Научная статья на тему 'Национальный рынок гостиничных услуг Российской Федерации как элемент международного рынка услуг до и после мирового экономического кризиса'

Национальный рынок гостиничных услуг Российской Федерации как элемент международного рынка услуг до и после мирового экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
440
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ВОЗМОЖНОСТИ / КОНКУРЕНЦИЯ / ЦЕННОСТЬ УСЛУГИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / ECONOMIC CRISIS / INTERNATIONAL HOTEL BUSINESS / OPPORTUNITIES / COMPETITION / VALUE OF SERVICE / NATIONAL MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косевска Наталия Викторовна

В данной статье рассматривается один из секторов международного рынка торговли услугами гостиничный бизнес, который с наступлением экономического кризиса в 2008 г. претерпел ряд качественных изменений. Подробно анализируются проблемы национального гостиничного бизнеса и его перспективы, а также приводится ряд потенциальных возможностей, которые способны в значительной мере улучшить состояние гостиничного рынка в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL HOTEL SERVICES MARKET OF RUSSIAN FEDERATION AS AN ELEMENT OF INTERNATIONAL SERVICE MARKET BEFORE AND AFTER THE GLOBAL ECONOMIC CRISIS

This article examines one of the sectors in the international service trade market the hotel business, which had some qualitative changes with the offensive of the economic crisis in 2008. Many problems of the national hotel business are analyzing in detail, and a number of the potential possibilities, which are capable in a considerable extent improve the state of hotel market in Russia, is given

Текст научной работы на тему «Национальный рынок гостиничных услуг Российской Федерации как элемент международного рынка услуг до и после мирового экономического кризиса»

УДК 338.462 Косевска Наталия Викторовна

аспирантка кафедры

международных экономических отношений, ассистент кафедры коммерции и логистики Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (ФИНЭК) тел.: (812) 710-46-65

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ ДО И ПОСЛЕ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Kosevska Natalia Viktorovna

post-graduate student of the chair of international economic relations, assistant of the chair of commerce and logistics, Saint-Petersburg State University of Economy and Finance (FINEC) tel.: (812) 710-46-65

NATIONAL HOTEL SERVICES MARKET OF RUSSIAN FEDERATION AS AN ELEMENT OF INTERNATIONAL SERVICE MARKET BEFORE AND AFTER THE GLOBAL ECONOMIC CRISIS

Аннотация:

В данной статье рассматривается один из секторов международного рынка торговли услугами - гостиничный бизнес, который с наступлением экономического кризиса в 2008 г. претерпел ряд качественных изменений. Подробно анализируются проблемы национального гостиничного бизнеса и его перспективы, а также приводится ряд потенциальных возможностей, которые способны в значительной мере улучшить состояние гостиничного рынка в России.

Ключевые слова:

экономический кризис, международный гостиничный бизнес, возможности, конкуренция, ценность услуги, национальный рынок.

The summary:

This article examines one of the sectors in the international service trade market - the hotel business, which had some qualitative changes with the offensive of the economic crisis in 2008. Many problems of the national hotel business are analyzing in detail, and a number of the potential possibilities, which are capable in a considerable extent improve the state of hotel market in Russia, is given.

Keywords:

economic crisis, international hotel business, opportunities, competition, value of service, national market.

В 2008 г. Россия оказалась охвачена финансовым кризисом. Понятие «кризис» имеет греческое происхождение и означает «решение». Это не случайно и связано с тем, что нахождение именно в кризисном положении способно как ничто более подтолкнуть экономику страны к стремительному развитию в тех сферах, где это необходимо. Одной из таких сфер в России является гостиничный бизнес, который претерпел ряд качественных изменений. При значительном росте и развитии индустрии гостеприимства эти качественные изменения в туристском спросе и предложении определили развитие международного туризма в последние десятилетия. Решающее влияние на структуру туристского потребления оказало ухудшение экономической конъюнктуры. Кризис, охвативший индустриально развитые страны, сопровождался резким падением покупательской способности населения [1]. Результатами кризиса стало то, что многие игроки российского гостиничного рынка сообщали о сокращении проектов. Эти проблемы связаны с медленным развитием гостиничного бизнеса в России в целом. На конец 2010 г. объем российского гостиничного рынка превысил 2,5 млрд. долл. США [2], почти половина рынка приходится на Москву. Всего в России по различным данным насчитывается 200-220 тыс. номеров, причем лишь малая их часть соответствует международным гостиничным стандартам [3].

За годы, предшествующие кризису, мировая гостиничная отрасль пережила настоящий подъем - загрузка отелей и стоимость размещения заметно выросли, гостиничные компании расширили свое присутствие по всему миру. Быстрыми темпами росла и российская гостиничная отрасль. Начали появляться российские гостиничные сети, которые в значительной степени заимствовали управленческий опыт у своих зарубежных коллег. Некоторым российским гостиничным сетям даже удалось открыть первые отели за рубежом, причем не только в странах СНГ. Здесь следует упомянуть компанию «Heliopark Group», которая в 2008 г. открыла отель «Heliopark Bad Hotel Zum Hirsch» в Германии (Баден-Баден). Также в октябре 2008 г. «АЗИМУТ» открыл отели в Мюнхене и Кельне.

