Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТАРИЙ "МЯГКОЙ СИЛЫ" НА ПРИМЕРЕ APPLE, MICROSOFT (WINDOWS), MCDONALD’S, GOOGLE'

ИНСТРУМЕНТАРИЙ "МЯГКОЙ СИЛЫ" НА ПРИМЕРЕ APPLE, MICROSOFT (WINDOWS), MCDONALD’S, GOOGLE Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ / ПРОДВИЖЕНИЕ / БРЕНД / ЭКОНОМИКА / TRANSNATIONAL COMPANIES / PROMOTION / BRAND / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойков А.И., Тихонова Е.П.

В статье рассматривается роль «мягкой силы» как триединой системы, состоящей из государственной культуры, политических ценностей государства, внешнеполитического аспекта страны на формирование успешного национального бренда на прмекре истории развития компаний Apple, Microsoft (Windows), MCDonald’s, GOOGLE. В статье подчеркивается, что уровень влияния «soft power» опирается на такие аспекты, как уровень социально-экономического развития общества в целом, его восприимчивости к внешним событиям и, безусловно, степени информатизации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFT POWER TOOLS BY THE EXAMPLE OF APPLE, MICROSOFT (WINDOWS), MCDONALD’S, GOOGLE

The article considers the role of «soft power» as a triune system consisting of the state culture, political values of the state, the foreign policy aspect of the country on the formation of a successful national brand on the basis of the history of Apple, Microsoft (Windows), McDonald’s, GOOGLE. The article emphasizes that the level of influence of «soft power» is based on such aspects as the level of socio-economic development of society as a whole, its susceptibility to external events and, of course, the degree of Informatization of society.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТАРИЙ "МЯГКОЙ СИЛЫ" НА ПРИМЕРЕ APPLE, MICROSOFT (WINDOWS), MCDONALD’S, GOOGLE»

зиция многих. Непонимание и не желание граждан указывают на то, что необходимо пересматривать методы взаимодействия, что приведет к эффективному результату.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 7 мая 20018г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Информационно-правовой портал Гарант.РУ — https://www.garant.ru.

2. Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 (ред. от 30.07.2019) «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (вместе с «Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации») // СПС «Консультант-Плюс». — http://www.consultant.ru.

3. Велесюк А. Как Росатом переводит на «цифру» Российские города. Журнал Атомный экс-

перт — http://atomicexpert.com/cifrovizaciya_ rossiya.

4. Департамент информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского Автономного округа — Югры —https://depit. admhmao.ru/berezhlivometr/

5. Зубарев В. Цифровой муниципалитет// Эксперт. — 2017. — 24 июля. — № 30-33 (1039) — https://expert.ru]

6. Интеграционная платформа Цифровой России — Умный Город. — «Интегра — 4D-Плане-та»// www.integra-s.сom]

7. Методические рекомендации по подготовке регионального проекта «Умные города» программ цифрового развития экономики субъекта Российской Федерации — http://www. minstroyrf.ru]

8. Минстрой РФ включил Саров в число пилотов программы «Умный город» https://sarov24. ш/ Саров24]

9. Проект цифровизации городского хозяйства «Умный город» — http://www.minstroyrf.ru.

УДК 338

А.И. Бойков,

старший преподаватель кафедры менеджмента, НАНО ВО «ИМЦ», Москва

Е.П. Тихонова,

доцент кафедры гуманитарных дисциплин и коммуникационных технологий

НАНО ВО «ИМЦ», Москва

ИНСТРУМЕНТАРИЙ «МЯГКОЙ СИЛЫ» НА ПРИМЕРЕ APPLE, MICROSOFT (WINDOWS), MCDONALD'S, GOOGLE

A.I. Boykov,

senior lecturer of the Department of management management,

«IWC», Moscow E-mail: imc-itu@mail.ru E.P. Tikhonova,

associate Professor of the Department of Humanities and communication technologies

«IWC», Moscow E-mail: igupit_75@mail.ru

SOFT POWER TOOLS BY THE EXAMPLE OF APPLE, MICROSOFT (WINDOWS), MCDONALD'S, GOOGLE

Аннотация. В статье рассматривается роль «мягкой силы» как триединой системы, состоящей из государственной культуры, политических ценностей государства, внешнеполитического аспекта страны на формирование успешного национального бренда на прмекре истории развития компаний Apple, Microsoft (Windows), MCDonald's, GOOGLE. В статье подчеркивается, что уровень влияния «soft power» опирается на такие аспекты, как уровень социально-экономического раз-

