Научная статья на тему 'Культурная революция средних веков и её последствия'

Культурная революция средних веков и её последствия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
373
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурная революция средних веков и её последствия»

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ

Николай Николаевич Кожевников,

доктор философских наук, профессор Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова

Вера Софроновна Данилова,

доктор философских наук, профессор Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова

Предпосылки культурной

революции средних веков

Мы опираемся на концепцию В. С. Степина о двух основных цивилизациях в истории человечества: традиционной и техногенной. «Что же касается техногенной цивилизации, которую часто обозначают расплывчатым понятием "западная цивилизация", имея в виду регион её возникновения, то... она началась задолго до компьютеров и даже задолго до паровой машины. Её преддверием можно назвать развитие античной культуры, прежде всего культуры полисной, которая подарила человечеству два великих открытия - демократию и теоретическую науку, образцом которой стала евклидова геометрия... Второй и очень важной вехой стало европейское средневековье с особым пониманием человека, созданного по образу и подобию Бога... Впоследствии, в эпоху Ренессанса, происходит восстановление многих достижений античной традиции, но при этом ассимилируется и идея богоподобности человеческого разума. И вот с этого момента закладывается культурная матрица техногенной цивилизации, которая начинает свое собственное развитие вXVII в.» [1, с. 92-93].

Следует выразить самое глубокое восхищение эпохой средних веков, исследования которой многие ученые, деятели искусства проводили поверхностно, в соответствии с примитивными схемами. Вся эта эпоха часто называлась застоем, временем угасания науки и искусства, которые бурно развиваясь в античности, затем якобы надолго перестали развиваться. Однако если кратко сравнить эту эпоху с временами, предшествующими и последующими за ней, то сравнение может оказаться не в пользу последних. Научная и философская революция древних греков оказалась возможной еще и потому,

Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова

что они существенно упрощали или старательно обходили многие фундаментальные вопросы и проблемы, например вопрос о возникновении мира. Многое у древнегреческих мыслителей оказалось гениальными догадками, и «застой», произошедший в средние века, обусловлен тем, что античная методология себя исчерпала, возникла потребность в совершенно новых подходах, которые и сформировались в это время.

Что касается эпохи Возрождения, то отдельные исследователи считают её эпохой искусственной. «<Ни хронологически, ни стадиально Возрождение не следует на смену феодальному средневековью. Напротив, правильнее говорить о большом трехсотлетнем периоде, принадлежащем одновременно и истории средних веков, и истории Нового времени» [2, с. 42-43]. «¡Качест-венная разница существует между культурой Ренессанса и традиционной культурой средневековья: последняя - в силу многовекового успешного функционирования - была институционализирована, а первая - лишь в незначительной степени и лишь в некоторых (гуманитарных) областях. Ренессансная культура не превратилась в механизм, который регулировал бы основы общественной жизни, в эпоху, когда существовало ренессанс-ное движение... сама по себе ренес-сансная культура, прежде всего по причине своей элитарности, обнаружила явную нежизнеспособность уже во второй половине XVI в.» [3, с.10], она «сама изжила себя в новой социальной обстановке. Культ античности выродился в ограниченное педантство, гордый индивидуализм - в себялюбивую беспринципность, учение о достоинстве человека - в инструкцию образцовому придворному» [4, с. 48].

В средние века неиссякаемый напор пассионарной энергии различных

этносов проявил себя в самых разных направлениях: в Европе, Арабском мире, Оттоманской империи (завоевания, гражданские войны, крестовые походы, великие географические открытия). Арабы и турки, сокрушив десятки государств, были сокрушены сами. Напор войн: «столетней», «Алой и Белой роз», «тридцатилетней», -велся на пределе человеческих возможностей и привел к огромным жертвам.

Больших высот достигли литература и искусство, особенно в Европе и арабском мире. «Искусство служило тогда языком для выражения наиболее возвышенных форм религиозного чувства, равно как и для столь характерного взаимопроникновения священных и мирских сюжетов... Но, кроме того, искусство очень часто служило как бы прибежищем для духовных ценностей, которые не могли проявиться иным образом» [5, с. 122-123].

