Научная статья на тему 'Научная школа «Правовая философия»'

Научная школа «Правовая философия» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
215
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ФИЛОСОФИЯ / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ДЕ-ЮРЕ / РАДИКАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ / RIGHT PHILOSOPHY / RATIONALITY / DE JURE / RADICAL CONSTRUCTIVISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Невважай Игорь Дмитриевич

В статье кратко изложена история возникновения научной школы «Правовая философия», раскрыты мотивы и теоретические основания формирования концепции научной школы. Излагаются основные идеи, позволяющие говорить о новом направлении философских исследований, связанных с правом как культурном феномене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC SCHOOL «LEGAL PHILOSOPHY»

In article the history of origin of scientific school "Right philosophy" is briefly observed, motives and theoretical bases of formation of the school's concept are showed. The main ideas allowing to speak about the new direction of philosophical researches connected with law as a cultural phenomenon are displayed.

Текст научной работы на тему «Научная школа «Правовая философия»»

13 См.: Шестов Н.И. Политический миф теперь и прежде. Саратов, 2003.

14 См.: ДолговаГ.Н. Приватизация в Российской Федерации как политический процесс. Саратов, 2005.

15 См.: Овчарова О.Г. Гендерная асимметрия и политика. Саратов, 2007.

16 См.: Иванов С.С. Христианский социализм как политический феномен: опыт России и Европы. Саратов, 2009.

17 См.: Суровов С.Б. Образование и политика: региональный аспект. Саратов, 2009; Его же. О взаимодействии образования и политики // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 1; Его же. Контуры новой политики образования // Вестник Саратовской государственной академии права. 2013. № 6.

18 См.: Слобожникова В.С. Религиозность как политический ресурс Российского государства // Политическая наука. 2013. № 2; Ее же. Реализация закона «О свободе вероисповеданий» в России 90-х годов ХХ века // Правовая политика и правовая жизнь. 2012. № 1; Slobozhnikova V.S. Modem Russia is in Search of a Secular Model of Relationships Between Religions and the State // Balcan journal of philosophy. 2014. Vol. 6. Issue 2.

19 См.: Купин В.Н. Глобальная геополитика и глобальная безопасность: философско-геополитические проблемы. Saarbrucken, 2012; Его же. Политическая глобалистика. Саратов, 2010; Его же. Национальная безопасность: правовые и социально-гуманитарные аспекты. М., 2012.

20 См.: Плешаков А.П. Становление социально-правовой государственности в России. 2-е изд., доп. и перераб. Saarbrucken, 2012; Его же. Социальное государство: российский и зарубежный опыт // Правовая культура. 2013. № 1; Его же. Российская модель социального государства: теория и реальность // Современное право. 2012. № 7.

21 См.: Коновалов И.Н. «Цветные революции» как технологии смены правящих режимов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2016. № 1; Его же. Стратегия государственной антинаркотической политики: пути реализации // Правовая политика и правовая жизнь. 2011. № 2.

22 См.: Труханов В.А. Роль элиты России в обеспечении национальной безопасности // Политическая субъектность региональных социумов и элит: динамика, проблемы и песпективы: материалы Международной конференции. Саратов, 2014; Его же (в соавторстве). Современная российская политическая регио-налистика и этнополитика сквозь призму понятий / под общ. ред. В.С. Слобожниковой. Саратов, 2013.

23 См. : Логинова Л.В. (в соавторстве). Этнонациональные процессы в политическом пространстве региона: проблемы и тенденции развития. Саратов, 2015; Региональная политика как механизм реализации интересов регионального сообщества // Правовая политика и правовая жизнь. 2012. № 1; Ее же (в соавторстве). Межрегиональные миграционные процессы в современной России: тенденции и проблемы управления // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 6.

И.Д. Невважай

НАУЧНАЯ ШКОЛА «ПРАВОВАЯ ФИЛОСОФИЯ»

I.D. Newwazhai

SCIENTIFIC SCHOOL «LEGAL PHILOSOPHY«

Начало становления научной школы «Правовая философия» на кафедре философии Саратовской государственной юридической академии приходится на 2008 г., когда была проведена Международная научная конференция «Мир человека: нормативное измерение — 1». Ее идейным вдохновителем и основателем был доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой Игорь Дмитриевич Невважай.

30 октября 2010 г. профессор И.Д. Невважай выступил на теоретическом семинаре, на котором присутствовали представители философской общественности г. Саратова с докладом «Философия права: новые перспективы. От клас-

© Невважай Игорь Дмитриевич, 2016

Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии (Саратовская государственная 94 юридическая академия); [email protected]

