УДК 330.101.54
Л. Р Батукова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК КАПИТАЛА КАК ФАКТОР КОРПОРАТИВНОГО РАЗВИТИЯ
Рассмотрена необходимость формирования эффективной модели рынка капитала, обеспечивающей финансирование компаний реального сектора на основе принципов инновационного развития; понятие национального (странового) рынка капитала; подходы к анализу рынка капитала; модели рынка капитала и уровень их значимости для целей изучения и оценки национального рынка капитала.
Ключевые слова: компании реального сектора, национальный (страновый) рынок капитала, модели рынка капитала, управление и регулирование рынка капитала.
Одной из приоритетных задач корпоративного управления компаний реального сектора является формирование механизма обновления и совершенствования предприятия. В настоящее время данная задача должна решаться на основе принципов инновационного развития, что требует все больших инвестиционных затрат. Получение средств на развитие и обновление в значительной степени обеспечивает рынок капитала. Эффективность рынка капитала во многом определяет эффективность развития реального сектора.
Подходы к организации рынка капитала различаются в разных странах. В России в настоящее время до конца не определена концептуальная платформа развития национального рынка капитала, хотя необходимость его скорейшего развития признается на всех уровнях власти, в силу чего исследование данной проблемы представляется своевременным и важным.
С практической точки зрения, национальный рынок капитала - это механизм, позволяющий покупать и продавать инвестиционные ресурсы. Организационно, рынок капитала может быть либо местом, куда действительно приходят представители покупателей и продавцов (Нью-Йоркская фондовая биржа), либо же коммуникационной сетью, которая связывает покупателей и продавцов и не требует их физического присутствия (Лондонская фондовая биржа).
Если более детально исследовать организационную сущность национального рынка капитала, то необходимо обратить внимание, что данный рынок обладает двойственностью. С одной стороны, это целостная социоэко-номическая система, состоящая из взаимосвязанных взаимодействующих элементов, с другой - это среда, представляющая собой совокупность внешних условий, в которых реализуют свой финансовый и экономический интерес различные виды собственников, юридически и организационно обособленных.
Национальный (страновый) рынок капитала как целостная социоэкономическая система представляет собой совокупность элементов, состоящую из экономических агентов, действующих в своих частных интересах, государственных и общественных институтов, регулирующих рынок капитала правовыми и организационными мерами в интересах финансового рынка в целом, а также в интересах системы более высокого уровня - государства. В число элементов системы рынка капитала входит также и так называемый регулятор, который представля-
ет собой созданную в рамках национальной (страновой) финансовой системы подсистему институтов, сочетающих черты коммерческого банковского учреждения и государственного ведомства. Регулятор обладает юридической независимостью при принятии решений. Действуют регуляторы исходя из политико-экономической доктрины, принятой на уровне правящей элиты, используя экономические методы. Это обусловлено тем, что экономические интересы регулятора смыкаются с экономическими интересами правящих государственных кругов, так как регулятор организационно выстраивается по принципу аффилированности с государством.
Центральным элементом регулятора, как правило, является Центральный банк. Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества. При этом во многих странах его капитал принадлежит государству (во Франции, в Великобритании, Германии, Нидерландах) или государство владеет частью капитала (в Бельгии, Японии), либо акционерами ЦБ являются коммерческие банки (в США) или другие финансовые учреждения (в Италии).
Двойственная природа национального рынка капитала, с одной стороны, роднит его с предприятием. Оба объекта являются относительно обособленными социо-экономическими системами, имеющими индивидуальный вектор развития, определенный миссией, а также границы, отделяющие данную систему от прочих родственных и обеспечивающие относительную независимость ее развития. С другой стороны, национальный рынок капитала имеет сходство с социально-экономическими средами, например с правовой средой. Это сходство проявляется в том, что национальный рынок капитала проявляет себя по отношению к экономическим агентам - субъектам данного рынка - как совокупность относительно и абсолютно неподконтрольных им институциональных условий.
