Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "УМНЫЙ ГОРОД": ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "УМНЫЙ ГОРОД": ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / УМНЫЙ ГОРОД / ЦИФРОВОЙ МУНИЦИПАЛИТЕТ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / NATIONAL PROJECT / SMART CITY / DIGITAL MUNICIPALITY / MUNICIPALITIES / URBAN ENVIRONMENT / DIGITALIZATION OF THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьева Ю.С.

В статье рассматривается национальный проект «Умный город», который реализуется всеми субъектами Российской Федерации. Основные принципы, цели, задачи поставленные перед субъектами РФ. Способы реализации, достижения и результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL PROJECT "SMART CITY": EXPERIENCE AND PROSPECTS

Тhe article discusses the national projectSmart city”, which is implemented by all subjects of the Russian Federation. Basic principles, goals, objectives set for the subjects of the Russian Federation. Methods of implementation, achievements and results.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "УМНЫЙ ГОРОД": ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 323.2

Ю.С. Афанасьева,

кандидат философских наук, доцент доцент кафедры «Мировых цивилизаций и мировой политики»

НАНО ВО «ИМЦ», Москва

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «УМНЫЙ ГОРОД»: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Yu. Afanasyeva,

PhD in Philosophy, associate Professor associate Professor of «World civilizations and world politics»

«IWC», Moscow E-mail: kalab-yuliya@yandex.ru

NATIONAL PROJECT "SMART CITY": EXPERIENCE AND PROSPECTS

Аннотация. В статье рассматривается национальный проект «Умный город», который реализуется всеми субъектами Российской Федерации. Основные принципы, цели, задачи поставленные перед субъектами РФ. Способы реализации, достижения и результаты.

Ключевые слова: национальный проект, умный город, цифровой муниципалитет, муниципальные образования, городская среда, цифровизация экономики.

Abstract. The article discusses the national project "Smart city", which is implemented by all subjects of the Russian Federation. Basic principles, goals, objectives set for the subjects of the Russian Federation. Methods of implementation, achievements and results.

Key words: national project, smart city, digital municipality, municipalities, urban environment, digitalization of the economy.

Национальные проекты федерального масштаба, принятые в России в 2018г поставили ряд новых задач перед государственными и муниципальными службами, что определило трансформацию связи между государством (муниципальными органами) — бизнесом — гражданами.

7 мая 2018 года Президент России В.В. Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1], устанавливающий и утверждающий национальные проекты России. Основные три направления национального проекта: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост».

Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 (ред. от 30.07.2019) «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (вместе с «Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»).

В данном постановлении говорится: «Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации

организовать проектную деятельность, руководствуясь Положением, утвержденным настоящим постановлением». В соответствии с документом «региональный проект» призван обеспечить, достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, мероприятия которого относятся к законодательно установленным полномочиям субъекта Российской Федерации, а также к вопросам местного значения муниципальных образований, расположенных на территории указанного субъекта Российской Федерации [2].

В связи с новыми задачами государства в 2019г. был создан «Национальный проект: целевые и основные результаты», на основе паспортов национальных проектов, утвержденных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г.

В данный проект включены 12 основных национальных проектов среди которых: «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика», реализуемая в рамках нацпро-екта «Умный город», который разработан Минстроем России и стартовал в 2018 г.

В апреле 2018 г года в финальный список пилотных городов вошли 18 городов из 15 регионов.

«Умный город» — это общее название градостроительной политики с применением информационных, коммуникационных технологий и Интернета вещей (IoT решения). С помощью этих технологий планируется повысить качество и производительность работы муниципалитетов, городских служб, снизить расходы и потребление ресурсов, улучшить связи между жителями и властями.

Проект «Умный город» направлен на повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан и базируется на 5 ключевых принципах:

• ориентация на человека;

• технологичность городской инфраструктуры;

• повышение качества управления городскими ресурсами;

• комфортная и безопасная среда;

• акцент экономической эффективности, в том числе, сервисной составляющей городской среды [9].

Цели проекта определяются с учетом специфики развития субъектов Российской Федерации.

Мероприятия по цифровизации отраслей городского хозяйства, направленные на создание «Умных городов» в субъектах Российской Федерации, имеют следующие направления:

а) жилищно-коммунальное хозяйство;

б) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов;

в) мониторинг и охрана окружающей среды;

г) улицы и общественные пространства (в том числе, уличное освещение, поддержание доступности среды — уборка, ремонт, модернизация);

д) общественная безопасность;

е) транспорт, улично-дорожная сеть и перевозки;

ж) городское управление: развитие платформ управления городскими ресурсами и сервисами «Умный город»; жи-

лищные инспекции; управление земельно-имущественными отношениями; участие жителей в процессах городского управления: мониторинга, контроля и выбора решений;

з) иное (социальная сфера): культура, спорт, отдых, туризм; социальная защита населения; обеспечение занятости и поддержка малого сервисного бизнеса: предоставление данных и аналитики; здравоохранение; образование и др.

