Научная статья на тему 'Национальный парк «Кисловодский»: изменение правового режима'

Национальный парк «Кисловодский»: изменение правового режима Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
478
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК КИСЛОВОДСКИЙ / ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ООПТ / РЕЖИМ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ПЛАТА ЗА ПОСЕЩЕНИЕ ЗАПОВЕДНИКА / ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / THE NATIONAL PARK KISLOVODSKIY / SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREAS / THE REGIME OF SPECIAL PROTECTION OF NATURAL COMPLEXES / ENVIRONMENTAL EDUCATION OF THE POPULATION / PAYMENT FOR VISITING THE RESERVE / TOURIST CLUSTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабич Марина Евгеньевна

В статье рассматриваются вопросы создания и функционирования нового Национального парка «Кисловодский» как особо охраняемой территории федерального значения. Исходя из анализа положений российского законодательства и с учетом инициативы о введении курортного сбора автор определяет последствия изменения правового режима парка и делает вывод о неурегулированности вопроса одновременного взимания платы за посещение парка и пребывания на курорте, а также о возможной неэффективности мер охраны природного комплекса в связи с изменением его статуса на национальный парк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бабич Марина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL PARK «KISLOVODSKIY»: CHANGE OF LEGAL REGIME

The article deals with the creation and functioning of the new National Park «Kislovodskiy» as a specially protected territory of federal significance. Based on the analysis of the provisions of Russian legislation and taking into account the initiative to introduce a resort fee, the author determines the consequences of changing the legal regime of the park and concludes that the issue of simultaneous collection of fees for visiting the park and staying at the resort, as well as possible ineffectiveness of measures for protecting the natural complex in connection with Change its status to the national park.

Текст научной работы на тему «Национальный парк «Кисловодский»: изменение правового режима»

 Национальный парк «Кисловодский»: изменение правового режима

М.Е. Бабич консультант отдела оценок в сфере транспорта, связи и экологии Департамента оценки регулирующего воздействия Министерства экономического развития Российской Федерации, магистр юриспруденции Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва)

Марина Евгеньевна Бабич, mebabich@edu.hse.ru

В 2012 году в городе Ставрополе была проведена межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная вопросам законодательного регулирования экологического туризма на особо охраняемых природных территориях (далее также -ООПТ) на федеральном и региональном уровнях. Некоторые из участников конференции сокрушались, что на территории Ставропольского края нет ни одного крупного ООПТ (заповедника или национального парка) (см., например, [1, с. 102]). Однако уже в марте 2015 года ситуация начала меняться (см. [2-6]).

В 2015 году Кисловодский лечебный курортный парк привлек к себе внимание первых лиц государства - был принят ряд важных решений, определивших его дальнейшее развитие. Решение о создании на территории Кисловодского парка национального парка поддержано Президентом Российской Федерации (подпункт «б» пункта 2 перечня поручений от 18 апреля 2015 года № Пр-731) и нашло отражение в Комплексе мер, направленных на сохранение и развитие Кисловодского курортного парка до 2020 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2015 года № 1724-р. По инициативе Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) было подготовлено предложение о придании Кисловодскому парку статуса «национальный парк», а также разработана соответствующая «дорожная карта». Принятие правительственного

акта было намечено на август - октябрь 2016 года.

Для управления национальным парком планировались создание федерального государственного бюджетного учреждения и выделение финансирования Министерством финансов Российской Федерации (далее - Минфин России). Министерством культуры Российской Федерации был издан приказ от 6 октября 2015 года № 2537 «Об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения «Курортный парк», 1823 г. (Ставропольский край, Кисловодск)». Таким образом категория историко-культурного значения изменена на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия федерального значения. Кроме того, земли Кисловодского парка были переданы в федеральную собственность, в том числе земли, на которых располагались объекты капитального строительства.

