Научная статья на тему 'Национальные тарифы электроэнергии. Обоснованные и антисоциальные?'

Национальные тарифы электроэнергии. Обоснованные и антисоциальные? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТЫЙ РЫНОК / ТАРИФЫ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТАРИФА / ПЛАТА ЗА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ / ПЛАТА ЗА ДОСТАВКУ К ПОТРЕБИТЕЛЮ / ПЛАТА ЗА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЗАКУПКИ / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров Александр Иванович, Цветков Георгий Семёнович

Нас всячески убеждали, что открытый рынок имеет массу преимуществ конкуренция между поставщиками обеспечит низкие тарифы электроэнергии, а у жителей появится возможность выбирать поставщика. На практике мы получаем почему-то обратное с открытием рынка цены на получаемую потребителями электроэнергию неуклонно поднимаются. По данным Евростата, с момента открытия рынка электроэнергии (2007 г.) до 2017 года цена электроэнергии (не считая других составляющих тарифа) для промышленных потребителей Латвии возросла более чем в два раза, а для бытовых в 1,12 раза. При этом цену электроэнергии в Латвийской зоне по-прежнему контролирует местный монополист «Латвэнерго», а реального выбора у жителей Латвии по-прежнему нет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальные тарифы электроэнергии. Обоснованные и антисоциальные?»

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТАРИФЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ. ОБОСНОВАННЫЕ И АНТИСОЦИАЛЬНЫЕ? Петров А.И.1, Цветков Г.С.2

'Петров Александр Иванович - инженер-энергетик, председатель правления, Общество с ограниченной ответственностью «Greentorija», г. Елгава;

2Цветков Георгий Семёнович - военный инженер-электрик, председатель правления, Совместное предприятие «Dinar», г. Рига, Латвийская Республика

Аннотация: нас всячески убеждали, что открытый рынок имеет массу преимуществ -конкуренция между поставщиками обеспечит низкие тарифы электроэнергии, а у жителей появится возможность выбирать поставщика. На практике мы получаем почему-то обратное - с открытием рынка цены на получаемую потребителями электроэнергию неуклонно поднимаются. По данным Евростата, с момента открытия рынка электроэнергии (2007 г.) до 2017 года цена электроэнергии (не считая других составляющих тарифа) для промышленных потребителей Латвии возросла более чем в два раза, а для бытовых - в 1,12 раза. При этом цену электроэнергии в Латвийской зоне по-прежнему контролирует местный монополист «Латвэнерго», а реального выбора у жителей Латвии по-прежнему нет.

Ключевые слова: открытый рынок, тарифы на электроэнергию, составляющие тарифа, плата за электроэнергию, плата за доставку к потребителю, плата за обязательные компоненты закупки, налог на добавленную стоимость.

Нынешние тарифы на электроэнергию в Латвии мы считаем обоснованными, но не в интересах Латвийского государства, латвийских производителей или большинства народа, а в интересах небольшой части латвийского общества, которая использует Латвийских потребителей энергии и Латвийскую энергетику для собственного обогащения. Поэтому мы считаем такие тарифы «антисоциальными», тормозящими развитие экономики Латвии и усиливающими разделение общества на бедных и богатых. К такому выводу мы пришли, анализируя формирование всех составляющих тарифа на электроэнергию в Латвии и сравнивая тарифы на электроэнергию и их составляющие в Латвии с аналогичными тарифами в Евросоюзе, у наших соседей и в странах участницах энергетической биржи Nord Pool Spot (NPS): в Финляндии, Швеции, Норвегии и Дании. При этом термин «тариф на электроэнергию» используется для суммы всех составляющих тарифа (за электроэнергию, за услуги по доставке, за обязательные, в т.ч., «зелёные» компоненты и др.).

Вся деятельность в электроэнергетическом секторе экономики Латвии в настоящее время регулируется тремя основными законами: «Законом об энергетике», Законом «О регуляторах общественных услуг», «Законом о рынке электроэнергии», а также изданными на их основе многочисленными «техническими» правилами «Кабмина» [1-3].

