Научная статья на тему 'НАЦИЗМ, ФАШИЗМ, НАЦИОНАЛИЗМ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНЯТИЙНЫМ ИСТОРИЧЕСКИМ КАТЕГОРИЯМ В ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ'

НАЦИЗМ, ФАШИЗМ, НАЦИОНАЛИЗМ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНЯТИЙНЫМ ИСТОРИЧЕСКИМ КАТЕГОРИЯМ В ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2124
842
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / ИСТОРИЯ / НАЦИЗМ / НАЦИОНАЛИЗМ / ФАШИЗМ / ПРЕПОДАВАНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН / SOCIAL POLICY OF THE STATE / HISTORY / NAZISM / NATIONALISM / FASCISM / TEACHING OF HUMANITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хутин Анатолий Федорович, Брянцева Марина Витальевна

В статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты социальной политики государства, понятийных категорий с позиции преподавания гуманитарных исторических дисциплин в вузе, показан негативизм нацизма, фашизма и национализма как неприемлемых общественно-политических явлений для развития цивилизованного общества, общественного социального строя. Это является актуальным не только в познавательном смысле, с точки зрения аналитики проблемы, что крайне важно, но необходимым с целью формирования исторической и генетической памяти народа, правильной оценки событий исторического прошлого и настоящего, анализа и прогнозирования ближайшего будущего, в части недопущения социальных и политических конфликтов в обществе, а также с целью повышения общего уровня подготовки кадров высшей квалификации по направлению «Педагогическое образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NAZISM, FASCISM, NATIONALISM: ANALYTICAL APPROACH TO CONCEPTUAL HISTORICAL CATEGORIES IN THE STUDY OF HUMANITARIAN DISCIPLINE

The article discusses some theoretical aspects of the social policy of the state, conceptual categories from the perspective of teaching humanitarian historical disciplines at the university, shows the negativity of Nazism, fascism and nationalism as unacceptable socio-political phenomena for the development of a civilized society, social structure, which is relevant not only in a cognitive sense, from the point of view of the analytics of the problem, which is extremely important, but necessary in order to form a historical and genetic memory of the people, a correct assessment of the events of the historical past and present, analysis and forecasting of the near future in terms of preventing social and political conflicts in society, as well as with the aim of increasing the general level of training of highly qualified personnel in the direction “Pedagogical Education”.

Текст научной работы на тему «НАЦИЗМ, ФАШИЗМ, НАЦИОНАЛИЗМ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНЯТИЙНЫМ ИСТОРИЧЕСКИМ КАТЕГОРИЯМ В ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ»

► 75 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

УДК 378 ББК 74.48

DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-66-76

НАЦИЗМ, ФАШИЗМ, НАЦИОНАЛИЗМ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНЯТИЙНЫМ ИСТОРИЧЕСКИМ КАТЕГОРИЯМ В ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ

NAZISM, FASCISM, NATIONALISM: ANALYTICAL APPROACH TO CONCEPTUAL HISTORICAL CATEGORIES IN THE STUDY OF HUMANITARIAN DISCIPLINE

Хутин Анатолий Федорович

Заместитель начальника отдела Аналитического Управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, профессор Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского, доктор исторических наук, профессор E-mail: agent-007-001@mail.ru

Брянцева Марина Витальевна

Доцент кафедры начального образования Московского государственного областного университета, профессор Академии военных наук Российской Федерации, профессор Российской академии естествознания, кандидат исторических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования

E-mail: mv.bryantseva@mgou.ru

Hutin Anatoly F.

Deputy Head of the Analytical Department of the Central Office of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, Professor at K.G. Razumovsky Moscow State University of technologies and management (the First Cossack University), ScD in History, Professor E-mail: agent-007-001@mail.ru

Bryantseva Marina V.