Однако в начале 2009 г. ряд отельеров не смогли справиться с растущими издержками и не успели выполнить свои обязательства по кредитам. В результате многие гостиничные проек-

ЗВ

ты как в России, так и за рубежом были заморожены. Отельеры стремились довести до конца лишь те проекты, которые уже близки к завершению. Проекты на начальных стадиях реализации откладывались на неопределенный срок. Загрузка гостиниц и цены на проживание в гостиничных номерах стремительно падали. Так, в феврале 2009 г. загруженность российских гостиниц сократилась на 22,8 % по сравнению с февралем 2008 г. В Москве в четвертом квартале 2008 г. цены упали на 6 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. Впрочем, несмотря на это, московские гостиницы оставались самыми дорогими в мире [4].

Последствиями экономического кризиса для существующих российских отелей стало снижение туристического потока. Кроме того, перемещение значительной доли гостей из сегмента 4-5 звезд в сегмент 3 звезды. И, наконец, низкая востребованность конференц-залов и банкетных площадок.

Однако возникли и новые возможности для отельеров в период кризиса. Среди них можно выделить «5В», основные 5 возможностей:

возможность выбора сотрудников на рынке труда (количество резюме больше количества вакансий: более 2 млн. против 70 тыс.).

возможность улучшить качество сервиса (больше времени и внимания уделять каждому отдельному гостю).

возможность опробовать новые маркетинговые ходы и каналы продаж (новые акции и специальные предложения).

возможность покупки активов (покупки подешевевших гостиниц или проектов в завершающей стадии реализации).

возможность удержаться на рынке (снижение рентабельности, улучшение качества сервиса, подход, более ориентированный на клиента).

Многие экономисты уверены, что достичь докризисного состояния в данной отрасли не удастся. Такое мнение высказал вице-президент Global Development, Smith Travel Research Ян Фрайтаг на пресс-конференции в Санкт-Петербурге. Кроме того, как полагает главный исполнительный директор по работе в Европе, на Ближнем Востоке и Африке Jones LaSalle Hotels Марк Винн-Смит [5], «худшее позади, но процесс восстановления инвестиционной активности в отрасли займет еще несколько лет. Он считает, что «в частности, российский рынок становится местноориентированным, интерес со стороны западных инвесторов к проектам в России заметно снизился».

Другие же экономисты считают, что развитие гостиничного бизнеса как за рубежом, так и в России, наращивает темпы. Объясняют они это тем, что в последнее время отельеры начали открывать все новые перспективы для модернизации гостиничного обслуживания. Некоторые гостиницы Москвы сделали своим имиджевым направлением SPA/Wellness комплекс. Прибыль от подобных гостиниц в разы окупает затраты уже за первый год эксплуатации. Ведь, как сказал Алан Баркер, «все компании хотят, чтобы их считали инновационными, потому что инновация сегодня - это слово дня» [6].

В целом специалисты не исключают, что по мере восстановления экономики люди будут возвращаться в отели более высокого ценового сегмента, в первую очередь деловые туристы и состоятельные путешественники.

Говоря об основных тенденциях последних лет, следует отметить, что на фоне спровоцированного кризисом падения спроса на услуги объектов гостиничного бизнеса и, соответственно, усиления конкуренции за лояльность гостей (которые в большинстве случаев голосуют кошельком) отельеры стали уделять более пристальное внимание уровню сервиса и пошли на снижение стоимости услуг и на внедрение разного рода скидок, бонусных программ. Некоторые отели запустили программы, предусматривающие скидки в зависимости от количества гостей и объема приобретенных услуг, постоянным клиентам делают подарки - приятные мелочи, которые вкупе с профессиональным сервисом, тем не менее, вполне могут сработать на то, чтобы гость снова захотел вернуться в эту гостиницу.

Одной из проблем Российского гостиничного сектора является нехватка недорогих гостиниц, готовых, тем не менее, предоставить качественный сервис. Кроме того, и существующие пробелы в области менеджмента. Открытию отеля должно предшествовать исследование рынка, изучение его насущных потребностей. Многие же из отечественных предпринимателей берутся за реализацию проектов, не имея аналитической базы, не разбираясь в стандартах, которым должны соответствовать отели различных категорий.

Успех и процветание гостиницы зависит от многочисленных факторов, более важных, чем здание и оборудование внутри него. В России сейчас существует множество гостиниц, но лишь немногие из них предлагают обслуживание, которое отвечает международным стандартам качества. При оценке качества гостиницы потребитель сравнивает то, что ему предоставили, с

тем, что он желал получить. Добиться от персонала умения и желания предоставлять услуги и гарантировать их высокое качество - далеко не такая простая задача, как это может показаться на первый взгляд. При предоставлении гостиничных услуг необходимо учитывать, что может вызвать недовольство гостя. Таким образом, в обслуживании не должно быть мелочей, которые делают пребывание гостя неприятным. Необходимо помнить, что одни услуги заменяемы другими услугами или товарами. Несколько лет назад в журнале Brigitte была опубликована следующая карикатура: два человека сидят в уличном ресторане, перед ними стоит официант, а они ему говорят: «Собственно говоря, есть мы не хотим, но нам у Вас так приятно, что даже за это, наверняка, можно заплатить!» Речь идет только о ценных впечатлениях, о так называемых kicks (удовольствиях), а вовсе не о том, чтобы удовлетворять какие-то потребности [7]. Таким образом, важно иметь в виду, что ценностью обладает не сама услуга, а то, как она преподносится, в какой обстановке, достаточную ли квалификацию имеет персонал в данной области. Как раз с последним в российском гостиничном бизнесе возникают проблемы.

