Список литературы:
1. Йеринг, Р. Избранные труды: в 2 т. / Р. Йеринг. — СПб.: Юридический центр «Пресс», 2006. — 618 с. — Т. 1.
2. Бытко, С.Ю. Сущность уголовного наказания // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2015. — № 4. — С. 39—44.
О.В. Зайцев, O.V. Zaytsev,
кандидат юридических наук, доцент, PhD in Law, Dean of Law School
заведующий Высшей школой of 1PAM RANEPA
правоведения ИГСУ РАНХиГС [email protected]
Научная школа: сущность и значение для развития гражданского права
Аннотация: понятие «научная юридическая школа» до сих пор воспринимается неоднозначно, между тем роль их в развитии гражданского права чрезвычайно важна. Заложенный в них потенциал позволил в достаточно короткий период создать адекватную экономическим и социально-политическим условиям систему частноправового регулирования на постсоветском пространстве, I ориентируясь не только на западную модель гражданско-правовых институтов, но и используя § достижения дореволюционных российских цивилистов. Благодаря научным юридическим школам ^ формируется авторитет науки гражданского права в обществе, осуществляется преемствен-к ность юридической доктрины. Научная школа обладает потенциалом для дальнейшего развития ш науки частного, гражданского права как основной движущей силы развитой рыночной экономики.
0 Ключевые слова: научная школа, доктрина, гражданское право, частное право, юридическое <С образование.
Scientific school: the nature and significance for
1 the development of civil law
H
Abstract: The concept of "scientific law school" is still perceived ambiguously. Meanwhile, their role in the с development of civil rights are extremely important. Their potential allowed in a relatively short period of time
m
О According to them, the authority of science of civil law in society, the continuity of legal doctrine are formed.
< Scientific law school is the potentialfor further development of private law as the main power of market economy. с Keywords: scientific school, doctrine, civil law, private law, legal education.
to create system of private law for economic and socio-political needs in the post-Soviet republic, focusing not only on the Western model of civil institutions, but using the achievements ofpre-revolutionary Russian lawers.
24 Не
1есмотря на кажущуюся простоту, понятие «научная школа» многозначно. Нередко в качестве признака научной школы указывают на го ее связь с деятельностью учебного или научного подразделения (института, о университетской кафедры и пр.) [1]. Главным же отличием является неформальный характер объединения, основанного, как правило, на авторитете одного или нескольких крупных ученых, основателей школы, труды которых имеют широкое признание в обществе, т.е. на приверженности общего научного направления. «Научная школа представляет собой модель трансляции от старшего поколения к младшему не только предметного содержания (знаний, умений и навыков), но и культурных норм и ценностей определенного научного сообщества» [2, с. 25].
I
В) ■<
В)
Е.П. Губин, подчеркивая связь вузовской науки и образовательного процесса, выделяет категорию научно-педагогической школы и обозначает такие ее критерии, как: защита докторских диссертаций по направлению научной школы; публикацию монографий по направленности деятельности школы; создание и функционирование на базе школы научно-производственных, научно-образовательных структур; создание УМК, обеспечивающего учебный процесс по курсу предпринимательского права (наличие учебника); подготовка научно-педагогической смены в аспирантуре [3].
Несмотря на то, что в юриспруденции на методологическом уровне вопрос о понятии и признаках научной школы не поднимался, многие авторы заявляют такие общие критерии, как: наличие лидера, наличие преемственности поколе-нияй, получение объективно нового знания, обогащающего науку [4, с. 42; 5]1. Я Применительно к характеристике лидера научной школы отмечается многолетний Е опыт деятельности в вузе, количество научных публикаций и число учеников, о аспирантов и докторантов, защитивших диссертации под руководством ученого, наличие последователей идей данного автора и, конечно, определенные направ- уЩ ления науки гражданского права, которые разрабатывал ученый [6; 7]. о
Указывается, что образование научных школ следует отнести к хорошей т российской традиции, явившейся следствием особенностей культурно- 5 исторического развития России [8]. Стоит признать, что, несмотря на некую а «второстепенность» гражданского права в эпоху СССР, именно тогда сложи- н лись основные цивилистические школы, оказавшие существенное влияние Т на процесс перехода к рыночной экономике. Я
Формирование научной школы, как уже отмечалось, связано с организационными формами построения структуры управления учебного и научного в процессов в российских (советских) образовательных и научных учрежде- и ниях. На роль заведующего кафедрой, как правило, претендует наиболее Г известный в профессиональных кругах ученый, имеющий научные труды, Ж заслуги в формировании самой кафедры либо поддержании ее существующего Н потенциала. Помимо обеспечения учебного процесса, методической деятель- к ности, кафедра вуза ориентирована на научную деятельность. Особенностью ° таких направлений для отраслевых кафедр (например, гражданского права) р становится изучение действующего законодательства и правоприменитель- а ной практики, проведение анализа эффективности действующих правовых институтов или норм, в том числе и толкование права. 25
Характеризуя различные юридические школы, особое внимание обратим на -
формирование юридической школы профессора В.Ф. Яковлева (автор данной статьи относит себя к представителям именно этой школы). Любопытно отме- — тить особый феномен. В то время, когда Вениамин Федорович был профессо- ^ ром Свердловского юридического института (в настоящее время — Уральский государственный юридический университет), вокруг него, С.С. Алексеева и других именитых коллег сформировалась свердловская юридическая школа, существующая и поныне. Когда В.Ф. Яковлев был Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ, его школа сформировалась в самом суде, а также в
1 Вместе с тем во многих публикациях авторы не определяют признаки, по которым могут
быть выделены научные школы, а лишь указывают на их существование.
Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (в настоящее время — Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ), в которой он в 1997 г. возглавил кафедру правового обеспечения рыночной экономики и годом позднее Диссертационный Совет по защите диссертаций на соискание ученых степеней по юриспруденции. Используя огромный научный и практический потенциал Высшего Арбитражного Суда РФ, научную и учебную базу Академии, с привлечением уже состоявшихся выпускников свердловской и других юридических школ, удалось сформировать, воспитать и дать путевку в научную жизнь многим представителям юридической профессии, прежде всего в сфере частного права и гражданского и арбитражного процесса. В Диссертационном Совете Яковлева В.Ф. защищались и защищаются представители научного сообщества, судебной системы, преподаватели. Огромна роль профессора В.Ф. Яковлева в становлении и развитии юридической школы в Исследовательском центре частного права при Президенте Российской Федерации.
В результате симбиоза представителей юридической профессии происходит тесное взаимодействие с судебными органами, участие в разработке рекомендаций по применению того или иного положения закона. ^ Методологический потенциал научной школы проявляется в результатах ^ исследовательской деятельности ее представителей. Неслучайно все базовые к учебники по советскому гражданскому праву были «привязаны» к научным школам. Естественно, что в рамках учебной литературы невозможно предста-ш вить все аспекты отстаиваемой позиции той или иной научной школы, тем не оъ менее по принципиальным вопросам, относящимся к методологии граждан-^ ского права, авторы придерживаются собственной позиции. В современной < цивилистике, несмотря на многократно увеличившееся количество учебной ¡Е литературы, подобная тенденция сохраняется. Ссылки на базовую учебную ^ литературу можно найти в тексте практически любой диссертационной работы. ^ Это та основа, которая определяет отправную точку научной деятельности к соискателя, дает ориентиры поиска, позволяет выдержать содержание диссер-т тационной работы в логическом единстве. Неслучайно специалисты отмечают ^ значимость мировоззренческого аспекта методологии гражданского права [9]. с Таким образом, с одной стороны, «научная школа становится отдельной образовательной единицей (это определенная группа ученых — форма на-26 учной социализации отдельных профессиональных индивидуумов, а также — способ коллективного развития отдельных наук)» [10, с. 55], с другой стороны — им отводится и функция участия в правоприменении (разъяснения ? сущности и механизма действия правовых институтов и механизмов), и ° реализация идейного и методологического потенциала.
Возникает вопрос, каким образом научная школа может оказывать идейное воздействие на общественные отношения? Только через личность основателя и представителей данной школы. Размышляя о деятельности С.Н. Братуся, В.Ф. Яковлев писал, что огромный авторитет ученого «оказывал влияние на окружающую среду, влияние на государственных деятелей, влияние, в конечном счете, на правовую политику» [11, с. 112]. Так же и личность Ю.Х. Калмыкова определила не только его деятельность в качестве основателя саратовской юри-
дической школы, но и его позицию как государственного деятеля. Следствием его научной концепции стало явное усиление роли министерства юстиции в гражданском праве. Достаточно вспомнить первоначальную редакцию ст. 51 ГК РФ: «Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц». Ученый прозорливо предвидел, что фискальный орган не в состоянии обеспечить реализацию тех функций, который возлагаются в новых экономических условиях на институт государственной регистрации юридических лиц. Не менее значимой стала и гражданская позиция Ю.Х. Калмыкова по
самым трудным вопросам истории 90-х гг. XX века в России. Как известно, х
он ушел со своих государственных постов после принятия решения о вводе Ч федеральных военных сил в Чечню. Такая
идеалам и собственным принципам оказывает мощнейшее воздействие и на Е
последователей его теоретических воззрений. о
Во многом именно научные школы в СССР и постсоветский этап развития ®
позволили в достаточно короткий период времени создать адекватную эконо- щ
мическим и социально-политическим условиям систему частноправового регу- о
лирования, ориентируясь не только на западную модель гражданско-правовых Т
институтов, но и используя достижения дореволюционных цивилистов. Таким 5
образом, формируется авторитет науки гражданского права в обществе [11, с. а
112]', осуществляется преемственность юридической доктрины. Однозначный »