Христианство и философия долго помогали друг другу в процессе своего развития, хотя этот процесс был очень сложным и по-разному интерпретируется учеными. «Если бы, по словам Э. Жильсона, христианство выродилось в философию уже во II в., оно перестало бы существовать как религия, а тем самым лишилось бы смысла само понятие "христианская философия"» [6, с. 236]. «На самом деле вовсе не философия поддерживала жизнь христианства на протяжении четырех веков; скорее как раз христианство спасло философию от гибели» [7, с. 6]. Наконец в XII в. - «золотом веке схоластики», благодаря усилиям Альберта Великого, Фомы Аквинского, установилось, к сожалению, ненадолго, фундаментальное равновесие между разумом и верой.

Христианство углубило представления о трансдисциплинарном Боге, благодаря которому взгляд на человека и все его деяния осуществляется со стороны среды его проживания. «...Христианство осуществило превращение внешней трансцендентности во внутреннее переживание - то, что было известно в Индии и Китае, - с той разницей, однако, что христианство связало это осуществление с имманентным миром и тем самым создало у своих последователей чувство постоянного беспокойства, поставив перед ним задачу христианского преобразования мира» [8, с. 96]. Однако сам этот прорыв «отнюдь не являет собой четкое прямолинейное развитие. Когда в номинализме позднего средневековья возникли предпосылки современной науки, то скоро после этого или даже одновременно с этим начались оргиастические "охоты на ведьм"» [Там же].

«Гоеки постигли ту великую истину, что созерцание само по себе выше, чем действие. Но они сразу же превратили её в великое заблуждение: они верили, что человеческий род живет ради нескольких интеллектуалов... Христианство изменило все это. Оно внушило людям, что любовь стоит большего, чем интеллект. Оно изменило понятие созерцания, которое отныне усматривается не в интеллекте, а лишь в любви к созерцаемому Богу. Оно придало деятельности земное значение, состоящее в служении ближнему, и реабилитировало труд, вменив ему в качестве

ценности естественное искупление, и в качестве естественного предназначения - взаимное милосердие людей» [9, с. 8-9].

Таким образом, можно сказать, что средние века были исключительно напряженной эпохой, где политическая и религиозная борьба оказались тесно переплетены с культурой, философией и, как будет показано ниже, с наукой и образованием.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519) - итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор)

и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения

Особенности и последствия культурной революции средних веков

В науке и философии средних веков начали осознаваться тесные взаимосвязи между природным, естественным и искусственным. Это происходило очень медленно, пространство и время продолжали мыслиться как разнородные: небесное имело высокое качество, соответствуя святому, духовному, качество земное было более низким и понималось как телесное, греховное. Однако в отдельных научных школах, как западных, так и восточных, готовились прорывы. Например, в Оксфорде, прежде всего благодаря усилиям Р. Бэкона в XIII в. и У. Оккама - в XIV в., формировались идеалы математического, опытного знаний, предопределивших становление теоретических оснований экспериментальных

исследований спустя несколько столетий. Р. Бэкон глубоко исследовал проблемы оптики, особо обратив внимание на мираж и радугу. В этом же XIII в. Альберт Великий, развивая натурфилософию Аристотеля, добился существенных успехов в исследованиях по астрономии, географии, ботанике, зоологии, минералогии. Он был одним из первых средневековых мыслителей, возродивших интерес к теоретическим вопросам химии, металлургии, и развивал концепцию о том, что Млечный Путь содержит в себе множество звезд. Во многих средневековых университетах развивались логические нормы научного мышления и организации науки.

В средневековой Европе особо следует выделить научные поиски алхимиков и появление университетов, которые были чисто европейским порождением. Огромное количество открытий в алхимии были сделаны косвенно. Недостижимая цель (философский камень, человеческое бессмертие) требовала новых идей, и, благодаря глубоким знаниям и скрупулезности в исследованиях, алхимики открыли новые вещества, химические элементы и закономерности, основные химические реакции, важные прикладные направления, например, получение мейсенского фарфора. Университеты начинают появляться в Европе с XIII в.: сначала в Болонье и Париже, затем в Кембридже и Оксфорде. Благодаря университетам возникло сословие ученых и преподавателей христианской религии, которое можно считать фундаментом сословия интеллектуалов.

