Научная статья на тему 'Научная школа «Сравнительная педагогика» в деятельности Б. Л. Вульфсона: типологический аспект'

Научная школа «Сравнительная педагогика» в деятельности Б. Л. Вульфсона: типологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / КЛАССИФИКАЦИЯ ШКОЛ / СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ФЕНОМЕН НАУЧНОЙ ШКОЛЫ / ОСНОВАТЕЛЬ ШКОЛЫ / SCIENTIFIC SCHOOL / CLASSIFICATION OF SCHOOLS / COMPARATIVE PEDAGOGY / PHENOMENON OF SCIENTIFIC SCHOOL / FOUNDER OF THE SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суходимцева А. П.

В настоящее время в области научного знания нет однозначных ответов на вопросы, что такое феномен научной школы и каким образом его следует изучать. В статье раскрывается феномен научной школы сравнительной педагогики, одним из основателей которой был Б. Л. Вульфсон. Предпринята попытка установить концептуальный фокус исследования этого феномена. В приблизительном рассмотрении описан типологический способ изучения феномена научной школы через призму деятельности ее основателей. На основе известной классификации научных школ О. Ю. Грезневой и результатов научной деятельности Б. Л. Вульфсона определен тип школы педагогической компаративистики З. А. Мальковой Б. Л. Вульфсона. На основании установленной типологии феномен школы охарактеризован по структуре, содержанию и результативности. Рассмотрены факторы ее успешного становления и устойчивого развития на протяжении более чем полувековой истории научной деятельности с высоким уровнем репутации в стране и за рубежом. Подчеркнута роль академика РАО З. А. Мальковой и члена-корреспондента РАО Б. Л. Вульфсона, по сути, своими трудами и наличием значительного числа учеников создавших отечественную научную школу сравнительной педагогики, которая была институализирована в Институте теории и истории педагогики РАО в 2011 году. В этой школе были заложены фундаментальные теоретико-методологические основания, ценностные принципы и культура научной коммуникации, которые сегодня поддерживаются и развиваются в многогранной деятельности их учеников. Статья является первой попыткой автора представить феномен школы посредством типологизации и представляет первый этап исследования по данной теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC SCHOOL "COMPARATIVE PEDAGOGY" IN THE ACTIVITY OF B. L. WOLFSON: TYPOLOGICAL ASPECT

At present in the field of scientific knowledge there is no clear and unequivocal answer to the question of what the phenomenon of a scientific school is and how it should be studied methodologically. The article examines the phenomenon of the scientific school of “Comparative Pedagogy”, one of the founders of which is B. L. Wulfson. A special effort to establish conceptual research focus on this phenomenon has been made. The study presents an estimate of the description of a typological research method of the phenomenon of a scientific school through the prism of the activities of its founders. On the basis of the wellknown classification of scientific schools by O. Yu. Grezneva and the scientific activity results of B. L. Wulfson, the type of the school of Pedagogical Comparativistics of Z. A. Malkova B. L. Wulfson has been defined. Under the authority of the established typology, the above scientific school phenomenon has been characterized by its structure, content and effectiveness. There have been considered factors of successful formation and sustainable development of the scientific school over more than half a century of scientific activity which has gained high reputation both in the former USSR and Russia nowadays and abroad. The study has emphasized the role of the founders of the school, Z. A. Malkova and B. L. Wulfson, who laid the fundamental theoretical and methodological foundations, value principles and culture of scientific communication, which are being supported and developed in the multifaceted activities of their scientific disciples at present. The article is the author's first attempt to present the phenomenon of school through typology and reflects the stated topic only at the first stage of research.

Текст научной работы на тему «Научная школа «Сравнительная педагогика» в деятельности Б. Л. Вульфсона: типологический аспект»

УДК 37

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА. К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Б. Л. ВУЛЬФСОНА

НАУЧНАЯ ШКОЛА «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Б. Л. ВУЛЬФСОНА: ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В настоящее время в области научного знания нет однозначных ответов на вопросы, что такое феномен научной школы и каким образом его следует изучать. В статье раскрывается феномен научной школы сравнительной педагогики, одним из основателей которой был Б. Л. Вульфсон. Предпринята попытка установить концептуальный фокус исследования этого феномена. В приблизительном рассмотрении описан типологический способ изучения феномена научной школы через призму деятельности ее основателей. На основе известной классификации научных школ О. Ю. Грезневой и результатов научной деятельности Б. Л. Вульфсона определен тип школы педагогической компаративистики З. А. Мальковой — Б. Л. Вульфсона. На основании установленной типологии феномен школы охарактеризован по структуре, содержанию и результативности.