вывод о единстве науки гражданского права сделать нельзя. Далеко не по Т
всем вопросам и проблемам формируется так называемое «commurisopinion- Я
doctorum» («общее мнение докторов») — то есть «общее мнение» (согласие) по а
существу доктрины и ее основных положений — при всех прочих разнотолках, в
различиях в подходах и т.д. [12, с. 383]. Первые статьи ГК РФ задают общий и
доктринальный уровень развития науки частного права. Г
Подводя итоги, можно с уверенностью говорить об исключительно Ж важной роли научных школ в развитии гражданского права. Заложенный в Н них потенциал позволил в достаточно короткий период создать адекватную к экономическим и социально-политическим условиям систему частноправо- ° вого регулирования на постсоветском пространстве, ориентируясь не только Р на западную модель гражданско-правовых институтов, но и используя до- а стижения дореволюционных цивилистов. Благодаря научным школам формируется авторитет науки гражданского права в обществе, осуществляется 27 преемственность юридической доктрины. -
Список литературы: 0
1. О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых — канди- ¡я
датов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации: по- со
становление Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. № 260 (в ред. от 25 мая 2016 г.) // ц<
Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2005. —№ 18, ст. 1686. ^
1 В.Ф. Яковлев неслучайно сформулировал подобный призыв: «Наука должна быть авторитет-
ной». Процесс реализации предложений авторов Концепции развития гражданского законо-
дательства на законотворческом уровне убеждает нас в том, что только научный авторитет
может служить основной гарантией от некомпетентности.
2. Устюжанина, Е.В. Научная школа как структурная единица научной деятельности / Е.В. Устюжанина, С.Г. Евсюков, А.Г. Петров и др. — М.: ЦЭМИ РАН, 2011. — 77 с.
3. Губин, Е.П. К вопросу о научно-педагогических школах, учебниках и преподавании предпринимательского права в вузах России // Вестник университета им. О.Е. Кутафина. — 2016. — № 11. — С. 20-29.
4. Кванина, В.В. Понятие и признаки научной школы // Вестник университета им. О.Е. Кутафина. — 2016. — № 11. — С. 37-42.
5. Богданов, О.В. Саратовская цивилистическая школа: история и современность // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2016. — № 4. — С. 39-41.
6. Ермолова, О.Н. Роль В.А. Тархова в основании и развитии Саратовской циви-листической школы права / О.Н. Ермолова, С.Т. Максименко // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2016. — № 4 (111). — С. 42-46.
7. Хмелева, Т.И. Ю.Х. Калмыков как один из основоположников Саратовской цивилистической школы // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2016. — № 4 (111). — С. 47-49.
8. Криворученко, В.К. Научные школы // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2011. — № 2. — URL: www.zpu-journal.ru.
9. Зайцев, В.В. О мировоззренческом аспекте методологии гражданского права ^ / В.В. Зайцев, В.А. Рыбаков // Методологические проблемы цивилистических ис-s следований: сб. науч. ст. / отв. ред. А.В. Габов, В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова. М., * 2017. — С. 22-32.
< 10. Колодуб, Г.В. Саратовская школа гражданского и международного частно-
О го права // Вестник Саратовской государственной юридической академии. -2016. £ — № 4 (111). — С. 54-57.
с 11. Яковлев, В.Ф. Правовое государство: вопросы формирования / В.Ф. Яковлев.
s - М.: Статут. — 488 с.
^ 12. Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства / В.С. Нерсесянц. - М.:
¡E ИНФРА-М, 1999. — 552 с. s
m
о Г.Б. Романовский, G.B. Romanovskiy,
доктор юридических наук, профессор, Doctor of Law, Professor, Head of the c зав. кафедрой уголовного права Department of Criminal Law of the Penza Пензенского государственного State University 28 университета [email protected]
.0
oo
о
сч
Правовая политика в сфере противодействия терроризму*
Аннотация: в условиях нарастания террористических угроз во всем мире происходит постоянный поиск эффективных мер противодействия им. Россия не является исключением. В связи с этим важно определить содержание правотворческой политики в сфере противодействия терроризму, рассмотреть правотворческие инициативы, дать им правовую оценку. Цель работы — определить содержание правотворческих инициатив в сфере противодействия терроризму, провести анализ их основных положений. В результате проведенного исследования, что правотворческая политика в сфере противодействия терроризму во многом зависит от реальных событий, предшествующих
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 17-03-00071.