Научная статья на тему 'Научная и просветительская деятельность В. В. Радлова в Казани'

Научная и просветительская деятельность В. В. Радлова в Казани Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
769
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮРКОЛОГИЯ / В. В. РАДЛОВ / КАЗАНСКИЙ ПЕРИОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / V. V. RADLOV / TURKIC STUDIES / THE KAZAN PERIOD OF WORK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Закирова Лилия Нуруллаевна

В настоящей статье рассматривается казанский период деятельности знаменитого ученого, основоположника тюркологической науки в России Василия Васильевича Радлова (1837-1918). Подробно описывается научная и просветительская деятельность В. В. Радлова в Казани в 1871-1884 годы. Особое внимание уделяется архивным материалам, которые являются ценным источником для изучения указанных годов жизни тюрколога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the Kazan period of the famous scientist, the founder of Turkic studies in Russia Vasily V. Radlov (1837-1918). A detailed description of V. V. Radlov's scientific and educational work in 1871-1884 in Kazan is given. Particular attention is paid to archival materials, which are a valuable source for the study of this period in his life

Текст научной работы на тему «Научная и просветительская деятельность В. В. Радлова в Казани»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 37 (252).

Филология. Искусствоведение. Вып. 61. С. 36-40.

Л. Н. Закирова

НАУЧНАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В. В. РАДЛОВА В КАЗАНИ

В настоящей статье рассматривается казанский период деятельности знаменитого ученого, основоположника тюркологической науки в России Василия Васильевича Радлова (18371918). Подробно описывается научная и просветительская деятельность В. В. Радлова в Казани в 1871-1884 годы. Особое внимание уделяется архивным материалам, которые являются ценным источником для изучения указанных годов жизни тюрколога.

Ключевые слова: тюркология, В. В. Радлов, казанский период деятельности.

О Василии Васильевиче Радлове (1837— 1918) как о выдающемся ученом, основоположнике тюркологической науки в России во второй половине XIX века написано много, однако отдельные стороны его биографии все еще остаются малоизученными.

Как известно, научная деятельность

В. В. Радлова делится на три периода: 1) алтайский (1859-1871), 2) казанский (1871-1884), 3) петербургский (1884-1918)1. Следует отметить, что в современной тюркологической науке больше внимания уделяется изучению алтайского и петербургского периодов деятельности ученого. Доказательством тому служат многочисленные научные статьи Г. И. Курны-киной, Е. А. Артюх, А. М. Решетова, А. Ю. Борисенко, Ю. С. Худякова, книги турецкого ученого Ахмета Темира «Türkoloji Tarihinde Wilhelm Radloff Devri: Hayati - ilmi kisiligi - es-erleri» - «Эпоха Вильгельма Радлова в истории тюркологии: его жизнь, его творческая индивидуальность, его труды» (1991), диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Е. А. Артюх на тему «Алтайский период в научной деятельности В. В. Радлова» (2006) и других. Между тем, казанский период является самым малоизученным: монографические труды, посвященные исследованию именно этих годов жизни В. В. Радлова, отсутствуют. Среди тюркологов бытует мнение, что казанский период деятельности ученого оказался сравнительно малопродуктивным2. Однако, как показали архивные данные, в годы проживания в Казани В. В. Радлов активно занимался педагогической, административной и научной деятельностью. В научной библиотеке имени Н. И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета, в Национальном архиве Республики Татарстан (далее - НА РТ) хранятся документы, которые

относятся к казанскому периоду. В данной статье на основе архивных материалов и научно-теоретической литературы о В. В. Радлове, учебных пособий и научных трудов тюрколога, изданных в казанский период, рассматривается жизнь и деятельность В. В. Радлова в 1871-1884 годы.

Известно, что в 1871 году из-за затруднений в материальном положении В. В. Радлов покинул Алтай и отправился в Санкт-Петербург для продолжения своей исследовательской деятельности3. По пути ученый заехал в Казань к инспектору русских школ для крещеных татар Н. И. Ильминскому, где случайно встретился с попечителем Казанского учебного округа П. Д. Шестаковым, который предложил

В. В. Радлову возглавить работу по созданию школ для татар-мусульман4. В. В. Радлов согласился. Так начался второй период деятельности ученого, получивший в тюркологической науке название “казанский”.

