___________________________________Экспертиза____________________________________________
Сергей УСТИНКИН, Екатерина РУДАКОВА, Наталья МОРОЗОВА
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В РФ: ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ
Статья посвящена подходам к решению проблем, связанных с национальным вопросом - ключевым во внутренней политике РФ как многонационального государства. Особое внимание уделяется концепту, который власть выбрала в качестве основного в сфере управления межэтническими процессами.
In the article approaches to solving ethnic problems which are a key moment in internal policy of Russia as multinational state are concidered. Particular attention is given to the concept that had been chosen by the authority as the primary one in the sphere of interethnic processes management.
Ключевые слова:
национальная политика, национальный вопрос, межэтнические отношения и процессы, управление конфликтами; national policy, ethnic question, interethnic relations and processes, management of conflicts.
Вопрос оценки национальной политики, реализуемой в Российском государстве, сохраняет дискуссионный характер в современной научной и общественно - политической сфере. Сторонники власти с готовностью поддерживают намеченный пре -зидентом курс на консолидацию всех народов, распространение и утверждение идеи гражданского патриотизма1. Идеи целостности страны, единства ее населения разделяют как федеральные поли тики, так и представители региональных элит2. В то же время зна -чительную группу составляют противники мероприятий, реализуе мых в области национальной политики. Они видят в ней основу для усиления националистических тенденций и дальнейшего распро -странения националистической идеологии3.
Развитие межнациональных отношений — это испытывающий влияние целого ряда внутренних и внешних факторов динамичный, многоуровневый, крайне противоречивый процесс, включающий в себя различные возможности и модели, а также технологии реше -ния существующих проблем. Воздействие комплекса элементов культурного, религиозного, правового, политического, социально -психологического, экономического, внешнеполитического характера обусловливает сложность прогнозирования событий в межэт нических взаимодействиях, выработки адекватной программы
1 Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Российская газета, 23.01.2012; http://www.rg.ru/2012/01/23/nacvopros.html
2 Президентский совет обсудит вопрос о принятии Декларации национального единства народа России // http://izvestia.ru/news/545167; Ариф Керимов
о национальной политике В. Путина // http://lezgi - yar.ru/news/arif_kerimov_o_ nacionalnoj_politike_v_putina/2012-01- 28- 616; В Канавинском районе состоится первый Совет межнациональных отношений // Мр://нижнийновгород.рф/ news/press-center/administratsiya-goroda/30274/; В Нижнем Новгороде обсудили проект Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации // http://megaport- nn.ru/allnews/city/detail.php?ELEMENT_ ID=57819&rid=414; Борисов Е.А. Национальная политика России: взгляд из Якутии // http://www.1sn.ru/68157.html
3 Новая национальная политика России. — М. : Изд. ЛДПР, 2011; http://ldpr.ryazan.ru/wp- content/upbb/polit/The_new_national_policy. txt.11.10.2011103030fa390.pdf; Донская казачья республика: правовое управление: Правовед // http://donrepublic.kzforum.info/t239-topic; Комментарии к проекту Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации // http://azerros.ru/information/6806 proekt strategii gosudarstvennoy nacionalnoy-politiki-rossiyskoy-federacii.html; О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и про ведении Всемирного русского народного собрания // http://social.communitarian. ru/publikacii/rossiya/o_strategii_gosudarstvennoy_nacionalnoy_politiki_rossiyskoy_ federacii_na_period_do_2025_goda_i_provedenii_vsemirnogo_russkogo_narodnogo_ sobraniya_02032013/
УСТИНКИН
Сергей
Васильевич — д.и.н., профессор, заведующий кафедрой международных отношений и политологии НГЛУ им. Н.А. Добролюбова [email protected]
РУДАКОВА Екатерина Константиновна — к.полит.н., доцент кафедры международных отношений и политологии НГЛУ им. Н.А. Добролюбова [email protected]
МОРОЗОВА
Наталья Михайловна — аспирант кафедры международных отношений и политологии НГЛУ им. Н.А. Добролюбова
4379037@gmail. com
действий по управлению конфликтами и регулированию этноконфессиональных отношений.
