Научная статья на тему 'Национальный вопрос в России и Китае: лингвистический аспект (1980-2000-е гг. )'

Национальный вопрос в России и Китае: лингвистический аспект (1980-2000-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
245
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / НАЦИЯ / ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА / ЭТНОРАЗВИТИЕ / ETHNOS / NATION / LANGUAGE POLICY / ETHNIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хамутаев Владимир Андреевич

В статье анализируются теоретические и практические подходы к национальному развитию народов и их языков вРоссии и Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL QUESTION IN RUSSIA AND CHINA: LINGUISTIC ASPECT (I980-2000-s)

The article deals with analysis of theoretical and practical definitions of national development of peoples and their languages in Russia and China

Текст научной работы на тему «Национальный вопрос в России и Китае: лингвистический аспект (1980-2000-е гг. )»

Сведения об авторе

Хайдапова Марина Бато-Очировна - старший преподаватель кафедры филологии стран Дальнего Востока восточного факультета Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24а. Восточный факультет - ул. Пушкина 25.

Data on author

Khaydapova Marina Bato-Ochirovna, the senior instructor of the department of philology of Far East countries of Oriental facilty of BSU, Ulan-Ude, Smolin, 24 a (RSU). Oriental Faculty - Pushkin str. 25.

УДК 323.1 (571.54)

ББК2Р54Х12

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В РОССИИ И КИТАЕ: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (1980-2000-е гг.)

В статье анализируются теоретические и практические подходы к национальному развитию народов и их языков в России и Китае.

Ключевые слова: этнос, нация, языковая политика, этноразвитие.

V.A. Khamutaev NATIONAL QUESTION IN RUSSIA AND CHINA: LINGUISTIC ASPECT (1980-2000-s).

The article deals with analysis of theoretical and practical definitions of national development ofpeoples and their languages in Russia and China.

Key words: ethnos, nation, language policy, ethnic development.

Благодаря перестройке и демократизации в СССР-России, отказу от курса советской унификации-интернационализации, являвшегося на деле политикой культурной и языковой ассимиляции нерусских народов в «новой общности» - «советском народе», стали энергично возрождаться национальные самосознание, язык, культура, история, традиции, обычаи, праздники самобытных, уникальных этносов, существование которых в Советском Союзе было поставлено под вопрос.

Это бурное национальное движение народов-этносов в 80-90-х гг. прошедшего столетия за свои права и свободы, за право на этноразвитие, удачно определенное обществоведами мира как «этнический Ренессанс», действительно поднявшееся на всем огромном советском и евразийском социалистическом пространстве от Берлина до Владивостока в связи с ослаблением, а затем и падением оков тоталитарного режима СССР/КПСС, ярко продемонстрировало неизбывное, извечное стремление народов-наций к свободе, равноправию и самоопределению

В результате мощной этнополитической мобилизации народы Восточной и Центральной Европы сбросили просоветские марионеточные режимы, а союзные республики СССР также достигли радикального самоопределения, объявив себя независимыми государствами.

Во многих автономных республиках СССР этнополитическое развитие национальных движений так же добилось высоких уровней самостоятельности и суверенитета. Так, например, Татарстан достиг признания его ассоциированным членом РФ, строящим свои взаимоотношения на равноправных договорах с российским руководством, Чечня имеет огромные права и полномочия, особо оговоренные ее властью с Москвой. Целый ряд бывших автономных республик СССР настойчиво борется за признание их права на независимое государство - Южная Осетия, Абхазия и другие.

Таким образом, первым, наиболее явным вектором или тенденцией в этнической мобилизации угнетенных ранее советских народов в новых условиях демократизации явилось их стремление-порыв политически решить национальный вопрос - вопрос об оптимизации отношений с доминирующей политической системой, с самим государством-метрополией, для чего прежде всего необходимо политически обозначить, разграничить и закрепить свои суверенные права и государственные полномочия - эстонцев, башкир, бурят, тыва и прочих коренных народов, которые обладали национально-государственными образованиями в форме союзных и автономных республик. Эта огромной масштабности и глубине национально-интеллектуальная и политическая работа разных национальных движений разноуровневых народов-этносов осуществлялась в различной же степени консолидированное™, настойчивости, последовательности и, соответственно, результативности, когда, например, в силу активного идеологического или административного противодействия метрополии про-

