Научная статья на тему 'Научная библиотека университета: отвечая на вызовы современности'

Научная библиотека университета: отвечая на вызовы современности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
777
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА / ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ / ЛИДЕРСТВО / INFORMATION / SCIENTIFIC LIBRARY / CHALLENGES OF THE PRESENT / LEADERSHIP

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кудряшова Елена Владимировна, Ананченко Марина Юрьевна, Овсянкин Петр Евгеньевич

Библиотека современного университета рассматривается в качестве ключевого информационного центра, обеспечивающего лидерство вуза в локальном и мировом сообществе и способствующего становлению лидеров-профессионалов. Выделены актуальные тренды в развитии университетских библиотек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University Scientific Library: Answering the Challenges of the Present

University scientific library is viewed as the key information center providing the universitys leadership both in the local and world communities and promoting formation of leaders professionals. Topical trends in the development of university libraries are singled out.

Текст научной работы на тему «Научная библиотека университета: отвечая на вызовы современности»

УДК [027.021+001.102+316.46](045)

КУДРЯШОВА Елена Владимировна, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии, ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 198 научных публикаций, в т. ч. 4 монографий, двух учебно-методических пособий

АНАНЧЕНКО Марина Юрьевна, кандидат философских наук, заместитель директора департамента информационно-библиотечного развития Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 50 научный публикаций, в т. ч. двух монографий (одна -в соавт.), одного учебно-методического пособия (в соавт.)

ОВСЯНКИН Петр Евгеньевич, кандидат философских наук, директор департамента информационно-библиотечного развития Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 20 научных публикаций, в т. ч. одного учебно-методического пособия (в соавт.)

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА УНИВЕРСИТЕТА: ОТВЕЧАЯ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Библиотека современного университета рассматривается в качестве ключевого информационного центра, обеспечивающего лидерство вуза в локальном и мировом сообществе и способствующего становлению лидеров-профессионалов. Выделены актуальные тренды в развитии университетских библиотек.

Ключевые слова: информация, научная библиотека, вызовы современности, лидерство.

Объем накопленной информации и усовершенствованные способы ее обработки отличают современного человека от его далеких предшественников. Именно владение информацией, способность хранить ее и передавать обеспечили прогресс общества. Первоначально объем информации был ограничен объемом памяти старшего поколения. С распространением грамотности увеличился запас кумулятивного знания, в результате ускорились процессы нововведений и социальных преобразований. С

изобретением компьютеров социальная память стала не только обширной, но и активной: информация распространяется по всему миру, стираются границы в общении людей с интеллектуальной средой. Информация в результате превратилась в товар, который легко копируется и может быть неоднократно потреблен различными людьми. Для большого числа наших современников информация стала предметом труда, а для развития цивилизации оказалась бесценным ресурсом1.

© Кудряшова Е.В., Ананченко М.Ю., Овсянкин П.Е., 2012

Любая организация нуждается в информации для того, чтобы прогнозировать возможные вызовы, предвидеть перемены и то, как на них отреагируют другие. В деятельности современного университета информация является не только одним из важнейших ресурсов развития, но и фактором успеха.

С момента своего появления университеты были и остаются важными центрами информации, лавинообразное нарастание и распространение которой в последние годы поставило закономерный вопрос о месте и роли университетской библиотеки, как в становлении профессионала, специалиста, так и в инновационном развитии вуза. Молодое поколение ищет и находит информацию в Интернете, где появляется все больше электронных, в том числе и учебных, изданий. Способна ли университетская библиотека предложить студентам - самому массовому своему читателю - актуальные информационные услуги?

Динамичное развитие информационнокоммуникационных технологий получения, обработки и распространения информации, доступ к которой в университетских кампусах осуществляется, как правило, через библиотеку, в том числе онлайн, изменило роль и место этого подразделения в информационном пространстве, как университета, так и всего сообщества: библиотека становится ключевым интеллектуальным центром, в котором аккумулируются и посредством которого распространяются научные и учебно-методические ресурсы, документы как на традиционных, так и на электронных носителях.

