Научная статья на тему 'Демографическое развитие Северо-Восточного Китая (1949 - 2010 гг. )'

Демографическое развитие Северо-Восточного Китая (1949 - 2010 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1451
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ КИТАЙ / ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПЛАНИРОВАНИЕ РОЖДАЕМОСТИ / СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Веремейчик Андрей Сергеевич

Статья посвящена основным тенденциям в демографическом разви- тии Северо-Восточного Китая с 1949 г. по настоящее время. Рассматриваются те изменения, которые произошли под влиянием социально-экономических факторов и демографической политики. Показано, что в результате осу- ществления целенаправленной политики планирования рождаемости на северо-востоке удалось достигнуть значительных результатов в сдержива- нии численности населения. Однако, успехи в планировании рождаемости привели к возникновению новых демографических трудностей, в частно- сти, к старению населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демографическое развитие Северо-Восточного Китая (1949 - 2010 гг. )»

УДК 314,1 (511)

Веремейчик А.С.

Демографическое развитие Северо-Восточного Китая

(1949 - 2010 гг.)

Demographic development in Northeast China (1949 - 2010)

Статья посвящена основным тенденциям в демографическом развитии Северо-Восточного Китая с 1949 г. по настоящее время. Рассматриваются те изменения, которые произошли под влиянием социально-экономических факторов и демографической политики. Показано, что в результате осуществления целенаправленной политики планирования рождаемости на северо-востоке удалось достигнуть значительных результатов в сдерживании численности населения. Однако, успехи в планировании рождаемости привели к возникновению новых демографических трудностей, в частности, к старению населения.

Ключевые слова: Северо-Восточный Китай, демографическое развитие, демографическая политика, планирование рождаемости, старение населения.

The article is devoted to major trends in the demographic development in Northeast China from 1949 to the present. We consider the changes that have occurred under the influence of socioeconomic factors and population policies. As a result of deliberate policy of birth planning in the north-east significant results in curbing the population could be achieved. However, advances in birth planning led to the emergence of new demographic challenges, in particular, to an aging population.

Key words: Northeast China, population development, population policy, birth planning, population aging

До 1949 г. воспроизводство населения Китая определялось высокой рождаемостью, высокой смертностью и низким естественным приростом населения. Образование КНР и проведение социально-экономических преобразований оказали положительное влияние на демографические процессы. С определённым повышением материального благосостояния, улучшением системы здравоохранения, установлением относительной социальной стабильности создавались благоприятные условия для роста численности населения. В воспроизводстве населения начался переход к высокой рождаемости, низкой смертности и высокому естественному приросту. Вышеперечисленные процессы особенно динамично развивались на северо-востоке страны. В 1954 г. при общей численности населения региона — 44,13 млн человек, составляющей 7,2% от общей численности КНР, показатель рождаемости был одним из самых высоких по стране и достигал 44,78 %о, коэффициент смертности, наоборот был

ВЕРЕМЕЙЧИК Андрей Сергеевич, старший лаборант Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (г. Владивосток). E-mail: remey2007@ yandex.ru

одним из самых низких - 9,64 %о [20, с. 274].

Поскольку на данном этапе сохранялись особенности экономической и социальной жизни, характерные для старого Китая, такие как отсталая структура промышленности и сельского хозяйства, важным было проведение политики народонаселения, направленной на сбалансирование экономического и демографического роста.

Следует отметить, что политика КПК в области народонаселения не всегда была последовательной. Изначально власти страны высказывали мнение «...о необходимости решительных мер по обузданию процесса бурного роста населения» [4, с. 37]. В сентябре 1956 г. в докладе VIII съезду КПК Чжоу Эньлай официально подтвердил новое направление демографической политики, которое было сформулировано следующим образом: «В целях охраны материнства и младенчества, хорошего воспитания нового поколения и заботы о здоровье и процветании нации мы положительно относимся к соответствующему ограничению деторождения. Органы здравоохранения совместно с заинтересованными организациями должны надлежащим образом проводить пропаганду ограничения деторождения и принимать эффективные меры в этой области» [6, с. 162].

