Научная статья на тему 'Научная жизнь СПбДА и Издательство СПбДА в осеннем семестре 2019–2020 учебного года'

Научная жизнь СПбДА и Издательство СПбДА в осеннем семестре 2019–2020 учебного года Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научная жизнь СПбДА и Издательство СПбДА в осеннем семестре 2019–2020 учебного года»

научная жизнь Академии

научная Жизнь СПбДА и издательство СПбДА в осеннем семестре

2019-2020 УЧЕБНОГО ГОДА

С некоторых пор стал вполне очевидным тот факт, что научная и издательская деятельность СПбДА тесно взаимосвязаны. Материалы научных конференций, круглых столов и других научно-просветительских мероприятий находят свое отражение на страницах кафедральных академических журналов. Кафедры активно взаимодействуют с Издательством СПбДА по разнообразным научным направлениям. Кроме того, у Издательства есть собственные научные проекты, разрабатываемые в рамках деятельности «Византийского кабинета» и «Барсовского общества».

В этом небольшом отчете мы хотим рассказать о нескольких совместных проектах, имевших место быть осенью 2019 года, и надеемся, что читатель, заинтересовавшись ими, найдет потом их материалы в таких журналах, как «Христианское чтение», «Труды кафедры богословия», «Русско-Византийский вестник», «Актуальные вопросы церковной науки», «Труды и переводы» и «Вестник Исторического общества».

I Международная научно-богословская конференция по византинистике

13 сентября 2019 года в Книжной гостиной при Издательстве СПбДА состоялась I Международная научно-богословская конференция по византинистике, которую провёл руководитель научно-просветительского проекта «Византийский кабинет», кандидат философских наук, заведующий кафедрой иностранных языков священник Игорь Иванов.

Перед началом научного мероприятия ректор Академии епископ Петергофский Силуан обратился к собравшимся с приветственным словом, в котором отметил влияние византийского наследия на ход развития России и европейских стран:

«Византийское наследие оставило свой след у многих стран Европы, но в истории нашей страны эта связь имеет особый одухотворённый характер. Христианская вера принесла нам не только основы грамотности или великолепное богослужение. Крещение Руси было одним конкретным событием, которое в исторической перспективе дало возможность миллионам русских людей стать у Престола Божия. И это главный византийский дар нашему народу. Русский менталитет во многом сформировался благодаря православному отношению к миру, к труду, взаимоотношениям в государстве. И современное общество, в котором как будто теряются нравственные ориентиры из-за информационной перенасыщенности, нуждается в крепком основании для достойной жизни. И эти основания лежат в нашей вере, в нашей традиции, которую мы волею Божией восприняли от Византии».

Далее проректор по научно-богословской работе протоиерей Константин Костро-мин поприветствовал участников мероприятия, высказав надежду на то, что первая конференция по византинистике положит начало новой традиции в научной жизни Академии и в дальнейшем будет привлекать всё большее количество специалистов.

После отца Константина выступил священник Игорь Иванов с докладом «Современность и византийская матрица», обозначив главную проблематику конференции в контексте базовых византийских установок: 1) правовое сознание (дисциплина социальной практики); 2) культурное сознание (дисциплина интеллектуальной практики); 3) церковное сознание (дисциплина церковной жизни) и 4) догматическое сознание (дисциплина соборного духовного разума). Доклад отца Игоря сопровождался видеопрезентацией, иллюстрирующей реконструкцию Юстинианы Примы — «идеального византийского города», построенного по заказу императора Юстиниана Великого в 530-х годах и разрушенного аварами в 615 году.

