Научная статья на тему 'Национальный механизм обеспечения гендерного равенства между полами: теоретическое обоснование'

Национальный механизм обеспечения гендерного равенства между полами: теоретическое обоснование Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
620
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / КОМПЛЕКСНЫЙ ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАВЕНСТВА / ИНСТИТУЦИОННАЯ СТРУКТУРА / МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Исмагилова Лейсан Рустамовна

В основе гендерного неравенства лежит неравное положение мужчин и женщин и сохраняющееся в обществе традиционное распределение гендерных ролей. Очевидно, что изменение такого положения возможно только путем реализации комплекса мер, предусматривающих долгосрочное воздействие на общество и его институты. Одной из таких стратегий стал комплексный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальный механизм обеспечения гендерного равенства между полами: теоретическое обоснование»

может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством» [5, с. 30].

Библиографический список

1. Бусурин С.В. Юридическое образование -государственный приоритет. Курс «Право и ответственность» - подготовка к ВУЗу // Государство и право. - 2002. - №»1. - С. 59-60.

2. КрутерМ.С. Молодежь как социальный наследник проблем периода несовершеннолетия // Философские науки. - 2001. - .№4. - С. 132-143.

3. Певцова Е.А. Построение системы правового образования в школе // Основы государства и права. - 2002. - .№5. - С. 2-5.

4. Певцова Е.А. Формирование правового сознания школьной молодежи: состояние, про-

блемы и перспективы // Государство и право. -

2005. - №>4. - С. 28-36.

5. Поливанова К.Н. Концепция структуры и содержания правового образования в школе / К.Н. Поливанова, Б.И. Хасан, В.В. Спасская // Основы государства и права. - 2002. - .№5. - С. 24-30.

6. Полищук И. С. К вопросу о российском менталитете // Социально-гуманитарные знания. -

2006. - № 1. - С. 143-152.

7. Русская школа как система воспитания и образования: первая национальная программа // Государство и право. - 2002. - №1. - С. 80-84.

8. СафоновВ.Г. Понятие правового нигилизма // Государство и право. - 2004. - №12. - С. 65-69.

9. Сорокин В.В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал российского права. - 2002. - №10. - С. 59-70.

10. Сочнев Д. Информационное и правовое воздействие на правосознание молодежи // Российская юстиция. - 2003. - №5. - С. 62-64.

УДК 316: 33.32

Л.Р. Исмагилова

НАЦИОНАЛЬНЫМ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА МЕЖДУ ПОЛАМИ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

В основе гендерного неравенства лежит неравное положение мужчин и женщин и сохраняющееся в обществе традиционное распределение гендерных ролей. Очевидно, что изменение такого положения возможно только путем реализации комплекса мер, предусматривающих долгосрочное воздействие на общество и его институты. Одной из таких стратегий стал комплексный подход.

Ключевые слова: гендер, комплексный гендерный подход, обеспечение равенства, институционная структура, механизм.

Анализируя состояние гендерной политики в Российской Федерации в пос. ледние годы, можно констатировать, с одной стороны, всё более явный институциональный кризис, сопровождающийся сворачиванием деятельности органов государственной власти, ответственных за её проведение, а с другой -недостаток идей, способных вдохнуть в неё новую жизнь. Так, были ликвидированы Комиссия по вопросам положения женщин в Российской Федерации, Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, Департамент по делам семьи, женщин и детей Министерства труда и социального развития РФ. Заторможено рассмотрение такого политического доку-

мента, как «Гендерная стратегия Российской Федерации», законопроекта «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностях мужчин и женщин в РФ», принятого Государственной Думой в первом чтении и покоящегося в парламенте нового созыва без движения. Дефицит политической воли и явное нежелание рассматривать гендерную политику в числе приоритетов деятельности органов государственной власти ведет к дальнейшему усилению гендерного и социального неравенства, углублению дискриминации по признаку пола. Так как проявления неравенства между женщинами и мужчинами продолжает иметь место во всех областях нашей жизни, требуются новые подхо-

© Л.Р. Исмагилова, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009І

ды, новые стратегии и новые методы работы для осуществления принципа равенства. «Традиционное» видение проблемы равенства полов чаще всего приводит к стратегиям приспособления к существующим условиям, а не преодоления препятствий. Необходима разработка более широкой концепции равенства полов, ориентированная на то, чтобы задействовать все возможные навыки и способности женщин и мужчин.

Одной из таких стратегий стал комплексный подход к проблеме равенства полов, который был предложен мировому сообществу в качестве принципа государственной политики в документах Четвертой Всемирной конференции ООН по проблемам женщин в Пекине в 1995 году [1, с. 94-95].

Попытаемся объяснить суть и теоретические возможности единого национального механизма, предметом деятельности которого является обеспечение гендерного равенства.

Комплексный гендерный подход (gender mainstreaming) представляет собой политический инструмент, обеспечивающий гарантии представленности интересов и мужчин, и женщин на уровне принятия решений [2, с. 7-9]. Это активная политика, имеющая целью интегрировать действия, направленные на укрепление равенства между полами во все политические стратегии и программы, анализирующая, в случае необходимости, до принятия любого решения их возможные последствия соответственно для мужчин и женщин [3, с. 94-95].