В.А. Хамутаев

этнической мобилизации (прежде всего, суверенизации) народов и «их>/ республик одни из [их растеряли все свои политические, экономические, природно-ресурсные и прочие КОНСТИ-1ЫС новоприобретения, права и полномочия, другие же упорно отстаивают их в условиях уже жтора этнополитического развития России 11]

дующим явным проявлением национального подъема в Х0-90-х гг. XX в., хотя и не столь мас-ю сравнению с борьбой за политические ресурсы власти, обозначилась проблема языка, точ-)блема огосударствления языка «титульных» народов республик и автономий страны. Нацио-г движения буквально всех титульных наций республик, стремясь как можно быстрее добить-тической и экономической самостоятельности регионов в рамках единой общегосударствен' [итической субъектности, почти неизменно сопровождали эту7 борьбу требованиями гарантий юго развития этнической культуры, этноязыкового и зтноконфессионального равноправия, зсткий имперский централизм и унитаризм в начале XX в., затем и советского, особенно ста* 'о периода, препятствовал осуществлению давно назревших демократических реформ, то слом гай системы в 1917 г.. а затем унитаризма в эпоху демократической революции 1989-1992 гг. словия для продвижения к более демократической организации многосоставного общества :ая организация вовсе не обязательно предполагала сецессии и распад единого государства,

, находясь на разных уровнях политической культуры и практики, прежде всего добивались 1ной или территориальной автономии в рамках единой союзной государственности, т.с. реаль-1ерализации страны, в т.ч. федерализации в языковой и культурной политике, а не только в *еском, бюджетно-финансовом разделении и разграничении власти. Как известно, за десяти-эветской власти политика по отношению к национальному вопросу, национальностям, их пра-;амоопределение, действительно демократическая в 20-е гг., постепенно деформировалась, ■нув» к началу 80-х гг. XX в. обратных заявленным целям возрождения народов и их нацио-х культу р результатов |2] Не решение национальных запросов народов, их чаянии и проблем, этив, взращивание и накопление их, превращение этнокультурных, этноязыковых, эгнообра-ьных проблем огромного сообщества разных народов СССР в горючий этнонолитический в конечном итоге и послужило одной из главных причин принятия горбачевским центром норса - на решительную перестройку односторонних общественных отношений, прежде всего ний власти и центра к национальностям, к формам их самоопределения - республикам и авто-

диональнос самосознание всегда требует удовлетворения интересов к родному языку и куль-елание сохранить, защитить и приумножить культурные богатства своего народа - естсствен-гребность каждого представителя народов СССР: эстонцев, латышей, литовцев, украинцев, армян, казахов и т.д. и она явно проявилась, например, уже в 1970-х гг. в их республиках, ко-[иональная интеллигенция (митинги были почти во всех союзных республиках и ряде авто-с) ясно выступила против попыток «деэтнизации» национальных школ. В первой четверти XX элотую пору национальных отношений в СССР» [3|, в стране было создано 5300 националь-ггьеоветов только для малых и дисперсно расселенных народов, которые курировали нацио-: развитие и, в частности, образование на родном языке Национальная система образования в выпестованная творчеством всех народов Советского Союза, призванная разрешить те проти*, которые возникали между общечеловеческой миссией образования и его функцией передачи гьтурного наследия и сохранения национальной самобытности народов, была разрушена. В и в 1974-1976 гг. преподавание в школах было переведено на русский язык. В единственной в дэ национальной школе-гимназии №1 обучение общеобразовательным дисциплинам ведегея жом языке. Так называемый «национально-региональный компонент», призванный выступить некоей компенсации за годы «безнацнонального» образования, с начала 2000-х гг. практиче-ерял какую-либо компенсаторную функцию.

:жду тем Китай, как и Россия, исторически формировался и сложился как многонациональное зство: ныне здесь проживает 56 национальностей, причем коренных народов. По всекитайской си населения 2002 г.. ханьцы составляют 91,59% населения (занимая 46 % территории Китая), м месте по численности чжуан - 16 млн человек, меньше всех гэба - 2900 человек 18 наро-сленность которых болсс миллиона. - это монголы (в т.ч. халха. буряты, калмыки и др.), хуэй, , уйгуры, мяо, и, чжуан, буи, маньчжуры, корейцы, дун, яо, байцы, казахи, туцзя, ханицы,

I. 17 национальностей имеют численность от 10 тысяч до миллиона, в т.ч. дунеян. дауры. кир-др. [4]. Все неханьские народы определены в Китае как нацменьшинства, но при этом всегда кивается равноправие всех народов, отсу тствие в этом определении смысла дискриминации.

