Научная статья на тему 'Научная школа профессора В. Ф. Семенова'

Научная школа профессора В. Ф. Семенова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
374
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / SCHOOL OF THOUGHT / АНТИЧНОСТЬ И СРЕДНИЕ ВЕКА / THE ANTIQUITY AND THE MIDDLE AGES / ПЕРЕХОДНЫЕ ПЕРИОДЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСТОРИИ / TRANSITION PERIODS OF THE MIDDLE AGES / КОНЦЕПЦИЯ СИНТЕЗА / CONCEPTION OF SYNTHESIS / ГЕНЕЗИС ФЕОДАЛИЗМА / GENESIS OF THE FEUDALISM / ГЕНЕЗИС КАПИТАЛИЗМА / GENESIS OF THE CAPITALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дворецкая И.А., Симонова Н.В.

Статья посвящена истории становления и развития научной школы профессора В. Ф. Семенова (заведующего кафедрой Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина) и формированию ее основных направлений. Прослеживается преемственность традиций как в научноисследовательской деятельности кафедры, так и в педагогической работе со студенческой аудиторией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSOR V. F. SEMENOVS SCHOOL OF THOUGHT

This article is devoted to the history of establishing and development of V. F. Semenovs school of thought (head of the Department at Moscow State Pedagogical Institute n. a. V. I. Lenin) and to the formation of its main directions. The succession of the traditions has been traced in the research activity of the department as well as in the pedagogical work with the students. Сборник Россияне в Азии полностью посвящен дальневосточной эмиграции. Не считая редакционного предисловия, в нем четыре раздела: поэзия, воспоминания, история, коллекции и архивы. Сборник содержит и библиографический раздел описание редких изданий в русской коллекции Гамильтонской библиотеки Гавайского университета, занимающейся собиранием литературы о жизни русской диаспоры на Дальнем Востоке, и, прежде всего изданной в Китае. Эти материалы опубликованы впервые и, несомненно, внесут весомый вклад в изучение темы, развитие ее историографии. Огромный интерес китайских исследователей к проблеме российской эмиграции в Китае проявился почти одновременно с разработкой этой темы в российской исторической науке в постсоветский период. И хотя пока никто из китайских исследователей не выбрал казачество в эмиграции отдельной темой работы, заслуживает внимание труд китайского исследователя А. Ван Чжи-Чена История русской эмиграции в Шанхае (переведен в 2008). Исследование интересно комплексным изучением истории политической, общественной и культурной жизни русских в Шанхае. Таким образом, краткий историографический анализ отечественной и зарубежной литературы по истории российской эмиграции позволяет сделать предварительные выводы: 1. С 1920 г. по настоящее время в отечественной и зарубежной историографии опубликовано несколько десятков научных работ по истории Русского Зарубежья, в которых нашла свое отражение тема казачьей эмиграции и ее дальневосточная ветвь. 2. Тема казачьей эмиграции в русской диаспоре Маньчжурии берет свое начало с 1920-х гг. В отечественной историографии она прошла ряд этапов, сопряженных со сменой общественно-политического устройства и методологических подходов. Только с конца 1980-х гг. она получает свое современное развитие. В последнее 10летие дальневосточная ветвь эмиграции и казачий вопрос становится отдельной темой своего изучения. 3. Зарубежная историография темы также берет свое начало с 1920-х гг. Она развивалась более динамично и в меньшей мере была подвержена идеологической и политической конъюнктуре, шире использовала источниковую базу и разнообразный методологический инструментарий. 4. Достаточно неплохо изучены географические, социальные, экономические, политические аспекты темы. Слабо исследованы, на наш взгляд, социокультурные, психологические проблемы казачьей эмиграции, ее особенности в зарубежье, повседневная история. 5. Злободневной выступает задача по написанию обобщающих комплексных исследований по истории дальневосточной казачьей эмиграции (силами отечественных и зарубежных специалистов) и координация научного поиска. Остро назрела необходимость создания историографических и теоретико-методологических работ по изучаемой теме. Несомненно, изучение казачьей эмиграции 19201940-х гг. на территории Северо-Восточного Китая позволит полнее и глубже понять историю всей русской диаспоры страны в указанный период, характер процессов, происходивших в этом русскоязычном анклаве. Целостную историю российской эмиграции невозможно представить без истории отдельных слоев и групп этой эмиграции со свойственными ей мировоззрением, традициями, сложившимся укладом жизни. К такой особой группе принадлежит и дальневосточная казачья эмиграция. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества. Ростов н/Д, 1992. УДК 378 ББК -93/94-2*74.03