Создание Национального парка «Кисловодский»

Благодаря проводимой с 2014 года подготовительной работе в 201 6 году постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года № 493 (далее - Постановление № 493) был учрежден Национальный парк «Кисловодский» (далее также - НП «Кисловодский»). Таким образом, в городе Кисловодске (Ставропольский край) был создан национальный парк

общей площадью 965,7942 гектара, включая земли населенных пунктов, находящиеся в собственности Российской Федерации, общей площадью 947,2696 гектара и земельные участки иных собственников и пользователей общей площадью 18,5246 гектара (без изъятия их из хозяйственного использования), в границах земельных участков по перечню, указанному в приложении № 1 к Постановлению № 493, за исключением участков по перечню, указанному в приложении № 2. НП «Кисловодский» отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России).

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 493 Минприроды России поручено следующее:

• обеспечить режим особой охраны природных комплексов и объектов на территории НП «Кисловодский»;

• осуществить мероприятия, связанные с созданием НП «Кисловодский»;

• обеспечить подготовку в установленном порядке проекта акта Правительства Российской Федерации о переводе указанных в пункте 1 Постановления № 493 земель населенных пунктов, находящихся в собственности Российской Федерации, в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов и внести его в Правительство Российской Федерации до 1 апреля 2017 года.

Создание и функционирование НП «Кисловодский» в 2016 году осуществляются за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Росимуществом на указанные цели в федеральном бюджете на 2016 год.

Согласно тезисам доклада заместителя Министра экономического развития Российской Федерации - руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом О.К. Дергу-новой «Итоги работы за 2015 год» [7] (далее - тезисы доклада О.К. Дергуновой) при личном содействии Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Рос-

сийской Федерации В.И. Матвиенко в федеральном бюджете на 2016 год Росиму-ществу были предусмотрены бюджетные ассигнования на содержание Кисловод-ского парка в 2016 году и создание бюджетного учреждения по управлению будущим национальным парком в сумме 149,6 миллиона рублей. Минприроды России и Минфину России при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение функционирования НП «Кисловодский».

В приложении № 1 к Постановлению № 493 приведен перечень земельных участков, включенных в состав территории НП «Кисловодский», с указанием их кадастровых номеров (всего 51 пункт).

В приложении № 2 к Постановлению № 493 приведен перечень исключаемых из состава земель НП «Кисловодский» участков, на которых расположены водозаборные скважины (источники), с указанием наименования источника, номера скважины, географических координат устья скважины (источника), а также площади участка (всего 9 источников).

Создание федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Кисловодский»

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2016 года № 1290-р принято решение о создании федерального государственного бюджетного учреждения (далее также - ФГБУ) «Национальный парк «Кисловодский» (далее -Распоряжение № 1290-р).

Согласно Распоряжению № 1290-р целями ФГБУ «НП «Кисловодский» (далее также - бюджетное учреждение), отнесенного к ведению Минприроды России, являются: • сохранение природных комплексов и объектов, а также историко-культурных объектов, расположенных

на территории Национального парка «Кисловодский»;

• экологическое просвещение населения и создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

• разработка и внедрение научных методов охраны природы;

• осуществление государственного экологического мониторинга.

Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с созданием и функционированием бюджетного учреждения, осуществлять в 2016 году за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Росимуществу в Федеральном законе от 14 декабря 2015 года № 359-Ф3 «О федеральном бюджете на 2016 год» по подразделу «Санаторно-оздоровительная помощь» раздела «Здравоохранение» классификации расходов бюджетов на предоставление субсидий бюджетным учреждениям.

Примечательно, что согласно Постановлению № 493 создание и функционирование НП «Кисловодский» в 2016 году осуществляются за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на 2016 год Росимуществом на указанные цели. Другими словами, цели должны быть, как минимум, на создание особо охраняемых природных территорий, что относится к блоку в области охраны окружающей среды, а не здравоохранения. Однако в Распоряжении № 1290-р, принятом на 20 дней позднее Постановления № 493, последовало уточнение: «финансовое обеспечение расходных обязательств на создание бюджетного учреждения в 2016 году необходимо осуществлять по подразделу «Санаторно-оздоровительная помощь» раздела федерального бюджета «Здравоохранение».