Assistant Professor at the Primary Education Department of Moscow Region State University; Professor at the Academy of Military Sciences of the Russian Federation; Professor at the Russian Academy of Natural Sciences; PhD in History, Associate Professor, Corresponding Member of the International Academy of Pedagogical Education Sciences E-mail: mv.bryantseva@mgou.ru

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Хутин А. Ф., Брянцева М. В., 2020

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты социальной политики государства, понятийных категорий с позиции преподавания гуманитарных исторических дисциплин в вузе, показан негативизм нацизма, фашизма и национализма как неприемлемых общественно-политических явлений для развития цивилизованного общества, общественного социального строя. Это является актуальным не только в познавательном смысле, с точки зрения аналитики проблемы, что крайне важно, но необходимым с целью формирования исторической и генетической памяти народа, правильной оценки событий исторического прошлого и настоящего, анализа и прогнозирования ближайшего будущего, в части недопущения социальных и политических конфликтов в обществе, а также с целью повышения общего уровня подготовки кадров высшей квалификации по направлению «Педагогическое образование».

Ключевые слова: социальная политика государства, история, нацизм, национализм, фашизм, преподавание гуманитарных дисциплин.

Правильно и осознанно воспринимать действительность и быть теоретиком - тождество и дилемма одновременно. Относительно истории - это вдвойне актуально. Слишком дорого нам обходятся ошибки прошлого, которые ни в коем случае нельзя повторить.

Выбор темы исследования проблемы в статье не случаен. Так, убеждает высказывание яркого философа и социолога современности И. М. Ильинского, укрепившего мнение о роли молодежи, ее политической и исторической грамотности, ее предначертании в развитии страны и социума: «Ведь молодежь - это живое время, это будущее, с которым мы можем разговаривать, общаться и влиять на его образ» [1]. Именно молодежь должна стать той новой, неординарной и прогрессивной силой, способной к развитию и укреплению нашей страны, ориентированной на ее стабильность и благополучие: она в дальнейшем займет ключевые посты в управлении страной и обществом [2, с. 205].

Все это невозможно без знания гуманитарных наук, истории, без четкого умения трактовать, оперировать информацией, понятиями и терминами, правильно сочетать исторические знания с политическими решениями, как во внешней, так во внутренней

Abstract. The article discusses some theoretical aspects of the social policy of the state, conceptual categories from the perspective of teaching humanitarian historical disciplines at the university, shows the negativity of Nazism, fascism and nationalism as unacceptable socio-political phenomena for the development of a civilized society, social structure, which is relevant not only in a cognitive sense, from the point of view of the analytics of the problem, which is extremely important, but necessary in order to form a historical and genetic memory of the people, a correct assessment of the events of the historical past and present, analysis and forecasting of the near future in terms of preventing social and political conflicts in society, as well as with the aim of increasing the general level of training of highly qualified personnel in the direction "Pedagogical Education".

Keywords: social policy of the state, history, Nazism, nationalism, fascism, teaching of humanities.

политике [3, с. 390]. Президент РФ В. В. Путин ясно дал понять, что недопустимы любые попытки извращения истории в угоду чьих-либо геополитических, экономических и других интересов и необходимо противодействие этим спекуляциям с помощью серьезных научных работ по истории.

Рассматривая основные аспекты науки, хотелось бы представить наше видение данной проблемы, например, показать негативизм нацизма, фашизма и национализма как неприемлемых явлений для цивилизованного общества и тем более общественно-политического строя.

Вопрос о том, был ли фашизм более радикальной формой национализма, изучен и рассмотрен в процессе изучения истории и как явление осужден во всем мире. Изучение истории - увлекательный и познавательный процесс, дающий знание положительных и отрицательных моментов в развитии цивилизаций, духовное и рациональное обогащение, память и уважение к людям, внесшим свой вклад в развитие цивилизации, приобретение исторической и генетической памяти, обретение нравственных ориентиров, формирование самосознания и мировоззрения.

В то же время история ограждает от проб и ошибок, от необдуманных деяний и поступков. Величайший русский историк В. О. Ключевский высказался о прошедших исторических событиях как об уроках будущим поколениям по исправлению совершаемых ошибок, их устранению и совершенствованию во всех отраслях жизни людей. Иносказательно говоря, не все блага в нашей жизни и не все беды тянутся из прошлого. Ученый утверждал, что для достижения благополучия следует исправлять допущенные ошибки и, конечно же, их не повторять.

Терминология понятия «фашизм» [4] у абсолютного большинства связана исключительно с А. Гитлером и Германией. Ранее могли наблюдать, как несовершеннолетние дети, играя в войну, условно разделялись при этом на «наших» и «фашистов», причем деление было неравномерным, «нашими» хотели быть все, а фашистами с детской непосредственностью фактически назначались более слабые, младшие, в реальности аутсайдеры и изгои. Именно в раннем детстве, благодаря сообразительности и генной памяти, еще сознательно не осознавая ужаса этого явления, ребенок навсегда запоминает: фашизм - это плохо.

