Научная статья на тему 'Рабочая программа дисциплины экология'

Рабочая программа дисциплины экология Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
442
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шадрин Василий Андреевич

Направление подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление». Профиль подготовки «Муниципальное управление», «Антикризисное государственное управление». Степень выпускника БАКАЛАВР. Форма обучения очная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рабочая программа дисциплины экология»

Р А Б О Ч И Е П Р О Г Р А М М Ы УДК 352(078)

В. А. Шадрин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОЛОГИЯ

Направление подготовки - 081100 - «Государственное и муниципальное управление».

Профиль подготовки - «Муниципальное управление», «Антикризисное государственное управление».

Степень выпускника - БАКАЛАВР. Форма обучения - очная.

1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Принципы построения курса.

- Курс входит в вариативную часть дисциплин по выбору математического и естественнонаучного цикла ООП бакалавриата.

- Курс адресован студентам профиля «Муниципальное управление», «Антикризисное государственное управление» 1 года обучения - 2 семестр. Программа может быть адаптирована для других направлений, не относящихся к естественнонаучному циклу.

- Для успешного изучения курса студенту необходимо иметь элементарные знания по наукам о Земле.

- Курс построен из лекций и практических (семинарских) занятий, заканчивающихся экзаменом - 2 семестр.

- Основу курса составляет изучение основных абиотических и биотических компонентов окружающей среды, адаптации живых организмов к изменениям природной среды во взаимосвязи с природными (ненарушенными) и антропогенными экосистемами в аспекте обзора основных экологических проблем города.

- В курсе выделено несколько разделов: в введении рассматривается история и суть предмета, во 2-4 разделе - общие вопросы и принципы экологии и системная связь их с окружающей средой и взаимодействии с человеком, 5 разделе - экологические особенности и проблемы городской среды и место

в ней человека, 6 разделе - прикладная экология и проблемы, порожденные антропогенными факторами, 7 - сохранение биоразнообразия и охрана окружающей человека природной среды.

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Код компетенции ОК-17 - способность к формированию, поддержанию и использованию конструктивных общефизических и социально-психологических ресурсов, необходимых для здорового образа жизни.

Код компетенции ОК-18 В (внутривузовская - составленные автором программы) - умелое сочетание и грамотное применение экологических знаний в профессиональной деятельности без видимых нежелательных последствий для окружающей среды и социума, умение анализировать и оценивать социально-значимые явления и события через экологическое воспитание, оценивать полученную информацию и принимать решения с учетом критического анализа своих возможностей.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- иметь представление об основах экологии как методологической науке, о взаимосвязи живых организмов (в т.ч. человека) с неживой природой; о биоразнообразии как основы устойчивости живых систем и биосфере в целом; о природных и антропогенных экосистемах; о природоохранной деятельности и разумном природопользовании;

- знать что такое экология, основные компоненты (абиотические и биотические) и их взаимосвязь в окружающей среде и биосфере; что такое экосистема и важнейшие мировые экосистемы, их роль в биосфере; экосистемы, созданные и регулируемые человеком (антропогенные и искусственные); основные экологические проблемы города и возможное их решение;

- уметь соотносить в природе живое и неживое, подчеркивая и подтверждая их связь с окружающей средой; отличать экосистемы природные и антропогенные; проявляя экологическую культуру и экологическое сознание; адекватно вести себя в природе и социуме, способствуя их целостности и взаимосвязи в сознательном (созологическом) аспекте;

- владеть навыками самостоятельной, творческой работы и адекватно применять экологические знания в своей будущей работе, используя современные технологии (в т. ч. компьютерные);

- планировать свою работу по подготовке к семинарским занятиям и экзамену;

- пользоваться литературными источниками;

- формулировать и обосновывать свои выводы и взгляды по той или иной проблематике.