вития общества в целом, его восприимчивости к внешним событиям и, безусловно, степени информатизации общества. Ключевые слова: транснациональные компании, продвижение, бренд, экономика Abstract. The article considers the role of «soft power» as a triune system consisting of the state culture, political values of the state, the foreign policy aspect of the country on the formation of a successful national brand on the basis of the history of Apple, Microsoft (Windows), McDonald's, GOOGLE. The article emphasizes that the level of influence of «soft power» is based on such aspects as the level of socio-economic development of society as a whole, its susceptibility to external events and, of course, the degree of Informatization of society. Key words: transnational companies, promotion, brand, economy

«Мягкая сила», по определению Джозефа Най, это триединая система, состоящая из государственной культуры (определенных элементов, которые обладают высоким уровнем привлекательности для других); политических ценностей государства; внешнеполитического аспекта страны. Уровень влияния «soft power» [1] опирается на такие аспекты, как уровень социально-экономического развития общества в целом, его восприимчивости к внешним событиям и, безусловно, степени информатизации общества.

Дж. Най сформулировал систему оценки американской ресурсной базы «мягкой мощи», опираясь на ряд критериев. Первым аспектом, который можно применить к Соединенным Штатам Америки — это привлекательность самой американской культуры и образа жизни. Най акцентирует внимание на следующие положительные показатели Америки: численность принимаемых эмигрантов, объем выпускаемой телепродукции, численность иностранных студентов в США и количество американцев среди нобелевских лауреатов в области физики, химии и экономики. Такое положение вещей «делает очень удобным продвижения для интернациональных компаний» [6]. Вторым, отмечаемым Найем аспектом soft power США является существующая американская политическая идеология, которая пользуется поддержкой среди большинства населения зарубежных стран [2].

История брендов Apple, Windows, MCDonald's, GOOGLE — это уже само по себе часть «бренда Америка».

С самого детства Стив Джобс и его друг Стив Возняк серьезно увлекались электроникой и мечтали изменить мир. В 70-х годах Стив Джобс работал на компанию

Atari, где подружился с разработчиком Ро-ном Вейном. Джобс пригласил его участвовать в создании новой компании и пообещал ему 10%. 1 апреля 1976 года три друга создали компанию «Apple Computer». Днем они работали на сторонние фирмы, а ночью в гараже продолжали работу над своей компанией и созданием компьютера Apple I.

Стив Джобс занимался поиском потенциальных клиентов и проводил презентации продукции Apple. Тем самым заинтересовал Поля Террела — владельца одного из первых компьютерных магазинов. Именно Поль стал первым клиентом компании, заказав 50 компьютеров. Джобс занимал деньги на создание этой партии. А в 1980 году оборот Apple уже составлял 10 миллионов долларов, в компании трудилось несколько тысяч человек и в этом же году продукция компании начала распространяться за пределы США.

Сейчас Apple является крупнейшим производителем компьютерной техники, компания постоянно выпускает новые, более мощные модели. В мае 2011 года компания была признана самым дорогим брендом мира, её стоимость составляет 153,3 миллиарда долларов. Выручка за 2010 год более 65 миллиардов долларов, чистая прибыль 14 миллиардов долларов. В Apple работают более чем 46 000 человек.

Первый логотип Apple придумал Рональд Уэйн в 1976 году. Изображение сильно отличается от современного. Это Ньютон, который сидит под яблоней, а эту картину обвивает геральдическая лента с надписью «Apple Computer & Co». Вскоре Стив Джобс сменил логотип на полосатое надкушенное яблоко. Такой логотип прослужил до 1998 года, а потом снова изменился на всем сейчас знакомый.

вместе с другом Лари Пейджем запустили маленький поисковый сервис BackRub.

Братья Мак и Дик Макдоналд владели небольшим автомобильным ресторанчиком, имели вполне приличный доход. Но однажды они решили полностью изменить свой ресторан. Изменили меню. Оставили только девять наименований: чизбургер, гамбургер, чипсы, пирожки, кофе, молоко, картофель фри, молочные коктейли и прохладительные напитки. Была полностью переделана кухня, все старое оборудование заменили новым из нержавеющей стали. Посетители стали обслуживать себя самостоятельно.

Обновленный ресторан был открыт в конце 1948 года и довольно быстро окупил себя. Доходы братьев Макдональд возросли вдвое. Ресторан стал очень популярным, в часы пик в нем собиралось около 150 посетителей. О ресторане даже появилась заметка в газете American Restaurant Magazine.