Тематика фашизма, нацизма и национализма достаточно обширно изучена как советскими, российскими, так и зарубежными исследователями. К. С. Гаджиев [5], К. А. Михайлов, А. А. Галкин [6], В. Соловьв, В. В. Полищук [7], И. В. Мазуров [8; 9], Эрнст Ноль-те, Стенли Пейн, Хуан Линц, Роджер Гриффин, Андреас Умланд, Роберт Пакстон, Джон Лукач, Вильгельм Райх на основании своих исследований обоснованно считали, что основами фашизма является антимарксизм и антикоммунизм, антилиберализм и антиконсерватизм, вождизм, лидерство и партийность, мистицизм и милитаризм, насилие, политика расовой нетерпимости, поддерживаемая государственным аппаратом внушения и пропаганды, скрывающим истинные ценности от своего народа и мировой общественности, и другие негативные направления, такие как фашизм, экстремизм, крайний национализм -в рамках тенденций, официально не касающихся руководства и элиты общества.

Необходимо отметить, что фашизм - изобретение далеко не Германии, где пошли в своих нечеловеческих и противоестественных проявлениях еще дальше, пропагандируя и внедряя в жизнь еще более ужасную идеологию, такую как нацизм [10]. Фашизм как явление

и идеология зародился в Италии, в прекрасной стране на берегах Средиземного моря. Нельзя сказать, что фашизм возник сразу и ниоткуда. Предпосылки его идеологии исследователи относят к 80-м гг. XIX в. как идеологическое противодействие материализму и демократии, с элементами искажения логики и здравого смысла, взяв за основу и умело подтасовав теорию Ч. Дарвина, эстетические взгляды Р. Вагнера, философию Ф. Ницше, Ф. М. Достоевского и рассматривая сущность человека в рамках непрерывной борьбы за жизнь. Так, Г. Моска в труде «Правящий класс» высказал идею, что при любом государственном устройстве «организованное меньшинство» доминирует и властвует над «неорганизованным большинством» и что есть только два класса в обществе: управляющих (организованного меньшинства) и управляемых (неорганизованного меньшинства). Организованный характер меньшинства делает его привлекательным для любого человека в неорганизованном большинстве [11].

Другой националист и ортодоксальный сторонник монархии Ш. Моррас подошел к фашизму с точки зрения вождизма, на примере сильного монарха в сочетании с единением нации и владетельного сеньора. Он писал: «.. .могущественный монарх является идеальным лидером нации, могущественный монарх - это персонифицированный властитель, который может использовать свой авторитет для объединения людей внутри страны» [12].

Синдикалист Ж. Сорель утверждал, что просто необходимо узаконить политического насилие. В своей работе «Размышления о насилии» он отмечает, что в обществе формируется новое политическое течение - протофашизм. Далее в монографии «Иллюзии прогресса» Ж. Сорель продолжает свою мысль и резко подвергает критике демократию, декларируя новый термин как «демократия аристократизма» [13; 14].

Б. Кроче стремился к новой идеологии, утверждая, что «социализм умер» из-за «разложения марксизма» [15]. Философ и прогрессивный деятель своего времени Ш. Моррас соединил националистические идеалы с синдикализмом, как противовес демократическим течениям общества, утверждая, что обществу необходим социализм без демократических наслоений, в своем чистом виде.

Симбиоз национализма и синдикализма нашел свое отражение в теории Э. Кор-радини, который красной нитью обозначил новое течение национал-синдикалистов, где главенство предполагалось аристократии и противникам демократии, сочетая власть и решимость к радикальным деяниям, настойчиво утверждая мысль о том, что народ Италии по своей пролетарской сути чужд режимам Англии и Франции и имеет свой исторический путь развития.

В идеологию формирования фашизма как явления существенный вклад внесли М. Саркисянц, шотландец Т. Карлейль, которые уверенно доказывали, что фашизм возник не на немецкой земле, что это не изобретение Германии, что якобы первоисточником являлся сам Т. Карлейль, идеи которого затем были совершенствованы Х. Чемберленом.

