Научная статья на тему 'Нация как субъект политической коммуникации: современный опыт России'

Нация как субъект политической коммуникации: современный опыт России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
177
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нация как субъект политической коммуникации: современный опыт России»

Н. А. Баранов

Нация как субъект политической коммуникации: современный опыт России

Политическая коммуникация является необходимым элементом устойчивого политического процесса. Являясь одной из подсистем политической системы, она обеспечивает взаимосвязь политической власти и общества, политических институтов между собой и с гражданами. Передача информации, обмен сообщениями позволяет политическим субъектам устанавливать необходимые контакты и связи, исполнять различные политические роли.

Процесс демократизации в России столкнулся с серьезной проблемой, связанной с межэтническими противоречиями. Создание демократических институтов и практик при отсутствии консолидированного российского общества носит противоречивый характер. Как отмечает американский политолог Д. Растоу, отправной точкой для демократии служит единственное предварительное условие - наличие национального единства1.

Для того, чтобы такое национальное единство возникло, необходимо создать коммуникативное пространство, в котором этносы могли бы реализовать свои потенциальные возможности в качестве политических и социальных субъектов.

Главным носителем культуры является нация. По мнению английского исследователя Э. Геллнера, два человека принадлежат к одной нации лишь только в том случае, если их объединяет одна культура, которая, в свою очередь, понимается как система идей, условных знаков, связей, способов поведения и общения, или если они признают принадлежность друг друга к этой нации. То есть нации делает человек, нации - это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей2.

Современное понимание нации связано с Великой Французской революцией, когда получило распространение требование государственного суверенитета одновременно с процессом формирования национального самосознания.Однако, между нациями и государством исследователи отмечают существенные различия. Например, с точки зрения Х. Линца и А. Степана3 нации лишены должностных лиц, хотя имеются индивиды, которые выступают носителями национальных чувств в соответствующих движениях и националистических организациях. Нет каких-либо

1 Растоу Д. А. Переходы к демократии: попытки динамической модели // Полис. - 1996. - № 5. - С. 6.

2 Геллнер Э. Нации и национализм: пер. с англ. - М., 1991. - С.35.

3 Линц Х. «Государственность», национализм и демократизация / Х. Линц, А. Степан // Полис. - 1997. - № 5. - С. 14-15.

54

четких правил, определяющих принадлежность к нации. Нации не имеют средств для принуждения: только государство может предоставить средства, необходимые для принудительного достижения национальных целей. Нация лишена каких-либо организационных свойств, сопоставимых с соответствующими свойствами государства. Ей не присуща независимость, у нее нет чиновников или устава.

Нация-государство является не только формой политической организации, но и политическим идеалом. В первом случае, это независимое политическое сообщество, скрепленное прочными узами единого гражданства и национальности. Во втором случае, это принцип, идеальный тип, сформулированный в XIX веке Джузеппе Мадзини: одна нация -одно государство.

Существует две точки зрения на нацию-государство. Либералы и большинство социалистов считают, что нация-государство формируется на основе общего гражданства и других отношений чисто политического свойства. Консерватизм и отдельные направления национализма считают ее основой этническое, «органичное» единство.

Этнологи разделяют понятия этноса и нации, являющейся типом этноса. Этническая принадлежность, обнаруживаемая в сознании людей, не является продуктом самого сознания. Она отражает какую-то сторону природы человека, гораздо более глубокую, внешнюю по отношению к сознанию и психологии, под которой мы понимаем форму высшей нервной деятельности.

Любой этнос, живущий в привычном для него ландшафте, находится почти в состоянии равновесия. Этнос по объективным основаниям - явление природное, а по способам самоорганизации - социокультурный феномен. Он обладает рядом общих закономерностей, которые действуют в нем на всех этапах функционирования и развития. Вместе с тем на каждом этапе развития этнос подвергается целому комплексу взаимосвязанных и взаимозависимых природных и социокультурных воздействий, что определяет специфику его проявления, а также фактор психологических особенностей в соответствии с данными конкретными условиями.

