Научная статья на тему 'НАТУРАЛЬНАЯ ТРУБА ЧИПЧИРГАН: ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭКСПЕДИЦИЙ 2023-2024 ГГ.)'

НАТУРАЛЬНАЯ ТРУБА ЧИПЧИРГАН: ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭКСПЕДИЦИЙ 2023-2024 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДМУРТЫ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / АЭРОФОНЫ / ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ НАХОДКИ / НАТУРАЛЬНАЯ ТРУБА ЧИПЧИРГАН / СОВРЕМЕННОЕ БЫТОВАНИЕ / ИЗГОТОВЛЕНИЕ / THE UDMURTS / MUSICAL INSTRUMENTS / AEROPHONES / EXPEDITION FINDS / NATURAL TRUMPET CHIPCHIRGAN / MODERN FUNCTIONING / MANUFACTURING

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Пчеловодова Ирина Вячеславовна, Байсарова Ольга Олеговна

В статье рассматривается традиционное и современное бытование одного из архаичных аэрофонов удмуртов чипчирган . Аналогов подобных музыкальных инструментов в мировом масштабе единицы. Его особое положение в музыкальном фольклоре подчеркивает уникальный способ звукоизвлечения втягивание воздуха в себя сквозь плотно сжатые губы исполнителя. Анализ опубликованных источников показал, что данный инструмент занимал важное место в традиционной культуре удмуртов. Об этом свидетельствует звукоподражательная природа исполняемых на чипчиргане наигрышей, в которых слышны подобия курлыкания лебедя с посвистом. Данный факт позволяет провести связь чипчиргана с одним из почитаемых тотемных первопредков удмуртов лебедем ( юсь ). Современные экспедиционные находки опровергли мнения исследователей об его исчезновении в естественной среде бытования. Благодаря активной деятельности краеведа Семена Николаевича Романова из д. Пуро-Можга Малопургинского района Удмуртской Республики, чипчирган получил шанс на возрождение. Уникальное звучание инструмента сегодня осваивают студенты Республиканского музыкального колледжа. Апофеозом реконструкции игры на этом инструменте является отчетное выступление студентов отделения хорового народного пения, которое состоялось в декабре 2023 г. Также чипчирган занял достойное место в концертной программе государственного экзамена О. О. Байсаровой в 2024 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURAL CHIPCHIRGAN PIPE: TRADITION AND MODERNITY (BASED ON THE MATERIALS OF THE EXPEDITIONS IN 2023-2024)

The article examines traditional and modern existence of one of the archaic aerophones of the Udmurts chipchirgan . There are few analogues of such musical instruments on a global scale. Its special position in musical folklore emphasizes the unique way of sound production drawing air into itself through the tightly compressed lips of the performer. An analysis of published sources showed that this instrument occupied an important place in the traditional culture of the Udmurts. This is evidenced by the onomatopoeic nature of the plays performed on the chipchirgan that sound similar to a swan’s purring. This fact allows us to link the chipchirgan with one of the revered totemic ancestors of the Udmurts the swan ( yus’ ). Modern expedition finds have refuted the opinions of researchers about its disappearance in the natural environment. Thanks to activity of the local historian Romanov Semyon Nikolaevich from the village of Puro-Mozhga of Malopurginsky district of the Udmurt Republic, chipchirgan received a second chance at revival. Nowadays, the unique sound of the instrument is being mastered by students of the Republican College of Music. The apotheosis of the reconstruction of playing this instrument is the report performance of students of the department of choral folk singing, which took place in December 2023. Chipchirgan also took a worthy place in the concert program of Olga Baysarova’s state exam in 2024.

Текст научной работы на тему «НАТУРАЛЬНАЯ ТРУБА ЧИПЧИРГАН: ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭКСПЕДИЦИЙ 2023-2024 ГГ.)»

КУЛЬТУРА. ИСКУССТВО

УДК 780.6(=511.131)

DOI: 10.62669/30342139.2024.2.20 И. В. Пчеловодова, О. О. Байсарова

НАТУРАЛЬНАЯ ТРУБА ЧИПЧИРГАН: ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭКСПЕДИЦИЙ 2023-2024 гг.)

