Санитарным статистикам необходимо разработать формы и методику учета соответствующих санитарных явлений в военное врем«.
^ Организаторы здравоохранения обязаны, не откладывая дела в долгий ящик, лично подготовиться и привести в готовность к работе в военное. время подчиненные им учреждения, силы и средства, в частности, по защите больниц и приспособлению всех лечебных заведений к функционированию в условиях ПВО.
Дезинфекционные работники и персонал лабораторий должны овладеть методикой работы в условиях возможной химической и бактериологической войны.
По линии санитарного просвещения необходимо значительно усилить агитацию и пропаганду, а также вооружить массы населения санитарно-оборонными знаниями и научить их проводить противоэпидемические мероприятия. В это дело должны включиться все санитарные врачи путем активного участия в деятельности Обществ Красного креста и Красного полумесяца СССР.
Ведя повседневную работу в самой гуще трудящихся города и деревни, санитарные врачи не могут стоять в стороне от вопросов массово-оборонного характера. Массовая форма санитарно-оборонной организации населения — санитарные посты, создаваемые обществами Красного креста и Красного полумесяца — должны быть общественной базой при осуществлении оздоровительной работы, имеющей оборонное значение.
Обязательство, принятое ЦК медсантруд перед страной от лица всех медработников, — отдать делу массовой санитарно-оборонной подготовки населения 72 часа в общественном порядке — должно быть реализовано. Это—долг каждого из нас перед родиной.
Выполнение перечисленных заданий необходимо обеспечить печатными материалами в форме журнальных статей, брошюр, книг, учебников, руководств, пособий, сборников, монографий, посвященных санитарно-оборонным вопросам. Медгизу надо срочно наладить выпуск санитарно-оборонной литературы, в частности, массовой, по организации медсан-службы ПВО, индикации ОВ, дегазации и пр. Особое внимание при этом следует обратить на качество издаваемой массовой литературы. Санитарные врачи должны включиться в критику выходящих изданий по перечисленным вопросам и ¡в разработку новых материалов на санитарно-оборонные темы.
Только при развернутой работе всего санитарного фронта можно решить всю совокупность стоящих перед нами санитарно-оборонных задач и обеспечить такую степень санитарно-оборонной готовности, «...чтобы никакая «случайность» и никакие фокусы наших внешних врагов не могли застигнуть нас врасплох...» х.
Проф. Н. А. СЕМАШКО (Москва)
|
Научная работа кафедр социальной гигиены
Состоявшееся в феврале текущего года методическое совещание кафедр социальной гигиены выявило значительную научную работу, проводимую ими на местах.
Большинство кафедр разрабатывает краеведческие темы: так, кафедра социальной гигиены Минского государственного института работает над темой «Прошлое и настоящее здравоохранения в Белоруссии»; Ба-
1 Письмо т. Иванова и ответ т. Сталина, Д938 г. Партиздат. В'КП(б), стр. 13.
кинская кафедра — «Здравоохранение в Азербайджане»; Самаркандская — «Здравоохранение в Самаркандской области»; Ереванская — «Демографические показатели населения города Еревана»; Томская—«История здравоохранения в Сибири и в частности в Ойротии»; Молотовская кафедра изучает состояние здравоохранения в Молотовской области, Одесская — в Одесской, Казанская кафедра проработала ряд тем, касающихся санитарного состояния Татарской АССР, и т. п. Некоторые кафедры включили в свой план конъюнктурные статистические обзоры; так, сводный анализ этих обзоров дали кафедры в Воронеже, в Сталине, в Иванове, в Самарканде, в Москве, в Горьком и других городах.
Краеведческое направление работы кафедр надо признать правильным!: именно таким путем! они теснее связываются с деятельностью органов здравоохранения, помогают последним анализировать свою организационную работу и вносить в нее коррективы. А ведь основное назначение кафедр социальной гигиены — научно помогать органам здравоохранения в их практической деятельности по охране здоровья трудящихся. Надо только пожелать, чтобы кафедры, не ограничиваясь одной констатацией фактов и голым анализом, делали практические выводы, давали практические советы, как исправить недостатки, что именно конкретно надо сделать в том! или ином отношении. Анализ должен непременно заключаться синтезом.
