Научная статья на тему 'Национальный аспект демографической проблемы КНР'

Национальный аспект демографической проблемы КНР Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
640
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — В С. Кречетова

Демографическая проблема КНР имеет различные характеристики на востоке и на западе страны, среди ханьского и неханьского населения. Территориальные, культурно-географические, этно-демографические особенности национальной ситуации в КНР определяют важность национального аспекта демографической политики страны, т.к. демографические процессы в среде малых народов – это то, что происходит с более чем 100 млн. чел. на двух третях территории страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National aspect of the demographic challenge in PRC

The demographic challenge for PRC differs in the country’s east and west, among han and non-han population. The specific features of national situation in PRC connected with minorities distribution, their cultural, demographic characteristics show the importance of national aspect of population policy in the country. Demographic processes among minorities concerns more than 100 mln. of people in two thirds of China’s territory.

Текст научной работы на тему «Национальный аспект демографической проблемы КНР»

В.С. Кр ечетова

Национальный аспект демографической проблемы КНР

National aspect of the demographic challenge in PRC

Демографическая проблема КНР имеет различные характеристики на востоке и на западе страны, среди ханьского и неханьского населения. Территориальные, культурно-географические, этно-демографические особенности национальной ситуации в КНР определяют важность национального аспекта демографической политики страны, т.к. демографические процессы в среде малых народов - это то, что происходит с более чем 100 млн. чел. на двух третях территории страны.

The demographic challenge for PRC differs in the country's east and west, among han and non-han population. The specific features of national situation in PRC connected with minorities distribution, their cultural, demographic characteristics show the importance of national aspect of population policy in the country. Demographic processes among minorities concerns more than 100 mln. of people in two thirds of China's territory.

Характер демографической проблемы в КНР отличается сложностью и многоаспектностью, которую необходимо учитывать при ее решении. Одним из таких важных аспектов является национальная неоднородность населения Китая и различное течение демографических процессов у разных народов КНР.

Демографический взрыв в КНР в 1950 — 1960-х гг. поставил на повестку дня вопрос о регулировании рождаемости в стране. Меры по планированию семьи, применяемые с начала 1980-х гг., привели к тому, что рождаемость упала с 18 -23%о в 1980 — 1990 гг. до 12 - 13,4%о в 2001 - 2005 гг. Поскольку смертность осталась на прежнем уровне (6,3%о — 6,6%о), естественный прирост упал за тот же период с 14 — 16,6%о до 5,9 — 6,9%о. После завершения демографического перехода на рубеже XX и XXI вв. и решения основных задач по контролю за естественным приростом населения акцент сместился со сдерживания численности населения на урегулирование его половозрастного состава, соотношения городского и сельского населения, адаптации мер демографической политики под различные социально-экономические условия города и деревни, приморских провинций и внутренних районов, включая национальные автономии.

Таблица 11.

Население КНР по данным всекитайских неренисей и оценка на 2005 г.

1953 1964 1982 1990 2000 2005

Численность насе-

ления, млн. чел. 601,93 723,07 1031,89 1133,68 1265,83 1307,56

Превышение чис-

ленности мужчин, млн. чел. 21,6 18,5 30,7 36,2 41,3 39,9

Доля населения до

14 лет, % 36,3 40,7 33,6 27,7 22,8 19,6

Доля населения

старше 65 лет, % 4,4 3,6 4,9 5,6 7,0 9,1

Средняя ожидаемая

продолжительность

жизни, лет н/д н/д 67,8 68,6 71,4 н/д

Доля неханьского

населения, % 5,9 5,5 6,5 8,0 8,4 н/д

Численность не-

ханьского населе-

ния, млн. чел 35,3 40,0 67,2 91,2 106,4 н/д

Особенности современной демографической проблемы КНР следующие:

- высокие абсолютные показатели роста населения, несмотря на невысокие относительные значения: в 2005 г. родилось 16,2 млн. чел., естественный прирост составил 7,7 млн. чел. 2;

- тенденция старения населения страны в целом (из-за уменьшения рождаемости при увеличении продолжительности жизни), что грозит уже в недалеком будущем существенным увеличением нагрузки на работающее население (Табл.1);

