Научная статья на тему 'Количественные и качественные критерии формирования научной школы на примере кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета'

Количественные и качественные критерии формирования научной школы на примере кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
410
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / ИНДЕКС ЦИТИРОВАНИЯ / РЕЙТИНГ ВУЗА / КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА РАБОТЫ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ / SCIENTIFIC SCHOOL / CITATION INDEX / INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION RATING / QUANTITATIVE SCIENTIFIC SCHOOL PERFORMANCE ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Букин Леонид Леонидович

Статья связана с современной дискуссией о качественных и количественных критериях формирования научной школы в российском вузе. Рассматривается вклад кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, которой в 2011 г. исполняется 20 лет со дня воссоздания, в научный и образовательный процесс страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Букин Леонид Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quantitative and qualitative criteria of formation of scientific school by way of example of the credit and financial management theory department of Saint Petersburg State University

The article deals with the modern discussion about qualitative and quantitative criteria of formation of scientific school in any Russian institute of higher education. The contribution of the credit and financial management theory department of Saint Petersburg State University (in 2011 the department celebrates 20 years from the day of reconstruction) to the scientific and educational process of our country is considered.

Текст научной работы на тему «Количественные и качественные критерии формирования научной школы на примере кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета»

НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ: КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ

НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

УДК 330.88:378.4(470.23-25)

Л. Л. Букин

Количественные и качественные критерии формирования научной школы на примере кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета

Статья связана с современной дискуссией о качественных и количественных критериях формирования научной школы в российском вузе. Рассматривается вклад кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, которой в 2011 г. исполняется 20 лет со дня воссоздания, в научный и образовательный процесс страны.

The article deals with the modern discussion about qualitative and quantitative criteria of formation of scientific school in any Russian institute of higher education. The contribution of the credit and financial management theory department of Saint Petersburg State University (in 2011 the department celebrates 20 years from the day of reconstruction) to the scientific and educational process of our country is considered.

Ключевые слова: научная школа, индекс цитирования, рейтинг вуза, количественная оценка работы научной школы.

Key words: scientific school, Citation Index, institute of higher education rating, quantitative scientific school performance assessment.

В последнее время активизировалась дискуссия о научных экономических и финансовых школах [28, с. 102-106; 72, с. 13-19; 23; 27, с. 9-21]. Отметим, что выделение научных школ сегодня имеет историко-теоретическое и прикладное значение. В истории экономических учений понятие «научная школа» имеет важное классификационное значение. В ходе дискуссии, развернувшейся в отечественной экономической периодике, качественный аспект понятия «научная школа» получил достаточно обстоятельное освещение. Однако количественный аспект остался вне поля зрения, хотя в ряде случаев отмечалась необходимость определения «общепризнанных научных достижений в течение определенного времени» [29, с. 13].

Административно привносимый принцип, связанный с различными индексами цитирования, позволяет выявить актуальномодные направления в науке, но не ее научные школы, поскольку индексы цитирования - со статьи на статью - не направлены на выявление книг, представляющих собой классические научные труды, созданные главой научной школы и его ближайшим окружением. Здесь не требуется особых доказательств, это достаточно очевидно. Вспомним классическую школу в политической экономии, сформировавшуюся вокруг «Исследования о природе и причинах богатства народов» А. Смита, марксизм, до сих пор с успехом отстаивающий положения «Капитала» и дающий возможность поддерживать существование многочисленным критикам.

Конечно, в XX в. наука существенно изменилась, она стала междисциплинарной, научные школы часто строятся не вокруг одного предмета исследования, а вокруг их комплекса. Зачастую научные школы выделяются и по страновому признаку. Так, в бухгалтерском учете выделяют четыре основных школы: итальянскую, французскую, немецкую, англо-американскую [71, с. 117].