Рассмотрены факторы ее успешного становления и устойчивого развития на протяжении более чем полувековой истории научной деятельности с высоким уровнем репутации в стране и за рубежом. Подчеркнута роль академика РАО З. А. Мальковой и члена-корреспондента РАО Б. Л. Вульфсона, по сути, своими трудами и наличием значительного числа учеников создавших отечественную научную школу сравнительной педагогики, которая была институализирована

А. П. Суходимцева

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Институт стратегии развития образования Российской академии образования, г. Москва E-mail: suhodimceva@ yandex.ru

Anna P. Suhodimtseva

PhD (Education), Senior Researcher,

Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Как цитировать статью: Суходимцева А. П. Научная школа «Сравнительная педагогика» в деятельности Б. Л. Вульфсона: типологический аспект // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 4 (69). С. 12-24.

в Институте теории и истории педагогики РАО в 2011 году. В этой школе были заложены фундаментальные теоретико-методологические основания, ценностные принципы и культура научной коммуникации, которые сегодня поддерживаются и развиваются в многогранной деятельности их учеников.

Статья является первой попыткой автора представить феномен школы посредством типологизации и представляет первый этап исследования по данной теме.

Ключевые слова: научная школа, классификация школ, сравнительная педагогика, феномен научной школы, основатель школы.

Введение. Сегодня научная школа «Сравнительная педагогика» активно развивает эту отрасль научного знания. Создание и развитие научного направления складывалось в течение нескольких десятилетий прошлого века — начала XXI века и связано с именами академика РАО, доктора педагогических наук, профессора З. А. Мальковой и члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Б. Л. Вульфсона. Основным направлением деятельности школы под руководством З. А. Мальковой являлось исследование «проблемы глобального и национального в развитии мирового образования, стратегии развития образовательной политики в зарубежных странах, позитивные и негативные аспекты международного педагогического опыта» [16]. Научная деятельность Зои Алексеевны нашла признание в нашей стране и за рубежом.

Не менее плодотворно трудился на научной ниве сравнительной педагогики и Б. Л. Вульфсон. Владение немецким и французским языками позволило ему изучать историю и развитие образования европейских стран в контексте общественно-политической ситуации по первоисточникам. Общий базис для сравнительного анализа исследователями научной школы тенденций развития образования в различных странах ученый заложил, опубликовав работы, посвященные вопросам образования во Франции. Так, например, в 1963 г. выходит статья «Кризис школы во Франции» [2], в которой Б. Л. Вульфсон с опорой на аутентичные источники и проведенный им анализ фиксирует ряд проблем французского образования, часть которых актуальна и до настоящего времени:

- финансовые проблемы;

- отсутствие достаточного количества мест в учебных заведениях;

- незаинтересованность школьных властей в широком развитии госу-

дарственных технических школ, колледжей, лицеев;

- нехватка преподавателей;

- антидемократические цели школьной реформы;

- нестабильные структуры и кадры министерства образования;

- несостоятельность тестового метода выбора школьниками профессии, который не учитывает их индивидуальные способности и наклонности, и др.

Ученый не только констатирует проблемы, но и делает вывод, что борьба интеллигенции за прогрессивную педагогическую теорию и рациональные пути использования научных достижений в образовании и начатые разработки этих проблем «свидетельствует о жизнеспособности и творческом развитии передовой французской педагогической мысли» [2 с. 104].

Под влиянием Б. Л. Вульфсона в поле научных интересов отечественной сравнительной педагогики находились не только сложные процессы развития образования в современном мире, разработка концептуальных, методологических, теоретических положений педагогической компаративистики, исследование исторического пути ее развития, но и практи-ко-ориентированные вопросы: использование успешного зарубежного опыта для решения проблем отечественной педагогики и образования.