- диспропорции в половой структуре все более заметны, особенно в некоторых возрастных группах; численность мужчин в возрастных группах 0 — 19 и 45 — 69 лет превышает численность женщин на 39,9 млн. чел. (Табл.1);

- ханьские (ханьцы — этническое большинство в Китае) провинции восточного и центрального Китая по основным демографическим показателям близки к развитым странам, хотя значительно отстают по душевому ВВП (Табл.2);

- западные провинции, 86% территории которых занимают национальные автономии и в которых проживают 71% нехань-ского населения Китая, имеют показатели рождаемости, смертности и естественного прироста, характерные для развивающихся стран, например, Туниса, Вьетнама (Табл.2), значительно отставая от них по душевому ВВП.

1 Таблица составлена на основе источников: Чжунго миньцзу тунцзи няньцзянь — Пекин, 2006.; Чжунго тунцзи няньцзянь — 2006. — Пекин, 2006.

2 Чжунго тунцзи няньцзянь — 2006. — Пекин, 2006.

- 2005.

Таблица 21.

Уровень естественного нрироста населения в некоторых развитых странах и отдельных

нровинциях КНР в 2005 г.

Страна/ провинция (АР) Рождаемость (%о ) Смертность (%„) Естественный прирост (%о) Душевой ВРП, долл. США

Нидерланды 11,1 8,7 2,4 38 044

Великобритания 10,8 10,2 0,6 36 379

Австралия 12,3 7,4 4,9 36 461

США 14,1 8,2 5,9 41 985

Вьетнам 17,1 6,2 10,9 627

Тунис 15,5 5,1 10,4 2 847

Китай 12,4 6,5 5,9 1 710

Восток и Северо-Восток КНР

Ляонин 7,0 6,0 1,0 2 317

Цзянсу 9,2 7,0 2,2 2 997

Чжэцзян 11,1 6,1 5,0 3 381

Запад КНР

СУАР 16,4 5,0 11,4 1 600

НХАР 15,9 5,0 10,9 1 250

АРВМ 10,1 5,5 4,6 1 993

ГЧАР 14,3 6,1 8,2 1 072

ТАР 17,9 7,1 10,8 1 112

Цинхай 15,7 6,2 9,5 1 226

На современном этапе в развитых провинциях Востока КНР и относительно отсталых провинциях Запада страны сложились различные типы воспроизводства населения. В восточных и северо-восточных провинциях наблюдаются невысокие показатели рождаемости, смертности, естественного прироста (Табл. 2), доля детей (до 14 лет) ниже среднекитайской, доля пожилых — выше (Табл. 3). В национальных автономиях за счет высокой рождаемости наблюдается значительный естественный прирост (Табл. 2), доля детей превышает среднекитайскую, а доля пожилых ниже (Табл. 3). Можно констатировать, что в национальных районах демографический переход не завершился, причем чем ниже доля ханьского населения, тем выше естественный прирост. На тип воспроизводства влияет также уровень экономического развития, поэтому в АРВМ и провинции Ляонин, несмотря на высокую долю неханьцев, наблюдается тип воспроизводства приморских провинций. Различные типы воспроизводства определяют разные модели решения демографических проблем в приморских и западных районах КНР.

1 Таблица составлена на основе источников: U.S. Census Bureau, Population Division. — [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.census.gov; The World Bank. Key Development Data & Statistics — [Электронный ресурс] Режим доступа:http://go.worldbank.org; Чжунго тунцзи няньцзянь — 2006. — Пекин, 2006.

300% -280% -260% -240% -220% % 200% -180% " 160% -140% -120% 100%

1953 1958 1963 1968 1973 1978 общий рост населения

1983 1988 1993 1998 " рост неханьского населения

Рис.11. Рост населения КНР в 1953 - 2000 гг. (в % к 1953 г.)

Таблица 32.

Демографические показатели автономных районов КНР, 2005 г.