3. Цель освоения дисциплины

Основная цель дисциплины ЭКОЛОГИЯ направлена на развитие и повышение у студентов общей экологической культуры, ориентирование взаимосвязи и необходимости педагогической культуры поведения в природной, антро-

погенной и производной (искусственной) среде, особенно городской, а также взаимодействие в них человека и общества, способствующие поддержанию и сохранению окружающей природной среды в урбанизированных ландшафтах.

Задачи освоения дисциплины:

- акцентировать внимание на моральной стороне познания природной и городской среды, на их симбиотической связи, на зависимости развития и жизнеобеспечения хозяйственно-экономических систем от природных экосистем;

- определить основные подходы, помогающие раскрыть суть экологии развития не только природы, но и общества людей, урбанизированной среды, существования городов и их экологических проблем и зависимости последних от экологического воспитания и сознания городского и сельского населения;

- рассмотреть основные понятия и термины экологии, характеризующие природную и антропогенную среду и особенно городскую среду;

- научить синтезировать и использовать полученную теоретическую и практическую информацию для самостоятельного применения в профессиональной деятельности.

4. Учебно-тематический план дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, в том числе - 18 часов - самостоятельная работа, 36 часов - подготовка к экзамену.

Наименование разделов и тем Неделя семестра Всего часов Текущий контроль

лекции практ.

Раздел 1. Введение 1 1 - посещ.

Раздел 2. Общая экология и основные ее компоненты 1-3 2 5 посещ.

Тема 2.1. Абиотические компоненты 1 3

Тема 2.2. Биотические компоненты 1 2 консп.

Раздел 3. Компоненты экологии в экосистеме 2-5 3 3 посещ.

Тема 3.1. Характеристика и структура экосистем 2 -

Тема 3.2. Биосфера, экосфера, ноосфера, созология 1 1

Тема 3.3. Разнообразие экосистем - 2

Раздел 4. Антропогенные экосистемы 4-8 3 6 посещ. э. опрос

Тема 4.1. Разнообразие и особенности антропогенных экосистем 2 4

Тема 4.2. Экологическая оптимизация нарушенных экосистем 1 2 консп.

Раздел 5. Городская экология (Урбаноэкология) 6-12 4 10 посещ. э. опрос

Тема 5.1. Особенности абиотической и биотической среды 1 4

Тема 5.2. Город как экосистема 2 4

Тема 5.3. Экологические проблемы современного города 1 2 консп.

Раздел 6. Прикладная экология: Основные экологические проблемы 10-14 4 6 посещ. э. опрос

Тема 6.1. Загрязнение окружающей среды 1 -

Тема 6.2. Сельское хозяйство и целенаправленные загрязнения 1 2

Тема 6.3. Промышленность и транспортные загрязнения 1 2

Тема 6.4. Загрязнения твердыми бытовыми отходами 1 2 консп.

Раздел 7. Природоохранные вопросы экологии 9-16 1 2 посещ. э. опрос

Тема 7.1. Охрана природы и мониторинг 1 -

Тема 7.2. Охраняемые природные ландшафты - 2 консп.

Форма промежуточной аттестации - экзамен

5. Содержание курса лекционных занятий

1. Введение

Наука «Экология», ее место и роль для других наук и дисциплин: Гносеология, связь с естествознанием, понятие и история термина «Экология», экология -дитя биологии, экология как мировоззрение и методология для других дисциплин.

Структура экологии: биоэкология, экосистемы и сферы Земли, человек и природа. Предмет и подходы изучения в экологии: живые организмы (аутэкология), популяции (популяционная экология), сообщества (синэкология), местообитания (экотоп, биотоп), экосистемы. Известные компоненты экологии: абиотические, биотические.

Экологические постулаты Б. Коммонера.

2. Общая экология и основные ее компоненты

2.1. Абиотические компоненты.

Суть и роль, абиотических компонентов: эдафические (почвенные), климатические, топографические компоненты. Геохимические циклы; преобразование солнечной энергии: закон сохранения энергии, 1 и 2 законы термодинамики.