Ученые-педагоги З. А. Малькова и Б. Л. Вульфсон заложили фундаментальное основание педагогической компаративистики, опубликовав в 1996 году книгу «Сравнительная педагогика. История и современные проблемы». В 2003 году книга была переиздана Б. Л. Вульфсоном [3]. В монографии представлены исторические этапы становления и развития сравнительной педагогики, раскрываются теоретико-методологические вопросы, дан сопоставительный анализ процессов развития образования в мире. До сих пор монография востребована исследователями — по данным Российского индекса научного цитирования (РИНЦ), она входит в тройку самых цитируемых его публикаций. Об этом свидетельствует список из более чем ста статей, авторы которых ссылаются на данную работу. Необходимо отметить, что на сегодня самой цитируемой (398 ссылок) из научных работ Б. Л. Вульфсона является монография «Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века» (1999). Ценным является то, что исследование ученого касается не только западноевропейских стран, оно гораздо шире. Б. Л. Вульфсон включает в свое исследование зарубежные страны с развитой экономикой и социокультурной системой: государства Северной Америки, Японию [4, с. 6].

В целом тематика научных публикаций Б. Л. Вульфсона в контексте компаративистики, зафиксированная в РИНЦ, отражает широкий спектр его интересов: народное образование, педагогика, психология, философия, культура, культурология. К работам ученого и его соавторов обращались и обращаются различные специалисты, о чем свидетельствует количество цитирований по тематикам в профиле Б. Л. Вульфсона в базе РИНЦ, среди них: «Народное образование. Педагогика» (1 355 ссылок), «Экономика. Экономические науки» (78), «Философия» (40), «Государство и право. Юридические науки» (19), «Психология» (28), «Социология» (25), «История. Исторические науки» (13), «Политика. Политические науки» (14), «Языкознание» (13), «Культура. Культурология» (11), «Медицина и здравоохранение» (9), «Физическая культура и спорт» (10) и др.

Общее количество ссылок за период с 1979-го по 2020 год составляет 2048. При этом в профиле ученого в РИНЦ зарегистрировано только около его 80 публикаций, хотя Б. Л. Вульфсон является автором более двухсот научных работ, двенадцать из них — монографии. Более двадцати его научных трудов переведены на иностранные языки. Такая востребованность научных публикаций у исследователей различных специальностей лишний раз подтверждает, что сравнительная педагогика — важная самостоятельная отрасль научного знания, имеющая четкие теоретические и методологические основы [13]:

- сравнительная педагогика — междисциплинарная отрасль научного знания (поэтому результаты сравнительно-педагогических исследований необходимы разным специалистам для решения проблем в их научных областях);

- ведущая научная проблема, над которой работают исследователи школы сравнительной педагогики, — соотношение глобального и национального;

- комплексность изучения проблем.

Б. Л. Вульфсон, продолжая идейную научную линию после ухода из жизни З. А. Мальковой, сумел обеспечить развитие основанного ими научного направления за счет того, что им в разное время подготовлено более двадцати кандидатов и докторов наук. Известно, что о важности этой роли руководителя научной школы писал еще в 1977 году Б. М. Кедров: «Именно в рамках научной школы молодые исследователи под руководством лидера разрабатывают программу, поддерживая тесное общение как друг с другом, так и через учителя с остальным

миром» [8]. Отметим, что научная школа сравнительной педагогики З. А. Мальковой — Б. Л. Вульфсона имеет несколько поколений учеников.

В настоящее время соруководителями данной научной школы являются член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор С. В. Иванова и доктор педагогических наук И. А. Тагунова, которые занимаются вопросами сравнительной педагогики в двух организационных структурах: С. В. Иванова возглавляет с 2011 года Научный совет по сравнительной педагогике Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, И. А. Тагунова является заведующей лабораторией педагогической компаративистики Института стратегии развития образования РАО [13].

Представляется важным осознать феномен стабильного развития научной школы. При этом мы будем опираться на подход В. С. Леднева, суть которого заключается в том, что изучать успешный опыт научных школ нужно не только с позиции идеи, заложенной основателями школы и развиваемой их учениками, но и с точки зрения самой системы подготовки ученых в ней [11].