Коэффициент естественного прироста (%„) Доля населения в возрасте 0-14 лет (%) Доля населения старше 65 лет (%) Доля неханьского населения (2004 г., %) Душевой ВРП (юань)

ТАР 10,9 27,3 6,2 96,3 9 114

СУАР 11,4 23,5 6,5 60,2 13 108

ГЧАР 8,2 23,7 9,6 38,2 8 788

НХАР 11,0 25,9 6,0 35,8 10 239

АРВМ 4,6 17,1 7,9 21,7 16 331

Для сравнения Ляонин 1,0 14,2 7,6 16,0 18 983

Чжэцзян 5,0 15,9 10,6 1,3 27 703

Цзянсу 2,2 15,5 10,9 0,3 24 560

КНР всего 5,9 19,6 9,0 8,4* 14 040

Современная демографическая политика КНР по-прежнему направлена на ограничение рождаемости, однако принимаемые меры становятся менее жесткими: расширяется круг случаев, когда супругам разрешается иметь второго (третьего) ребенка без потери поддержки государства и уплаты штрафов. Это обусловлено как выходом Китая из состояния автаркии и декларированием приоритета прав человека, так и достигнутыми результатами этой политики. Государство, как и на прошлых этапах про-

1 Таблица составлена на основе источников: Чжунго миньцзу тунцзи няньцзянь — 2005.

— Пекин, 2006; Чжунго тунцзи няньцзянь — 2006. — Пекин, 2006.

2 Таблица составлена на основе источников: Чжунго миньцзу тунцзи няньцзянь — 2005.

— Пекин, 2006; Чжунго тунцзи няньцзянь — 2006. — Пекин, 2006. "на 2000 г.

ведения демографической политики, применяет и административные, и экономические меры.

Как и прежде, государство поддерживает семьи, имеющие одного ребенка, и добровольно использующие средства планирования семьи (выплата премий, содействие в разрешении жизненных проблем). С семей, имеющих двух и более детей вне установленных законом случаев, взимается штраф, размер которого не должен быть таким, чтобы ухудшить материальное положение семьи. Полученные суммы идут на нужды осуществления политики планирования рождаемости. Для ограничения рождаемости пропагандируются средства предохранения от незапланированной беременности, включая меры по стерилизации мужчин и женщин детородного возраста. Предусмотрены бесплатные консультирование по вопросам планирования семьи и операции по стерилизации.

В силу различий в демографической ситуации по регионам, важную роль играет предоставление административным единицам права на самостоятельную выработку деталей демографической политики. Особое значение это имеет для национальных районов КНР, занимающих около 2/3 всей территории КНР. Специфика демографической политики в национальных районах определяется стремлением к преодолению их экономической и общественной отсталости.

о

Рис.2.1. Доля неханьских народов в населении национальных автономий КНР, 2004 г.

1 Чжунго миньцзу тунцзи няньцзянь — 2005. — Пекин, 2006.

С 1953 г. доля неханьцев в общей численности населения страны возросла на 2,3% (Табл.1.), при этом численность как ханьцев, так и представителей всех неханьских национальностей возросла за тот период в 2 раза. В разрезе отдельных народов (всего в Китае 56 национальностей) этот показатель сильно варьирует: численность тибетцев увеличилась ровно в 2 раза, в то время как численность монголов, мяо, маньчжуров, дун — в 3,6 — 4,5 раз.

В районах компактного проживания неханьского населения созданы национальные автономии: автономные районы (АР) — уровень провинций, автономные округа (АО) — подчиненные провинциям единицы, и автономные уезды, в которых проживает 13% населения КНР и 74% неханьского населения1. В большинстве автономий разного уровня преобладает ханьское население: в 41% всех национальных автономий доля неханьского населения превышает 65%. Доля автономий с преобладанием ханьцев (св. 60%) составляет 22%. Неханьское население доминирует в автономиях Тибетского нагорья, в приграничных районах юго-западного Китая и приграничных АО СУАР (Рис.2).

Особенности национальной ситуаций в КНР накладывают отпечаток на все аспекты внутренней политики правительства. Их можно разделить на две группы: культурно-географические и этнодемографические.

