Научная статья на тему 'Научная школа кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета'

Научная школа кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научная школа / образовательная школа / Санкт-Петербургский государственный университет / кафедра теории кредита СПбГУ / St. Petersburg State University / Chair of Credit Theory (St. Petersburg State University) / scientific school / educational school

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Газизуллин Н. Ф., Базулин Ю. В.

В статье рассматривается вклад кафедры теории кредита и финансового менеджмента, которой в 2011 г. исполняется 20 лет со дня воссоздания, в научный и образовательный процесс страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Газизуллин Н. Ф., Базулин Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the contribution of the Chair of Credit and Financial Management into the scientific and education process in Russia. In 2011 the Chair will celebrate 20 years since its foundation.

Текст научной работы на тему «Научная школа кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета»

ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

НАУЧНАЯ ШКОЛА КАФЕДРЫ ТЕОРИИ КРЕДИТА И ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Н.Ф. Газизуллин,

профессор кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, доктор экономических наук gazizullin@mail.ru

Ю.В. Базулин,

доцент кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета,

доктор экономических наук bazulinn@mail.ru

В статье рассматривается вклад кафедры теории кредита и финансового менеджмента, которой в 2011 г. исполняется 20 лет со дня воссоздания, в научный и образовательный процесс страны.

Ключевые слова: научная школа, образовательная школа, Санкт-Петербургский государственный университет, кафедра теории кредита СП6П>Г

УДК 330.8; ББК 65.02

В последнее десятилетие активизировалась дискуссия о научных экономических школах1. Отметим, что выделение научных школ имеет историко-теоретическое и прикладное значение. В историиэкономическихучений понятие <научная школа- имеет важное классификационное значение. В процессе проведения исследований полнота представления о полученных результатах, вклада различных научных школ в познание тех или иных явлений и закономерностей зависит от их комплексного отражения в библиографической литературе.

Важность библиографической литературы объясняется еще и тем, что гигантский поток информации в печатной и электронной формах, порожденный научно-технической революцией, делает крайне затруднительным процедуру поиска действительно необходимой информации. В этом плане особенно большие проблемы ощущают студенты и аспиранты. Именно от них исходит потребность за достаточно ограниченное сроками обучения время сформировать список научной, справочной литературы, которая позволила бы усвоить не только азы науки, но и глубоко проникнуть в ее тайны, понять границы познанного2.

В ходе развернувшейся в отечественной экономической периодике дискуссии качественный аспект понятия <научная школа- получил достаточно обстоятельное освещение. Однако, количественный аспект остался вне поля зрения, хотя в ряде случаев отмечалась необходимость определения ^общепризнанных научных достижений в течение определенного времени-3. Восполнить данный пробел способны критерии, выдвинутые Б.И. Соколовым в книгах <Книги кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета- (СПб.: БАН, Альфарет, 2010. — 92 с.), <100 книг кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета- (СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010,- 120 с.).

Административно привносимый принцип, связанный с различными индексами цитирования, позволяет выявить актуальномодные направления в науке, но не ее научные школы, поскольку индексы цитирования — со статьи на статью — не направлены на выявление книг, представляющих собой классические научные труды, созданные главой научной школы и его ближайшим окружением. Здесь не требуется особых доказательств, это достаточно очевидно. Вспомним классическую школу в политической экономии, сформировавшуюся вокруг ^Исследования о природе и причинах богатства народов- А. Смита, марксизм, до сих пор с успехом отстаивающий положения <Капитала> и дающий возможность поддерживать существование многочисленным критикам.

Конечно, в XX веке наука существенно изменилась, она стала междисциплинарной, научные школы часто строятся не вокруг одного предмета исследования, а вокруг их комплекса. Зачастую научные школы выделяются и по страновому признаку. Так, в бухгалтерском учете выделяют четыре основных школы: итальянскую, французскую, немецкую, англо-американскую4.

В настоящее время количественным критерием продуктивности научной школы, позволяющим ее успешно дифференцировать, является комплекс монографий и теоретических учебников. Именно этой цели — выявлению критерия, позволяющего определить то, что некое научное направление, достигнув некоторых количественных параметров, качественно изменилось, превратившись в научную школу, отвечают рассматриваемые информационно-библиографические издания, в которых собраны сведения о книгах, опубликованных действующими профессорами и доцентами, работающими на кафедре теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.