В настоящее время усилился интерес к выявлению передовых российских научно-исследовательских центров. Делаются попытки составления и опубликования их рейтингов [7; 21; 22; 25], в которых учитываются: число преподавательских публикаций, частота цитирований этих работ, количество патентов и изобретений, размеры расходов на научные исследования [26]. Как видим, важнейший объективный критерий качества научной и образовательной деятельности вуза и составляющих его кафедр - выданные «на гора» публикации.

Причина, по которой возникла необходимость структурирования российских научно-исследовательских центров, основанных на формировании научной школы, достаточно очевидна: «В России не осталось ни одного медицинского, технического, театрального, лингвистического, музыкального и других вузов, в которых не открылись бы факультеты экономики и менеджмента. В большинстве случаев это происходит при почти полном отсутствии кадров, учебных и научных библиотек» [1, с. 87; 33; 35]. Однако пока общепризнанный количественный критерий, отражающий некую высокую квалификационную меру, наглядно демонстрирующую завершенность и представительность значительного этапа творческой деятельности, отсутствует.

В этой связи интересным представляется подход, предложенный Б.И. Соколовым, основанный на анализе количества и направленности изданий данной школы, в том числе отдельных книг -

168

учебников, монографий и т. п. В соответствии с этим подходом количественным критерием продуктивности научной школы, позволяющим ее успешно дифференцировать, можно считать комплекс монографий и теоретических учебников.

Отметим, что согласно межгосударственному стандарту, введенному в 2004 г. (ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды, термины и определения»), все виды печатных изданий подразделяются по объему на книги, (книжные издания объемом свыше 48 страниц), брошюры (книжные издания объемом свыше 4, но не более 48 страниц) и листовки (листовые издания объемом от 1 до 4 страниц). Так, монография представляет собой научное или научнопопулярное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам. В качестве печатного издания сборники научных трудов содержат исследовательские материалы научных обществ и организаций, учебных заведений. В принципе серия может быть непериодической, периодической, продолжающейся. Отдельно следует рассматривать научные статьи, опубликованные в специализированных научных журналах, отечественных и зарубежных, в том числе входящих в соответствующий перечень ВАК. В состав учебных изданий входят:

• учебники, содержащие систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания;

• учебные пособия, дополняющие или заменяющие (частично или полностью) учебник, официально утвержденные в качестве данного вида издания;

• учебно-методические пособия, содержащие материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания;

• практикумы и задачники, содержащие практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.

Достаточно новым явлением в современной издательской деятельности является выпуск электронных учебников. Отметим, что стандарты, устанавливающие правила их библиографического описания, были приняты сравнительно недавно.

Учитывая ситуацию 90-х годов прошлого века с публикацией научных и учебных изданий, не следует относить к особо значимым публикациям следующие издания:

• книги, изданные после 1987 г. и при этом не имеющие ISBN (International Standard Book Number), т. е. Международного стандартно-

1

го номера книги1;

• переиздания без изменений (стереотипные и повторные издания);

• перепечатки (переиздания без изменений текста издания (или его части), выпущенное другим издателем с нового набора);

• книги, подготовленные в соавторстве, в которых индивидуальный или коллективный вклад преподавателей кафедры составляет менее 48 страниц (3 печатных листов);

• рабочие тетради (учебные пособия, имеющие особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета), поскольку в них объем оригинального авторского текста не поддается учету, может быть крайне незначительным.

Указанные критерии мы имеем возможность рассмотреть на примере научной школы в области финансов Санкт-Петербургского государственного университета.

Научная школа в области финансов возродилась в Санкт-Петербургском государственном университете сравнительно недавно. Толчком к этому послужили организационные изменения, а именно создание в начале 1991 г. кафедры теории кредита и финансового менеджмента. Всего за два десятилетия кафедра достигла впечатляющих результатов, которые дают основание для общего анализа понятия «научная школа».