Основные абиотические компоненты: Вода - происхождение, круговорот, баланс; Воздух - состав, происхождение, круговорот кислорода, углекислого газа, азота; Почва - состав (профиль), происхождение, жизнь. Закон минимума Ю. Либиха, закон толерантности В. Шелфорда.

2.2. Биотические компоненты.

Суть и роль биотических компонентов: растения, животные, микроорганизмы, человек (аутэкология). Передача энергии и биогеохимические циклы, трофические уровни и связи, пищевые цепи и пирамиды, биомасса и продуктивность. Продуценты, консументы, редуценты, автотрофы, гетеротрофы, детритофаги, сапрофаги. Правило 10 %, или закон перехода энергии Р. Линдемана.

Экология сообществ (синэкология): взаимоотношения - симбиоз, комменсализм, мутуализм, паразитизм, хищничество. Ценозы, биоценозы, биота. Сукцессии и их смена: пионерные, первичные, экологические, вторичные, антропогенные. Климакс, поликлимакс, субклимакс.

Экология местообитаний: биотоп, экотоп, экологическая ниша. Взаимосвязь биотопа, экотопа и биоценоза.

3. Компоненты экологии в экосистеме

3.1. Характеристика и структура экосистем.

Состав и основные характеристики экосистем: абиотическая и биотическая компоненты и их действие друг на друга, биогеохимические циклы, биомасса, продуктивность. Понятие экосистемы - диалектическое единство организмов и окружающей среды; открытость систем и постоянство (гомеостаз); взаимосвязь и смена экосистем. Биогеоценоз и экосистема. Границы и переходы, экотон. Три природных принципа экологии в экосистемном подходе.

3.2. Биосфера, экосфера, ноосфера, созология.

Биосфера и экосфера как экосистемы. Учение В. И. Вернадского о биосфере и сфере разума (ноосфера): смысл, причины, история появления термина «Ноосфера». Понятие и смысл учения «Созология» И. П. Лаптева для социума.

3.3. Разнообразие экосистем.

Классификация и типы экосистем: природные, энергетические, антропогенные. 14 важнейших природных экосистем Земли (биомов): суть, факторы жизнестойкости и факторы воздействия.

4. Антропогенные экосистемы

4.1. Разнообразие и особенности антропогенных экосистем.

Основные типы экосистем: сельскохозяйственные (агроэкология), лесо-хозяйственные (лесная экология), гидротехнические (гидроэкология), горнопромышленные (промышленная и геологическая экология), селитебные (социально-архитектурная экология), рекреационные (рекреационная экология), транспортные (орбитоэкология), городские (урбаноэкология). Особенности их функционирования: позитивы и негативы. Условия развития хозяйственных систем: зрелые (протективные) и растущие (продуктивные) системы жизнеобеспечения, селитебные, промышленно-хозяйственные (небиологические) и рассеивающие (диссипативные) системы.

4.2. Экологическая оптимизация нарушенных экосистем (ландшафтов).

Мероприятия по оптимизации экосистем: рекультивация и мелиорация;

создание мозаичности и экотонов, разновозрастности и гетерогенности (разнообразия) ландшафтов. Рациональное природопользование и оптимальный ландшафт.

5. Городская экология (урбаноэкология)

5.1. Особенности абиотической и биотической среды.

Климат и микроклимат города, тепловая шапка, температурная инверсия, смог. Эдафические (почвенные) условия. Орография и гидрогеология. Природные аналоги урбанизированной среды. Биота искусственной среды. Урбанизация растительного и животного мира (общие понятия).

5.2. Город как экосистема.

Индустриально-городские экосистемы: особенности (движимые топливом) и условия развития (эволюционирования) города. Энергия, деньги и цивилизация. Акры-приведения и их значимость в жизнеобеспечении городов. Биоэкономика и ее роль в оптимизации городского ландшафта. Город и его системы жизнеобеспечения (гетеротрофная экосистема); город - как антропоэкосистема, структура, границы и время существования (общие понятия).

