Научная статья на тему 'Российская государственностьв условиях мировой глобализации'

Российская государственностьв условиях мировой глобализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
164
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ФЕДЕРАЛИЗМ / ДЕМОКРАТИЯ / НАДНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ИНСТИТУТЫ / GLOBALIZATION / FEDERALISM / DEMOCRACY / SUPRANATIONAL AUTHORITIES / INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кабарухин Денис Игоревич

Статья посвящена проблемам становления российской федеративной государственности в условиях мировой глобализации. Эпоха глобализации вызывает множество проблем в сфере жизнедеятельности общества и инициирует процессы модернизации институционально-правовой системы государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN STATEHOOD IN THE GLOBALIZATION

The article deals with the problems of formation of the Russian federal state in a globalizing world. The era of globalization causes many problems in the area of social life, and initiates the processes of modernization of the institutional and legal framework of the state.

Текст научной работы на тему «Российская государственностьв условиях мировой глобализации»

Внутренние перемены в российском обществе происходят на фоне мировых геополитических трансформаций, которые получили наименование «глобализация». Важнейшие проблемы, которые ставит глобализация, - это изменение роли и функций национального государства, а также глубинная трансформация основных демократических ценностей, таких как: национальный суверенитет, защита прав собственности и свобод граждан. Особая роль феномена национального суверенитета в условиях глобализации определяется тем, что он представляет собой основное выражение легитимно-властных полномочий, позволяющих носителю суверенитета выступать в качестве самобытного самостоятельного субъекта не только политико-правовых, но и социально-экономических, духовнонравственных отношений. Поэтому раскол, а затем и распад СССР, образование новых суверенных государств на месте единого политико-правового пространства, процессы национальной суверенизации, протекающие в современной России, объективно актуализируют интерес к формам организации верховной власти в ее различных измерениях в условиях глобализации.

Глобализация начинает дискредитировать такие важные функции государства, как контроль над своей территорией, обеспечение суверенитета, монополия политической власти; политико-правовое регулирование этих процессов выходит за рамки государства, хотя они и совершаются на подконтрольной ему территории. И чем разнообразнее становится хозяйственное, политическое, научно-техническое и культурное взаимодействие различных стран, тем менее эффективной и более ограниченной оказывается деятельность в этих масштабах и сферах национальных государств.

В глобальной системе, элементы которой становятся все более зависимыми друг от друга, осуществление властных полномочий путем принятия решений, совершение тех или иных действий или бездействие исполнительных органов власти на одном континенте могут иметь существенные последствия для народов на других континентах. Властные отношения глубоко укоренены в самом процессе глобализации. Фактически увеличение протяженности властных отношений означает, что властные центры и само осуществление власти все более и более отдаляются от субъектов и областей, испытывающих на себе их последствия. Однако в национальной российской модификации такой жесткий вариант не приемлем ни при каких условиях. Россией нельзя управлять извне, не зная и не опираясь на национальные традиции, идеи и, наконец, национальный менталитет. Данную «чисто российскую» особенность не сможет учесть ни одно «мировое правительство». Поэтому в настоящее время Россия нуждается в возрождении национальной политической элиты, способной конкурировать на международной арене с политической элитой других государств и обладающей властной конкурентоспособностью, мировыми авторитетом и лидерством.

Таким образом, констатируется тот факт, что традиционные представления о государственном суверенитете и независимости пересматриваются и переосмысливаются в рамках изменяющихся процессов и структур регионального и глобального порядка. Вместе с тем Россия не может бездумно следовать процессам мировой глобализации, она имеет свой суверенитет, свою природную самобытность и идентичность, и только с учетом данных качественных характеристиках может участвовать в процессе мировой глобализации.

В данной ситуации необходим особый подход к принципам федеративных отношений в России, а, следовательно, и к реформированию административной власти в стране. С решением специфических проблем переходного периода Россия «выходит на передовые рубежи общемирового поиска новых средств повышения эффективности национального государства в глобальном мире». Глобализация способна усиливать роль и значение национальных государств, понимаемых как национальные социумы, ставит перед ними задачу максимизации эффективности своей деятельности, но при этом ослабляет механизмы управления этими социумами [1, с. 156-164].

Эпоха глобализации выдвигает множество новых вызовов, среди которых изменение формы и функций современного государства [2, с. 5-16]. Государство все больше утрачивает ореол национального суверена, внешне и внутренне неприкосновенного субъекта международных отношений, и начинает играть роль транзитного органа, призванного оказывать всевозможные услуги своим гражданам - в самых разных областях их взаимодействия с глобальным миром и локальными ареалами существования. Государство-властитель постепенно уступает место государству-

координатору, что требует наличия полноценных гражданских институтов, самоуправления и ориентации общества на демократические и либеральные ценности. Какая же форма государства наилучшим образом удовлетворяет этим требованиям?

