Научная статья на тему 'Научная экспертиза как форма когнитивного менеджмента'

Научная экспертиза как форма когнитивного менеджмента Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
337
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТЫ КАК «ФАБРИКИ МЫСЛИ» / НАУЧНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / СУБЪЕКТЫ И ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ / ПРИНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / SCIENTIFIC EXPERTISE / COGNITIVE MANAGEMENT / SUBJECTS AND FUNCTIONS OF EXPERTISE / POLITICAL DECISION-MAKING / DEMOCRATIZES EXPERTISE / UNIVERSITY AS THINK TANKS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Буковская Наталья Васильевна

Научная экспертиза исследуется в контексте когнитивного менеджмента и функционирования университетов как фабрик мысли. Выделяются ее субъекты и функции. Дается типология. Выявлена противоречивая, двойственная природа научной экспертизы, обусловленная ее встроенностью в механизм принятия политико-управленческих решений. Проблематизируются вопросы объективности, ответственности, демократизации экспертизы. Рассмотрены модели научно-экспертного взаимодействия с властью. Показана роль университетов как «фабрик мысли».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific expertise as form of cognitive management

The subject of scientific expertise as form of cognitive management is multilevel. As an expert science acts on three levels personality of the scientist; scientific society, research groups, scientific and expertise organizations (state and non-state); non-commercial non-state public organizations of scientists. Scientific expertise has a number of functions in the mechanism of political decision making, with legitimization, consulting, advisory, analytical, informative, communicative, intermediary and lobbying functions among them. For this purpose special expertise bodies are established, with scientists as obligatory members. These bodies can be of four types: state, non-state commercial, public non-commercial, i.e. elements of civic society, and mixed type. Scientific expertise organizations special created in the sphere of scientific expertise government are called "think tanks". Moreover, classical academic, scientific and educational (institutes and universities) institutions can also function as such centers. There are three models of organization of expert scientific support of the authorities: North American, European and Asian. The three models can be considered as historic socio-cultural and socio-political types. The Asian model specifics are characterized strong centralized state, party and ideological monopoly, which predetermines the existence of one client ordering expertise. In general, it is worth differentiating two main models western and non-western, with each having its own subtypes. Thus, European and North American models are subtypes of the western model. Then it will be logical to single out transitive and hybrid variants. Modern Russia, for instance, demonstrates a transition from the non-western model to the western one. There can be singled out different types of scientific expertise based on different classification criteria. Scientific expertise can be conducted, first, on different levels of authoritative power (federal, regional, local); in different governmental branches (legislative and executive); second, in different spheres (education, health care, economy, atomic energy, foreign policy, environment, etc.); third, permanently or now and then; fourth, in a complex or one-sided way, systematically or structurally; fifth, independently or by order; sixth, secretly or openly, seventh, officially or unofficially.

Текст научной работы на тему «Научная экспертиза как форма когнитивного менеджмента»

Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология 2013. № 2 (22)

УДК 378.02

Н.В. Буковская

НАУЧНАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ФОРМА КОГНИТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Научная экспертиза исследуется в контексте когнитивного менеджмента и функционирования университетов как фабрик мысли. Выделяются ее субъекты и функции. Дается типология. Выявлена противоречивая, двойственная природа научной экспертизы, обусловленная ее встроенностью в механизм принятия политикоуправленческих решений. Проблематизируются вопросы объективности, ответственности, демократизации экспертизы. Рассмотрены модели научно-экспертного взаимодействия с властью. Показана роль университетов как «фабрик мысли».

Ключевые слова: университеты как «фабрики мысли», научная экспертиза, субъекты и функции научной экспертизы, принятие политических решений.

Инновационные формы когнитивного менеджмента в университете связаны с научной экспертизой. Наука и университеты всегда осуществляли так называемую внутринаучную экспертизу знания, наряду с которой постепенно стало возникать и вненаучное направление, выход за пределы «чистого познания». В обществе знания все более востребуется экспертная функция науки. А это, в свою очередь, способствует социализации и коммерциализации знания, развитию когнитивного менеджмента, появлению нового типа научного менеджера, а также фигуры ученого-эксперта, эксперта-специалиста. Конкретизация данного явления предполагает рассмотрение следующих вопросов: Кто является субъектом научной экспертизы? Какие функции она выполняет? В каких типах и формах проявляется? Как с помощью научной экспертизы осуществляется когнитивный менеджмент в университете? Чем определяется эффективность экспертизы как формы научного менеджмента?

