Научная статья на тему 'Научная сессия Центрального и Свердловского институтов гигиены труда и профзаболеваний в Свердловске (29—31.V.1943)'

Научная сессия Центрального и Свердловского институтов гигиены труда и профзаболеваний в Свердловске (29—31.V.1943) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
23
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — С.В. Миллер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научная сессия Центрального и Свердловского институтов гигиены труда и профзаболеваний в Свердловске (29—31.V.1943)»

t

СЪЕЗДЫ, СОВЕЩАНИЯ, КОНФЕРЕНЦИИ, НАУЧНЫЕ О Б Щ Е С Т В А

Проф. С. В. МИЛЛЕР

Научная сессия Центрального и Свердловского институтов гигиены труда и профзаболеваний в Свердловске (29—31.V.1943)

В конце мая в Свердловске состоялась научная сессия Центрального им. Обуха н Свердловского институтов гигиены труда и профзаболеваний с участием врачей здравпунктов и медико-санитарных частей предприятий, представителей хозяйственных и профсоюзных организаций и работников научных институтов. На сессии было заслушано 18 докладов об итогах работы этих инютиггутов за период Великой отече-* ственной войны и намечены пути дальнейшей их деятельности.

Все заслушанные доклады можно подразделить по тематическому признаку следующим образом:

1) анализ заболеваемости на предприятиях и задачи медико-санитарной организации по ее снижению;

2) промышленная токсикология в условиях Отечественной войны, клиника и профилактика профессиональных отравлений;

3) клиника, трудовая экспертиза и профилактика алиментарной дистрофии на производстве.

Доклад проф. Н. А. Витдорчика «Анализ заболеваемости на предприятиях Свердловской области за 1942—1943 гг.» основан на материалах заболеваемости с временной утратой трудоспособности по 5 предприятиям области за 1942 г. и I квартал 1943 г.; по 28 предприятиям использованы также данные за 1941 г. Показатели заболеваемости (в днях утраты трудоспособности) резко колеблются по отдельным предприятиям, причем уровень заболеваемости определяется главным образом индивидуальными особенностями предприятия, а не принадлежностью его к той или иной отрасли промышленности. Около 45°/о всей заболеваемости приходится на четыре ведущие формы, 16°/» на 6 неведущих форм и 39°/о на «прочие заболевания». Изучение группы «прочих» показывает, что наполовину она состоит из заболеваний пищеварительной, дыхательной и нервной системы.

Заболеваемость мужчин примерно в l'/s раза выше, чем заболеваемость женщин, что объясняется, повидимому, массовым отвлечением здоровых мужчин «а фронт. Только заболевания половых органов у женщин отмечены примерно в 5 рае чаще, чем у мужчин. v

Динамика заболеваемости за 4 квартала 1942 г. и за 1 квартал 1943 г. характеризуется благоприятными средними показателями. Только в III квартале 1942 г. она поднялась сравнительно с I кварталом того же года на 7%>; во II и IV кварталах она была ниже, чем в I квартале, на 3°/о, а в I квартале 1943 г. на 6°/о. Все формы болезней дали за пять отчетных кварталов снижение показателей заболеваемости, за исключением группы «прочих», гнойничковых кожных заболеваний и острых желудочно-кишечных болезней. На мероприятия по борьбе с последними группами заболеваний следует обратить особое внимание.

Сопоставление данных за четыре последовательных полугодия 1941 и 1942 гг. не обнаружило повышения заболеваемости за первые 6 месяцев войны (т. е. за второе полугодие 1941 г.). Это повышение стало заметным только в первую половину 1942 г., когда заболеваемость поднялась на 10%; а последующие полуго-' дие произошло дальнейшее повышение ее на 4°/». Незначительные размеры этого повышения по сравнению с неблагоприятными факторами!, порожденными войной, приводят к выводу, что усилия, направленные за время войны на борьбу с заболеваемостью, видимо, дали полезный эффект. Это, однако, отнюдь не должно ни в какой степени •слабить наши усилия в данной области.

Доклад Д. Д. Новофастовского «Задачи медико-санитарной организации на оборонных предприятиях по снижению заболеваемости в дни Отечественной войны» •свешает основные пути лечебно-профилактической работы здравпунктов и медико-санитарных частей предприятий. Особое внимание докладчик уделил вопросам жен-

ского труда и правильной организации акушерско-гинекологической помощи яа предприятиях.

Д-р мед. наук О. И. Гандина в своем докладе «Эффективность заключений клинического отдела института» сообщила о результатах выборочной проверки заключений о состоянии здоровья рабочих оборонных предприятий. Докладчик предлагает ряд мероприятий по укреплению связи между поликлиникой института и здравпунктами.