Федерализм и глобализация везде дополняют и усиливают друг друга: федералистские методы принятия решений наиболее подходят для мира, в котором все взаимосвязано и взаимозависимо, в то время как нынешняя мировая динамика повсеместно порождает и поощряет федеративные практики и институты. С одной стороны, федерализм является политико-правовой оболочкой глобализации и в эпоху глобализации быть федералистом считается хорошим тоном, но, с другой стороны, глобализация бросает федерализму довольно серьезные вызовы, и это позволяет говорить о глобализационном кризисе федерализма.

Другим вызовом глобализации является, как ни странно, кризис демократии, точнее, традиционной для Запада демократической системы власти и самоуправления. Безусловно, именно эта система выступила в качестве культурной основы и идеологического стимула глобализации. Однако по мере перекраивания геополитической и экономической карты мира действенность таких аспектов демократии, как контроль над политической властью и принятием решений, публичная ответственность властей предержащих и даже выборы (о чем свидетельствует, в частности, факт появления непонятно кем выбранных или назначенных чиновников, управляющих сегодня объединенной Европой), явно ослабевает. Кроме того, нынешняя государственная власть, все более превращаясь в национального корпоративного управляющего, приобретает склонность смотреть на свою страну как на корпорацию, соперничающую с другими государствами или регионами-корпорациями, а корпоративная демократия - весьма сомнительная вещь.

Иными словами, в ходе глобализации значительным перегрузкам подвергается даже западная демократическая система, и это позволяет некоторым наблюдателям утверждать, что российская демократия формально находится сегодня на уровне западной. И здесь, естественно, возникает вопрос: хватит ли у демократической культуры Запада запаса прочности, чтобы преодолеть вызванный глобализацией системный кризис, а у российской демократии (а также у российской власти и российского общества) здравого смысла, оказавшись, пусть формально, на «одной доске» с западной, и далее идти с ней (и со всем глобализирующимся миром) «в ногу», постепенно прививая своей национальной культуре демократические ценности? Во всяком случае, борьба за федерализм и отстаивание демократии в российском случае неотделимы друг от друга; это две стороны одной и той же медали.

Эпоха глобализации характеризуется расширением сферы применения самой федеративной идеи. Федерализация государственной власти проявляется в виде деволюции государственно-властных полномочий в унитарных государствах либо создания квазифедеративных наднациональных образований, сочетающих в себе черты федерации и конфедерации. Деволюция приводит к появлению смешанных, гибридных форм территориальной организации государства, в которых гарантирована территориальная автономия и допускаются различные формы участия территориальных образований в формировании государственной воли.

Для федеративных государств характерны наличие иерархии двух уровней государственной власти (власть субъектов федерации тоже признается государственной, по крайней мере в Конституции РФ), конституционное распределение законодательных и исполнительных полномочий, финансовых ресурсов, обеспечивающее их самостоятельность; представительство субъектов федерации в федеральных органах власти, принимающих ключевые решения, верховенство федерального права, в том числе федеральной конституции, для изменения которой, как правило, требуется согласие значительного числа (обычно двух третей) субъектов федерации. В условиях интернационализации экономической жизни и возрастания взаимозависимости в мире федеративные государства с многоуровневой организацией государственной власти (в том числе и Россия) сталкиваются со многими проблемами, не характерными для унитарных государств, где, как правило, вся полнота власти концентрируется на общенациональном уровне. В числе таких проблем можно, в частности, выделить следующие:

- отсутствие необходимой кооперации между различными уровнями власти при решении проблем глобального характера (охрана окружающей среды, обеспеченность энергоресурсами, терроризм, организованная преступность, нелегальная миграция, борьба с бедностью);

- протекционизм субъектов федерации и установление барьеров, исключающих свободное движение товаров, трудовых ресурсов и услуг, что препятствует местным компаниям стать конкурентоспособными в глобальном масштабе;

- высокий конфликтогенный потенциал бюджетных и налоговых взаимоотношений федерации и ее субъектов;

- разногласия между органами государственной власти федерации и ее структурных подразделений в отношении того, какой из уровней власти обладает наилучшим потенциалом для урегулирования спорных вопросов.

В то же время федеративные государства, в отличие от унитарных, обладают большим потенциалом для адаптации к глобальным вызовам. Богатый опыт сотрудничества и урегулирования конфликтов в рамках федерации позволяет федеральным и региональным органам государственной власти более гибко взаимодействовать с наднациональными структурами, зарубежными государствами и их структурными подразделениями. Соперничество между субъектами федерации стимулирует экономическое развитие и инновации. Кроме того регионы обладают определенными полномочиями и финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления экспериментальных программ и проектов, которые в случае их успешной реализации могут быть распространены на всю территорию страны.

В новых условиях органы власти федерации и субъектов федерации должны определить стратегические приоритеты, с тем чтобы усилить преимущества глобализации и снизить ее издержки. При этом главной их целью должно стать обеспечение конкурентоспособности страны и регионов на международном уровне. Эффективность реагирования на экономические и социальные изменения глобальной окружающей среды зависит от жизнеспособности системы взаимоотношений между федеральными и региональными органами власти, которая должна ориентироваться, с одной стороны, на стимулирование здоровой конкуренции между различными уровнями власти в поисках оптимальных решений, обусловленных глобальными вызовами, с другой - на обеспечение конструктивного сотрудничества, направленного на разработку механизмов и инструментов урегулирования новейших политико-правовых проблем, которые могут быть разрешены только совместными усилиями федеральных и региональных институциональных структур.