Нация предполагает опыт государственно-правового строительства, что составляет уже не просто нравы и обычаи, а государственное право и систематизированную нравственность. Необходимая предпосылка нации - развитая культура.

Основа этноса - фольклорно-этнографическая, основа нации - развернутый культурный принцип. Если в первом случае отношения между людьми регулируются посредством обычаев, традиций, то во втором случае посредством государственно-правовых норм. Нация полиэтнична.

Нация, в отличие от этноса, это то, что существует не в человеке, а вне человека, что дано ему не фактом его рождения, а собственными уси-

лиями и личным выбором. Если в принадлежности к этносу у индивидуума нет никакой личной заслуги, т. к. этнос он не выбирает, то нацию можно выбрать. Нацию можно также сменить.

В любом случае этническая принадлежность еще не характеризует принадлежность к той или иной нации. Можно быть украинцем по своему этническому происхождению и считать себя принадлежащим к американской нации. Нация - это государственная, социальная, культурная принадлежность индивида, а не его антропологическая и этническая определенность.

Национальная принадлежность личности как специфическая форма общественных связей - явление более сложное, чем этничность лично -сти. Она включает специфику социальных отношений, социальных институтов, традиций, имеющих место в данной национальной общности. Национальная принадлежность - это показатель того, что национальное как общественное образование индивидуализировано, в характеристику личности включены национальные ценности, система национальных традиций в различных сферах общественной жизни, обычаи, обряды, социальные символы.

Этническая принадлежность личности, оторванной от основной массы своего народа, живущей в составе иных наций и в других государствах, передается в силу инерции от одного поколения к другому. Среди данной категории людей происходит заимствование языка, обычаев, норм поведения других народов. Если это продолжается в течение ряда поколений, то речь идет об ассимиляции человека из одного этноса в другой. Самым существенным в этом случае является изменение этнического сознания личности. Об ассимиляции можно говорить только тогда, когда образуются новые признаки и создаются новые этнические варианты.

Французский философ Жак Деррида предложил отказаться от термина «нация» в его этническом значении и сохранить то его значение, которое принято в мировой научной литературе и международной политической практике, то есть нация - это совокупность граждан одного государства1. В понятии «нация», по его мнению, объединяются все люди, проживающие на данной территории, признанные гражданами расположенного на ней государства и считающие себя таковыми. Против понимания нации как согражданства выступают иногда представители национальных меньшинств. С их точки зрения, только «собственные» национально-территориальные образования предохранят этнические меньшинства от утраты их прав и культуры.

Выяснение природы этнических общностей необходимо для понимания политических процессов, происходящих в современном мире, харак-

1 Деррида Ж. Московские лекции. - Свердловск, 1991. - С. 60.

56

теризующихся глобализацией экономического, политического, социального, культурного пространства.

Решения, которые влияют на интересы граждан той или иной страны, зачастую принимаются за ее пределами. Граждане государства не могут в рамках своей политической системы осуществлять контроль за деятельностью внешних акторов, решения которых оказывают прямое воздействие на них. Поэтому, утверждает Роберт Даль1, результатом является то, что современная трансформация демократии происходит теперь в мировых масштабах. Так же как появление наций-государств уменьшило возможности местных жителей реализовать контроль над своими проблемами через местные органы власти, так и расширение сферы наднациональной деятельности уменьшает возможности граждан государства контролировать жизненно важные свои проблемы через национальные средства правления.

С точки зрения Э. Хейвуда2, целостность нации-государства подвергается внешней угрозе, которая может принимать различные формы:

- создание наднациональных и международных органов, отвечающих за сохранение мира (Лиги Наций, Организация Объединенных Наций);

- глобализация экономики в связи с формированием общемирового рынка, в котором экономическая деятельность осуществляется через громадные транснациональные корпорации, зачастую игнорирующие интересы нации-государства;

- экологические последствия безудержной экономической деятельности.