5.3. Экологические проблемы современного города.

Урбанизация: формы пространства городской среды, рост городов и процессы урбанизации. Загрязнение городской среды (современные экологические проблемы).

6. Прикладная экология: Основные экологические проблемы

6.1. Загрязнение окружающей среды.

Определение и классификация. Типы загрязнений: химическое, физическое, физико-химическое, биологическое, визуальное, вербальное, информационное. Загрязнения, связанные с проблемами и развитием сельского хозяйства, промышленности, городской среды (урбанизации). Краткий обзор других экологических проблем: миграция (переотложение) химических элементов и изменение геохимических циклов, нехватка воды и голод, перенаселение, природные энергоресурсы и отходы, опустынивание, парниковый эффект, угроза ядерной войны, терроризм и экологическая безопасность.

6.2. Сельское хозяйство и целенаправленные загрязнения.

Применение ядохимикатов (пестицидов) и удобрений. Биологическое

загрязнение: интродукция и акклиматизация - их негативы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.3. Промышленность и загрязнения автотранспортом.

Подвижные и стационарные источники автотранспорта как основные загрязнители: химическое и физическое воздействия. Особенности загрязнения железнодорожным, речным, авиа- и трубопроводным транспортом.

6.4. Загрязнения твердыми бытовыми отходами.

Проблемы ликвидации, захоронение, рециклизация, компостирование, сжигание в печных установках. Юридические аспекты рециклизации, реутилизация.

7. Природоохранные вопросы экологии

7.1. Охрана природы и мониторинг.

Общие представления о мониторинге окружающей среды. Вопросы охраны природы (биота, леса, почвы, вода). Красные книги и их необходимость.

7.2. Охраняемые природные ландшафты и зоны.

Национальные парки, природные парки, биосферные заповедники, заповедники, заказники, памятники природы, природные достопримечательности, курортно-санаторные зоны.

6. Содержание практических (семинарских) занятий

2. Общая экология и основные ее компоненты

2.1. Абиотические компоненты.

Основные абиотические компоненты: Вода - происхождение, круговорот, баланс; Воздух - состав, происхождение, круговорот кислорода, углекислого газа, азота; Почва - состав (профиль), происхождение, жизнь.

2.2. Биотические компоненты.

Взаимоотношения организмов: симбиоз, комменсализм, мутуализм, паразитизм, хищничество. Сукцессии и их смена: пионерные, первичные, экологические, вторичные, антропогенные. Взаимосвязь биотопа, экотопа и биоценоза.

3. Компоненты экологии в экосистеме

3.2. Биосфера, экосфера, ноосфера, созология.

Биосфера и сфера разума (ноосфера). «Созология», гносеологические корни и человек.

3.3. Разнообразие экосистем

14 важнейших природных экосистем Земли (биомов): факторы жизнестойкости и факторы воздействия (краткий обзор позитивов и негативов их состояния).

4. Антропогенные экосистемы

4.1. Разнообразие и особенности антропогенных экосистем.

Сельскохозяйственные, лесохозяйственные, гидротехнические, горно-промышленные, селитебные, рекреационные, транспортные, городские: позитивы и негативы их функционирования (краткий обзор).

4.2. Экологическая оптимизация нарушенных экосистем (ландшафтов).

Рекультивация и мелиорация; создание мозаичности и экотонов, разново-

зрастности и гетерогенности (разнообразия) ландшафтов.

5. Городская экология (урбаноэкология)

5.1. Особенности абиотической и биотической среды.

Климат и микроклимат города, тепловая шапка, температурная инверсия, смог. Эдафические (почвенные) условия. Орография и гидрогеология. Природные аналоги городской среды (их смысл). Биота искусственной среды.

5.2. Город как экосистема.

Биоэкономика и ее роль в оптимизации городского ландшафта. Город - как антропоэкосистема, структура, границы и время существования.