ка н теш хаш был; на п 195С

НОМ!

НИЯ.\

всех

нац.\

шин

обес

трат

фро> стро] пы д дарн Коис всем цион

НОСТ1

скогс

проц

(

задач

женн

ции»

роваг

ханы

воен*

закон

СИП

ствуе

Е

баргу

обуче

Тел ев

ском

ские I

ли на

даже

тии, г

нальн

бован

ципат

жива*

5 вид)

лопш

сохра!

В

нации

мандц

дальн<

НеПрС;

тивно:

Считается, что под руководством КПК в стране была сформирована новая национальная политика на основе теории марксизма-ленинизма, ликвидирован режим национальной эксплуатации, угнетения и дискриминации. Идея этноцентризма - превосходства ханьского этноса над соседними не-ханьскими народами, доминировавшая и в новое время в полуколониальном полуфеодальном Китае, была осуждена и отброшена с установлением республиканского строя. В 1947 г. в Китае была создана первая автономная область нацменьшинств - Нэймонгольская автономная область (АРВМ). а с 1950-х гг. до начала XXI в. еще 5 больших автономных областей, 30 автономных округов, 120 автономных уездов] 51. В целом, согласно Концепции национальной политики КПК, основными направлениями деятельности государства заявлено следующее: 1) обеспечение равноправия и солидарности всех национальностей, 2) национально-районная автономия; 3) обучение и использование кадров нацменьшинств; 4) ускорение темпов экономического развития в районах проживания нацменьшинств; 5) активное развитие образования и просвещения в районах проживания нацменьшинств: 6) обеспечение права развивать и пользоваться национальной письменностью и языком; 7) уважение традиций и обычаев нацменьшинств; 8) уважение свободы религий и верований, 9) создание единого фронта с настоящими патриотами из среды нацменьшинств: 10) проведение социалистической перестройки и демократической реформы. Отметим, что Конституция КНР закрепляет основные принципы для решения национального вопроса в Китае: равноправие всех народов, единство страны, солидарность, районо-национальная автономия, всеобщее развитие и процветание. В предисловии к этой Конституции (1982 г.) установлены нормы: КНР единое многонациональное государство, создано всеми народами страны Равноправные, солидарные и взаимно помогающие социалистические национальные отношения уже сложились и будут укрепляться В борьбе за межнациональную солидарность необходимо бороться против великодержавного шовинизма, в основном против великохань-ского шовинизма, а также против местного национализма. Государство всеми силами способствует процветанию всех народов [6].

Следует подчеркнуть, что реальная практика мер в целом соответствует выполнению заявленных задач. При этом главным вопросом в сфере межнациональных отношений являлось снятие напряженности между центром и автономиями, возникшей в результате политики «Культурной революции». Суть задачи состояла в разграничении полномочий, расширении автономных прав и урегулирования отношений и баланса кадров работников районных автономий: между чиновниками-ханьцами, проживающими в автономных районах, и чиновниками титу льной национальности; между военными и гражданским населением, между ханьцами и нацменьшинствами в целом. Действует ряд законов, обеспечивающих участие представителей всех 55 нацменьшинств в органах власти КНР -СНП всех сту пеней. Такой подход в национальной и кадровой политике современной России отсутствует, что указывает на необходимость его тщательного изучения и правоприменения.

В Хайларе, Хух-Хото Китая работают вузы, в которых обучаются шэнэхэнские и другие буряты, баргуты, цайтаны, другие монгольские народности Северо-Восточного Китая. В начальных школах обучение идет на родном языке, затем в средней ступени обучение переводится на китайский язык. Телевидение Автономного района Внутренней Монголии КНР (АРВМ) передачи ведет на монгольском и китайском языках, причем превалирует монгольский, хотя в процентном отношении монгольские народы АРВМ составляют всего четверть населения бурно развивающегося АРВМ. Все указатели на дорогах, на вывесках фирм, государственных и муниципальных учреждений, школ, больниц и даже частных магазинов оформляются на двух языках - монгольском и китайском. Кстати, в Бурятии, несмотря на двадцатилетние просьбы о государственном обеспечении хотя бы вывесок национальной республики - государства в составе Федерации - на двух языках, данное элементарное требование формальной демократии не выполняется: лишь хурал, правительство, суды, мэрия и муниципалитеты исполнили эту норму. В целом в аймаке Хулэн-Буир АРВМ, где буряты-шэнэхэнцы проживают тремя бурятскими сомонами, доныне сохранился традиционный образ жизни, разводятся все 5 видов домашнего скота, культивируемые у бурят с глубокой древности как «табан хушуун мал» -лошади, крупный рогатый скот, овцы, козы, верблюды. Религия - буддизм школы гэлуг. хотя вполне сохранились и проводятся многие шаманистскис обряды.