сической философии права к правовой философии». В результате обсуждения доклада был сформулирован «Манифест правовой философии», суть которого состоит в следующем. Когда говорят о философии права, то под этим традиционно понимают философскую рефлексию той сферы общественной жизни, которая определена правом, юридическими законами. Идея правовой философии состоит в рассмотрении права не только в узко юридическом значении, но и как обозначения притязания человека мыслить, чувствовать и поступать определенным образом, т.е. по правилам. Радикализируя указанную идею, можно сказать, что в правовой философии сама философия рассматривается как явление права. Всякое бытие мыслится в контексте права. Традиционная философия права, следуя классическим принципам философствования, опирается на доверие фактам, которые извне заданы мышлению. Типу Невважай И-Д-мышления «по факту» (de facto), правовая философия противопоставляет другой тип — мышление «по праву» (de jure). Это значит, что рассуждать о бытии необходимо не как о наличном, фактически данном, а как о том, что притязает на право быть. Бытие конституируется смыслом, а не присутствием. Всякое сущее в мире воспринимается через призму человеческого бытия, которое мыслится в деонтических модальностях, так что всякое существование оценивается не как сущее, а как должное, возможное и запрещенное для человека. В правовой философии природа рассматривается не нейтрально по отношению к человеку, а как имеющая право запрещать, обязывать или разрешать что-либо человеку. Таким образом, природа не предмет дескрипции, а источник прескрипций. Поэтому правовая философия является учением о нормативном человеческом бытии.

Главная исследовательская задача научной школы состоит в изучении генезиса и функций законодательства человеческого разума. Практически во всех сферах жизни человек, обладая свободой, выступает в качестве законодателя. Но существует ли «внутреннее» законодательство, которому подчинен сам законодатель, создающий общезначимые нормы и правила? Иначе говоря, выступает ли нормативность атрибутивной, сущностной характеристикой человека, или она является лишь акцидентальной, оформляющей внешнее бытие человека, его бытие с другими. Истоки данной темы восходят к Канту, который ввел понятие «законы свободы» и поставил вопрос о законодательстве в сфере человеческого разума. Этот вопрос он считал важнейшим для философа: «...Философия есть наука об отношении всякого знания к существенным целям человеческого разума, и философ есть не виртуоз разума, а законодатель человеческого разума»1.

Философское обоснование нормативного характера человеческого бытия — фундаментальная задача, решение которой имеет принципиальное значение и для теории, и для практики. Определение специфики человеческого бытия — важнейшая цель философии и гуманитарного знания в целом. Исследование природы и функций нормативных аспектов человеческого бытия позволит выстроить концепцию, в которой человек предстает как единство модальностей должного, возможного и невозможного существования. Подобная концепция обеспечит аксиологические и методологические основания деятельности по формированию человека как субъекта социальной деятельности.

Тема нормативности все еще существует где-то на втором плане как прикладная и в понимании сущности человека, не имеющая принципиального значения. Это так, если представить норму как внешнюю рамку, границы поведения человека. Наша позиция иная: нормативность есть то, что делает человека человеком. Сущность человека формируется в процессе изобретения норм и проявляется в практической реализации норм и правил. В условиях изменений в сфере человеческой субъективности, связанных с процессами глобализации, культурной диверсификации, появлением сетевой коммуникативной среды, тенденциями децентрации субъекта и размыванием привычных стандартов нормативного поведения, актуализируется значимость концептуального осмысления нормативно-правовых аспектов идентичности индивидуального и группового социального субъекта. В условиях возрастающей личностной автономизации возникает мировоззренческая потребность в осмыслении феномена морально-правовой идентичности человека и ее кризиса, что связанно с усилением критической рефлексии по поводу обоснованности существования права как автономной формализованной системы норм. Соответственно, трансформации человеческой субъективности должны найти свое концептуальное осмысление в качестве фундаментального фактора правообразования, оказывающего воздействие на содержание и сущность современного права и, в конечном счете, на социальное бытие и условия бытия современного человека. В результате возникает необходимость разрешения экзистенциального противоречия между «человеком юридическим» и правом, преодоления отчуждения между ними в контексте новой парадигмы легитимности права, которое по своей природе и предназначению з представляет собой не только нормативно-институциональную систему, но и ? пространство человеческого бытия.

3 Практическая значимость результатов работы над проектом состоит в выра-

| ботке социальных и информационных технологий для обеспечения социальной I стабильности и противодействия терроризму. Актуальной является задача вы-| явления и описания нормативных оснований бытия человека в различных сфе-! рах жизнедеятельности: науке, морали, праве, политике, повседневной жизни. § Решение данной задачи позволит, с одной стороны, подойти к формулировке | основных положений философско-антропологической концепции человека как | создателя, хранителя, преобразователя и пользователя норм различной приро-'I ды, а с другой стороны, позволит точнее наметить контуры общей теории норм | и правил, которая могла бы стать общей методологической базой конкретных | научных исследований различных нормативных сфер жизни человека.

Таким образом, вектор развития научной школы определяется целым комплексом фундаментальных философских проблем. Является ли нормативность ё атрибутом человеческого бытия или она выступает его привходящим свойством; § каковы природа и сущность нормативности? В какой мере человеческое бытие | определено нормативностью? В чем сущность бытия нормативности? Что означает | быть подчиненным нормам? Откуда, где нормы берут свою силу, чтобы связывать нас и обязывать нас? Каким должно быть отношение между нормативностью и природой, должным и сущим? Наконец, как возможна общая концепция нормативности, которая применима к любым сферам теоретического и практического?