Тогда на пути братьев появился Рей Крок, который предложил превратить один ресторан в большую индустрию. Первый McDonald's открыл свои двери 15 апреля 1955 года [4]. Через пять лет закусочных насчитывалось более 200. Вскоре братья Макдоналд продали Кроку свой бизнес за 2,7 миллионов долларов. В 1970 году количество McDonald's было более 16 000. Открывались закусочные за пределами США.

Сейчас McDonald's является самой крупной сетью ресторанов. В компании рабтают около 450 000 человек, насчитывается 24 500 ресторанов по всему миру, за 2010 года оборот составил 20 миллиардов долларов. На самом первом логотипе McDonald's был изображен повар с головой, похожей на гамбургер. Современный логотип компании появился благодаря одному из основателей — Дику Макдональ-ду. Во время открытия одного из новых ресторанов ему показалась скучной красная крыша и он добавил в проект две золотые арки. Первый символ сети смастерил изготовитель вывесок Джордж Декстер.

Всемирно известную компанию Google основал выходец из Советского Союза Сергей Брин. Его семья переехала в США в 1979 году. Сергей учился в Стэнфордском университете. Именно там началась история компании. В 1996 году Сергей Брин

С каждым днем о проекте узнавали все больше и больше людей.

Решающей для Сергея стала встреча с разработчиком Java Machine Энди Бех-тольшаймом. Именно он выделил средства на развитие компании, которая была зарегистрирована как Google. Это было в 1998 году. Уже через полтора года капитал компании составил 100 миллионов долларов. К концу 1998 года поисковик обрабатывал около 10 000 запросов в день, а ровно через год эта цифра достигла 500 000.

На сегодняшний день Google ежедневно индексирует более восьми миллиардов сайтов, обрабатывает более 50 миллионов запросов, переводит информацию на 101 язык, использует «полифункциональные платформы, синтезирующие в одном месте множество потенциальных потребителей рекламно-информационных сообщений с одновременной возможностью их градации по значительному количеству значимых признаков» [5]. За последний квартал 2018 года оборот компании составил 8,4 миллиарда долларов, из них 2,5 миллиарда — чистая прибыль.

Google переводится как математическое число, которое имеет сто нулей. Сергей Брин рассмотрел множество идей, разрабатывая логотип компании. Позже он обратился за помощью к Рут Кедар, которая преподавала дизайн в Стенфорде. Она внесла несколько своих идей в разработку. С 1998 года логотип мало изменился. В 1999 году у него появился восклицательный знак, но через год он исчез. Последнее изменение произошло в 2010 году, у букв исчезли тени. Сейчас этот логотип является одним из самых узнаваемых в мире.

Microsoft основали Билл Гейтс и Пол Аллен в 1975 году. Microsoft XXI века — это транснациональная компания, являющаяся лидером в области производства программного обеспечения для различного рода вычислительной техники.

Изначально компания называлась Micro-soft, через дефис, что являлось сокращением от англ. MICROcomputer SOFTware (программное обеспечение для микрокомпьютеров).

Microsoft развивается сразу в несколь-

ких направлениях. Спектр выпускаемых продуктов компании достаточно широк —

это сетевые и настольные операционные системы, различные офисные приложения для пользователей, «онлайн» программы и игры, средства для работы в Интернете. Кроме того, компания производит периферийное оборудование для персональных компьютеров, издает книги по компьютерной тематике и др.

Операционная система Windows является самой популярной ОС в мире. Пожалуй, это самый известный продукт Microsoft. В третьем тысячелетии, согласно информации ресурса Netmarketshare, под управлением операционных систем семейства Windows работает порядка 90% всех ПК в мире. Понятно, почему пресловутые «окна» у всех на устах.

Появление операционной системы MS-DOS и графического интерфейса Windows стало одним из ключевых эволюционных этапов в компьютерной отрасли, инициатором которых была Microsoft, что явилось настоящим технический прорывом.

За всю историю существования, компания Microsoft выпустила более двух десятков различных Windows, разделенных, в зависимости от реализуемых функций, на несколько групп (семейств).

Microsoft сегодня — крупнейшая корпорация с представительствами более чем в 110 странах мира. Продукты компании Microsoft совместимы с большинством платформ персональных компьютеров, и переведены более чем на тридцать языков.

Microsoft разместила штаб-квартиру компании в Рэдмонде. Этот небольшой городок в штате Вашингтон известен своим богатством, как раз из-за большого числа высокооплачиваемых технических работников компании Microsoft.

