Научная статья на тему 'Государственная политика поддержки малого предпринимательства в России'

Государственная политика поддержки малого предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО (МП) / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МП / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МП / КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ МП / КОМПЛЕКС АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марфина Лилия Германовна

Наличие и значимость такого потенциально мощного и динамичного социального института, как малое предпринимательство, предполагает формирование и реализацию государственной политики, ориентированную на обеспечение национальных интересов и оснащенную четким механизмом реализации со своей законодательной базой, ресурсным и организационным обеспечением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная политика поддержки малого предпринимательства в России»

ламенте и при региональных и международных органах. В этом отношении, диалог с подобными объединениями и их поддержка усиливают законность национальных механизмов и укрепляют их. Женские объединения остаются основными участниками деятельности, направленной на достижение сбалансированного представительства полов в процедуре принятия решений. Оказанная ими поддержка наделяет демократической законностью усилия, направленные на обеспечение равенства полов, а также новые дискуссии и стратегии. В то же время, лица, в задачи которых входит обеспечение работы национального механизма, должны быть освобождены от безоговорочной политической ответственности и иметь возможность участвовать в дискуссиях.

В этом проявляется второй принцип - независимость. В соответствии с демократической практикой, представители различных интересов обладают определённым уровнем независимости, что позволяет им менять их точки зрения. Без независимости не существует гибкости и, следовательно, целесообразное осуществление политики становится невозможным.

Таким образом, комплексный подход может открыть новые пути и возможности, заменив тра-

диционные экономические и идеологические показатели, другими, отражающими степень благополучия и комфорта граждан. Он является существенным прорывом на пути к более человечной и менее экономической оценке развития и системе управления демократическими обществами. При учете перспективы равенства между мужчинами и женщинами, при учете вопросов гендерного равенства политика будет более проработанной с точки зрения реальных потребностей женщин и мужчин, в интересах обеспечения более высокого качества их жизни.

Библиографический список

1. Айвазова С.Г., Хасбулатова О.А. Гендерные аспекты политической социологии. - М.: РОССПЭН, 2004. - С. 259.

2. Баллаева Е.А., Лужкова Л.Г. Комплексный гендерный подход - стратегия трансформации экономической и социальной политики в России. - М.: РОО МЦГИ, 2005. - C. 157.

3. Айвазова С.Г., Хасбулатова О.А. Гендерные аспекты политической социологии. - М.: РОССПЭН, 2004. - С. 259.

4. Абубикирова Н.И. Что такое гендер? // ОНС. - 1996. - №>6. - С. 123-126.

УДК 334.012.64

Л.Г. Марфина

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Наличие и значимость такого потенциально мощного и динамичного социального института, как малое предпринимательство, предполагает формирование и реализацию государственной политики, ориентированную на обеспечение национальных интересов и оснащенную четким механизмом реализации — со своей законодательной базой, ресурсным и организационным обеспечением.

Ключевые слова: малое предпринимательство (МП), государственная поддержка МП, государственное регулирование МП, комплексная программа поддержки МП, комплекс антикризисных мер.

Малое предпринимательство -неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отно-

шений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

Учитывая огромную социально-экономическую значимость сектора малого предпринимательства, правительства развитых и энергично развивающихся государств при формировании социально-экономической политики уделяют

© Л.Г. Марфина, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

267

особое внимание вопросам поддержки малого предпринимательства, с которым жизненно связаны интересы подавляющей части населения.

Сегодня слова о государственной поддержке малого предпринимательства в России мелькают очень часто. При этом рассуждающие о ней делятся на два больших лагеря.

Первые - экономисты - дают определение государственного регулирования предпринимательской деятельности [1, с. 38-48], или, в лучшем случае скажут, что государственная поддержка малого предпринимательства представляет собой одно из приоритетных направлений государственного регулирования экономики [3, с. 78-89].

Специалисты классической социологии (второй лагерь) понимают под термином «государственная поддержка» малого предпринимательства сознательное создание государственными структурами экономических, правовых, организационных условий, стимулов для эффективного, устойчивого развития малого предпринимательства с целью создания среднего класса [6, с. 67].

В европейской практике четко разграничиваются два понятия: «государственное регулирование» и «государственная поддержка» [5, с. 4].

Первое понятие характеризует использование контрольно-надзирательных функций государства для подчинения определенного механизма и его частей, добиваясь нужного протекания какого-либо процесса.

Второе понятие включает меры, направленные на развитие экономики в целом, не создающие привилегий отдельно взятым предприятиям (обучение и подготовка кадров, развитие инфраструктуры, решение социальных задач).

С точки зрения системного подхода, государственная поддержка малого предпринимательства представляет собой сложную систему. В систему государственной поддержки малого предпринимательства входят:

1. Субъект управления - это лицо, группа лиц, специально созданный орган или общество в целом, которые воздействуют на управляемую систему в целях обеспечения ее функционирования и движения к заданной цели. В данном случае им являются структуры поддержки малого предпринимательства. Субъект управления осуществляет управленческую и организационную работу, принимает решения и обеспечивает достижение поставленных целей. Субъект управления называют еще управляющей системой.

