственные силы, на свое личное мнение и опыт, тем самым была не только произведена переоценка отношения человека ко всему искусственному и механическому, но и была отвергнута «старая» вера в авторитеты. Реформация социально элиминировала иерархическо-феодальные структуры и «поставила на щит» проблему равноправного отношения ко всем социальным слоям общества, особенно к представителям ремесленного дела. Таким образом, это было социальное оправдание внедрения идеи механицизма.

Не малую долю в развенчание птолемеевско-аристотелевского мироустройства внесли великие географические открытия и появление новых тех-

нических изобретений. Они не только расширили границы мировоззрения средневекового человека, но и открыли новые горизонты для развития средневеково мышления. Эпоха Ренессанса стремительно отреагировала на запросы общества, вызванные новыми открытиями и изобретениями, дав человеку новые гуманистические ценности.

Великую предпосылку о познавательной однородности пространства и времени вынашивала в себе, как позже выяснилось, гелиоцентрическая теория Коперника, благодаря которой начала воедино собираться механическая картина мира с экспериментальной направленностью на математизацию материи.

Библиографический список

1. Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента (от Античности до XVII в.). -М.: Наука, 1976. - 292 с.

2. Ахутин А.В. Поворотные времена. - СПб.: Наука, 2005 - 743 с.

3. Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура»). - М.: Наука, - 1988. - 205 с.

4. Большаков В.П. Монтень - великий гуманист эпохи Возрождения (450 лет со дня рождения). - М.: Знание, 1983. - 64 с.

5. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т. Т. 1. - М.: Мысль, 1971. - 590 с.

6. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т. - Т. 2. - М.: Мысль, 1972. - 567 с.

7. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. - М.: Прогресс - Традиция, 2003. - 528 с.

8. Галилей Г. Диалог о двух системах мира птолемеевой и коперниковой. - М.; Л.: Гостехиздат, 1948. - 377 с.

9. Декарт Р. Избранные произведения. - М.: Госполитиздат, 1950. - 710 с.

10. Зубов В.П. Физические идеи Ренессанса // Очерки развития основных физических идей. Сборник статей / Отв. ред. А.Т. Григорьян, Л.С. Полак. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. -С. 129-155.

11. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. - М.: Ин-т психологии РАН, 1977. - 358 с.

12. Кузанский Н. Избранные философские сочинения об ученом незнании, об уме, о не-ином, о бытии возможности. - М.: Соцэктиз, 1937. - 362 с.

13. КузнецовБ.Г. Галилей. - М.: Наука, 1987. -326 с.

14. Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. - М.: Изд-во Акад. наук, 1955. - 1207 с.

15. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. - М.: Высшая школа, 1984. - 448 с.

16. Степин В. С. О прогностической природе философского знания // Вопросы философии. -1986. - №> 4. - С. 40-57.

УДК 113/119:101.8

В.Г. Мушич-Громыко ЧТО ТАКОЕ КОСМОЛОГИЯ?

Во Вселенной для человека есть два самых важных объекта: сама Вселенная и сам человек. Вселенную нельзя изучать вне такого контекста, как человек, а человека нельзя изучать вне контекста под именем «Вселенная». Человекоразмерный фактор многослоен. Антропный принцип обращает внимание только на первичный слой соотносительности Вселенной и человека (на чисто физические параметры). Требуется выработать такие подходы, которые бы при объяснении такого объекта, как Вселенная, учитывали и иные характеристики человека.

Ключевые слова: антропный принцип, идеальный субстрат, космология, диалектика, мягкость, жесткость.

Заявленная вопросом тема статьи обозначает собою обращение к основаниям естествознания, а далее и к основаниям космологии философской прежде всего. Идею Вселенной можно рассматривать под углом астрономии, астрофизики, планетологии, астробиологии, астрохимии, специальной и общей теории относительности, квантовой механики, наконец. (Для последней характерны логические структуры в виде двух разнородных по своей природе составляющих, которые в своей конкретной детерминации предопределяют лишь статистические (вероятностные) предсказания; результаты индивидуального измерения над квантовыми объектами в общем случае непредсказуемы; распределения гравитационных обычных масс и масс темной материи вполне могут во Вселенной подчиняться статистическим распределениям.) Но рассмотренная таким образом идея Вселенной будет являться физической космологией, в которой не нашлось места такому сложному космологическому объекту, как человек. Для «включения» в космологию человека, видимо, необходимо сформулировать идею Вселенной, не «выпадая» из астрофизических идей и представлений. Антропный принцип, устанавливающий зависимость существования человека от физических параметров (физических инвариантов) Вселенной, вроде бы решает эту проблему, но он скорее решает её в ключе материального присутствия Вселенной в объекте под именем «человек»,

упуская из вида существенные его характеристики в виде способности к деятельности, которая либо совпадает с общей направленностью изменения Вселенной, либо не совпадает. Указанный штрих отношений Вселенной и человека мы должны распространять и на понятие «человеческая цивилизация». Антропный принцип, следовательно, «не поддерживает» идею, согласно которой человека нужно рассматривать как социальное существо, которое понимает необходимость и возможность выхода в большой Космос для возможного его освоения в ключе ненару-шения динамики изменений космологического пространства при одновременном решении в человеческой цивилизации гуманно-гуманитарной проблематики. Основные теоретические положения в существующих идеях Вселенной обращаются к принципам теоретических исследований вообще - для того, чтобы можно было осуществить синтез научных фундаментальных идей для последующего использования этого синтеза уже для изучения такого глобального объекта, как Вселенная. Но опять же не произносится никаких слов о значимости такой компоненты Вселенной, имя которой - «человек».

Осуществим некоторую пробу в составлении определения космологии как науки в ключе того, что мы сказали выше. Космология - это процесс, участие в процессе, объяснение этого процесса. Слова «космология - это процесс» необходимо понимать в русле того, что понятие «Вселенная»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.