Теоретическое описание нормативных оснований бытия человека в политике, праве, морали предполагает установление корреляции между трансформациями 96 человеческой субъективности и возможными перспективами развития права как

двуединой формально-институциональной и человекомерной реальности сквозь призму концепции легитимности.

Методологически основой исследования в рамках научной школы «Правовая философия» является концепция радикального конструктивизма Э. фон Глазерс-фельда и П. Вацлавика и концепция аутопоэза, предложенная У. Матураной и Ф. Варелой. Это относительно новые концепции, которые получили широкое распространение в разных областях гуманитарного знания. Нормативность как социальный человеческий феномен с позиций автопоэзиса может быть понята как важнейший компонент не только воспроизводства, сохранения человеческого в человеке, но и производства новых социально-значимых человеческих качеств. Важное значение в осмыслении этой проблемы имеют работы Н. Лумана, в которых в основу понимания социальности и нормативности кладется понятие коммуникации. Это позволяет представить общество как оперативно закрытую самовоспроизводящуюся систему, состоящую из собственных операций, производящих коммуникации из коммуникаций. Каждая функциональная подсистема стремится включить в себя коммуникации, специфичные только для себя, но одновременно с этим исключить коммуникации иного рода. Наука, к примеру, существует благодаря коду истина/ложь, поэтому в ней любое истинное утверждение может подсоединяться исключительно к другому истинному утверждению.

Представители научной школы «Правовая философия» ставят задачу сформулировать общетеоретическую концепцию нормативности человеческого бытия, определить основные положения философско-антропологической концепции человека как создателя, хранителя, преобразователя и пользователя норм различной природы, очертить контуры общей теории норм и правил, в частности, | философской теории нормогенеза, которая могла бы стать общей методологиче- и ской базой конкретных научных исследований различных нормативных сфер а жизни человека, выявить новые типы рациональности, свойственные сфере о нормативного бытия. к

У коллектива научной школы имеются определенные результаты в рамках о

с

планируемых исследований. Руководителем научной школы профессором | И.Д. Невважаем была разработана концепция субъекта знания и действия, в в

е

которой субъект трактуется как рожденное новое бытие вследствие трансцен- о дирования в акте творчества. В этом акте создаются символические предметы, ю

Т5

имеющие определенный смысл. Интерпретация этих символических предметов |

создает условия рационального существования человека в мире. Разработана к

концепция рождения субъекта как акта разрешения определенных экзистен- а

циальных состояний, подобных трагедии. В этом смысле творчество есть не |

только разрушение прежних норм, но и создание новых. Была предложена и |

апробирована семантическая концепция норм, которая носит общий характер №

и находит широкое применение. При этом нормы трактуются как формы взаи- 1

модействия человека и окружающего мира, обеспечивающие самоорганизацию )

и развитие человека. 6

Профессором М.В. Шугуровым разработана концепция, в которой определены факторы детерминации нормативно-правовой идентичности, действующие в контексте гипердинамичных инверсий современной культуры и инновационного развития социума. Выдвинута и обоснована идея реконструкции правового субъекта на основании нового — гетерономного и коммуникативного — право-

понимания. В исследованиях в качестве условий гуманизации правовой сферы 97

общества проанализирована последовательная реализация права человека на правосубъектность. Помимо этого, изучены новые критерии легитимности права как системы представлений и установок, задающих позитивную интеграцию человека в правовые процессы, становящиеся элементом его жизненного мира, а также пространством «подлинного» бытия.

Доцент А.В. Дронов обосновал представление о легитимации знания в неклассических проектах философии, показал роль политической составляющей в философии, выявил истоки кризиса концепта нормативности в постмодернистской ситуации.

Преподавателем Д.П. Суровягиным была проделана предварительная работа по логическому анализу понятий, описывающих сферу моральных поступков, исследован вопрос редукции оценочных высказываний, изучены логические аспекты метаэтического дискурса и концепции морального функционализма.

Результаты проводимых исследований представлены в докладах и опубликованных статьях по итогам проведения регулярных международных научных конференций «Мир человека: нормативное измерение». Были проведены 4 конференции в 2008, 2010, 2013, 2015 гг. в г. Саратове на базе СГЮА. В работе конференций принимали ведущие ученые-юристы и философы, представлявшие разные регионы, вузы и научные центры страны: Московский государственный университет, Институт философии РАН, Институт государства и права РАН, Санкт-Петербургский государственный университет, Уральский государственный университет, Томский государственный университет, Новосибирский государственный университет, Волгоградский государственный университет, Самарский государственный университет, Саратовский государственный университет. В работе конференций участвовали гости из стран ближнего и дальнего зарубежья: Белорусского государственного университета, Киевского национального университета, Европейского университета (Литва), Свободного Берлинского университета (Германия).

По тематике научной школы были подготовлены и защищены кандидатские диссертации преподавателями кафедры философии А.Е. Комлевым, С.В. Гусевой, С.И. Кащеевым, Д.П. Суровягиным.

Итоги проводимых исследований представлены в ряде статей, опубликованных в журналах, индексируемых в системах РИНЦ и Scopus.

1 Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 489.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.