Постановка проблемы

Поскольку наше исследование феномена научной школы сравнительной педагогики еще в начале пути, мы пытаемся уяснить суть и содержание собственно термина «феномен научной школы» относительно данной школы сравнительной педагогики, а также установить концептуальный фокус исследования этого феномена. В настоящее время в области научного знания нет однозначного ответа на вопрос, что такое феномен научной школы и каким образом его следует изучать.

Мы предположили следующее. Во-первых, если изучить научную деятельность Б. Л. Вульфсона как одного из основателей научной школы сравнительной педагогики с позиции типологизации научных школ, то это позволит комплексно представить феномен ее развития: со стороны структуры, содержания, продуктивности и результативности. В таком случае научная школа будет осмыслена как «педагогическая система особого рода» [5]. При этом мы осознаем, что исследуемая система, характеризующаяся как успешно функционирующая, внедренная полностью или какой-то ее частью в другую научную систему, не будет обязательно так же эффективна. Тем не менее она может являться ориентиром для корректного построения любой научной школы.

Во-вторых, поскольку данная школа представляет международную область научного знания и основывается на исследованиях, проводимых с 50-х гг. прошлого века, зарекомендовала себя не только в отечественном образовании, но и за рубежом, то ее успешный опыт становления и развития научных кадров, руководителей диссертационных исследований, благодаря которым, собственно, она и живет, может быть полезным. О дефиците таких кадров и недостаточном уровне исследовательских работ в свое время писали А. М. Новиков (2004) [14], С. В. Иванова (2013) [7] и др. Проблема и сегодня остается актуальной (В. В. Сериков (2017) [17]).

Повторимся, что представляется необходимым, помимо уже опубликованных, бесспорно, важных обзоров истории развития научной школы Мальковой — Вульфсона и представления ее результатов в контексте деятельности лабораторий Института теории и истории педагогики РАО [12; 15; 16], проанализировать и описать данный опыт в социокультурном отношении — как механизм трансляции накопленного научного педагогического опыта школы в области подготовки научных кадров.

В-третьих, системное осмысление опыта может являться методологическим основанием для дальнейшего научного прогнозирования перспектив и тенденций, определения задач, направленных на исследование проблем в компаративистике, и проектирования стратегии развития этой особой отрасли научно-педагогического знания.

В рамках одной статьи не предоставляется возможным раскрыть все указанные аспекты исследования. Мы представляем деятельность Б. Л. Вульфсона с позиции типологизации научных школ, вслед за М. Г. Ярошевским утвердившись во мнении: «То, что относится к отдельному лицу, действительно и для школы» [20, с. 33].

Таким образом, целью исследования является раскрытие содержания термина «феномен научной школы» относительно научной школы Мальковой — Вульфсона и научной деятельности Б. Л. Вульфсона как одного из лидеров научной школы сравнительной педагогики в аспекте классификации научных школ, что может являться основанием для всестороннего освещения феномена ее развития.

Методы

При рассмотрении вопроса деятельности Б. Л. Вульфсона как одного из основателей научной школы сравнительной педагогики в аспекте типологизации научных школ мы будем использовать следующие методы:

- метод анализа систем знаний для разграничения теоретических знаний и популяризации практического опыта (по А. М. Новикову);

- метод сопоставительного анализа;

- метод использования классификации как способа систематизации классов объектов и установления связей между ними;

- метод постановки проблемы как формы знания, способствующей определению направления в организации научного исследования;

- метод интерпретации (объяснения, разъяснения смысла, значения чего-либо), который позволяет устанавливать смысловые и понятийные значения различных вербальных структур.

Результаты исследования

Проведенным исследованием установлено, что феномен научных школ стал предметом пристального рассмотрения учеными с начала 80-х годов прошлого века в общеисторическом, социокультурном контекстах, их идентификации, оценки динамики научных направлений и развития сети научных коммуникаций, долговечности [10]. В конце XX — начале XXI века появились работы об исторических типах научных школ и др. Несмотря на многочисленные исследования учеными проблемы феномена научных школ, по утверждению Н. А. Куперштоха, ряд вопросов остается открытым: содержание понятия «научные школы» (ученые трактуют его по-разному), их «жизненный цикл», преемственность научных исследований, их типы и др. [10]. «Расплывчатость» понятия научных школ отмечает и О. Ю. Грезнева, обосновывая свой вывод тем, что исследователи часто дают взаимоисключающие определения этого феномена [6, с. 8].