10 марта 1871 года П. Д. Шестаков направил министру народного просвещения Д. А. Толстому ходатайство «Об учреждении при управлении Казанского учебного округа должности инспектора татарских, башкирских и киргизских школ и об определении на эту должность Радлова», в котором указаны следующие обязанности инспектора: хорошо знать татарский язык, быт и нравы татарского, киргизского и башкирского народов; открывать школы, где они необходимы; руководить учительскими школами; обеспечить школы необходимыми учебными пособиями5. Прибыв в Петербург,

В. В. Радлов решил все организационные вопросы6 при содействии министра народного просвещения Д. А. Толстого и председателя Государственного Совета Великого князя Константина Николаевича. Приказом № 10958 от 13 ноября 1871 года В. В. Радлов был утверж-

ден на должность инспектора татарских, башкирских и киргизских школ Казанского учебного округа с назначением ему жалованья в три тысячи рублей в год7. С 1872 года В. В. Радлов приступил к исполнению своих обязанностей.

6 ноября 1872 года В. В. Радлов обратился к попечителю Казанского учебного округа П. Д. Шестакову с просьбой направить его за границу для ознакомления с методикой обучения, программами и учебными пособиями8. Ответ был положительным, и приказом № 2 от

24 февраля 1873 года Министерства народного просвещения В. В. Радлов был командирован на шесть месяцев по городам России и за гра-ницу9.

В 1872-1881 годы в Казанском учебном округе был открыт целый ряд татарских и башкирских школ с русскими классами10. Однако деятельность В. В. Радлова встретила противодействие со стороны татарского общества: ученики видели в учреждении русских классов в медресе опасность для своей религии, муллы обвиняли инспектора в миссионерстве11. Отрицательно восприняло татарское население циркуляр инспектора от 15 апреля 1882 года, в котором муллам города и заведующим медресе было сообщено, что по указу царя от 5 февраля 1882 года начинается контроль над школами и необходимо предоставить В. В. Радлову сведения о состоянии учебных заведений12. Об этом циркуляре говорится в статье «Василий Васильевич Радлов», написанной татарским писателем начала ХХ века Гаязом Исхаки13 под псевдонимом «Чингиз» и опубликованной на арабском языке в 1909 году по случаю исполнения пятидесяти лет научной деятельности В. В. Радлова в 68-ом номере газеты «Аль-ислах»: «Чтобы иметь представление о порядке обучения татар и понять, каков уровень знаний у обучающих их мулл, достопочтенный Радлов раздал муллам циркуляр с вопросами о том, где и чему они учились. Хотя многие муллы ответили на эти вопросы, но были и такие, которые ругали Радлова, стыдили его, ссылаясь на аяты Корана и хадисы, обвиняя Радлова в попытках русификации процесса обучения, угрожая ему мучениями в адском огне в день страшного суда. Это были казанский мулла Салах, чистопольский хазрат Закир, еще один хазрат с Вятки, кажется, мулла Ишмухамет (Радлов его имя забыл). К тому же, врачебный инспектор Казани с целью установить, соответствует ли воспитание детей в мусульманской среде требованиям здравоохранения,

раздал муллам свой циркуляр с вопросами, в котором среди прочих был вопрос: «Купают ли они детей? Как часто купают?» Муллы, упустив из внимания слово «врачебный», а слово «инспектор» отнеся к Радлову, истолковали эти вопросы, как желание Радлова устроить мусульманским детям крещенское купание. Потом вообще стали говорить, что речь идет о купании в церковной купели. Из-за этой путаницы у Радлова среди мусульман, кроме Габделькаюма Насыри, Шихаба Марджани и еще нескольких учащихся, друзей вообще не осталось»14. Из статьи видно, что Г. Исхаки -видный татарский просветитель - полностью поддерживал В. В. Радлова и считал, что просветительско-педагогическая деятельность ученого направлена на развитие татарского народа. Ведь преподавание светских предметов, в том числе русского языка, дает возможность вывести народ из узких рамок национальной замкнутости, открывает путь к мировой культуре, что будет способствовать дальнейшему прогрессивному развитию просвещения татар.