Это значит, что к формированию рынка капитала дол -жны быть применены специальные подходы: отчасти аналогичные подходам к формированию и развитию предприятий, отчасти имеющие место при формировании и развитии социоэкономических сред.
Национальный рынок капитала, как и предприятие, имеет определенные границы. В целом они совпадают с географическими границами соответствующего государства, но кроме того, могут включать резидентов, находящихся за пределами данных границ (например, филиалы финансовых компаний и банков, находящиеся на терри-
тории других государств). В то же время нерезиденты, находящиеся на территории данного государства, могут как быть, так и не быть элементами национального рынка капитала. Если банк или другой финансовый институт получил официальную аккредитацию на национальном финансовом рынке, то он может быть элементом национального рынка капитала. Если иностранный банк или другой финансовый институт не аккредитован для работы с резидентами данного национального рынка капитала, но имеет право работать с нерезидентами на территории данной страны, то он не является элементом национального рынка капитала.
Национальный рынок капитала - система отрытая, границы его проницаемы и элементы внутренней среды в значительной мере подвержены влиянию со стороны внешних сил. Но в то же время, наличие достаточно четко обозначенных границ свидетельствует об относительной обособленности объекта от прочих рыночных систем. По нашему мнению, это важная черта. Обособленность должна быть присуща национальному рынку капитала, но на разных этапах развития возможен различный уровень обособленности.
Глобалистические призывы со стороны развитых стран о необходимости максимально избавляться от границ национального рынка капитала, превращая национальный рынок капитала в периферию глобального рынка, должны быть подвергнуты глубокому анализу, тем более что ни один из общепризнанных наиболее эффективных национальных рынков капитала (ни рынок Великобритании, ни США, ни Германии и так далее) не формировался изначально на глобалистической основе, т. е. без границ. Глобализация происходила позже, после того как национальный рынок достигал определенного уровня зрелости. Данный аспект генезиса рынка капитала весьма схож с генезисом обычного предприятия. Ведь никто не будет спорить, что небольшое молодое предприятие, особенно если оно потенциально является серьезным конкурентом круп -ной, эффективной, давно работающей на рынке компании, нуждается в серьезной защите и не должно идти в лобовое столкновение с более сильным конкурентом.
Развитие национального рынка капитала, как и отдельного предприятия, обусловливается как внутренними процессами, так и внешними факторами. В то же время, благоприятные внешние условия могут только облегчить развитие, но не обусловить его. Без внутреннего целенаправленного движения рыночная система не состоится. Акцент в данном случае делается именно на целенаправленность. Этим, в свою очередь, объясняется тот факт, что в ходе становления и развития наиболее эффективных национальных рынков капитала обязательно появлялась некая глобальная цель, или точнее сказать, миссия национального рынка капитала. Эта миссия объединяла все элементы рынка, что позволяло им действовать как единому целому по отношению к внешним факторам, а также осуществлять экономическое сотрудничество между собой, несмотря на конкуренцию. Данный аспект подтверждается историей становления и развития наиболее развитых рынков капитала.
Таким образом, миссия - это один из базовых элементов организации национального рынка капитала, роль
миссии состоит в синхронизации интересов контрагентов национального рынка капитала и формирования вектора развития для системы в целом. Миссия должна обеспечить развитие системы таким образом, чтобы, во-первых, внутренняя конкуренция экономических агентов не приводила к развалу единства системы и хаосу, а напротив, создавала внутренние стимулы для развития системы; во-вторых, регулирование рынка капитала обеспечивало допустимый уровень прозрачности границ, с тем, чтобы не допустить крайностей: их закрытия для перемещения капиталов и вследствие этого отторжения от мирового рынка капитала, или окончательного размывания границ и преждевременной интернационализации и глобализации национального рынка капитала; в-третьих, регулирование рынка капитала обеспечивало синхронизацию внутренних интересов агентов рынка капитала и интересов реального сектора. Отрыв интересов рынка капитала от интересов реального сектора повлечет формирование финансовых пузырей и как следствие - кризисов.