В этом! отношении поучительный пример дает руководитель кафедры социальной гигиены в Уфе д-р Шерстенников, написавший большой труд по истории и современному состоянию здравоохранения в башкирской АССР и предложивший на основе аналитических данных план третьей пятилетки по здравоохранению в Башкирской АССР в районном и национальном разрезах. Пусть этот план требует некоторых исправлений и дополнений, но самое направление работы д-ра Шерстенникова должно быть признано глубоко соответствующим! интересам построения дела здравоохранения в республике (работа д-ра Шерстенникова положена Башнаркомздравом в основу построения плана третьей пятилетки).
Последний приказ наркома здравоохранения СССР, обязывающий кафедры социальной гигиены включить в план своих работ анализы сводных статистических обзоров и принять участие в работе статистических методических бюро, еще более приблизит кафедры к актуальнейшим вопросам здравоохранения.
Ряд кафедр совершенно справедливо поднимает на основе изучения местных материалов общеметодические вопросы. Так, Одесская кафедра, базируясь на анализе местных данных, разработала вопрос о методике изучения производственного травматизма. Ростовская кафедра работала над методикой изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности, «Ивановская — над вопросами трудоустройства инвалидов, Киевская изучала гигиенические основы планировки городов, Молотовская и Сталинская кафедры работали над вопросами борьбы с детской заболеваемостью и смертностью и т. д.
Вообще проблеме снижения детской смертности уделяют усиленное внимание многие кафедры. Днепропетровская провела и проводит работу по изучению детской смертности и родовспоможения, Московская 2-я и Киевская изучали вопрос о физическом! развитии новорожденных; Московская 1-я — о борьбе с внутрибольничными инфекциями в детских больницах, Киевская — о родильной помощи и ясельном обслуживании, и т. д. и т. п.
Большое внимание уделяют кафедры социальной гигиены вопросам работы сельского врачебного участка. Это актуальнейшая тема советского здравоохранения. Особо следует упомянуть о кафедре здравоохранения и социальной гигиены ЦИУ и о Днепропетровской кафедре, включивших в свой план тему о профилактической работе на сельском
врачебном участке, о Бакинской кафедре, изучавшей бюджет питания, колхозников и медицинское обслуживание пастухов на эйлагах.
Киевская 1-я кафедра изучала больничное дело в УССР и санитарное дело в больнице, Московская 3-я—качественные показатели работы медико-санитарных учреждений, Харьковская 1-я—вопросы расхождения клинических и патологоанатомических диагнозов и т. д.
Многие кафедры включили в свой план вопросы организации сани-тарно-противоэпидемических мероприятий. Так, Молотовская кафедра уделяла внимание задачам санитарной организации; Киевская 1-я—методике планирования противоэпидемических мероприятий; она же разрабатывала санитарный паспорт города и деревни и т. п.
Наконец, и вопросы высшего медицинского образования были пред-методом изучения некоторых кафедр. Киевская 1-я и. Воронежская работали над историей Киевского медицинского института, над бюджетом времени студента-медика, над вопросом подготовки аспирантуры и повышения квалификации врачей; Московская 1-я — над историей I Московского медицинского института; 3 кафедры "составили учебники по социальной гигиене.
Хороший пример постановки научной работы, связи ее с практической деятельностью органов здравоохранения, помощи органам здравоохранения и проведения практичеа их оздоровительных мероприятий показывает кафедра социальной гигиены в Горьком! (заведующая д-р Скундина).
Кафедрой проработан ряд теоретических вопросов (состояние здравоохранения и социального страхования в США по материалам, собранным на месте во время командировки); ряд актуальных вопросов организации здравоохранения в Горьком' и области: обследование санитарного состояния Горьковской области; показатели больничной помощи в области, причины детской смертности в Горьком и т. д. Соответствующие практические предложения кафедра выносила на обсуждение общественности (местного научного Гигиенического общества), ставила вопросы в местных советских и партийных органах, добивалась конкретного осуществления намеченных мероприятий. Кафедра оказывала также научно-практическую помощь наркомздраву Чувашской АССР в налаживании организации здравоохранения в республике.
Большая работа (докторская диссертация) проводится кафедрой по изучению заболеваемости с временной утратой трудоспособности рабочих на Молотовском заводе.
Мы перечислили" далеко не все кафедры и далеко не исчерпали всей тематики научных работ кафедр социальной гигиены. Но и сказанного достаточно, чтобы констатировать, что кафедры ведут большую и интересную работу.