Бурное развитие описательного естествознания началось несколько позже, уже в эпоху Возрождения, а формирование его закончилось в начале эпохи Нового времени. Экспериментальный метод начал готовить к разработке еще Л. да Винчи, живший за сто лет до этой эпохи, но не имевший соответствующих технических возможностей, условий и логической структуры экспериментального метода. Он считал, что природе присущ некоторый нерушимый закон, который живет внутри нее. Однако его эксперименту недоставало строгости определений и точности измерений. Предполагается, что Г. Галилей при работе над своим математико-экс-периментальным методом испытал, возможно, косвенно, влияние Л. да Винчи. Он достиг новых результатов в геологии, физиологии и анатомии. Один из титанов этого времени Б. Телезио исходными началами природы предложил считать «холод», «тепло», «телесную массу», определив эти понятия как простейшие качества, на которых базируется физика. То есть Телезио осуществил подготовительную работу для последующего введения основных понятий термодинамики. Огромное значение имели идеи Дж. Бруно, который утверждал, что Вселенная сферична и вместе с тем бесконечна. Он также обосновывал идею существования бесконечных миров с другими планетами и другими звездами, тождественными Солнечной системе и Земле. Благодаря их генезису, аналогичному Земле, на многих из них, по его мнению, существуют жизнь и разум, подобные земным.

Окончательное формирование отмеченных выше направлений произошло на протяжении этапа, называемого «научной революцией», который охватывает про-

межуток времени между 1543 и 1687 годами. Первая дата соответствует публикации Н. Коперником работы «Об обращениях небесных сфер», вторая связана с публикацией И. Ньютоном «Математических начал натуральной философии». Коперник дал этой революции главный толчок, однако его концепция, кроме основной идеи (положение Солнца в центре мира), несла еще много старых фрагментов и структур. Мир Коперника замкнут, перемещение планет обусловливается как бы вращением материальных кристаллических сфер. Последователь Коперника Т. Браге ввел понятие орбиты, а применительно к кометам - орбиты овальной. Он усовершенствовал технику наблюдений и измерений астрономических явлений, достигнув предела возможностей использованного им оборудования. Однако наиболее полную обработку результатов наблюдений Браге осуществил его ученик И. Кеплер, который понял, что орбиты планет эллиптические, и количественно описал характер движения планет по этим орбитам. Г. Галилей показал ошибочность различения физики земной и физики небесной, доказывая, что Луна имеет ту же природу, что и Земля, формируя принцип инерции. Галилей обосновал автономию научного мышления и две новые отрасли науки: статику и динамику, «подведя фундамент» под выдающиеся обобщения Ньютона, который в своей теории гравитации объединил физику Галилея и

Николай Коперник (1473 - 1543) - польский астроном, математик, механик, экономист. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции

Джордано Бруно (1548 -1600) - итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма. Развивал неоплатонизм в духе возрожденческого

натурализма, пытался дать в этом ключе философскую интерпретацию учения Коперника

небесную механику Кеплера. Это стало возможным благодаря осознанию, что пространственные и временные точки одинаковы везде, на Земле и в космосе, в отличие от представлений, имевших место в средние века.

В течение этого периода изменился не только образ мира. Изменились и представления о человеке, о науке, об ученом, о научном поиске и научных институтах, об отношениях между наукой и обществом, наукой и философией, между научным знанием и религиозной верой, что характеризуется следующими основными моментами:

1) Земля, по Копернику, - не центр Вселенной, созданной Богом, а небесное тело, как и другие. Но если Земля - обычное небесное тело, то не может ли быть так, что люди обитают и на других планетах;

2) наука становится не привилегией отдельного мага или жреца, не комментарием к мыслям авторитета, например Аристотеля, который все объяснил. Наука становится исследованием и раскрытием мира природы, ее основу составляют эксперимент, а также строгий специальный язык;

3) наиболее характерная черта возникшей науки -ее метод, допускающий общественный контроль, что делает науку социальной;

4) начиная с Галилея, наука намерена исследовать не «что», а «как», не субстанцию, а функцию. Галилей считал, что поиск сущности - занятие невозможное, поскольку нам одинаково неведомы субстанции Луны, Земли, пятен на Солнце, обыкновенных облаков и удаленных небесных тел. Но если тщетно искать субстанцию солнечных пятен, это еще не значит, что нами не

могут быть исследованы некоторые их характеристики, например, место, движение, форма, величина, непрозрачность, способность к изменениям, а также формирование и исчезновение этих пятен.