В статье рассматривается традиционное и современное бытование одного из архаичных аэрофонов удмуртов -чипчирган. Аналогов подобных музыкальных инструментов в мировом масштабе единицы. Его особое положение в музыкальном фольклоре подчеркивает уникальный способ звукоизвлечения - втягивание воздуха в себя сквозь плотно сжатые губы исполнителя. Анализ опубликованных источников показал, что данный инструмент занимал важное место в традиционной культуре удмуртов. Об этом свидетельствует звукоподражательная природа исполняемых на чипчиргане наигрышей, в которых слышны подобия курлыкания лебедя с посвистом. Данный факт позволяет провести связь чипчиргана с одним из почитаемых тотемных первопредков удмуртов - лебедем (юсь). Современные экспедиционные находки опровергли мнения исследователей об его исчезновении в естественной среде бытования. Благодаря активной деятельности краеведа Семена Николаевича Романова из д. Пуро-Можга Малопургинского района Удмуртской Республики, чипчирган получил шанс на возрождение. Уникальное звучание инструмента сегодня осваивают студенты Республиканского музыкального колледжа. Апофеозом реконструкции игры на этом инструменте является отчетное выступление студентов отделения хорового народного пения, которое состоялось в декабре 2023 г. Также чипчирган занял достойное место в концертной программе государственного экзамена О. О. Байсаровой в 2024 г.

Ключевые слова: удмурты, музыкальные инструменты, аэрофоны, экспедиционные находки, натуральная труба чипчирган, современное бытование, изготовление

Инструментальная культура удмуртов, наряду с песенной, составляет неотъемлемую часть обрядовых церемоний и праздников. Вобрав в себя свежие веяния в процессе исторического развития, она наполнилась новыми качествами, при этом сохранив древние артефакты. Поиск последних всегда представляет собой увлекательное исследование, так как раскрывает следы прошлого в настоящем.

Именно этот аспект стал основополагающим в представленной статье. Предпосылкой для ее написания послужили экспедиционные материалы 2023-2024 гг. студентки Республиканского музыкального колледжа О. О. Байсаровой, собранные в д. Пуро-Можга Малопургинского района Удмуртской Республики (далее УР). В рамках проведен-

ных экспедиций ею был обнаружен один из архаичных и уникальных музыкальных инструментов удмуртов под названием чипчирган - натуральная продольная труба - традиция игры на котором, как и сам инструмент, до сих пор считались утерянными. В качестве вспомогательного сравнительного материала также были использованы сведения, хранящиеся в Научном архиве Удмуртского института истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра УрО РАН (далее НА УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН).

В свете новых экспедиционных данных появилась возможность представить особенности современного бытования, приемов игры и исполняемых наигрышей на чипчиргане в сопоставлении с тра-

диционным функционированием, базирующемся на древних мировоззренческих установках этноса. Последнее рассматривается на основе опубликованных научных работ.

Как отмечают этноорганологи, музыкальные инструменты делятся на два пласта - архаичный и поздний. Несомненный интерес для исследователя представляют первые, так как именно они раскрывают роль инструментов в культуре этноса, процессы эволюции и межэтнических взаимодействий. Согласно имеющимся данным, превалирующее большинство среди архаичных инструментов составляют аэрофоны (от греч. аег 'воздух' иропп 'звук').

Начало исследования музыкальных инструментов удмуртов и аэрофонов в частности заложено в статье советских музыковедов Е. В. Гиппиуса и З. В. Эвальд «К изучению музыкального и поэтического стиля удмуртской народной песни» [Гиппиус, Эвальд 1940, переизд. 1989]. Далее это направление развили А. Н. Голубкова [1978, 1989, 1992], А. М. Карпов [1989], С. Н. Кунгуров [1994, 2007], И. М. Нуриева [2004; Нуриева, Пчеловодова

2019], И. В. Пчеловодова [2009, 2010, 2016, 2017,

2020]. В своих работах перечисленные авторы определили круг аэрофонов, некогда бытовавших и/или бытующих сегодня в традиционной культуре удмуртов, проанализировали исторические связи, терминологические аспекты, приемы звукоизвлече-ния, жанровый состав инструментальных наигрышей; отдельное внимание уделено исполнителям на узьыгумы - продольной обертоновой флейте. Определяющими факторами выявления архаичности этой группы инструментов стало их использование в охоте и пастушестве, а также «орнитоморфная» звукоизобразительность исполняемых наигрышей. Значительным прорывом в изучении аэрофонов стали картографические исследования, которые показали степень их распространенности на территории УР [Пчеловодова 2012]. Последней крупной работой, связанной с изучением аэрофонов, является диссертация Е. А. Софроновой «Удмуртский музыкальный фольклор в коллекциях 1937-1941 годов Фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский Дом Российской академии наук)» [Софронова 2022]. Главный акцент автор сделал на сопоставлении архивных наигрышей по материалам экспедиционных материалов 1937 г. с целью их жанровой атрибуции. Таким образом, работы, специально посвященной изучению натуральной трубы чипчирган, на сегодняшний день