На практике это выразилось в создании органов по контролю над рождаемостью: на государственном уровне - Управление по контролю над рождаемостью; на уровне провинции, уезда, волости — комитеты по контролю над рождаемостью; на уровне народных коммун, производственных бригад — медицинские пункты [1, с. 79].

Однако, к началу политики «большого скачка» в 1958 г. многочисленное население вновь стало рассматриваться как преимущество для экономического развития страны и многие реализуемые программы были закрыты. Провал «большого скачка» и последовавший за ним продовольственный кризис вызвали в стране в целом, и на Северо-Востоке в частности, резкое сокращение рождаемости и рост смертности. В 1961 г. общий коэффициент рождаемости в регионе упал до 23,66 %о, коэффициент смертности при этом вырос до 13,43 %о [20, с. 281]. Однако как только ситуация стала несколько меняться, вновь начался резкий рост рождаемости и её коэффициент к 1964 г. увеличился до 42,12 %о (табл. 1).

Резкий скачок обусловлен компенсационным ростом населения, после его абсолютного сокращения в годы «большого скачка». Средний ежегодный прирост в этот период в провинциях Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян достигал 3,4, 3,0 и 5,2 % соответственно. Коэффициент естественного прироста в регионе в целом держался на достаточно высоком уровне, лишь незначительно упав с 35,16 %о в 1954 г. до 30,97 %о в 1964 г. (табл. 2).

Таблица 1. Динамика коэффициента рождаемости населения трёх северо-восточных провинций КНР, %о

Регион 1954 г. 1961 г. 1964 г. 1982 г. 1990 г. 2000 г. 2010 г.

Северо-Восток 44,78 23,66 42,12 18,02 15,97 10,53 7,31

Ляонин 43,70 17,28 39,56 18,85 10,30 10,7 6,68

Цзилинь 48,14 26,45 44,19 16,76 19,49 10,31 7,91

Хэйлунцзян 42,51 27,25 42,61 18,45 18,11 10,58 7,35

В целом по КНР 37,97 18,13 39,34 18,53 21,06 14,03 11,90

Источник: [21, с. 274, 284, 302; 14, с. 81; 20, табл. 1-12; 18, табл. 3-4].

Таблица 2. Динамика коэффициента естественного прироста населения

трёх северо-восточных провинций КНР, %о

Регион 1954 г. 1964 г. 1982 г. 1990 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г.

Северо-Восток 35,16 30,97 12,63 11,46 4,33 2,07 1,59

Ляонин 35,76 30,24 13,41 9,71 4,0 0,97 0,42

Цзилинь 37,76 31,57 10,93 12,93 4,46 2,57 2,03

Хэйлунцзян 31,97 31,11 13,57 11,76 4,55 2,67 2,32

В целом по КНР 24,79 27,78 12,42 14,39 7,58 5,89 4,79

Источник: [21, с. 274, 284, 302; 14, с. 82; 20, табл. 1-12, 1-13; 17, табл. 3-4; 18, табл. 3-4].

Согласно данным 2-й Всекитайской переписи общая численность населения трёх северо-восточных провинций по сравнению с 1954 г. увеличилась в 1,2 раза и достигла 62,75 млн человек, что составило 9,07 % от общей численности населения страны.

Во время «культурной революции» установки по планированию рождаемости хотя и не отменялись, в связи с дезорганизацией деятельности государственных учреждений, занимающихся планированием семьи, работа в этом направлении практически не велась. Лишь к 1971 г., когда Госсоветом КНР был принят документ № 51, естественный прирост населения вновь был взят под контроль. В документе отмечалось: «На всех уровнях руководство должно работать более интенсивно, вести широкую пропаганду, проводить воспитательные меры, для того чтобы добровольное планирование рождаемости и позднее вступление в брак получили распространение среди широких масс населения в городах и сельских районах» [9, р. 354. Цит. по 1, с. 83]. На данном этапе демографическая политика стала выражаться лозунгом: «Позже, реже, меньше», что означало откладывание вступления в брак; 4-5 — летний интервал между рождениями детей; уменьшение размера семьи. Результатом реализации этих мер на северо-востоке стало значительное снижение коэффициента суммарной рождаемости (число рождённых детей на одну женщину) с 5,09 в 1970 г. до 1,92 в 1980 г. [10, с. 79].