Пленарное заседание открыла профессор философии Папского университета Иоанна Павла II в Кракове монахиня Тереза (Оболевич). Она представила доклад «Мирра Лот-Бородина как исследователь византийского богословия», в котором рассказала о биографии и трудах учёной, особое место в которых занимает её личная переписка с русскими богословами XX века. Затем профессор Екатеринбургской духовной семинарии Д. И. Макаров прочитал доклад «Феодор Метохит (XIV в.) об интеллектуальной и духовной составляющих образования». Докладчик провёл подробный анализ учения византийского писателя. После этого настоятельница Константи-но-Еленинского женского монастыря игумения Илариона (Феоктистова) представила сообщение «Византийское влияние в монастырском уставном творчестве XIX века», в котором изложила разбор древних литургических практик святителем Феофаном Затворником. Преподаватель Академии, кандидат богословия протоиерей Владимир Гончаренко прочитал доклад «Деятельность священномученика Григория, патриарха Константинопольского, по сохранению греческого классического языка». После этого доктор исторических наук, профессор Духовной Академии М. В. Шкаровский в своём докладе «Образ Святой Горы Афон в произведениях русских писателей-эмигрантов 1920-1930 гг.» рассказал об особенностях творчества русских писателей начала XX века. Далее доктор культурологии, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета О. Б. Сокурова выступила с сообщением «Новая Елена и византийский вектор духовного, государственного и культурного пути России». Она рассказала о вкладе княгини Ольги в установление русской государственности и улучшение дипломатических отношений с Византией.

После перерыва конференция перешла в практическое русло. Так, директор духовно-просветительского центра «Кириллица» (г. Самара), священник Максим Соколов провёл практическое занятие «Влияние византийской эстетики на русский и европейский средневековый костюм. Взгляд современного реконструктора», во время которого он показал элементы одежды и оружия византийских граждан. Затем кандидат искусствоведения, член Союза художников России, директор Научного архива Российской академии художеств В.Б.Казарина прочитала доклад «Современные

реплики византийского шитья», в котором рассказала об истории применения византийской вышивки в церковной традиции Руси. После этого кандидат медицинских наук, старший преподаватель истории медицины Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии О. А. Джарман выступила с сообщением на тему «Ребенок в представлении византийской медицины», в котором привела толкование гуморальной теории византийский врачей, а также отметила основные моменты в уходе и лечении детей в древних медицинских учреждениях. Преподаватель Епархиальных курсов религиозного образования и катехизации имени святого праведного Иоанна Кронштадтского при Отделе религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии С. Ф. Тухленков представил доклад «Богослу-жебно-певческий канон и музыкальная культура». Он подчеркнул, что византийская традиция передала Русской Церкви опыт аскетически выверенного искусства.

Своеобразным обобщением характеристики русско-византийского менталитета стал завершающий доклад «Образы Византии в религиозно-философской мысли Русского зарубежья», который прочитал доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии, кандидат философских наук И. Б. Гаврилов, рассмотревший различные мнения русской философской эмиграции о Византии и её культурном наследии.

Священник Максим Соколов

Материалы конференции будут опубликованы в научном журнале Византийский вестник».

Русско-

XI Международная научно-богословская конференция «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки»

24 и 25 сентября 2019 года в Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялась XI Международная научно-богословская конференция «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки», в которой приняли участие около 150 учёных из 7 стран мира и 34 городов России. Год проведения научного форума совпал с 210-летием со дня учреждения Академии на Неве в качестве высшего духовного учебного заведения.

Конференцию открыло пленарное заседание, которое началось со вступительного слова епископа Петергофского Силуана, ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии:

«Одной из основных задач духовного образования является передача традиции и исторической памяти Церкви, на которую, как на нить, нанизывается личный духовный опыт человека. Базовые принципы христианства неизменны, однако контекст эпохи, в которой им приходится звучать, заставляет менять и словесное оформление, и способы, которыми христианские истины могут быть донесены до тех, кто скрупулёзно задаёт вопросы и ищет ответы. Наша с вами цель — обновлять и расширять научный язык, который, с одной стороны, будет укоренён в христианском миропонимании, а с другой стороны, окажется актуальным и востребованным среди учёного сообщества.

Наука — это не законченная система знаний, не готовое решение в виде ответов на все вопросы. В первую очередь, это инструмент познания мира, созданный человечеством с целью заполнить вложенное в каждого индивида стремление найти истину и смысл. Поэтому мы с вами не только продолжатели церковной науки прошлых столетий, но и соработники тысячелетней богословской мысли. В честной научной деятельности человек способен обнаружить отпечатки Божества: и в окружающем мире, и внутри себя, и в истории, и в интеллектуальном труде. В этом и заключается одна из важнейших целей богословской науки».