Когда речь заходит о формировании миссии, то мы должны прежде всего ответить на вопрос: чему призван служить национальный рынок капитала? Если мы приняли за основу, что национальный рынок капитала призван обеспечивать потребности реальной экономики, то для формирования эффективной концепции рынка капитала и соответствующей ей инфраструктуры мы должны прежде определиться с концепцией развития реального сектора нашей экономики: доминирующей моделью корпоративного управления, основными линейками конечных продуктов, своем месте в международном разделении труда.
Именно спрос, предъявляемый со стороны реального сектора, доминирующие формы его развития должны задавать основные параметры развития национального рынка капитала. В противном случае его развитие будет фиктивным и более того - обескровит и без того слабый реальный сектор. Все это свидетельствует о том, что формулировке миссии рынка капитала должна предшествовать работа по определению модели корпоративного развития реального сектора.
Таким образом, проблему формирования и развития рынка капитала необходимо рассматривать в тесной связи с проблемой корпоративного развития в реальном секторе экономики, точно так же, как проблемы формирования и развития корпоративного развития должны рассматриваться в тесной связи с проблемами становления рынка капитала.
Несмотря на то что двойственность природы рынка роднит его с обычным предприятием, управление рынком капитала осуществляется по другим схемам, нежели те, которые приняты при управлении компанией. Это обусловлено тем, что рынку присущи свойства социоэ-кономической среды, в частности, неподконтрольность агентам данного рынка институциональных условий, а также отсутствие линейной подчиненности самих агентов регулирующим органам.
Являясь целостной социоэкономической системой, национальный рынок капитала в то же время не имеет строгой иерархической организации своих элементов, как, например, частное или государственное предприятие. Поэтому мы не вправе говорить об управлении рынком
капитала, если под управлением понимать сознательное целенаправленное воздействие со стороны руководящих органов на людей и экономические объекты, обеспечивающее получение запланированных результатов. Это обусловлено самой природой рынка, суть которой в свободных отношениях между контрагентами по поводу купли-продажи товаров и услуг и заключению торговых сделок.
В то же время можно и нужно говорить о регулировании рынка капитала. Регулирование - это вид управления, посредством которого характеристики управляемой системы удерживаются в рамках параметров, заданных управляющей системой. По сути, регулирование - это управление, но в узком смысле слова.
Безусловно, в число регулирующих воздействий включаются законодательное регулирование и саморегулирование работающих на рынке организаций. Регулирование также осуществляется при помощи близких к правительственным кругам регуляторов (ЦБ в России, ФРС в США и прочих) при помощи экономического принуждения (дополнительной эмиссии денег, изменения учетной ставки ЦБ и т. п.). Кроме того, каждая транзакция, осуществленная экономическими агентами рынка, может рассматриваться как саморегулирующее воздействие рынка капитала на самого себя.
Принципиальное отличие регулирующих воздействий рынка капитала от управляющих воздействий в рамках предприятия заключается в том, что вектор управляющего воздействия в рамках предприятия преимущественно направлен линейно (от субъекта управления к объекту управления), а вектор регулирующего воздействия на рынке капитала направлен линейно, только тогда, когда речь идет о законодательном регулировании. Все остальные регулирующие воздействия не имеют линейной траектории от субъекта воздействия к объекту.
Например, когда мы рассматриваем управляющее воздействие внутри корпорации, то данное воздействие исходит из точки А и направлено в сторону точек Б и В. Эффективность данного воздействия, результат данного воздействия измеряется степенью и качеством реакции объекта воздействия.
