Bulletin of the St. Petersburg State Pedagogical University. Economics. — 2016. — № 1 (235). — Pp. 75—85.
7. Zakshevsky V. G. Directions of development of the agroindustrial complex of the region on the basis of innovation / V. G. Zakshevsky, V. G. Novikov, E. V. Salnikov // Economics, labor, management in agriculture. — 2012. — № 1. — Pp. 25—28.
8. Charykova O. G. State regulation of agriculture in modern conditions /
УДК 338.242
O. G. Charykova, N. A. Novichikhina // FES: Finance. Economy. Strategy. — 2012. — № 12. — Pp. 5—9.
9. Dyadyun I. A. Internal factors of effective functioning of the regional road transport service infrastructure / I. A. Dyadyun // Strategy for socio-economic development of society: managerial, legal, economic aspects. Proceedings of the 10th International Scientific-Practical Conference. — Kursk : South-West State University, 2020. — Pp. 125—129.
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коды JEL: R 58, H 11, М 12.
Зеленцова С. Ю., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления и управления персоналом, Сургутский государственный университет, г. Сургут, Россия
E-mail: [email protected]
SPIN-код: 1892-0167
Кауфман Н. Ю., кандидат экономических наук, доцент,доцент кафедры государственного и муниципального управления и управления персоналом, Сургутский государственный университет, г. Сургут, Россия
E-mail: [email protected]
SPIN-код: 4966-0185
Поступила в редакцию 11.05.2021. Принята к публикации 27.05.2021
Аннотация
Предмет. Развитие и освоение цифровых технологий государственного управления в субъектах Российской Федерации.
Тема. Цифровая трансформация государственного управления в рамках реализации национальных проектов в субъектах Российской Федерации.
Цели. Анализ развития и освоения цифровых технологий государственного управления для достижения ключевых показателей социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Методология. Авторы использовали универсальные методы научного исследования, а также методы сравнительного и статистического анализа.
Результаты. На основе анализа и оценки текущей ситуации в сфере реализации регионального проекта по цифровизации государственного управления в округе выявлена нацеленность на повышение результативности государственного управления, т. е. не только количества, но и качества оказываемых государственных услуг, его эффективности, а значит на сокращение издержек государства, бизнеса и/или граждан, связанных с реализацией тех или иных государственных функций.
Область применения. Реализация национальных проектов в части цифровизации государственного и муниципального управления.
Выводы. При общем благоприятном воздействии цифровизации государственного и муниципального управления на решения социально-экономических проблем, необходимо акцентировать внимание на вызовах и рисках, которые несет с собой цифровизация.
Ключевые слова: национальные проекты, цифровая трансформация, государственное регулирование, субъекты Российской Федерации.
UDC 338.242
DIGITAL TRANSFORMATION OF PUBLIC ADMINISTRATION AS A RESULT OF THE IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
JEL codes: R 58, H 11, M 12.
Zelentsova S. Yu., candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of State and Municipal Management and Personnel Management, Surgut State University, Surgut, Russia
E-mail: [email protected]
SPIN-код: 1892-0167
Kaufman N. Yu., candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of State and Municipal Management and Personnel Management, Surgut State University, Surgut, Russia
E-mail: [email protected]
SPIN-код: 4966-0185
Annotation
Subject. Development and development of digital technologies of public administration in the subjects of the Russian Federation.
Topic. Digital transformation of public administration in the framework of the implementation of national projects in the subjects of the Russian Federation.
Goals. Analysis of the development and development of digital technologies of public administration to achieve key indicators of socio-economic development of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug- Ugra.
Methodology. The authors used universal methods of scientific research, as well as methods of comparative and statistical analysis.
Results. Based on the analysis and assessment of the current situation in the implementation of the regional project on the digitalization of public administration in the district, the focus on improving the effectiveness of public administration, i.e. not only the quantity, but also the quality of public services provided, its effectiveness, and thus reducing the costs of the state, business and/ or citizens associated with the implementation of certain state functions.
Scope of application. Implementation of national projects in terms of digitalization of state and municipal administration.