Деятельность В. В. Радлова как инспектора Казанского учебного округа воспринималась противоречиво и со стороны миссионеров. Свидетельством того являются личные дневники Ефимия Малова - видного религиозного деятеля Казанской губернии XIX века, миссионера, в которых ясно выражено его мнение

о Василии Васильевиче: «г. Радлов, будто, высказывает, что он намерен магометан привязывать симпатиями к Западной Европе, где процветает наука, а не к России. Итак, вот какой господин заправляет обрусением наших магометан. Какая аномалия допущена русским правительством» (от 22 мая 1874 года), «в лице В. В. Радлова виден такой цивилизатор мухамеддан, который успеет внушить им, что симпатии мухамеддан должны лежать к европейской (подразумевай: к немецкой) науке, что полемика противомусульманская вредна и т. д. По моему мнению, такой человек опаснее мухамеддана» (от 23 июня 1875 года), «он мало заботится об обрусении мухамеддан: не употребляет русского шрифта в учебниках, которые он вводит в мухамедданских школах» (от 10 сентября 1876 года) и т. д.15 Опираясь на данный архивный материал, можно сделать вывод, что деятельность В. В. Радлова действительно была направлена на развитие мусульманского общества.

Следует отметить заслугу В. В. Радлова в организации первой татарской школы для де-

вочек, открывшейся в 1872 году16. Русский язык в этой школе преподавала первая женщина-педагог из татар Б. Абсалямова17. Но школа была закрыта в 1874 году из-за малого количества учениц (7 девочек), так как фанатичные родители запрещали детям посещать школу18.

Будучи инспектором, В. В. Радлов уделял серьезное внимание подготовке учителей русского языка для татарских, киргизских (казахских) и башкирских школ. Еще в 1873 году он ходатайствовал об открытии в Казани татарского учительского института, который должен был готовить учителей для высших магометанских училищ (медресе)19. Министерство народного просвещения отклонило ходатайство инспектора. Все же В. В. Радлов добился открытия в 1876 году Казанской татарской учительской школы20. Первым инспектором школы был Мухаммад-Гали Махмудов. В преподавательский состав школы вошли: Михаил Пинегин, преподаватель педагогики и русского языка, Ибрагим Терегулов, преподаватель естествоведения и русского языка, Василий Богородицкий, преподаватель русского языка, Шихабетдин Марджани, преподаватель вероучения и др.21 В. В. Радлов руководил учебной частью школы, преподавал педагогику, дидактику, общую историю, вел практические занятия22. Свой авторитет школа преобретала постепенно, преодолевая сопротивление, недоверие, фанатизм местного населения23. За период с 1876 по 1917 год Казанская татарская учительская школа выпустила 389 учителей: среди них были выдающиеся педагоги Габ-драхман Рафиков, Гайнетдин Ахмеров, ученые Гильм Камай, Мухитдин Курбангалиев, Муха-метхан Фазлуллин, деятели литературы и искусства Гаяз Исхаки, Гафур Кулахметов, Сагит Сунчалей, общественно-политические деятели Садри Максуди, Хусаин Ямашев и др.24

В. В. Радлов усердно работал по созданию учебников и хрестоматий светского содержания для татарских школ. Учебники В. В. Радлова «Белек» (1872), «Грамматика русского языка, составленная для татар Восточной России» (1873), «Первая книга для чтения» (1874) занимали важное место в процессе обучения детей русскому и татарскому языкам, в привитии им навыков грамотного письма, правильного чтения, а также в их нравственном воспитании и духовном развитии. Ценность хрестоматии «Белек» заключается еще и в том, что она является печатной книгой для детей на татарском языке и оценивается татарскими учеными как

«один из лучших образцов татарского литературного языка того времени»25.