Культурно-географические особенности:

- для территорий, где проживают преимущественно нехань-ские народы, характерно более позднее освоение - это окраинные территории, с ярко проявляющимися чертами «лимитрофа»;

- территории проживания малых национальностей включались в состав китайской империи постепенно, по мере ее экспансии на юг, юго-восток и на запад;

- включенные в состав китайской империи последними, в XVII — XVIII вв., Внутренняя Монголия, Тибет и Синьцзян по сей день остаются регионами иных культур. В Тибете возник ламаизм, оказавший влияние на монголов и ряд народов внутри и за пределами Китая. Народы Синьцзяна испытали огромное влияние ислама, сформировавшего здесь особую этнокультурную общность, которая характеризуется осознанием своей идентичности и сочувствием сепаратистским идеям. О существовании в СУАР таких дестабилизирующих факторов как терроризм, сепаратизм и экстремизм заявлял в 2005 г. член ПК Политбюро ЦК КПК Ло Гань. Даже в эпоху «коммунистической ассимиляции» населения при господстве идей Мао Цзэдуна особенности менталитета населения этих регионов все равно сохранялись;

- неханьские народы на протяжении столетий являлись объектом интенсивной китаизации, однако сохранились как четко выделяемые этнические группы, что является «самым потрясаю-

1 Чжунго тунцзи няньцзянь — 2006. — Пекин, 2006.

щим фактом истории Китая»1.

К группе этнодемографических особенностей относятся:

- дихотомия: ханьское большинство и малые, или нехань-ские, народы;

- нынизкая доля неханьцев (8,4%) при значительной абсолютной их численности (106 млн. чел)2;

- сложность национального состава и спорность официальной классификации (56 национальностей, включая ханьцев);

- лингвистическая пестрота населения (по оценкам канадского университета Лаваль, в Китае около 200 языков, из которых 24 — языки ханьцев)3;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- более высокий естественный прирост неханьского населения (Табл.2);

- низкий уровень качества неханьского населения, в частности его низкая грамотность (доля неграмотных среди населения старше 15 лет 14,5%, у ханьцев — 8,6%)4.

Специфические черты национальной ситуации в КНР и порайонные демографические различия обуславливают различие целей демографической политики в западных и восточных провинциях. Если на востоке на первый план выходит проблема несбалансированности половозрастного состава населения, то на западе целью является сдерживание численности населения. Это необходимо для повышения качества жизни населения в национальных автономиях, т.к. в ряде регионов, по выражению китайских функционеров, сложилась ситуация, когда «чем беднее, тем больше рожают, чем больше рожают, тем беднее».

Можно выделить этапы проведения различной по целям и особенностям демографической политики в отношении нехань-ских народов.

1) 1949 — 1982 гг. Действовала установка на содействие росту численности неханьского населения. В то же время межнациональные противоречия и крайности времен большого скачка и культурной революции отрицательно сказывались на темпах его роста и в целом численность неханьского населения росла медленнее ханьского (Рис.1).

2) 1982 — 1990 гг. Период, связанный с усилением дифференциации мер проводимой демографической политики в разных регионах, населенных неханьскими народами. Произошел значительный прирост численности неханьского населения (Табл.1, Рис.1). Хотя специалисты и указывали на сокрытие ранее представителями национальных меньшинств своей истинной национальной принадлежности как на основную причину занижения

1 R.Poulin. La politique des nationalités de la République populaire de Chine de Mao Zedong à Hua Cuofeng. - Éditeur officiel du Québec, 1984. — [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cslf.gouv.qc.ca/publications/PubD117/D117ch1.html#table

2 Чжунго тунцзи няньцзянь — 2006. — Пекин, 2006.

3 Données démolinguistiques: République populaire de Chine. // L'aménagement linguistique dans le monde. Université Laval Québec, 2005. — [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.tlfq.ulaval.ca/AXL/index.shtml

4 Чжунго миньцзу тунцзи няньцзянь — 2005. — Пекин, 2006; Чжунго тунцзи няньцзянь - 2006.- Пекин,2006.

цифр их численности, в отношении неханьских народов начали проводить дифференцированную политику ограничения рождаемости. Для неханьских народов с численностью населения более 10 млн. чел. (чжуаны, маньчжуры) принимаются те же меры, что и в отношении ханьцев. Супружеским парам, принадлежавшим к национальным меньшинствам, численность которых составила менее 10 млн. чел., было разрешено иметь двух и, в отдельных случаях, трех детей1. Представителям неханьских национальностей из приграничных и скотоводческих районов, разрешалось иметь трех детей. Представителям неханьских национальностей с общей численностью до 50 тыс. чел разрешалось иметь четверых детей, а на национальности с незначительным населением ограничение рождаемости вообще не распространялось2.

