ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ
УДК 719
Научная реставрация как системообразующая основа развития образования в области реставрационной деятельности
В статье затрагивается тема сохранения культурного наследия в России, раскрывается острота текущей ситуации и необходимость поиска системных ресурсов, способных устранить и обеспечить решение обозначенной проблемы. По итогам анализа автор показывает, что профессиональная деятельность реставратора определяется, в большей степени, уровнем теоретической подготовленности и наличием широкого ряда профессиональных и общекультурных компетенций, без которых нельзя выстроить алгоритм реставрационного процесса. В заключение автор делает вывод о переходе реставрационного направления из сферы исторической науки в систему охраны памятников, что определяет цели и направление профессионального образования в области реставрации.
Ключевые слова: культурное наследие, реставрация, научная реставрация, реставрационная школа, система охраны памятников, искусство реставрации.
Россия как одна из ведущих стран мира располагает уникальным и неповторимым культурным наследием, которое требует постоянно внимания специалистов реставрационного профиля, так как постоянно испытывает разрушающее воздействие внешней среды или иных факторов риска — как естественных, так и антропогенных. Данные обстоятельства предопределяют поиск новых моделей профессиональной подготовки специалистов в области реставрационной деятельности. «Реставрационная деятельность — серьезный и вполне означенный вид работы человека, связанный с воссозданием древней культуры народа — гордости нации. Чем древнее культура народа, чем древнее историческая память нации, тем заслуженней эта нация означена в истории человечества» [1, с. 7].
По данным, представленным 83 региональными органами охраны объектов культурного наследия, в настоящее время в России количество объектов
Е.В. Копылова
© Копылова Е.В., 2014
167
Научная реставрация как системообразующая основа развития образования...
культурного наследия, имеющих хорошее или удовлетворительное состояние, возросло до 54%, но в неудовлетворительном состоянии находятся 13% памятников истории и культуры, 34% объектов археологического наследия, 5% памятников архитектуры и монументального искусства. К тому же только в 2012 году безвозвратно утрачено 49 объектов культурного наследия, из них 20 памятников архитектуры и 19 объектов археологического наследия. Данные обстоятельства свидетельствуют об остроте ситуации и предполагают поиск всех интеллектуальных, материально-финансовых, нормативно-правовых, кадровых и других системных ресурсов, способных устранить и обеспечить решение обозначенной проблемы.
Наши исследования выявили, что реставрационная деятельность в России имеет глубокие исторические корни. В период домонгольской Руси цеховые ремесленники уже занимались «поновлением» строений и одновременно передавали тонкости своего мастерства своим подмастерьям, а начиная с 1470 года династии мастеров были интегрированы не только в строительное дело русских княжеств, но и, благодаря условности границ, в общеевропейский архитектурный процесс [5, с.22].
На развитие теории и практики реставрации (от лат. restauratio — восстановление), основам передачи навыков реставрации большое влияние оказали проведенные в 1898—1917 гг. греческим архитектором Н. Балано-сом работы по реставрации Парфенона, Пропилей в Афинском акрополе и др., а также труды К. Бойто и Г. Джованнони в Италии, Ш. Бюль-са в Бельгии, Л. Клоке, а позднее П. Леона во Франции, М. Дворжака и А. Ригля в Австро-Венгрии, К. Гурлитта, Г. Хагера в Германии.
Более широкое понимание реставрационной деятельности пришло в Россию к началу XVIII века как реставрационные деяния, осмысленный подход к проблеме сохранения древностей, которые в XVIII веке обычно сводились к простому ремонту или «подновлению» объекта.
Научная реставрация памятников искусства, требующая более глубоких знаний, начала зарождаться лишь в середине XIX века, развиваясь по двум направлениям: художественном и техническом (основном для всего реставрационного процесса), которые сохраняются и до настоящего времени. Значимым событием для развития научной реставрации были 60-е годы XIX века, когда подвижником научной реставрации П.Д. Барановским на базе Крутицкого подворья была открыта московская школа-мастерская, в которой изучение ремесла осуществлялось не только на уровне отдельных памятников, но и в контексте исторической среды.
Исследования выявили, что для развития образования в реставрационной сфере большую роль сыграли научные исследования по проблемам теории и методологии реставрации следующих ученых-практиков: А.Ф. Лосева, Л.А. Лелекова, Ю.Г. Боброва, В.Г. Белозерова, А.А. Галышеви-ча, Б.Т. Сизова, М.Г. Малкина и др. Выделим факт, что послевоенный период ознаменовался необычным развитием в стране реставрационного де-
168
Научная реставрация как системообразующая основа развития образования...