Подход, предложенный Б.И. Соколовым, членом вышеупомянутой кафедры, был наиболее полно им представлен в библиографических изданиях «Книги кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета» (СПб.: БАН, Альфарет, 2010. 92 с.), «100 книг кафедры теории

1 ISBN - уникальный, машинно-читаемый идентификационный номер, который однозначно идентифицирует книгу. Номер начал использоваться с 1966 г. как 9-значный код книг ^В^, изданных в Британии. С 1970 г. был удлинен до 10 цифр и стал международным. В России ISBN используется с 1987 г., определяется международным стандартом ^0-2108 и ГОСТ 7.53-2001. До 2007 г. ISBN состоял из 10 цифр, разделенных на 4 группы. Первая группа -групповой код, который следует понимать как код языка, страны или территории (например, 0 - США и другие англоговорящие страны, 5 - Россия и русский язык). Вторая группа, от двух до семи цифр - код издательства. Третья - порядковый номер издания (до шести цифр). Последняя цифра или буква X - контрольная сумма. С 1 января 2007 г. вступил в силу новый стандарт ^В^ добавивший пятую группу цифр и еще раз удлинивший номер до 13 цифр. Изменение потребовалось для того, чтобы ISBN мог быть напрямую использован как стандартный штрих-код товара. Изменение выразилось в том, что к началу ISBN были добавлены цифры 978 или 979, кроме того, изменился алгоритм расчета контрольной суммы.

кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета» (СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. 120 с.). За «кодовое число» настоящей научной школы Б.И. Соколов предлагает выбрать цифру 100. С его точки зрения, в символическом толковании чисел ноль означает пустоту, небо, свет; единица - начало, земля. «1» и «0» - это два первичных элемента, две противоположные силы: тьма и свет, земля и небо. Тогда в числе «10» все целостно, свет и тьма уравновешивают друг друга. Число «100», как отмечает А.Ф. Лосев, основываясь на представлениях Платона, означает квадрат, идеальную равномерность явления [21]. Поэтому «100» символизирует мастерство и совершенство, гармоничную завершенность эпохи. Поэтому именно такой критерий меры созидания - 100 книг, опубликованных членами творческого коллектива в течение определенного периода, должен показательно представлять ее научный и учебный потенциал. С этим мнением можно согласиться и принять цифру 100 за единицу учета эффективности функционирования современной вузовской научной школы.

Важность формирования библиографической литературы, о которой говорит Б.И. Соколов, объясняется тем, что гигантский поток информации в печатной и электронной формах, порожденный научно-технической революцией, делает крайне затруднительным процедуру поиска необходимой информации. Действительно, в этом плане особенно тяжело приходится студентам, магистрантам и аспирантам. Именно для этой группы существует необходимость и даже насущная потребность за достаточно ограниченное сроками обучения сформировать список научной, справочной литературы, которая позволила бы усвоить не только азы науки, но и глубоко проникнуть в ее тайны, понять границы познанного [2; 3; 39; 41; 56].

Как нам представляется, именно этой цели - выявлению критерия, позволяющего определить то, что некое научное направление, достигнув некоторых количественных параметров, качественно изменилось, превратившись в научную школу, отвечают вышеупомянутые информационно-библиографические издания, в которых собраны сведения о книгах, опубликованных действующими профессорами и доцентами, работающими на кафедре теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.

Информационно-библиографическое изыскание структурирует и описывает труды кафедры по их целевому назначению: научные, учебные и справочные издания. В состав перечня книг автором были включены печатные издания, прошедшие редакционноиздательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленные, имеющие выходные сведения, позволяющие их идентифицировать (название; ^В^. В том случае, если книга написана

группой авторов, доля преподавателей кафедры должна составлять не менее 48 страниц (3 п. л.); таким образом, этот текст, будучи самостоятельно изданным, смог бы предстать в виде отдельной книги.