Субъект научной экспертизы - это многоуровневое явление. Наука как эксперт выступает на трех уровнях: личность ученого; научное сообщество, коллективы ученых, научные и научно-экспертные организации (государственные и негосударственные); некоммерческие негосударственные общественные организации ученых. Взаимосвязь науки и политики, науки и общества осуществляется через авторитетных ученых, которые выступают как личность-коммуникатор, как посредник между обществом, государством и научным сообществом. В процессе научной экспертизы используется авторитет не только отдельных ученых, но и научных идей, теорий, а также научных институтов и организаций, университетов в том числе. Ориентация на авторитеты оптимизирует экспертную деятельность, так как общественность и сами ученые выделяют определенных авторов и профессиональные сообщества, вызывающие у них доверие. В то же время излишняя приверженность авторитетам, некритическое отношение к ним, их политизация и идеологизация могут играть негативную роль и служить основанием для развития авторитарных тенденций в науке.

Часто экспертиза намеренно деперсонифицируется, обезличивается. Это делается с целью подчеркнуть ее объективность и непредвзятость или же для того, чтобы уйти от ответственности. В любом случае за анонимностью экспертизы скрывается отсутствие персональной ответственности, что негативно сказывается на ее эффективности. Вопрос об объективности научной экспертизы связан с ее противоречивой природой: с одной стороны, она включена в научно-исследовательский процесс, в научно-познавательную деятельность, а с другой - в механизм принятия политико-управленческих решений. Научная экспертиза часто оказывается между моральными и политическими решениями, т.е. в ситуации морального выбора. Поэтому ее необходимо рассматривать в контексте вышеназванных аспектов, с привлечением адекватных подходов, с учетом дихотомии моральных и политических решений. В когнитивном аспекте в связи с продуцированием некоего оценочного знания, на наш взгляд, важное значение имеет анализ таких понятий, как «экспертное знание» и «экспертное мышление».

Научная экспертиза политико-управленческих решений предполагает синтез познающего и политического субъекта, коммуникацию научного и политического сообщества, университетов и власти. Безусловно, речь не идет о чисто механическом соединении, при котором утрачивается специфика того или иного субъекта. На кадровом уровне наиболее популярны два способа соединения: 1) когда в профессиональную политику идут ученые, оставляя при этом научно-исследовательскую деятельность; 2) политики, служащие госаппарата получают научную квалификацию. Второй способ часто связан с использованием служебного положения, когда научная степень получается ради имиджа «умного», «ученого» политика, из желания сравняться с научными экспертами, а также чтобы иметь перспективу для постполитической карьеры. В этом случае наука также предоставляет свои услуги политикам, -как говорится, был бы спрос. Есть и практика присвоения высокопоставленным политикам профессорского звания университетами и институтами без научных на то оснований. Так формируется «умный» парламент, «умная» администрация, «умные» министерства и пр., которые, собственно, могут уже и не привлекать внешних экспертов.

Научная экспертиза обладает рядом функций в механизме принятия политико-управленческих решений и управления знанием: консультативносовещательная и рекомендательная, аналитическая, информационная, коммуникативная, посредническая, легитимации, лоббистская. При этом она может занимать как критическую, так и комплиментарную позицию по отношению к власти, что определяется степенью ее независимости. Политика стремится, с одной стороны, контролировать сферу знания, сферу науки, а с другой - использовать ее потенциал. Использование авторитета науки при принятии политических решений придает им статус истинных и обоснованных. Научная экспертиза выступает в этом случае как акт легитимации власти. В то же время научная экспертиза может служить некой ширмой, «козлом отпущения». Часто власть сохраняет лицо и не дает себя скомпрометировать непопулярными актами и, оставаясь «черным кардиналом», уходит в тень, перекладывает ответственность на науку. Однако и сама научная экспертиза под давлением власти может носить лояльный, комплиментарный и, как

следствие, псевдонаучный характер. Именно таков механизм встраивания науки в авторитарную политическую систему. Отсюда важное значение имеет взаимосвязь научной и социальной (общественной, гражданской) экспертизы, формирование модели открытой экспертизы [1].

Так как имидж политики выигрывает от сближения с наукой, то власть заинтересована в поддержании соответствующего имиджа науки и университетов в обществе. В то же время образ науки в современном обществе является неоднозначным в связи с рядом факторов: антисциентизмом, появившимся как реакция на сциентистское мировоззрение; утратой наукой привилегированных позиций в культуре; осознанием амбивалентности научного знания, недоверием к высказываниям ученых. Возникает вопрос о связи научной экспертизы с лоббированием интересов. Научные эксперты входят в механизм принятия политических решений как агенты наряду с другими участниками процесса. Они не относятся к лицам, которые принимают решения, но находятся с ними во взаимодействии. В силу данных коммуникаций (горизонтальных и вертикальных) функция лоббирования, видимо, осуществляется косвенным образом, особенно когда экспертиза задействована в выборе проектов государственных решений. В этой связи при определенных условиях имеются возможности и для коррумпированности. Все это предъявляет новые требования к науке, к модусу ее этической ответственности, а также и к самой научной экспертизе, к ее демократизации.