Напомним, что до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 406-ФЗ)

лечебно-оздоровительные местности и курорты являлись одной из категорий ООПТ (статья 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; далее - Закон об ООПТ). После вступления в силу Закона № 406-ФЗ курорты определены как самостоятельный вид особо охраняемых территорий (подробнее см. [16, с. 90-94]). При этом ООПТ не являются объектами здравоохранения и оказания санаторно-курортных услуг.

Согласно тезисам доклада О.К. Дергу-новой до учреждения НП «Кисловодский» содержание парка фактически осуществлялось подведомственным Росимуществу ФГБУ «Федеральный медицинский центр» Росимущества, а именно его филиалом -санаторием им. Г.К. Орджоникидзе. При этом были два источника финансирования: средства федерального бюджета и доходы от внебюджетной деятельности санатория. В 2015 году на содержание парка было израсходовано 78,6 миллиона рублей, в том числе 46 миллионов рублей из федерального бюджета и 32,6 миллиона рублей из приносящей доход деятельности санатория им. Г.К. Орджоникидзе.

В соответствии с пунктом 4 Распоряжения № 1290-р Минприроды России поручено:

1) осуществлять функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения;

2) обеспечить в 3-месячный срок осуществление мероприятий, связанных с созданием бюджетного учреждения;

3) утвердить в 6-месячный срок:

• перечень необходимого для осуществления деятельности бюджетного учреждения движимого и недвижимого имущества, подлежащего передаче ему в оперативное управление;

• перечень земельных участков, предоставляемых на праве постоянного (бессрочного) пользования бюджетному учреждению для обеспечения его деятельности;

4) совместно с Минфином России при формировании проекта федерального бюд-

жета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение функционирования бюджетного учреждения.

Согласно пункту 5 Распоряжения № 1290-р Росимуществу в 2-месячный срок со дня утверждения Минприроды России указанных в подпункте «в» пункта 4 Распоряжения № 1290-р перечней закрепить за бюджетным учреждением на праве оперативного управления находящееся в федеральной собственности движимое и недвижимое имущество и предоставить бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки.

Что день грядущий нам готовит?

Новый статус парка означает необходимость принятия очередных мер по обеспечению его правового режима. Посмотрим, что должно измениться в ближайшей перспективе.

Во-первых, согласно абзацу второму части 6 статьи 15 Закона об ООПТ за посещение НП «Кисловодский» будет взиматься плата (см. [7]). Причем взимание платы за посещение национального парка является не правом, а обязанностью администрации. Будет ли введение платы за посещение парка способствовать повышению его туристической привлекательности? Вопрос открытый.

Согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 апреля 2015 года № 174 «Об утверждении Порядка определения платы, взимаемой за посещение физическими лицами территорий национальных парков в целях туризма и отдыха» федеральное государственное бюджетное учреждение, осуществляющее управление соответствующим национальным парком или заповедником, утверждает размер платы за посещение заповедника только после ее согласования с Минприроды России. Кроме

того, информация о размере платы должна быть опубликована на соответствующем официальном сайте национального парка (подробнее см. [18, с. 66-69]). Однако в настоящее время НП «Кисловодский» не имеет своего официального сайта, поэтому информацию о платности и стоимости посещения туристы смогут узнать лишь на месте. Вероятно, эта новость неприятно удивит не только туристов, но и местных жителей, которые до 2 июня 2016 года могли посещать Кисловодский парк бесплатно.

Во-вторых, придание Кисловодскому парку статуса национального парка не исключает возможность сдавать земельные участки в аренду для возведения объектов капитального строительства (статья 17 Закона об ООПТ), как это установлено для государственных природных заповедников. Внесение дополнительных запретов в положение о национальном парке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится, будет противоречить Закону об ООПТ. Следовательно, в целях недопущения массовой застройки территории НП «Кисловодский» необходимо наделение его статусом государственного природного заповедника (подробнее см. [19, с. 139-140]).