Каждый из этих законов имеет свои цели и задачи, но все три закона объединяет общая цель - декларируемая якобы забота о потребителе, выраженная в 1-м Законе об энергетике как: «Обеспечить эффективное, надёжное и качественное снабжение потребителей энергией в необходимом количестве и по обоснованным ценам», или во 2-м Законе о регуляторах общественных услуг как: «Обеспечить возможность получения беспрерывных, надёжных и качественных общественных услуг, по тарифам (ценам), отвечающим экономически обоснованным расходам».

Однако, представленное в законах словосочетание «эффективным способом по обоснованным ценам», к сожалению, не означает фактически благоприятной цены для бизнеса и многочисленной группы потребителей, имеющих средние и низкие доходы. Для обоснования высказанной позиции воспользуемся данными сравнения составляющих тарифа на электроэнергию для бытовых потребителей в Латвии, Литве и Эстонии, а также с ценами на электроэнергию на сайтах «Eurostat», «Latstat», биржи NPS, как и материалами энергопредприятий Латвии [4-9].

Что же на самом деле означает словосочетание «...эффективным способом по обоснованным ценам...», представленное в законах и как это отражается на благополучии наиболее многочисленной группы потребителей, имеющих средние и низкие доходы?

Полная плата за потребляемую электроэнергию в общем случае формируется из составляющих: (1) цены электроэнергии как товара; (2) цены услуги Системного оператора (AS

„Sadales НИв") за доставку электроэнергии по магистральным и распределительным сетям от источника до потребителя;

(3) платы за компоненты обязательной закупки электроэнергии от возобновляемых источников и от когенерационных станций; (4) торговой наценки торговца и (5) налога на добавленную стоимость (РУК).

15 мая 2008 года в «Закон о рынке электроэнергии» и в «Правила торговли и пользования электроэнергией» Кабмином были внесены поправки, которые разделили всех потребителей Латвии на две группы. Одних, преимущественно бытовых потребителей, назвали «связанными потребителями», которым предоставили право покупать «универсальную услугу» - покупку и поставку электроэнергию по тарифам, утверждённым Регулятором, а других - «рыночными потребителями» или просто «потребителями электроэнергии», которые покупают электроэнергию у торговцев электроэнергии по конфиденциальным договорным ценам и оплачивают поставку электроэнергии Системному оператору по утверждённым Регулятором тарифам.

Интересы рыночных потребителей даже при желании Регулятор защитить не может - они покупают электроэнергию по конфиденциальным договорам и могут защитить свои интересы только через суд. Самое абсурдное в этой ситуации то, что цена на базовый энергоресурс -электроэнергию для конкурирующих крупных предприятий Латвии устанавливается скрытно, без каких-либо установленных принципов, совершенно бесконтрольно и вряд ли бескорыстно работниками самого энергетического монополиста.

Спорно, хотя и внешне привлекательно, разделение тарифа потребителей бытового сектора на стартовый и основной. С 1 апреля 2011 года все домашние хозяйства за первые 1200 кВтч продолжили платить по старому, стартовому тарифу - по 8,25 сант. за 1 кВтч, а потребив 1201 кВтч уже обязаны рассчитаться по основному тарифу, т.е. по 10,74 сант. за 1 кВтч.

Введённая концерном «Латвэнерго» модель дифференциации тарифа для бытового сектора, устанавливающая прямо пропорциональную зависимость цены электроэнергии от объёма потребления, устанавливает ничем не обоснованный порядок дотирования мало потребляющих потребителей прочими потребителями.

Очевидно, что снизить потребление можно двумя путями: один путь -применение энергоэффективных приборов (для чего необходимо располагать возможностями для замены дешёвых неэффективных приборов более дорогими эффективными), второй путь -сокращение времени использования имеющихся, как правило, неэффективных приборов.

Малообеспеченные слои населения вынуждены выбирать второй путь. Значит, дотирование направлено на благо немногочисленным обеспеченным слоям населения и усиливает расслоение общества на бедных и богатых. К тому же, применённый в тарифах принцип дифференциации противоречит принципам торговли - чем больше объём покупки, тем меньше цена единицы товара, и не предусмотрен ни методикой расчёта дифференцированных тарифов, утверждённой Регулятором, ни моделью отнесения расходов, согласованной с Регулятором.