Использование современных информационных технологий формирования фондов, обслуживания пользователей, модернизация программно-аппаратных комплексов - актуальный тренд в развитии любых библиотек, и, тем более, университетских. Библиотеки университетов, оборудованные компьютерами, аудио- и видеоаппаратурой, предоставляют своим студентам и сотрудникам, вне зависимости от уровня их благосостояния (что важно в

условиях дифференциации материального благосостояния общества) выход в Интернет, онлайновый доступ к каталогам, к электронному, аудиовизуальному оборудованию.

Пока не у каждого студента есть компьютер с выходом в Интернет или возможность оплачивать трафик, электронный читальный зал научной библиотеки с автоматизированными рабочими местами, беспроводной безли-митной связью, наличием необходимых электронных учебных пособий в локальной сети, и возможностью получить квалифицированную консультацию библиотекаря - безусловный выход. Однако стремительное развитие информационных технологий, всеобщая компьютеризация и «айфонизация» в дальнейшем могут привести к тому, что вслед за публичными библиотеками опустеют и университетские, на смену печатной книге, традиционному набору учебников придет ридер с электронными документами для обучения. Отвечая на эти вызовы, библиотека университета должна реализовывать не только информационную, но и сервисную, коммуникационную, обучающую, социальную, культурно-просветительскую и воспитательную, научно-методическую функции, предоставлять широкий спектр услуг, быть как интеллектуальным, информационным центром, так и привлекательным местом для общения, культурного проведения досуга молодежи, воспитания личности. Реализация этих функций окажется невозможной при отсутствии современных комфортных для занятий и отдыха помещений.

В 2012 году Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова приступил к строительству нового здания научной библиотеки. В последние годы строительству библиотек в России уделяется большое внимание: в 2005 году введены в строй фундаментальная библиотека МГУ имени М.В. Ломоносова и библиотека Оренбургского госуниверситета, в 2008 году открылся Институт научной информации - фундаментальная библиотека Дальневосточного федерально-

го университета, а в 2010 году - библиотека Сибирского федерального университета. По Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, наряду с САФУ, будут возводить библиотеки университеты в Саратове, Ижевске, Иркутске, Кургане, Новочеркасске, Улан-Удэ2.

В новом здании библиотеки САФУ будут открыты: мультимедийные читальные залы; конференц-зал; региональный центр Президентской библиотеки; студии для прямой трансляции и записи лекций ученых, для организации видеоконференций; комфортные зоны для общения и отдыха студенческой молодежи, в т. ч. для подготовки к семинарским занятиям; мини-аудитории для групповых занятий вместимостью 5-10 чел.; мини-кабинеты для индивидуальной работы, позволяющие комфортно заниматься тем, кто предпочитает работать в одиночку; музыкальная гостиная и театральная студия; помещения для студенческих клубов; студия звукозаписи; детская библио-комната; библио-кафе. Такой набор на первый взгляд непривычных для библиотеки университета помещений не случаен. Еще до стадии проектирования здания были проанализированы современные тенденции в развитии библиотек ведущих университетов России и мира: превращение библиотеки в провайдера информационных услуг и позиционирование ее в качестве ключевого информационного центра, обеспечивающего лидерство вуза в локальном и мировом сообществе; территориально распределенный характер библиотечной системы и складывание библиотечных сетей; использование информационных, в т. ч. сетевых, технологий; преимущество в комплектовании отдается электронным ресурсам; автоматизация библиотечных процессов и оснащение библиотек современным программно-аппаратным комплексом; расширение открытости и доступности фондов; создание комфортных условий для работы читателей. Состоялась открытая дискуссия в Интернете о концепции развития библиотеки,

приоритетных направлениях ее деятельности во взаимосвязи с Программой развития САФУ на 2010-2020 годы.

В сентябре 2011 года был открыт электронный читальный зал - своего рода модель для апробирования технологических решений в новом здании научной библиотеки. Электронный читальный зал, основанный на современных достижениях науки и техники, выполнен в соответствии с международными стандартами и высокими требованиями, предъявляемыми в университете к организации, дизайну, обслуживанию пользователей. Это важный объект инновационной инфраструктуры университета, аккумулирующий различные информационные ресурсы и способствующий проведению научных и учебных исследований.