5.3. Экологические проблемы современного города.

Рост городов и процессы урбанизации. Типы загрязнения городской среды. Особо охраняемые территории города. Поддержание биоразнообразия в городской среде.

6. Прикладная экология: Основные экологические проблемы

6.2. Сельское хозяйство и целенаправленные загрязнения.

Биологическое загрязнение: интродукция и акклиматизация - их негативы.

6.3. Промышленность и загрязнения автотранспортом.

Особенности загрязнения железнодорожным, речным, авиа- и трубопроводным транспортом. Температурная инверсия и образование смога, виды смога и опасность для здоровья.

6.4. Загрязнения твердыми бытовыми отходами.

Ликвидация, захоронение, рециклизация. Юридические аспекты рециклиза-ции, реутилизация. Защита биосферы от загрязнения твердыми отходами.

7. Природоохранные вопросы экологии

7.2. Охраняемые природные ландшафты и зоны.

Национальные парки, природные парки, биосферные заповедники, заповедники, заказники, памятники природы, природные достопримечательности,

курортно-санаторные зоны. Красная книга и ее необходимость. Охраняемые территории Удмуртской Республики.

Методические указания по дисциплине для преподавателей

Практические (семинарские) занятия проводятся в форме обсуждения проблемы по обозначенным направлениям, для чего студенты готовят сообщения, доклады, презентации. Могут быть организованы диспуты, ролевые игры с обсуждением конкретных ситуаций, например с привлечением данных из средств массовой информации.

Основная цель таких занятий - формирование у студентов представлений об основных региональных и других проблемах, о возможностях и приемах их разрешения.

Заключительное занятие может быть проведено в форме беседы за круглым столом, где каждый студент будет иметь возможность высказать свое мнение в отношении, прежде всего, региональных экологических проблем, предложить варианты их решения, сделать прогноз на будущее и обозначить свою роль как жителя Российской Федерации и Удмуртской Республики в решении рассмотренных проблем.

7. Программа самостоятельной работы студента

Наименование разделов, тем Вид Форма Количество часов

Раздел 2. Общая экология и основные ее компоненты р, д срс 3

Раздел 3. Компоненты экологии в экосистеме р, д, к срс 3

Раздел 4. Антропогенные экосистемы д срс 3

Раздел 5. Городская экология (урбаноэкология) д срс 4

Раздел 6. Прикладная экология р, д срс 4

Раздел 7. Природоохранные вопросы экологии д, п срс 1

Основные понятия и термины по разделам экологии кс, к кср 4

Форма промежуточной аттестации - экзамен (36 часов)

Формы контроля самостоятельной работы: рефераты (р), доклады (д), конспекты (к), консультации (кс), презентации (п). СРС - без участия преподавателя, КСР - контроль самостоятельной работы студента.

Перечень тем, выносимых на самостоятельное изучение

1. Вода, воздух, почва - состав, происхождение.

2. Взаимоотношения организмов: симбиоз, комменсализм, мутуализм, паразитизм, хищничество.

3. Важнейшие природные экосистемы Земли (биомы)

4. Экологические особенности сельскохозяйственных экосистем.

5. Экологические особенности селитебных экосистем.

6. Экологические особенности рекреационных экосистем.

7. Климат и микроклимат города.

8. Рельеф и гидрогеология города.

9. Город - как антропоэкосистема, структура и время существования.

10. Особо охраняемые природные территории городов.

11. Биота искусственной среды.

12. Основные экологические проблемы города (на примере Ижевска).

13. Экологические особенности исторического центра города.

14. Экологические особенности спальных районов города.

15. Экологические особенности промышленных зон города.

16. Экологические особенности транспортных зон города.

17. Экологические особенности парков города.

18. Экологические особенности пустырей города.

19. Экологические особенности городских водоемов.

20. Образование смога, виды смога и опасность для здоровья. Фотооксиданты и температурная инверсия.