Несмотря на это, увеличение общей численности населения региона продолжалось, в период с 1954 по 1982 гг. тенденции его роста особенно сильно проявились в пров. Хэйлунцзян. Можно наблюдать увеличение населения территории более чем в 2,5 раза (табл. 3).

Главным образом это связано с процессом освоения района, проходившего в экстенсивной форме путём расширения производства. Например, чтобы упорядочить размещение промышленности региона, из

Таблица 3. Динамика численности населения трёх северо-восточных провинций КНР, млн человек

Регион 1954 г. 1964 г. 1982 г. 1990 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г.

Северо-Восток 44,13 62,75 90,95 99,3 106,55 107,57 109,55

Ляонин 19,60 26,95 35,72 39,46 42,38 42,21 43,75

Цзилинь 11,77 15,67 22,56 24,66 27,28 27,16 27,47

Хэйлунцзян 12,76 20,13 32,67 35,21 36,89 38,20 38,33

Источник: [21, с. 4; 19, с. 16; 16, табл. 4-10; 17, табл. 4-3; 18, табл. 3-4].

Ляонин в Хэйлунцзян были перемещены 24 средних предприятия. Разработка Дацинских нефтяных месторождений, освоение лесного массива Большой Хинган, а также Саньцзянской равнины требовали расширения производства, что вело к увеличению спроса на рабочую силу и, как следствие, притоку мигрантов в провинцию. Согласно статданным, в период с 1949 по 1982 годы в Хэйлунцзян из других районов въехало более 7,3 млн человек, или около одной трети общего прироста населения, составлявшего 22,7 млн человек [12].

Во второй половине 1970-х годов, в связи с тяжёлым экономическим и продовольственным положением, которое осложнялось внутриполитической нестабильностью, регулирование динамики роста населения становится одним из основных факторов, определяющих стратегию социально-экономического развития страны. Понимания значимость регулирования демографических процессов, руководство страны закрепило (впервые в истории КНР) в статье 53 Конституции 1978 г. систему планирования рождаемости. В ней указывалось: «Государство поощряет плановое деторождение и ведёт работу в этом направлении» [5, с. 65]. Тем самым, политика планирования рождаемости получила законодательное оформление. С этого момента больший уклон делается в сторону ограничения числа детей в семье. В конце 1978 г. ЦК КПК принимает документ № 69, ознаменовавший начало политики однодетной семьи, выражающейся лозунгом «Лучше всего один ребёнок, максимум двое» [11, Цит. по 1, с. 84].

Таким образом, на данном этапе руководством КНР в качестве основного способа оптимизации воспроизводства населения рассматривалось максимальное увеличение числа однодетных семей, а также «моральное и материальное поощрение родителей, принявших обязательство иметь только одного ребёнка» [2, с. 63].

С начала действия установки «одна семья — один ребёнок» центральные и региональные власти начали осуществлять плановый контроль над ростом населения, политика планирования рождаемости вступила в эффективную фазу. Следует отметить, что в КНР в 1980-е годы политика однодетной семьи пользовалась в основном поддержкой в городе, а в деревне, где проживало подавляющее большинство населения страны, она встретила сопротивление. Поскольку по доле городского населения Северо-Восточный Китай занимал одно из первых мест, мероприятия по планированию рождаемости здесь приживались легче. Это выражалось в существенном снижении в регионе суммарного коэффициента рождаемости, достигшего в 1985 г. цифры 1,49, что было значительно ниже среднего показателя по стране - 2,20, а также ниже уровня замещения [10, с. 79].

В конце 1970-х годов планирование демографических процессов становится составной частью программы «четырёх модернизаций». В 1979 г. в выступлении Дэн Сяопина отмечалось, что «...в условиях недостаточно развитой экономики обостряются проблемы питания, образования и трудоустройства, необходимо усилить меры по планированию рождаемости» [8, с. 15]. Это было законодательно закреплено в Конституции КНР 1982 г. В 25-й статье говорится: «Государство проводит плановое деторождение, с тем, чтобы рост населения соответствовал плану социально-экономического развития»; в 49-й статье предусмотрено: «Оба супруга должны осуществлять плановое деторождение» [11, с. 79, 84].