Уникальность электронного читального зала заключается в его многофункциональности: помещение используется для проведения видеолекций, видеоконференций, осуществления теле- и видеотрансляций; здесь есть возможность работы читателей с нетбуками и ноутбуками через организованную беспроводную сеть. В зале реализовано востребованное вузами технологическое решение по созданию «универсального рабочего места», с которого есть доступ как к ресурсам Президентской библиотеки, так и к локальной сети, и к интернету.

Библиотека современного университета ориентирована на читателя - пользователя электронных информационных ресурсов. Отсюда приоритет отдается комплектованию электронными документами. Поскольку библиотеки все активнее выполняют роль «электронного окна», открывающего пользователям выход в мир цифровой информации, а создание собственных сайтов - актуальная тенденция в развитии библиотек ведущих университетов России и мира, был создан новый информационный портал научной библиотеки САФУ -www.Hbrary.narfu.ru.

Сайты университетских библиотек выступают платформами для обеспечения единой

точки оперативного доступа к ресурсам электронных библиотек, каталогам, виртуальной справочной службе, к ресурсам удаленного доступа, и органично входят в информационные порталы университетов. Например, портал научной библиотеки Кембриджского университета содержит информацию о библиотеке (в т. ч. отчеты, проекты, фотоколлекции, характеристика проекта по описанию 4650 инкунабул, программа развития на 2011-2013 годы), часах работы («Plan your visit» - о режиме работы отдельных залов; ежедневник библиотеки -

о работе на предстоящую неделю), местах, где разрешается работать на лэптопах, зонах беспроводного пользования сетью для сотрудников и студентов (посредством ввода пароля), каталогах, электронных ресурсах, в т. ч. находящихся в открытом доступе3.

На информационном портале научной библиотеки САФУ размещен объединенный электронный каталог библиотек университета, виртуальные выставки, разделы виртуальной справочной службы; предусмотрена возможность перевода размещаемых материалов на английский (а в последующем и на другие языки).

В ответ на геополитические вызовы библиотекой университета создан специальный портал - «Арктик-фонд», на котором будут размещаться научные и образовательные ресурсы различных российских и международных организаций, посвященные исследованию Арктики. На портале вскоре появится краеведческий раздел, в котором (на английском и других языках) будут размещаться электронные издания работ исследователей Арктического региона.

Создание комфортных условий для работы пользователей - еще одна тенденция времени. Так, например, к услугам 20 тыс. студентов Оксфорда 29 читальных залов на 2 490 мест, а для быстрого доступа к информационным ресурсам создана специальная поисковая система SOLO (Search Service for Library Collections)4. В самое ближайшее время в Кембриджской уни-

верситетской библиотеке планируется обеспечить постоянный доступ пользователей к электронным ресурсам. «Электронная библиотека университета - в каждом ноутбуке в любое время и в любом месте» - о необходимости и возможности реализации такой задачи говорили как участники дискуссии по концепции развития библиотеки, состоявшейся весной 2011 года в САФУ, так и библиофорума, прошедшего в университете в октябре. В стратегии развития библиотеки Кембриджского университета справедливо отмечается, что организация библиотечного пространства, комфортные условия, удобное время работы имеют немаловажное значение для пользователя5. В библиотеках зарубежных университетов проектируются и создаются удобные для работы помещения для небольших групп, для пользователей с ноутбуками, для ученых. Например, в библиотеке Эдинбургского университета созданы различные по площади и интерьеру удобные зоны для занятий6.

С вводом нового здания научной библиотеки в САФУ не только будут созданы комфортные условия для работы читателей, но и произойдет расширение открытости и доступности библиотечных фондов; увеличится не только количество рабочих мест для пользователей, но и появятся комфортные помещения для работы небольших групп студентов, зал для преподавателей. Будут созданы музейные комнаты -кабинеты ученых-краеведов, с возможностью поработать с книгами из библиотеки ученого, посидеть за его рабочим столом, поработать на его компьютере.