Рассмотрим рынок капитала. Обычная транзакция рынка капитала - покупка долговых обязательств экономическим агентом А у агента Б. Регулирующее воздействие данной транзакции в этом случае направлено не от А к Б (по вектору транзакции), а от А к прочим элементам системы по информационным каналам. Сущность регулирующих воздействий, направленных к прочим контрагентам системы, состоит, например, в информировании их в том, что агент А решил, что долги агента Б являются надежными долгами, или в том, что долги агента Б предпочтительнее долгов агента В и так далее.
От агента Б также направляются регулирующие воздействия к остальным контрагентам системы, их сущность может состоять в том, например, что рынок готов кредитовать долги такого контрагента, как контрагент Б.
Очевидно, что на рынках капитала различных стран характер и форма регулирующих воздействий различаются, и это обусловлено многими причинами. Поэтому одной из важнейших характеристик национального рынка капитала как единой социоэкономической системы,
является характер и форма распространения регулирующих воздействий, в том числе регулирующих воздействий законодательного характера, а также транзакционных воздействий.
Рынок как среда, где реализуют свой финансовый и экономический интерес различные виды собственников, юридически и организационно обособленные, состоит из следующих участников:
- конкурирующих собственников, основная цель которых - стремление к максимальной прибыли, а отнюдь не к успеху всей системы;
- профессиональных финансовых посредников, обеспечивающих осуществление транзакций на основе установленных законодательством норм;
- института регуляторов (как государственных, так и не государственных), который стремиться согласовать интересы собственников с интересами государства и своими собственными.
Рыночная среда представляет собой институциональную инфраструктуру, состоящую из государственных и общественных организаций, действующих на основе принятой системы права, культурной и деловой традиции. Теоретически, данная среда призвана обеспечить возможность для каждого агента - резидента системы, желающего заключить сделку, равные права и равную защиту его частного интереса.
Рыночная среда имеет следующие характеристики:
- количество контрагентов, присутствующих на рынке;
- уровень свободы контрагентов в достижении своих собственных интересов;
- уровень рисков участвующих в сделках контрагентов;
- характер и сила влияния регулятора на процессы внутри системы и на внешние взаимоотношения системы;
- уровень зависимости от внешних факторов и рыночных систем.
Таким образом, вследствие своей двойственности рынок обладает специфическим набором характеристик, которые должны быть учтены при анализе и регулировании национального рынка капитала.
Важной характеристикой рынка ссудных капиталов является перечень субъектов рынка. Помимо профессиональных участников рынка ценных бумаг (в соответствии с Федеральным законом № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг»), он включает государство, банки, в том числе центральные, небанковские финансовые институты (страховые компании, пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды), корпоративных инвесторов (крупные предприятия, транснациональные корпорации, мелкие и средние предприятия), частных инвесторов.
Основные функции, которые призван осуществлять рынок капитала, следующие:
- информационная, представляющая собой способность рынков капитала эффективно перерабатывать информацию, благодаря чему участники рынка узнают о цене (стоимости) конкретных финансовых инструментов;
- функция хранения богатства;
- функция распределения рисков через диверсификацию;
- мобилизационная. Способность рынков выполнять эту функцию - мобилизовывать капитал - делает их осо-
бенно привлекательными для развивающихся стран, где предложение капитала может быть недостаточным. В экономике с неразвитым финансовым рынком нехватка капитала затрудняет развитие. Мобилизационная функция непосредственно связана с предложением на рынке и ролью финансовых рынков как источников капитала.
Перечисленные характеристики с большей или меньшей периодичностью используются при анализе и оценке рынка капитала. Но необходимо отметить, что на практике использование данных характеристик отличается бессистемностью и поэтому минимальной информативностью. Для более системного анализа в рамках экономической науки выработан подход на основе выделения моделей рынка капитала.
В теории выделяют две основные, теперь уже можно сказать, классические, модели рынка капитала. Прежде чем их рассмотреть, оговоримся, что модель - это условный образ объекта исследования. Модели могут создаваться с различными целями, в нашем случае - для анализа состояния и развития специфического объекта -рынка капитала. Модель рынка капитала необходима, чтобы абстрагироваться от несущественных или слабо влияющих на состояние и развитие системы факторов и найти факторы принципиально важные, определяющие устойчивое, поступательное развитие данного рынка. Модель рынка капитала должна отразить характеристики, существенные для целей нашего исследования.