В 1984 г. ЦК КПК опубликовал документ № 7, в котором особое внимание обращалось на то, чтобы «.работники органов планирования семьи тщательно изучали местные условия при проведении демографической политики». Выдвигался ряд новых требований, в числе которых выделялся запрет внеплановых рождений второго и нескольких детей,

а также установление соответствующей политики для национальных меньшинств [3, с. 80]. После распространения этого документа во многих провинциях были пересмотрены временные положения по планированию рождаемости. Изменения в основном касались расширения перечня случаев, при которых супружеским парам разрешалось иметь второго ребёнка. Согласно ему, в пров. Цзилинь, например, городские и сельские жители имели право обзавестись вторым ребёнком в следующих случаях: 1) если первый ребёнок вследствие заболевания стал инвалидом; 2) если бесплодные (диагноз подтверждён медицинским учреждением) в течение пяти и более лет супруги взяли на воспитание ребёнка, а потом наступила беременность; 3) если в браке состоят единственная дочь и единственный сын; 4) если супруги — вернувшиеся на родину эмигранты, либо соотечественники с Тайваня, из Гонконга или Макао; 5) если один из супругов при повторном браке уже имеет двоих детей, а другой впервые вступает в брак, либо не имел детей от предыдущего брака [3, с. 81].

Таким образом, основой демографической политики во второй половине 1980-х годов была выработка дифференцированного подхода к планированию семьи, учитывающего конкретные условия жизни супружеских пар. Политика стала более гибкой и приспособленной к особенностям того или иного района страны.

В 1990-е годы политика однодетной семьи продолжала осуществляться, однако её методы несколько изменились. Если ранее акцент делался на административных и различного рода социальных ограничениях, то теперь больше усилий направлялось на разъяснительную работу среди населения, цель которой «довести до сознания каждого китайца..., что планирование семьи — не искусственная мера, а условие повышения жизненного уровня, личного процветания» [7, с. 284].

В период 5-й Всекитайской переписи коэффициент естественного прироста населения на Северо-Востоке значительно снизился с 11,46 %о в 1990 г. до 4,33 %о в 2000 г. Средний ежегодный прирост в этот период в Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян составлял 0,69%, 0,98% и 0,45 % соответственно, что ниже среднего показателя по стране — 1,07 % [16, табл. 4-10]. Это было обусловлено, с одной стороны, успешной реализацией политики в области планирования рождаемости, с другой — миграционной убылью населения из провинций Цзилинь и Хэйлунцзян, среднегодовой отток которого в этот период достигал 30 и 60 тыс человек соответственно.

Ещё одним критерием эффективной реализации мер по планированию рождаемости стало сокращение на северо-востоке средних размеров семьи с 4,3 человек в 1982 г. до 3,23 - в 2000 г. (табл. 4).

Таблица 4. Среднее число членов семьи в трёх северо-восточных провинциях КНР, человек

Регион 1982 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г.

Северо-Восток 4,3 3,23 3,01 2,86

Ляонин 4,1 3,15 2,92 2,78

Цзилинь 4,4 3,32 3,14 2,94

Хэйлунцзян 4,5 3,23 2,97 2,85

В целом по КНР 4,4 3,44 3,13 3,10

Источник: [16, табл. 4-5; 17, табл. 4-8; 18, табл. 3-8].

Данные таблицы показывают, что показатели размеров семьи по трём провинциям несколько варьируют, что зависит от уровня экономического развития района проживания, тенденций естественного прироста населения и интенсивности проведения демографической политики. В целом, показатели среднего числа членов семьи на Северо-Востоке ниже средних по стране, что вполне характерно для территории с большей долей городского населения.

29 декабря 2001 г. на 25-м заседании Всекитайского собрания народных представителей 9-го созыва был принят Закон КНР о народонаселении и планировании рождаемости, который обозначил новый этап и создал условия для реализации демографической политики в дальнейшем. Статья 18 Закона предусматривает, что «осуществляемая государством политика плановой рождаемости поощряет граждан к позднему браку и позднему рождению ребёнка, выступает за рождение одной супружеской парой одного ребёнка, вместе с тем, в условиях, отвечающих правовым актам, можно ходатайствовать о рождении второго ребёнка. В этой же статье закреплено, что «национальные меньшинства тоже обязаны осуществлять плановую рождаемость» [22].