Мы же приведем взаимодополняющие определения. Так, интерпретируя определение, данное в справочнике «Ведущие научные школы России», можно сказать, что научная школа — это оформленная система научных взглядов, а также научное сообщество, придерживающееся этих взглядов [1].

М. Г. Ярошевский термин «школа» рассматривает, во-первых, как единство обучения творчеству и процесса исследования, а во-вторых, как позицию, которой придерживается одна группа ученых в отличие от остальных [20, с. 86].

В. В. Сериков под научной школой понимает, во-первых, направление в науке со своим предметом исследования, концепцией, понятийным

аппаратом, проблематикой, методами исследования; во-вторых, научное сообщество, сплоченное вокруг лидера; в-третьих, форму коллективной реализации совместной новаторской научной программы [18, с. 11].

С целью осмысления феномена научной школы З. А. Мальковой — Б. Л. Вульфсона и раскрытия его содержания рассмотрим типологические формы многообразия научных объединений. В этом вопросе также нет единого взгляда исследователей.

М. Г. Ярошевский различает: а) научно-образовательную школу), б) школу — исследовательский коллектив, в) школу как направление, приобретающее национальный и международный характер [20, с. 28]. Можно заметить, что научная школа З. А. Мальковой — Б. Л. Вульфсона может быть отнесена к любому из указанных типов и в обобщенном смысле идентифицирована как тип «научное направление — научная школа». В этом случае феномен научной школы З. А. Мальковой — Б. Л. Вульфсона может быть охарактеризован, используя определение А. С. Левина, как «исторически сложившаяся в России форма совместной научной деятельности коллектива исследователей разного возраста и квалификации, руководимых признанным лидером, объединяемых общим направлением работ, обеспечивающих эффективность процесса исследований и рост квалификации сотрудников» [Цит. по: 9].

Более детальная классификация научных школ разработана О. Ю. Грезневой [5], которая состоит из восьми параметров оснований классификации и соответствующих им различных типов школ. В соответствии с этими параметрами автор классификации раскрывает характерные признаки разных типов научных школ: 1) по типу связей между членами научной школы, 2) по типу научной идеи, 3) по широте исследуемой предметной области, 4) по функциональному назначению продуцируемых знаний, 5) по форме организации деятельности учеников, 6) по типу связей между поколениями, 7) по степени институали-зации, 8) по уровню локализации. Если проанализировать отличительные признаки того или иного типа школ, которые дает О. Ю. Грезнева, и рассмотреть научную деятельность Б. Л. Вульфсона, отраженную в содержании его публикаций и в публикациях его соавторов, то можно в первом приближении понять, как складывались типологические характеристики научной школы. Отметим, что однозначного ответа мы не получим. Так, например, «по типу связей между членами научной школы» автор классификации различает два типа школ — «Научное

течение» (признак — объединение на основе научной идеи основателя школы и опосредованные связи (научные статьи, конференции и т.п.))», и «Научная группировка» (признак — ведущие научные и ценностные ориентиры признаются группой ученых, работающих на одном месте, опыт предается способом «из рук в руки»). Научную школу З. А. Мальковой — Б. Л. Вульфсона можно отнести и к типу «Научное течение», и к типу «Научная группировка». В историческом плане она очень долгое время существовала не как школа, а как течение, развиваемое основателями, коллегами-единомышленниками, учениками, ведь сравнительная педагогика начала формироваться как самостоятельная отрасль научного знания в 60-е годы ХХ века. В 70-е — 80-е годы ХХ века появляются аналитические исследования. Например, Б. Л. Вульфсон издает монографии «Школа современной Франции» (1970), «Современная школа и педагогика в капиталистических странах» (1974), «Современная буржуазная школа» (1984). В 80-е годы XX века термин «сравнительная педагогика» получил официальное признание, стал использоваться как название особого научного направления. Как уже было сказано выше, в 1990-е годы выходит монография З. А. Мальковой и Б. Л. Вульфсона «Сравнительная педагогика. История и современные проблемы», в которой они заложили теоретико-методологические основы сравнительной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания. Свой вклад в развитие идеи и направления сравнительной педагогики в свое время внесла лаборатория исследований образования и педагогики в зарубежных странах Института теории и истории педагогики РАО. Этот вклад отражен в публикациях А. К. Савиной [12; 16].