Одним из существенных фактов зарождения и становления партий фашистских организаций и движений послужил системный мировой кризис: экономический, политический, социальный, духовный, исход, результат расстановки политических сил после Первой мировой войны. Как отмечает В. Соловей, «вторая фашистская волна в западноевропейских странах связана с мировым экономическим кризисом 1929-1933 годов и приходом нацистов к власти в Германии» [16, с. 214].

Фашистские движения были милитаристскими и использовали в своем становлении своеобразные формы и методы, необычные для того времени: массовые марши с факельными шествиями, подчеркивание мужского и юношеского начала, неприятие религии, явное насилие.

Природа у фашизма и нацизма одна, но есть и определенные различия. Необходимо рассмотреть эти явления отдельно, сравнить и сопоставить их смысл и содержание. Фашизм - действительно, крайняя радикальная форма национализма. Его смело можно характеризовать как социальное заболевание общества или отдельных социальных групп. Фашизм - это явная диктатура ультраправых слоев финансового капитала. Фашизм - чудовищная идеология под властью и управлением денег и бесчинств. Это организация травли и уничтожения не только прогрессивной части населения, но и самого народа. Фашизм во внешней политике - это великодержавный шовинизм в самой отвратительной форме, пропагандирующий и внедряющий звериную ненависть одного народа против других [17].

Следует отметить, что характерным признаком для государств с идеологией и формой правления фашизма было усиление командно-административной формы участия правящей партии в экономике страны, социальной жизни всего общества, что проявлялось в корпорати-визации этих государств, создании повсюду на местах военизированных организаций, жесточайшем подавлении инакомыслия среди населения, милитаризации стран, захватнической внешней политике, жестком диктате внутри страны. Фашистские партии и организации сугубо националистичны, ориентированы на историю страны, которую часто необоснованно превозносят: фашистские движения экономически и политически более слабых государств вынуждены считаться с более сильными соседями и ориентироваться на их интересы. Все фашистские движения и партии явно боролись со своими оппонентами, зачастую их целями были отдельные личности или социальные группы, отдельные нации и народы. Фашизм в 1920-1940-х гг. являлся государственных устройством, имевшим место в ряде европейских стран и просуществовавшим до победы антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне.

В гуманитарной исторической науке четко выделяется итальянский фашизм, германский национал-социализм, а также ряд стран со схожими моделями политических режимов и идеологических направлений. Влияние итальянского фашизма и германского национал-социализма на другие политические движения повлекло за собой создание аналогичных режимов. Образование фашистских партий и движений снежным комом прокатилось по миру: «Легион архангела Михаила», «Железная гвардия» в Румынии, ин-тегралим в Бразилии, ОУН на Западной Украине, усташи и «правая партия» в Хорватии, австрофашизм и парафашизм в Австрии (Отечество Дольфуса-Шушнига) и Японии (Ассоциация помощи трону) [18].

Это также фалангизм в Испании - «Первые фашистские группы», организация испанской контрреволюции, возникновение которой связано с установлением там республики; в числе предшественников можно назвать группы отдельно взятых публицистов, журналистов крайне националистического толка, проявлявших откровенный интерес к теории и практике германского и итальянского фашизма (Рамиро Ледесма Рамос) [19, с. 156].

Не обошло фашистское движение и наших соотечественников. Именно 1930-1940-е гг. пришлись на формирование русского национализма в Харбине, где русские иммигранты

поддержали фашизм в Италии, его идеи относительно антикоммунизма и антисемитизма. Данное явление было распространено в среде белоэмигрантского движения в Германии, Китае и Соединенных Штатах Америки: всевозможные союзы русских фашистов и фашисток, детские русские фашистские союзы, в сочетании с черносотенными и монархическими взглядами были весьма популярны. Такая идеология формировалась в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Эстонии, Латвии, здесь во главе государств встали ультраправые режимы, в той или иной степени близкие по своей идеологии и проводимой политике к фашистским.

В Италии фашизм как массовое тоталитарное диктаторское реакционное движение господствовал в 1920-1940-х гг. под руководством Беннито Муссолини, который начал свою политическую карьеру депутатом парламента, узурпировал власть и при фактическом самоустранении короля от управления страной самодержавно властвовал в государстве, заменив органы государственного управления на партийный аппарат «Союза борьбы», проводя политику антибольшевизма, национализма, внешних экспансий, подавления инакомыслия, проводя репрессии, пропаганду фашизма [19, с. 112]. Пропаганда фашизма ежедневно вела борьбу за умы и сердца итальянцев, внушая им мысль, что этот режим полностью утвердился, реформировав сущность целой нации.