нет. В связи с этим актуально обращение к рассмотрению всех имеющихся к настоящему времени сведений о бытовании, приемах игры, наигрышах на данном инструменте в трудах исследователей.

В названии инструмента в первую очередь нашла отражение тембральная сторона звучания -чипсыны 'свистеть', 'разливаться трелью'. Другой основой обозначения инструмента стал материал, из которого он изготавливается, - чипчирган 'не-доспелка/какалия копьевидная'. В длину инструмент достигал 1-2 м, в некоторых описаниях есть информация об использовании берестяного раструба или коровьего рога на его нижнем конце [Кунгуров 1994: 14]. Однако в экспедиционной практике зафиксированные нами образцы не имели данного элемента. Во время игры чипчирган держат в приподнятом положении одной рукой или пальцами обеих рук, возможно, прямо перед собой. В полевых условиях народные музыканты продемонстрировали нам следующие ситуации: в первом случае инструмент находится в приподнято-горизонтальном положении (фото 1), в другом - направлен вниз перед исполнителем (фото 2). Согласно экспедиционным сведениям и опубликованным источникам, играли на инструменте сольно. Встречаются упоминания и об ансамблевом музицировании с подобным инструментом [Кунгуров 2007: 195].

Чипчирган, согласно систематике музыкальных инструментов Эриха фон Хорнбостеля и Курта Закса, относится к семейству труб, подгруппе натуральных труб. Его особенность - отсутствие мундштука, роль которого выполняют плотно сжатые губы исполнителя. При этом уникальным является редкий способ звукоизвлечения - не вдувание, а втягивание воздуха в себя, что требует особых физических усилий. Думается, этот аспект повлиял на исчезновение чипчиргана из игровой практики удмуртских исполнителей. Подтверждением этому выступают высказывания и самих музыкантов. Так, например, Евгений Андреевич Худяков (1934-2008, д. Новый Унтем Кезского района) именно этим объяснил свой отказ от игры на чупчурга (так он называл этот инструмент) [НА УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН, МК 182]. Е. В. Гиппиус и З. В. Эвальд, опираясь на экспедиционные материалы 1937 г., уже тогда заметили, что инструмент не имел массового распространения [Гиппиус, Эвальд 1989: 29].

Аналогичные инструменты в мировом масштабе имеют единичные образцы. Ближайшим

Фото 1. Худяков Евгений Андреевич, д. Новый Унтем Кезского района УР. Фото Пчеловодовой И. В., 2005 г.

Фото 2. Романов Семен Николаевич, д. Пуро-Можга Малопургинского района УР. Фото Байсаровой О. О., 2024 г.

родственником является подобная труба в коми традиции юсь п0лян - лебединая дудка [Чиста-лев 1984: 86-88]. Наличие близкого инструмента в культуре сибирского этноса удэ под названием кингулиа чикчи/киунки/кяунки [Шейкин 2002: 105] позволило А. Н. Голубковой выявить древние корни чипчиргана в удмуртской традиции [Голубкова 1989: 5].

Исследователи А. Н. Голубкова, А. М. Карпов и С. Н. Кунгуров определили чипчирган как охотничий и/или сигнальный инструмент. Последние исследования опровергают промысловое использование чипчиргана. Так называемая «охотничья природа» инструмента, по словам И. М. Нуриевой и И. В. Пчеловодовой, проявляется в ярко выраженной звукоподражательной природе [Нуриева, Пчеловодова 2019: 133]. Доказательством справедливости этого мнения является бытование аналогичного инструмента в коми традиции юсь п0лян - лебединая дудка, на которых исполнялись «импровизационные звукоподражательные голосу лебедя посвисты» [Чисталев 1984: 87]. В записанных в 1965 г. рекрутских и плясовых наигрышах на чипчиргане от Ивана Афанасьевича Шабалина (1901-?, д. Кильмовыр-Жикья Селтинского района УР) также слышны отзвуки подобия курлыкания лебедя с посвистом (записи хранятся в фондах ГТРК «Удмуртия»). В этом случае, по мнению этномузыковедов, могут иметь место «пережитки особого почитания некоторых зверей и птиц, считавшихся в культуре народа первопредками», среди которых, например, сохранилось и воршудно-родовое имя юсь - лебедь [Нуриева, Пчеловодова 2019: 133]. Информация об использовании чипчиргана «в различных обрядах и ритуалах» [Кунгуров 1994: 14] нами не нашла подтверждения.

