Научная статья на тему 'Научная концепция музея природы'

Научная концепция музея природы Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
1244
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Дудник Николай Иванович, Кузьмина Маргарита Михайловна, Лада Г. А., Моисеев Н. Б., Петручук Р. А.

Its structure and contents combine regional and ecological approaches. In the selection of themes and factual material, the basic tendencies of modern natural science and modern ecology were taken into consideration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCIENTIFIC CONCEPT WAS DEVELOPED IN 2000 FOR AN EXPOSITION OF A NEW MUSEUM OF NATURE IN THE UNIVERSITY OF TAMBOV

Its structure and contents combine regional and ecological approaches. In the selection of themes and factual material, the basic tendencies of modern natural science and modern ecology were taken into consideration.

Текст научной работы на тему «Научная концепция музея природы»

УДК 500+502.72

НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ МУЗЕЯ ПРИРОДЫ © Н.И. Дудник, М.М. Кузьмина, Г.А. Лада, Н.Б. Моисеев, Р.А. Петручук, Н.А. Торонова

Dudnik N.I., Kuzmina M.M., Lada G.A., Moiseyev N.B., Petruchuk R.A. Toropova N.A A scientific concept of the museum of nature. The scientific concept was developed in 2000 for an exposition of a new museum of nature in the University of Tambov. Its structure and contents combine regional and ecological approaches. In the selection of themes and factual material, the basic tendencies of modem natural science and modern ecology were taken into consideration.

I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЭКСПОЗИЦИИ. НАУЧНАЯ ОСНОВА ЭКСПОЗИЦИИ

Современный подход к содержанию естественнонаучной экспозиции должен учитывать две важные тенденции в науке: интеграционные процессы и экологизацию всех отраслей знаний. Обе тенденции связаны с необходимостью формирования единой картины мира, не разделенного жестко на мир природы и мир человека и подчиняющегося общим законам. Эти законы являются предметом изучения развивающейся науки -комплексной экологии (мегаэкологии).

В создаваемой экспозиции будет отчасти сохранен традиционный компонентный принцип (разделы «Общие особенности природа», «Растительный покров», «Животный мир»). Это облегчит использование экспозиций в учебных целях, прежде всего для школьных экскурсий. Однако и в этих разделах основное внимание будет обращено на связи между компонентами, влияние экологических факторов и другие экологические закономерности. Это тем более необходимо потому, что общие экологические законы, изложенные В трудах В.И. Вернадского, Н.Н. Моисеева, Н.Ф. Реймер-са, пока не получили должного отражения в школьном преподавании. Школьные, а нередко и вузовские программы и учебники по экологии отличаются эклекгач-ностью и фрагментарностью, их содержание обычно определяется узкой специальностью и кругом знаний авторов. Естественнонауч] 1ая экспозиция, рассчитанная на длительный период ее использования, должна быть лишена этих недостатков, и при ее создании необходимо учитывать перспективные тенденции в развитии науки.

Теоретической основой экспозиции является учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере, которое только в последние годы получило должную оценку, хотя и до сих пор оно недостаточно известно. Материалы о жизни и учении В.И. Вернадского будут занимать важное место в экспозиции еще и потому, что его деятельность была связана с нашей областью. Раздел экспозиции, посвященный В.И. Вернадскому, будет начинать и завершать экскурсии по музею.

Принцип актуальности. Актуальность экспозиции заключается прежде всего в ее экологической направленности. В настоящее время принцип непрерывного экологического образования остается в силу ряда причин лишь декларацией. Экспозиция музея природы имеет большие возможности для осуществления этого

принципа, так как она доступна широкому кругу посетителей - от дошкольников до пенсионеров.

При создании экспозиции учитывается также ряд современных требований:

1. Деполитизация и объективность. Необходимость соблюдения этого требования не вызывает сомнения, но это не означает отсутствия идей. При построении экспозиции нельзя забывать о ее мировоззренческой и воспитательной роли.

2. Эмоциональное воздействие. В экологическом воспитании большое значение имеет обращение не только к разуму, но и к душе, особенно детской. Нередко современные городские дети знакомятся с природой на экране телевизора и в музее. Поэтому экспонаты должны не только иллюстрировать природные закономерности, но и отражать красоту природы и побуждать посетителей к более близкому общению с ней.

