Научная статья на тему 'НАУЧНАЯ ШКОЛА: СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА'

НАУЧНАЯ ШКОЛА: СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
433
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / SCIENTIFIC SCHOOL / ДОКТРИНА / DOCTRINE / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / CIVIL LAW / ЧАСТНОЕ ПРАВО / PRIVATE LAW / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайцев О. В.

Понятие «научная юридическая школа» до сих пор воспринимается неоднозначно, между тем роль их в развитии гражданского права чрезвычайно важна. Заложенный в них потенциал позволил в достаточно короткий период создать адекватную экономическим и социально-политическим условиям систему частноправового регулирования на постсоветском пространстве, ориентируясь не только на западную модель гражданско-правовых институтов, но и используя достижения дореволюционных российских цивилистов. Благодаря научным юридическим школам формируется авторитет науки гражданского права в обществе, осуществляется преемственность юридической доктрины. Научная школа представляет собой потенциал для дальнейшего развития науки частного, гражданского права как основной движущей силы развитой рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зайцев О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC SCHOOL: THE NATURE AND SIGNIFICANCE FOR THE DEVELOPMENT OF CIVIL LAW

The concept of "scientific law school" is still perceived ambiguously. Meanwhile, their role in the development of civil rights are extremely important. Their potential allowed in a relatively short period of time to create system of private law for economic and socio-political needs in the post-Soviet republic, focusing not only on the Western model of civil institutions, but using the achievements of pre-revolutionary Russian lawers. According to them, the authority of science of civil law in society, the continuity of legal doctrine are formed. Scientific law school is the potential for further development of private law as the main power of market economy.

Текст научной работы на тему «НАУЧНАЯ ШКОЛА: СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА»

Список литературы:

1. Йеринг, Р. Избранные труды: в 2 т. / Р. Йеринг. — СПб.: Юридический центр «Пресс», 2006. — 618 с. — Т. 1.

2. Бытко, С.Ю. Сущность уголовного наказания // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2015. — № 4. — С. 39—44.

О.В. Зайцев, O.V. Zaytsev,

кандидат юридических наук, доцент, PhD in Law, Dean of Law School

заведующий Высшей школой of 1PAM RANEPA

правоведения ИГСУ РАНХиГС [email protected]

Научная школа: сущность и значение для развития гражданского права

Аннотация: понятие «научная юридическая школа» до сих пор воспринимается неоднозначно, между тем роль их в развитии гражданского права чрезвычайно важна. Заложенный в них потенциал позволил в достаточно короткий период создать адекватную экономическим и социально-политическим условиям систему частноправового регулирования на постсоветском пространстве, I ориентируясь не только на западную модель гражданско-правовых институтов, но и используя § достижения дореволюционных российских цивилистов. Благодаря научным юридическим школам ^ формируется авторитет науки гражданского права в обществе, осуществляется преемствен-к ность юридической доктрины. Научная школа обладает потенциалом для дальнейшего развития ш науки частного, гражданского права как основной движущей силы развитой рыночной экономики.

0 Ключевые слова: научная школа, доктрина, гражданское право, частное право, юридическое <С образование.

Scientific school: the nature and significance for

1 the development of civil law

H

Abstract: The concept of "scientific law school" is still perceived ambiguously. Meanwhile, their role in the с development of civil rights are extremely important. Their potential allowed in a relatively short period of time

m

О According to them, the authority of science of civil law in society, the continuity of legal doctrine are formed.

< Scientific law school is the potentialfor further development of private law as the main power of market economy. с Keywords: scientific school, doctrine, civil law, private law, legal education.

to create system of private law for economic and socio-political needs in the post-Soviet republic, focusing not only on the Western model of civil institutions, but using the achievements ofpre-revolutionary Russian lawers.