Как же должен решаться национальный вопрос? Какие модели развития современ -ного российского многонационального государства существуют?
Универсальный концепт до сих пор не выработан. Вопрос сохраняет остроту, занимая умы ученых, политиков, обще -ственных деятелей, которые выдвигают свои варианты и ведут дискуссию об их недостатках и преимуществах.
Либеральный путь решения националь -ного вопроса предлагает М. Ходорковский, предприниматель, общественный деятель, публицист, в статье «Между империей и национальным государством1. Он счи -тает, что Российское государство застряло между империей, полностью исчерпавшей свой потенциал, и национальным государ -ством, которое изначально обречено на гибель, т.к. не сможет выжить в современ -ных геополитических условиях. Выход он видит только в соблюдении и применении на практике демократических принципов, содержащихся в Конституции страны, в эффективной работе Государственной думы, Совета Федерации, президента как гаранта прав и свобод граждан2.
На похожих позициях стоит Е.Г. Ясин, экономист, общественный деятель, руко водитель Экспертного института ВШЭ, предлагающий модель «плавильного котла» с доминантой закона. Он признает сложность и глубину противоречий, суще ствующих между русскими и националь ными меньшинствами, причем считает их разрешение залогом сохранения страны. Е.Г. Ясин в интервью «Эхо Москвы» отме -чал: «...русские не могут образовать этни -ческое государство. Это фашизм. Если вы хотите построить сильную Россию, она должна быть гражданской нацией»3. Основное правило — соблюдение закона, равенство перед ним абсолютно всех, независимо от этнической и националь -ной принадлежности. «Если закон и люди
1 Ходорковский М. Между империей и нацио -нальным государством // Новая газета, 2012, № 65, 15 июня; http://www.novayagazeta.ru/politics/53088. html
2 Там же.
3 Тектонический сдвиг: Выбор пути во втором десятилетии ХХ века. Война вместо реформ. Интервью с Е.Г. Ясиным. Эфир от 13 июня 2011 г. // http://echo.msk.ru/programs/tectonic/783770-echo/
доверяют суду, тогда есть шанс на то, что эта проблема разрешится, мы будем жить в плавильном котле, похожем на амери -канский, и мы будем все гордиться своей страной»4, — утверждает он.
Оригинальный путь развития национа -льного государства предлагает М. Прохоров, предприниматель, политик, лидер партии «Гражданская платформа». Он обращается к территориальному деле -нию страны на национальные регионы и доказывает нерациональность этого с эко -номической точки зрения (из 83 регионов 70 являются дотационными, т.е. несостоя -тельными). Выход из сложившейся ситуа -ции либерал видит в ликвидации «нацио -нальных гетто». Он призывает отказаться от ленинско - сталинской системы межнациональных отношений, являющейся, с его точки зрения, неэффективной в условиях XXI в., и предлагает упразднить внутренние границы страны, осуществив административно - территориальное райо -нирование территорий с точки зрения экономической целесообразности5.
Наиболее радикальную позицию занимают националисты. Лидер партии «Великая Россия» А. Савельев видит решение национального вопроса исклю -чительно в установлении национальной диктатуры, образовании русского нацио -нального государства. Основная проблема в организации власти, на его взгляд, заключается в том, что внимание акцен тируется на поддержке малых народов, а интересы и потребности русских, являю щихся основным этносом и составляю щих более 80% состава населения страны, игнорируются. Сегодня мы имеем «государство без лица»6.
В качестве еще одной альтернативы предлагается «имперская» модель. Ее автор — А. Проханов, писатель, публи -цист, главный редактор газеты «Завтра», председатель Изборского клуба. Он счи -тает, что история русского государства представляет собой смену империй7. Соответственно, Российское государство должно не просто сохранять свои терри
4 Там же.