В период своей жизни в Казани В. В. Радлов продолжал тюркологические исследования. В эти годы ученый занимался научной обработкой материалов, собранных во время экспедиций в Сибирь и на Алтай, и их изданием26. В это время он тесно общался с такими известными учеными, как И. А. Бодуэн де Куртенэ27, Н. В. Крушевский28, принимал активное участие в заседаниях лингвистического кружка, организованного И. А. Бодуэном де Куртенэ, делился там своим научным опытом 29. Несомненно то, что и казанская лингвистическая школа оказала решающее влияние на формирование научных интересов В. В. Радлова. Так, тюрколог участвовал в V Международном съезде востоковедов, проводившемся в Берлине в сентябре 1881 года, и выступил с докладом на тему «Die Lautaltemation und ihre Bedeutung für die Sprachentwickelung, belegt durch Beispiele aus den Türksprachen» - «Чередование звуков и его значение для развития языка, подтвержденное примерами из тюркских языков». Как результат выступления, в 1882 году была опубликована научная статья на эту же тему, в которой «дух и идейные устремления «казанской школы» нашли наиболее полное воплощение»30. В казанский период В. В. Радловым издана книга «Сравнительная грамматика северных тюркских языков, ч. I. Фонетика» (Лейпциг, 1882-1883), где автор дает изложение вокалической и консонантной систем более двадцати тюркских языков по доступным ему материалам, большая часть которых добыта им самим. Труд В. В. Радлова считается «первой сравнительной фонетикой тюркских языков»31. В 1884 году написана работа «О языке куманов», в которой он рассматривает основные вопросы фонетики куманского языка, пользуясь изданием кыпчакского памятника «Codex Cumanicus» Г. Кууна. Данный труд явился первым начинанием ученого в исследовании древних письменных памятников тюрко-

32

язычных народов32.

Параллельно В. В. Радлов участвовал в деятельности Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете33. Ученым был переведен с татарского на русский язык труд Ш. Марджани34 «Завеса времен, покрывающая историю Булгара и Казани» и прочитан на IV Всероссийском археологическом съезде, состоявшемся в 1877 году в Казани35.

Также известно, что профессор Казанского университета, основоположник Казанской

лингвистической школы И. А. Бодуэн де Куртенэ ходатайствовал перед руководством историко-филологического факультета о назначении В. В. Радлова на должность преподавателя восточных языков университета36. В. В. Рад-лову не было суждено осуществить эту идею.

7 ноября 1884 года ученый был избран академиком Императорской Академии наук по востоковедению. Вначале на эту должность был приглашен Н. И. Ильминский, но он порекомендовал на свое место В. В. Радлова, решив не прерывать свою просветительскую деятель-ность37.

Вскоре В. В. Радлов переехал в Санкт-Петербург, тем самым завершив казанский период своей деятельности.

Анализ архивных материалов дает основание полагать, что круг интересов ученого в казанский период деятельности (1871-1884) был весьма широк; позволяет во многих деталях определить процесс формирования научных взглядов В. В. Радлова, историю создания его трудов; дает возможность раскрыть, как относились к своему современнику выдающиеся личности конца Х1Х - начала ХХ веков: И. А. Бодуэн де Куртенэ, Г. Исхаки, Ш. Марджани поддерживали В. В. Радлова и высоко ценили его научную и педагогическую деятельность, в то время как Е. Малов обвинял ученого в невыполнении миссионерских целей. Исследование многогранной деятельности тюрколога в 1871-1884 годах является важным вкладом для формирования персоналии Василия Васильевича Радло-ва и для истории развития татарской филологии и тюркологии в целом.

Примечания

1 См.: Кононов, А. Н. История изучения тюркских языков в России : дооктябрьский период. Л., 1982. С. 9; Хаков, В. Х. Ученый, открывший тайны тюркских языков // Культурная пятница (Мэдэни ^омга). 2007. 26 янв. С. 13 (на татарском языке).

2 См.: Кононов, А. Н. История изучения ... С. 9.

