Научная статья на тему 'НАУЧНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЮРКОЛОГА XVIII ВЕКА ИОСИФА ГИГАНОВА'

НАУЧНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЮРКОЛОГА XVIII ВЕКА ИОСИФА ГИГАНОВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Иосиф Гиганов / тюрколог / Западная Сибирь / Тобольская гу-берния / татарский язык / тобольское наречие

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ермакова Елена Николаевна

В эпоху культурного нивелирования и межэтнических конфликтов все более жизненными становятся вопросы, связанные с изучением становления и развития национального самосознания разных народов. Особенно жизненными являются те из них, которые связаны с формированием и развитием письменности отдельных языков. Большое значение придается решению таких вопросов в тех регионах, где население этнически разнородно. Цель статьи проанализировать научную и педагогическую деятельность выдающегося тюрколога XVIII века Иосифа Гиганова, создавшего не только первую грамматику татарского языка (тобольского наречия) для русских, но и двуязычные словари (российско-татарского и татарско-российского языков). Его труды имели большое значение для грамматического изучения не только языка сибирских татар, но и тюркских языков в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАУЧНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЮРКОЛОГА XVIII ВЕКА ИОСИФА ГИГАНОВА»

DOI: 10.24412/cl-37095-2024-1 -237-240

Ермакова Е. Н.

доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования, Тюменский государственный университет, г. Тюмень

НАУЧНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЮРКОЛОГА

XVIII ВЕКА ИОСИФА ГИГАНОВА

Ключевые слова: Иосиф Гиганов, тюрколог, Западная Сибирь, Тобольская губерния, татарский язык, тобольское наречие.

Аннотация. В эпоху культурного нивелирования и межэтнических конфликтов все более жизненными становятся вопросы, связанные с изучением становления и развития национального самосознания разных народов. Особенно жизненными являются те из них, которые связаны с формированием и развитием письменности отдельных языков. Большое значение придается решению таких вопросов в тех регионах, где население этнически разнородно. Цель статьи проанализировать научную и педагогическую деятельность выдающегося тюрколога XVIII века Иосифа Гиганова, создавшего не только первую грамматику татарского языка (тобольского наречия) для русских, но и двуязычные словари (российско-татарского и татарско-российского языков). Его труды имели большое значение для грамматического изучения не только языка сибирских татар, но и тюркских языков в целом.

Состав жителей Тобольского уезда Тобольской губернии в XVIII веке был весьма неоднороден: здесь жили сибирские татары, бухарцы (переселенцы из Средней Азии), русские и другие и представители других национальностей. Такое состояние во многом было обусловлено миграционными процессами. Историки называют основные причины таких процессов на территории Тобольской губернии: во-первых, обилие плодородных неосвоенных земель было весьма привлекательным за переселенцев, занимающихся земледелием, во-вторых, территория была свободной от крепостного права, в-третьих, через Тобольск проходил торговый путь, связывающий восток и запад, в-четвертых, населенные

пункты региона были не только местом принудительной ссылки, но и пристанищем беглых крепостных и бродяг. С одной стороны, освоение земель Российским государством влекло за собой русификацию местного населения, с другой стороны, основное население Тобольского уезда составляли сибирские татары и бухарцы, у которых свой язык, своя культура, обычаи и традиции. Тем не менее совместное проживание обуславливало тесное контактирование разных народов, в том числе и межконфессиональное.

Образование на территории России в ХУШ веке играло значительную роль: были необходимы культурные, экономические, политические преобразования, которые могли осуществляться только образованными людьми. Приглашение зарубежных учителей или отправка на учебу молодых людей не решали всех проблем большого государства. Поэтому развитие образовательной системы становится важнейшей задачей.

В 1789 году в Тобольске открывается Главное народное училище, которое существовало на пожертвования купечества, мещан, чинов наместнического правления, в том числе и на личные пожертвования. В тобольском училище, кроме обязательных предметов общих для всех училищ, изучали «соседственные языки». В Тобольской губернии соседственным языком был татарский, так как, с одной стороны, это был язык местного населения, с другой стороны, этот язык использовался как основной в пограничных областей и государствах. С. И. Зама-хаев Г. А. Цветаев отмечают, что вначале предполагалась в качестве соседствен-ного изучать киргизский язык, но это оказалось невозможным ввиду отсутствия преподавателя, владеющего этим языком, поэтому «положено было заменить этот язык татарским, как понятным для торгующих на границах тобольской губернии киргиз-кайсаков, хивинцев и бухарцев, а также полезным для внутреннего обращения по значительному числу татарского населения в Тобольской губернии» [2, с. 32]. Таким образом, с 1793 года было положено начало преподавания татарского языка, учителем определён священник Тобольского Софийского собора Иосиф Гиганов. По словам Н. Ильминского, «священник Гиганов был избран в учители потому, без сомнения, что считался в Тобольске лучшим знатоком татарского языка» [3, с. 188-189].