В Германии нацизм, или национал-социализм, победил на выборах 1933 г. и стал официальной идеологией страны во главе с А. Гитлером. Национализм выделял верность и преданность своей нации и фюреру, самостийность, труд ради своего народа, возвышение нации, ее избранность и превосходство, вождизм, борьбу со стоящими на других политических платформах лидерами, террор и жесточайший, неприкрытый тоталитаризм. 30 января 1933 г. - зловещая дата не только в истории немецкого народа, но и в истории Европы, в истории всего человечества: крупные монополии в сговоре с верхушкой военщины и юнкерства призвали в тот день национал-социалистов к власти в Германии [20], в результате чего в центре европейского континента был создан кровавый фашистский режим [6, с. 138].

Национал-социализм - одна из разновидностей фашизма. Нацисты ловко применили внешние и внутренние элементы фашизма, приветствие или римский салют, штандарты с орлами, факельные шествия, антисемитизм, национализм, вождизм, ненависть и презрение к парламентской системе. А. Гитлер постоянно отмечал роль итальянского фашизма в организации нацизма. Основу нацизма составили догматы фашизма и идеи национал-социализма. Вместе с тем фашизм и нацизм различались в части национальных и расовых вопросов, которые нацисты решали, убивая «неполноценные», с их точки зрения, народы. Фашисты изначально были расистами и антисемитами. Муссолини занимал более лояльную позицию и допускал в национальном вопросе ограничение в правах для других народов.

В итоге можно констатировать факт, что нацизм как идеология есть стремление возвыситься одной нации над другой в формировании исключительно национального государства, что мы наблюдаем в Германии в 1930-1940-е гг., что явилось первым шагом к реализации преступной античеловечной идеологии, принесшей много горя и бед людям. Фашизм как политическое движение и схожий с ним нацизм являются производными от такого обширного понятия, как «национализм» [21].

Общепринятое определение «национализма» как идеологии, течения озвучивает положения о важности и главенствующей роли нации как единственной структуре

объединения всего общества, всего государства. Тем не менее это утверждение включает в себя достаточное количество оттенков значения, причем зачастую диаметрально противоположных, эти нюансы порой сильно различаются по содержанию, смыслу, значению, композиционному построению.

Национализм в политике призван защищать интересы национального сообщества, социума при взаимодействии с правящей властью в государстве ради интересов своей нации, применяя при этом различные способы и методы, как мирным договорным путем, так и при необходимости вооруженным противостоянием [22]. При этом культурные, этнические характеристики населения, которое становится объектом соперничества различных национальных партий и их активистов, существенно влияют на различные применяемые концепции и ход настоящей политической борьбы [23, с. 124], в части защиты жизненных интересов нации, исторических территорий проживания, природных и полезных ресурсов и духовного, нравственного наследия. Здесь национализм сродни патриотизму. Здесь нет различий в классах и слоях социума. В сравнении с ситуацией необходимо отметить несколько видов национальных движений.

На первое место, на наш взгляд, следует отнести так называемый гражданский национализм, в основу которого заложен принцип законности государства и активной непосредственной роли граждан в управлении [24, с. 169]. Именно в таком государстве с принципами гражданского национализма государство представляет интересы нации. Здесь основными моментами является плебисцит в различных формах и проявлениях: выборы, референдумы, опросы, общественные дискуссии. Здесь приоритетным является добровольная принадлежность индивидуума и личности к нации, гражданству, личный выбор. Единство и равенство гражданского и правового статуса, непосредственное участие в политической жизни, востребованность политических ценностей, отношение к национальной культуре, соответственно, нация должна состоять из людей, желающих жить на единой территории.

В то же время национализм гражданский можно разделить на категории, такие, как государственный национализм, где люди подчинены интересам укрепления государства без широкого признания этнической автономии, и национализм либеральный, который принимает нормы, что интересы родных, близких, людей одной нации все же дороже, но не признает положения жить за счет других.