350

© ПСЭ, 2011

Отметим, что согласно межгосударственному стандарту, введенному в 2004 г. (ГОСТ 7.60-2003 <Издания. Основные виды, термины и определения-), все виды печатных изданий подразделяются по объему на книги, (книжные издания объемом свыше 48 страниц), брошюры (книжные издания объемом свыше 4, но не более 48 страниц) и листовки (листовые издания объемом от 1 до 4 страниц).

Предпринятое Б.И. Соколовым уникальное информацион-но-библиографическое изыскание описывает опубликованные труды кафедры по их целевому назначению: научные, учебные и справочные издания. В состав данного перечня книг включены печатные издания, прошедшие редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленные, имеющие выходные сведения, позволяющие их идентифицировать (название: 1ЭВМ). В том случае, если книга написана группой авторов, доля преподавателей кафедры должна составлять не менее 48 страниц (3 п.л.). Таким образом, этот текст, будучи самостоятельно изданным, смог бы предстать в виде отдельной книги.

В настоящее время усилился интерес к выявлению передовых российских научно-исследовательских центров. Делаются попытки составления и опубликования их рейтингов5, в которых учитываются: число преподавательских публикаций, частота цитирований этих работ, количество патентов и изобретений, размеры расходов на научные исследования6. Как видим, важнейший объективный критерий качества научной и образовательной деятельности вуза и составляющих его кафедр — выданные <на гора- публикации.

Причина, по которой возникла необходимость отграничения российских научно-исследовательских центров, основанных на формировании научной школы, достаточно очевидна: <В России не осталось ни одного медицинского, технического, театрального, лингвистического, музыкального и других вузов, в которых не открылись бы факультеты экономики и менеджмента. В большинстве случаев это происходит при почти полном отсутствии кадров, учебных и научных библиотек-7. Однако количественный критерий, отражающий некую высокую квалификационную меру, наглядно демонстрирующую завершенность и представительность значительного этапа творческой деятельности, отсутствует.

Б.И. Соколов предлагает выбрать точкой отсчета цифру 100. С его точки зрения, в символическом толковании чисел ноль означает пустоту, небо, свет: единица — начало, земля. <1- и <0- — это два первичных элемента, две противоположные силы: тьма и свет, земля и небо. Тогда в числе <10- все целостно, свет и тьма уравновешивают друг друга. Число <100-, как отмечает А.Ф. Лосев, основываясь на представлениях Платона, означает квадрат, идеальную равномерность явления8. Поэтому <100- символизирует мастерство и совершенство, гармоничную завершенность эпохи. Именно такой критерий меры созидания — 100 книг, опубликованных членами творческого коллектива, в дан ном случае действующими преподавателями одной кафедры, должен показательно представлять ее научный и учебный потенциал.

Уникальность ситуации, отражаемой в книгах, состоит в том, что она характеризует исключительное явление — более ста книг написаны коллективом преподавателей одной кафедры экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, причем их основная доля опубликована не средствами множительной техники и оперативной полиграфии, а в ведущих центральных издательствах страны.

Представляется, что действующий университетский на-учно-исследовательский центр, осуществляющий подготовку специалистов и магистров определенного профиля и направления, следует выделять не по принципу исторического первородства, а на основе данного беспристрастного критерия (100 и более книг), который позволяет определить его как научную школу.

Свод представленных книг имеет целевое назначение, т.е. обладает определенными характеристиками с точки зрения выполняемой ими общественной функции. Все они предназначены для научной и учебной работы в высших учебных заведениях. Перечень книг призван продемонстрировать два момента. Во-пер-вых, все основные курсы, читаемые преподавателями кафедры обеспечены оригинальными авторскими научными и учебными изданиями. Во-вторых, научные разработки, осуществляемые на

кафедре, с одной стороны, носят фундаментальный характер, с другой стороны, специализированы.

К сожалению, нельзя не отметить, что многие исследователи сознательно смешивают представления о фундаментальной и прикладной науке. Ютсюда практический изъян: фундаментальные исследования в университетских лабораториях нередко проводятся по схеме прикладного и выдаются за фундаментальное. Вред, наносимый такой подменой как науке, так и образованию, огромен. И об этом не следует умалчивать-9. Добавим, что уж совсем недопустимо сводить фундаментальные и прикладные исследования к прикладным разработкам.

В соответствии с ^Общероссийским классификатором видов экономической деятельности- к фундаментальным научным исследованиям относится экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Прикладные научные исследования составляют исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. В отдельную группировку включены экспериментальные прикладные разработки, которые не носят исследовательского характера.