В первое время после принятия государственного закона все местные положения продолжали сохраняться, однако затем перед законодательными органами провинциального уровня была поставлена задача проверить действующие на местах положения и привести их в соответствие с государственным законом.

27 сентября 2002 г. на заседании Собрания народных представителей (СНП) пров. Цзилинь 9-го созыва было принято Положение о народонаселении и планировании рождаемости в пров. Цзилинь. Аналогичные документы по провинциям Хэйлунцзян и Ляонин были приняты 1 и 16 января 2003 г соответственно. Местные нормативные акты в основном дублировали положения основного закона, различия касались лишь тех статей, которые на основании определённых условий предоставляли супружеским парам право на рождение второго ребёнка [13].

С 2000 по 2010 гг. в Северо-Восточном Китае наблюдались следующие демографические тенденции: численность населения региона увеличивалась (в среднем ежегодно на 0,25 %), но коэффициенты его естественного движения стабилизировались, достигнув умеренных величин (2,07 %о - в 2005 г, 1,59 %о - в 2010 г.), средние размеры семьи постепенно снижались (с 3,01 человек в 2005 г до 2,86 - в 2010 г.).

Достаточно успешная реализация политики планирования рождаемости привела к возникновению другой проблемы — старению населения. В 1950 - 1960 гг. для Северо-Востока была характерна молодая возрастная структура, в которой не было признаков старения - доля населения старше 65 лет составляла 3,4 и 3,13 % в 1953 и 1964 гг. соответственно (табл. 5).

В 1970-е годы началось постепенное снижение показателей рождаемости и возрастная структура стала меняться от молодого к более взрос-

Таблица 5. Возрастная структура населения Северо-Восточного Китая, %

Годы 1953 1964 1982 1994 2000 2010

0-14 лет 39,0 45,37 31,94 22,85 18,52 11,79

15-64 года 57,6 51,5 64,01 71,73 75,12 79,21

65 лет и старше 3,4 3,13 4,05 5,42 6,36 9,0

Источник: [21, с. 508-519, с. 648-659, с. 790-801; 15, с. 63; 16, табл. 4-6; 18, 3-9].

лому типу. Доля детских возрастов (0 — 14) лет значительно уменьшилась, а удельный вес пожилых старше 65 лет вырос. Согласно данным переписей и текущего учёта населения (1982 г., 1994 г, 2000 г. и 2010 г.) удельный вес пожилых (65 лет и старше) увеличился с 3,1 до 4,0, 5,4, 6,4 и 9,0 % соответственно.

Только с 2000 по 2010 гг. доля пожилых в регионе выросла в 1,4 раза, составляя среднегодовой темп роста — 4,1%, что значительно выше среднего годового темпа прироста населения за этот же период, составляющего 0,26 %. Среди основных факторов старения населения можно выделить политику ограничения рождаемости, значительное снижение смертности и рост средней продолжительности жизни.

Итак, курс на сдерживание роста народонаселения, принятый в начале 1970-х годов, привёл на Северо-Востоке к очевидным результатам. Так, если за 28 лет (с 1954 по 1982 гг.) население региона увеличилось в 2 раза, то за последующие 28 лет (с 1982 по 2010 гг.) лишь в 1,2 раза. В целом произошёл демографический переход от традиционного к современному типу воспроизводства населения, которому присуще низкие показатели смертности, рождаемости и естественного прироста населения. С одной стороны, были созданы благоприятные условия для последующего социально-экономического развития, с другой — возникли новые демографические трудности, одной из которых является старение населения.

Литература

1. Баженова Е.С. Китай в демографическом измерении. М.: Наука, 1992. 143 с.

2. Демографическая ситуация в Китае // Китай (по материалам иностранной печати). Ежемесячный реферативный сборник. М., 1985. № 2. С. 58-71.

3. Дикарев А.Д. Демографическая политика в Китае // Демографическая политика в современном мире. М., 1989. 180 с.

4. Коновалов Е.А. Социально-экономический аспект народонаселения КНР // Проблемы Дальнего Востока. 1974. № 1. С. 35-43.

5. Конституции Китайской Народной Республики 1954, 1975, 1978 и 1982 годов. М.: Наука, 1983. 111 с.

