Научная статья на тему 'Национальный суверенитет России в условиях глобализации'

Национальный суверенитет России в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
277
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СУВЕРЕНИТЕТ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Романова Л. М.

В статье ведется речь о том, что традиционные представления о государственном суверенитете и независимости пересматриваются и переосмысливаются в рамках изменяющихся процессов и структур регионального и глобального порядка. Вместе с тем, по мнению автора, Россия не может слепо следовать процессам мировой глобализации, она имеет свой суверенитет, свою природную самобытность и идеологичность и только с учетом данных качественных характеристик может участвовать в процессе мировой глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальный суверенитет России в условиях глобализации»

Л.М. Романова

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ В УСЛОВИЯХ

ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Внутренние перемены в российском обществе происходят на фоне мировых геополитических трансформаций, которые получили наименование «глобализация». Важнейшие проблемы глобализации -это изменение роли и функций национального государства, а также глубинная трансформация основных демократических ценностей, таких как: национальный суверенитет, защита прав собственности и свобод граждан.

Особая роль феномена национального суверенитета в условиях глобализации определяется тем, что он представляет собой основное выражение легитимно-властных полномочий, позволяющих носителю суверенитета выступать в качестве самобытного самостоятельного субъекта не только политико-правовых, но и социально-экономических, духовно-нравственных отношений. Поэтому раскол, а затем и распад СССР, образование новых суверенных государств на месте единого политико-правового пространства, процессы национальной суверенизации, протекающие в современной России, объективно актуализируют интерес к формам организации верховной власти в ее различных измерениях в условиях глобализации.

Отождествление национального суверенитета с народным, характерное для стран традиционалистской ориентации, в российском варианте государственности приобрело нравственный смысл и наполнение. В этой связи все российские этносы были сопричастны к политическому процессу формирования и защиты государственного суверенитета. Поэтому национальное государство является основным политическим и правовым носителем национальной идентичности народа, качеств его социально-культурной самобытности, хранителем традиций, духовно-культурных ценностей народа, и именно эту самобытность, эти ценности и качества поглощает и уничтожает глобализация. А ведь именно самобытные черты и свойства составляют содержание цивилизационного облика любой нации, любого народа, и потеря их равна исчезновению той или иной цивилизации на планете.

Глобализация начинает размывать такие важные прерогативы государства, как контроль над своей территорией, роль государства как хранителя и носителя суверенитета страны, монополию политической власти. Регулирование этих процессов выходит за рамки государства, хотя они и совершаются на подконтрольной ему территории. И чем разнообразнее становится хозяйственное, политическое, научнотехническое и культурное взаимодействие различных стран, тем менее эффективной и более ограниченной оказывается деятельность в этих масштабах и сферах национальных государств. Народы и население разных стран фактически утрачивают свой суверенитет и оказываются второстепенными субъектами политики.

В связи с этим в последнее время в политико-правовой литературе поднимается вопрос о целесообразности создания так называемого мирового правительства, способного интегрировать на всепланетарном уровне совокупные ресурсы мировой экономики взамен прежних национальных государств с их суверенитетом, не успевающих адекватно реагировать на риски глобализации, не справляющихся с ними в силу двух дефицитов: мирового лидерства и времени. Возникает множество межгосударственных, надгосударственных и даже внегосударственных организаций по управлению и регулированию возрастающим массивом глобальных экономических, политических и иных проблем (речь идет о различного рода транснациональных корпорациях (ТНК). Именно они выступают главными ограничителями и своеобразными «заменителями» национального государства, его полновластия и суверенитета. Ибо ТНК видят в институте национального государства главное и основное препятствие утверждению своего безраздельного господства в мире и размывают государственный суверенитет во имя интересов глобального капитала. «Они готовят смену государственного суверенитета суверенитетом (или диктатурой) мирового правительства олигархов» [1, с. 165].

Следует выделить еще один фактор и реальный признак разрушения национальной государственности - ослабление контроля государства над средствами массовой информации. Информационный бум в условиях глобализации, развитие новейших информационных средств и сетей - спутникового телевидения, электронной почты, Интернета, с одной стороны, породило утрату монополии государства на формирование информационного поля на своей территории.

Вместе с тем, с другой стороны, положительным моментом составляющих процессов глобализации современного мира является технологический прорыв в средствах коммуникации, который целиком

изменил характер и особенности национального политического общения. Новые формы коммуникации дают возможность отдельным людям и группам (в том числе и в России) преодолевать географические границы, которые некогда служили препятствием на пути установления контакта, и открывают доступ к широкому спектру социально-культурного опыта, и на данный положительный факт нельзя не обратить внимания. Современные телекоммуникации перестраивают характер и форму политических организаций, а также объединяют сообщества друг с другом в рамках новых структур взаимообмена.