3. Повышение информативной емкости. Возможность на ограниченной площади дать максимум информации достигается различны ми художественными и техническими приемами: использованием объемных конструкций, заполнением всего объема пространства при создании биогрупп, использованием световых карт и схем, динамических карг, макетов и коллажей, магнитофонных записей, а в будущем - видеозаписей и компьютеров.

Идейное содержание. Для осуществления мировоззренческой и воспитательной роли экспозиции необходимо четко определить ее идейное содержание. Основные идеи можно сформулировать в виде следующих тезисов:

1. Законы природы неподвластны человеку, он может лишь познавать и соблюдать их. Смысл этого тезиса состоит прежде всего в необходимости осознания огромной роли науки в обществе. Многие печальные страницы нашего недавнего прошлого связаны с недооценкой или профанацией научных исследований. Лозунг «покорения природы», отношение к природе как неисчерпаемому ресурсу отражались и в содержании музейных экспозиций (привязка любой темы к хозяйстве»той деятельности, жесткое деление видов животных и растений на полезные и вредные и т. д.). Администрирование в науке препятствовало естественным процессам ее развития, в том числе интеграционным. Искусственные «перегородки» между науками были хорошо заметны в построении музейных экспозиций: все было разложено по отдельным полочкам, и это не давало возможности показать природу как еди-

ное целое, со всеми ее сложными и многообразными связями. Попыткой преодолеть эту тенденцию было создание биогрупп, но оно часто имело лишь декоративный характер.

Одна из главных задач создаваемой экспозиции -показан, действие общих законов природа и их частные проявления в неорганической и органической природе.

2. Человек - часть природы, и он может сохранить себя как вид, лишь сохранив в оптимальном состоянии среду своего обитания. Препятствием для развития этой идеи были те же субъективные причины. Крамольными считались любые попытки изучать биологические основы поведения человека и тем более -объяснить ими социальные явления. Представления о неограниченных возможностях человеческой цивилизации породили иллюзию ее независимости от природной среда. Тезис В.И. Вернадского о незаменимости биосферы позволяет объективно оценить современную ситуацию. Внимание к экологическим проблемам - это не дань моде, а возможность выживания. В настоящее время любой человек в любой стране должен осознавать серьезность глобальных экологических проблем и в то же время правильно оценивать экологические условия своего собственного существования.

Одна из задач создаваемой экспозиции - показан» те природные особенности территории области, которые имеют наибольшее значение в формировании условий жизни населения. Не менее важна и другая задача - показать особенности современной экологической ситуации и экологические проблемы области на фоне глобальных процессов.

3. Сохранение и поддержание биоразнообразия -важнейшее условие сохранения экосистемы Земли. Этот тезис основан на известном законе: «Уменьшение внутреннего разнообразия ведет к снижению устойчивости системы». Таким образом, очевидна связь понятий «биологическое разнообразие» и «устойчивое развитие». Биологическое разнообразие - это разнообразие живых организмов, а также экосистем и экологических процессов, звеньями которых от являются [1]. В современной экологии выделяются понятия «генетическое разнообразие», «видовое разнообразие» и «разнообразие экосистем». Для каждой конкретной территории важно не только изучение всех трех уровней биоразнообразия, но и анализ причин его уменьшения, а также поиски путей его сохране!тя и поддержания. Все эти вопросы найдут отражение в разделах экспозиции: сохранение видового и генетического разнообразия в разделах «Растительный покров», «Животный мир», «Охраняемые территории»; пр^мны снижения биоразнообразия - в разделах «Взаимодействие человека и природы» и «Современные экологические проблемы».

Формирование экологического сознания предполагает действие новых нравственных норм, в частности, признание права каждого биологического вида и каждой экосистемы на существование. При построении экспозиции важно найти такие способы эмоционального воздействия на посетителей, которые вызовут чувства восхищения красотой живой природы, сожаления об утраченных видах и экосистемах и желания участвовать в сохранении оставшихся.

