Научная статья на тему 'Научная реставрация как системообразующая основа развития образования в области реставрационной деятельности'

Научная реставрация как системообразующая основа развития образования в области реставрационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1073
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTURAL HERITAGE / РЕСТАВРАЦИЯ / RESTORATION / НАУЧНАЯ РЕСТАВРАЦИЯ / SCIENTIFIC RESTORATION / РЕСТАВРАЦИОННАЯ ШКОЛА / RESTORATION SCHOOL / СИСТЕМА ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ / MONUMENTS PROTECTION SYSTEM / ИСКУССТВО РЕСТАВРАЦИИ / RESTORATION ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копылова Екатерина Владимировна

В статье затрагивается тема сохранения культурного наследия в России, раскрывается острота текущей ситуации и необходимость поиска системных ресурсов, способных устранить и обеспечить решение обозначенной проблемы. По итогам анализа автор показывает, что профессиональная деятельность реставратора определяется, в большей степени, уровнем теоретической подготовленности и наличием широкого ряда профессиональных и общекультурных компетенций, без которых нельзя выстроить алгоритм реставрационного процесса. В заключение автор делает вывод о переходе реставрационного направления из сферы исторической науки в систему охраны памятников, что определяет цели и направление профессионального образования в области реставрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC RESTORATION AS A SYSTEMICALLY IMPORTANT BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF EDUCATION APPLICABLE TO RESTORATION

The article deals with a subject of cultural heritage preservation in Russia. It unfolds the urgency of the current situation and the necessity of searching system resources that can eliminate and ensure the handling of the specified problem. The author gives some data about the historical making of restoration activities and strives to trace the formation process of the modern view of restoration both as of the art and the science revealing peculiarities of the style multifacetedness and diversity. Summarizing the results of the analysis, the author shows that a restorer’s professional activity is defined, to a greater extent, by the level of academic training and the availability of a wide range of professional and general cultural competences without which the restoration process algorithm cannot be established. In the end, the author draws a conclusion about conversion of the restoration course from the historical science sphere to the monuments protection system that defines objectives and courses of the vocational training in restoration.

Текст научной работы на тему «Научная реставрация как системообразующая основа развития образования в области реставрационной деятельности»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

УДК 719

Научная реставрация как системообразующая основа развития образования в области реставрационной деятельности

В статье затрагивается тема сохранения культурного наследия в России, раскрывается острота текущей ситуации и необходимость поиска системных ресурсов, способных устранить и обеспечить решение обозначенной проблемы. По итогам анализа автор показывает, что профессиональная деятельность реставратора определяется, в большей степени, уровнем теоретической подготовленности и наличием широкого ряда профессиональных и общекультурных компетенций, без которых нельзя выстроить алгоритм реставрационного процесса. В заключение автор делает вывод о переходе реставрационного направления из сферы исторической науки в систему охраны памятников, что определяет цели и направление профессионального образования в области реставрации.

Ключевые слова: культурное наследие, реставрация, научная реставрация, реставрационная школа, система охраны памятников, искусство реставрации.

Россия как одна из ведущих стран мира располагает уникальным и неповторимым культурным наследием, которое требует постоянно внимания специалистов реставрационного профиля, так как постоянно испытывает разрушающее воздействие внешней среды или иных факторов риска — как естественных, так и антропогенных. Данные обстоятельства предопределяют поиск новых моделей профессиональной подготовки специалистов в области реставрационной деятельности. «Реставрационная деятельность — серьезный и вполне означенный вид работы человека, связанный с воссозданием древней культуры народа — гордости нации. Чем древнее культура народа, чем древнее историческая память нации, тем заслуженней эта нация означена в истории человечества» [1, с. 7].

По данным, представленным 83 региональными органами охраны объектов культурного наследия, в настоящее время в России количество объектов

Е.В. Копылова

© Копылова Е.В., 2014

167

Научная реставрация как системообразующая основа развития образования...

культурного наследия, имеющих хорошее или удовлетворительное состояние, возросло до 54%, но в неудовлетворительном состоянии находятся 13% памятников истории и культуры, 34% объектов археологического наследия, 5% памятников архитектуры и монументального искусства. К тому же только в 2012 году безвозвратно утрачено 49 объектов культурного наследия, из них 20 памятников архитектуры и 19 объектов археологического наследия. Данные обстоятельства свидетельствуют об остроте ситуации и предполагают поиск всех интеллектуальных, материально-финансовых, нормативно-правовых, кадровых и других системных ресурсов, способных устранить и обеспечить решение обозначенной проблемы.

Наши исследования выявили, что реставрационная деятельность в России имеет глубокие исторические корни. В период домонгольской Руси цеховые ремесленники уже занимались «поновлением» строений и одновременно передавали тонкости своего мастерства своим подмастерьям, а начиная с 1470 года династии мастеров были интегрированы не только в строительное дело русских княжеств, но и, благодаря условности границ, в общеевропейский архитектурный процесс [5, с.22].

На развитие теории и практики реставрации (от лат. restauratio — восстановление), основам передачи навыков реставрации большое влияние оказали проведенные в 1898—1917 гг. греческим архитектором Н. Балано-сом работы по реставрации Парфенона, Пропилей в Афинском акрополе и др., а также труды К. Бойто и Г. Джованнони в Италии, Ш. Бюль-са в Бельгии, Л. Клоке, а позднее П. Леона во Франции, М. Дворжака и А. Ригля в Австро-Венгрии, К. Гурлитта, Г. Хагера в Германии.