Помимо развития национального рынка гостиничных услуг, необходимо также рассматривать перспективы его развития на международном уровне. Компания из одной страны может иметь превосходство в производстве над местными фирмами в другом государстве и получать сверхприбыли [8]. Для этого необходимо создать ряд таких преимуществ, которые будут выделять и отличать данный отель, либо в политике качества предлагаемых услуг, либо в ценовой политике, не забывая о гармонии в соотношении «цена-качество».

Говоря об индустрии гостеприимства, необходимо отметить, что это один из крупнейших и широко представленных в международном масштабе видов деловой активности, где сконцентрирован значительный капитал и есть все предпосылки для дальнейшего устойчивого развития. Сегодня в России они уже появились [9]. Так, наряду с Китаем, Бразилией и Индией Россия также будет подстегивать рост мирового гостиничного сектора в течение ближайших нескольких лет. На фоне бурного роста среднего класса поступательное развитие национальной экономики в ближайшее десятилетие будет способствовать увеличению количества деловых и туристических поездок в данные страны. Немаловажным в связи с этим является и тот факт, что в течение ближайших семи лет Россия станет страной-хозяйкой целых двух спортивных событий мирового значения: именно в России будут проведены Зимние Олимпийские игры 2014 г. и Чемпионат мира по футболу 2018 г. «В ближайшие годы предложение в российском гостиничном секторе должно существенно вырасти», - считает Анжелика Норманн, руководитель группы «Эрнст энд Янг» по оказанию консультационных услуг компаниям гостиничного сектора и индустрии развлечений в России. - По данным ГК «Олимпстрой», номерной фонд города Сочи, где будут проводиться Зимние Олимпийские игры 2014 г., пополнится на 26 000 новых номеров, а 3 000 номеров существующего фонда будут реконструированы. Актуальной задачей для участников рынка является анализ спроса на услуги новых гостиниц после проведения Олимпиады и Чемпионата. В настоящее время данный вопрос широко обсуждается экспертами» [10].

Ссылки:

1. Кусков А.С. Гостиничное дело. М., 2009.

2. По материалам сайта Маркет Аналитика. URL: http://www.marketanalitika.ru/news/49.html

3. По материалам сайта Frontdesk. URL: http://www.frontdesk.ru/vetka.cgi?vetkaid=34405

4. Гостиничный бизнес в России: текущее состояние и перспективы развития, Агентство Discovery Research Group.

5. По материалам сайта Rich Consulting. URL: http://www.finance.rich4you.ru/news/article21540/def ault.asp

6. Баркер А. Алхимия инноваций. М., 2003.

7. Кобьелл Клаус. Мотивация в стиле ЭКШН. Восторг заразителен. М., 2004.

8. Малахова Н.Н., Ушаков Д.С. Инновации в туризме и сервисе. М., 2008.

9. Конференция «Современные тенденции развития индустрии гостеприимства. Инновационные технологии управления, управляющие компании» в рамках II Московского международного гостиничного Форума и Выставки (Александр Лесник, генеральный директор компании Hotel Consulting and Development Group).

10. Статья Real Estate: Building your business future. URL: www.ey.com/realestate

References (transliterated):

1. Kuskov A.S. Gostinichnoe delo. M., 2009.

2. Po materialam sayta Market Analitika. URL: http://www.marketanalitika.ru/news/49.html

3. Po materialam sayta Frontdesk. URL: http://www.frontdesk.ru/vetka.cgi?vetkaid=34405

4. Gostinichniy biznes v Rossii: tekushchee sostoyanie i perspektivy razvitiya, Agentstvo Discovery Research Group.

5. Po materialam sayta Rich Consulting. URL: http://www.finance.rich4you.ru/news/article21540/def ault.asp

6. Barker A. Alkhimiya innovatsiy. M., 2003.

7. Kob'ell Klaus. Motivatsiya v stile EKSHN. Vostorg zarazitelen. M., 2004.

8. Malakhova N.N., Ushakov D.S. Innovatsii v turizme i servise. M., 2008.

9. Konferentsiya “Sovremennye tendentsii razvitiya industrii gostepriimstva. Innovatsionnye tekhnologii upravleniya, upravlyayushchie kompanii” v ramkakh II Moskovskogo mezhdunarodnogo gostinichnogo Fo-ruma i Vystavki (Aleksandr Lesnik, general'niy direktor kompanii Hotel Consulting and Development Group).

10. Stat'ya Real Estate: Building your business future. URL: www.ey.com/realestate

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.