Свод представленных книг имеет целевое назначение, т. е. обладает определенными характеристиками с точки зрения выполняемой ими общественной функции. Все они предназначены для научной и учебной работы в высших учебных заведениях. Перечень книг призван продемонстрировать два момента. Во-первых, все основные курсы, читаемые преподавателями кафедры, обеспечены оригинальными авторскими научными и учебными изданиями. Во-вторых, научные разработки, осуществляемые на кафедре, с одной стороны, носят фундаментальный характер, с другой - специализированы. Среди книг, опубликованных преподавателями кафедры теории кредита и финансового менеджмента, основная масса отражает результаты проводимых фундаментальных исследований. Это относится не только к монографиям и сборникам научных трудов, но и к теоретическим учебникам, которые отражают не только устоявшиеся знания, но и новейшие концепции, гипотезы, теоретические модели. Непосредственные цели и задачи прикладных разработок не состоят в приращении нового знания, они связаны с применением результатов чужих фундаментальных и прикладных исследований для решения каких-либо практических проблем. В экономической и финансовой науке прикладные разработки учебного плана состоят в том, чтобы преобразовать результаты научных исследований в материалы справочников, практических и методических пособий в помощь преподавателям и студентам, компьютерные программы, облегчающие расчеты, рабочие тетради. Сведения о них также представлены в данном справочно-библиографическом издании.

Все книги подразделены на две части: научные и учебные издания.

В разделе, отражающем научные издания, представлен их алфавитный перечень и краткая аннотация монографий и сборников научных трудов. Они содержат результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы. Всего в раздел «Научные издания» включены книги 44 наименований, в том числе 24 индивидуальных и 17 коллективных монографий, три сборника кафедральных научных статей. Издание монографий преподавателями кафедры в основном было связано с опубликованием материалов диссертационных исследований. Значительное внимание в монографиях уделено историческим проблемам, связанным с развитием денег, кредита и самой финансовой науки. Подготовленные и опубликованные кафедрой сборники научных статей под об-

щим заглавием «Финансовый мир» представляют собой сериальное издание, включающее три выпуска, объединенных общностью замысла, тематики, целевым и читательским назначением, вышедших в однотипном оформлении.

В разделе «Учебные издания» представлен алфавитный перечень и краткая аннотация учебных изданий, подготовленных преподавателями кафедры теории кредита и финансового менеджмента. Всего в данном разделе представлено 68 учебных изданий, в том числе 21 индивидуальных, 32 учебных издания, осуществленных в соавторстве, и 15 изданий, подготовленных авторскими коллективами.

Уникальность ситуации, отражаемой в данной книге, состоит в том, что она характеризует исключительное явление - более ста книг написаны коллективом преподавателей одной кафедры экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, причем их основная доля опубликована не средствами множительной техники и оперативной полиграфии, а в ведущих центральных издательствах страны. Представляется, что действующий университетский научно-исследовательский центр, осуществляющий подготовку специалистов и магистров определенного профиля и направления, следует выделать не по принципу исторического первородства, а на основе данного беспристрастного критерия (100 и более книг), который позволяет определить его как научную школу.

При этом первый кафедральный электронный учебник по финансовому менеджменту был выпущен еще в 1998 г. Разумеется, кроме книг, преподавателями кафедры пишутся и статьи. Но если книги формируют научную школу, то статьи отражают наиболее актуальные, продвинутые, востребованные направления исследований. Например, научные интересы преподавателей кафедры выражены по нескольким направлениям: а) методология и теория экономической и финансовой науки [4; 9; 30; 34; 40; 47; 58; 59; 60]; б) проблемы межбюджетных отношений [10; 11; 14; 15]; в) история, теория и организация кредита [38; 50; 51; 54; 55; 61; 62; 65; 66; 67; 68; 69]; г) проблемы финансового менеджмента в некоммерческих организациях [36; 73; 74]; д) теория и история денег [5; 6; 19; 42; 43; 44; 46]; е) управление финансами фирмы [8; 12; 16; 17; 18; 19; 31; 45; 52; 53; 57; 63; 70]; ж) теория ценных бумаг [48; 49]; з) история экономической и финансовой науки [13; 24; 32; 64] и др.