Большую роль в воспроизведении наигрыша на чипчиргане играют обертона - дополнительные звуки к основному тону, возникающие во время его передувания. За счет этого диапазон достигает полторы октавы. Как отмечал С. Н. Кунгуров, «тембр инструмента варьировался от трубного горлового до журчаще-свистящего» [Кунгуров 2007: 195]. О способе звукоизвлечения ценную информацию оставили Е. В. Гиппиус и З. В. Эвальд, которые отметили «огромное мастерство виртуозного использования верхнего обертонового ряда чипчир-гана при аранжировке на нем песенных напевов. Тоны обертонового ряда, совпадающие с ладом песенного напева, исполнитель сохраняет, осталь-

ные же восполняют арпеджированными пассажами» [Гиппиус, Эвальд 1989: 29]. Совершенно точно отмеченное учеными использование звуков верхнего обертонового ряда является одним из ярких исполнительских приемов. Другим приемом можно назвать виртуозную технику нисходяще-восходящего движения шестнадцатыми и тридцать вторыми длительностями (по Е. В. Гиппиус и З. В. Эвальд ар-педжированные пассажи), триольность и форшлаги. Композиция наигрыша подчинена развертыванию песенной темы, ставшей основой для наигрыша (пример 1).

Все отмеченные исполнительские приемы наблюдаются в опубликованных и записанных наигрышах на чипчиргане от Ивана Афанасье-

вича Шабалина. В жанровом отношении один из них является рекрутской мелодией рекрут гур, второй представляет инструментальный вариант жалобного напева жож гур, три плясовых эктон гур и наигрыш, обозначенный термином гур - напев, мелодия. Последний представляет особый интерес. Медленный темп исполнения, форшлаги, триольное движение в пределах терции, высокая тесситура (регистр второй и третьей октав) создают яркую картину звукового образа лебедя (пример 2).

Разнообразие звукорядов, воспроизведенных на чипчиргане одним музыкантом, Е. А. Софронова верно объясняет «как конструктивными параметрами инструментов, которые, несомненно, каждый

Пример 1. Фрагмент плясового наигрыша на чипчиргане (фонды ГТРК «Удмуртия»)

Пример 2. Гур [Травина 1964: 216] Historical and Cultural Heritage

раз изготавливались заново, так и спецификой исполнительских приемов» [Софронова 2022: 124].

Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно сказать, что чипчирган в традиционной культуре удмуртов занимал важное место. Неоспоримым фактом этого является наличие в наигрышах звукоизобразительных комплексов, раскрывающих близость инструмента с миром птиц: пройдя путь от натурально имитируемых криков птиц как первопредков, в дальнейшем они абстрагировались от своего конкретного звукообраза и утратили магическое значение [Нуриева, Пчеловодова 2019: 133]. Опубликованные образцы исполняемых наигрышей наглядно доказывают это наличием нисходяще-восходящего движения шестнадцатыми и тридцать вторыми длительностями, триолями, форшлагами, высокой тесситурой звучания. Тембральная характеристика звучания чипчиргана, близкая к курылканию лебедя, и присутствие лебедя в воршудно-родовой системе удмуртов дают возможность предположить сакральное использование трубы. Все это говорит в пользу архаичности инструмента и его особого статуса в традиции этноса, сегодня, к сожалению, утерянного.

Чипчирган, согласно опубликованным сведениям, давно вышел из употребления. Зафиксировать его в живом бытовании не представляется возможным. Хотя попытки его реконструкции предпринимались этнологом, доктором исторических наук В. В. Напольских. В частности, им было сделано несколько инструментов, один из которых подарен фольклорно-этнографическому ансамблю «Чипчирган» Удмуртского государственного университета. Однако игру на нем участникам коллектива не удалось освоить. При этом сам В. В. Напольских весьма виртуозно владеет игрой на чипчиргане.