Для того чтобы эффективно выполнять свои функции, научная экспертиза приобретает институциональный характер. Для этого создаются специальные посреднические органы экспертного характера, в которых присутствуют представители научного сообщества. Эти органы могут быть четырех видов: государственные; негосударственные (коммерческие); негосударственные некоммерческие (элементы гражданского общества); смешанные. Они являются как долгосрочными, так и краткосрочными, ситуационными и, соответственно, связаны со стратегическими или тактическими проектами. Поэтому заказчиками научной экспертизы могут выступать как государственные, так и негосударственные структуры (партии, общественные организации, бизнес). То есть речь идет о научно-экспертной поддержке государства, гражданского общества, бизнеса и пр. Масштаб и уровень их могут быть различными. Можно говорить о глобализации этого процесса, о возникновении глобального уровня в рамках, например, процесса формирования глобального университета. Международные общественные фонды могут объединять ученых из различных стран и дисциплинарных направлений для научноэкспертной деятельности. Причем негосударственный сектор здесь занимает приоритет, так как ему проще преодолевать государственные барьеры. Специально созданные научно-экспертные организации в сфере научноэкспертного управления получили название «фабрики мысли» (think tanks), которые приобретают различные организационные формы (фонды, центры, институты, агентства) [2, 3]. Но в качестве таких центров могут также функционировать классические академические, научные и образовательные структуры (институты и университеты). Таким образом, налицо как традиционные, так и новые структуры. Университеты могут выступать не только как научно-исследовательские и образовательные комплексы, но и как научно-

экспертные. При этом заказ научной экспертизы является способом управления развитием знания.

Выделяют три основные модели организации научно-экспертной поддержки власти: североамериканскую, европейскую, азиатскую [3. С. 139— 181]. Североамериканская модель, оформившаяся в США, является наиболее зрелой и выступает во многих смыслах в качестве образца. Здесь фабрики мысли представлены во всем многообразии их специализации и масштаба (от небольших центров до крупных корпораций), а также идеологопартийной ориентации (от консервативно-республиканских до либеральнодемократических). Если изначально они создавались и финансировались государством, то постепенно приобрели самостоятельный характер. Многие из них носят межуниверситетский характер, сформированы на базе нескольких университетов. Некоторые авторы утверждают, что университеты здесь занимаются узкообразовательной деятельностью и не выступают в роли «фабрик мысли» [3. С. 179], оставаясь поставщиком интеллектуальных кадров. Однако это не совсем так, особенно для крупных университетских комплексов, связанных так или иначе с выработкой политического курса (как для правящей партии, так и для оппозиционной) и имеющих идеологические предпочтения. В их структуру могут быть включены фабрики мысли на правах исследовательских институтов. В силу регулярной ротации правительства здесь именно по зеркальному принципу создавались леволиберальные и консервативные университеты. Так, например, создание Стэнфордского университета в 60-е гг. задумывалось как консервативная альтернатива Калифорнийскому университету Беркли.

В европейской модели, так же как и в североамериканской, первостепенное значение имеют не университеты, а специально созданные структуры, но к ним прибавляются еще ассоциированные с партиями общественные фонды, которые играют роль двойного опосредования; также здесь существует более высокая степень децентрализации. В азиатской модели акцент делается, наоборот, только на университетах; коммуникация науки и власти, в отличие от первых двух моделей, не опосредована специальными достаточно независимыми структурами, а централизована и подчинена государству [3. С. 161— 168]. Представляется, что эти три модели можно рассматривать как исторические, социокультурные и социополитические типы взаимодействия науки и власти. Специфика азиатской модели определяется не только культурной самобытностью, но и последствиями социалистического уклада (если речь идет о Китае) с сильным, централизованным государством, патернализмом, партийным и идеологическим монополизмом, что определяет наличие одного заказчика. Становление и развитие сети негосударственных заказчиков напрямую связаны с процессом демократизации и децентрализацией научной экспертизы, отсутствием жесткого контроля и регуляции. В принципе, имеет смысл выделить две основные модели запад - незапад, а внутри каждой из них - подтипы или субмодели. В связи с этим европейская и североамериканская модели будут выступать разновидностями более общей западной модели. Тогда логично будет выделить переходные, гибридные варианты. Современная Россия, согласно этой логике, демонстрирует переходность от незападной (азиатской) к западной модели, от авторитарной к демократической.