Доступность. В число посетителей краеведческого музея входят все возрастные фуппы населения. Естественно, 01 ш сильно различаются и по образовательному уровню. Это обстоятельство должно быть учтено в проектировании экспозиции. Высокий научный уро-

вень содержания здесь должен сочетаться с хорошо продуманным отбором материала и способов его экспонирования. Важно найти такие формы подачи материала, которые будут доступны и интересны любому посетителю. В то же время возможно раскрытие одной и той же темы на разных уровнях. Так, рядом со стендами «Времена года», где показываются достаточно сложные синоптические процессы, будет помещен «Календарь природы», на котором ярко и наглядно будут показаны сезонные изменения в природе и их причины, и этот уровень усвоения будет доступен даже дошкольникам. В осуществлении принципа доступности большая роль принадлежит экскурсоводам и путеводителям. Один и тот же экспозиционный материал может быть подан на разном уровне сложности в зависимости от категорий посетителей. Особое место в работе музея занимают учебные экскурсии.

'Градационное сотрудничество отдела природы с учителями географии, биологии и экологии должно быть продолжено и в новой экспозиции (семинары для учителей, уроки в музее и т. д.).

Не менее важно возобновить использование экспозиции студентами и преподавателями Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина (учебные экскурсии, научная работа, учебные и производственные практики). Поэтому наиболее важные географические, биологические и экологические закономерности занимают большое место в содержании будущей экспозиции, а их показ в наглядной форме, доступной для большинства посетителей, будет иметь большое значение для решения задач экологического просвещения.

II. СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ

На основе краеведческого материала в экспозиции должны быть отражены следующие наиболее важные вопросы:

Своеобразие природы области п ее место в иерархии экосистем Земли. Природные особенности области раскрываются во всех разделах экспозиции, но наиболее полно - в разделе «Общие особенности природы области». Органический мир области подробно представлен в разделах «Растительный покров» и «Животный мир», а в остальных разделах - современное состояние ландшафтов и отдельных природных компонентов. Особое внимание обращено на те особенности природы, которые отличают территорию области от других регионов. В то же время экологический подход предполагает осознание каждым человеком своего места на Земле, прежде всего - в буквальном смысле, т. е. правильную оценку экологической ситуации, на которую «здесь и сейчас» влияет определенное сочетание природных и антропогенных факторов. Именно поэтому в экспозиции показана природа области на фоне глобальных, зональных, тектонических, биогеографи-ческих и других структур и процессов.

Основные географические и биологические закономерности. Включение этих вопросов в содержание экспозиции имеет большое значение для ее использования в школьном и вузовском преподавании.

Географические закономерности:

1. Влияние географического положения на природу области.

2. Влияние тектонических процессов на геологическое строение и современный рельеф.

3. Роль организмов в образовании горных пород.

4. Роль четвертичного оледенения в формировании горных пород, рельефа и растительного покрова.

5. Климатообразующие факторы и процессы.

6. Влияние клима та на режим рек и порообразование.

7. Связь и взаимодействие компонентов в ландшафте.

8. Причины изменений климата.

Большая часть этих закономерностей раскрывается в 1-м разделе экспозиции.

Биологические закономерности:

1. Континуальность растительного покрова.

2. Экологическая специфичность видов.

3. Закон единства организм - среда.

4. Популяционные законы.

5. Правило экологического дублирования.

6. Взаимосвязь видов в биоценозе.

7. Динамика экосистем.

Эти закономерности показаны на материале 2-го, 5-го, 6-го разделов.

Общие законы природы как отражение единства и взаимосвязей природных процессов. В современной науке доминирует системная парадигма. Одно из основных понятий в экспозиции - экологическая система (экосистема). Эго пространственно ограниченное взаимодействие организмов и окружающей их среды. Как и другие природные системы, экосистема управляется определенными функциональными законами. В содержании экспозиции наиболее важш>1 следующие из них:

1. Закон необходимого разнообразия (биоразнообразие в естественных ландшафтах).

2. Принципы кооперативности (общественные насекомые).

3. Теорема сохранения упорядоченности в открытых системах (экологическое равновесие в экосистеме).

4. Закон оптимальности (процессы урбанизации).

5. Системно-периодический закон (сукцессии в развитии экосистем).

6. Закон развития системы за счет окружающей среды (экологические кризисы в истории человечества).

Основные закономерности экологических наук. Современная экология «из строго биологической науки превратилась в значительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, ЭКОНОМИКИ, даже теологии - по сути дела, всех известных научных дисциплин» [2]. Возникают все новые отрасли экологии, сейчас их около 50. Схема структуры современной экологии будет дана в разделе № 7.