21. Ликвидация и захоронение твердых бытовых отходов.

22. Городские сточные воды: проблемы, опасность и очистка.

23. Биологическое загрязнение, интродукция и акклиматизация - их негативы.

24. Национальные и природные парки.

25. Биосферные заповедники и заказники.

26. Памятники природы и природные достопримечательности.

27. Красная книга и ее необходимость.

28. Охраняемые территории Удмуртской Республики.

Основные понятия и термины, выносимые на самостоятельное изучение для проведения экспресс-опроса по КСР Общая экология и экосистемы

Абиотические компоненты. Автотрофы. Биогеоценоз. Биом. Биомасса. Биосфера. Биота. Биотические компоненты. Биотоп. Биоценоз. Гетеротрофы. Зооценоз. Климакс. Комменсализм. Консументы. Мутуализм. Ноосфера. Паразитизм. Пищевая цепь. Поликлимакс. Продуценты. Редуценты. Симбиоз. Сукцессия антропогенная. Сукцессия экологическая. Сукцессия. Толерантность. Трофический уровень. Фитоценоз. Хищничество. Ценоз. Экологическая ниша. Экология. Экосистема. Экосфера. Экотон. Экотоп. Городская экология

Геттоизация. Гуманополис. Дезурбанизация. Контрурбанизация. Ложная урбанизация. Манхеттенизация. Мегаполис. Профитополис. Рекреация. Рур-банизация. Субурбии. Субурбанизация. Тахиополис. Технополис. Трущебная урбанизация. Урбанизация. Урбанизированная зона. Урбанизированный район. Эконополис. Экуменополис. Прикладная экология

Биологическое загрязнение. Вербальное загрязнение. Видеоэкология. Визуальное загрязнение. Детергенты. Загрязнение. Интродукция. Информационное загрязнение. Мелиорация. Пестициды. Рекультивация. Реутилизация. Рециклизация. Смог. Утилизация. Физико-химическое загрязнение. Физическое загрязнение. Фотооксиданты. Химическое загрязнение. Природоохранная экология

Биосферные заповедники. Заказники. Красные книги. Курортно-санаторные зоны. Мониторинг. Национальные парки. Памятники природы. Природные достопримечательности. Природные парки. Созология.

График контроля СРС

Недели семестра 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

формы V д д д эо д д эо д д эо д д эо д крс

контроля р кс к кс к кс к р кс к п п

Условные обозначения: крс - круглый стол, д - доклад, п - презентация, р - реферат, к - конспект, эо - экспресс-опрос понятий и терминов по разделам.

8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации

Вопросы, выносимые на обсуждение и требующие самостоятельной учебной работы студента при подготовке к семинарским занятиям

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Как правильно - плохая экология или экологическая ситуация?

2. Основные абиотические компоненты: вода, воздух, почва и их происхождение.

3. Взаимоотношения организмов: симбиоз, комменсализм, мутуализм, паразитизм, хищничество.

4. Сукцессии и их смена: пионерные, первичные, экологические, вторичные, антропогенные.

5. Взаимосвязь биотопа, экотопа и биоценоза.

6. Биосфера, экосфера, ноосфера, созология.

7. Разнообразие и особенности антропогенных экосистем.

8. Экологическая оптимизация нарушенных экосистем (ландшафтов).

9. Климат города, тепловая шапка, температурная инверсия.

10. Природные аналоги урбанизированной среды.

11. Рельеф и гидрогеология города.

12. Типы загрязнения городской среды.

13. Биота искусственной среды.

14. Особо охраняемые природные территории города.

15. Город - как антропоэкосистема.

16. Целенаправленные загрязнения.

17. Транспортные загрязнения, образование смога, виды смога и опасность для здоровья.

18. Загрязнения твердыми бытовыми отходами.

19. Ликвидация, захоронение, рециклизация, реутилизация.

20. Охраняемые природные ландшафты и зоны.