В ходе глобализации получают развитие универсальные черты федерализма. Конструкция федеративного государства и его система права имеют много общего в таких разных федерациях, как Швейцария, Германия, Россия, Индия и Бразилия. Вместе с тем сохраняется и многообразие, которое не противоречит общей тенденции, а вписывается в нее.

Внедряя универсальные принципы федеративного устройства, глобализация объективно способствует укреплению единства Федерации, создает более благоприятные возможности для внутрифедеральной интеграции. Вместе с тем в определенной степени она «ломает» самобытность, нивелирует различия народов и субъектов Федерации, особенности их организационных форм, подчиняя более общим и абстрактным правилам. В силу этого одна из актуальных задач российского федерализма - оптимальное сочетание единства и многообразия. Глобализация стремится, с одной стороны, придать универсальный характер некоторым элементам, присущим всем федеративным государствам и их правовым системам, с другой - распространить те или иные аспекты федерализации на иные отношения. Этим обусловлено возникновение такой формы, как региональное государство, сочетающее черты федерации и унитаризма, предполагающее проникновение элементов федерализма на уровень местного самоуправления и т.д. Однако процессы глобализации не в состоянии привести все многообразие федераций и федеративных объединений к какому-то общему, довольно абстрактному знаменателю. Универсализм не исключает сохранения самобытности самой федерации и ее субъектов.

Глобализация сочетает процессы централизации и деволюции. С одной стороны, стремление к всеобщему неизбежно ведет к централизации структур, функций, отношений. С другой - усиление

глобализационных тенденций предполагает передачу территориально локализованных полномочий от центрам регионам. В отличие от децентрализации, при которой центральная власть сохраняет за собой возможность возвращения переданных полномочий, деволюция предполагает более кардинальную трансформацию территориальной системы управления, передачу региональным органам не только исполнительных, но и законодательных полномочий, предоставление широкой автономии регионам и установление гарантий сохранения за ними переданных полномочий.

Тенденция централизации и деволюции присуща и развитию российского федерализма. Наиболее важные экономические, социальные и, особенно, политические функции сосредоточиваются у федерального центра - об этом свидетельствуют новейшие законодательные мероприятия, связанные с введением новых мер федерального воздействия, с изменением принципов поддержки социально не защищенных групп населения, введением нового порядка замещения поста высшего должностного лица субъекта Федерации.

Любая федерация - это конфликтогенная система. В отношениях федеральных органов с органами власти субъектов федерации постоянно возникали и будут возникать напряженные ситуации. В то же время необходимо отметить и стремление субъектов федерации к единству, поскольку они нуждаются не только во взаимодействии друг с другом, но и в поддержке федерального центра.

Глобализация находит свое выражение не только в появлении новых тенденций в развитии федерализма, его новых моделей, но также в возникновении переходных к федерализму форм территориальной организации государственной власти. Глобализация идет «вниз», распространяясь на субъекты федераций и муниципальные образования, и развивается «вширь», оказывая влияние на структуру, полномочия и процессы деятельности органов государственной власти, видоизменяя сложившиеся взаимосвязи главы государства, парламента, правительства, их отношения с гражданами [3, с. 137-138]. Не все из таких изменений вызваны именно процессами глобализации. Многие из них обусловлены внутренними причинами. Однако некоторые внутренние факторы могут быть связаны и с процессами глобализации. Об этом отчетливо свидетельствует мировой финансовый кризис, который приводит к изменениям в деятельности правительств и парламентов, выдвигая на первый план принятие срочных законов по оздоровлению финансовой системы. Такие новации присущи не только федеративным государствам. Они отражают универсальные тенденции, характерные для унитарных и региональных государств.

Глобализация оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности общества и государства, инициирует процессы модернизации политико-правовой системы. В этих условиях ученые -государствоведы предпринимают попытку определения перспектив развития федерализма, предлагают основные направления его модификации.

Многоуровневый характер явлений глобализации не только усиливает взаимозависимость государств и необходимость расширения сфер сотрудничества, но и порождает проблемы сохранения их идентичности, учета национальных интересов, культурной, конфессиональной и языковой специфики. Глобализация не должна стирать национально-государственные различия и в ущерб исторически сложившимся в каждом сообществе ценности принудительно унифицировать правовое, политическое, национальное и культурное пространство проживающих в государствах народов.

Литература

1. Ришар Жан Француа. Глобальные проблемы и способы их решения // Россия в глобальной политике. 2003. №2.

2. Чиркин В.Е. Глобализация и федерализм // Государство и право. 2007. № 7.

3. Романова Л.М. Национальный суверенитет в России в условиях глобализации // Философия права. 2007. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.