Затем на пленарном заседании были озвучены следующие доклады, посвящён-ные различным направлениям богословской науки.

Выступления открыл доклад доктора исторических наук, главного архивиста Центрального государственного архива Санкт-Петербурга М. В. Шкаровского «Возрождение духовного образования в Северной столице в середине 1940-х гг.». Докладчик рассказал о возрождении 1 сентября 1946 года Ленинградской Духовной Академии на базе Богословско-пастырских курсов, работавших в Ленинграде в 1945/1946 учебном году.

Со следующим докладом «Санкт-Петербургская Духовная Академия и сербы: исторический путь и богословское наследие» выступил доктор богословских наук, экстраординарный профессор Православного богословского факультета Университета в Белграде Владислав Пузович.

Епископ Петергофский Силуан (Никитин)

Владислав Пузович

Далее доктор исторических наук, заведующий Научным центром истории богословия и богословского образования Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Н. Ю. Сухова рассказала о методике и принципах преподавания в Санкт-Петербургской Духовной Академии после реформы духовного образования 1809 года.

После этого слово взял доктор философских наук, проректор по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Д. В. Шмонин, который поделился со слушателями размышлениями о разнице между богословием и теологией в современной системе знаний.

Затем выступил доктор богословия, доцент Православного богословского факультета Университета в Прешове протоиерей Вацлав Ежек, представивший сообщение на тему «Природа без природы»: современный разрыв между формой и природой и роль богословия».

В свою очередь профессор Папского библейского института Рима Энрико Черони, предложив доклад на тему «Георгий Писидийский и „Поклонение Истинному Кресту"», рассказал о роли византийского писателя, гимнографа и религиозного деятеля Георгия Писиды в борьбе с иконоборчеством.

Доклад «О славянских богослужебных книгах в Киевской митрополии в XI столетии» прочитал доктор восточных церковных наук, профессор кафедры церковно-практических дисциплин Московской Духовной Академии А. М. Пентковский.

Также кандидат исторических наук, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» А. В. Громова рассказала о меценатской и просветительской деятельности великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой в России конца XIX — начала XX века.

Завершил выступления доклад доктора исторических наук Тель-Авивского университета, члена Департамента археологии и ближневосточных исследований А. В. Фанталкина. Он поделился со слушателями проектом археологических раскопок грузинской церкви VI века на средиземноморском побережье Израиля неподалёку от города Ашдод.

Во второй день работы конференции участники распределились по 14 тематическим секциям: «Богословие и патрология», «Общие вопросы богословия», «Наследие выдающихся богословов XX века», «Новозаветные исследования», «Ветхозаветные исследования и общие вопросы библейской экзегетики и библейской филологии», «История Русской Православной Церкви в Средние века и Новое время», «История Русской Православной Церкви после великих реформ», «История Русской Православной Церкви в советскую эпоху», «История Церкви», «Литургика и каноническое право», «Религиозная философия», «Педагогика, духовное образование и просветительство», «Церковное изобразительное искусство и архитектура», «Религиозное искусство».

Материалы XI международной научно-богословской конференции будут опубликованы в журнале «Актуальные вопросы церковной науки».

Энрико Черони

Круглый стол в память 70-летия со дня кончины Вячеслава Иванова (1866-1949)

25 октября 2019 года в Книжной гостиной состоялось первое в этом учебном году заседание (в виде круглого стола) научно-просветительского проекта «Византийский кабинет», посвященное 70-летию со дня кончины Вячеслава Иванова (1866-1949).

Ведущими круглого стола на тему «Вячеслав Иванов (1866-1949): поэт, философ, христианин. К 70-летию со дня кончины» традиционно выступили авторы проекта — главный редактор «Русско-Византийского вестника» священник Игорь Иванов и Игорь Борисович Гаврилов, заместитель главного редактора журнала.