24 Не

1есмотря на кажущуюся простоту, понятие «научная школа» многозначно. Нередко в качестве признака научной школы указывают на го ее связь с деятельностью учебного или научного подразделения (института, о университетской кафедры и пр.) [1]. Главным же отличием является неформальный характер объединения, основанного, как правило, на авторитете одного или нескольких крупных ученых, основателей школы, труды которых имеют широкое признание в обществе, т.е. на приверженности общего научного направления. «Научная школа представляет собой модель трансляции от старшего поколения к младшему не только предметного содержания (знаний, умений и навыков), но и культурных норм и ценностей определенного научного сообщества» [2, с. 25].

I

В) ■<

В)

Е.П. Губин, подчеркивая связь вузовской науки и образовательного процесса, выделяет категорию научно-педагогической школы и обозначает такие ее критерии, как: защита докторских диссертаций по направлению научной школы; публикацию монографий по направленности деятельности школы; создание и функционирование на базе школы научно-производственных, научно-образовательных структур; создание УМК, обеспечивающего учебный процесс по курсу предпринимательского права (наличие учебника); подготовка научно-педагогической смены в аспирантуре [3].

Несмотря на то, что в юриспруденции на методологическом уровне вопрос о понятии и признаках научной школы не поднимался, многие авторы заявляют такие общие критерии, как: наличие лидера, наличие преемственности поколе-нияй, получение объективно нового знания, обогащающего науку [4, с. 42; 5]1. Я Применительно к характеристике лидера научной школы отмечается многолетний Е опыт деятельности в вузе, количество научных публикаций и число учеников, о аспирантов и докторантов, защитивших диссертации под руководством ученого, наличие последователей идей данного автора и, конечно, определенные направ- уЩ ления науки гражданского права, которые разрабатывал ученый [6; 7]. о

Указывается, что образование научных школ следует отнести к хорошей т российской традиции, явившейся следствием особенностей культурно- 5 исторического развития России [8]. Стоит признать, что, несмотря на некую а «второстепенность» гражданского права в эпоху СССР, именно тогда сложи- н лись основные цивилистические школы, оказавшие существенное влияние Т на процесс перехода к рыночной экономике. Я

Формирование научной школы, как уже отмечалось, связано с организационными формами построения структуры управления учебного и научного в процессов в российских (советских) образовательных и научных учрежде- и ниях. На роль заведующего кафедрой, как правило, претендует наиболее Г известный в профессиональных кругах ученый, имеющий научные труды, Ж заслуги в формировании самой кафедры либо поддержании ее существующего Н потенциала. Помимо обеспечения учебного процесса, методической деятель- к ности, кафедра вуза ориентирована на научную деятельность. Особенностью ° таких направлений для отраслевых кафедр (например, гражданского права) р становится изучение действующего законодательства и правоприменитель- а ной практики, проведение анализа эффективности действующих правовых институтов или норм, в том числе и толкование права. 25

Характеризуя различные юридические школы, особое внимание обратим на -

формирование юридической школы профессора В.Ф. Яковлева (автор данной статьи относит себя к представителям именно этой школы). Любопытно отме- — тить особый феномен. В то время, когда Вениамин Федорович был профессо- ^ ром Свердловского юридического института (в настоящее время — Уральский государственный юридический университет), вокруг него, С.С. Алексеева и других именитых коллег сформировалась свердловская юридическая школа, существующая и поныне. Когда В.Ф. Яковлев был Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ, его школа сформировалась в самом суде, а также в

1 Вместе с тем во многих публикациях авторы не определяют признаки, по которым могут

быть выделены научные школы, а лишь указывают на их существование.

Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (в настоящее время — Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ), в которой он в 1997 г. возглавил кафедру правового обеспечения рыночной экономики и годом позднее Диссертационный Совет по защите диссертаций на соискание ученых степеней по юриспруденции. Используя огромный научный и практический потенциал Высшего Арбитражного Суда РФ, научную и учебную базу Академии, с привлечением уже состоявшихся выпускников свердловской и других юридических школ, удалось сформировать, воспитать и дать путевку в научную жизнь многим представителям юридической профессии, прежде всего в сфере частного права и гражданского и арбитражного процесса. В Диссертационном Совете Яковлева В.Ф. защищались и защищаются представители научного сообщества, судебной системы, преподаватели. Огромна роль профессора В.Ф. Яковлева в становлении и развитии юридической школы в Исследовательском центре частного права при Президенте Российской Федерации.