Перечень тем, выносимых на практическое (семинарское) занятие, в качестве альтернативы проведения семинаров

1. Вода, воздух, почва - состав, происхождение.

2. Важнейшие природные экосистемы Земли (биомы)

3. Экологические особенности селитебных экосистем.

4. Экологические особенности рекреационных экосистем.

5. Климат и микроклимат города.

6. Рельеф и гидрогеология города.

7. Особо охраняемые природные территории городов.

8. Биота искусственной среды.

9. Экологические особенности исторического центра города.

10. Экологические особенности спальных районов города.

11. Экологические особенности промышленных зон города.

12. Экологические особенности транспортных зон города.

13. Экологические особенности парков города.

14. Экологические особенности пустырей города.

15. Экологические особенности городских водоемов.

16. Загрязнение твердыми отходами: проблемы, ликвидация, захоронение.

17. Температурная инверсия, фотооксиданты, смог, виды смога, опасность для здоровья.

18. Сбор и очистка сточных вод. Опасность неочищенных сточных вод.

19. Биологические загрязнения и их опасность.

20. Город - как антропоэкосистема.

Студентам предлагается перечень вышеуказанных тем, выносимых на обсуждение (дискуссию). Каждый выбирает тему и готовит по ней доклад или презентацию. На занятии выступающий раскрывает основные вопросы данной тематики, далее происходит обсуждение темы группой с постановкой вопросов к выступающему, по принципу мини-конференции. Оценивается, как умение преподнести доклад (эмоциональность, доходчивость, научность), так и ответы выступающего на заданные ему вопросы со стороны слушателей. Преподаватель следит за регламентом семинара мини-конференции, подводит итоги и разъясняет, как лучше понять и усвоить необходимый материал. В помощь студенту приводятся учебно-методические материалы, позволяющие сориентироваться в выборе того или иного источника. Приветствуется и рекомендуется самостоятельный поиск и работа над любой имеющейся, кроме приведенной, литературы к тому или иному докладу.

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Понятие «экология», компоненты и структура экологии.

2. Экологические постулаты Б.Коммонера.

3. Абиотические и биотические компоненты экологии.

4. Биотические компоненты: продуценты, консументы, редуценты, автотрофы, гетеротрофы, детритофаги.

5. Взаимоотношения организмов: симбиоз, комменсализм, мутуализм, паразитизм, хищничество.

6. Сукцессии и их смена, климакс и климаксные сообщества. Поликлимакс.

7. Экотоп, биотоп, экологическая ниша, биота, биоценоз и экосистемы.

8. Понятие экосистемы, основные характеристики, смена и типы экосистем, экотон.

9. Три природных принципа экосистем.

10. Биосфера и экосфера, ноосфера и созология.

11. Природные, антропогенные и искусственные экосистемы.

12. Понятие Биом, важнейшие мировые экосистемы по биомам.

13. Типы экосистем по использованию солнечной и иной энергии.

14. Основные типы и особенности антропогенных экосистем.

15. Особенности сельскохозяйственных и селитебных экосистем: позитивы и негативы.

16. Особенности гидротехнических и транспортных экосистем: позитивы и негативы.

17. Особенности городских и рекреационных экосистем: позитивы и негативы.

18. Условия развития промышленно-хозяйственных и городских систем.

19. Город - как антропоэкосистема.

20. Экологическая оптимизация нарушенных ландшафтов: рекультивация, мелиорация.

21. Классификация и типы загрязнений.

22. Экологические проблемы современного города.

23. Процессы урбанизации.

24. Типы загрязнения городской среды.

25. Экологические особенности исторического центра города.

26. Экологические особенности спальных районов города.

27. Экологические особенности промышленных зон города.

28. Экологические особенности транспортных зон города.

29. Экологические особенности парков города.

30. Экологические особенности пустырей города.

31. Экологические особенности городских водоемов.

32. Образование смога, виды смога и опасность для здоровья.

