Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
709
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическая цель / Российская Федерация / численность населения / экономический рост / безопасность / strategic goal / Russian Federation / population / economic growth / security
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Казанцев С.В.

д.э.н., профессор, гл.н.с. Института экономики и организации промышленного производства Сибирского

отделения РАН

kzn-sv@yandex.ru

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ1

Ключевые слова: стратегическая цель, Российская Федерация, численность населения, экономический рост, безопасность.

Keywords: strategic goal, Russian Federation, population, economic growth, security.

Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых Иоганн Вольфганг фон Гёте

Введение

Цель человеческого общества есть некоторый сформированный им образ (представление) результата, к достижению которого данное общество стремится2. Важные для социума долгосрочные цели называют национальными или стратегическими. Содержание термина «национальный» неоднозначно (и не только в русском языке). Так, словарь Ожегова даёт четыре определения содержания слова «национальный». Три из них соотносят его с нацией: 1) «относящийся к общественно политической жизни наций, связанный с их интересами»; 2) «принадлежащий, свойственный данной нации, выражающий её характер»; 3) относящийся к отдельной, малочисленной национальности». И в одном

„3

«национальный» отождествляется с государственным: «то же, что государственный» .

Американский словарь «Webster's new collegiate dictionary» даёт пять определений прилагательного «национальный» (national): «1) относящийся в нации; 2) националистический; 3) составляющий или характеризующий национальность; 4) принадлежащий федеральному правительству или поддерживаемый им; 5) относящийся к коалиционному правительству или являющейся коалиционным правительством, сформированным большинством или всеми

4

политическими партиями» .

У нас до 1991 г. слово «национальный» в экономической литературе употреблялось в основном в словосочетании «национальный доход». Учитывая сказанное, автор считает понятие «стратегические цели общества» более точным, чем «национальные цели».

В настоящее время общими для многих стран мира стратегическими целями являются сохранение нации, защита территории её проживания, обеспечение суверенитета страны, рост благосостояния населения, защита от внешних враждебных действий, обеспечение экологической безопасности, сохранение и улучшение позиций страны в мире.

В работе представлены результаты исследования движения Российской Федерации к достижению трёх стратегических целей: увеличение численности населения, повышение уровня благосостояния россиян и вхождения России в число передовых экономических держав.

Численность населения

В Послании президента России В.В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации 2020 г. сказано: «Судьба России, ее историческая перспектива, зависит от того, сколько нас будет (хочу содержательную часть начать именно с демографии), зависит от того, сколько детей родится в российских семьях через год, через пять, десять лет, какими они вырастут, кем станут, что сделают для развития страны, и какие ценности будут для них опорой в жиз-ни»5. Задача весьма актуальная и очень важная, даже безотносительно низкой плотности населения. Нет населения -нет ни общества, ни страны, ни государства.

1 Работа выполнена по плану НИР Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск.

2 «Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности» (Большой энциклопедический словарь. -http://www.onlinedics.ru/slovar/bes/c/tsel.html; «Цель - это ожидаемый вследствие определённых действий результат, соответствующий базовым интересам устремлённого» (Целеполагание. - https://aftershock.news/?q=node/378579&full

3 Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. д.ф.н., проф. Н.Ю. Шведовой. 15-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1984. - С. 350.

4 Webster's New Collegiate Dictionary. 150th Anniversary Edition. 1981. - P. 758.

5 Послание Президента Федеральному собранию. - http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582

И неслучайно первой в списке национальных целей развития Российской Федерации (далее — национальные цели) на период до 2030 года, названных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», стоит сохранение населения, здоровье и благополучие людей1. В рамках этой цели Указ предписывает обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации2, которое у нас в последние годы убывает.

Первая волна депопуляции в современной России длилась 15 лет - с 1994 г. до 2008 г. включительно3 (рис. 1). Увеличению численности россиян в 2009-2017 гг. способствовали относительно благоприятная для воспроизводства населения возрастная структура граждан Российской Федерации, повышение уровня жизни, проводимая в стране социальная и демографическая политика. Наблюдавшийся в 2014 г. прирост населения РФ (2,6 млн. чел.) произошёл во многом благодаря присоединению к России Республики Крым (1,896 млн. чел.) и г. Севастополя (399 тыс. чел.). При исключении их из расчёта прирост населения РФ в 2014 г. составил 305 тыс. чел (рис. 2).