Данный проект предполагает:

— создание органа управления проектом, либо наделение соответствующими функциями имеющегося проектного офиса или иной структуры в составе регионального проектного офиса «Цифровая экономика/Цифровой регион»;

— утверждение плана реализации проекта «Умные города субъекта Российской Федерации» на трехлетний период;

— формирование регионального центра компетенции по цифровизации городского хозяйства и созданию «умных» городов;

— обучение команд муниципалитетов и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации [7]. Задача данного проекта к 2024 году повысить эффективность управления городской инфраструктурой, снижение аварийности и уровня потерь на коммунальных сетях. Должны повыситься прогнозируе-мость и управляемость городской инфраструктуры, снизиться число чрезвычайных ситуаций. Эффективность городских транспортных систем вырастет, как и эффективность сбора муниципальных налогов. Через шесть лет количество дорожно-транспортных происшествий должно уменьшиться, а уровень раскрываемости преступлений возрасти, что приведет к росту туризма в российских городах.

Изначально была создана, система «Цифровой муниципалитет», позволяющая автоматизировать деятельность администрации муниципального образования (МО) и муниципальных учреждений,

а также повысить качество управления городскими ресурсами путем создания и внедрения интегрированных цифровых платформ управления, объединяющих информационные потоки от различных городских инфраструктур.

Виктор Зубарев, депутат Государственной Думы отметил, что «цифровые технологии в муниципальном управлении позволят вести оперативный и достоверный учет ресурсов; повысят надежность генерации и доставки топливно-энергетических ресурсов потребителям путем применения цифровых технологий мониторинга, диагностики и управления; повысят эффективность управления транспортными потоками и использования муниципальной транспортной инфраструктуры; повысят эффективность транспортного и градостроительного планирования» [5].

Электронная муниципальная услуга это запрос в электронной форме на услугу от потребителя и оказание услуги в электронной форме органом местного самоуправления.

Задачи информатизации системы муниципального управления:

1) доступность необходимой информации всем участникам хозяйственных процессов для принятия управленческих решений;

2) разработка и реализация программ внедрения информационных технологий в муниципальном управлении;

3) создание телекоммуникационных систем, обеспечивающих формирование информационных ресурсов.

Пользователями цифрового муниципалитета являются руководители муниципальных образований и региональных органов власти, получая быстрый доступ к актуальным данным, что позволяет оперативно оценить ситуацию и принять решения. Таким образом, сотрудники администраций Муниципальных образований получают возможность быстрого поиска информации, оперативного формирования и выдачи справок населению, возможность межведомственного взаимодействия в электронном виде. Граждане приобретают возможность оперативного получения документов, возможность отследить исто-

рию своего лицевого счета, а также получить справки через портал государственных услуг.

Система цифрового муниципалитета может быть внедрена на различных уровнях структурной организации управления в регионе, как отдельно в каждом муниципальном образовании, так и централизованно в регионе в целом.

Цифровые муниципалитеты позволят значительно улучшить качество оказываемых услуг населению, а в дальнейшем стать основным фактором и сформировать предпосылки для внедрения проекта «Умный город».

Одним из разработчиков по этому направлению стала компания «Русатом. Инфраструктурные решения». Она разработала собственную IoT платформу «Умный город», включая облачные сервисы с использованием решений дочерних предприятий госкорпорации «Росатом», а также сервисы обработки и хранения данных на собственных ЦОД [3].

Проект «Росатома» успешно апробирован в г. Саров (Нижегородская область). Проект «Умный Саров» включен в число лучших практик, рекомендованных ООН-Хабитат — программой Организации объединенных наций по населенным пунктам [8].

Проект «Бережливый умный город» реализован на базе единой интеграционной платформы, которая собирает, интегрирует и анализирует данные со всех источников городских данных, гибко взаимодействует с существующей цифровой инфраструктурой и позволяет интегрировать в единую smaгt-систему новые структурные блоки, цифровые сервисы. Один из основных элементов платформы — функционал «Активный горожанин», который позволяет администрации города получать обратную связь и оперативно решать текущие проблемы, вовлекая жителей в процесс создания «умной» и комфортной городской среды.