В результате симбиоза представителей юридической профессии происходит тесное взаимодействие с судебными органами, участие в разработке рекомендаций по применению того или иного положения закона. ^ Методологический потенциал научной школы проявляется в результатах ^ исследовательской деятельности ее представителей. Неслучайно все базовые к учебники по советскому гражданскому праву были «привязаны» к научным школам. Естественно, что в рамках учебной литературы невозможно предста-ш вить все аспекты отстаиваемой позиции той или иной научной школы, тем не оъ менее по принципиальным вопросам, относящимся к методологии граждан-^ ского права, авторы придерживаются собственной позиции. В современной < цивилистике, несмотря на многократно увеличившееся количество учебной ¡Е литературы, подобная тенденция сохраняется. Ссылки на базовую учебную ^ литературу можно найти в тексте практически любой диссертационной работы. ^ Это та основа, которая определяет отправную точку научной деятельности к соискателя, дает ориентиры поиска, позволяет выдержать содержание диссер-т тационной работы в логическом единстве. Неслучайно специалисты отмечают ^ значимость мировоззренческого аспекта методологии гражданского права [9]. с Таким образом, с одной стороны, «научная школа становится отдельной образовательной единицей (это определенная группа ученых — форма на-26 учной социализации отдельных профессиональных индивидуумов, а также — способ коллективного развития отдельных наук)» [10, с. 55], с другой стороны — им отводится и функция участия в правоприменении (разъяснения ? сущности и механизма действия правовых институтов и механизмов), и ° реализация идейного и методологического потенциала.

Возникает вопрос, каким образом научная школа может оказывать идейное воздействие на общественные отношения? Только через личность основателя и представителей данной школы. Размышляя о деятельности С.Н. Братуся, В.Ф. Яковлев писал, что огромный авторитет ученого «оказывал влияние на окружающую среду, влияние на государственных деятелей, влияние, в конечном счете, на правовую политику» [11, с. 112]. Так же и личность Ю.Х. Калмыкова определила не только его деятельность в качестве основателя саратовской юри-

дической школы, но и его позицию как государственного деятеля. Следствием его научной концепции стало явное усиление роли министерства юстиции в гражданском праве. Достаточно вспомнить первоначальную редакцию ст. 51 ГК РФ: «Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц». Ученый прозорливо предвидел, что фискальный орган не в состоянии обеспечить реализацию тех функций, который возлагаются в новых экономических условиях на институт государственной регистрации юридических лиц. Не менее значимой стала и гражданская позиция Ю.Х. Калмыкова по

самым трудным вопросам истории 90-х гг. XX века в России. Как известно, х

он ушел со своих государственных постов после принятия решения о вводе Ч федеральных военных сил в Чечню. Такая

идеалам и собственным принципам оказывает мощнейшее воздействие и на Е

последователей его теоретических воззрений. о

Во многом именно научные школы в СССР и постсоветский этап развития ®

позволили в достаточно короткий период времени создать адекватную эконо- щ

мическим и социально-политическим условиям систему частноправового регу- о

лирования, ориентируясь не только на западную модель гражданско-правовых Т

институтов, но и используя достижения дореволюционных цивилистов. Таким 5

образом, формируется авторитет науки гражданского права в обществе [11, с. а

112]', осуществляется преемственность юридической доктрины. Однозначный »