Млн чел.

3 2,5 2 1,5 1

0,5 О

-0,5 -1

198919911993199519971999 20012003 2005 2007 2009 20112013 2015 2017 2019 2021

Источник: рис. 1-2 построены автором по данным Мирового банка (https://databank.worldbank.org/indicator/SP.POP. TOTL/1ff4a498/Popular-Indicators#), сайта «Численность населения стран мира в 1980-2020 гг. (https://svspb.net/danmark/naselenie-stran.php) и Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. - М.: Правительство Российской Федерации. 1 октября 2021 года. - С. 14.

Рисунок 1.

Динамика прироста (+) / убыли (-) численности населения РФ в 1989-2020 гг., млн чел.

В 2018 г. началась вторая волна депопуляции. В репродуктивный возраст вступили родившиеся в первую волну депопуляции в постсоветской России. Уменьшение численности женщин репродуктивного возраста (возможно, и с худшим, чем до 1990-х годов, состоянием здоровья), при прочих равных условия, ведёт к снижению числа новорожденных, а увеличение числа людей старше 70 лет - к росту смертности. Поэтому неслучайно Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года4, разработанный для реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», предполагал, что численность населения Российской Федерации увеличится уже в 2022 г. Однако менее чем через год (сентябрь 2021 г.) Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (Прогноз 2022-2024) привёл уже более удручающие цифры (рис. 3).

1 Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Подписан 21.07.2020. - https://rg.ru/2020/07/22/ukaz-dok.html

2 Там же.

3 Демографы отмечают, что «население России перестало себя воспроизводить еще с 1964-1965 гг. Причем с городским населением это случилось гораздо раньше, а сельское население еще почти тридцать лет, до 1992 г. включительно, имело расширенное воспроизводство. Снизившаяся ниже пороговых значений рождаемость определила начало фазы латентной депопуляции. Однако благодаря накопленному потенциалу демографической структуры естественный прирост еще многие годы оставался положительным, и численность населения продолжала по инерции расти» (Соболева С.В., Смирнова Н.Е., Чудаева О.В., Особенности второго этапа депопуляции в России // Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 16: Материалы XX Национальной научной конференции с международным участием «Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения» / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2021. - Ч. 1. - С. 752).

4 Утверждён Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. № 2765-р.

Рисунок 2.

Динамика прироста (+) / убыли (-) численности населения РФ в 2008-2018 гг. без учёта численности населения Республики Крым и г. Севастополь в 2014 г., млн чел.

Источник: рисунок построен автором по данным Федерального статистического агентства РФ (1994-2020 гг.) и Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. - М., 2020. - 308 с.

Рисунок 3.

Среднегодовое сокращение численности населения РФ в 2004-2024 гг., тыс. чел.

«В силу объективных демографических трендов - отмечено в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года - в ближайшие несколько лет население Российской Федерации будет сокращаться»1. Заложенное в Единый план среднегодовое сокращение численности населения Российской Федерации в 2021-2024 гг. (-407,0 тыс. чел.2) существенно больше, чем, по

1 Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый

период до 2030 года. - М., 2020. - С. 6.

2 Там же, с. 14.

данным Всемирного банка, произошло в 1994-2008 гг. (-379,6 тыс. чел.1). «Очень странно в мирное время вымирать на своей земле, имея самую большую в мире территорию и огромное количество ресурсов для жизни»2.

Понятно, что сокращение числа жителей угрожает безопасности любой страны, особенно с низкой плотностью населения. В число последних традиционно входит богатая природными ископаемыми, водными ресурсами и лесами Россия. В части безопасности положение нашей страны осложняется ростом населения в сопредельных странах, в том числе с мусульманским вероисповеданием, у стратегического конкурента - Соединённых Штатов Америки (табл. 1), и в связи с активной работой Турецкой Республики при президенте Реджепе Тайипе Эрдогане по объединению тюркских народов с целью воссоздания Османской империи3, включающей и сопредельные с Российской Федерацией государства.