Текст научной работы на тему «Научная школа профессора В. Ф. Семенова»

Сборник «Россияне в Азии» полностью посвящен дальневосточной эмиграции. Не считая редакционного предисловия, в нем четыре раздела: поэзия, воспоминания, история, коллекции и архивы. Сборник содержит и библиографический раздел - описание редких изданий в русской коллекции Гамильтонской библиотеки Гавайского университета, занимающейся собиранием литературы о жизни русской диаспоры на Дальнем Востоке, и, прежде всего изданной в Китае. Эти материалы опубликованы впервые и, несомненно, внесут весомый вклад в изучение темы, развитие ее историографии.

Огромный интерес китайских исследователей к проблеме российской эмиграции в Китае проявился почти одновременно с разработкой этой темы в российской исторической науке в постсоветский период. И хотя пока никто из китайских исследователей не выбрал казачество в эмиграции отдельной темой работы, заслуживает внимание труд китайского исследователя А. Ван Чжи-Чена «История русской эмиграции в Шанхае» (переведен в 2008). Исследование интересно комплексным изучением истории политической, общественной и культурной жизни русских в Шанхае.

Таким образом, краткий историографический анализ отечественной и зарубежной литературы по истории российской эмиграции позволяет сделать предварительные выводы:

1. С 1920 г. по настоящее время в отечественной и зарубежной историографии опубликовано несколько десятков научных работ по истории Русского Зарубежья, в которых нашла свое отражение тема казачьей эмиграции и ее дальневосточная ветвь.

2. Тема казачьей эмиграции в русской диаспоре Маньчжурии берет свое начало с 1920-х гг. В отечественной историографии она прошла ряд этапов, сопряженных со сменой общественно-политического устройства и методологических подходов. Только с конца 1980-х гг. она

получает свое современное развитие. В последнее 10-летие дальневосточная ветвь эмиграции и казачий вопрос становится отдельной темой своего изучения.

3. Зарубежная историография темы также берет свое начало с 1920-х гг. Она развивалась более динамично и в меньшей мере была подвержена идеологической и политической конъюнктуре, шире использовала источниковую базу и разнообразный методологический инструментарий.

4. Достаточно неплохо изучены географические, социальные, экономические, политические аспекты темы. Слабо исследованы, на наш взгляд, социокультурные, психологические проблемы казачьей эмиграции, ее особенности в зарубежье, повседневная история.

5. Злободневной выступает задача по написанию обобщающих комплексных исследований по истории дальневосточной казачьей эмиграции (силами отечественных и зарубежных специалистов) и координация научного поиска. Остро назрела необходимость создания историографических и теоретико-методологических работ по изучаемой теме.

Несомненно, изучение казачьей эмиграции 19201940-х гг. на территории Северо-Восточного Китая позволит полнее и глубже понять историю всей русской диаспоры страны в указанный период, характер процессов, происходивших в этом русскоязычном анклаве. Целостную историю российской эмиграции невозможно представить без истории отдельных слоев и групп этой эмиграции со свойственными ей мировоззрением, традициями, сложившимся укладом жизни. К такой особой группе принадлежит и дальневосточная казачья эмиграция.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества. Ростов н/Д, 1992.