Однако состояние этой работы вызывает ряд замечаний и практических предложений по ее улучшению.
Во-первых, обращает на себя внимание полное отсутствие (по крайней мере по представленным материалам) оборонной тематики. Нечего и говорить, что оборонная тематика — вовсе не исключительная обязанность одних только военных кафедр. Каждая кафедра, в соответствии со своей специальностью, должна принять участие в этой работе. Кафедры социальной гигиены, занимающиеся вопросами организации здравоохранения, могли бы взять такие темы, как работа различных учреждений здравоохранения (больниц, поликлиник, здравпунктов, амбулаторий, санитарной организации) по противовоздушной обороне на базе местных учреждений. Суммирование таких работ имело бы большое значение для общего решения вопроса о роли медико-санитарных учреждений в ПВХО. Выбрать тему, имеющую отношение к санитарной обороне нашей страны, кафедрам социальной гигиены не так трудно, а выбрать оборонные темы по санитарной статистике — еще легче.
Во -вторых, бросается в глаза почти полное отсутствие комплексных тем. Между тем совершенно очевидно, что ¡комплексная разработка тем является наиболее полной и всесторонней. Примером может служить Харьковская кафедра, разрабатывающая вопрос о совпадении клинических и патологоанатомических диагнозов; несомненно, что в этой работе, помимо социал-гигиенистов, должны были принять участие и клиницисты, и патологоанатомы. Укажем также на гигиенические кафедры I Московского медицинского института, изучавшие комплексную тему об организации работы на сельском врачебном участке. В этом приняли участие, помимо кафедр социальной гигиены, лечебного и санитарного факультетов, кафедры коммунальной гигиены, школьной гигиены, эпидемиологии, гигиены питания, экспериментальной гигиены, санитарной статистики, гигиены труда. В результате составляется солидный сборник, подробно освещающий различные стороны деятельности сельского врачебного участка.
Но самым главным недостатком является бесплановость и разобщенность научных работ на кафедрах социальной гигиены. Каждая кафедра работает, как «кустарь-одиночка», не зная, что делается на других кафедрах. Дело здесь не только и не столько в параллелизме (освещение одного и того же вопроса на различных местных материалах или с разных точек зрения вполне допустимо), сколько в отсутствии обмена опытом, в отсутствии связей для установления единой правильной методологии. А в итоге, во-первых, в некоторые работы вкрадываются ошибки, которых, удачно избежали другие кафедры; во-вторых, результаты исследования по одному и тому же вопросу иногда оказываются несравнимыми, потому что при разработке имели место различные подходы.
Отсюда сам собой разумеется вывод: нужен центр, где бы планировалась и увязывалась работа кафедр. Наиболее естественно было бы создать такой центр в НКЗдраве СССР при Ученом медицинском! совете. Необходимы также периодические и систематические конференции кафедр специально для обсуждения вопросов их научной тематики.
Следует упомянуть еще об одном обстоятельстве, вредно отражающемся на научной работе не только кафедр социальной гигиены, «о и других медицинских дисциплин. Это — крайне узкие возможности (а иногда и полное отсутствие таких возможностей) публиковать в печати свои труды. Здесь, помимо общего вопроса о расширении количества и объема научных медицинских журналов, а в отношении кафедр социальной гигиены, кроме того, большей заинтересованности клинических журналов в организационных вопросах, следовало бы прибегнуть хотя бы к тому паллиативу, к которому прибегает I Московский медицинский институт: он печатает «Ученые записки I ММИ», в которых в более подробной форме (в виде кратких авторефератов) будут печататься докторские и кандидатские диссертации и в виде кратких аннотаций — прочие научные труды всех кафедр и клиник. Путем* подобного рода изданий можно будет судить в известной степени о том>, в чем! заключается и как протекает научная работа кафедр социальной гигиены.
Реализация приведенных предложений, нам кажется, помогла - бы поднять на высшую ступень научную, работу кафедр социальной гигиены и приблизить их к более полному разрешению стоящей перед ними основной задачи —■ научно-организационной помощи органам! здравоохранения. При этих условиях социальная гигиена лучше выполняла бы роль передовой пауки в сталинском! понимании этого слова.
Было бы желательно, чтобы руководители кафедр высказали свои соображения о мерах к улучшению постановки научной работы на кафедрах социальной гигиены.