В период с 1982 г. по 1990 г. численность неханьского населения продолжала интенсивно расти, однако, этот рост был обеспечен, по разным оценкам, на 45 — 58% за счет такого явления, как «восстановление национальности»3. Представители неханьских меньшинств уже в 1970-х гг., пользовались льготами при приеме в учебные заведения, на работу, повышении в должности, в распределения жилья. В результате, когда согласно «Циркуляру по вопросу о принципах восстановления или исправления истинной национальной принадлежности», стало возможным «восстановить или исправить» свою национальность, этим воспользовались многие, и с 1978 г. по 1982 г. численность, например, туц-зя увеличилась в 3,7 раза (с 770 тыс. чел. до 2,8 млн.), русских — в 4,9 раз (с 600 чел. до 2,9 тыс.)4. Несмотря на то, что часть действительно восстановила свою истинную этническую принадлежность, большую часть перешедших в другую национальность, видимо, составили ханьцы.

3) 1990 г. — по настоящее время. Конкретные детали политики планирования рождаемости в отношении неханьских национальностей для каждой провинции, города центрального подчинения и АР определяются собранием народных представителей или постоянным комитетом данной административной единицы в духе основных направлений заданных директивами Госсовета КНР5. Дополнительно в рамках программы развития Западных провинций принимаются меры по повышению качества населения национальных автономий.

В АРВМ монголам при определенных условиях разрешено иметь трех детей (если родители заняты в животноводстве или

1 Бергер Я. Планирование семьи в Китае: итоги и перспективы // Проблемы Дальнего Востока. 2001. №1. — С. 100 - 113.

2 Москалев А.А, Жоголев Д.А., Пузицкий Е.В., Лазарева Т.В. Национальный вопрос в КНР (1949 — 1994 гг.). В 2-х ч. // Информационный бюллетень ИДВ РАН. №2, Ч.2. — М.:ИДВ РАН.

3 Там же.

4 Там же.

5 Чжунхуа жэньминь гунхэго жэнькоу юй цзихуа шэнъюй фа. 9,10 тяо. 2001.12.29 тунго. // Синь сян ши цзихуа шэнъюй вэйюаньхуй — 2005. —[Электронный ресурс] Режим доступа: http://jsw.xx.gov.cn/zcfg/rkyjhsyf.htm

растениводстве и проч.). Интервал между рождениями должен быть не менее 4-х лет, у неханьских национальностей — не менее 3-х (если первого ребенка женщина рожает до 24 лет)1. В СУАР неханьские национальности в городах имеют право на рождение 2 детей, в сельской местности — трех2.

В масштабах страны в рамках реализации политики «позже жениться, позже рожать» поощряется вступление в первый брак позже 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин3. В ГЧАР для всех национальностей поощряемым возрастом вступления в брак считается 25 лет для мужчин и 23 — для женщин4. В СУАР для неханьских национальностей такой возраст 23 года у мужчин и 21 год у женщин 5.

В АРВМ всем парам, имеющим почетный сертификат одно-детной семьи, ежемесячно по достижении ребенком 14 лет выплачивается 5 — 10 юаней премии (1 долл. США=7,5 юаня), в сельской местности — 206. В СУАР таким семьям ежемесячно по достижении ребенком 16 лет выплачивается не менее 10 юаней страховых выплат, а при выходе родителей на пенсию единовременно - 2000 юаней7.

Политика планирования рождаемости принесла некоторые плоды, выразившиеся в снижении темпов роста неханьского населения в период 1990 -2000 гг. (Рис.1, Табл.1), что в совокупности с мерами по повышению уровня жизни готовит почву для демографического перехода в национальных районах.