УДК 378

ББК -93/94-2*74.03

НАУЧНАЯ ШКОЛА ПРОФЕССОРА В. Ф. СЕМЕНОВА

PROFESSOR V. F. SEMENOV'S SCHOOL OF THOUGHT

И. А. Дворецкая, Н. В. Симонова

Статья посвящена истории становления и развития научной школы профессора В. Ф. Семенова (заведующего кафедрой Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина) и формированию ее основных направлений. Прослеживается преемственность традиций как в научно-исследовательской деятельности кафедры, так и в педагогической работе со студенческой аудиторией.

I. A. Dvoretskaya, N. V. Simonova

This article is devoted to the history of establishing and development of V. F. Semenov's school of thought (head of the Department at Moscow State Pedagogical Institute n. a. V. I. Lenin) and to the formation of its main directions. The succession of the traditions has been traced in the research activity of the department as well as in the pedagogical work with the students.

Ключевые слова: научная школа, античность и средние века, переходные периоды средневековой истории, концепция синтеза, генезис феодализма, генезис капитализма.

Кафедра истории средних веков была основана на историческом факультете МГПИ в 1930-е гг. и как самостоятельное подразделение функционировала до 1950 г., до объединения с кафедрой истории древнего мира. Естественно, две научные специальности - античность и средние века объединили ученых в организационном плане. Научная деятельность определялась руководством кафедры, при этом учитывали индивидуальные научные интересы и актуальность проблематики.

Кафедру истории средних веков возглавляли проф. Н. П. Грацианский (до 1945 г.) и проф. В. Ф. Семенов (зав. кафедрой истории средних веков с 1945 г. и с 1950 г. зав. кафедрой истории древнего мира и средних веков). Оба были крупными учеными, ведущими специалистами по истории западноевропейского средневековья. Как исследователи они предпочитали диалектический метод исторического познания и признавали решающее значение социально-экономического фактора исторического развития. Их привлекали переходные периоды в истории средневековой Европы, они стремились глубоко и всесторонне исследовать переломные моменты общественного развития. Н. П. Грацианский изучал преимущественно генезис феодального строя, В. Ф. Семенов - заключительную стадию его развития, период генезиса капитализма. И тот и другой были далеки от буквального, схематичного восприятия марксистской концепции феодальной формации, изучали историю во всем многообразии форм социального бытия, полагаясь на источники и достижения отечественной и зарубежной историографии.

Николай Павлович Грацианский стал основателем научной школы «Раннее средневековье. Генезис социально-политического строя в период перехода от античности к средневековью». Эта проблематика была актуальной в отечественной историографии Х1Х-ХХ вв. и остается таковой с новыми задачами изучения идеологии, религии и культуры, историко-биографических портретов государственных, политических и церковных деятелей. Н. П. Грацианский своими трудами продолжил деятельность школы социальной истории, созданной в России П. Г. Виноградовым, А. Н. Савиным и Д. М. Петрушевским. П. Г. Виноградов, А. Н. Савин и Д. М. Петрушевский руководили подготовкой научных кадров на МВЖК. П. Г. Виноградов периодически читал лекционные курсы, а Д. М. Петрушевский и А. Н. Савин в период с 1913 по 1918 г., работая на кафедре всеобщей истории МВЖК, руководили аспирантурой (три слушательницы курсов окончили аспирантуру у Д. М. Петрушев-ского, двое - у Д. Н. Егорова и одна - у А. Н. Савина).

Исследование молодого ученого, магистерская диссертация П. Г. Виноградова «Происхождение феодальных отношений в Лангобардской Италии» (Спб., 1880), заинтересовало научную общественность новым подходом к ре-

Keywords: school of thought, the Antiquity and the Middle Ages, transition periods of the Middle Ages, conception of synthesis, genesis of the feudalism, genesis of the capitalism.

шению проблемы генезиса феодализма. Признавая римские элементы в общественной структуре феодализма, в политической сфере он отдал предпочтение германским. П. Г. Виноградов находил развитие феодализма в росте крупного землевладения и в разложении общинного, в эволюции статуса рабов и переходе их к быту крепостных крестьян. Важнейшим социальным явлением он считал колонат, который, по его мнению, готовил почву для средневекового феодализма. Одну из задач своего исследования П. Г. Виноградов видел в изучении романизации, органического процесса в переходный период.