В свете вышеизложенного совершенно уникальной стала деятельность краеведа Семена Николаевича Романова (1952 г.р.), проживающего в д. Пуро-Можга Малопургинского района УР [ПМБ]. В 2015 г. он открыл личный музей под открытым небом, в котором представлена старинная утварь разных районов республики и некоторых областей России. Здесь же хранится изготовленный им музыкальный инструмент чипчирган. По его словам, этот инструмент он сделал сам, будучи подростком 12-14 лет, и играл на нем во время пастушества (фото 2). Инструмент делается из какалии копьевидной (в данной местности это растение называ-

ется узьыгумы), в период ее цветения, которое приходится на конец июня - начало июля. Сам Семен Николаевич предпочитает делать инструмент из свежесрезанного растения. По его словам, нижний конец чипчиргана можно украсить относительно твердым материалом (например, плотной бумагой или берестой) - «получается как фартук». Исполнитель также отметил: чем длиннее инструмент, тем звонче звук получается.

Особенности изготовления и звукоизвлечения, по словам музыканта, способствовали тому, что на чипчиргане играли только мальчики. Специальной школы обучения в деревне не было. Семен Николаевич не продемонстрировал определенных наигрышей, однако в его исполнении замечательно прозвучали свободные импровизации.

Новые экспедиционные материалы позволили возродить игру на чипчиргане. Впервые звучание инструмента состоялось в декабре 2023 г. на сцене концертного зала Республиканского музыкального колледжа (г. Ижевск) в рамках отчетного выступления студентов хорового народного пения. Это уникальное событие, к сожалению, осталось незамеченным, но, тем не менее, удивительное обер-тоновое звучание и «арпеджированные пассажи» (по словам Е. В. Гиппиуса и З. В. Эвальд) дали зрителям возможность услышать это в живом исполнении. Летом 2024 г. О. О. Байсарова, уроженка д. Пуро-Можга, включила игру на чипчиргане в свою концертную государственную программу. При этом она опровергла мифы только мужского исполнительства, так как сыграла импровизации сама (фото 3).

Весьма интересны наблюдения О. О. Байса-ровой относительно своего обучения и игры на трубе. Прежде чем попробовать извлечь звук на инструменте, необходимо провести специальные упражнения без инструмента: плотно сжать губы и издать «почмокивающий» звук, при этом должен издаваться некий свист. Только после этого начинать играть на чипчиргане. Для этого захватить кончик инструмента краешком губ и проделать то же упражнение с инструментом. Удобнее втягивать воздух уголками губ (слева или справа). Чем сильнее втягивать воздух, тем выше звук по высоте. Также на чипчиргане можно извлекать арпеджированные ходы. Они получаются автоматически, когда губы в конце вздоха немного расслабляются, от этого звук с верхних нот спускается поступенно вниз. Начинать исполнение удобнее с высоких нот (пример 3).

Фото 3. Байсарова О. О. играет на чипчиргане, сделанном Романовым Семеном Николаевичем. Фото Николаевой П., 2024 г.

Пример 3. Фрагмент импровизации собственного сочинения О. О. Байсаровой на тему «Танец лебедей»

Сегодня чипчирган претерпел значительные изменения как в области функционирования, так и в музыкально-исполнительском плане. В настоящее время встретить инструмент в его естественной среде бытования невозможно, поэтому

уникальной является деятельность С. Н. Романова и других энтузиастов, которым удалось сохранить феномен инструментальной традиции под названием чипчирган и передать способ игры на нем.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

НА УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН - Научный архив Удмуртского института истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук.

ПМБ - полевые материалы Байсаровой О. О.

Гиппиус, Эвальд 1940 - Гиппиус Е. В., Эваль З. В. К изучению музыкального и поэтического стиля удмуртской народной песни // Записки УдНИИ. Ижевск: Удмуртгосиздат, 1941. С. 61-88.

Гиппиус, Эвальд 1989 - Гиппиус Е. В., Эвальд З. В. К изучению музыкального и поэтического стиля удмуртской народной песни // Удмуртские народные песни: Тексты и исследования. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1989. 84 с. (Памятники культуры. Фольклорное наследие).

Голубкова 1978 - Голубкова А. Н. Музыкальная культура Советской Удмуртии (1917-1967). Ижевск: Удмуртия, 1978. 156 с.