По типу «Научная группировка» школа сравнительной педагогики институционально оформилась только в 2011 году по инициативе и при активном содействии С. В. Ивановой, бывшей в то время директором Института теории и истории педагогики (в настоящее время — научный руководитель Института стратегии развития образования): «Наш институт — институт теории и истории педагогики, родился в 1944 г., а самые значительные исследования падают на 70-е гг. Понадобилось примерно 40 лет для того, чтобы возникли научные школы, которые делают что-то продуктивное. Сейчас мы стараемся сохранить научные школы, созидая при этом новое» [19, с. 46].

Как уже было отмечено, научную школу З. А. Мальковой — Б. Л. Вульфсона довольно сложно идентифицировать по предложенным

О. Ю. Грезневой параметрам оснований классификации. Тем не менее, используя полученную типологическую информацию, можно дать развернутую характеристику феномену научной школы сравнительной педагогики Мальковой — Вульфсона по структуре, содержанию и результативности.

Школа педагогической компаративистики З. А. Мальковой — Б. Л. Вульфсона типа научной группировки является одновременно теоретической, широкопрофильной, фундаментальной, многоуровневой с коллективными формами НИР. За каждым словом этой характеристики стоит глубокий смысл, который можно раскрыть следующим образом.

Феномен научной школы «Сравнительная педагогика» (Мальковой — Вульфсона) — научное направление с высоким уровнем репутации в стране и за рубежом, отрытое сообщество ученых, объединенных научной идеей и разделяющих общие теоретические принципы и методологические основания, заложенные их лидерами, осуществляющих на высоком уровне многогранные фундаментальные и практико-ори-ентированные исследования, сохраняющих устойчивость традиций в трансляции результатов деятельности и преемственности поколений в подготовке молодых ученых.

Тем самым данная школа в течение десятилетий отвечала известным критериям научной школы:

- общность научных интересов представителей школы и научная значимость рассматриваемых проблем;

- уровень научных результатов школы и ее признание в стране и за рубежом;

- роль научного лидера, стабильность и перспективы школы [10].

Сегодня школа продолжает выполнять четыре основных функции —

проведение научных исследований, определение стратегии своего развития, подготовку научных кадров, выстраивание научных коммуникаций.

Заключение

Особенность стабильного развития школы сравнительной педагогики — в ее фундаментально заложенном основании: с одной стороны, это теоретико-методологические положения, стабильный процесс подготовки молодых ученых, открытость в научном мире, с другой — выдающиеся основатели и лидеры, одним из которых является Б. Л. Вульфсон, раскрывший талант своих учеников.

Вульфсон Борис Львович (1920-2016), доктор педагогических наук (1972), профессор (1991), член-корреспондент РАО (1995), является одним из основателей научной школы сравнительной педагогики. Исследовал процессы развития образования за рубежом, философские и социологические основы педагогической мысли на Западе.

Проблема роли научного лидера в становлении и развитии научных школ изучается исследователями с разных точек зрения. Наш подход заключался в рассмотрении результатов научной деятельности Б. Л. Вульфсона как одного из основателей научной школы сравнительной педагогики в аспекте классификации научных школ. В процессе исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Проблема способа изучения феномена научной школы может решаться посредством использования развернутой типологизации научных школ, когда на ее основе рассматриваются результаты научной деятельности ее лидера, заложившего глубокие теоретико-методологические основания, на разных этапах развития.

2. Построенная на полученной типологической информации характеристика может являться ориентиром для развернутой характеристики феномена научной школы по структуре, содержанию и результативности.

3. Устойчивость развития научной школы сравнительной педагогики З. А. Мальковой — Б. Л. Вульфсона в меняющихся условиях объясняется сохранением научных оснований, заложенных учителями, а также ее многоаспектностью.

Литература

1. Ведущие научные школы России: справочник. М.: Янус-К, 1998. 624 с.

2. Вульфсон Б. Л. Кризис школы во Франции // Народное образование. 1963. № 7. С. 102-106.

3. Вульфсон Б. Л. Сравнительная педагогика. История и современные проблемы. М.: УРАО, 2003. 232 с.