Всего в коллективе Microsoft трудится более 100 тыс. сотрудников. Отметим, что вся бизнес-культура компании построена вокруг своих разработчиков — важные вопросы на всех уровнях решают или действующие, или бывшие разработчики. И это не удивительно, ведь больше всего в своих сотрудниках Microsoft ценит мозги.

Не смотря на то, что в большинстве случаев «в старости человеческий мозг — это все более совершенное программное обес-

печение на все менее исправном железе», компания не боится привлекать и молодежь — способных студентов и выпускников вузов. Ежегодно на отбор молодых разработчиков программного обеспечения и содержание их в компании вкладываются большие суммы денег.

Основная цель компании звучит так: «помочь людям и компаниям всего мира реализовать свой потенциал, создавая технологию, которая доступна для всех возрастов и способностей».

Разработка новых компьютерных технологий является одной из важнейших областей деятельности Microsoft. В эту сферу инвестируются порядка 9 млрд долларов ежегодно, что превосходит денежные вложения любой другой компании в сферу научно-технических разработок. Microsoft работает над тем, чтобы в будущем продукты, помогающие людям реализовываться и общаться, были простыми и доступными.

Компания Microsoft старается идти в ногу со временем. Ведь помимо производства операционных систем, Microsoft стала активно наступать на игровой, мобильный и компьютерные рынки. В связи с чем, компания в 2012 году сделала реди-зайн своего фирменного знака, первый за последние 25 лет. Фирменный знак компании теперь отражает концепцию ее новых ключевых продуктов — операционных систем Windows 8, Windows Phone, пакета Office и онлайнового игрового сервиса X-Box Live.

В 2013 году компания приобретает активы Nokia, в частности ее подразделение по производству и обслуживанию мобильников. Этой сделкой планировалось отбить долю мобильного рынка у Apple и Samsung. Долгое время Microsoft занималась только производством программного обеспечения. Теперь она планирует идти дальше и совместить свой софт с реальным «железом».

Не стоит также забывать и о приобретении Skype в 2011 году, которое обошлось компании в 8,5 млрд долларов. Хоть Skype и не является разработкой Microsoft, но именно Microsoft сейчас развивает данный проект, благодаря которому у всех появилась возможность совершать бесплатные

2. ГодинА.М. Брендинг: Учебное пособие. 3-е

звонки своим близким и друзьям, где бы они не находились (естественно где есть интернет).

С тех пор, как Пол Аллен и Билл Гейтс загорелись идеей разработать язык первому компьютеру для массового покупателя» «Альтаиру», прошло не много не мало, а 39 лет. Сейчас почти каждый из пользователей ПК — потребитель продуктов компании Microsoft [8].

Таким образом, бренды Apple, Microsoft (Windows), MCDonald's, GOOGLE выступают на международной арене как живое воплощение «американской мечты», усиливая и поддерживая транслируемой Америкой бренд, который, в свою очередь, укрепляет и продвигает ее ценности во всем мире, траслируясь через продаваемые товары или предлагаемые брендами услуги, которые, в свою очередь, смогли быть адаптированы под международный рынок.

Список литературы

1. Васильченко МА. Роль стиля в формировании «личности бренда» журнала// Верхневолжский филологический вестник. — 2018. — № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ rol-stilya-v-formirovanii-lichnosti-brenda-zhurnala.

изд., перераб. и доп. / А.М. Годин — М.: Дашков и К, 2016. — С. 74.

3. Кулешов С.М., Пантелеева ТА. DIGITAL-ры-нок: ключевые тренды и направления развития отдельных сегментов // Образование. Наука. Научные кадры. — 2017. — № 3. — С. 98-101.

4. Официальный сайт MCDONALDS — URL: https://www.mcdonalds.com/us/en-us/ subscription.html

5. Пантелеева ТА. SMM как ключевой инструмент продвижения в современных рыночных условиях // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. — 2017. — Т. 16. — № 4. — С. 231-238.

6. Пантелеева ТА., Петрова ЕА. Современные тенденции продвижения бренда в социальных сетях: перспективные подходы // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. — 2017. — Т. 16. — № 4. — С. 239-251.

7. Петрова Е.А., Пантелеева Т.А. Мировые тенденции использования социальных медиа // Россия и мир: развитие цивилизаций. Феномен развития радикальных политических движений в Европе. Материалы VIII международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 188-191.

8. 20 Steps for Creating a Brand. Bloom Consulting — URL: http://www.slideshare.net/ bloomconsulting/20-steps-for-country-branding

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.