Следует отметить, что библиографические издания «Книги кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета», «100 книг кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета» демонстрируют не только удачный

теоретический подход в развитии представления о вузовской научной школе, но и достаточно новаторский для отечественной науки способ продвижения имиджа и научной школы, и профильной кафедры, и всего университета. Такой подход сегодня можно рекомендовать к использованию многим университетским ученым.

Список литературы

1. Автономов В., Ананьин О., Кузьминов Я. и др. Экономическое образование и практика в России // Вопр. экономики. 2001. № 1.

2. Базулин Ю.В. Информационно-библиографические ресурсы финансовой науки: сетевые ресурсы, книжная и периодическая литература, справочные и статистические источники. - СПб., 2006.

3. Базулин Ю.В., Козырин А.Н. Публичные финансы и финансовое право: информационные ресурсы: учеб. - М., 2009.

4. Базулин Ю.В. История развития экономики и экономической мысли. Теория «абсолютных» денег С.Ф. Шарапова // Вестн. СПбГУ. Сер. 5. Экономика. 2005. № 1.

5. Базулин Ю.В. Происхождение денег в процессе социогенеза // Вестн. СПбГУ. Сер. 5. Экономика. 2005. № 2.

6. Базулин Ю.В. Общая теория денег: эволюция представлений о предмете и методе // Вестн. СПбГУ. Сер. 5. Экономика. 2006. № 4.

7. Все вед. Вузы. URL: http://www.vseved.ru/cgi-bin/access.cgi7vuzid

=1457&mode=spec&spec=60

8. Иванов В.В. Особенности внешнего и внутреннего корпоративного финансового планирования // Вестн. СПбГУ. Сер. 5. Экономика. 2006. № 3.

9. Иванов В.В. Российские особенности мирового финансового кризиса // Вестн. СПбГУ. Сер. 5. Экономика. 2009. № 2.

10. Иванов В.В. Эволюция межбюджетных отношений в современной России // Вестн. СПбГУ. Сер. 5. Экономика. 2010. № 2.

11. Иванов В.В. Теория и практика межбюджетных отношений. - СПб.: БАН; Нестор-История, 2010.

12. Иванов В.В., Бушуева Н.В. Внешние источники финансирования российских предприятий: реалии и перспективы // Вестн. СПбГУ. Сер. 5. Экономика. 2007. № 1.

13. Иванов В.В., Ковалев В.В. О кафедре теории кредита и финансового менеджмента // Вестн. СПбГУ. Сер. 5. Экономика. 2006. № 3.

14. Иванов В.В., Строгнацкая О.А. Инструменты межбюджетного выравнивания социально-экономических условий жизнедеятельности регионов в Латвии // Финансы и кредит. 2008. № 43.

15. Иванов В.В., Строгнацкая О.А. Система финансового уравнивания в муниципалитетах Латвии // Финансы и бизнес. 2009. № 1.

16. Ковалев В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2009.

17. Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009.

18. Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Корпоративные финансы и учет: понятия, алгоритмы, показатели: учеб. пособие. - М.: Проспект, КНОРУС, 2010.

19. Лин А.А., Соколов Б.И. Фармацевтический рынок и его особенности // Вестн. СПбГУ. Сер. 5. Экономика. 1998. №. 3.

20. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. II. М.: Искусство, 1969.

21. МГУ во второй сотне мирового рейтинга вузов. URL: http://www. ucheba.ru/vuz-rating/7688.html

22. Независимое рейтинговое агентство в сфере образования. URL: http://reitor.ru/ru/observatory/raitings/

23. Орланюк-Малицкая Л.А. Формирование научной школы страхования // Вестник Финансовой академии. Международный теоретический и научнопрактический журнал. - 2009. - № 1.

24. Очерки по истории финансовой науки / под ред. В.В. Ковалева. - М.: Проспект, 2010.