Conclusions. With the overall positive impact of digitalization of state and municipal management on solving socio-economic problems, it is necessary to focus on the challenges and risks that digitalization brings.
Keywords: national projects, digital transformation, state regulation, subjects of the Russian Federation.
DOI: 10.22394/1997-4469-2021-53-2-32-37
Введение ние» нацелено на предоставление гражда-
Реализация национального проек- нам и организациям доступа к приоритет-та «Цифровое государственное управле- ным государственным услугам и сервисам
в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление.
Положительный опыт реализации национальных проектов в сфере циф-ровизации государственного управления в субъектах Российской Федерации
Самым сложным для органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, реализующих национальный проект «Цифровое государственное управление» на местах, достигнуть баланса между тремя ее основными участниками: государством, обществом и бизнесом. Анализ публикаций позволяет отметить, что исследования о сложившейся десятилетиями системы взаимодействия государства, общества и бизнеса не носят всеобъемлющий характер, хотя в условиях цифровой трансформации система требует новых более гибких и адаптивных подходов к ее изучению. Скорость внедрения и освоения новых технологий в государственном управлении и бизнесе неравномерна, как по отраслям деятельности, так и территориально, по регионам, поэтому положительный опыт успешных практик реализации проектов в области цифровизации государственного управления в отдельных субъектах Российской Федерации, в условиях современного политико-экономического кризиса, требует их внимательного изучения, анализа и оценки достигнутых показателей, с целью принятия опыта и повышения эффективности внедрения цифровизации государственного управления на территории всей страны [1].
В соответствии с вышеизложенным, авторы данного исследования пытаются решить следующие проблемы, это:
— устранить недостаточную изученность положительного опыта реализации национальных проектов в сфере государственного управления в субъектах Российской Федерации;
— сформировать рекомендации по повышению эффективности внедрения циф-ровизации государственного управления органами государственной власти для всех субъектов Российской Федерации, и минимизировать риски, опираясь на показатели
достигнутых результатов по проекту в отдельно взятом субъекте Российской Федерации.
Для того чтобы обеспечить возможность эффективного государственного управления, система должна отвечать потребностям государственных органов власти, бизнеса и граждан. Ответственность за соблюдения этих условий возлагается не только на федеральные органы исполнительной государственной власти, но и органы власти субъектов Российской Федерации.
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, за последние годы стал одним из регионов-лиде ров, в которых эффективно решаются задачи и достигаются цели по цифровизации государственного управления, обозначенные в национальных проектах Российской Федерации. В 2015 году, в округе за долго до начала реализации национальных проектов, была сформирована административно-управленческая и правовая база, готовая к новым целям и задачам социально-экономического развития региона. Внедрение проектного управления, профессиональная подготовка государственных и муниципальных служащих к работе с проектами, положительно сказалось на результатах их деятельности в последующие годы. Средний процент достижения показателей по всем целевым моделям в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре в 2020 году и на конец 1 квартала 2021 года составил 99 процентов, в то время как в среднем по Российской Федерации достижение равняется 94 процентам.