Занкиевские чтения

Точную дату рождения Иосифа (Осипа) Гиганова невозможно установить, так как к настоящему времени не обнаружено ни одного документа. Подтверждающего факт рождения. Предположительно называют 1764 год. Ученые считают, что татарским языком он овладел в своей семье (его предки - крещеные татары).

Курс преподавания татарского языка был рассчитан на четыре года (по три, шесть, шесть, три урока в неделю соответственно). Программа предусматривала получение следующих знаний: в первом классе изучали буквы и слоги, читали «самоупотребительные» слова; во втором классе учащиеся продолжали обучение чтению, получали начальные сведения о грамматике, читали по таблицам краткую священную историю, перевод которой был осуществлён Гигановым. В третьем классе продолжалось изучение грамматики, сочиненной учителем. В четвертом классе изучали синтаксис и переводили тексты с российского на татарский и с татарского на российский язык.

Первое время Гиганов преподавал татарский язык, используя методику Я. А. Коменского. Статистические данные народного училища зафиксировали, что, например в 1795 г. из 75 слушателей татарский язык изучало 45 человек. Это свидетельство интереса к предмету и преподавателю.

По окончании выпускники Главного народного училища служили либо на государственной службе, либо на военной службе, занимая должности нижних военных чинов. В Тобольске выпускники училища, владеющие татарским языком, получали преимущество по службе в местных органах власти, так как могли быть переводчиками в общении со значительной частью местного населения -татарами и бухарцами.

Заинтересованность Иосифа Гиганова к языку с одной стороны и отсутствие учебников по предмету с другой стороны обусловили желание и необходимость создания учебных пособий и двуязычных словарей для обучения слушателей татарскому языку.

Иосиф Гиганов признан в научном сообществе как виднейший тюрколог своего времени: он оставил глубокий след в истории просвещения коренных народов Западной Сибири - сибирских татар. Его труды являются первым опытом сравнительной грамматики отдельных фактов тюркских языков: излагая ос-

новные положения грамматики автор использует идентичные примеры из турецкого и киргизского языков, тем самым выявляя тождественность и уникальность в каждом из языков. Кроме того, отдельные языковые факты татарского наречия он сравнивает с русским и французскими языками. Как отмечает наш современник, известный тюрколог М. З. Закиев, работы И. Гиганова «представляют наиболее полное для того времени описание грамматической структуры татарского языка, сделанное по образцу русских грамматик, особенно Русской грамматики М. В. Ломоносова, которая была в числе учебных пособий русских гимназий» [1, с.17]. В словарях Гиганова собрано более 12000 слов разных тематических групп, отражающих все стороны жизни сибирских татар. Фиксация в словарях лексического состава языка коренных жителей сохранила обширный временной срез сибирских говоров, положила начало изучению диалектов сибирских татар. Автор словаря не ограничился записями татарских слов и их переводом на русский, каждое слово сопровождается русской транскрипцией, отражающей диалектное произношение, кроме того, запись каждого слова дана в арабской графике. В ряде случаев Гиганов предлагает синонимы. В словарях нашли отражение и персидско-арабские заимствования, использованные как юридические, экономические и религиозные термины. Это является свидетельством духовного и культурного развития татарского народа, отражением международных контактов.

Скончался Иосиф Гиганов в 1800 году, в возрасте 35 лет. Все труды опубликованы после его смерти.

Список источников и литературы

1. Закиев М. 3. Роль идей М. В. Ломоносова в становлении лингвистических взглядов представителей Казанской школы тюркологов. - В кн.: Вопросы тюркологии. Казань, 1970. - 283 с.

2. Замахаев С. И., Цветаев Г. А. Тобольская губернская гимназия: историческая записка о состоянии Тобольской гимназии за 100 лет ее существования. 1789-1889. - Тобольск, 1889. - 321 с.

3. Ильминский Н. И. О церковном богослужении на инородческих языках. Казань, Типография Императорского университета, 1883 г. https://vk.com/wall-92440545_8507?ysclid=ltu0jo4ucf341802451

Издательство АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» ~240~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.