В соответствии с первой моделью рынка капитала, основным институтом, предоставляющим капитал, является банковская система, вторая модель предусматривает «подход с широким участием», в котором акцент делается на вовлечение населения в инвестирование накопленных средств, а соответственно, основной институт, предоставляющий капитал, - это фондовая биржа.
В рамках первой модели предложение капитала преимущественно осуществляется банковскими и кредитными учреждениями. В этой модели компании и частные лица в основном перепоручают принятие решений об инвестировании банкам, сами напрямую деньги не инвестируют. Банки же дают деньги взаймы, а сами являются основными покупателями акций и облигаций компаний. Они доминируют на рынке ценных бумаг: владеют ценными бумагами и контролируют торговлю ими. Структура финансовых продуктов на таких рынках наиболее консервативна. Данная модель (еще ее называют германской) широко распространена в континентальной Европе и в Японии, соответственно, она генетически связана с германской и японской моделями корпоративного управления.
Вторая модель рынка капитала, сформировавшаяся в США и Великобритании, характеризуется активным использованием фондового рынка для инвестиционных целей. Фондовый рынок в основном отделен от банков законодательной базой, требующей снижения банковских рисков и ограничивающей участие банков в спекулятивных схемах. Данная модель обеспечила существование американского типа корпоративного управления.
Обе модели рынка капитала формировались и корректировались под воздействием спроса и предложения, предъявляемого со стороны доминирующей на террито-
рии государства модели корпоративного управления. И это понятно, так как изначально рынок капитала призван обеспечивать потребности реальной экономики. В то же время сформировавшийся рынок капитала оказывает значительное воздействие на корпоративные формы реального сектора, поэтому проблему формирования и развития рынка капитала необходимо рассматривать в тесной связи с проблемой корпоративного управления в реальном секторе экономики точно так же, как проблемы формирования и развития корпоративного управления должны рассматриваться в тесной связи с проблемами рынка капитала.
В основу идентификации данных моделей закладываются следующие характеристики:
- доминирование тех или иных финансовых институтов;
- деловые и культурные традиции, общепринятые этические принципы отдельных стран;
- страновая принадлежность и правовая система (как правило, имеет место разделение на континентальную и англо-саксонскую системы) отдельных государств.
В последние двадцать-тридцать лет происходят кардинальные изменения в мировой экономике, в том числе и в корпоративном управлении реального сектора, и в финансовой сфере. Структура рынка капитала стремительно меняется. Классические модели претерпевают изменения, кроме того, появляются новые механизмы, которые закладывают основы появления новых моделей рынка капитала, активно взаимодействующих с корпоративными структурами реального сектора. Это в свою очередь приводит к тому, что фактически роль и влияние на мировую экономику традиционных моделей падает. Данный процесс носит глобальный характер и требует анализа и осмысления.
В работе «Модели рынков ценных бумаг» Б. Чески-дов [1] анализирует современные взгляды на модели рынка капитала и отмечает необходимость построения таких моделей вследствие удобства изучения частных практик на основе их анализа. В то же время необходимо заметить, что существующие классические модели часто не отвечают потребностям исследования развития рынка капитала. Б. Ческидов обращает внимание на то, что в основу определения классических моделей закладываются относительно разрозненные факторы: страновая принадлежность, доминирование тех или иных финансовых институтов, правовая система (как правило, имеет место разделение на континентальную и прецедентную системы), деловые традиции или этические принципы отдельных обществ.
Подобный подход отчасти приемлем для укрупненного исследования и формирования обобщающих ментальных конструкций. Когда речь заходит о более узких задачах необходимости формирования практических рекомендаций в области реорганизации конкретного рыночного механизма, данные подходы не дают необходимых результатов.