С развитием и освоением цифровых технологий в округе связывают возможности достижения ключевых целей социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. В портфель проектов «Цифровая экономика Югры» входят 6 проектов: «Централизация инфраструктуры информационных систем», «Информационная инфраструктура»; «Кадры для цифровой экономики»; «Информационная безопасность»; «Цифровое государственное управление»; «Цифровые технологии». Сроки реализации проектов: 2019—2024 годы. В округе, с одной стороны, идет большая практическая работа по развитию и освоению в государственном управлении первичных (базовых) цифровых технологий. С другой стороны, выра-
батывается повестка для развития и освоения в государственном управлении отдельных новейших, так называемых прорывных цифровых технологий. Региональный проект «Цифровое государственное управление» своей целью ставит внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг в интересах населения и бизнеса Ханты-Мансийского автономного округа — Югра.В соответствии с ним в 2019 году и 2020 году были проведены следующие мероприятия [2]:
— в автономном округе для жителей до -ступно более 165 региональных и муниципальных услуг (на конец 2019 года гражданами автономного округа было подано более 8 000 000 заявлений в электронной форме, на конец 2020 года гражданами автономного округа было подано более 7 278 644 заявлений в электронной форме);
— в рамках популяризации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде используется искусственная нейронная сеть;
— в округе в 2020 году реализовано региональное мобильное приложение «Госуслуги Югры»;
— обеспечен прием, маршрутизация и обработка сообщений, поданных с использованием электронной формы ЕПГУ, размещаемой на едином портале, официальных сайтах органов власти и органов местного самоуправления автономного округа, а также проведение обсуждений проектов (на конец 2020 года получено 1147 сообщений, проведено 183 опроса);
— с целью повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг по обеспечению предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием многофункциональных центров в 2020 году количество заявлений, обработанных в АИС МФЦ Югры, составило 1 056 814 заявлений (за 2013 год обработано около 20 тыс. заявлений, за 2014 год — 103 402 заявления, за 2015 год — 369 124 заявления, за 2016 год — 645 406 заявлений, за 2017 год — 884 193 заявления, за 2018 год — 750 134 заявления, за 2019 год — 1 301 433 заявления);
— в автономном округе в органах государственной власти автономного округа, их подведомственных организациях и орга-
нах местного самоуправления в 4 квартале 2020 года зарегистрировано более 32 тысяч граждан, из них произведено регистрации МФЦ более 3 тысяч учетных записей Единой системы идентификации и аутентификации;
— количество жителей автономного округа, зарегистрировавшихся на портале госуслуг на конец 2019 года составил более 1,39 млн человек, а на конец 2020 года составляет более 1,66 млн человек. По данным Минкомсвязи России по доле граждан, использующих механизм получения услуг в электронной форме, автономный округ занимает 7 место среди субъектов Российской Федерации и 1 место по Уральскому федеральному округу.
— в МФЦ автономного округа обратилось за регистрацией (подтверждением регистрации) в единой системе идентификации и аутентификации 23 717 граждан в 2019 году и 25 884 граждан в 2020 году.
— по каналам системе межведомственного электронного взаимодействия автономного округа сотрудниками ИОГВ, ОМСУ, многофункциональных центров округа за
2019 год было передано боле 90 млн запросов, и с начала 2020 года направлено более 128 млн запросов о предоставлении сведений (документов, справок, технических запросов), что избавило заявителей от необходимости лично приносить в орган власти документы (справки) при получении услуг;
— обеспечено применение автоматизированной информационной системы осуществления государственного контроля (надзора) в автономном округе (далее — АИС КНД) для 14 ИОГВ, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность;
— в рамках реализации мероприятия «Обеспечение использования платформы юридически значимого электронного документооборота и ее сервисов в органах государственной власти автономного округа, их подведомственных организациях и органах местного самоуправления» на конец
2020 года СЭД в своей деятельности используют: 33 органа государственной власти (100 %); 290 государственных учреждений (100 %); 22 муниципальных образования (городские и районные округа) (100 %); 54 муниципальных образований (сельские и городские поселения) (65 %); 670 муниципальных учреждений (61 %).
Выводы
Исходя из представленных цифр можно сделать вывод о том, что округ значительно продвинулся количественно в цифровой трансформации государственного управления. Важной особенностью реализации регионального проекта по циф-ровизации государственного управления в округе является нацеленность на повышение результативности государственного управления, т. е. не только количества, но и качество оказываемых государственных услуг, его эффективности, а значит сокращение издержек государства, бизнеса и/или граждан, связанных с реализацией тех или иных государственных функций.