Фундаментальная наука ставит своей целью создание таких теоретических концепций и моделей, практическая ценность которых не только не очевидна, но и сами они зримо, строго естественнонаучно недоказуемы. Классическими примерами могут служить выдвинутое в Древней Греции представление об атомарном строении мира, концепция происхождения видов Ч. Дарвина, ^воображаемая геометрия- Н.И. Лобачевского в отличие от ^употребительной- евклидовой. Они открыли новые перспективы перед взором ученых всего мира.

Среди книг, опубликованных преподавателями кафедры теории кредита и финансового менеджмента, основная масса отражает результаты проводимых фундаментальных исследований. Это относится не только к монографиям и сборникам научных трудов, но и к теоретическим учебникам, которые отражают не только устоявшиеся знания, но и новейшие концепции, гипотезы, теоретические модели.

Непосредственные цели и задачи прикладных разработок не состоят в приращении нового знания, они связаны с применением результатов чужих фундаментальных и прикладных исследований для решения каких-либо практических проблем.

В экономической и финансовой науке прикладные разработки учебного плана состоят в том, чтобы преобразовать результаты научных исследований в материалы справочников, практических и методических пособий в помощь преподавателям и студентам, компьютерные программы, облегчающие расчеты, рабочие тетради. Сведения о них также представлены в данном справочно-библиографическом издании.

В приводимый список книг, изданных творческим коллективом кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, не включены:

• книги, изданные после 1987 г. и при этом не имеющие ISBN (International Standard Book Number), т.е. Международного стандартного номера книги10:

• переиздания без изменений (стереотипные и повторные издания):

• перепечатки (переиздания без изменений текста издания (или его части), выпущенные другим издателем с нового набора):

• книги, подготовленные в соавторстве, в которых индивидуальный или коллективный вклад преподавателей кафедры составляет менее 48 страниц (3 печатных листа):

• рабочие тетради (учебные пособия, имеющие особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета), поскольку в них объем оригинального авторского текста не поддается учету, может быть крайне незначительным.

Все книги подразделены на две части: научные и учебные издания.

В разделе, отражающем научные издания, представлен их алфавитный перечень и краткая аннотация монографий и сборников научных трудов. Они содержат результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, а также

35 1

научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы. Всего в раздел «Научные издания» включены книги 44 наименований, в том числе 24 индивидуальных и 17 коллективных монографий, 3 сборника кафедральных научных статей.

Отметим, что монография представляет собой научное или научно-популярное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам. Издание монографий преподавателями кафедры в основном было связано с опубликованием материалов диссертационных исследований. Значительное внимание в монографиях уделено историческим проблемам, связанным с развитием денег, кредита и самой финансовой науки.

В качестве печатного издания сборники научных трудов содержат исследовательские материалы научных обществ и организаций, учебных заведений. В принципе серия может быть непериодической, периодической, продолжающейся. Подготовленные и опубликованные кафедрой сборники научных статей под общим заглавием «Финансовый мир» представляют собой сериальное издание, включающее три выпуска, объединенных общностью замысла, тематики, целевым и читательским назначением, вышедших в однотипном оформлении.

В разделе «Учебные издания» представлен алфавитный перечень и краткая аннотация учебных изданий, подготовленных преподавателями кафедры теории кредита и финансового менеджмента. Всего в данном разделе представлено 68 учебных изданий, в том числе 21 индивидуальных, 32 учебных издания, осуществленных в соавторстве, и 15 изданий, подготовленных авторскими коллективами. В состав учебных изданий вошли:

• учебники, содержащие систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания;

• учебные пособия, дополняющие или заменяющие (частично или полностью) учебник, официально утвержденные в качестве данного вида издания;

• учебно-методические пособия, содержащие материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания;

• практикумы и задачники, содержащие практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.

Достаточно новым явлением в современной издательской деятельности является выпуск электронных учебников. Отметим, что стандарты, устанавливающие правила их библиографического описания, были приняты сравнительно недавно. При этом первый кафедральный электронный учебник по финансовому менеджменту был выпущен еще в 1998 г.

Разумеется, кроме книг, преподаватели кафедры пишут и статьи. Но если книги формируют научную школу, то статьи отражают наиболее актуальные, продвинутые, востребованные направления исследований. Например, научные интересы преподавателей кафедры отражают несколько направлений:

а) методология и теория экономической и финансовой науки11;

б) проблемы межбюджетных отношений12; в) история, теория и организация кредита13; г) проблемы финансового менеджмента в некоммерческих организациях14; д) теория и история денег15; е) управление финансами фирмы16;ж) ценные бумаги17; з) история экономической и финансовой науки18 и др.