На основании многообразных критериев классификации можно выделить различные виды и типы научной экспертизы. Научная экспертиза может осуществляться, во-первых, на различных уровнях власти (федеральном, региональном и местного самоуправления); в различных ветвях власти (законодательной и исполнительной), во-вторых, в различных сферах (образовании, здравоохранении, экономике, атомной энергетике, внешней политике, экологии и т.п.); в-третьих, перманентно или ситуационно; в-четвертых, междисциплинарно, комплексно или монодисциплинарно, системно или структурно; в-пятых, независимо или ангажированно; в-шестых, закрыто (в режиме секретности) или открыто; в-седьмых, официально и неофициально; в-восьмых, традиционными и инновационными структурами. Формы и типы экспертизы во многом определяются и объектом экспертирования - его сложностью, неопределенностью, самоорганизацией. Нарастание сложности особенно характерно для многоуровневых и полифункциональных социальных проектов. В данной статье мы не будем рассматривать подробно все эти виды, ограничимся некоторыми замечаниями.

Особенности принятия решений в законодательных и исполнительных органах определяют специфику научной экспертизы, поэтому выделяются, соответственно, два ее вида. Если в первом случае она носит более публичный характер в связи с голосованием решений, то во втором более закрытый, в связи с их согласованием. Научная экспертиза может быть задействована на различных стадиях (фазах, циклах) продвижения политических решений: подготовке, принятии, исполнении, оценке результатов и последствий. Но в основном политика использует научную экспертизу на стадии подготовки решений (проектов), а не их принятия. Чем более демократичная система, тем более открытым публичным является процесс принятия политических решений и тем больше агентов в нем задействовано. Это уже не короткий волюнтаристский акт полукулуарного характера, а система согласований и с общественностью, и с группами интересов, и с наукой. И наука в нем уже представлена дифференцированно, с учетом плюрализма мнений.

Необходимо учесть конкретно-историческую ограниченность научной экспертизы, в силу неполноты информации, ограниченности познавательных возможностей субъекта, неизбежности ошибок (согласно диалектике абсолютной и относительной истины, концепции «ограниченной рациональности»). Часто власть использует инерцию научных экспертов, их консервативное нежелание расставаться с устаревшими теориями. Когда же власть поддерживает ошибочные варианты, отсекая научную дискуссию, в силу идеологических или политических причин, это негативно сказывается на качестве научной экспертизы. Коммерческие интересы заказчика также могут приводить к псевдонаучным экспертным заключениям. Именно поэтому большое значение имеет свободное обсуждение различных подходов и экспертных позиций, наличие многообразных научно-экспертных центров. Формирование нового типа научного менеджера [4. С. 96] является необходимым условием этого процесса.

Важно отделить научное знание от идеологий, так как очень часто идеологизированное знание блокирует истинную научную экспертизу и она подменяется экспертизой идеологической. Эта опасность существует в общест-

вах с монологическим политическим дискурсом. В плюралистических обществах заказчиками научной экспертизы выступают различные политические партии и идеологии. В этом есть положительный момент, так как взаимная критика с привлечением научного обоснования вскрывает различные аспекты проблемы или проекта, нейтрализуя ненаучные моменты. Тем самым осуществляется управление развитием знания, с опорой на самоорганизующиеся процессы. Негативная сторона состоит в том, что объективное рассмотрение подменяется политическим и идеологическим. Возникает необходимость целостного применения науки и знания, в его не только техническом, но и со-циогуманитарном содержании. Для релевантной научной экспертизы необходимо, чтобы и техническое, и социогуманитарное знание попадало в процесс принятия политических решений. Кроме того, необходима междисциплинарная коммуникация как внутри отдельных блоков знания (технического, естественнонаучного, социогуманитарного), так и между ними. И именно экспертиза сложных объектов способствует данному процессу. В связи с расширением экологической экспертизы, например, актуализировалось развитие междисциплинарного экологического знания.

Итак, появление разнообразных организаций-посредников, а также независимых (полностью или частично) университетов является важным условием формирования демократической модели научной экспертизы и управления развитием знания.

Литература

1. Буковская Н.В. Гражданская экспертиза и техники власти / Новый политический цикл: повестка дня для России. М.: Российская ассоциация политической науки, 2008. C. 33-38.

2. Rich A. Think Tanks, Public Policy and the Politics of Expertise. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.

3. Якунин В.И., Сулакшин С.С., ВалисовМ.В. Наука и власть. Проблема коммуникаций. М.: Научный эксперт, 2009.

4. Вейт-Браус И. Создание современного образа ученого: ученый как нравственная личность // Личность ученого: социально-психологический портрет. М., 2009. С. 95-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.