При этом если сегодня качественное изменение рассматривается прежде всего как повышение доступности и качества государственных услуг, то в будущем прорывные цифровые технологии позволяют трансформировать осуществление всех типов государственных функций и функций по их исполнению: нормотворчество, контрольно-надзорной деятельности и администрирования доходов. Беспрецедентное расширение возможностей работы с самыми различными данными в режиме реального времени (или приближенном к нему) позволяет государственным и муниципальным органам округа совершенно по-новому планировать результаты своей деятельности, осуществлять мониторинг и оценку их достижений, а также участие в них персонала. При этом повышение обоснованности принимаемых решений на основе данных о начальных и достигаемых результатах государственного управления может привести к не менее значимым эффектам, чем организация предоставления государственных услуг на основе платформенных решений. С целью обеспечения использования цифровой трансформации как механизма внедрения государственного управления по результатам при реализации проекта «Цифровое государственное управление» в субъектах Российской Федерации авторы считают целесообразным обеспечить реализацию мероприятий, направленных:
— на переход от ответственности ведомств за подготовку и представление отчетов о достигнутых результатах к их ответственности за размещение данных о до-
стигаемых результатах, формируемых, преимущественно автоматически, на единой платформе и принятию решений на основе этих данных;
— на расширение методов оценки результативности государственных органов: переход от оценки «выполнено — не выполнено» к использованию аналитики, выборочных контролируемых испытаний, иных аналитических методов, основанных на технологиях искусственного интеллекта.
При общем благоприятном воздействии цифровизации на реализацию управления в отношении решения социально-экономических проблем развития субъекта, необходимо акцентировать внимание на вызовах, которые несет с собой цифровизация [3]. К числу важнейших из них относятся:
— угроза гиперконцентрации рынка цифровых технологий;
— рост цифрового неравенства;
— угроза информационной безопасности;
— также ослабление регулятивных возможностей государства.
Цифровизация — это противоречивый процесс, который одновременно может быть и подспорьем в достижении социально-экономического развития территорий, и невольно препятствовать их реализации. Для того, чтобы цифровизация стала работать на развитие, важна целенаправленная и скоординированная политика правительственных, национальных структур, бизнеса и общества.
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зеленцова С. Ю. Цифровая экономика российской федерации, как инновационный прорыв в трансформации общественного развития / С. Ю. Зеленцова // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. — 2020. — № 9. — С. 259—263.
2. Информация о ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика» в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре по состоянию на 1 сентября 2020 года. — URL: https://depit.admhmao.ru/ deyatelnost/otchyety/2020-god
3. Ланьшина Т. А. Устойчивое развитие и цифровизация: необычный кризис COVID-19 требует оригинальных решений / Т. А. Ланьшина, В. А. Баринова, А. Д. Кондратьев, М. В. Романцов // Вестник международных организаций. — 2020. — Т. 15. № 4. — С. 91—114.
LIST OF LITERATURE
1. Zelentsova S. Yu. Digital economy of the Russian Federation, as an innovative
breakthrough in the transformation of social development / S. Yu. Zelentsova // The company's strategy in the context of increasing its competitiveness. — 2020. — No. 9. — Pp. 259—263.
2. Information on the implementation of the national project «Digital Economy» in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Ugra as of September 1, 2020. — URL: https://depit. admhmao.ru/deyatelnost/otchyety/2020-god.
3. Lanshina T. A. Sustainable development and digitalization: the unusual COVID-19 crisis requires original solutions / T. A. Lanshina, V. A. Barinova, A. D. Kon-dratiev, M. V. Romantsov // Bulletin of international organizations. — 2020. — T. 15. No. 4. — P. 91—114.
УДК 339.1, 658.527
О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
Коды JEL: R 11, R 12, R 58.
Красова Н. Е., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры математики, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж, Россия E-mail: [email protected] SPIN-код: 5501-5963
Лещенко Е. М., доктор технических наук, профессор, профессор кафедры естественнонаучных и социальных дисциплин, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия E-mail: [email protected] SPIN-код: 8174-2750
Рыжкова Э. Н., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математики, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж, Россия E-mail: [email protected] SPIN-код: 4643-2490
Рыжкова Е. В., кандидат педагогических наук, доцент, старший преподаватель кафедры математики, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж, Россия E-mail: [email protected] SPIN-код: 6921-5590
Поступила в редакцию 24.05.2021. Принята к публикации 07.06.2021