1 См.: Розов Н.Х. Понятие «научная школа» и проблема финансирования науки в России//Педагогика. 2007. №8. С. 102-106; Соколова С.В., Соколов Б. И. Концептуальные основы выделения технологической школы менеджмента// Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2006. № 4. С. 13-19; и др.

2 Базулин Ю.В., Козырин А.Н. Публичные финансы и финансовое право: информационные ресурсы: учеб. М., 2009; Соколов Б.И. Рецензия на книгу Базулина Ю. В. Информационно-библиографические ресурсы финансовой науки: сетевые ресурсы, книжная и периодическая литература, справочные и статистические источники. Санкт-Петербург, 2006 //Проблемы современной экономики. 2008. № 2. С. 435-436; Соколов Б.И. Рецензия на книгу Базулина Ю.В., Козырина А.Н. Публичные финансы и финансовое право: информационные ресурсы: учеб. М., 2009//Проблемы современной экономики. 2009. № 2. С. 460; Соколов Б.И., Колпакова Н.В. Компас для магистрантов //Финансы и кредит. 2009. № 42. С. 86-88.

3 Российские научные школы / Под ред. Ю.В. Яковца. — М., 2003. — С. 13.

4 См.: Соколов Я.В. Бухгалтерский учет — веселая наука. — М., 2011. — С. 117.

5 См.: http://reitor.ru/ru/observatory/raitings/; http://www.ucheba.ru/vuz-rating/7688.html; http://www.5ballov.ru/ratings/; http://www.vseved.ru/cgi-bin/access. сд1?уиг1с1=1457&тос1е=5рес&5рес=60

6 http://www.ucheba.ru/vuz-rating/9040.html

7 Автономов В., Ананьин О., Кузьминов Я., Липсиц И., Любимов Л., Нуреев Р., Радаев В. Экономическое образование и практика в России // Вопросы экономики. — 2001. — № 1. — С. 87; Соколов Б.И. Преподавание экономической теории на гуманитарных факультетах университета: современные проблемы // Вестн. С.Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. — 1998. — №. 4. — С. 87-97; Соколов Б.И. Новые государственные образовательные стандарты // Вестн. С.Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. — 2001. — №. 2. — С. 130-132.

8 См.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. II. — М., 1969.

9 http://www.socio.msu.ги/?5=тат&р=с!еуе1ор&=05

10ISBN — уникальный, машинно-читаемый идентификационный номер, который однозначно идентифицирует книгу. Номер начал использоваться с 1966 как 9-значный код книг^ВГМ), изданных в Британии. С 1970 года был удлинен до 10 цифр и стал международным. В России 18В1\! используется с 1987 года, определяется международным стандартом 150-2108 и ГОСТ 7.53-2001.

До 2007 года 15В1М состоял из 10 цифр, разделенных на 4 группы. Первая группа — групповой код, который следует понимать как код языка, страны или территории (например, 0 — США и другие англоговорящие страны, 5 — Россия и русский язык). Вторая группа, от двух до семи цифр — код издательства. Третья — порядковый номер издания (до шести цифр). Последняя цифра или буква X — контрольная сумма.

С 1 января 2007 года вступил в силу новый стандарт 15В1М, добавивший пятую группу цифр и еще раз удлинивший номер до 13 цифр. Изменение потребовалось для того, чтобы 15В1М мог быть напрямую использован как стандартный штрих-код товара. Изменение выразилось в том, что к началу 15ВЫ были добавлены цифры 978 или 979, кроме того, изменился алгоритм расчета контрольной суммы.

11 Базулин Ю.В. История развития экономики и экономической мысли. Теория «абсолютных» денег С.Ф. Шарапова// Вестн. С.Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. — 2005. — №1; Соколов Б.И. Формы богатства в обществе // Вестн. С.Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. — 1994. — № 1. С. 72-76; Соколов Б.И. Мелкий бизнес: проблемы компаративистики//Вестн. С.Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика, — 1999, — № 1.С. 196-203; Соколов Б.И. Прямая речь. Нужен ли нам отечественный «Экономикс»? // Вестн. С.Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. — 2000. — №.1. — С. 57-60; Соколов Б.И., Чхенг В. Национальная экономика Камбоджи: выбор стратегии развития // Вестн. С.Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. — 2000. — №. 4. — С. 60-66; Соколов Б.И., Пахомов А.Н. Модели содержания объектов государственной офисной недвижимости // Вестн. С.Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. — 2008. — № 4. — С. 110-117; Соколов Б.И., Пахомов А.Н. О реформе модели содержания объектов государственной офисной недвижимости // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 2. — С. 342-344; Соколов Б.И., Пахомов А.Н. Международный опыт управления государственной офисной недвижимостью // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 3. — С.376-378; Соколов Б.И. О деловых играх в процессе преподавания экономической теории студентам-юристам// Реформы и право, — 2009. — №3, — С. 43-47; Соколов Б.И. Финансовое измерение человеческого капитала в России // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 4. — С. 53-56; Иванов В.В. Российские особенности мирового финансового кризиса // Вестн. С.Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. — 2009. — № 2.