В Бельгии 4 государственных языка и главной проблемой считается сохранение мира и согласия национальных и лингвистических общин - франкоязычных валлонов, голландскоговорящих фламандцев и др. Франкоязычный Квебек Канады мгновенно поднимает вопрос о целесообразности дальнейшего сохранения государственного единства при первом же проявлении нарушения (даже непредумышленном со стороны федерального чиновника) его самостоятельности и прав в федеративном государстве. В Швейцарии кантоны, в Индии штаты, «нарезанные» по этнолингво-

конфессиональному признакам, обладают огромными, по сравнению с субъектами РФ, государственными правами и полномочиями, позволяющими им контролировать природные ресурсы, экологию,, язык, образование, развитие религии и обрядов, в целом культуру, тем не менее их федеральные центры озабочены, прежде всего, неиарушением их самостоятельности и всевозрастающих требований. Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия - все 4 административно-территориальные единицы сложносоставной Великобритании, ревниво оберегая свои идеи и формы самостоятельности, последовательно реформируют устройство королевства в сторону децентрализации власти, причем, как «наивернейшего пути к сохранению и укреплению единства. В целом мировой политический процесс есть этнополитический процесс движения народов к равноправию и прогрессу, процесс освобождения от рабства, колониализма, расизма, геноцида, этноцида, дискриминаций и иных форм нарушений прав человека и народов.

Таким образом, крайне важно усилить национально-культурный, национально-образовательный принцип системы образования, чтобы она учитывала и удовлетворяла этнокультурные запросы каждого народа России.

Литература

1. Абдулатипов Р.Г. Управление этнополитическими процессами. - М., 2001.

2. Губогло М. Три линии нацполитики // Этнографическое обозрение. 1995. №6.

3. Каппелер А. Россия многонациональная империя. - М,: Прогресс, 1997.

4. Ху Яньсинь. Государственная этнонациональная политика. - М., 2006. - С.4.

5. Ху Яньсинь. Государственная этнонациональная политика. - М. ? 2006. - С. 5.

6. Конституция КНР (1982 г.). - М., 1989.

Literature

1. Abdulatipov R. G. The managing of ethnic political processes. -М., 2001.

2. Guboglo M. Three ways of national policy // Ethnography Review. 1995. №6.

3. Kappler A. Russia is a multinational empire. - М.: Progress, 1997.

4. Hu Yansin. States ethnic national policy. - М., 2006. - P.4.

5. Hu Yansin. States ethnic national policy. - М., 2006, - P.5.

6. Constitution of the Chinese People’s Republic (1982), - М., 1989.

Сведения об авторе

Хамутаев Владимир Андреевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института монголоведения, будцологии и тибетологии СО РАН, г, Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, в, khamutaev-va@vandex.ru

Data on author

Khamutaev Vladimir Andreevich, cand. of history science, the senior scientific worker of IMBT SD RAS, Sakhiyanova sir. 6, khamutaev-va@vandex, ru

УДК 94 (519), 811.531

ББК 63.3 (5 Кор), 81.2 Кор C.B. Хамутаева

КОРЕЙСКИЙ ВОПРОС: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Статья посвящена анализу лингвистического аспекта корейского вопроса, рассмотрению трансформаций корейского языка после раздела Кореи в 1945-1948 гг.

Ключевые слова: корейский вопрос, раздел Кореи, языковые трансформации, лингвистический аспект.

S.V.Khamutaeva

KOREAN PROBLEM: LINGUISTIC ASPECT

The article deals with the analysis of the linguistic aspect of Korean problem transformation of Korean language after division of Korea in 1945-1948-s.

Key words: Korean problem, division of Korea, language transformation, linguistic aspect.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Искусственный раздел Кореи в 1945-1948 гг. в условиях начавшегося противостояния СССР и стран капитализма оказал негативное влияние на процессы государственного строительства в обеих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.