За пределами Национального

парка «Кисловодский»: Кавказские Минеральные воды

Однако процесс реформирования затрагивает не только Кисловодский парк, но и весь эколого-курортный регион в целом. Об этом заявил Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский: «Жители действительно озабочены бесхозяйственным отношением к парку, которое раньше существовало со стороны местных властей. ... Кавказские Минеральные Воды (не только лечебный парк) - наша жемчужина, ее надо беречь. Закон о Кавминводах подготовлен в виде проекта. Думаю, он станет предметом уже нашей работы в осеннюю сессию. Мы, коми-

тет, активно участвуем в его продвижении и считаем, что в эту сессию его надо принимать для того, чтобы отбить охоту всем, кто решил нажиться на этом богатейшем природном и национальном наследии» (см. [7]). Очевидно, что речь идет о подготовленных Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа (далее - Мин-кавказ России) законопроектах, уточняющих статус Кавказских Минеральных Вод, «О курортном регионе «Особо охраняемый эколого-курортный регион Кавказские Минеральные Воды» (далее - законопроект 1) и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О курортном регионе «Особо охраняемый эколого-курортный регион Кавказские Минеральные Воды» (далее - законопроект 2) 1.

Следует отметить, что за полгода законопроект 1 был существенно изменен и доработан. В работе «Кисловодский парк и Кавказские Минеральные Воды: к вопросу о создании национального парка на территории эколого-курортного региона» (см. [22, с. 194-196]) мы подробно рассмотрели законопроект 1 и проанализировали его основные недостатки. В статье «Кавказские Минеральные Воды: перспективы изменения правового режима» (см. [23, с. 62-71]) мы сравнили две редакции законопроекта 1 и пришли к следующим выводам.

Законопроект 1 и законопроект 2 были доработаны в части «экологизации» положений, исключения норм, создающих особый экономический институт «инновационного медицинского кластера» с соответствующим изменением налогового режима. Как следствие, Минкавказ России отказался от разработки проекта федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона

«О курортном регионе «Особо охраняемый эколого-курортный регион Кавказские Минеральные Воды», который был необходим для установления особого правового режима участников инновационного медицинского кластера.

В положениях законопроектов не осталось норм, прямо регламентирующих туристическую деятельность. Законопроект 1 в новой редакции имеет явно природоохранный характер и призван обеспечить контроль соблюдения режима курортного региона. Вместе с тем этим законопроектом устанавливаются некоторые избыточные требования, в частности, к организации и тематике научных исследований, проведению мониторинга состояния недр.

В законопроекте 2 предусматривается введение административной ответственности не только за нарушение режима охраны курортного региона, но и за нарушение режима охраны всех видов курортов и лечебно-оздоровительных местностей, что выходит за пределы предлагаемого регулирования, но с учетом отсутствия соответствующего состава административного правонарушения может быть оценено положительно. При этом вопросы уголовной ответственности законопроектом 2 не решены.

За пределами Национального парка «Кисловодский»: курортный сбор

Однако процесс реформирования природоохранной и курортной деятельности затрагивает не только региональный, но и федеральный уровень. В частности, Мин-кавказ России разработал проект федерального закона «О проведении эксперимента по введению платы за пользование курортной инфраструктурой в Ставропольском крае» (далее - законопроект 3) 2. В соответствии с положениями законопроекта

1 Тексты проектов федеральных законов см. URL: http://www.minkavkaz.gov.ru/ministry/docs/?s=%D0% BC%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20 %D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B

2 Текст проекта федерального закона см. URL: regulation.gov.ru/projects#npa=40949

3 плата за пользование курортной инфраструктурой (далее - плата) подлежит зачислению в бюджет Ставропольского края. Согласно сводному отчету к законопроекту 3 размер платы составит до 150 рублей в сутки с человека, что согласно позиции Минкавказа России позволит до 2021 года привлечь на развитие курорта Кавказские Минеральные Воды от 2 до 6 миллиардов рублей (подробнее см. [19, с. 139-140]).