12 Иванов В В., Строгнацкая О.А. Инструменты межбюджетного выравнивания социально-экономических условий жизнедеятельности регионов в Латвии // Финансы и кредит. — 2008. — № 43; Иванов В.В. Эволюция межбюджетных отношений в современной России // Вестн. С.Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. — 2010. — № 2; Иванов В.В., Строгнацкая О.А. Система финансового уравнивания в муниципалитетах Латвии // Финансы и бизнес. — 2009. — № 1.

13 Соколов Б.И., Жарков Я.В. Внутренний государственный долг Российской Федерации и необходимость смены курса реформ //Вестн. С.Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. — 1999. — № 3. — С. 49-54; Соколов Б.И., Жарков Я.В. Проблемы создания системы управления государственным внутренним долгом России//Вестн. С.Петерб.ун-та. Сер. 5. Экономика. 1999,- № 4.— С. 62-72; Соколов Б.И..Топровер И.В. Банковская система Российской империи во второй половине XIX — начале XX в. // Вестн. С.Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. — 2002. — №. 1. — С.125-132; Соколов Б.И., Топровер И В. Теории кредита в Древнем мире // Проблемы современной экономики. — 2006. — № 1-2. С. 381-390; Соколов Б.И., Топровер И.В. Капиталотворческие теории кредита (XVII — первая половина XIX века) // Проблемы современной экономики. — 2006. — № 3-4. — С. 449-459; Соколов Б.И., Топровер И В. Капиталотворческие теории кредита (2-я половина XIX — XX в.) // Проблемы современной экономики. — 2007. — № 1. — С.316-326; Соколов Б.И., Канаев А.В. Натуралистические теории кредита // Проблемы современной экономики. — 2007. — № 2. — С. 409-415; Соколов Б.И.,

352

Канаев А.В. Натуралистические теории кредита (продолжение) // Проблемы современной экономики. — 2007. — № 3. — С. 434-437; Соколов Б.И., Топровер И В. Теория «гибридных» оборотных средств кредита // Проблемы современной экономики. — 2007. — № 4. — С. 361-367; Соколов Б.И. Инвестиционно-финансовое кредитование и создание долговой экономики // Проблемы современной экономики. — 2008. — № 2. — С. 361-368; Соколов Б.И., Соколов К.Б. Теории кредита: сравнительный анализ концепции А. Гана и Дж. Кейнса (начало) // Проблемы современной экономики. — 2008. — № 3. — С. 498-504; Соколов Б.И., Соколов К.Б. Теории кредита: сравнительный анализ концепции А. Гана и Дж. Кейнса (окончание) // Проблемы современной экономики. — 2008. — № 4. — С. 474-478.

14 Соколов Б.И. Теоретические основы разработки моделей финансового менеджмента в некоммерческих организациях //Вестн. С.Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. — 2006. — № 3. — С. 66-81; Соколова С.В., Соколов Б.И. Эндаумент-фонд — целевой капитал некоммерческой организации // Проблемы современной экономики. — 2008. — №2. — С. 166-171; Соколова С.В., Соколов Б.И. Формирование целевого капитала некоммерческой организации //Вестн. С.Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. — 2009. — № 1. — С. 100-107.

15 Базулин Ю.В. Происхождение денег в процессе социогенеза // Вестн. С.Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. — 2005. — № 2; Базулин Ю.В. Общая теория денег: эволюция представлений о предмете и методе // Вестн. С.Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. — 2006. — № 4; Соколов Б.И. Рецензия на книгу Базулина Ю.В. Происхождение и природа денег. СПб., 2008 // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 4. — С. 431-432; Соколов Б.И. Война и деньги // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 2. — С. 26-29; Соколов Б.И. Особенности денежного обращения в период войны //Финансы и кредит. — 2010,— № 33. — С. 73-79; Соколов Б.И. Военные денежные знаки //Реформы и право, — 2010. — № 2, — С. 7-12; Соколов Б.И. Деньги и войны: властный конфликт // Конфликтология. — 2010. — № 3. — С. 121-136.