25. Рейтинг вузов России. URL: http://www.5ballov.ru/ratings/

26. Рейтинги вузов. URL: http://www.ucheba.ru/vuz-rating/9040.html

27. Родионова В.М. Становление и развитие научной школы финансов // Вестн. Фин. академии. 2009. № 1.

28. Розов Н.Х. Понятие «научная школа» и проблема финансирования науки в России // Педагогика. 2007. № 8.

29. Российские научные школы / под ред. Ю.В. Яковца. - М.: Междунар. фонд Н.Д. Кондратьева, 2003.

30. Соколов Б.И. Формы богатства в обществе // Вестн. СПбГУ. Сер. 5. Экономика. 1994. № 1.

31. Соколов Б.И. Курс реформ и оборотные средства предприятий // Вестн. СПбГУ. Сер. 5. Экономика. 1997. № 2.

32. Соколов Б.И. История экономической науки: нужны ли новые подходы? // Вестн. СПбГУ. Сер. 5. Экономика. 1998. № 2.

33. Соколов Б.И. Преподавание экономической теории на гуманитарных факультетах университета: современные проблемы // Вестн. СПбГУ. Сер. 5. Экономика. 1998. № 4.

34. Соколов Б.И. Мелкий бизнес: проблемы компаративистики // Вестн. СПбГУ. Сер. 5. Экономика. 1999. № 1.

35. Соколов Б.И. Новые государственные образовательные стандарты // Вестн. СПбГУ. Сер. 5. Экономика. 2001. № 2.

36. Соколов Б.И. Теоретические основы разработки моделей финансового менеджмента в некоммерческих организациях // Вестн. СПбГУ, 2006. Сер. 5. Экономика. № 3.

37. Соколов Б.И. Рецензия на книгу Базулина Ю. В. Информационнобиблиографические ресурсы финансовой науки: сетевые ресурсы, книжная и периодическая литература, справочные и статистические источники. СПб., 2006 // Проблемы современной экономики. 2008. № 2.

38. Соколов Б.И. Инвестиционно-финансовое кредитование и создание долговой экономики // Проблемы современной экономики. 2008. № 2.

39. Соколов Б.И. Рецензия на книгу Базулина Ю.В., Козырина А.Н. Публичные финансы и финансовое право: информационные ресурсы: учеб. - М., 2009 // Проблемы современной экономики. 2009. № 2.

40. Соколов Б.И. О деловых играх в процессе преподавания экономической теории студентам-юристам // Реформы и право. 2009. № 3.

41. Соколов Б.И. Рецензия на книгу Базулина Ю.В. Происхождение и природа денег. - СПб., 2008 // Проблемы современной экономики. 2009. № 4.

42. Соколов Б.И. Война и деньги // Проблемы современной экономики. 2010. № 2.

43. Соколов Б.И. Военные денежные знаки // Реформы и право. 2010.

44. Соколов Б.И. Деньги и войны: властный конфликт // Конфликтология. 2010. № 3.

45. Соколов Б.И. Проблемы модернизации российского предпринимательства // Экономика и управление. 2010. № 3.

46. Соколов Б.И. Особенности денежного обращения в период войны // Финансы и кредит. 2010. № 33.

47. Соколов Б.И. Финансовое измерение человеческого капитала в России // Проблемы современной экономики. 2010. № 4.

48. Соколов Б.И., Воронов В.С. Новый формат финансового посредничества в инновационной экономике: институциональная среда финансовых инноваций // Проблемы современной экономики. 2010. № 3.

49. Соколов Б.И., Воронов В.С. Новый формат финансового посредничества в инновационной экономике: институциональная среда финансовых инноваций (окончание) // Проблемы современной экономики. 2010. № 4.

50. Соколов Б.И., Жарков Я.В. Внутренний государственный долг Российской Федерации: количественная оценка. // Вестн. СПбГУ, 1999. Сер. 5. Экономика. Вып. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

51. Соколов Б.И., Жарков Я.В. Проблемы создания системы управления государственным внутренним долгом России // Вестн. СПбГУ, 1999. Сер. 5. Экономика. Вып. 4.