В мероприятии приняли участие ученые из Санкт-Петербургского государственного университета, Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Санкт-Петербургской Духовной Академии.

С основным докладом «Византийская традиция в позднем творчестве Вячеслава Иванова» выступила доктор филологических наук, профессор СПбГУ Светлана Дмитриевна Титаренко. В ее докладе было рассмотрено преломление традиций византийской эстетики в «Повести о Светомире царевиче» и других сочинениях мыслителя.

Открывая заседание, священник Игорь Иванов рассказал о деятельности «Византийского кабинета» и о журнале «Русско-Византийский вестник». Отец Игорь особо подчеркнул, что личность и творчество В. Иванова нам интересны именно в контексте пересечения античной, византийской, русской и европейской традиций в его наследии, для которого характерны полифоничность и вселенскость, равно как и амбивалентность вкупе с метафизичностью, символизмом и реализмом, ставящие поэта в ряд крупнейших литераторов России.

В свою очередь Игорь Борисович Гаврилов добавил, что В. Иванов был не только писателем-гуманистом, сочетавшим как славянофильскую, так и романтическую линии, но и выдающимся представителем русского эллинизма, прошедшим через искушение ницшеанством. Игорь Борисович предложил такой вопрос для обсуждения: как сочетались в творчестве Вячеслава Иванова обращенность к западной культуре

Светлана Дмитриевна Титаренко

и верность русско-византийской традиции, что особенно сказалось в его «Повести о Светомире царевиче»?

Отвечая на этот вопрос, слово взяла Светлана Дмитриевна Титаренко, отметив, что «византийство» В. Иванова явно прослеживается в его произведениях, написанных после отъезда из России в 1924 г., и достигает своего апогея именно в «Повести о Свето-мире царевиче» — как бы духовном завещании мыслителя, отразившем его взгляды на историю мира и человечества. Это сочинение представляет собой своего рода христианскую мифолого-символическую утопию, где через религиозный экфрасис как некую иконичность изображается чаемое царство «агиократии».

Продолжая эту мысль, кандидат философских наук Евгений Михайлович Титаренко сделал акцент на вставленное в «Повесть...» «Духовное послание пресвитера Иоанна», в котором духовно-символическая иконография спасения земли тесно связана с топографией — реальной и символической (например, образы Кремля и Успенского собора как центра земли).

В свою очередь доктор культурологии Ольга Борисовна Сокурова подчеркнула, что В. Иванов в эпоху глобальных катастроф ХХ века пытался посредством нравственно-религиозного искусства повлиять на обновление и пересоздание действительности. Но именно этот утопизм был характерной чертой Серебряного века, в искусстве которого ярко проявилась тяга к хилиастиче-скому утопизму преображения земли (от символистов и хлыстов к революционерам). В его основе лежит острое недовольство собой, обществом, миром и самой искусственностью искусства, а творчество связано с разрушительными тенденциями. Тем не менее В. Иванов, будучи «реалистическим символистом», считал, что нужно «ценить плоть мира» и идти от «реального к реальнейшему», обретая истинный смысл в том, что находится за пределами мира, культуры и искусства.

Александр Васильевич Маркидонов

Поддерживая эту тему, кандидат богословия доцент Александр Васильевич Маркидонов уточнил, что само разобщение человечества с горним миром привело и к кризису культуры, и к мировым войнам. И конечно, утопичность является двойником иконичности, ее подменой, ибо она не ведет к выходу в эсхатологию, к ситуации, когда человек чает «облечься в нетленное». Именно это слово «облечься» использовал В. Иванов, говоря о некоем «посвящении» как приобщении к новому реальному духовному опыту сверхисторизма.

Последним выступил Игорь Борисович Гаврилов, подытожив, что В. Иванову удалось, несмотря на увлечение взглядами антивизантийца В. Соловьева и нигилиста Ф. Ницше, прийти и к оправданию византийского синтеза античной культуры и христианства, и избежать критики исторического христианства, устремившись целиком к поиску в образах и символах идеала Единой Церкви, живущей любовью ко Христу и человечеству.