Также следует обратить внимание на то, что в рамках реализации подпункта «б» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 26 августа 2016 года Пр-1817ГС Министром Российской Федерации по делам Северного Кавказа Л.В. Кузнецовым 11 октября 2016 года проведено совещание по вопросу внесения изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих введение курортного сбора, доходы от которого могут быть направлены на развитие санаторно-курортного комплекса Российской Федерации. На этом совещании была рассмотрена концепция проекта федерального закона «О проведении эксперимента по введению платы за пользование курортной инфраструктурой». При этом на первом этапе механизм курортного сбора должен быть распространен не только на Ставропольский край, но и на Алтайский и Краснодарский края, Республику Крым и Севастополь. На втором этапе разработчиком планируется введение курортного сбора на всей территории Российской Федерации (см. [27]).

Полагаем, что установление платности посещения курортов и национальных парков является сдерживающим фактором для роста объема туристических услуг и может обернуться снижением туристической привлекательности российских курортов и дальнейшим ухудшением экологической ситуации (подробнее см. [28, с. 107-111]). При этом расположение ООПТ федерального значения, за посещение территории которых взимается плата, в границах ку-

рортов приводит к двойному взиманию платы с туристов. Ни существующее законодательство, ни рассмотренные законопроекты не предусматривают освобождение от внесения платы за посещение ООПТ федерального значения лиц, уже уплативших курортный сбор. Безусловно, это требует решения на законодательном уровне. Кроме того, неясно, каким образом введение курортного сбора повлияет на инвестиционную привлекательность существующих особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа (в частности, туристического кластера «Курорты Северного Кавказа», ОЭЗ «Долина Алтая»).

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Мандра Ю.А., Степаненко Е.Е. О некоторых аспектах устойчивого развития особо охраняемого эколого-курортного региона РФ - Кавказских Минеральных Вод / Законодательное регулирование экологического туризма на особо охраняемых природных территориях на федеральном и региональном уровнях : материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ставрополь : Ставропольское издательство «Параграф», 2012.

2. Дергунова Ольга. Кисловодский курорт должен стать национальным парком. URL: http://economy.gov.ru/minec/ press/news/2015033103 (дата обращения: 10.03.2016).

3. Кисловодский парк благоустроят в соответствии с поручениями президента. URL: http://www.vestikavkaza.ru/news/ Kislovodskiy-park-blagoustroyat-v-sootvetstvii-s-porucheniyami-prezidenta.html (дата обращения: 10.03.2016).

4. Кисловодский курортный парк станет национальным. URL: http://www. vestikavkaza.ru/news/Kislovodskiy-kurortnyy-park-stanet-natsionalnym.html (дата обращения: 10.03.2016).

5. Правительство защитило Кисловодский курортный парк. URL: http://www. vestikavkaza.ru/news/Pravitelstvo-zashchitilo-

Kislovodskiy-kurortnyy-park.html (дата обращения: 10.03.2016).

6. Сенаторы спасают Кисловодский парк. URL: http://www.vestikavkaza.ru/ar ticles/Senatory-spasayut-Kislovodskiy-park. html (дата обращения: 10.03.2016).

7. Тезисы доклада заместителя Министра экономического развития Российской Федерации - руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом Дергуновой О.К. «Итоги работы за 2015 год». URL: rosim.ru/Attachment. aspx?Id=50775

8. Перечень поручений по вопросам развития Кисловодского курортного парка от 18 апреля 2015 года № Пр-731.

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2015 года № 1724-р.

10. Об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения «Курортный парк», 1823 г. (Ставропольский край, Кисловодск) : приказ Министерства культуры Российской Федерации от 6 октября

2015 года № 2537.

11. О создании Национального парка «Кисловодский» : постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня

2016 года № 493.

12. О создании ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский» : распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 июня 2016 года № 1290-р.

13. О федеральном бюджете на 2016 год : Федеральный закон от 1 4 декабря 2015 года № 359-ФЗ.

14. О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 28 декабря 201 3 года № 406-ФЗ.

15. Об особо охраняемых природных территориях : Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ.