Представление о том, насколько успешно идёт эта работа, можно составить на примере сотрудничества Турецкой Республики и Азербайджанской Республики в политической, экономической, военной, научно-технологической, информационно-идеологической областях из заключённых в последние годы совместных международных документов

4

этих стран .

Таблица 1

Прирост (+) / убыль (-) численности населения девяти стран в 1993-2020 гг., млн. чел.

Страна Прирост населения Страна Убыль населения

США 76,694 Эстонская Республика -0,232

Турецкая Республика 27,717 Республика Армения -0,542

Республика Узбекистан 12,954 Латвийская Республика -0,744

Республика Таджикистан 4,057 Республика Беларусь -0,786

Азербайджанская Республика 2,830 Литовская Республика -0,968

Казахстан 2,421 Республика Молдова -1,070

Республика Туркменистан 2,172 Республика Грузия -1,132

Киргизская Республика 2,053 Российская Федерация -1,224

Монголия 1,226 Республика Украина -10,517

Источник: таблица составлена автором по данным Мирового банка (World Development Indicators). - https://databank. world bank.org/indicator/SP.POP.TOTL/1ff4a498/Popular-Indicators# и сайта «Численность населения стран мира в 1980-2020 гг. (https:// svspb.net/danmark/naselenie-stran.php).

Итак, стоящую перед любым народом цель сохранения и увеличение его численности Российской Федерации в краткосрочный и среднесрочный период не выполнить. Это долгосрочная, стратегическая цель. Важным условием её достижения является повышение уровня благосостояния всех членов общества. А чтобы обеспечить и в течение длительного времени поддерживать уровня благосостояния необходимо успешное устойчивое развитие экономики страны, её административно-территориальных образований и хозяйствующих субъектов.

Обратимся к выполнению целей повышения благосостояния населения и экономического развития современной России.

Повышение благосостояния граждан

Важным фактором сохранения нации (рост численности, укрепление здоровья, увеличение продолжительности жизни, повышение уровня образования и интеллектуального развития) является рост благосостояния всех членов общества. В мировой практике интегральным показателем достигнутого страной уровня благосостояния служит величина приходящегося на душу населения валового внутреннего продукта (ВВП). Поэтому цель повышения благосостояния - стратегическая цель многих стран мира, в том числе и России.

В декабре 1999 г. В.В. Путин, опираясь на предоставленные ему расчёты писал: «Вот расчеты экспертов. Для того чтобы достичь душевого производства ВВП на уровне современных Португалии или Испании - стран, не относящихся к лидерам мировой экономики, - нам понадобится примерно 15 лет при темпах прироста ВВП не менее 8% в

1 https://databank.worldbank.Org/indicator/SP.POP.TOTL/1ff4a498/Popular-Indicators#

2 Соболева С.В., Смирнова Н.Е., Чудаева О.В., Особенности второго этапа депопуляции в России // Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 16: Материалы XX Национальной научной конференции с международным участием «Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения» / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. -М., 2021. - Ч. 1. - С. 758.

3 «Вернуть своей стране былое величие Реджеп Тайип Эрдоган намерен посредством распространения своего влияния на Ближний Восток, Северную Африку и Восточную Европу, как это делала некогда великая Османская империя». - https://riafan.ru/ 1251768-vernut-turcii-byloe-velichie-kak-erdogan-pytaetsya-ozhivit-osmanskuyu-imperiyu

4 См.: Договор о развитии дружбы и всестороннего сотрудничества между Азербайджанской Республикой и Турецкой Республикой, 1994 г.; Протокол о сотрудничестве и взаимопомощи между Азербайджанской Республикой и Турецкой Республикой, 1994 г.; Договор о стратегическом партнерстве и взаимопомощи между Азербайджанской Республикой и Турецкой Республикой, 2010 г.; Меморандум о взаимопонимании относительно стратегического сотрудничества между Азербайджанской Республикой и Турецкой Республикой в области медиа, 2020 г.; Шушинская декларация о союзнических отношениях между Азербайджанской Республикой и Турецкой Республикой, 2021 г.

год. ... Предположим, расчеты экспертов не совсем точны, нынешнее экономическое отставание не столь велико, а потому преодолеть его мы сможем быстрее»1.