Научная революция порождает ученого-экспериментатора, сила которого - в эксперименте, становящемся все более и более точным, строгим благодаря новым измерительным приборам. Новое знание опирается на союз теории и практики, который часто получает развитие в кооперации ученых с одной стороны, и техников и мастеров высшего разряда (инженеров, архитекторов и т.д.) - с другой. Экспериментальное знание, доступное общественному контролю, делает науку социальной. Основной метод исследований Нового времени - научный эксперимент, который отличается от всех возможных наблюдений тем, что предварительно формулируется гипотеза, а все наблюдения и измерения направлены на ее подтверждение или опровержение.

Начало экспериментальному методу Нового времени положило изобретение двух важнейших инструментов: сложного микроскопа З. Янсеном (около 1590 г) и телескопа Ф. Липперстеем (1608 г.). Затем в Нидерландах, Германии, Франции, Италии началось совершенствование подзорных труб, в котором приняли участие многие выдающиеся ученые того времени. С появлением телескопов развитие астрономии поднялось на качественно новый уровень, выявив множество новых, не видимых невооруженным взглядом звезд. Г. Галилей открыл четыре наиболее крупных спутника Юпитера,

Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) - английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма

gaililevs gmlilevs

'math vs.*

Галилео Галилей (1564 -- 1642) - итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени

было достоверно установлено, что туманности и галактики являются огромным скоплением звезд, обнаружены темные пятна на Солнце. К середине XVII в. Я. Геве-лий изготовил первую карту Луны и впервые предложил принятые в настоящее время названия темных пятен Луны - океаны и моря. Гевелию удалось наблюдать девять больших комет, что положило начало их систематическому исследованию.

В Новое время были объяснены многие, довольно простые явления, над которыми человечество задумывалось в течение многих веков. Существовало множество неправильных объяснений приливов и отливов в морях и океанах. Правильные объяснения этому явлению дали И. Кеплер и И. Ньютон. Р Гук ввел название для тонкой материи - эфир, после чего установились представления, что все мировое пространство заполнено этой субстанцией, а тела как бы растворены в ней. Гук приписывал эфиру колебательное движение, подробно объясняя при помощи него явление тяготения и свет. Причина цветов тел была установлена Ньютоном и сохранила значение до настоящего времени. Ньютон также начал разработку эмиссионной и волновой теорий света, современный фундамент которой создал Х. Гюйгенс.

XVII в. - век классического рационализма, но его становлению предшествовала длительная борьба родоначальника «расплывчатого эмпиризма» Ф. Бэкона и автора теоретических «мысленных конструкций» Р. Декарта с одной стороны, и последователей Ньютона, развивавших научный опыт, - с другой. Hypotheses non fingo (гипотез не измышляю) - знаменитое изречение Ньютона, на основе которого возникло целое новое мировоззрение. Ньютон писал, что все то, что не вытекает из явлений, является гипотезой, которым нет места в

экспериментальной физике. В последней выводят некоторые положения из наблюдаемых явлений и обобщают их путем индукции. Центральным понятием механики Ньютона стал закон всемирного тяготения, с помощью которого он объяснил бесконечное множество явлений: единообразие сил притяжения на различных планетах и звездах, воздействие на массу морской воды притяжений Солнца и Луны (как причины приливов) и многое другое. Более того, Ньютон предложил четкую программу исследований: объяснить с помощью силы тяготения не только механические, но и электрические, оптические, физиологические и другие природные явления. Именно фундаментальные идеи Г Галилея, Ф. Бэкона, Р Декарта способствовали соединению экспериментального метода с математическим описанием природы, что стало главным достижением всей этой эпохи от средних веков до начала Нового времени.