16. Бабич М. Е. Курорты и особо охраняемые природные территории: к вопросу о

разграничении понятий // Хозяйство и право. 2016. № 6.

17. Об утверждении Порядка определения платы, взимаемой за посещение физическими лицами территорий национальных парков в целях туризма и отдыха : приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 апреля 2015 года № 174.

18. Бабич М. Е. Особо охраняемые природные территории: тенденции законодательных инициатив // Экологический вестник России. 2016. № 4.

19. Бабич М. Е. Зачем платить больше или к вопросу о курортном сборе / Техника и технологии, политика и экономика: проблемы и перспективы : материалы III Международной научно-практической конференции (30 апреля 2016 года, г. Коломна). Коломна, 2016.

20. О курортном регионе «Особо охраняемый эколого-курортный регион Кавказские Минеральные Воды» : проект федерального закона. URL: http://www.minkavkaz. gov.ru/ministry/docs/?s=%D0%BC%D0%B8% D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B B%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20 %D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1 %8B (дата обращения: 15.07.2016).

21. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О курортном регионе «Особо охраняемый эколого-курортный регион Кавказские Минеральные Воды» : проект федерального закона. URL: http://www.minkavkaz. gov.ru/ministry/docs/?s=%D0%BC%D0%B8% D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B B%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20 %D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1 %8B (дата обращения: 15.07.2016).

22. Бабич М. Е. Кисловодский парк и Кавказские Минеральные Воды: к вопросу о создании национального парка на территории эколого-курортного региона / Право молодых : сборник научных трудов Международного образовательного форума (1213 мая 2016 года, г. Ставрополь) / под ред.

канд. юр. наук, доцента М. С. Трофимова : в двух частях. Ставрополь : Издательство Северо-Кавказского федерального университета, 2016. Часть 2.

23. Бабич М. Е. Кавказские Минеральные Воды: перспективы изменения правового режима // Экологический вестник России. 2016. № 9.

24. О проведении эксперимента по введению платы за пользование курортной инфраструктурой в Ставропольском крае : проект федерального закона. URL: regulation. gov.ru/projects#npa=40949 (дата обращения: 15.05.2016).

25. О проведении эксперимента по введению платы за пользование курортной инфраструктурой в Ставропольском крае : письмо Департамента оценки регулирую-

щего воздействия Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2016 года № 8342-ОФ/Д26и.

26. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 26 августа 2016 года Пр-1817ГС.

27. Выступление Министра Российской Федерации по делам Северного Кавказа Льва Владимировича Кузнецова на 379-м заседании Совета Федерации в рамках «Правительственного часа» 21 октября 2015 года. URL: http://www.minkavkaz.gov.ru

28. Навасардова Э. С. К вопросу об управлении курортом «Кавказские Минеральные Воды» (историко-правовой анализ) // Общество и право. 2012. № 4 (41).

СТНТУТ ШКОЛА ПРАВА Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования «Школа права «СТАТУТ» ЮРИДИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ Телефон: (499) 956-08-65 http://www.statut.ru/ E-mail: post@statut.ru

Место проведения: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), г. Москва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14.06 Лекция МАКОВСКОЙ A.A. «Пределы «вторжения» органа регистрации прав в гражданско-правовые отношения сторон в сделке с недвижимостью»

19-21.06 НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ. ЗАЩИТА ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

19-20.06 РЕФОРМА ЗЕМЕЛЬНОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: приобретение публичных земель, оборот земельных участков и комментарий изменений, произошедших летом 2016 года

21-23.06 ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ СДЕЛКИ И ЗАЩИТА КРЕДИТОРОВ: реформа обязательственного права и особенности применения законодательства

3-7.07 СДЕЛКИ С НЕДВИЖИМОСТЬЮ И ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: реформа земельного законодательства и обзор практики рассмотрения споров

10.07 ОСПАРИВАНИЕ СДЕЛОК ПРИ БАНКРОТСТВЕ

11-14.07 ПРАВА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: комментарий изменений в части IV ГК РФ и практика применения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.