Вместо одной, унифицированной, политики продвижения гендерного равенства, равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин комплексный гендерный подход предлагает множество политических инструментов. Особенность комплексного гендерного подхода состоит в том, что он не ориентирован на потребности гендерный групп по отдельности, а рассматривает именно гендерные отношения. Иными словами, речь идет о новом формулировании политических ориентиров, политической культуры, введения новых процедур и инструментов в рамках политического процесса. Подход исходит из того, что между мужчинами и женщинами существуют социальные, экономические и политические различия, которые надлежит учитывать во всем комплексе политических действий. Будучи основными действующими лицами в рамках осуществления комплексного подхода к равенству полов, политики играют довольно большую роль. Их

официальные функции состоят в определении политических приоритетов и в инициации программ, в которых равенство полов выступает как основа демократии и повышения качества жизни. Очень важны политическая воля и реальный настрой политиков. Будучи представителями государственных структур, они применяют гендерный комплексный подход на практике. Что касается национальных механизмов, созданных для поощрения и укрепления равенства между женщинами и мужчинами, они - составная часть государственной машины.

Национальный механизм обеспечения равенства между полами представляет собой институционную правительственную и в некоторых случаях парламентскую структуру, созданную с целью содействовать повышению роли женщины и способствовать полноценному использованию женщиной своих прав. Его основной задачей является проследить и обеспечить применение закона, принципа не дискриминации и равенства между женщинами и мужчинами. Именно структуры на основе системного анализа вырабатывают управленческие решения, учитывающие интересы обоих полов, содействуют предотвращению и устранению негативных последствий тех политических действий, которые оборачиваются ухудшением положения населения, особенно женщин. Конечно, было бы ошибкой сводить национальный механизм по положению женщин только к наличию структурных подразделений в аппарате исполнительной и законодательной власти. Механизм имеет три основных измерения: правовое, организационное, содержательное. В основе создания и функционирования национального механизма обеспечения равенства полов лежат два принципа: подотчётность и независимость [4, с. 123-126].

Подотчётность представляет собой необходимое условие для функционирования национальных механизмов. Национальный механизм предполагает создание организационных структур (органов), принимающим во внимание различные интересы женщин и мужчин и социальные отношения между полами. Он должен быть открыт для различных точек зрения, опытов и многочисленных практических и стратегических интересов.

Национальный механизм действует на различных уровнях власти - местном, региональном, национальном и международном. Он выражает интересы женщин и представляет различные общественные объединения при правительстве, пар-

266

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

ламенте и при региональных и международных органах. В этом отношении, диалог с подобными объединениями и их поддержка усиливают законность национальных механизмов и укрепляют их. Женские объединения остаются основными участниками деятельности, направленной на достижение сбалансированного представительства полов в процедуре принятия решений. Оказанная ими поддержка наделяет демократической законностью усилия, направленные на обеспечение равенства полов, а также новые дискуссии и стратегии. В то же время, лица, в задачи которых входит обеспечение работы национального механизма, должны быть освобождены от безоговорочной политической ответственности и иметь возможность участвовать в дискуссиях.

В этом проявляется второй принцип - независимость. В соответствии с демократической практикой, представители различных интересов обладают определённым уровнем независимости, что позволяет им менять их точки зрения. Без независимости не существует гибкости и, следовательно, целесообразное осуществление политики становится невозможным.

Таким образом, комплексный подход может открыть новые пути и возможности, заменив тра-

диционные экономические и идеологические показатели, другими, отражающими степень благополучия и комфорта граждан. Он является существенным прорывом на пути к более человечной и менее экономической оценке развития и системе управления демократическими обществами. При учете перспективы равенства между мужчинами и женщинами, при учете вопросов гендерного равенства политика будет более проработанной с точки зрения реальных потребностей женщин и мужчин, в интересах обеспечения более высокого качества их жизни.

Библиографический список

1. Айвазова С.Г., Хасбулатова О.А. Гендерные аспекты политической социологии. - М.: РОССПЭН, 2004. - С. 259.

2. Баллаева Е.А., Лужкова Л.Г. Комплексный гендерный подход - стратегия трансформации экономической и социальной политики в России. - М.: РОО МЦГИ, 2005. - С. 157.

3. Айвазова С.Г., Хасбулатова О.А. Гендерные аспекты политической социологии. - М.: РОССПЭН, 2004. - С. 259.

4. Абубикирова Н.И. Что такое гендер? // ОНС. - 1996. - №>6. - С. 123-126.

УДК 334.012.64

Л.Г. Марфина ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Наличие и значимость такого потенциально мощного и динамичного социального института, как малое предпринимательство, предполагает формирование и реализацию государственной политики, ориентированную на обеспечение национальных интересов и оснащенную четким механизмом реализации — со своей законодательной базой, ресурсным и организационным обеспечением.

Ключевые слова: малое предпринимательство (МП), государственная поддержка МП, государственное регулирование МП, комплексная программа поддержки МП, комплекс антикризисных мер.

Малое предпринимательство -неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отно-

шений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

Учитывая огромную социально-экономическую значимость сектора малого предпринимательства, правительства развитых и энергично развивающихся государств при формировании социально-экономической политики уделяют

© Л.Г Марфина, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

267

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.