Проблему недостатка высококвалифицированных кадров для администраций различного уровня, производственной, непроизводственной сфер пытаются решить, направляя местные кадры, школьников и студентов на переподготовку и обучение в приморские и центральные провинции. Одновременно используются меры материального стимулирования для привлечения выпускников вузов центральных и восточных провинций на работу на За-

1 Нэймэнгу цзычжицюй жэнькоу юй цзихуа шэнъюй тяоли. 2002. // Хубэй жэнькоу ван.

— 2005. — [Электронный ресурс] Режим доступа: http ://www .hbpop.gov.cn/client/menu/show.asp?id=72

2 Синьцзян вэйуэр цзычжицюй жэнькоу юй цзихуа шэнъюй тяоли. 2003. // Хубэй жэнькоу ван. — 2005. — [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hbpop.gov.cn/client/menu/show.asp?id=109

3 Чжунхуа жэньминь гунхэго жэнькоу юй цзихуа шэнъюй фа. 9,10 тяо. 2001.12.29 тунго. // Синь сян ши цзихуа шэнъюй вэйюаньхуй — 2005. — [Электронный ресурс] Режим доступа: http://jsw.xx.gov.cn/zcfg/rkyjhsyf.htm

4 Гуанси чжуанцзу цзычжицюй жэнькоу юй цзихуа шэнъюй тяоли. 2002. // Хубэй жэнькоу ван. — 2005 - [Электронный ресурс] Режим доступа:

http ://www .hbpop.gov.cn/client/menu/show.asp?id=83

5 Синьцзян вэйуэр цзычжицюй жэнькоу юй цзихуа шэнъюй тяоли. 2003. // Хубэй жэнькоу ван. — 2005 — [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hbpop.gov.cn/client/menu/show.asp?id=109

6 Нэймэнгу цзычжицюй жэнькоу юй цзихуа шэнъюй тяоли. 2002. // Хубэй жэнькоу ван.

— 2005 — [Электронный ресурс] Режим доступа: http ://www .hbpop.gov.cn/client/menu/show.asp?id=72

7 Синьцзян вэйуэр цзычжицюй жэнькоу юй цзихуа шэнъюй тяоли. 2003. // Хубэй жэнькоу ван. — 2005 — [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hbpop.gov.cn/client/menu/show.asp?id=109

пад. Такие меры вызывают у неханьских народов опасения, что это новая форма политики их ассимиляции. Повышенный приток ханьских специалистов на национальные окраины, наблюдавшийся с 1949 г., уже привел к тому, что в СУАР доля ханьцев повысилась с 7% в 1953 г. до 40% в 2000 г., в Цинхае с 49% до 54%1.

Кроме того, борьба с местным национализмом, гонения на национальные языки и культуру в рамках «слияния национальностей» и ликвидации «четырех старых»2 заложили фундамент существующих сейчас межнациональных противоречий в Китае, осложняющих взаимодействие центра и автономных районов.

На современном этапе китайское правительство делает ставку на экономику в попытке привязать национальные районы, не пытаясь проводить грубую политику ассимиляции. Меры, направленные на регулирование численности, повышение качества и уровня жизни неханьского населения, — неотъемлемая часть демографической и социальной политики КНР. Их важность определяется культурно-географическими, этнодемографическими особенностями национальной ситуации в стране.

Современная демографическая политика в национальных автономиях — часть кампании по освоению западных провинций. Ее основной целью является борьба с бедностью и предотвращения чрезмерной демографической нагрузки на бедные в сельскохозяйственном отношении территории Запада КНР. По мере реализации всего комплекса мер как экономических, так и демографических, типы воспроизводства в приморских и западных провинциях будут выравниваться, как уже выровнялись показатели АРВМ и центральных провинции КНР. Однако, по-видимому, внутри западных провинций и национальных автономий сохранятся различия по типам воспроизводства между промышленными центрами и сельской местностью, между различными не-ханьскими народами.

1 Чжунго миньцзу тунцзи няньцзянь — 2005. — Пекин, 2006.

2 Москалев А.А, Жоголев Д.А., Пузицкий Е.В., Лазарева Т.В. Национальный вопрос в КНР (1949 — 1994 гг.). В 2-х ч. // Информационный бюллетень ИДВ РАН. №2, Ч.1. — М.:ИДВ РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.