52. Соколов Б.И., Кавлак А.И. Винное эмбарго России и экономика Республики Молдовы // Проблемы современной экономики. 2007. № 1.

53. Соколов Б.И., Кавлак А.И. Проблемы экспорта продукции виноделия Республики Молдова // Вестн. СПбГУ. Сер. 5: Экономика. 2008. № 1.

54. Соколов Б.И., Канаев А.В. Натуралистические теории кредита // Проблемы современной экономики. 2007. № 2.

55. Соколов Б.И., Канаев А.В. Натуралистические теории кредита (продолжение) // Проблемы современной экономики. 2007. № 3.

56. Соколов Б.И., Колпакова Н.В. Компас для магистрантов // Финансы и кредит. 2009. № 42.

57. Соколов Б.И., Лю Юйчжо. Особенности налогообложения в сельском хозяйстве КНР // Вестн. СПбГУ. Сер. 5. Экономика. 2010. № 2.

58. Соколов Б.И., Пахомов А.Н. Модели содержания объектов государственной офисной недвижимости // Вестн. СПбГУ. Сер. 5. Экономика, 2008. Вып. 4.

59. Соколов Б.И., Пахомов А.Н. О реформе модели содержания объектов государственной офисной недвижимости // Проблемы современной экономики. 2009. № 2.

60. Соколов Б.И., Пахомов А.Н. Международный опыт управления государственной офисной недвижимостью // Проблемы современной экономики. 2009. № 3.

61. Соколов Б.И., Соколов К.Б. Теории кредита: сравнительный анализ концепции А. Гана и Дж. Кейнса (начало) // Проблемы современной экономики. 2008. № 3.

62. Соколов Б.И., Соколов К.Б. Теории кредита: сравнительный анализ концепции А. Гана и Дж. Кейнса (окончание) // Проблемы современной экономики. 2008. № 4.

63. Соколов Б.И., Соколова С.В. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика // Вестн. СПбГУ. Сер. 5. Экономика. 2007. № 1.

64. Соколов Б.И., Соколова С.В. Борис Владимирович Никольский // Реформы и право. 2009. № 1.

65. Соколов Б.И., Топровер И.В. Банковская система Российской империи во второй половине XIX - начале XX в. // Вестн. СПбГУ. Сер. 5. Экономика. 2002. №. 1.

66. Соколов Б.И., Топровер И.В. Теории кредита в Древнем мире // Проблемы современной экономики. 2006. № 1-2.

67. Соколов Б.И., Топровер И.В. Капиталотворческие теории кредита (XVII - первая половина XIX века) // Проблемы современной экономики, 2006, № 3-4.

68. Соколов Б.И., Топровер И.В. Капиталотворческие теории кредита (2-я половина XIX - ХХ в.) // Проблемы современной экономики. 2007. № 1.

69. Соколов Б.И., Топровер И.В. Теория «гибридных» оборотных средств кредита // Проблемы современной экономики. 2007. № 4;

70. Соколов Б.И., Топровер И.В. Финансовый менеджмент: теория и практика // Экономический анализ: теория и практика. 2006. № 21.

71. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет - веселая наука. - М.: ООО «1С-Паблишинг», 2011.

72. Соколова С.В., Соколов Б.И. Концептуальные основы выделения технологической школы менеджмента // Вестн. СПбГУ. Сер. 5. Экономика. 2006. № 4.

73. Соколова С.В., Соколов Б.И. Эндаумент-фонд - целевой капитал некоммерческой организации // Проблемы современной экономики. 2008. № 2.

74. Соколова С.В., Соколов Б.И. Формирование целевого капитала некоммерческой организации // Вестн. СПбГУ. 2009. Сер. 5. Экономика. Вып. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.