Голубкова 1989 - Голубкова А. Н. К вопросу о ранних этапах формирования музыкальной культуры удмуртов // Истоки искусства Удмуртии. Ижевск: УИИЯЛ УрО АН СССР, 1989. С. 3-11.

Голубкова 1992 - Голубкова А. Н. Роль музыкальных инструментов и инструментальной музыки в духовной культуре удмуртов // Вестник Удмуртского университета. 1992. № 6. С. 63-69.

Карпов 1989 - Карпов А. М. Древние музыкальные инструменты (К этнографическому изучению) // Истоки искусства Удмуртии. Ижевск: УИИЯЛ УрО АН СССР, 1989. С.12-22.

Кунгуров 1994 - Кунгуров С. Н. Удмуртские традиционные музыкальные инструменты. Ижевск, 1994. 30 с.

Кунгуров 2007- Кунгуров С. Н. Удмуртские традиционные музыкальные инструменты // Ежегодник финно-угорских исследований '07. Ижевск: Удмуртский государственный университет; ERGO, 2008. С. 189-205.

Нуриева 2004 - Нуриева И. М. Песни завятских удмуртов. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004. 332 с. (Удмуртский фольклор).

Нуриева, Пчеловодова 2019 - Нуриева И. М., Пчеловодова И. В. Птичьи голоса лесного ландшафта Удмуртии в музыкальном фольклоре и инструментальных наигрышах // Звучащие ландшафты Арктики. Новосибирск: Наука, 2019. С. 121-139.

Пчеловодова 2009 - Пчеловодова И. В. Традиционные музыкальные инструменты в охотничьей и пастушеской практике удмуртов // Климент Васильевич Квитка и актуальные проблемы этномузыкологии. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. С. 297-306.

Пчеловодова 2010 - Пчеловодова И. В. Аэрофоны в системе традиционной инструментальной культуры удмуртов // Ежегодник финно-угорских исследований. 2010. Вып. 1. С. 95-108.

Пчеловодова 2012 - Пчеловодова И. В. Картографический метод исследования удмуртских аэрофонов (терминологический аспект) // Урало-алтайские исследования. 2012. № 2(7). С. 82-88.

Пчеловодова 2016 - Пчеловодова И. В. Жанровый состав удмуртской инструментальной музыки // Научный вестник Московской консерватории. 2016. № 4(27). С. 172-183.

Пчеловодова 2017 - Пчеловодова И. В. Удмуртские инструментальные наигрыши на орнитоморфную тему // Вестник угроведения. 2017. № 1 (28). С. 120-127.

Пчеловодова 2020 - Пчеловодова И. В. Узьыгумычи в удмуртской традиционной культуре: феномен исполнительской личности // Историко-культурное наследие. 2020. № 1(8). С. 120-126.

Софронова 2022 - Софронова Е. А. Удмуртский музыкальный фольклор в коллекциях 1937-1941 годов Фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский Дом Российской академии наук): Дис. ... канд. искусствоведения. СПб, 2022. 289 с.

Травина 1964 - Травина И. К. Удмуртские народные песни. Ижевск: Удмуртия, 1964. 228 с.

Чисталев 1984 - Чисталев П. И. Коми народные музыкальные инструменты. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1984. 104 с.

Шейкин 2002 - Шейкин Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование. М.: Вост. лит., 2002. 718 с.

REFERENCES

Nauchnyi arkhiv Udmurtskogo instituta istorii, yazyka i literatury Udmurtskogo federal'nogo issledovatel'sk-ogo tsentra Ural'skogo otdeleniya Rossiiskoi akademii nauk [Scientific Archive of the Udmurt Institute of History, Language and Literature of the Udmurt Federal Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences]. (in Russian)

Polevye materialy Baisarovoi O. O. [Fieldmaterials of Baysarova O. O.]. (in Russian)

Gippius E. V., Eval' Z. V. K izucheniyu muzykal'nogo i poeticheskogo stilya udmurtskoi narodnoi pesni [On the study of the musical and poetic style of the Udmurt folk song]. In: Zapiski UdNII [Notes of the Udmurt Research Institute]. Izhevsk: Udmurtgosizdat Publ., 1941. Pp. 61-88. (in Russian)