Университетская библиотека - это прежде всего библиотека для молодежи, студентов как наиболее массовой категории пользователей. Отсюда складывается ее современный образ -«это культурный мультимолл, интеллектуальный гипермаркет, где добрососедствуют книги, диски, пластинки. Проводятся вечера, встречи, выставки. Но главное пространство отдано читателям - все удобно, рационально, современно, красиво»7. Именно такой видит-

ся библиотека современного университета, и эти идеи положены в основу подхода к планировке здания, его инженерного и аппаратно-программного комплекса, к разработке программы по подготовке и переподготовке персонала.

Начинается разработка проекта по формированию медиа-истории научной библиотеки. В качестве средств реализации проекта, наряду с порталом, на котором появится постоянная дискуссионная площадка - «Новое здание научной библиотеки», рассматриваются телевидение (передачи о роли информации, книги, библиотек в развитии личности профессионала) и газеты, включая официальное издание САФУ - «Арктический вектор», где будут публиковаться статьи о роли и месте библиотеки в жизни университета, студентов и профессорско-преподавательского состава. Кроме того, для привлечения внимания читателей региона

и исследователей из других регионов и из-за рубежа предполагается издание и переиздание работ краеведов.

Так, в деятельности библиотеки САФУ начинают переплетаться выявленные на стадии концептуализации векторы краеведческий и арктический, научный и образовательный, социальный и культурно-просветительский.

Лидерство университетов и их выпускников в своей основе имеет массу факторов, немаловажным среди которых является умение вовремя найти и переработать необходимую информацию. Библиотека современного университета, являясь ведущим информационным центром и предлагая широкий набор информационных услуг, способствует становлению лидеров-профессионалов, умеющих работать с источниками, определять актуальные вызовы, прогнозировать возможные флуктуации и выходить на аттракторы развития.

Примечания

1 Овсянкин П.Е. Социально-философские аспекты управления развитием организации: дис... канд. филос. наук. Архангельск, 2000. С. 114-116.

2 Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. URL: http://www.fcpro.ru/program/ capital-investment (дата обращения: 21.01.12).

3 Cambridge University Library. URL: http://www.lib.cam.ac.uk (дата обращения: 22.01.12 17.01).

4 University of Oxford. Libraries. URL: http://www.ox.ac.uk/research/libraries/index.html (дата обращения: 22.01.12).

5 Working Together: A Strategic Framework 2010-2013. Cambridge University. P. 7-8. URL: http://www.lib.cam. ac.uk/strategic_framework.pdf (дата обращения: 22.01.12).

6 Основная университетская библиотека Эдинбурга с 2006 года находится на реконструкции, которая должна завершиться к 2013 году. На сайте библиотеки отражена история реконструкции, размещены фотографии обновленных помещений. Среди этих помещений есть «стручки» с пуфами-горошинами (бобами). См.: The University of Edinburgh. Main Library Redevelopment Project. URL: http://www.ed.ac.uk/schools-departments/information-ser-vices/services/library-museum-gallery/using-library/mlrp (дата обращения: 22.01.12).

7 Филиппова Т. Шоу-стоппер: добро пожаловать в библиотеку! //Библиотечное дело. 2011. № 07 (145). С. 1.

Kudryashova Elena Vladimirovna

Rector of the Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov,

Ananchenko Marina Yuryevna Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov, Department of Library and Information Development, Ovsyankin Petr Evgenyevich Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov, Department of Library and Information Development

UNIVERSITY SCIENTIFIC LIBRARY:

ANSWERING THE CHALLENGES OF THE PRESENT

University scientific library is viewed as the key information center providing the university’s leadership both in the local and world communities and promoting formation of leaders - professionals. Topical trends in the development of university libraries are singled out.

Key words: information, scientific library, challenges of the present, leadership.

Контактная информация: Кудряшова Елена Владимировна e-mail: [email protected] Ананченко Ирина Юрьевна e-mail: [email protected] Овсянкин Петр Евгеньевич e-mail: [email protected]

Рецензент - Дрегало А.А., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой государственного, муниципального управления и менеджмента Института управления и регионологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.