В XVI - XVII вв. наблюдается также бурный расцвет анатомических исследований. В 1544 гг. А. Везалий опубликовал книгу «О строении человеческого тела», которая была прекрасно иллюстрирована и сразу же получила широкое распространение. Известный современный ученый А. Азимов считает ее первым скрупулезным описанием анатомии из всех, известных человечеству. Но это было, если так можно выразиться,

Иоганн Кеплер (1571 -1630) — немецкий математик, астроном, механик, оптик и астролог, первооткрыватель законов движения планет Солнечной системы

Исаак Ньютон (1642 - 1727) - английский физик, математик, механик и астроном, автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором изложил закон всемирного тяготения и три закона, ставшие основой классической механики

развитием статических представлений о человеческом теле. У. Гарвей заложил основы экспериментальной физиологии на основе механистической философии и правильно понял схему циркуляции крови в организме. Гарвей воспринимал сердце как насос, вены и артерии -как трубы. Кровь он рассматривал как движущуюся под давлением жидкость, а работу венозных клапанов уподоблял клапанам механическим. В спорах со своими коллегами Гарвей утверждал, что «никакого жизненного духа» (эфирного тела) ни в каких частях организма не обнаружено.

В эпоху средних веков развитие науки бурно шло в арабских странах. Ф. Шиллер писал, что арабы впитали в себя мудрость античности, а затем передали его Европе, перешедшей из эпохи варварства в эпоху Возрождения. К X в. сформировались наиболее крупные культурные центры арабского мира: Багдад, Кордова, где возникли ученые общества, которые в западных странах появились гораздо позже. В этих городах имелись десятки публичных библиотек, книги активно закупались в других странах, был организован их перевод на арабский язык. Арабы использовали научные приборы, например, компас и буссоль, создали множество оптических приборов. Ислам не запрещал исследовать глаз, который считался принадлежащим не человеческому телу, но Богу, так что человечество долго пользовалось достижениями средневековых арабских глазных врачей,

также как и искусством ухода за больными. Арабский мир дал человечеству много выдающихся ученых и организаторов науки. Аль-Хорезми значительно улучшил таблицы движения планет и усовершенствовал астролябию - прибор для определения положения небесных светил. Бируни со всей решительностью утверждал, что Земля имеет шарообразную форму и значительно уточнил длину ее окружности. Он также допускал вращение Земли вокруг Солнца. О. Хайям утверждал, что Вселенная существует вечно, а Земля и другие небесные тела движутся в бесконечном пространстве.

«Революция XVII в. дала Западному миру новую форму и особенно новый дух, который впервые в истории побудил наследников незападных цивилизаций принять западную цивилизацию взамен своих родовых наследий. Западная революция XVII в., таким образом, открыла путь культурному развитию общемирового масштаба: вестернизации мира. Это, в свою очередь, после XVII в. открыло путь для трансформации западной цивилизации в цивилизацию общемировую» [10, с. 211].

В современных условиях многие из перечисленных концепций сохраняют свое значение, если мы рассмотрим представление о Боге шире, чем это присуще отдельным его репрезентациям. Этой проблемой должны заниматься ученые, философы, представители церкви вместе, как это отмечали многие выдающиеся мыслители прошлого, и тогда описанные выше подходы наполнятся новой «жизненной силой», дадут обоснование современному универсализму.

Список литературы

1. Степин, В. С. Философия науки. Общие проблемы / В. С. Степин. - М. : Гардарики, 2006. - 384 с.

2. Поршнев, Б. Ф. Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в. /Б. Ф. Поршнев. - М. : Наука, 1970. - 387 с.

3. Косиков, Г. К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы / Г. К. Косиков; под ред. Л. Г. Андреева // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000 - 2000. - М. : Высшая школа, 2001. - 335 с.

4. Горфункель, А. Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения / А. Х. Горфункель. - М. : Мысль, 1977. - 360 с.

5. Блок, М. Апология истории или ремесло историка :[ пер. с фр.] / М. Блок. - М. : Наука, 1986. - 256 с.

6. История философии : Запад-Россия-Восток. -М. : «Гоеко-латинский кабинет», 1996. - Кн. 1. - 448 с.

7. Gilson, E. History of Christian Philosophy in the Middle Ages / Е. Gilson. - N.Y. : Charles Scribner's Sons, 1965.

8. Ясперс, К. Смысл и назначение истории : [пер. с нем.] / К. Ясперс. - М. : Изд. политической литературы, 1991. - 527 с.

9. Маритен, Ж. Философ в мире : [пер. с фр.] / Ж. Маритен. - М. : Высшая школа, 1994. - 192 с.

10. Тойнби, А. Дж. Цивилизация перед судом истории : [пер. с англ.] /А. Дж. Тойнби. - М. : Рольф, 2002. -592 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.