ла по причине огромных военных разрушений и тотального сноса церквей в городах и селах.
К началу 70-х годов XX века ЮНЕСКО приняла международную Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (ратифицирована СССР в 1988 г.), в основе которой лежит тезис: «Памятник — это научный документ, исторический источник, монументальное произведение, несущее духовные послания прошлого, которые остаются в современной жизни людей свидетелями вековых традиций... Человечество считает себя обязанным передать памятники во всем богатстве их подлинности» [3, с. 3].
Анализ научных исследований И.Э. Грабаря, Б.Л. Альтшуллера, П.В. Панухина, О.И. Пруцына, Б. Рымашевского, О.А. Швидковского, А.Н. Халтурина, В.В. Суслова, С.С. Подъяпольского, Т.Ф. Саваренской, Н.О. Душкиной и других выявил, что профессиональная деятельность реставратора определяется не только практическими навыками и мастерством исполнения технических операций, а в большей степени уровнем теоретической подготовленности, наличием широкого ряда профессиональных и общекультурных компетенций, без которых нельзя составить правильное представление о художественном своеобразии древнего памятника, выстроить алгоритм реставрационного процесса, оценить социально-культурную и эстетическую значимость объекта и тех изменений, которые привнесены реставраторами в прошлом и др.
Таким образом, в конце XX столетия отмечается развитие научных школ (Ю.П. Гнедовского, И.Э. Грабаря, Л.А. Давида, Б.Л. Альтшуллера, О.И. Пруцына, О.А Швидковского, А.Н. Халтурина, В.В. Суслова, С.С. Подъяпольского, Т.Ф. Саваренской и др.), определяющих основополагающие концепции и доктрины, теории, методологию и этику реставрационной деятельности, а также системообразующую основу развития образования в области реставрационной деятельности.
Исследования показали, что сегодня реставрация памятников архитектуры — достаточно трудоемкий процесс, который зависит от многих факторов, правил, регламентов и законов. При этом реставрация рассматривается в двух аспектах: с одной стороны, современная реставрация — это искусство, основанное на синтезе многих гуманитарных и технических наук, с другой — это наука и практика организации самого процесса восстановительных работ, применение различных технологий, методов и приемов особого вида деятельности. Таким образом, особенностью профессиональной деятельности специалиста-реставратора является ее многогранность и многопрофильное^.
Прежде чем начнется работа над объектом, проводится ряд исследований, которые включают работы по историко-архивному изучению памятника на основе документальных свидетельств (письменных источников, фотографий, рисунков), фотофиксацию на различных этапах работы,
169
Научная реставрация как системообразующая основа развития образования...
цикл инженерно-технических изысканий, изучение объекта реставрации современными методами и способами обследования, включающими химические, оптические и физические исследования материалов, их спектральный, хроматографический, микрокристаллический анализ, а также обзорное рентгенографирование, микро- и макрофотография, обследование в инфракрасных лучах и др.
Таким образом, за 150 лет своего существования российская и мировая реставрационная наука и практика прошла огромный научный и профессионально-творческий путь, и если в XIX веке реставрация функционировала в сфере исторической науки, то в конце XIX — начале XX века она развивается в системе охраны памятников, археологии и искусствознания, что существенно повлияло на становление и развитие образования в сфере реставрационной деятельности, определив цели и содержательную направленность данного профиля профессионального образования.
Литература
1. Зверев В.В. Проблемы реставрации в России конца XIX — начала XX века: Художественное наследие. М.: Искусство, 1979.
2. Исаева О.А. Древнерусская монументальная живопись: практика реставрации второй половины XVII — начала XX в.: Автореферат дис. ... канд. искусств. СПб., 2009.
3. Международная Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия [Электронный ресурс]. URL: http://whc.unesco.org/archive/ convention-ru.pdf
4. Мошков В.М. О реставрации и реконструкции (некоторые проблемы образовательного процесса) // Реставратор. 2006. № 1 (10). С. 64—66.
5. Панухин П.В. К вопросу о преемственности московской реставрационной школы // Там же. С. 23—32.
6. Пруцын О.И. Познание реставрации: создание, становление, совершенствование. М.: Институт искусства реставрации, 2001. 180 с.
7. Пруцын О.И. Архитектурно-историческая среда: Учебник. М.: Институт искусства реставрации, 2004. 439 с.