Система помогает распределять поступающие от жителей вопросы и проблемы по сферам ответственности: связывает городские организации, ставит задачи исполнителям, информирует об этом руководителей, осуществляет мониторинг сроков

и обратную связь с заявителями, фиксирует последовательность событий. Также платформа может выступать как информационный ресурс, облегчая запись к врачу или заказ билетов.

Платформа «Цифровой муниципалитет» охватывает все уровни управления городом, обрабатывая в режиме реального времени огромные массивы данных, в том числе получаемые за счет интеграции с сервисами и базами данных практически всех основных государственных служб: ФНС, Пенсионного фонда, МВД, Росрее-стра и других. Проект позволяет повысить эффективность управления, снизить издержки на поддержание и развитие систем городского хозяйства.

Опыт внедрения АПК «Безопасный город», реализован в городе Новомосковск Тульской области. Он попадает под категорию территорий, подверженных риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов.

Интеграционная платформа Цифровой России — Умный Город, разработана консорциумом «Интегра-С», который является ведущим Российским разработчиком интеллектуальных интегрированных систем безопасности и управления объектами.

АПК «Безопасный город» — совокупность комплексных средств автоматизации существующих и перспективных федеральных, региональных, муниципальных и объектовых автоматизированных систем на местном уровне, объединенных для решения задач в сфере обеспечения защиты населения и территорий от Чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а также взаимодействующих с ними автоматизированных систем в рамках единой региональной информационно-коммуникационной инфраструктуры.

Система существенно повышает эффективность решения комплексных задач, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности населения на базе интеграционной платформы «Интегра- 4D — Планета» [6].

Данная программа реализуется по следующим параметрам.

1. В городе успешно внедрена и работает система вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112. Система 112 включает в себя 21 рабочее место в 15 подразделениях, 10 служб экстренного реагирования города это экстренные оперативные службы и службы обеспечения населения (коммунальные службы).

2. Система метеонаблюдений и экологического мониторинга (создана для анализа содержания вредных веществ в реальном времени в атмосфере города), что позволило определять направление местонахождения источника выброса мониторинговых веществ.

3. Система позиционирования транспорта «ГЛОНАСС» на данный момент включает в себя: машины скорой помощи; школьные автобусы; транспорт городского коммунального хозяйства.

4. Прототип системы мониторинга теплоснабжения. Определяет возможные аварии на теплотрассах и позволяет оперативно оценить последствия отключения теплоснабжения (количество жильцов, в том числе детей, жилых домов) и принять решение по количественному составу сил и средств для реагирования.

5. Городская система видеонаблюдения. Она включает: охранно-пожарную сигнализацию объектов.

6. Система позиционирования сотрудника. Позволяет принимать управленческие решения по реагированию на происшествия.

7. Система локального позиционирования Иеа1Тгас. Что позволяет: определять местоположение людей, контролировать перемещение внутри зданий в реальном времени.

Так же существуют и такие возможности системы как: отображение актуальной информации из баз данных ^ККХ; система оповещения города; система информирования населения через интернет и телевидение (информационные заставки и бегущая строка).

Первыми умными городами Югры названы — Ханты-Мансийск, Сургут и Ниж-

невартовск — разработчиком программы стал ПАО «Ростелеком».

Среди проектов, планируемых к реализации — модернизация уличного освещения, внедрение умных систем учета коммунальных ресурсов и энергосбережения, развитие существующей системы городского видеонаблюдения и системы фото-и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, внедрение системы мониторинга сбора, транспортирования, обработки и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО), умный городской транспорт, интеллектуальные системы экологической безопасности и другие.

В 2018 г. в Ханты-Мансийске реализован первый этап аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», который в 2019 году планируется к запуску в Сургуте и Нижневартовске.

В Югре делается акцент и на «электронный муниципалитет», так в рамках окружного конкурса «Лучший электронный муниципалитет» в 2018 году стал Лангепас, также лидируют Нижневартовский район, Югорск, Нижневартовск и Кондинский район. В результате данного проекта увеличен спрос граждан на получение электронных услуг.

В автономном округе была разработана нейронная сеть <^ка», на базе искусственного интеллекта. В ней интегрированы электронные сервисы различных систем, что исключает их дублирование и позволяет увеличить охват аудитории. Уникальность сети заключается в том, что она специализируется на предоставлении информации именно о тех электронных госуслугах, которые наиболее востребованы у югорчан.

Специалисты уже реализовали электронные сервисы по поиску медицинского участка, управляющей компании, цен на топливо, спортивных секций и междугородних автобусных маршрутов, а также контактной информации органов власти округа регионального и муниципального уровней. По всем этим направлениям помогают ориентироваться виджеты.