Gippius E. V., Eval' Z. V. K izucheniyu muzykal'nogo i poeticheskogo stilya udmurtskoi narodnoi pesni [On the study of the musical and poetic style of the Udmurt folk song]. In: Udmurtskie narodnye pesni: Teksty i issledovaniya [Udmurt Folk Songs: Lyrics and Research]. Izhevsk: UIIYaL UrO RAN Publ., 1989. 84 p. (Pamyatniki kul'tury. Fol'klornoe nasledie). (in Russian)

Golubkova A. N. Muzykal'naya kul'tura Sovetskoi Udmurtii (1917-1967) [Musical culture of Soviet Udmurtia (1917-1967)]. Izhevsk: Udmurtiya Publ., 1978. 156 p. (in Russian)

Golubkova A. N. K voprosu o rannikh etapakh formirovaniya muzykal'noi kul'tury udmurtov [On the issue of the early stages of the formation of Udmurts' the musical culture]. In: Istoki iskusstva Udmurtii [Origins of the art of Udmurtia]. Izhevsk: UIIYaL UrO AN SSSR Publ., 1989. Pp. 3-11. (in Russian)

Golubkova A. N. Rol' muzykal'nykh instrumentov i instrumental'noi muzyki v dukhovnoi kul'ture udmurtov [The role of musical instruments and instrumental music in the spiritual culture of the Udmurts]. In: Vestnik Udmurtskogo universiteta [Bulletin of the Udmurt University]. 1992. No 6. Pp. 63-69. (in Russian)

Karpov A. M. Drevnie muzykal'nye instrumenty (K etnograficheskomu izucheniyu) [Ancient musical instruments (Towards an ethnographic study)]. In: Istoki iskusstva Udmurtii [Origins of the art of Udmurtia]. Izhevsk: UIIYaL UrO AN SSSR Publ., 1989. Pp. 12-22. (in Russian)

Kungurov S. N. Udmurtskie traditsionnye muzykal'nye instrumenty [Udmurt traditional musical instruments]. Izhevsk, 1994. 30 p. (in Russian)

Kungurov S. N. Udmurtskie traditsionnye muzykal'nye instrumenty [Udmurt traditional musical instruments]. In: Ezhegodnik finno-ugorskikh issledovanii '07 [Yearbook of Finno-Ugric studies '07]. Izhevsk: Udmurtskii gosu-darstvennyi universitet; ERGO Publ., 2008. Pp. 189-205. (in Russian)

Nurieva I. M. Pesni zavyatskikh udmurtov [Songs of the Zavyatsky Udmurts]. Izhevsk: UIIYaL UrO RAN Publ., 2004. 332 p. (Udmurtskii fol'klor). (in Russian)

Nurieva I. M., Pchelovodova I. V. Ptich'i golosa lesnogo landshafta Udmurtii v muzykal'nom fol'klore i in-strumental'nykh naigryshakh [Bird voices of the forest landscape of Udmurtia in musical folklore and instrumental tunes]. In: Zvuchashchie landshafty Arktiki [Sounding landscapes of the Arctic]. Novosibirsk: Nauka Publ., 2019. Pp. 121-139. (in Russian)

Pchelovodova I. V. Traditsionnye muzykal'nye instrumenty v okhotnich'ei i pastusheskoi praktike udmurtov [Traditional musical instruments in the hunting and shepherding practices of the Udmurts]. In: Kliment Vasil'evich Kvitka i aktual'nye problemy etnomuzykologii [Kliment Vasilyevich Kvitka and current problems of ethnomusicology]. Moscow: Nauchno-izdatel'skii tsentr "Moskovskaya konservatoriya" Publ., 2009. Pp. 297-306. (in Russian)

Pchelovodova I. V. Aerofony v sisteme traditsionnoi instrumental'noi kul'tury udmurtov [Aerophones in the system of the Udmurts' traditional instrumental culture]. In: Ezhegodnik finno-ugorskikh issledovanii [Yearbook of Finno-Ugric studies]. 2010. Iss. 1. Pp. 95-108. (in Russian)

Pchelovodova I. V. Kartograficheskii metod issledovaniya udmurtskikh aerofonov (terminologicheskii aspekt) [Cartographic method of studying Udmurt aerophones (terminological aspect)]. In: Uralo-altaiskie issledovaniya [Ural-Altai studies]. 2012. No 2(7). Pp. 82-88. (in Russian)