3 См.: Артюх, Е. А. Алтайский период в научной деятельности В. В. Радлова : дис. ... канд. ист. наук. Барнаул, 2006. С. 266; Карим, С. Тюркский ученый Радлов // Сознание (Ац). 1917. № 23. С. 367-368 (на татарском языке); Штернберг, Л. Я. Из жизни и деятельности Василия Васильевича Радлова : берлинский, алтайский и казанский периоды // Живая старина. 1909. Вып. 2-3. С. XVI.

4 См.: Карим, С. Тюркский ученый Радлов. С. 367-368; Хусаинов, К. Ш. В. В. Радлов и казахский язык. Алма-Ата, 1981. С. 27.

5 См.: Национальный архив Республики Татарстан (далее НА РТ). Ф. 92. Оп. 1. Д. 10290. “Об учреждении при управлении Казанского учебного округа должности инспектора татарских, башкирских и киргизских школ и об определении на эту должность Радлова, от 10 марта 1871 г.” Л. 1-2.

6 См.: Решетов, А. М. Академик В. В. Радлов

- востоковед и музеевед // Радловские чтения-2002. СПб., 2002. С. 95-101; Штернберг, Л. Я. Из жизни и деятельности... С. XVII.

7 См.: НА РТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 10290. “Об учреждении...” Л. 5-6.

8 См.: НА РТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 10908. “То же [О командировании] инспектора татарских, башкирских и киргизских школ Радлова за границу для осмотра учебных заведений, от 7 ноября 1872 г.” Л. 1-2 об.

9 Там же. Л. 10.

10 См.: НА РТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 10972. “О татарских школах, по донесению инспектора татарских, башкирских и киргизских школ Рад-лова, от 12 апреля 1872 г.” 32 лл.; НА РТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 13147. “Об открытии татарских школ в Казанском учебном округе, от 31 августа 1876 г.” 43 лл.

11 См.: НА РТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 11513. “О татарских школах.”; НА РТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 11933. “О татарских школах, по донесению инспектора татарских, башкирских и киргизских школ Радлова, от 24 октября 1874 г.” 35 лл.; НА РТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 15539. “О недоразумениях, возникших вследствие циркуляра инспектора татарских школ Радлова указным муллам г. Казани, от 10 февраля 1883 г.” 45 лл.

12 См.: Загидуллин, И. К. Татарская школа и русификаторская политика царизма во второй половине XIX в. // Народное просвещение у татар в дооктябрьский период. Казань, 1992. С. 74.

13 Исхаки Гаяз (1878-1954) - писатель, журналист, политик, деятель татарского национального движения. В 1918 году эмигрировал за границу, жил в Китае, Франции, Германии, Польше, Турции. Организатор, редактор газет и журналов «Тац йолдызы» («Звезда зари»), «Тавыш» («Голос»), «СYЗ» («Слово»), «Милли юл» («Национальный путь») и др. Автор более шестидесяти произведений: «Ике йез елдан соц инкыйраз» («Исчезновение через двести лет», 1902-1904), «Телэнче кыз» («Нищенка», 1901-1908), «Сеннэтче бабай» («Старик-ис-

полнитель обряда», 1913), «Зиндан» («Тюрьма», 1906-1907), «0ч хатын белэн тормыш» («Жизнь с тремя женами», 1900) и др.

14 Исхаки, Г. Василий Васильевич Радлов // Аль-ислах. 1909. № 68. С. 3 (на татарском языке).

15 Ефимий Малов о Ш. Марджани, К. Насыри и В. В. Радлове // Эхо веков. 1999. № 1-2. С. 152-160.

16 См.: НА РТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 10972. “О татарских школах, по донесению инспектора татарских, башкирских и киргизских школ Радлова, от 12 апреля 1872 г.” Л. 1-1 об.

17 Там же.

18 См.: Ханбиков, Я. В. В. Радлов (1837-1918) // Русские педагоги Татарии и их роль в развитии просвещения и педагогической мысли татарского народа. Казань, 1968. С. 43; Хусаинов, К. Ш. В. В. Радлов и казахский язык. С. 29; Штернберг, Л. Я. Из жизни и деятельности...