4. Вульфсон Б. Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М.: УРАО. 1999. 208 с.

5. Грезнева О. Ю. Научные школы: принципы классификации // Высшее образование в России. 2004. № 5. С. 42-48.

6. Грезнева О. Ю. Научные школы (педагогический аспект). М., 2003. 69 с.

7. Иванова С. В. Методологические аспекты научного исследования и подготовка диссертационных работ // Ценности и смыслы. 2013. № 2 (24). С. 60-72.

8. Кедров Б. М. Научная школа и ее руководитель // Школы в науке: сб. ст. М.: Наука, 1977. С.300-310.

9. Криворученко В. К. Научные школы — важнейший фактор развития современной науки [Электронный ресурс]. URL: https://mosgu.ru/nauchnaya/scientificschools/about/Krivoruchenko_ factor/ (дата обращения: 10.05.2020).

10. Куперштох Н. А. Научные школы России и Сибири: проблемы изучения // Философия науки. 2005. № 2 (25). С. 93-106.

11. Леднев В. С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. М.: МГАУ 2002. 120 с.

12. Научная школа З. А. Мальковой и Б. Л. Вульфсона «Сравнительная педагогика» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 1. С. 19-26.

13. Научные школы // Институт стратегии развития образования Российской академии образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.instrao.ru/index.php/content-page/94-nauchnye-shkoly/2117-nauchnaya-shkola-z-a-malkovoy-b-l-vulfsona (дата обращения: 10.05.2020).

14. Новиков А. М. Количество и качество педагогических диссертаций в России // Педагогика. 2004. № 6. С. 50-58.

15. Савина А. К. Памяти ученого: 90 лет Зое Алексеевне Мальковой // Проблемы современного образования. 2011. № 11. С. 104-105 [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/ pamyati-uchenogo-90-let-zoe-alekseevne-malkovoy (дата обращения 10.05.2020).

16. Савина А. К. Подводя итоги: научные исследования зарубежной школы и педагогики (к 70-летию ИТИП РАО) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 1. С. 24-36.

17. Сериков В. В. Низкое качество педагогических исследований — риск утраты прогностической функции педагогической науки // Стратегия развития образовательного пространства в условиях глобальных рисков: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. М., ИСРО РАО, 2017. С. 62-68.

18. Сериков В. В. Опыт научно-педагогической школы личностно-развивающего образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 2. С. 11-18.

19. ТурбовскойЯ. С., Иванова С. В. Педагог — философ — стратег // Философские науки. 2017. № 12. С. 7-18.

20. Ярошевский М. Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. М.: 1977. 524 с.

SCIENTIFIC SCHOOL "COMPARATIVE PEDAGOGY" IN THE ACTIVITY OF B. L. WOLFSON: TYPOLOGICAL ASPECT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. At present in the field of scientific knowledge there is no clear and unequivocal answer to the question of what the phenomenon of a scientific school is and how it should be studied methodologically. The article examines the phenomenon of the scientific school of "Comparative Pedagogy", one of the founders of which is B. L. Wulfson. A special effort to establish conceptual research focus on this phenomenon has been made. The study presents an estimate of the description of a typological research method of the phenomenon of a scientific school through the prism of the activities of its founders. On the basis of the well-known classification of scientific schools by O. Yu. Grezneva and the scientific activity results of B. L. Wulfson, the type of the school of Pedagogical Comparativistics of Z. A. Malkova — B. L. Wulfson has been defined. Under the authority of the established typology, the above scientific school phenomenon has been characterized by its structure, content and effectiveness.

There have been considered factors of successful formation and sustainable development of the scientific school over more than half a century of scientific activity which has gained high reputation both in the former USSR and Russia nowadays and abroad. The study has emphasized the role of the founders of the school, Z. A. Malkova and B. L. Wulfson, who laid the fundamental theoretical and methodological foundations, value principles and culture of scientific communication, which are being supported and developed in the multifaceted activities of their scientific disciples at present.

The article is the author's first attempt to present the phenomenon of school through typology and reflects the stated topic only at the first stage of research.

Keywords: scientific school, classification of schools, comparative pedagogy, phenom-

enon of scientific school, founder of the school.