Впоследствии ученый сосредоточил внимание на изучении социальных проблем средневековой Англии, ее аграрной истории. Обе сферы научных интересов П. Г. Виноградова оказали влияние на формирование научных направлений кафедры истории средних веков МГПИ им. В. И. Ленина. П. Г. Виноградов показал специфику развития феодализма на примере Италии, где преобладали римские начала, и Англии, где сильнее были германские.

Д. М. Петрушевский развивал концепцию синтеза на основе закономерного исторического развития в результате эволюции римского и германского общества. Он наметил три варианта синтеза: романский - в Италии, «классический» - во Франции, германский - в Британии. Разложение английского манора он показал как результат экономического развития средневековой Англии. Д. М. Петрушевский впервые обратил внимание исследователей на романизацию германской государственности и варваризацию римской государственности. «Очерки по истории средневекового общества и государства» [1] содержат материал по экономической истории раннего средневековья. Это исследование показывает то значение, какое имели демографический и политический факторы: рост населения, расширение обрабатываемой территории, переселения.

Английский вариант генезиса феодализма представлен в «Очерках из истории английского государства и общества в средние века» [2]. О влиянии Д. М. Петрушевско-го на дальнейшую разработку проблем феодализма в различных регионах Западной Европы свидетельствует многократное переиздание его «Очерков». Монографии Д. М. Петрушевского о политической борьбе в Англии XIII в. и о восстании Уота Тайлера [3] положили начало исследованиям по социально-политической истории Англии.

В. Ф. Семенов, будучи учеником Д. М. Петрушевского и А. Н. Савина, работая на кафедре истории средних веков с 1943 г., создает свою школу изучения истории Англии в средние века. Так возникло второе направление научной деятельности профессора В. Ф. Семенова и его многочисленных учеников - «Западная Европа XVI в. и генезис капитализма в Англии». Тем не менее он отдавал

должное и научной деятельности в рамках направления, созданного школой Н. П. Грацианского - «Раннее средневековье. Генезис социально-политического строя в переходный период от античности к средневековью».

Научная школа доктора исторических наук, профессора В. Ф. Семенова, видного медиевиста, крупного специалиста по истории Англии, профессионально и успешно работала в течение нескольких десятилетий. В. Ф. Семенов приобрел опыт исследовательской работы под руководством корифеев русской исторической науки. Его научными наставниками были академики В. П. Волгин, Д. М. Петрушевский, Е. А. Косминский и член-корр. АН СССР А. Д. Удальцов. В. Ф. Семенов усвоил плодотворный стиль научного руководства своих учителей, использовал собственную широкую эрудицию и талант педагога, личные качества деликатного и внимательного наставника и подготовил для активной научно-педагогической деятельности более 40 кандидатов и докторов исторических наук. Его исследования по аграрной истории Тюдоровской Англии стали классическими по глубине анализа источников и широте проблем социально-политического плана. Локальный материал описей маноров, статистическое их обследование [4], а также законодательные источники, памфлеты и литературные выступления против огораживания позволили представить во всей полноте последствия огораживаний и процесс генезиса раннего капиталистического фермерства [5], выявить его специфику, сделать выводы об эволюции английского манора [6].

Крупный ученый-медиевист, автор более 150 печатных работ щедро делился своими знаниями и методикой исследования с учениками. Часто он выходил за рамки своих сугубо научных интересов и расширял тематику исследования, поощряя учеников к изучению различных сторон истории средневековой Англии, требуя углубленного внимания к историографии, к новым публикациям, к содержанию английских исторических журналов. Его перу принадлежат рецензии на выходившие в стране и за рубежом новинки исторической литературы, предисловия к историческим романам. Свои энциклопедические знания он нес в студенческую аудиторию. Спецкурс «Шекспировская Англия» привлекал обилием интереснейшего фактического материала и смелостью обобщений, побуждая к новым исследованиям по истории идеологии и культуры.