6. Материалы VIII Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая. М.: Политиздат, 1956. 535 с.

7. Селиванова Е.Ф. Демографическая ситуация // Китай на пути модернизации и реформ. 1949-1999. М., 1999. С. 282-290.

8. Тяжёлые демографические проблемы // Народонаселение и экология — ключевые факторы реформ: информ. материалы ИДВ РАН. Сер. Д. М., 2003. 160 с.

9. Studies in Family Planning. 1975. Vol. 6. № 10.

10. Ван Шэнцзинь. Дунбэйя цюйюй жэнькоу юй фачжань = Развитие народонаселения Северо-Восточной Азии. Чанчунь, 2001. 402 с.

11. Жэньминь жибао. 11.08.1979.

12. Хэйлунцзян люши нянь жэнькоу фачжань цзюйбянь = Кардинальные изменения в шестидесятилетнем развитии народонаселения пров. Хэйлунцзян, [Электронный ресурс]. URL: http://ztpd.nmgnews.com.cn/ system/2009/09/25/010290585.shtml [Дата обращения: 26.07.2011 г.].

13. Цзилиньшэн жэнькоу юй цзихуа шэнъюй тяоли = Положение о народонаселении и планировании рождаемости в пров. Цзилинь, [Электронный ресурс]. URL: http://www.chinapop.gov.cn/zcfg/dffg/201003/t20100326_199589. html [Дата обращения: 26.07.2011 г.]; Хэйлунцзян шэн жэнькоу юй цзихуа шэнъюй тяоле = Положение о народонаселении и планировании рождаемости в пров. Хэйлунцзян, [Электронный ресурс]. URL: http://www.chinapop.gov.cn/zcfg/ dffg/201003/t20100326_199588.html [Дата обращения: 26.07.2011 г.]; Ляонин шэн жэнькоу юй цзихуа шэнъюй тяоле = Положение о народонаселении и планировании рождаемости в пров. Ляонин, [Электронный ресурс]. URL: http:// www.chinapop.gov.cn/zcfg/dffg/201003/t20100326_199590.html [Дата обращения: 26.07.2011 г.].

14. Чжунго тунцзи няньцзянь — 1991 = Статистический ежегодник Китая — 1991. Пекин: Чжунго тунцзи чубаньшэ, 1991. — 857 с.

15. Чжунго тунцзи няньцзянь — 1995 = Статистический ежегодник Китая — 1995. Пекин: Чжунго тунцзи чубаньшэ, 1995. — 810 с.

16. Чжунго тунцзи няньцзянь — 2001 = Статистический ежегодник Китая — 2001. [Электронный ресурс] — Пекин: Чжунго тунцзи чубаньшэ, 2001. Электрон. опт. диск (CD-ROM) - Загл. с коробки диска.

17. Чжунго тунцзи няньцзянь — 2006 = Статистический ежегодник Китая — 2006. [Электронный ресурс] — Пекин: Чжунго тунцзи чубаньшэ, 2006. Электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с коробки диска.

18. Чжунго тунцзи няньцзянь — 2011 = Статистический ежегодник Китая — 2011. [Электронный ресурс] — Пекин: Чжунго тунцзи чубаньшэ, 2011. Электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с коробки диска.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Чжунго 1982 нянь жэнькоу пуча цзыляо = Материалы Всекитайской переписи населения 1982 года. Пекин: Чжунго тунцзи чубаньшэ, 1985. 674 с.

20. Чжунго 2000 нянь жэнькоу пуча цзыляо = Материалы Всекитайской переписи населения 2000 года. — Пекин: Чжунго тунцзи чубаньшэ, 2002. Электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с коробки диска.

21. Чжунхуа жэньминь гунхэго жэнькоу тунцзи цзыляо хуйбянь — 1949-1985 = Сборник статистических материалов по народонаселению КНР — 1949-1985 гг. Пекин: Чжунго цайчжэн цзинцзи чубаньшэ, 1988. 1008 с.

22. Чжунхуа жэньминь гунхэго жэнькоу юй цзихуа шэнъюй фа = Закон КНР о народонаселении и планировании рождаемости, [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/banshi/2005-08/21content_25059.htm [Дата обращения: 07.07.2011 г.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.