К следующему типу можно отнести этнический национализм, который предполагает явное развитие этноса и где-то разнится с гражданским национализмом. По мнению А. И. Миллера, «националистами мы будем называть всех, кто участвует в националистическом дискурсе, то есть принимает и стремится так или иначе интерпретировать категории национальных интересов и нации, как символические ценности» [23, с. 132]. Приоритет здесь делается на объединение по принципу общности истории, культуры, языка, религии, традиций, общего наследия, происхождения, единства народа. Подчеркивается роль государства в защите нации и в ее развитии.

В понятии примордиальный этнический национализм заложен принцип самоизоляции и недопущения ассимиляции с другими нациями и народами, чтобы не портить кровь, генную структуру смешением наций.

Наконец, подходя к логическому завершению характеристики национализма, обращаю внимание на крайний национализм. Именно для этой формы характерен и присущ

фашизм, нацизм, тоталитаризм, экстремизм. Именно этот вид путем преобразований и лег в основу ультраправых течений, партий и движений, многие из которых обрели государственность, диктатуру [25], так как он причастен к необратимым политическим последствиям, ужасным внутренним и межгосударственным катастрофам. Не случайно практически все государства мира в своей политике официально определили крайний национализм опаснейшим явлением. В нашей стране за признаки преступления, предусмотренного с действиями соответствующих статей в правовом поле крайнего национализма, существует уголовная ответственность.

К этому же виду относится и радикальный государственный национализм как прямой путь к фашизму и нацизму. Также к этим видам можно отнести и экспансионистский национализм как одну из форм межгосударственной и международной агрессии, форму проявления своей политики с позиции силового решения вопроса. В его фундаменте заложена агрессия и отсутствие общечеловеческих норм поведения, извращенная психология и шовинизм [26].

Нельзя не отметить тот факт, что часть этнических националистов переходят грань данного определения и стремятся уверовать в национальное и религиозное превосходство над другими нациями, что является недопустимым и преступным. Международные правовые документы четко и достаточно понятно осудили и запретили своими нормами идеи расовой дискриминации, этнического превосходства и других преступных проявлений в этом направлении [3].

В ходе исследования нами были проанализированы основные моменты, связанные с историей зарождения фашизма как губительного и отвратительного по своей природе явления, проведен анализ форм и видов национализма. Как это ни парадоксально, но фашизм и национализм имеют схожий характер и отличия, что для обывателя практически неразличимо без глубокого исторического анализа и подробного изучения этой темы.

Решение вопросов исторической грамотности, исторического анализа требуют непосредственного решения, особенно это важно для подрастающего поколения и молодежи. Незнание уроков истории, поверхностное отношение к политической жизни страны, примыкание детей и подростков к различным популистским течениям и лжелидерам могут негативным образом отразиться на их жизни.

Необходимо заметить, как правило, все политические партии и их лидеры априори вынуждены вступать в политическую и идеологическую борьбу за право утверждения в обществе своей концепции и ее интерпретации ключевого для современного политического дискурса символа нации, государства, становясь при этом участниками националистического дискурса. По своей ли воле, либо не подозревая об этом, они вынужденно борются за идеологический и мобилизационный ресурс, который представляет собой будущее любой страны - детей, подростков, молодежь, чтобы достичь с его помощью тех или иных «либеральных или социалистических, авторитарных или демократических целей» [23, с. 124-132], навязывающих в том числе нередко сомнительную идеологию. Это может привести, в свою очередь, к губительным последствиям для этих детей, подростков, молодежи, общества и страны в целом. Знание актуально не только в познавательном смысле, что также крайне важно, но необходимо для формирования исторической и генетической

памяти, правильной оценки событий прошлого и настоящего, анализа ближайшего будущего, в части недопущения социальных и политических конфликтов.

Подводя итоги, хочется отметить, что нельзя рассуждать и судить о национализме как об однородном явлении: многие исследователи данного вопроса четко отмечали, что национализму присущи две позиции: позитивная - этнокультурная и негативная - воинствующая, пренебрегающая нормами морали и общечеловеческими ценностями. Из этого можно сделать заключение: национализм дуалистичен. В первом случае он созидателен и образовывает, цементирует нацию, народ, страну, во втором же, наоборот, является бедствием в локальном или мировом масштабе. Исходя из изложенного, фашизм - наиболее радикальная форма национализма, крайне правого, экспансивного с ультраправой идеологией.