Существует также угроза размывания национальной культуры в связи

с возникновением транснациональной и даже глобальной культуры. Этому также способствует международный туризм и быстрое развитие техники связи. Тем не менее, по настоящее время главной формой политической организации общества во всем мире остается нация-государство: многие усматривают в ней вообще единственно возможную «ячейку» политики. Оно объединяет общество как культурно, так и политически, тем самым давая сообществу, объединенному общим прошлым и этнической идентичностью, право на независимость и политическое самоопределение. Как отмечает американский ученый Б. Андерсон, «национальный статус является общепризнанной стоимостью политической жизни нашего времени»3.

Постепенно оправдываются прогнозы тех западных исследователей, которые пришли к выводу, что понятие «государство-нация» уступает место понятию «государство-сообщество».

1 Даль Р. Демократия и ее критики. - М., 2003. - С. 484-485.

2Хейвуд Э. Политология: учебник для студентов вузов. - М., 2005. - С. 154.

3 Андерсон Б. Воображаемые общности: размышления о природе и распространении национализма // URL: http://dacoromania.spb.ru/texte/noi/ anderson/02.htm

Таким государством-сообществом народов является Российская Федерация. По данным переписи населения 2002 г. в ее состав входят представители 160 этносов, наиболее многочисленный из которых является русский этнос, к которому относятся 79,8% жителей страны1. В России, по сути, представлен весь спектр известных к настоящему времени уровней и типов экономического развития - от сугубо аграрного до близкого к постиндустриальному. Основная часть регионов и территорий располагается между этими двумя полюсами, обнаруживая крайнее разнообразие климатических, ресурсных, человеческих и иных факторов. Естественно, что интенсивность экономической, социальной и политической модернизации не могут быть одинаковы на всем российском пространстве. Вот почему современная демократия, особенно в условиях России, невозможна без обеспечения разным этносам доступа к центрам власти и учета многообразия культур, без обеспечения равенства способов жизнедеятельности всех народов.

В статье «Россия на рубеже тысячелетий» В. В. Путин подчеркнул, что плодотворная и созидательная работа, в которой так нуждается наша страна, невозможна в раздробленном и дезинтегрированном обществе -обществе, где основные социальные проблемы и политические силы существуют отдельно от базисных ценностей и фундаментальной идеологической ориентации2.

Характерная для современного этапа концепция национального строительства, предложенная В. В. Путиным, основывается, как отмечает известный английский политолог Ричард Саква, изучающий демократические процессы в современной России, на четырех ключевых пунктах. Во главе угла стоит патриотизм, не имеющий ничего общего с национализмом и, напротив, проповедующий гордость за разнообразие российской культуры, исторических традиций и менталитета, за то место, которое Россия занимает в мире. Далее следует государственничество, которое обеспечивает порядок, интегрированность страны и защиту ее интересов за рубежом. Третье положение данной концепции заключается в прагматическом патриотизме, который должен быть надэтническим, поэтому должен преследоваться регионализм, стремление к обособленности. Таким образом, конституционное пространство должно стать единым для всего государства, а местные этнократические элиты влиться в более широкое политиче-

1 Доклад Госкомстата России «Об итогах Всероссийской переписи 2002 года» 12 февраля 2004 г. // URL: http://www.gks.ru/PEREPIS/osn_itog.htm

2 Путин В. В. Россия на рубеже тысячелетий // URL:_http://www.panorama.ru/ works/putin/programm.html

ское сообщество на равных правах. В-четвертых, новое национальное государство должно быть социально ориентированным1.

Несмотря на то, что непосредственная угроза распада России миновала, по-прежнему остается целый комплекс пока не урегулированных проблем межэтнических отношений, основными из которых являются социально-экономическая и политическая разностатусность народов. Межэтнический конфликт, разгоревшийся в сентябре 2006 г. в карельском городе Кондопоге, свидетельствует о нестабильности национального единства России. Все более очевидной становится проблема необходимости формирования общегражданского национального самосознания населения страны, которое должно приобрести доминирующий характер по отношению к локальным этнокультурным различиям. От решения этой проблемы в не меньшей степени зависит стабилизация этнополити-ческой обстановки, чем от достижения успехов в экономике.