В. Ф. Семенов учил тщательному, синтетическому подбору источников, сравнительно-историческому анализу и обобщениям на основе изучения общих тенденций и локальных особенностей исторического процесса. Фундаментальность источниковедческой базы ученый сочетал с объективной, корректной критикой концепций и тезисов в трудах зарубежных и отечественных медиевистов. Он требовал бережного отношения к достижениям исторической науки, к историографическому наследию прошлого, не допуская поверхностной критики в соответствии с господствующими методологическими догмами.

Руководство Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина высоко ценило научно-педагогическую деятельность профессора В. Ф.

Семенова и неоднократно направляла ходатайства о присвоении ему звания Заслуженного деятеля науки. Однако они были отклонены советскими партийными органами по причине религиозных взглядов ученого.

Учениками и продолжателями исследований в области англоведения являются доктор исторических наук, профессор И. Н. Осиновский, доктор исторических наук Т. С. Осипова, доктор исторических наук, профессор А. А. Кириллова (заведовала кафедрой истории древнего мира и средних веков с 1973 по 1981 г.).

Второе направление научно-исследовательской работы ведет свое начало от школы Н. П. Грацианского. Раннее средневековье, период перехода от античности к средним векам имеет теоретическое и методологическое значение с точки зрения изучения эволюции социально-политического строя государств западноевропейского средневековья. После смерти Н. П. Грацианского руководство его школой принял профессор В. Ф. Семенов. Он одобрил тему кандидатской диссертации аспирантки И. А. Дворецкой, которая под его научным руководством вела исследования в аспирантуре в 1953-1956 гг., подготовила и в 1956 г. защитила кандидатскую диссертацию «Общественный и политический строй Остготского королевства в Италии» (к вопросу о возникновении феодальных отношений в странах Западной Европы). И. А. Дворецкая, ученица члена-корреспондента АН СССР С. И. Архангельского и профессора Н. П. Соколова (Горьковский государственный университет им. Лобачевского), поступила в аспирантуру к профессору В. Ф. Семенову с намерением исследовать остготский период истории Италии (У-У! вв.). В. Ф. Семенов не возражал, так как в дипломной работе был сделан перевод с латинского языка Эдикта Теодориха, одного из важнейших источников темы. Таким образом, были возобновлены исследования проблемы генезиса феодализма. В дальнейшем профессор В. Ф. Семенов предложил перейти к изучению лангобардского периода становления раннесредневе-кового общества и государства. Итогом работы была докторская диссертация «Образование раннефеодального общества и государства в Северной Италии У!-У!!! вв.» [7] (взаимодействие римских и германских элементов социального устройства), защищенная в 1985 г. Научным консультантом этого исследования с самого начала работы над темой был профессор В. Ф. Семенов.

С 1986 по 2009 г. И. А. Дворецкая возглавляла кафедру истории древнего мира и средних веков Московского педагогического государственного университета. Являясь автором научных исследований по раннесредневековой истории Италии, она продолжает направление отечественной медиевистики в области изучения проблемы генезиса феодализма в переходный период от античности к средневековью.

Широкий научный кругозор и исследовательский талант ярко проявились в книге «Западная Европа У-!Х вв. Раннее средневековье» (М., 1990), которая является незаменимым пособием для студентов исторических факультетов. Написанная на материале разнообразных, в том числе малодоступных исторических источников и почти необо-

зримой специальной научной литературе, книга вводит читателя в круг актуальнейших проблем современной медиевистики, относящихся к раннесредневековой истории Европы. Здесь удачно сочетаются анализ социально-экономической, политической истории Западной Европы с историей культуры раннего средневековья.

В последнее время И. А. Дворецкая направила свой опыт профессионального исследователя и преподавателя на создание новых учебно-методических пособий, которые содержали бы более адекватную оценку средневекового общества и сочетали бы высокий уровень теоретической и конкретно-исторической подачи материала с доступностью и живостью изложения.