16 Иванов В В., Бушуева Н.В. Внешние источники финансирования российских предприятий: реалии и перспективы // Вестн. С.Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. — 2007. — № 1; Иванов В.В. Особенности внешнего и внутреннего корпоративного финансового планирования // Вестн. С.Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. — 2006. — № 3; Соколов Б.И. Курс реформ и оборотные средства предприятий // Вестн. С.Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. — 1997. — № 2. — С. 3-7; Лин А.А., Соколов Б.И. Фармацевтический рынок и его особенности // Вестн. С.Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. — 1998. — № 3. — С. 33-42; Соколов Б.И., Кавлак А.И. Винное эмбарго России и экономика Республики Молдовы // Проблемы современной экономики. — 2007,— № 1, — С. 170-174; Соколов Б.И., Кавлак А.И. Проблемы экспорта продукции виноделия Республики Молдова // Вестн. С.Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. — 2008. — № 1. С. 86-93; Соколов Б.И. Проблемы модернизации российского предпринимательства // Экономика и управление. — 2010. — № 3. — С. 93-95; Соколов Б.И., Топровер И.В. Финансовый менеджмент: теория и практика // Экономический анализ: теория и практика. — 2006. — № 21. — С. 66-68; Соколов Б.И., Лю Юйчжо. Особенности налогообложения в сельском хозяйстве КНР // Вестн. С.Петерб. унта. Сер. 5. Экономика. — 2010. — № 2. — С. 60-65; Соколов Б.И., Соколова С.В. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. — 2007. — № 1. — С. 198-201.

17 Лялин В. А. Кризисные этапы и современные проблемы развития российского фондового рынка//Проблемы современной экономики, — 2010. — N° 3; Соколов Б.И., Воронов B.C. Новый формат финансового посредничества в инновационной экономике: институциональная среда финансовых инноваций // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 3. — С. 218-223; Соколов Б.И., Воронов B.C. Новый формат финансового посредничества в инновационной экономике: институциональная среда финансовых инноваций (окончание) // Проблемы современной экономи-

18 Иванов В В., Ковалев В.В. О кафедре теории кредита и финансового менеджмента// Вестн. С.Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. — 2006. — № 3; Соколов Б.И. История экономической науки: нужны ли новые подходы? // Вестн. С.Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. — 1998. — № 2. — С. 52-60; Соколов Б.И., Соколова С.В. Борис Владимирович Никольский // Реформы и право. — 2009. — № 1. — С. 49-55.

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ

С.В. Губарьков,

заведующий кафедрой экономики филиала Дальневосточного федерального университета в г. Уссурийске,

кандидат экономических наук gsv20031973@mail.ru

В статье показано, что созданные нагрюнапьные, федеральные и нагрюнальные исследовательские университеты, а также университетские комплексы могут успешно выполнять роль «опорных точек инновационного развития» в системе высшего образования России. Рассматривается методология «опорных точек инновационного развития» системы ВПО РФ, базирующаяся на концепции «экономики, основанной на знаниях», интегрированной с концепциями «устойчивого развития» и «инновагрюнных систем».

Ключевые слова: национальный университет, федеральный университет, национальный исследовательский университет, университетские комплексы.

УДК 378.14; ББК 74:65.291.551-21

В настоящее время высшая школа является важнейшим интеллектуальным источником развития российского общества. Будучи выразителями новых идей, университеты, как основное звено системы высшего образования.аккумулируюттворческую энергию интеллектуальной элиты, выполняя тем самым объединительную функцию для решения различных федеральных и региональных социально-экономических задач. Данную функцию вряд ли способен осуществить какой-либо иной социальный институт.

Весьма показательно, что проблемы современного высшего образования воспринимаются многими странами, включая и

Россию, в неразрывной связи с проблемами национальной безопасности, с решением глобальных проблем современности, с преодолением разрыва, парадоксальным образом возникшего между человеком и созданной им цивилизацией. В этом плане кризис российской высшей школы усугубляется кризисом мировой образовательной системы в целом, не готовой дать ответы на вызовы современности, находящейся в процессе перехода к системе ценностей нового сообщества, основанного на экономике знаний. Несоответствие конечных результатов современного высшего образования поставленным и вновь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.