5 М. Прохоров о национальном вопросе // http://www.youtube.com/watch?v=gmmtO7JERl0
6 Поединок № 64. А. Проханов vs А. Савельев // http://www.youtube.com/watch?v=LBkDxOfQГVs
7 Проханов А. Симфония «Пятой Империи» // http://www.modernlib.ru/books/aleksandr_ andreevich_prohanov/simfoniya_pyatoy_imperii/rea/
тории, издревле населенные различными этническими группами, но расширять свои границы, поддерживать статус импе рии. Другое не менее важное направление в национальной политике государства — поддержка русского населения. По мне -нию автора, только имперская идеология способна спасти государство от распада1.
Курс внутренней и внешней политики Российской Федерации свидетельствует о том, что модель построения имперского государства оказывается наиболее близ кой для политических лидеров страны. Это подтверждается рядом публикаций западных газет (The Times, The New York Times, The Detroit Free Press), отмечающих проимперские взгляды В.В. Путина2.
Подобный курс развития страны под держивают представители Русской пра вославной церкви. Протоирей Алексий Новичков, директор православной гимна -зии, считает, что вне империи у русского народа нет будущего3. С ним солидарен протоирей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине: «Для России иного пути, кроме имперского, никакого нет. Парламентское правление приведет к полному развалу страны. Россия как была империей, так и осталась»4. Рассуждения представителей мусульманства на эту тему более сдержанны. Альбир - хазрат Крганов, член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России, в подобной политике видит возвращение не к империи, а к традициям народов страны5. Шафиг Пшихачев, член Общественной палаты РФ, президент Международной исламской миссии, считает, что империю сегодня возродить невозможно, но, тем не менее, необходимо способствовать появ -лению единой самоидентификации граждан России6.
Среди наиболее значимых аргумен
1 Поединок № 64. А. Проханов vs А. Савельев // http://www.youtube.com/watch?v=LBkDxOfQIVs
2 Западные СМИ: Путин готовится править новой империей // Независимая газета; http://www. ng.ru/newsng/2010-03-10/100_obzor100310.html#; Путин делает мягкие шаги по восстановлению Российской империи (The New York Times, США) // http://www.inosmi.ru/inrussia/20041115/214622. html
3 Прошло ли время империй? Священнослужители о лекции Ходорковского // http:// regions.ru/news/2413045/
4 Там же.
5 Там же.
6 Там же.
тов, которыми оперируют противники империи, значится отсутствие в обществе идеологии (в т.ч. имперской)7, без кото -рой невозможно построение подобной модели.
В последнее время активизировалась научная разработка и пропаганда про -президентской, проправительственной модели развития межнациональных отно шений в РФ, наиболее ярким примером которой являются известные статьи и выступления В.В. Путина.
Для решения национального вопроса власть предлагает новый тренд — обще -российскую гражданскую нацию8. Идея не нова, лидеры государства неоднократно ее использовали ранее: она была успешно реализована во времена СССР («совет ский народ»); в 90 -е гг. XX в. Б.Н. Ельцин предпринимал попытки реорганизации единой общности граждан страны в новых политических условиях, активно исполь зуя понятие «россияне»9.