Список литературы

1. Ильинский И. М. Молодежь как будущее России в категориях войны. М.: Наука, 2009.

2. Брянцева М. В. Особенности современной межкультурной коммуникации в системе социолингвистических и культуроцентрических моделей обучения при реализации ФГОС ВПО третьего поколения // Актуальные проблемы филологического образования: наука - вуз - школа. Пенза, 2010. С. 201-206.

3. Третьяков А. Л. Информационная компетентность как образовательный феномен // Язык и актуальные проблемы образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 31 января 2018 г. М., 2018. С. 389-392.

4. Большая энциклопедия. Фашизм и антифашизм. М.: Терра, 2008. 672 с.

5. Гаджиев К. С. Фашизм // Новая философская энциклопедия. 2-е изд., испр. и доп. М.: Мысль, 2010.

6. Галкин А. А. Германский фашизм. Л.: Наука, 1989.

7. Полищук В. В. Правовая и политическая оценка ОУН И УПА // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2006. Т. 2, № 3. С. 25-63.

8. Мазуров И. В. Фашизм как форма тоталитаризма // Общественные науки и современность. 1993. № 5. С. 39-52.

9. Мазуров И. В. Японский фашизм. М.: Наука, 1996.

10. Бланк А. С. Из истории раннего фашизма в Германии. Л.: Мысль, 2010. 208 с.

11. Моска Г. Правящий класс. Церкви, партии, секты / пер. с англ. и примеч. Т. Н. Сам-соновой // Социологические исследования. 1994. № 10. С. 187-198; № 12. С. 97-117.

12. Моррас Ш. Фрагменты. Об Англии, Германии, Франции и монархии / в пер. А. М. Иванова. М.: Тотенбург, 2018. 218 с.

13. Сорель Ж. Размышления о насилии. М.: Ленанд, 2018. 168 с.

14. Сорель Ж. Иллюзия прогресса. Париж, 1908. 107 с.

15. Кроче Б. Антология сочинений по философии / в пер. С. Мальцевой. СПб.: Пнев-ма, 1999. 480 с.

16. Соловей В. Фашизм в России: концептуальные подходы // Демократия и фашизм. М., 1995. С. 45-54.

17. Рахшмир П. Ю. Происхождение фашизма. М.: Наука, 1981. 214 с. (История и современность).

18. Крайне правые партии и организации современной Европы: учебник для вузов / отв. ред. И. Н. Барыгин. СПб.: Петрополис, 2011. 403 с.

19. Филатов Г. История фашизма в Западной Европе. Л.: Наука, 1978. 616 с.

20. Кондакова Н. И. Идеологическая победа над фашизмом. 1941-1945 гг. М.: Политиздат, 1982. 175 с.

21. Горшкова Г. Н. История фашизма в Западной Европе. Л.: Наука, 1978. 616 с.

22. Малинова О. Ю. Проблемы национальной идентичности и национальных прав в либеральной политической теории // Политическая наука. Национализм. Новейшие исследования. М.: ИНИОН РАН, 2002. С. 74-99.

23. Миллер А. И. Национализм как фактор развития // Общественные науки и современность. 1992. № 1. С. 124-132.

24. Хутин А. Ф. Патриотизм как феномен общественного сознания // Интеллект XXI века: сб. материалов науч.-практ. конф. и проф. конкурсов. Избранное / под. ред. А. Ф. Хутина, Л. А. Трусовой. М., 2015. С. 168-172.

25. Устрялов Н. Италия - колыбель фашизма. М.: Эксмо, 2012. 240 с.

26. Малахов B. C. Национализм как политическая идеология. М.: КДУ, 2005.

27. Теория политики: учеб. пособие: в 3 ч. / авт.-сост. Н. А. Баранов, Г. А. Пикалов. СПб.: Изд-во БГТУ, 2003. Лекция 11: Авторитарный режим.

References

1. Ilyinskiy I. M. Molodezh kak budushchee Rossii v kategoriyakh voyny. M.: Nauka, 2009.

2. Bryantseva M. V. Osobennosti sovremennoy mezhkulturnoy kommunikatsii v sisteme sotsiolingvisticheskikh i kulturotsentricheskikh modeley obucheniya pri re-alizatsii FGOS VPO tretyego pokoleniya. In: Aktualnye problemy filologicheskogo obrazovaniya: nauka - vuz - shkola. Penza, 2010. Pp. 201-206.