References

• Grezneva O. YU. Nauchnye shkoly (pedagogicheskij aspekt). M., 2003. 69 s. [In Rus].

• Grezneva O. YU. Nauchnye shkoly: principy klassifikacii // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2004. № 5. S. 42-48. [In Rus].

• Ivanova S. V. Metodologicheskie aspekty nauchnogo issledovaniya i podgotovka dissertacionnyh rabot // Cennosti i smysly. 2013. № 2 (24). S. 60-72. [In Rus].

• Kedrov B. M. Nauchnaya shkola i ee rukovoditel' // SHkoly v nauke: sb. st. M.: Nauka, 1977. S. 300-310. [In Rus].

• Krivoruchenko V. K. Nauchnye shkoly — vazhnejshij faktor razvitiya sovremennoj nauki [Elektronnyj resurs]. URL: https://mosgu.ru/nauchnaya/scientificschools/about/Krivoruchenko_factor(data ob-rashcheniya: 10.05.2020).

• Kupershtoh N. A. Nauchnye shkoly Rossii i Sibiri: problemy izucheniya // Filosofiya nauki. 2005. № 2 (25). S. 93-106. [In Rus].

• Lednev V. S. Nauchnoe obrazovanie: razvitie sposobnostej k nauchnomu tvorchestvu. M.: MGAU, 2002. 120 s. [In Rus].

• Nauchnaya shkola Z. A. Mal'kovoj i B. L. Vul'fsona «Sravnitel'naya pedagogika» // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2012. № 1. S. 19-26. [In Rus].

• Nauchnye shkoly // Institut strategii razvitiya obrazovaniya Rossijskoj akademii obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.instrao.ru/index.php/content-page/94-nauchnye-shkoly/2117-nauchnaya-shkola-z-a-malkovoy-b-l-vulfsona (data obrashcheniya: 10.05.2020).

• Novikov A. M. Kolichestvo i kachestvo pedagogicheskih dissertacij v Rossii // Pedagogika. 2004. № 6. S. 50-58. [In Rus].

• Savina A. K. Pamyati uchenogo: 90 let Zoe Alekseevne Mal'kovoj // Problemy sovremennogo obra-zovaniya. 2011. № 11. S. 104-105 [Elektronnyj resurs]. https://cyberleninka.ru/article/n/pamyati-uchenogo-90-let-zoe-alekseevne-malkovoy (data obrashcheniya 10.05.2020).

• Savina A. K. Podvodya itogi: nauchnye issledovaniya zarubezhnoj shkoly i pedagogiki (k 70-letiyu ITIP RAO) // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2014. № 1. S. 24-36. [In Rus].

• Serikov V. V. Nizkoe kachestvo pedagogicheskih issledovanij — risk utraty prognosticheskoj funkcii pedagogicheskoj nauki // Strategiya razvitiya obrazovatel'nogo prostranstva v usloviyah global'nyh ris-kov: sb. nauch. tr. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M., ISRO RAO, 2017. S. 62-68. [In Rus].

• Serikov V. V. Opyt nauchno-pedagogicheskoj shkoly lichnostno-razvivayushchego obrazovaniya // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya. 2018. № 2. S. 11-18. [In Rus].

• Turbovskoj Ya. S., Ivanova S. V. Pedagog — filosof — strateg // Filosofskie nauki. 2017. № 12. S. 7-18. [In Rus].

• Vedushchie nauchnye shkoly Rossii: spravochnik. M.: YAnus-K, 1998. 624 s. [In Rus].

• Vulfson B.L. Krizis shkoly vo Francii // Narodnoe obrazovanie. 1963. № 7. S. 102-106. [In Rus].

• Vulfson B. L. Sravnitel'naya pedagogika. Istoriya i sovremennye problemy. M.: URAO, 2003. 232 s. [In Rus].

• Vul'fson B. L. Strategiya razvitiya obrazovaniya na Zapade na poroge HKHI veka. M.: URAO. 1999. 208 s. [In Rus].

• Yaroshevskij M. G. Logika razvitiya nauki i nauchnaya shkola // SHkoly v nauke / pod red. S. R. Mikulinskogo, M. G. Yaroshevskogo, G. Krebera, G. Shtejnera. M.: 1977. 524 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.