Следующая серия докладов была посвящена вопросам промышленной токсикологии и клиники профотравлений. В доклаАе «Проблемы промышленной токсикологии в условиях Отечественной войны» проф. Б. И. Марцинковский .указывает на ряд новых задач, поставленных современной войной пе|ред промышленной токсикологией. Центральной проблемой промышленной токсикологии является проблема дезинтоксикации. Дезинтоксикация, направленная к освобождению организма от ядов и продуктов их расщепления, требует широкого развертывания методической работы по индикации ядовитых веществ в биологических субстратах.

В докладе доц. А. Л. Юделеса «О способах дезинтоксикации организма при отравлении промышленными ядами» приводятся материалы исследований биохимической лаборатории Свердловского института по этому вопросу.

В докладе «Астматические состояния в клинике токсических бронхитов» доц. Б. Е. ¡Израэль описывает клиническую картину своеобразно протекавшего астматического бронхита у группы рабочих, занятых электрической сваркой аустенитовыми электродами, сопровождающейся выделением в воздух фтористых и хромистых соединений. У части рабочих, перенесших заболевание, возникала повышенная чувствительность, выражавшаяся в появлении приступов бронхиальной астмы при повторных попытках возобновить работу в прежних условиях.

Роль аллергена, по мнению докладчика, принадлежит хрому. Перевод рабочих, заболевших бронхиальной астмой, на другие участки устранил повторные заболевания. Последующее осуществление эффективной вентиляции привело к полному прекращению заболеваний токсическим бронхитом.

Канд. мед. наук. Л. Н. Грацианская в докладе «Органические поражения нервной системы как последствие острой интоксикации окисью углерода» сообщает, что из 35 случаев острых интоксикаций окисью углерода, прошедших через клинику института, в 7 случаях отмечены более или менее стойкие органические поражения нервной системы. В 2 случаях отмечалось поражение коры мозга (афазия, амнезия и деменция в одном случае, апраксия — в другом). Даже самые тяжелые поражения, вызываемые отравлением окисью углерода, с течением времени дают некоторое улучшение.

|В своем докладе «К клинике острых интоксикаций метиловым спиртом» доц. Э. А. Дрогичина выделяет три формы отравления: легкую с преимущественно субъективными жалобами; офталмическую, когда доминируют тяжелые, часто легко обратимые изменения со стороны зрения; тяжелую с выраженными вегетативно-сосудистыми нарушениями, часто переходящими в коллаптоидное состояние. Для первой помощи и терапии рекомендуется применять промывание жел!уика, вдыхание кислорода, кровопускание с последующим введением глюкозы, внутривенное введение 10 мл 1°/о раствора метиленовой синьки, внутримышечные инъекции 5—10 мл 1—2°/о раствора марганцовокислого калия, обильный прием per os щелочей, трансфузии, различные сердечные препараты, лобелин и повторные спинномозговые пункции. Эффективность этих мероприятий подтверждена наблюдениями в клинике Свердловского института.

Е. Я- Гирская в докладе «К клинике отравлений дихлорэтаном» сообщила о 7 случаях острых профессиональных отравлений парами этого препарата. Наряду с раздражением дыхательных путей, болями в подложечной области, тошнотой, рвотой, отмечаются и общие явления отравления — головная боль, головокружение, затемнение сознания и обморочные состояния. Явления эти относительно быстро проходят; длительность заболевания в среднем от 3 до 5 дней.

В докладе «К вопросу о силикозе на Урале» проф. М. Л. Левонтин характеризует опасные по силикозу производства на Урале и приводит данные о запыленности воздуха и распространенности силикоза на одном из рудников по добыче золота. Докладчик останавливается на системе мероприятий по профилактике силикоза в промышленности Урала и на путях дальнейшего изучения данного заболевания.

Последняя группа докладов отведена проблеме алиментарной дистрофии на производстве. В докладе проф. В. И. Марцинковского н научных сотрудников С. П. Шенкарь, С. М. Хаютина, М. А. Юровской, А. М. Гельфона и Е. А: Бушуевой «Алиментарная дистрофия и промышленное здравоохранение» это заболевание рассматривается как своеобразная нозологическая форма с характерной клинической картиной при обязательном наличии в анамнезе алиментарного фактора. Проблема алиментарной дистрофии была освещена также в докладах проф. С. Е. Северина, доц. А. Л. Юделеса, научных сотрудников Р. В. Бессарабовой, Н. М. Израильской, А. М. Гельфо« «Отдельные показатели обмену при алиментарной дистрофии», канд. мед. наук Л. Н. Грацианской «Патология нервной системы при алиментарной дистрофии», засл. деят. наук проф. Ф. А. Андреева «Патофизиология алиментарной дистрофии», доц. Л. И. Котляревского «Патофизиология центральной нервной системы и высшей нервной деятельности при алиментарной дистрофии», проф. Н. А. Вигдорчика «Алиментарная дистрофия с точки зрения профессиональной патологии и экспертиза трудоспособности».