Наиболее интенсивно развиваются сейчас биоэкология, социальная экология, экология человека, прикладная экология. Основные экологические понятия, используемые в экспозиции: «экосистема», «экологические компоненты», «экологические ниши», «экологическое равновесие», «экологические кризисы», «среда обитания», «биосфера», «ноосфера», «коэволюция», «экологизация». Многие из этих понятий относятся к биоэкологии и к социальной экологии.

В разделах 2 и 5 с помощью схем, графиков и демонстрации натуральных объектов будут раскрываться такие важные экологические понятия, как «пищевые цепи», «пирамида энергий», «отношения хищника и жертвы».

Основные этапы взаимодействия природы и общества на территории области. Степень воздействия человека на природу настолько велика, что сейчас

уже нельзя рассматривать природные процессы без учета этого фактора, особенно на таких давно освоенных территориях, как Тамбовская область.

Человек является частью биосферы и подчиняется ее законам. Но существенные отличия от других видов (наличие разума, использование орудий труда и различных источников энергии) обеспечили ему преимущество перед ними. Человечество быстро стало панэй-куменным, а его воздействие на природную среду и непрерывный рост численности населения привели к современному экологическому кризису. Этот кризис -не первый и не единственный в истории человечества. Известно несколько наиболее важных по своим последствиям кризисов, предшествующих современному:

1. Истощение ресурсов охотничьего промысла и собирательства 35-50 тысяч лет назад. Выходом из него была «биотехническая» революция, т. е. активное воздействие людей на природу путем выжигания растительности и организации массовых охот.

2. Перепромысел крупных животных и истощение ресурсов собирательства привели к сельскохозяйственной революции (10-5 тысяч лет назад) - развитию земледелия и скотоводства.

3. Сведение лесов и общее истощение растительного мира (150-350 лет назад) привело к промышленной революции - широкому использованию минеральных ресурсов.

4. Угроза нехватки минеральных ресурсов вызвала 30-50 лет назад научно-техническую революцию.

Все эти экологические кризисы были относительно локальны, происходили не одновременно на всей Земле и в течение довольно длительных интервалов времени - чем позднее, тем скорее, но все же в масштабе столетий [2].

В экспозиции будут показаны 3 последних этапа в истории взаимодействия природы и общества па территории области. Тематические комплексы соответствующего раздела будут отражать основные аспекты этого взаимодействия: влияние природных условий на расселение, проблемы природопользования и антропогенные изменения в структуре ландшафтов. Нельзя рассматривать эти процессы упрощенно и делать акцент только на отрицательных результатах. Заслуживают внимания и изучения такие примеры прошлого природопользования, как использование лошадей, водяные и ветряные мельницы, усадебные сады и парки, лесокультурное дело, севообороты. Современная тенденция к возрождению традиционных методов природопользования отражает один из основных экологических принципов «экологичное всегда экономно».

Современные глобальные и региональные проблемы н пут и их решения. Современный глобальный экологический кризис характеризуется опасным загрязнением биосферы, приближением к безопасному максимуму использования энергии и резким нарушением экологического равновесия. Все эти процессы в той или иной степени проявляются и на территории Тамбовской области. Однако ее природные, исторические и экономические особенности создают ряд специфических экологических проблем регионального характера. Наиболее важными из них являются следующие:

1. Сокращение площадей, пригодных дня сельского хозяйства из-за эрозии, заболачивания, отвода земель под строительство.

2 Изменение физико-химических свойств черноземов, которое вызывает истощение и потерю плодородия.

3. Нехватка водных ресурсов.

4. Загрязнение почв и водоемов.

5. Неравномерное распределение лесных площадей.

6. Отсутствие сети охраняемых природных территорий.

7. Загрязнение городских и пригородных ландшафтов.

Указанные темы не должны был, сосредоточены

только в одном разделе экспозиции, посвященном современной экологической ситуации. Но этот раздел должен был» узловым - он продолжает и объединяет многие темы из других разделов.

Сквозные темы экспозиции:

1. Эволюционный процесс, отражающий одно из основных свойств природа - способность к саморазвитию.