С. XXI.

19 См.: Ханбиков, Я. В. В. Радлов (1837-1918).

С. 45.

20 Там же. С. 46.

21 См.: Казанская татарская учительская школа 1876-1917 гг. : Сб. док. и материалов / отв. сост. Л. В. Горохова; под общ. ред. Д. И. Ибрагимова. Казань, 2005. С. 3.

22 Там же. С. 37.

23 Там же. С. 4.

24 Там же. С. 5.

25 Гайнуллин, М. Х. Татарская литература XIX в. Казань, 1975. С. 198; Хазиев, В. Талантливый тюрколог // Наследие (Мирас). 2000. № 4.

С. 80 (на татарском языке); Хаков, В. Х. Ученый... С. 13

26 См.: Кононов, А. Н. История изучения. С. 9; Хазиев, В. Талантливый тюрколог. С. 79.

27 Бодуэн де Куртенэ Иван Александрович (1845-1929) - русско-польский языковед. Один из виднейших представителей общего, историко-сравнительного языкознания, родоначальник казанской, позже петербургской лингвистических школ. Главная его заслуга

- построение теории фонем и фонетических чередований. В ХХ в. основные положения теории Бодуэна де Куртенэ оказали решающее влияние на развитие фонетики, а через неё и на общее языкознание. Сочинения: «Избранные труды по общему языкознанию» (1963) и др.

28 Крушевский Николай Вячеславович (18511887) - русско-польский лингвист, специалист по общему и индоевропейскому языкознанию. Окончил Варшавский университет (1875). Профессор Казанского университета (с 1883).

Ученик И. А. Бодуэна де Куртенэ и один из основных представителей казанской лингвистической школы. Исследуя законы развития языка, обосновывал его системный и знаковый характер и был одним из предшественников современной фонологии. Сочинения: «Наблюдения над некоторыми фонетическими явлениями, связанными с акцентуацией» (1879); «Лингвистические заметки» (1880); «К вопросу о Гуне. Исследование в области старославянского вокализма» (1881); «Очерк науки о языке» (1883) и др.

29 См.: Тенишев, Э. Р. В. В. Радлов - фонетист и грамматист // Тюркологический сборник -1971. М., 1972. С. 33.

30 Там же. С. 37.

31 См.: Кононов, А. Н. История изучения. С. 9.

32 См.: Хусаинов, К. Ш. В. В. Радлов и казахский язык. С. 365-368.

33 См.: Валеев, Р. М. Казанское востоковедение : истоки и развитие (XIX в. - 20-е гг. ХХ в.). Казань, 1998. С. 235.

34 Марджани Шихабетдин (1818-1889) - богослов, историк, просветитель. Написал несколько трактатов, комментарий к предисловию трактата по логике и принципам правоведения, критическую работу о методах обучения естественным наукам в Бухаре. Занимался сбором и переписью исторических рукописей, документов, часть которых позднее вошла в его труды. В 1876-1884 гг. первым из представителей мусульманского духовенства стал преподавателем мусульманского вероучения в Казанской татарской учительской школе. В 1876 г. был избран членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Основные труды: «Горсточка знаний о познании хаканов» (1864), «Завеса времен, покрывающая историю Булгара и Казани» (1877) и др.

35 См.: Гайнуллин, М. Х. Татарская литература... С. 196; Шакуров, Ф. Н. Развитие исторических знаний у татар до февраля 1917 года. Казань, 2002. С. 28.

36 См.: НА РТ. Ф. 977. Оп. ИФФ. Д. 1249. “Об учреждении кафедры финско-тюркских наречий, о назначении лектором по этой кафедре приват-доцента В. В. Радлова и о предоставлении ему 15 печатных листов в “Ученых записках” университета для помещения его научных работ, 30/111 - 1883 - 27/^ - 1884.” Л. 1-4; Валеев, Р. М. Казанское востоковедение.

С. 180-182.

37 См.: Артюх, Е. А. Алтайский период... С. 268.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.