Результатом переосмысления традиционных проблем истории средневекового общества и нового подхода к организации и изложению учебно-методического материала стало написание и издание авторских программ специальных курсов - «Римская церковь, религия и общество в средние века», «Христианство в средневековой Европе»; практикумов - «Христианская церковь в поздней Римской империи и в раннее средневековье» [8], по общему курсу истории средних веков; а также «Хрестоматии по истории средних веков раннего и классического периодов» [9] и учебного пособия «Христианская Церковь в Высокое средневековье» [10].

Инесса Александровна Дворецкая обладает незаурядным талантом педагога. Она умеет ярко и доходчиво излагать самые сложные проблемы истории средневековья. Ее широчайший научный кругозор, энергия, эмоциональность при чтении общих лекционных и специальных курсов, проведении практических и семинарских занятий явились побудительными мотивами не у одной сотни студентов в выборе кафедры для написания курсовых и дипломных работ. Многие продолжили свое обучение в аспирантуре и докторантуре. Часть, при непосредственном содействии и участии Инессы Александровны, стала ее коллегами. За многолетнюю и плодотворную работу И. А. Дворецкая награждена почетным знаком «Отличник просвещения».

Ученики профессора И. А. Дворецкой успешно трудятся в педагогических вузах Российской Федерации и активно ведут научно-исследовательскую работу.

Таким образом, на протяжении нескольких десятилетий кафедра истории древнего мира и средних веков МПГУ обеспечивает российские вузы кадрами высокой квалификации.

Преподаватели кафедры воспитывают у студентов и аспирантов бережное отношение к наследию отечественной науки наряду с открытостью запросам современного исторического знания.

Яркое подтверждение этому - проведение на базе кафедры истории древнего мира и средних веков ежегодных межвузовских конференций студентов, аспирантов и молодых ученых памяти профессора В. Ф. Семенова. Постоянно расширяется география участников, представля-

ющих вузы и академические институты Москвы, Тулы, Перми, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Белгорода, Арзамаса, Вологды, Брянска, Казани, Тольятти, Дальнего Востока, Киргизии, Татарстана, Украины, Белоруссии. Подобные форумы способствуют привлечению молодых исследователей к разработке наиболее актуальных проблем исторического знания, объединяют начинающих историков, поддерживают их творческую инициативу и позволяют завязать столь необходимые знакомства в профессиональной сфере. Из года в год повышается и уровень докладов, основанных на глубоком изучении источников на оригинальных языках, знании отечественной и зарубежной научной литературы.

В 2011 г. кафедре и кабинету истории древнего мира и средних веков Московского педагогического государственного университета было присвоено имя доктора исторических наук, профессора Виктора Федоровича Семенова.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Петрушевский Д. М. Очерки по истории средневекового общества и государства. 5-е изд. М., 1922.

2. Петрушевский Д. М. Очерки из истории английского государства и общества в средние века. 4-е изд. М., 1937.

3. Петрушевский Д. М. Восстание Уота Тайлера. 2-е изд. М., 1914.

4. Семенов В. Ф. Описи земель Вильяма Герберта, графа Пемброка, как источник по истории южноанглийского манора второй половины XVI в. // Очерки социально-экономической и политической истории Англии и Франции XIII-XVII вв. М., 1960.

5. Семенов В. Ф. Из истории раннего капиталистического фермерства в Англии XVII в. // Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1969. № 24. Проблемы экономического и политического развития стран Европы в средние века и античную эпоху.

6. Семенов В. Ф. Огораживания и крестьянские движения в Англии XVI в. М.; Л., 1949.

7. Дворецкая И. А. Возникновение раннефеодального государства в Северной Италии VI-VIII вв. М., 1982.

8. Христианская церковь в поздней Римской империи и в раннее средневековье: практикум / сост. И. А. Дворецкая, Г. И. Цыпурина. М.. 2004.

9. Хрестоматии по истории Средних веков раннего и классического периодов / сост. И. А. Дворец-кая, Н. В. Симонова. М., 2006.

10. Христианская Церковь в Высокое средневековье: учеб. пособие / сост. И. А. Дворецкая, Н. В. Симонова. М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.