Департамент информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского Автономного округа — Югры на своем портале грамотно и доступно отобра-

жает всю информацию по проведению проектов «Умный город». Структура портала не составляет труда для пользователей. Помимо официальных документов, можно увидеть все достижения Югры: конкурсы, конференции, проекты, заметим, что информация открыта для всех граждан и это действительно очень важно.

В Югре разрабатываются инновационные проекты, которые заслуживают внимания.

Концепция «Бережливый регион», утверждена Правительством автономного округа 19 августа 2016 года. Разработаны методические указания по функционированию портала «Бережливометр» единого официального сайта государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Создан специальный сайт-экран «Бережливометр». В своем обращении к жителям Губернатор Югры Н. Комарова объяснила, что данный сайт будет отображать: «сколько человеко-часов сберегли за счет повышения производительности труда, сколько деревьев сохранили от вырубки из-за сокращения бумажного документооборота и так далее. Свои «бережливо-метры» должен публично вести каждый орган власти, включая муниципальный уровень...» [4]. Данная концепция направлена на решение социальных проблем в регионе.

Таким образом, реализация национальных проектов субъектами РФ начинает осуществляться. Цифровизация городов стала одной из обсуждаемых тем в СМИ, научными сообществами, на различных форумах и конференциях. Однако остается вопрос понятно ли это простым гражданам. Встала проблема диалога между муниципалитетом и горожанином. Например проект «Активный гражданин»/«Активный «горожанин» эффективен лишь в случае, когда большинство жителей города будут обращаться к данной платформе, но население большинства городов предпочитает оставаться в «тени». Можно выделить основные причины: недостаточная информированность о платформе; недостаток времени; считают «пустой тратой времени», то есть недоверие власти: «Что может измениться от моего мнения?» — эта по-

зиция многих. Непонимание и не желание граждан указывают на то, что необходимо пересматривать методы взаимодействия, что приведет к эффективному результату.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 7 мая 20018г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Информационно-правовой портал Гарант.РУ — https://www.garant.ru.

2. Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 (ред. от 30.07.2019) «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (вместе с «Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации») // СПС «Консультант-Плюс». — http://www.consultant.ru.

3. Велесюк А. Как Росатом переводит на «цифру» Российские города. Журнал Атомный экс-

перт — http://atomicexpert.com/cifrovizaciya_ rossiya.

4. Департамент информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского Автономного округа — Югры —https://depit. admhmao.ru/berezhlivometr/

5. Зубарев В. Цифровой муниципалитет// Эксперт. — 2017. — 24 июля. — № 30-33 (1039) — https://expert.ru]

6. Интеграционная платформа Цифровой России — Умный Город. — «Интегра — 4Б-Плане-та»// www.integra-s.сom]

7. Методические рекомендации по подготовке регионального проекта «Умные города» программ цифрового развития экономики субъекта Российской Федерации — http://www. minstroyrf.ru]

8. Минстрой РФ включил Саров в число пилотов программы «Умный город» https://sarov24. ш/ Саров24]

9. Проект цифровизации городского хозяйства «Умный город» — http://www.minstroyrf.ru.

УДК 338

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.И. Бойков,

старший преподаватель кафедры менеджмента, НАНО ВО «ИМЦ», Москва

Е.П. Тихонова,

доцент кафедры гуманитарных дисциплин и коммуникационных технологий

НАНО ВО «ИМЦ», Москва

ИНСТРУМЕНТАРИЙ «МЯГКОЙ СИЛЫ» НА ПРИМЕРЕ APPLE, MICROSOFT (WINDOWS), MCDONALD'S, GOOGLE

A.I. Boykov,

senior lecturer of the Department of management management,

«IWC», Moscow E-mail: imc-itu@mail.ru E.P. Tikhonova,

associate Professor of the Department of Humanities and communication technologies

«IWC», Moscow E-mail: igupit_75@mail.ru

SOFT POWER TOOLS BY THE EXAMPLE OF APPLE, MICROSOFT (WINDOWS), MCDONALD'S, GOOGLE

Аннотация. В статье рассматривается роль «мягкой силы» как триединой системы, состоящей из государственной культуры, политических ценностей государства, внешнеполитического аспекта страны на формирование успешного национального бренда на прмекре истории развития компаний Apple, Microsoft (Windows), MCDonald's, GOOGLE. В статье подчеркивается, что уровень влияния «soft power» опирается на такие аспекты, как уровень социально-экономического раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.