Более широкое понимание реставрационной деятельности пришло в Россию к началу XVIII века как реставрационные деяния, осмысленный подход к проблеме сохранения древностей, которые в XVIII веке обычно сводились к простому ремонту или «подновлению» объекта.

Научная реставрация памятников искусства, требующая более глубоких знаний, начала зарождаться лишь в середине XIX века, развиваясь по двум направлениям: художественном и техническом (основном для всего реставрационного процесса), которые сохраняются и до настоящего времени. Значимым событием для развития научной реставрации были 60-е годы XIX века, когда подвижником научной реставрации П.Д. Барановским на базе Крутицкого подворья была открыта московская школа-мастерская, в которой изучение ремесла осуществлялось не только на уровне отдельных памятников, но и в контексте исторической среды.

Исследования выявили, что для развития образования в реставрационной сфере большую роль сыграли научные исследования по проблемам теории и методологии реставрации следующих ученых-практиков: А.Ф. Лосева, Л.А. Лелекова, Ю.Г. Боброва, В.Г. Белозерова, А.А. Галышеви-ча, Б.Т. Сизова, М.Г. Малкина и др. Выделим факт, что послевоенный период ознаменовался необычным развитием в стране реставрационного де-

168

Научная реставрация как системообразующая основа развития образования...

ла по причине огромных военных разрушений и тотального сноса церквей в городах и селах.

К началу 70-х годов XX века ЮНЕСКО приняла международную Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (ратифицирована СССР в 1988 г.), в основе которой лежит тезис: «Памятник — это научный документ, исторический источник, монументальное произведение, несущее духовные послания прошлого, которые остаются в современной жизни людей свидетелями вековых традиций... Человечество считает себя обязанным передать памятники во всем богатстве их подлинности» [3, с. 3].

Анализ научных исследований И.Э. Грабаря, Б.Л. Альтшуллера, П.В. Панухина, О.И. Пруцына, Б. Рымашевского, О.А. Швидковского, А.Н. Халтурина, В.В. Суслова, С.С. Подъяпольского, Т.Ф. Саваренской, Н.О. Душкиной и других выявил, что профессиональная деятельность реставратора определяется не только практическими навыками и мастерством исполнения технических операций, а в большей степени уровнем теоретической подготовленности, наличием широкого ряда профессиональных и общекультурных компетенций, без которых нельзя составить правильное представление о художественном своеобразии древнего памятника, выстроить алгоритм реставрационного процесса, оценить социально-культурную и эстетическую значимость объекта и тех изменений, которые привнесены реставраторами в прошлом и др.

Таким образом, в конце XX столетия отмечается развитие научных школ (Ю.П. Гнедовского, И.Э. Грабаря, Л.А. Давида, Б.Л. Альтшуллера, О.И. Пруцына, О.А Швидковского, А.Н. Халтурина, В.В. Суслова, С.С. Подъяпольского, Т.Ф. Саваренской и др.), определяющих основополагающие концепции и доктрины, теории, методологию и этику реставрационной деятельности, а также системообразующую основу развития образования в области реставрационной деятельности.

Исследования показали, что сегодня реставрация памятников архитектуры — достаточно трудоемкий процесс, который зависит от многих факторов, правил, регламентов и законов. При этом реставрация рассматривается в двух аспектах: с одной стороны, современная реставрация — это искусство, основанное на синтезе многих гуманитарных и технических наук, с другой — это наука и практика организации самого процесса восстановительных работ, применение различных технологий, методов и приемов особого вида деятельности. Таким образом, особенностью профессиональной деятельности специалиста-реставратора является ее многогранность и многопрофильное^.

Прежде чем начнется работа над объектом, проводится ряд исследований, которые включают работы по историко-архивному изучению памятника на основе документальных свидетельств (письменных источников, фотографий, рисунков), фотофиксацию на различных этапах работы,

169

Научная реставрация как системообразующая основа развития образования...

цикл инженерно-технических изысканий, изучение объекта реставрации современными методами и способами обследования, включающими химические, оптические и физические исследования материалов, их спектральный, хроматографический, микрокристаллический анализ, а также обзорное рентгенографирование, микро- и макрофотография, обследование в инфракрасных лучах и др.

Таким образом, за 150 лет своего существования российская и мировая реставрационная наука и практика прошла огромный научный и профессионально-творческий путь, и если в XIX веке реставрация функционировала в сфере исторической науки, то в конце XIX — начале XX века она развивается в системе охраны памятников, археологии и искусствознания, что существенно повлияло на становление и развитие образования в сфере реставрационной деятельности, определив цели и содержательную направленность данного профиля профессионального образования.

Литература

1. Зверев В.В. Проблемы реставрации в России конца XIX — начала XX века: Художественное наследие. М.: Искусство, 1979.

2. Исаева О.А. Древнерусская монументальная живопись: практика реставрации второй половины XVII — начала XX в.: Автореферат дис. ... канд. искусств. СПб., 2009.

3. Международная Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия [Электронный ресурс]. URL: http://whc.unesco.org/archive/ convention-ru.pdf

4. Мошков В.М. О реставрации и реконструкции (некоторые проблемы образовательного процесса) // Реставратор. 2006. № 1 (10). С. 64—66.

5. Панухин П.В. К вопросу о преемственности московской реставрационной школы // Там же. С. 23—32.

6. Пруцын О.И. Познание реставрации: создание, становление, совершенствование. М.: Институт искусства реставрации, 2001. 180 с.

7. Пруцын О.И. Архитектурно-историческая среда: Учебник. М.: Институт искусства реставрации, 2004. 439 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.