Однако на практике в период его руко -водства страной преобладали центробежные тенденции. Итогом националь -ной политики 90 -х гг. стала глубокая дифференциация регионов по уровню политического и экономического раз вития, близости к федеральной власти. Неравные финансовые потоки, выделив шие в «привилегированную» группу ряд национальных областей, вызывали недо вольство жителей «ущемленных» терри -торий, привели к росту напряженности в межэтнических отношениях, вплоть до возникновения открытых конфликтов. На данный момент кардинальных сдвигов в сложившейся ситуации не произошло10. Бюджетная асимметрия находит продол жение в неравных темпах модернизации регионов, которая усиливает социально -
7 Поединок № 64. А. Проханов vs А. Савельев // http://www.youtube.com/watch?v=LBkDxOfQIVs
8 Медведев поставил задачу «создать полноценную российскую нацию»// http://www.24rus.ru/ more.php?UID=64049; Заседание Госсовета показало, как власти РФ собираются решать межна циональные проблемы // http://www.rus-obr.ru/ days/9133
9 Шеляпин Н.В. Проблемы формирования российской нации. Подходы к решению // http:// www.cscp.ru/rcons/10000298/10878/?print
10 Салагаев А.Л. Сталинская модель российской этнофедерации как источник нынешних противоречий и грядущих конфликтов // Конфликты в социальной сфере: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. — Казань : КНИТУ, 2012, с. 41-43.
экономический разрыв между ними, что ведет к углублению противоречий между этническими группами, способствует росту уровня националистических настро -ений.
Данные обстоятельства, с одной сто -роны, крайне затрудняют воплощение в жизнь концепта общероссийской гражданской нации, с другой — усиливают конфликтный потенциал межэтнических отношений.
Социологическое исследование, прове -денное Левада- Центром в ноябре 2012 г., показало, что более 40% респондентов согласны с лозунгом: «Хватит кормить Кавказ», а несуществующая партия «наци -оналистов» по итогам опроса опередила КПРФ и ЛДПР, заняв 2 - е после «Единой России» место в рейтинге партий1.
30—31 марта 2013 г. Приволжским фили -алом Института социологии РАН было проведено исследование общественного мнения «Мониторинг электоральных предпочтений в Нижнем Новгороде и Нижегородской области: проблемы и пер спективы партийно политической ситуа ции в Нижегородской области», которое показало, что 12,6% опрошенных разде -ляют ценности националистов — «силь -ное национальное государство, приори тет национальных ценностей и интересов над групповыми и личными, подчинение рыночной экономики и частной собственности целям и задачам государства, языковое, религиозное и историческое единство населения, духовное и культур ное единство государства. Приоритет тра -диционного вероисповедания»2.
Рабочая группа Общественной палаты РФ на основе данных, предоставленных Институтом общественного проектиро -вания в 2013 г., прогнозирует, что на бли -жайших парламентских выборах (2016 г.) националистическая партия достаточно легко преодолеет существующий барьер, набрав около 10% голосов3.
По данным ВЦИОМа в «Рейтинге наци -ональных угроз — 2013» на первом месте
1 Общественное мнение : ежегодник. 2012. — М. : Левада_Центр, 2012; http://www.levada.ru/ sites/default/files/om - 2012_0.pdf
2 Мониторинг электоральных предпочтений в Нижнем Новгороде и Нижегородской области: проблемы и перспективы партийно -политической ситуации в Нижегородской области // http://www. pf-is.ru/?p=1167
3 Националисты возьмут Госдуму // http:// svpressa.ru/t/66135/
— «заселение России представителями других национальностей4» (35% респон -дентов).
Данные социологических опросов за последний год свидетельствуют о том, что значительная часть населения России относится к группе «разделяющих» или «поддерживающих» националистиче -ские идеи. Этот вывод подтверждает рост конфликтов, имеющих националиста -ческую окраску. Бойкотирование татар -скими националистами празднования Дня защитника Отчества и Дня Победы5, стычки в Москве, Санкт Петербурге, Волгоградской обл., Пугачеве6, прошед -шие с начала 2013 г., наглядно демонстри -руют конфликтный потенциал, сохра няющийся в межэтнических отношениях. А. Михайлов, председатель Совета патрио -тических организаций, считает, что «этни ческая преступность — отражение обще -ственных настроений»7.