Для разрешения этой проблемы Б. Ческидов предлагает построить модель, в которой отдельные факторы были бы увязаны между собой и обобщены единым фактором: общественным явлением, исходным и определяющим для такого рода модели. Избранный им параметр -
достаточность капитала - становится критерием, на основе которого образуется однородный ряд моделей и отдельные модели различаются между собой. Под «достаточностью» автор подразумевает обеспечение инвестиционного процесса и выделяет четыре основные модели в соответствии с данным признаком (см. таблицу). В первом и втором случае наблюдается дефицит инвестиций. В третьем случае наблюдается баланс. В четвертом случае наблюдается избыток инвестиций.
Модель в предложенном модельном ряду - инструмент классификации, некая абстракция, в чистом виде не существующая. Субмодель - страновая категория, связана со страной - ее носителем, поэтому по мере развития национальной экономики одна и та же субмодель может последовательно входить в качестве элемента в разные модели и число элементов в модели меняется.
Данный подход к формированию моделей рынка капитала, без сомнения, значительно более продуктивен с точки зрения практического анализа, чем классический подход. В ряд достоинств данных моделей нужно поставить следующие их преимущества:
- предложенные модели являются развитием идеи, заложенной в классических моделях, при этом они более детально описывают объект и обнаруживают причинноследственные связи внутренней структуры объекта;
- модели позволяют классифицировать и анализировать на единой теоретической платформе всю совокупность национальных рынков капитала;
- модели в явном виде увязывают финансовый аспект инвестиционного процесса с производственным.
Несмотря на достоинства данного подхода, он остается достаточно общим. Он позволяет констатировать факт
формирования той или иной модели в рамках того или иного государства, выявить страновые особенности и конкретные исторические предпосылки, приведшие к формированию данной модели, но не позволяет вскрывать принципиальные, глубинные экономические причины, которые обусловили становление именно такой модели. Если основывать анализ рынка капитала исключительно на анализе данных моделей, то мы, в конечном счете, сузим свой анализ до конкретных исторических условий формирования той или иной модификации модели (субмодели). В то же время наша задача состоит в том, чтобы выявить принципы, очищенные от историчности, выявить содержание, присутствующее в конкретной исторической форме, чтобы получить инструменты, позволяющие формировать желаемую модель, корректировать имеющуюся в новых исторических условиях.
Для решения данной задачи необходимо более подробно рассмотреть организационную основу двух моделей (в соответствии с классификацией Б. Ческидова): модель относительно недостаточного капитала (на примере Германии) и модель избыточного капитала (на примере США). Данные модели являются ключевыми по следую -щим причинам:
- они, по-сути, конкретизируют классические модели рынка капитала, которые глубоко укоренены в экономическую и юридическую науку и практику развитых стран, и их исследование предоставляет бесценный опыт для формирования современных подходов к развитию национального рынка капитала;
- на протяжении длительного времени экономисты рассматривали их как конкурирующие модели в эпоху глобализации и данные споры обострил мировой фи-
Модели рынка ценных бумаг, в соответствии с классификацией, предложенной Б. Ческидовым
Наименование модели Характеристика Г осударства, где реализована данная модель на уровне страновой субмодели
Модель абсолютно недостаточного капитала Не все имеющиеся национальные инвестиционные ресурсы потребляются производством, национальное производство не может эффективно потребить дополнительные иностранные инвестиции. Производство испытывает недостаток в инвестиционных ресурсах, однако не способно эффективно освоить даже имеющееся их количество. Этот дисбаланс не исправить простым притоком инвестиций Италия
Модели относительно недостаточного капитала Все имеющиеся национальные инвестиционные ресурсы потребляются производством, национальное производство может эффективно потребить дополнительные инвестиции. В целом, национального капитала не хватает, но условия для его усвоения производством есть Германия
Модель достаточного капитала Все имеющиеся национальные инвестиционные ресурсы потребляются производством, национальное производство не нуждается в дополнительных иностранных инвестициях. Таким образом, национальных инвестиций хватает для удовлетворения производства и оно не испытывает недостатка в них. Но хотя объем инвестиционного ресурса и достаточен, он не избыточен, в результате чего инвестор не испытывает недостатка в объектах инвестиций не только вследствие количества таких объектов, но и вследствие ограниченности своих возможностей Скандинавские страны
Модель избыточного капитала Не все имеющиеся национальные инвестиционные ресурсы потребляются производством, национальное производство не нуждается в дополнительных инвестициях. Национальных инвестиций столько, что они не находят себе применения внутри страны, а производство всегда может получить необходимые средства Англия, США и Канада
нансовый кризис, поскольку он привел к частичной дискредитации англо-саксонской модели избыточного капитала;
- обе модели рассматриваются как наиболее привлекательные ориентиры развития российского рынка капитала, и поэтому государство готово поддержать формирование либо одной из них, либо смешанную форму.