Надежды на высокие темпы роста экономики РФ не оправдались (неверные расчёты - одна из причин выдвижения недостижимых целей и невыполнения последних). Среднегодовые темпы роста российского ВВП в 2000-2014 гг. (15 лет после 1999 г.) составили 99,3%, Португалии - 100,3%, Испании - 101,5%2. В результате на достигнутые в 1999 г. объёмы производства ВВП на душе населения Португалии и Испании не удалось выйти даже в 2020 г. (табл. 2), хотя величина отношения валового внутреннего продукта к численности населения в Российской Федерации удвоилась (рис. 4).

Таблица 2

Отношение ВВП на душу населения РФ 1989, 1999, 2009, 2014 и 2020 годов к ВВП на душу населения

Испании и Португалии 1999 года3, %

Страна 1989 1992 1999 2014 2020

Испания 43,3 33,9 25,7 50,8 516

Португалия 54,2 42,5 32,2 63,7 64,7

Источник: рассчитано автором по данным Мирового банка (https://data.worldbank.org/indicator/)

CTioi-iiNmifrinvflr^ooCTioi-iiNmifrinvflr^ooCTio отоооооооооо^ч^ч^ч^ч^ч^ч^ч^ч^ч^чгч! спооооооооооооооооооооо

^Ч(М(М(М(М(М(М(М(М(М(М(М(М(М(М(М(М(М(М(М(М(М

Источник: Рассчитано автором по данным Всемирного банка (https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.KD). Исходные данные взяты в долларах США 2015 г.

Примечание: точками показана полиномиальная линия тренда у = -0,3207x2 + 12,232х + 84,642; Я2 = 0,9725.

Рисунок 4.

Динамика величины ВВП на душу населения в РФ в 1999-2020 гг., нарастающим итогом в процентах (1999 г. = 100%)

Цель повышения благосостояния не снята с повестки дня, и поставленная в 1999 г. задача ещё ждёт своего выполнения.

Экономический рост

В опубликованной 30 декабря 1999 г. статье «Россия на рубеже тысячелетий» В.В. Путин отметил, что «нашей страны нет сегодня в числе государств, олицетворяющих высшие рубежи экономического и социального развития современного мира»4. Почти через 10 лет в Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года было записано, что «стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются вхождение России в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объёму валового внутреннего продукта, а также достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах»5. В 2018 г. цель «вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического

1 Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий. - https://www.ng.ru/politics/1999-12-30/4_millenium.html

2 Рассчитано по данным Мирового банка (World Development Indicators). - https://databank.worldbank.org/indicator/SP.POP. TOTL/1ff4a498/Popular-Indicators#

3

ВВП взят в долларах США 2015 г.

4 Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий. - https://www.ng.ru/politics/1999-12-30/4_millenium.html

5 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. 13 мая 2009 года. - http://www.kremlin.ru/ supplement/424

роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности»1 была поставлена перед правительством РФ для достижения до 2024 г. в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (п. 1.з). Такие задачи подъёма экономики страны до уровня (и выше) наиболее развитых экономик мира ранее ставили и В.И. Ленин («Война неумолима, она ставит вопрос с беспощадной резкостью: либо погибнуть, либо догнать передовые страны и перегнать их также и экономически»2), и И.В. Сталин:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Мы догнали и перегнали передовые капиталистические страны в смысле установления нового политического строя, Советского строя. Это хорошо. Но этого мало. Для того, чтобы добиться окончательной победы социализма в нашей стране, нужно еще догнать и перегнать эти страны также в технико-экономическом отношении. Либо мы этого добьемся, либо нас затрут»3.

И каждый раз стратегической целью было выживание страны в условиях враждебного окружения. О мощи экономики страны обычно судят по величине показателя валового внутреннего продукта. В 1999-2020 гг. темпы роста ВВП Российской Федерации были как ниже (1990-1998 гг., 2009 г., 2013-2020 гг.), так и выше (19992008 гг., 2010-202 гг.) мировых выше (рис. 5).

Если в 1999-2007 гг. среднегодовые темпы роста Валового внутреннего продукта Российской Федерации были ниже мировых темпов роста ВВП на 9,1 процентных пункта (п.п.), то в 2008-2020 гг. превышали их на 2,1 п.п. Поставленная задача обеспечения темпов экономического роста выше мировых выполнялась. Однако валовой внутренний продукт наиболее развитых в экономическом плане стран в рассматриваемый период рос ещё быстрее, и хозяйству России удалось войти лишь в пятнадцать ведущих экономик мира.