Единый процесс развития охватывает неживую природу, живое вещество и общество. Это три уровня организации материального мира - звенья одной цепи. Единый процесс мирового развития имеет определенную направленность - происходит непрерывное усложнение организации [3].

В экспозиции единый эволюционный процесс отражен практически во всех разделах: первые этапы эволюции Земли (раздел 1), эволюция органического мира (разделы 2, 5), возникновение ноосферы (разделы

3, 4, 7). Эти темы будут дополнять показ эволюции космических процессов в планетарии.

2. Связь и взаимозависимость компонентов экосистем; ропь деятельности человека среди других компонентов. Экосистем!плй подход - одна из важных особенностей экспозиции. Особое внимание будет ему уделено в разделах «Растительный покров», «Животный мир», «Охраняемые территории» и «Жизнь и деятельность В.И. Вернадского». Здесь будут показаны основные экологические закономерности: связи организмов с условиями обитания, межвидовые отношения в экосистемах, планетарная роль биосферы.

Связи между отдельными природными компонентами найдут отражение в разделах «Природные особенности территории области» и «Особо охраняемые природные территории».

Среди других экологических компонентов человек занимает особое место. По декларируемому стремлению к сохранению среды обитания он разумен, но по общему ходу процесса разрушения этой среды - неразумен. Пока в одних случаях благие пожелания и естественные механизмы приводили к относительному равновесию в системе взаимоотношений человек -природа, в других - к дисбалансу в ней.

Полное уничтожение отдельных видов экосистем и увеличение темпов потребления делает человека неразумным потребителем. Одновременно нынешняя скорость роста его популяции может быть охарактеризована как аномальная. По разным оценкам, общая численность людей превышает допустимую от 3 до 10 раз [2|. Роль человека подробно показана в разделах 3 и 4.

3. Динамика природных процессов. Цикличность развития природных систем связана с действием космических факторов. Достато1шо хорошо известны тектонические, геоморфологические, климатические, по-

пуляционные циклы. Они подразделяются на суточные, сезонные, многолетние, вековые. Существуют определенные математические закономерности в повторяемости природных циклов.

В то же время установлен закон преломлегшя космических воздействий. Космические факторы, оказывая воздействия на биосферу и особенно ее подразделения, подвергаются изменению со стороны экосферы планеты и потому по силе и времени проявления могут быть ослаблены и сдвинуты или даже полностью утерять свой эффект.

Отражение динамики природных процессов в экспозиции:

1. Суточные колебания - ночные и дневные насекомые и нгицы, «цветочные часы».

2. Сезонные колебания - календарь природы (сезонные изменения высоты Солнца, продолжительности дня и ночи, повторяемости типов погоды, изменения в растительном и животном мире).

3. Многолетние колебания - изменения климата на территории области, в том числе современная тенденция к потеплению; колебания уровня озер, динамика экосистем. В процессах изменения экосистем важно показать действие как естественных, так и антропогенных факторов. К первым относится саморазвитие экосистем (зарастание водоемов, смена осоковых и травяных болот сфагновыми), ко вторым - пастбищная дигрессия, смена коренных типов леса вторичными. При изучении динамики экосистем должен учитываться принцип сукцессионного замещения: биотические сообщества последовательно формируют закономерный ряд экосистем, ведущий к наиболее устойчивой в данных условиях климаксовой или узловой (при природ-но-антропогенном режиме) фазе [2].

4. Вековые колебания - тектонические поднятия и опускания, трансгрессии и регрессии морей, изменения климата, оледенения. Все эти процессы будут показаны в разделе «Общие особенности природы области».

III. СТРУКТУРА ЭКСПОЗИЦИИ ПО ЗАЛАМ

1. Общие особенности природы Тамбовской области.

2. Растительный покров Тамбовской области.

3. Основные этапы взаимодействия человека и природа.

4. Современные экологические проблемы.

5. Животный мир Тамбовской области.

6. Особо охраняемые природные территории Тамбовской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Учете В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

ЛИТЕРАТУРА

1. Терри Лоусон Дан. Биологическое разнообразие и концепция

устойчивого развития //Вестн. Ас ЭКО. Обнинск. 1994. Вып. 3-4.

2. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и

гипотезы). М.: Россия молодая, 1994.

3. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.

Поступила в редакцию 12 ноября 2001 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.