Исходя из общей характеристики организации рынка капитала, модель относительно недостаточного капитала (на примере Германии) и модель избыточного капитала (на примере США) должны быть проанализированы следующим образом:
1. Выявлены основные этапы и характер корпоративного развития реального сектора соответствующего государства, как фактор формирования и развития рынка капитала.
2. Каждый этап корпоративного развития реального сектора охарактеризован с точки зрения:
- достаточности капитала;
- миссии национального рынка капитала;
- степени эффективности осуществления своих функций рынком капитала;
- институциональной организации рынка, доминирующих регулирующих воздействий и степени эффективности их влияния на рынок;
- инфраструктуры организации национального рынка капитала;
- границ и степени открытости национального рынка капитала;
- характеристики национального рынка капитала как среды, обеспечивающей условия для заключения экономическими агентами сделок.
Данный подход позволит выявить взаимосвязь между организацией рынка капитала и характером корпоративного развития реального сектора, на основе чего можно сделать выводы о наиболее эффективных подходах к развитию национального рынка капитала России, разработать приемлемую для российской экономики модель и средства ее формирования.
Библиографический список
1. Ческидов, Б. Модели рынков ценных бумаг / Б. Чес-кидов. СПб. : Питер, 2006.
L. R. Batukova
NATIONAL CAPITAL MARKET AS A FACTOR OF FIRM DEVELOPMENT
The necessity offorming the effective model of capital market, providing with a company financing of the real sector on the basis of innovation development principles is considered. Also the conception of national capital market, ways of analysis of the capital market, models of capital market and their concernment level to study and estimate the national capital market is rated .
Keywords: companies of the real sector, national capital market, models of capital market, control and regulation of capital market.
УДК 339
Т. А. Баранкина, О. Н. Якименко
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОКАЛЬНОГО РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Рассматривается необходимость сегментации потребителей медицинских услуг на локальном рынке с целью повышения экономической эффективности организации здравоохранения. На основе маркетинговых исследований проводится анализ факторов, влияющих на удовлетворенность потребителей качеством и доступностью медицинских услуг.
Ключевые слова: сегментация рынка медицинских услуг; качество и доступность; удовлетворенность потребителей.
В России более пятнадцати лет существует система жившимися требованиями к их качеству. Однако особен-
обязательного медицинского страхования, происходят из- ности рынка медицинских услуг диктуют необходимость
менения и в порядке организации медицинских услуг. введения специальных понятий и дополнительных мар-
Общие принципы развития рыночных отношений пыта- кетинговых исследований.
ются автоматически переносить на систему здравоохра- Первая задача такого исследования - теоретически ос-
нения. Принцип содержания бюджетных учреждений мыслить роль рынка в достижении целей политики здравопостепенно уступает место оплате результатов их деятель- охранения, а именно сохранении здоровья населения в це-
ности - объема услуг, оказанных в соответствии со сло- лом и улучшении его качества с точки зрения потребителя.