Pchelovodova I. V. Zhanrovyi sostav udmurtskoi instrumental'noi muzyki [Genre composition of Udmurt instrumental music]. In: Nauchnyi vestnik Moskovskoi konservatorii [Journal of Moscow Conservatory]. 2016. No 4(27). Pp. 172-183. (in Russian)

Pchelovodova I. V. Udmurtskie instrumental'nye naigryshi na ornitomorfnuyu temu [Udmurt instrumental tunes on an ornithomorphic theme] In: Vestnik ugrovedeniya [Bulletin of Ugric Studies]. 2017. No 1(28). Pp. 120-127. (in Russian) Pchelovodova I. V. Uz'ygumychi v udmurtskoi traditsionnoi kul'ture: fenomen ispolnitel'skoi lichnosti [Uzygu-mychi in Udmurt traditional culture: the phenomenon of the performing personality]. In: Istoriko-kul'turnoe nasledie [Historical and cultural heritage]. 2020. No 1(8). Pp. 120-126. (in Russian)

Sofronova E. A. Udmurtskii muzykal'nyi fol'klor v kollektsiyakh 1937-1941 godov Fonogrammarkhiva Instituta russkoi literatury (Pushkinskii Dom Rossiiskoi akademii nauk): Dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Udmurt musical folklore in the 1937-1941 collections of the Phonogram Archive of the Institute of Russian Literature (Pushkin House of the Russian Academy of Sciences). PhD thesis]. St. Petersburg, 2022. 289 p. (in Russian)

Travina I. K. Udmurtskie narodnye pesni [Udmurtfolk songs]. Izhevsk: Udmurtiya Publ., 1964. 228 p. (in Russian) Chistalev P. I. Komi narodnye muzykal'nye instrumenty [Komi folk musical instruments]. Syktyvkar: Komi knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1984. 104 p. (in Russian)

Sheikin Yu. I. Istoriya muzykal'noi kul'tury narodov Sibiri: Sravnitel'no-istoricheskoe issledovanie [History of musical culture of the peoples of Siberia: Comparative historical research]. Mjscow: Vost. lit. Publ., 2002. 718 p. (in Russian)

I. V. Pchelovodova, O. O. Baysarova

NATURAL CHIPCHIRGAN PIPE: TRADITION AND MODERNITY (BASED ON THE MATERIALS OF THE EXPEDITIONS IN 2023-2024)

The article examines traditional and modern existence of one of the archaic aerophones of the Udmurts - chipchirgan. There are few analogues of such musical instruments on a global scale. Its special position in musical folklore emphasizes the unique way of sound production - drawing air into itself through the tightly compressed lips of the performer. An analysis of published sources showed that this instrument occupied an important place in the traditional culture of the Udmurts. This is evidenced by the onomatopoeic nature of the plays performed on the chipchirgan that sound similar to a swan's purring. This fact allows us to link the chipchirgan with one of the revered totemic ancestors of the Udmurts - the swan (yus'). Modern expedition finds have refuted the opinions of researchers about its disappearance in the natural environment. Thanks to activity of the local historian Romanov Semyon Nikolaevich from the village of Puro-Mozhga of Malopurginsky district of the Udmurt Republic, chipchirgan received a second chance at revival. Nowadays, the unique sound of the instrument is being mastered by students of the Republican College of Music. The apotheosis of the reconstruction of playing this instrument is the report performance of students of the department of choral folk singing, which took place in December 2023. Chipchirgan also took a worthy place in the concert program of Olga Baysarova's state exam in 2024.

Keywords: the Udmurts, musical instruments, aerophones, expedition finds, natural trumpet chipchirgan, modern functioning, manufacturing.

Пчеловодова Ирина Вячеславовна,

кандидат филологических наук, научный сотрудник,

Удмуртский институт истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН (Ижевск, Россия) orimush@mail.ru

Байсарова Ольга Олеговна,

студент,

Республиканский музыкальный колледж (Ижевск, Россия) olgabajsarova7201@gmail.com

Статья поступила в редакцию 14.06.2024

Pchelovodova Irina Vyacheslavovna,

Candidate of Sciences (Philology), Researcher,

Udmurt Institute of History, Language and Literature UdmFRC UB RAS (Izhevsk, Russia) orimush@mail.ru

Baysarova Olga Olegovna,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Student,

Republican College of Music (Izhevsk, Russia) olgabajsarova7201@gmail.com

Received 14.06.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.