Существующая в настоящее время сеть глобальных телекоммуникаций охватывает все страны, что отражает, как и многие другие глобальные структуры, географию власти и привилегий. Природа современного телекоммуникационного режима представляет собой картину динамического воздействия между государственными и международными сферами. Более того, она настолько усиливает представление о глобальной политике, что политическое пространство не может больше восприниматься просто как географическая карта с нанесенными на ней границами национальных государств.

Глобализацию можно рассматривать как те пространственно-временные процессы изменений, которые служат фундаментом для такого преобразования человеческой деятельности, когда она оказывается единой и осуществляется во всех регионах и континентах. Без учета таких пространственно широких связей дать четкое и непротиворечивое определение этому понятию невозможно.

Другая сторона глобализации связана с возрастанием масштабов властного вмешательства, т.е. она увеличивает пространственную протяженность властных органов и структур. Действительно, власть -один из основных атрибутов глобализации. В глобальной системе, элементы которой становятся все более зависимыми друг от друга, осуществление властных полномочий путем принятия решений, совершение тех или иных действий или бездействие исполнительных органов власти на одном континенте могут иметь существенные последствия для народов, сообществ и домохозяйств на других континентах. Властные отношения глубоко укоренены в самом процессе глобализации. Фактически увеличение протяженности властных отношений означает, что властные центры и само осуществление власти все более и более

отдаляются от субъектов и областей, испытывающих на себе их последствия.

Однако в национально-российской модификации такой жесткий вариант не приемлем ни при каких условиях. Россией нельзя управлять извне, не зная и не опираясь на национальные традиции, идеи и, наконец, национальный менталитет. Данную «чисто российскую» особенность не сможет учесть ни одно «мировое правительство». Поэтому в настоящее время именно во все ускоряющихся темпах мировой глобализации России необходимо заняться возрождением национальной политической элиты, способной конкурировать на международной арене с политической элитой других государств и обладающей политической конкурентоспособностью, мировыми авторитетом и лидерством.

Из состояния «изолированных цивилизаций», или просто международного сообщества государств, мир превратился в глобальную, внутренне взаимосвязанную систему с интенсивными моделями обмена и отчетливыми моделями власти, иерархии и неравенства [2, с. 70].

Проблема состоит в том, что государство сталкивается с новыми вызовами, которые выходят за рамки

национальных территорий, что вовсе не должно означать отказа от государства.

Первейшей функцией государства является «сцепление» им своей территории, ее прозрачность для государственного правления и защита этой территории. Но именно эти функции уничтожаются, в первую очередь, проницаемостью границ в эпоху глобализации. Государство стоит на перепутье: сохранить пространство, за которое оно несет ответственность, и не мешать движению товаров, услуг, финансов, перемещению людей.

Глобализация меняет смысл государства. Государство связано с ценностью укорененности не только с территорией, но и с этносом, нацией. Но глобализация ставит под вопрос суверенитет и само государство как один из кирпичиков построения нового глобализированного мира [3, с. 22]. Однако жизнь показывает, что даже в условиях наиболее успешной, европейской, модели интеграции многие важные функции регулирования общественной жизни может осуществлять только такой институт, как национальное государство. Особенно на примере истории России мы увидели, насколько пагубно разрушать действующие структуры социального управления, прежде чем возникли или были созданы новые, апробированные жизнью и опытом. Это опасно, с точки зрения сохранения стратегической стабильности в мире и устойчивости сложившегося ритма общественного прогресса.

Другой важный фактор сохранения национального государства заключается в том, что оно является единственным надежным политическим институтом современного общества, способного защищать страны и народы от негативных, губительных аспектов глобализации, блокировать и нейтрализовать их разрушительный эффект, негативные последствия.

Таким образом, констатируется тот факт, что традиционные представления о государственном суверенитете и независимости пересматриваются и переосмысливаются в рамках изменяющихся процессов и структур регионального и глобального порядка. Вместе с тем Россия не может слепо следовать процессам мировой глобализации, она имеет свой суверенитет, свою природную самобытность и идентичность и только с учетом данных качественных характеристик может участвовать в процессе мировой глобализации.

Литература

1. Биндюков Н.Г. Глобализация и Россия: парадигма, социально-политический аспект, стратегия левых сил. М.: ИТРК, 2004.

2. Косолапов Н.А. Глобализация: сущностные и международно-политические аспекты //

Международная экономика и международные отношения. 2001. № 3.

3. Судьба государства в эпоху глобализации. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.