33. Ликвидация и захоронение твердых бытовых отходов. Рециклизация и реутилизация.

34. Целенаправленные загрязнения. Биологические загрязнения.

35. Химическое и физическое загрязнение транспортной среды.

36. Общие представления о мониторинге окружающей среды.

37. Красные Книги и их необходимость.

38. Охраняемые территории: национальные и природные парки, биосферные заповедники и заказники.

39. Охраняемые территории: памятники природы и природные достопримечательности.

40. Охраняемые территории города.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Денисов В. В., Курбатова А. С., Денисова И. А. и др. Экология города. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издат. Центр «МарТ», 2008. 232 с.

2. Камерилова Г. С. Экология города. М.: Просвещение, 2003. 192 с.

3. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Устойчивое развитие: вводный курс: Учеб. пос. М., 2006. 312 с.

4. Тетиор А. Н. Городская экология: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 336 с.

5. Хомич В. А. Экология городской среды: Учеб. пос. М.: Изд-во Ассоциации строит. вузов, 2006. 240 с.

6. ЧерныхН. М., Былова А. М. Общая экология. М.: Изд-во Дрофа, 2007. 416 с.

7. Шилов И. А. Экология. М.: Высшая школа, 2006. 512 с. Дополнительная литература

1. АгессП. Ключи к экологии. Пер. с франц. Л.: Гидрометеоиздат, 1982. 96 с.

2. ДажоЮ. Основы экологии. Пер. с франц. М.: Изд-во «Прогресс», 1975. 415 с.

3. Коломыц Э. Г., Розенберг Г. С., Глебова О. В. и др. Природный комплекс большого города: Ландшафтно-экологический анализ. М.: Наука; МАИК «Наука. Интерпериодика» 2000. 286 с.

4. Коваленко П. П., Орлова Л. Н. Городская климатология: Учеб. пос. для вузов. М.: Стройиздат 1993. 134 с.

5. Курбатова А. С. Экология города / Под ред. Курбатовой А. С., Башки-на В. Н., Касимова Н. С. М.: Научный мир, 2004. 620 с.

6. Лавров С. Б., Сдасюк Г. В. Этот контрастный мир: Геогр. аспекты некоторых глобальных проблем. М.: Мысль, 1985. 207 с.

7. Луканин В. Н., Трофименко Ю. В. Промышленно-транспортная экология. М.: Высш. шк., 2003. 272 с.

8. Маркович Д. Ж. Социальная экология: Кн. для учителя. Пер. с серб.-хорв. М.: Просвещение, 1991. 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Маслов Н. В. Градостроительная экология: Учеб. пос. для строит. вузов. М.: Высш. школа, 2003. 288 с.

10. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: В 2-х тт. Пер. с англ. М.: Мир, 1993. Т. 1. 424 с.; Т. 2. 336 с.

11. Одум Ю. Экология: В 2-х тт. Пер. с англ. М.: Мир, 1986. Т. 1. 328 с.; Т. 2. 376 с.

12. Протасов В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учеб. и справ. пособие. 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 2000. 672 с.

13. Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. 637 с.

14. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2000. 280 с.

15. Экология крупного города (на примере города Москвы): Учеб. пос. / Под общ. ред. д.б.н. А. А. Минина. М.: Изд-во «ПАСЬВА», 2001. 192 с.

16. Экологические очерки о природе и человеке. Сокращ. пер. с нем. / Под ред. Б. Гржимека. М.: Изд-во «Прогресс», 1998. 640 с.

17. Экология человека. Учебное пособие / Отв. ред. Б. Б. Прохоров. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. 440 с.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы Популярный сайт о фундаментальной науке http://elementy.ru

Поступила в редакцию 21.10.2013

Шадрин Василий Андреевич,

кандидат биологических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1

E-mail: rvkir@mail.ru

Shadrin Vasiliy Andreyevich,

Candidate of Sciences (Biology), associate professor,

Udmurt State University 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1 E-mail: rvkir@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.