К этой же серии примыкает и доклад проф. С. В. Миллера «О дополнительном питании рабочих в связи с особенностями профессионального труда», в котором дается характеристика и оценка различных категорий дополнительного питания на предприятиях: усиленного питания на горячих и тяжелых работах, «повторного» (стахановского) питания, усиленного питания дистрофиков и др.

Подводя итоги работе сессии, следует отметить актуальность обсуждавшихся на ней вопросов для промышленного здравоохранения. Присутствие на сессии большого числа медицинских работников здравпунктов и медико-санитарных частей предприятий, активное участие их в дискуссии по затронутым вопросам и реализация ряда практических предложений, вытекавших из прочитанных докладов, несомненноц сыграют свою роль в повышении качества медико-санитарного обслуживание и дальнейшего снижения заболеваемости рабочих на оборонных предприятиях. #

Д. Е. РОЗЕНБЕРГ

Конференция по санитарной оценке новых видов пищевых продуктов (Москва, июль 1943 г.)

Задача дать фронту и тылу больше продуктов питания потребовала и от соответствующих организаций мясной и пищевой промышленности, и от научно-исследовательских учреждений изыскания новых источников пищевых ресурсов. Взаимно информировать о проведенных работах, обменяться мнениями о Них, дать санитарную оценку новым пищевым продуктам и являлось целью состоявшейся 28—29.V1I.1943 в Москве по инициативе Центрального санитарного института им. Эрисмана специальной конференции. В ней приняло участие свыше 150 представителей различных организаций, в том числе работники НКПищепрома, НКМясмолпрома, Наркомздравов СССР и РСФСР, их главков, мясокомбинатов, I и II Московских медицинских институтов, Центрального института питания, Института народного хозяйства им. Плеханова, Института им. Мечникова, Больницы им. Остроумова и др.

Открывая конференцию, директор Центрального санитарного института им. Эрисмана М. М. Эттингер подчеркнул огромное практическое значение вопросов изыскания новых видов мясопродуктов и их заменителей для увеличения белкового баланса в питании населения в период Великой отечественной войны и указал на стоящие в связи с этим перед научными учреждениями задачи.

■Конференция заслушала и обсудила 14 докладов по следующим двум группам вопросов: а) новые виды мясных продуктов, заменители и принципы их санитарной оценки и б) санитарно-гигиеническая характеристика пищевых дрожжей и их опытного производства.

О принципах браковки мяса и мясных продуктов в условиях военного времени и об использовании о'тходов мясной промышленности для пищевых целей сообщил в своем докладе В. М. Крапивнер (НКМясмолпром СССР). Проф. А. Б. Рейслер (Санитарный институт им. Эрисмана) проанализировал законодательство о мясе в первую мировую войну, а также сообщил о ботулизме от мясных продуктов в СССР. Война предъявила мясной промышленности ряд специальных требований по выработке устойчивых мясных изделий. Производство их диктуется недостаточной мощностью холодильных установок, что могло тормозить подготовку мясопродуктов для длительных перевозок.

НКМясмолпром организовал массовое производство копченого мяса (баранина, говядина, свинина). Подробно об этом было сообщено в докладах Л. П. Лавровой и А. Г. Конникова. Копчением слабосоленого мяса достигается снижение в нем влаги на 18—20°/о и стабилизация количества соли. Стойкость копченого мяса оуень высока и, как показали опыты, хранение его в полевых условиях 1—2 месяца вполне возможно. Так как ткани копченого мяса не претерпевают никаких изменений, то устойчивость питательных элементов его такая же^как и свежего мяса, т. е. 95°/о. Благодаря обезвоживанию повышается калорийность единицы продукта. Химический состав копченого мяса показал, что спинная часть копченой говядины составляет 148,8 кал, поясничная — 152,5, плечевая — 26в,4 и грудная — 309,7. Обезвоженное, т. е. сухое, мясо (содержащее не более 10°/о влаги) также может найти широкое применение, особенно для частей специального назначения и Военно-Морского Флота. Обезвоженное мясо — совершенно новый продукт в СССР — представляет собой высушенный жареный фарш мяса или субпродуктов.

Ф. М. Белоусская (Центральный институт питания) в своем сообщении о патогенезе салмонеллезных токсикоинфекций привела весьма интересные данные

1 См. статью, помещенную в этом же номере журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.