Политическая коммуникация российских этносов в условиях разделяемой ими национальной культуры может стать интегрирующим фактором на пути становления гражданина российского государства - россиянина. В данном контексте в российской политической мысли развивается идея суверенной демократии как необходимое условие модернизацион-ного развития нашей страны и создания национальной идентичности.

Отличие «суверенной демократии» от других определений, акцентирующих внимание на особенностях демократического строя - плюралистической, консоциальной, либеральной, социалистической, прямой, плебисцитарной, - состоит в том, что этот термин в меньшей степени касается внутренних особенностей политического режима, а характеризует политическую систему в целом как с внутренней, так и с внешней точек зрения.

Политико-философский смысл термина «суверенная демократия» основан на современном понимании «нации-государства» как «демократии». В современном дискурсе все чаще говорят о «европейских демократиях», подразумевая «европейские нации». Если нация - это политический этнос, то под демократией понимается объединенный идеалами и государственностью народ, как правило, многонациональный.

Поэтому когда мы говорим о суверенной демократии, мы имеем в виду Россию как суверенную демократическую нацию. То есть, как пишет М. Рогожников, «мы живем не «при», а «в» суверенной демократии»2. Тем не менее, этот термин косвенно определяет и внутренний характер демократии как способа политического устройства общества.

1 Саква Р. Путин: выбор России: пер. с англ. - М., 2005. - С. 310-311.

2 РогожниковМ. Что такое «суверенная демократия» // URL: http://www.expert.ru/ printissues/expert/2005/43

В качестве абсолютных приоритетов для суверенной демократии В. Сурков выделяет культуру: «Производство смыслов и образов, интерпретирующих всеевропейские ценности и называющих российские цели, позволит ментально воссоединить расстроенную было нацию, собранную пока условно-административно, на скорую (пусть и сильную) руку. В полемике культур российское сообщение должно быть весомо и внятно, по природе свободно, по существу справедливо, по форме интересно, по тону приемлемо»1.

Являясь исторически толерантной, русская политическая культура исходит из межэтнического мира и стремится к нему, поэтому предлагаемый властью демократический проект может быть привлекателен и приемлем для всех российских народов. При этом как власть, так и общество должны быть открыты для диалога со всеми заинтересованными структурами.

В современных международных условиях исследователями отмечается «разомкнутость» отношений власти, когда главной проблемой оказывается не столько ее концентрация в четко отграниченном центре, сколько налаживание правильных и эффективных взаимоотношений между множественными центрами и уровнями власти, политической и экономической, вплоть до возникновения своего рода межнациональной «полиархии» сетевых структур, охватывающих целые континенты2.

В данном контексте представляется актуальным анализ взаимодействия государственных органов и структур гражданского общества, которое носит название политических сетей, объединенных общим интересом, взаимозависимостью, сотрудничеством и равноправием.

Л. Сморгунов отмечает, что такая сеть «есть система государственных и негосударственных образований в определенной сфере политики, которые взаимодействуют между собой на базе ресурсной зависимости в целях достижения согласия по интересующему всех политическому вопросу, используя при этом формальные и неформальные нормы»3.

Посредством политических сетей легче наладить взаимодействие государства и гражданского общества, так как используются механизмы доверия, возникающие при формировании сети. Встраивание в эту систему этнических структур является показателем зрелости коммуникативного пространства и готовности государства воспринимать этносы в качестве субъектов политической жизни.

1 Сурков В. Национализация будущего // URL: http://www.expert.ru/printissues/ expert/2006/43

2 Глобализация и Россия: Проблемы демократического развития. - 2-е изд. -М., 2005. - С. 385.

3 Сморгунов Л. В. Сетевой подход к политике и управлению // Полис. -2001. - № 3. - С. 108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.