вывод о единстве науки гражданского права сделать нельзя. Далеко не по Т

всем вопросам и проблемам формируется так называемое «commurisopinion- Я

doctorum» («общее мнение докторов») — то есть «общее мнение» (согласие) по а

существу доктрины и ее основных положений — при всех прочих разнотолках, в

различиях в подходах и т.д. [12, с. 383]. Первые статьи ГК РФ задают общий и

доктринальный уровень развития науки частного права. Г

Подводя итоги, можно с уверенностью говорить об исключительно Ж важной роли научных школ в развитии гражданского права. Заложенный в Н них потенциал позволил в достаточно короткий период создать адекватную к экономическим и социально-политическим условиям систему частноправо- ° вого регулирования на постсоветском пространстве, ориентируясь не только Р на западную модель гражданско-правовых институтов, но и используя до- а стижения дореволюционных цивилистов. Благодаря научным школам формируется авторитет науки гражданского права в обществе, осуществляется 27 преемственность юридической доктрины. -

Список литературы: 0

1. О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых — канди- ¡я

датов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации: по- со

становление Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. № 260 (в ред. от 25 мая 2016 г.) // ц<

Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2005. —№ 18, ст. 1686. ^

1 В.Ф. Яковлев неслучайно сформулировал подобный призыв: «Наука должна быть авторитет-

ной». Процесс реализации предложений авторов Концепции развития гражданского законо-

дательства на законотворческом уровне убеждает нас в том, что только научный авторитет

может служить основной гарантией от некомпетентности.

2. Устюжанина, Е.В. Научная школа как структурная единица научной деятельности / Е.В. Устюжанина, С.Г. Евсюков, А.Г. Петров и др. — М.: ЦЭМИ РАН, 2011. — 77 с.

3. Губин, Е.П. К вопросу о научно-педагогических школах, учебниках и преподавании предпринимательского права в вузах России // Вестник университета им. О.Е. Кутафина. — 2016. — № 11. — С. 20-29.

4. Кванина, В.В. Понятие и признаки научной школы // Вестник университета им. О.Е. Кутафина. — 2016. — № 11. — С. 37-42.

5. Богданов, О.В. Саратовская цивилистическая школа: история и современность // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2016. — № 4. — С. 39-41.

6. Ермолова, О.Н. Роль В.А. Тархова в основании и развитии Саратовской циви-листической школы права / О.Н. Ермолова, С.Т. Максименко // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2016. — № 4 (111). — С. 42-46.

7. Хмелева, Т.И. Ю.Х. Калмыков как один из основоположников Саратовской цивилистической школы // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2016. — № 4 (111). — С. 47-49.

8. Криворученко, В.К. Научные школы // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2011. — № 2. — URL: www.zpu-journal.ru.

9. Зайцев, В.В. О мировоззренческом аспекте методологии гражданского права ^ / В.В. Зайцев, В.А. Рыбаков // Методологические проблемы цивилистических ис-s следований: сб. науч. ст. / отв. ред. А.В. Габов, В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова. М., * 2017. — С. 22-32.

< 10. Колодуб, Г.В. Саратовская школа гражданского и международного частно-

О го права // Вестник Саратовской государственной юридической академии. -2016. £ — № 4 (111). — С. 54-57.

с 11. Яковлев, В.Ф. Правовое государство: вопросы формирования / В.Ф. Яковлев.

s - М.: Статут. — 488 с.

^ 12. Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства / В.С. Нерсесянц. - М.:

¡E ИНФРА-М, 1999. — 552 с. s

m

о Г.Б. Романовский, G.B. Romanovskiy,

доктор юридических наук, профессор, Doctor of Law, Professor, Head of the c зав. кафедрой уголовного права Department of Criminal Law of the Penza Пензенского государственного State University 28 университета [email protected]

.0

oo

о

сч

Правовая политика в сфере противодействия терроризму*

Аннотация: в условиях нарастания террористических угроз во всем мире происходит постоянный поиск эффективных мер противодействия им. Россия не является исключением. В связи с этим важно определить содержание правотворческой политики в сфере противодействия терроризму, рассмотреть правотворческие инициативы, дать им правовую оценку. Цель работы — определить содержание правотворческих инициатив в сфере противодействия терроризму, провести анализ их основных положений. В результате проведенного исследования, что правотворческая политика в сфере противодействия терроризму во многом зависит от реальных событий, предшествующих

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 17-03-00071.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.