2. Объект управления - это общество и его элементы (малый бизнес), на которые направлено управленческое воздействие в целях обеспечения их функционирования и развития. Объект управления иногда называют управляемой системой.

3. Содержание управления или процесс управления (собственно государственная поддержка малого предпринимательства). Основное в процессе управления - управленческие технологии. Технология управления состоит из информационных, законодательных, организационных и логических операций, выполняемых руководителями и специалистами различного профиля по определенному алгоритму вручную или с использованием технических средств.

4. Ресурсы (финансовые, нормативные, налоговые, административные и др.) [4, с. 18].

С точки зрения синергетического подхода, основным отличием государственной поддержки от государственного регулирования является «открытость» предпринимательской культуры и поддержание обратной связи с субъектами малого предпринимательства, особенно на региональном уровне [2, с. 19].

Малый бизнес имеет ярко выраженную региональную ориентацию и строит свою деятельность, исходя, прежде всего из потребностей и возможностей насыщения местного рынка. Поэтому поддержка малого предпринимательства является важнейшей задачей субъектов Российской Федерации и местных органов власти.

Важнейшим инструментом проведения согласованной государственной политики по развитию малых предприятий по стране в целом и в субъектах Российской Федерации является разработка и реализация комплексных программ поддержки, нацеленных на комплексное решение задач развития малого предпринимательства, эффективное использование финансовых и других ресурсов, создание методологии и организационного механизма, включая международную техническую помощь.

Согласно этим программам, главными направлениями в области поддержки малого предпринимательства являются: финансовая кредитная и инвестиционная поддержка; формирование нормативно-правовой базы поддержки и развития; формирование инфраструктуры; производственная и инновационная поддержка, создание рабочих мест; информационное обеспечение; научно-методическое и кадровое обеспече-

268

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

ние; социальная защищенность и безопасность малого предпринимательства; создание системы государственной и общественной поддержки.

Реализация этих направлений в соответствии с Федеральными и региональными программами осуществляется через определенные формы и инфраструктуры, включающие в себя: государственные и региональные структуры, общественные организации, ассоциации, центры содействия предпринимательству, технопарки, лизинговые компании, консалтинговые и аудиторские фирмы, агентства по поддержке малых предприятий, коммерческие банки и другие.

Мировой финансовый кризис затронул все сферы экономики России, в том числе сектор малого предпринимательства. Понимая важность государственной поддержки данного сектора экономики, был разработан комплекс государственных антикризисных мер, предусматривающий поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства по 6 основным направлениям:

1. Обеспечение доступа малого предпринимательства к объектам инфраструктуры (недвижимому имуществу).

2. Обеспечения доступа к объектам инфраструктуры (присоединение к электросетям, газопроводам, тепловым и водоканальным сетям).

3. Повышения доступа малых и средних предприятий к финансовым ресурсам и оптимизации системы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса.

4. Упрощение процесса государственной регистрации малых и средних предприятий.

5. Стимулирование развития инновационного малого и среднего бизнеса предполагается.

6. Стимулирование развития промышленности за счет деятельности малых и средних предприятий [7].

Активная государственная поддержка малого предпринимательства в России позволит минимизировать социальную напряженность, создать в секторе малого предпринимательства множество новых высокооплачиваемых рабочих мест, компенсировать нарастание безработицы в других секторах.

Комплексная и эффективная реализация мероприятий государственной поддержки малого предпринимательства потребует проведения организационных преобразований, обеспечивающих взаимодействие и координацию всех вовлечённых в эту работу органов власти и институциональных структур.

Наряду с этим, необходимо обеспечить возможность активного участия авторитетных общероссийских, региональных и местных общественных объединений малого бизнеса в разработке и реализации мероприятий государственной поддержки малого предпринимательства.

Госуцарственная поддержка малого предпринимательства является важнейшим инструментом достижения социально-экономических целей любого государства. В настоящее время данный тезис полностью поддерживается руководством страны, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее малого предпринимательства в нашей стране.

Библиографический список.

1. Безруков В. Формирование системы государственного регулирования в переходный период // Экономист. - 1996. - .№6. - С. 38-48.

2. Борисова А.Н. Государственная поддержка малого предпринимательства: специфика региональных приоритетов (опыт Республики Татарстан): Дис. ... канд. социол. наук. - Казань, 2005. - 191 с.

3. Герчикова И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности // Маркетинг. - 2000. - №5. - С. 78-89.

4. Голиков В.Д. Социология управления. Учеб. пособие. - Уфа: Восточный университет, 1999. -С. 18.

5. Предпринимательство: пределы государственно-правового вмешательства: материалы конференции. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. - С. 4.

6. Средние классы в России: формулы определения и эмпирические измерения / Е.М. Аврамова и др.; Рук. авт. кол. Т.М. Малеева; Бюро экон. анализа. - М.: ТЕИС, 2002. - С. 67.

7. Интернет-ресурс: http://edinros.er.ru/er/ text.shtml?36039/100026.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

269

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.