пп.

18 16 14 12 10 8 6 4 2 0 -2 -А -6

(Л010101(Л(ПОЧОЧ(Л(ЛООООООООООгНгН1-|1-|1-|1-|1Нт-1гНгН(М

СПСГ1СГ1СГ1СГ1СГ1СГ.СГ1СГ1СГ1000000000000000000000

Мир - РФ

Источник: рисунок построен автором по данным Всемирного банка (https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD). Исходные данные взяты в долларах США 2015 г.

Рисунок 5.

Разрыв в годовых темпах роста мира в целом и РФ в 1990-2020 гг., пп.

Согласно данным Всемирного банка, пятое место в мире по размеру ВВП в 1999 г., 2009 г, 2018 г. занимало Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (Соединённое Королевство). В 1999 г. Российская Федерация находилась на 16 месте, перед ней располагалась Республика Корея. В 2020 г. Россия перешла на 13 место, Республика Корея - на десятое. Отношение ВВП России к ВВП Соединённого Королевства и Республики Корея показано в табл. 3.

Таблица 3

Отношение ВВП РФ к ВВП Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии

в 1989-2000 гг., %

Страна 1989 1992 1999 2009 2018 2020

Соединённое Королевство 68,9 54,2 32,4 46,0 46,5 50,4

Республика Корея 327,7 199,6 96,9 101,4 89,3 87,5

Источник: таблица составлена автором по данным Всемирного банка (https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD)

1 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». - http://publication.pravo.gov.ru/Document/Text/0001201805070038

2

Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е издание. - М.: Изд-во Политической литературы, 1969. - Т. 34. - С. 199. 3 Сталин И. Сочинения. Т. 11. Произведения 1928-1929. - М. Политиздат, 1947. - https://ruslit.traumlibrary.net/book/stalin-pss18-11/stalin-pss18-11.html

Над достижением цели вхождения в число крупнейших экономик мира еще предстоит работать.

Заключение

Представленные выше результаты исследования указывают на то, что, судя по использованным для оценки выполнения целей макроэкономическим показателям, рост численности населения Российской Федерации, повышение благосостояния россиян увеличение экономической мощи страны продолжают оставаться стратегическими целями России. И поскольку их достижение взаимосвязано и взаимоувязано, решать возникающие при реализации этих целей вопросы следует не по отдельности, а совместно, комплексно, системно.

Отметим также, что в работе дана лишь общая картина движения к рассмотренным целям. Содержание же каждой стратегической цели глубже и разнообразнее, чем использованные в анализе макроэкономические показатели. Так, кроме показанной на рис. 1-3 количественной стороны воспроизводства населения - динамики численности граждан Российской Федерации - есть ещё немаловажная его качественная составляющая. Это половозрастной состав, состояние здоровья, территориальное расселение, уровень образования и социальное расслоение населения. Их также необходимо учитывать при рассмотрении вопроса о сохранении населения страны. Каждая из этих качественных характеристик и их совокупность в целом являются предметом специального исследования.

Рассмотренный показатель уровня благосостояния населения страны - объём валового внутреннего продукта, приходящегося на душу населения, - хотя обычно и применяется в международных сопоставлениях, не даёт полного представления об уровне достигнутого страной благосостояния. Для более полной характеристики последнего необходимо знать степень дифференциации населения по уровню доходов, территориальное различие в доходах, несовпадение доходов в разных сферах и видах деятельности.

Понятно также, что данных об общем объёме инвестиций в основной капитал недостаточно для полного знания о качестве инвестиций и о возможных результатах их осуществления. Необходимо помнить, что речь идёт не просто о некоторой сумме денежных средств. Важно знать, во что они вкладываются (например, в какую видовую и отраслевую структуру создаваемых фондов, какова степень технологической новизны и морального устаревания последних), а также время, когда сделанные инвестиции начнут давать отдачу. Такие данные хорошо бы сообщать, когда говорят и пишут о росте инвестиций на 4-5% или о доведении их доли до 23-25% от ВВП.

Всё это должно стать предметом отдельного изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.