3. Tretyakov A. L. Informatsionnaya kompetentnost kak obrazovatelnyy fenomen. In: Yazyk i aktualnye problemy obrazovaniya. Proceedings of International scientific-practical conference, Moscow, 31.01.2018. Moscow, 2018. Pp. 389-392.

4. Bolshaya entsiklopediya. Fashizm i antifashizm. Moscow: Terra, 2008. 672 c.

5. Gadzhiev K. S. Fashizm. In: Novaya filosofskaya entsiklopediya. Moscow: Mysl, 2010.

6. Galkin A. A. Germanskiy fashizm. Leningrad: Nauka, 1989.

7. Polishchuk V. V. Pravovaya i politicheskaya otsenka OUN I UPA. Politicheskaya eksper-tiza: POLITEKS. 2006, Vol. 2, No. 3, pp. 25-63.

8. Mazurov I. V. Fashizm kak forma totalitarizma. Obshchestvennye nauki i sovremennost. 1993, No. 5, pp. 39-52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Mazurov I. V. Yaponskiy fashizm. Moscow: Nauka, 1996.

10. Blank A. S. Iz istorii rannego fashizma v Germanii. Leningrad: Mysl, 2010. 208 p.

11. Mosca G. Pravyashchiy klass. Tserkvi, partii, sekty. Sotsiologicheskie issledovaniya. 1994, No. 10, pp. 187-198; No. 12, pp. 97-117. (in Russian)

12. Maurras Ch. Fragmenty. Ob Anglii, Germanii, Frantsii i monarkhii. Moscow: Totenburg, 2018. 218 p. (in Russian)

13. Sorel G. Razmyshleniya o nasilii. Moscow: Lenand, 2018. 168 p. (in Russian)

14. Sorel G. Illyuziya progressa. Paris, 1908. 107 p. (in Russian)

15. Croce B. Antologiya sochineniy po filosofii. St. Petersburg: Pnevma, 1999. 480 p. (in Russian)

16. Solovey V. Fashizm v Rossii: kontseptualnye podkhody. Demokratiya i fashizm. Moscow, 1995. Pp. 45-54.

17. Rakhshmir P. Yu. Proiskhozhdenie fashizma. Moscow: Nauka, 1981. 214 p. (Istoriya i sovremennost).

18. Barygin I. N. (ed.) Krayne pravye partii i organizatsii sovremennoy Evropy: uchebnik dlya vuzov. St. Pbetersburg: Petropolis, 2011. 403 p.

19. Filatov G. Istoriya fashizma v Zapadnoy Evrope. L.: Nauka, 1978. 616 c.

20. Kondakova N. I. Ideologicheskaya pobeda nad fashizmom. 1941-1945 gg. Moscow: Politiz-dat, 1982. 175 p.

21. Gorshkova G. N. Istoriya fashizma v Zapadnoy Evrope. Leningrad: Nauka, 1978. 616 p.

22. Malinova O. Yu. Problemy natsionalnoy identichnosti i natsionalnykh prav v liberal-noy politicheskoy teorii. In: Politicheskaya nauka. Natsionalizm. Noveyshie issledovaniya. Moscow: INION RAN, 2002. Pp. 74-99.

23. Miller A. I. Natsionalizm kak faktor razvitiya. Obshchestvennye nauki i sovremennost. 1992, No. 1, pp. 124-132.

24. Khutin A. F. Patriotizm kak fenomen obshchestvennogo soznaniya. In: Khutin A. F., Trusova L. A. (eds.) Intellekt XXI veka. Proceedings of scientific-practical conferences and professional competitions: favorites. Moscow, 2015. Pp. 168-172.

25. Ustryalov N. Italiya - kolybel fashizma. M.: Eksmo, 2012. 240 p.

26. Malakhov B. C. Natsionalizm kak politicheskaya ideologiya. Moscow: KDU, 2005.

27. Baranov N. A., Pikalov G. A. (comps., eds.) Teoriya politiki: ucheb. posobie: in 3 part. St. Petersburg: Izd-vo BGTU, 2003. Lecture No. 11: Avtoritarnyy rezhim.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2С2С, № 2

Статья поступила в редакцию 12.12.2019 The article was received on 12.12.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.