Таким образом, сокращение диспропор -ции в социально экономическом уровне жизни этнических групп, контактирую щих между собой, равные возможности их социализации и этнонациональной само идентификации, обеспечение прав граж дан на удовлетворение этнокультурных, языковых и иных потребностей представ ляют собой политический способ реше ния национального вопроса. Монополия политических партий, общественных объ -единений и влияние заинтересованных элитарных этнических групп должны быть сведены к минимуму.
Важной составляющей национального
4 Рейтинг национальных угроз — 2013 // http:// wciom.ru/index.php?id=459&uid=114302
5 Татарские националисты призывают бойкотировать празднование Дня Победы // http:// nazaccent.ru/content/7004- tatarskie- nacionalisty -prizyvayut- bojkotirovat- prazdnovanie - 9.html
6 Двое студентов из Чечни осуждены за драку с ОМОНом // http://nazaccent.ru/content/6891- dvoe -chechenskih- studentov- osuzhdeny-za- draku.html; В Петербурге из за похищения невесты выходцы из Азербайджана устроили массовую драку // http:// nazaccent.ru/content/6881- v - peterburge- iz- za -pohisheniya-nevesty-vyhodcy.html; Чеченский представитель увидел в конфликте в Волгоградской области этнический окрас // http://nazaccent. ru/content/8503- chechenskij - predstavitel -uvidel -v -konflikte -v.html; Националисты заявили об угрозах в адрес участников протестных акций в Пугачеве // http://nazaccent.ru/content/8504-nacionalisty -zayavili- ob -ugrozah-v - adres.html
7 Эксперт: Этническая преступность в России приобретает политический характер // http:// nazaccent.ru/content/8357- ekspert - etnicheskaya -prestupnost-v-rossii -priobretaet.html
вопроса являются субъекты политиче -ского процесса, принимающие непосред ственное участие в его решении, т.е. те, кто разрабатывает программы, и те, кто их реализует. Определить вторую категорию не составляет особого труда — это нацио -нальные регионы. Кто же должен подго -тавливать программы — центр или республики?
С 90 -х гг. до недавнего времени в поли -тической сфере считалось нормой, что федеральная власть задает общую для всех концепцию, а регионы с учетом своей специфики конкретно и детально про рабатывают правовые документы и про граммы мероприятий. Существующее в 90 - х гг. Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики было упразднено, а республики получили широкие полномочия в данной области. В результате практически в каждой появилась своя собственная концепция национальной политики и целевые программы, направ -ленные на поддержку культурных особен -ностей титульной нации. Вышеуказанные причины способствовали нарастанию цен -тробежных тенденций, усилению регио -нов, что отнюдь не всегда способствовало укреплению страны в целом.
Сегодня наметились позитивные сдвиги в данной сфере: учрежден Совет при Президенте РФ по межнациональ ным отношениям1, принята новая стра
1 Указ Президента РФ от 5.06.2012 № 776 «О Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям» // http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70085068/
тегия2, утвержден план мероприятий по ее реализации3, дорабатывается проект ФЦП «Укрепление единства россий -ской нации и этнокультурное развитие народов России»4. Тем не менее вопрос о распределении полномочий между цен тром и регионами в сфере регулирования межэтнических отношений остается не выясненным до конца. Национальный вопрос требует проведения системной политики, реализации целостного ком плекса мероприятий. От его решения во многом зависит развитие Российского государства.
Статья подготовлена в рамках государственного задания на выполнение проекта 6.8221.2013 «Оценка эффективности управления этническими конфликтами в современной РФ».
2 Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. // http://news.kremlin.ru/media/events/ files/41d4346a9l50dd12eda4.pdf
3 План мероприятий по реализации в 2013—2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 15.07.2013 № 1226-р) // http://gov.garant.ru/ SESSГON/PDA/linkProxy?subjectГd=70417548&ent ryГd=8¶graphГd=8&linkType=65537&fromDoc list=1#p_8
4 ФЦП об укреплении единства российской нации будет доработана // http://nazaccent.ru/ content/8566-fcp - ob - ukreplenii - edinstva- rossijskoj-nacii.html