В завершение встречи слушатели и гости кратко обсудили вопросы, вызванные темой круглого стола. Было высказано пожелание глубже рассмотреть как «византий-ство» Вячеслава Иванова, так и специфику искусства Серебряного века в контексте русско-византийской ментальности.

Материалы круглого стола будут опубликованы в научном журнале «Русско-Византийский вестник».

Научно-богословская конференция «Теология и религиоведение»

28 октября 2019 года в Актовом зале Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялась научно-богословская конференция «Теология и религиоведение», организованная кафедрой богословия Духовной школы совместно с Институтом философии РАН и РГПУ им. А. И. Герцена.

Перед началом конференции модератор встречи заведующий кафедрой богословия СПбДА священник Дмитрий Лушников поприветствовал гостей и предоставил первое слово проректору по научно-богословской работе протоиерею Константину Костромину:

«Дорогие коллеги, конечно, очень важно развивать богословские исследования в Духовных школах. И это необходимо делать, в том числе, при помощи налаживания диалога между философией, религиоведением и богословием. При этом важно их обоюдное движение навстречу друг другу. И богословие, со своей стороны, должно понять, каким образом оно может сочетать умозрительное, в какой-то степени умное в богословском смысле знание о Боге, с философскими категориями и религиоведческими понятиями».

Далее мероприятие продолжили доклады, посвящённые различным направлениям религиоведения. Первым докладчиком была кандидат философских наук, научный сотрудник Института философии РАН Т. С. Самарина, которая выступила с сообщением на тему «Феноменология религии как диалог теологии, религиоведения и философии». Затем о феномене религиозного обновления рассказал кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и религиоведения РГПУ имени А. И. Герцена Д. А. Головушкин.

После этого слово взял руководитель сектора философии религии Института философии РАН, доктор философских наук профессор В. К. Шохин, который представил сообщение на тему «Что такое религиозный инклюзивизм?». В своём докладе он отметил следующие моменты:

Протоиерей Константин Костромин

Профессор В. К. Шохин

а) между теологией и религиоведением нет и не может быть конфликта;

б) существует немало сфер, где теология и религиоведение могут взаимодействовать, например в области философии религии; в) например, Джон Хик говорил о религиозном плюрализме и поделил историю религиозной мысли на 3 периода: 1) эксклюзивизм (Средние века); 2) камуфлированный инклюзивизм (до Второго Ватиканского Собора) — частицы Истины есть и в других религиях; 3) плюрализм: все традиции — как будто линзы, через которые проникает свет Трансцендентной Реальности.

После этого кандидат философских наук, доцент священник Игорь Иванов в докладе «К вопросу о методологии преподавания истории религий в духовных школах» рассказал о зарубежных традициях, приведя пример четырех моделей религиозного образования: 1) открытое обучение (учитель — духовный наставник, цель — духовное совершенство); 2) академическое обучение (учитель — ученый, цель — понимание учеником системы сведений); 3) «технологическое» обучение (учитель — диагност-наладчик, цель — формирование религиозного человека через поведенческие изменения); 4) христианская миссия (учитель — социально активный миссионер, цель — воспитание сознательных и активных миссионеров).

С докладом «Социология религии: качественные и количественные методы исследования неверия» выступила кандидат философских наук, научный сотрудник Института философии РАН В. В. Слепцова. Она рассказала о том, что одной из задач

социологии религии является описание границ и форм «неверия», рассмотрев при этом модель применения количественных и качественных методов социологического анализа для изучения данного феномена.

С заключительным докладом «Эпоха великих социальных открытий в науках о религии: время новых религиозных сообществ» выступил директор Института философии человека РГПУ им. А. И. Герцена, доктор философских наук, профессор Р. В. Светлов. Роман Викторович подчеркнул, что сейчас в обществе наблюдается потеря интереса к религиоведению, а также сместились акценты, связанные с предметом исследования — все чаще им становится юридически зарегистрированная религиозная организация, а не сущность и ценности религии.

Материалы конференции будут опубликованы в научном журнале «Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.