Следует отметить, что действующие Латвийские нормативные документы вообще не предусматривают контроль обоснованности дифференциации тарифов, т. к. Регулятор решением Совета № 596 от 12 декабря 2007 года делегировал право дифференциации тарифов самому Публичному торговцу, которым в соответствии с «Законом о рынке электроэнергии» является само АО «Латвэнерго».

Такой подход не исключает осознанной или не осознанной дискриминации отдельных потребителей, т.к. каждый потребитель имеет конкретные физические условия подключения к сетям Системного оператора и конкретные условия потребления. Например, многие потребители при существовавшей ранее сравнительно низкой цене электроэнергии выбрали электроэнергию для отопления или для приготовления пищи в своём доме.

С другой стороны, абсолютное значение цены электроэнергии не играет для потребителя существенной роли, ибо всё определяется покупательскими возможностями конкретного потребителя. При разных покупательских возможностях электроэнергия с одной и той же ценой может быть доступна для одних покупателей и, наоборот, не доступна для других.

Именно для этого и необходима регулирующая функция Регулятора, чтобы электроэнергию в необходимом для своих потребностей количестве мог купить любой житель Латвии.

Как известно, покупательные возможности различных социальных групп Латвии существенно отличаются. Например, по данным ЦСУ Латвии средняя зарплата для различных видов деятельности в Латвии различается более чем в четыре раза [10].

Следовательно, покупательская способность электроэнергии для жителей Латвии, занятых в разных видах деятельности, также будет отличаться в четыре и более раз. Тарифы электроэнергии

32

разрабатывают и утверждают работники, входящие не в самую малообеспеченную социальную группу населения, а скорее наоборот, но тарифы ведь предназначены именно для защиты малообеспеченных социальных групп. Очень важным обстоятельством является то, что малообеспеченные социальные группы в Латвии более многочисленны, нежели «высоко» обеспеченные социальные группы. Например, по данным ЦСУ, в декабре 2010 года 40,3% работников получали зарплату ниже 200 лат, 47,3% - от 200 лат до 500 лат и лишь 9,5% работников получали зарплату более 500 лат. Следует подчеркнуть, что по данным «ЕигобМ» Латвия в 2008 году имела один из самых высоких в ЕС показателей неравномерности доходов.

Если не делить потребителей электроэнергии на «связанных» и «рыночных» - бытовых и промышленных, а считать, что электроэнергия это товар, поставляемый всем потребителям на единых условиях, то, в принципе, можно рассчитать [11] прогнозируемую возможную цену электроэнергии для всех потребителей Латвии. В этом случае мы будем учитывать лишь чисто экономические аспекты, и рассматривать наиболее эффективные для потребителей способы обеспечения их электроэнергией.

Вначале рассмотрим и выберем самые приемлемые для потребителей источники электроэнергии. При этом будем учитывать, что электроэнергию вначале надо получить, а потом доставить потребителю. Причём будем исходить из того, что получение электроэнергии и доставка потребителю должны производиться наиболее эффективным для потребителя способом.

Таким образом, наш «народный» тариф будет состоять из двух составляющих. Первая -цена электроэнергии, т.е. средняя возможная цена для всего необходимого нам количества электроэнергии. Вторая - стоимость доставки потребителю, то есть, компенсация расходов, связанных с эксплуатацией высоковольтных магистральных сетей и распределительных сетей среднего и низкого напряжения.

Возможные источники электроэнергии, которыми мы смогли бы воспользоваться для обеспечения необходимого Латвии объёма электроэнергии по выгодным для потребителя ценам: по фактической себестоимости без закупки от источников по завышенному тарифу представлены на табл. 1 (по данным АО «Латвэнерго») [9].

Таблица 1. Возможные источники электроэнергии для потребителей в Латвии

Наименование источника Возмож-ный объём поставки млн. МВтч (2009 г.) Доля от произведённой в Латвии % Доля от потреблённой в Латвии % Прогнозная рыночная и возможная меньшая цена лат/МВтч

Все источники в Латвии 7.047 144,55% 100% 14,6

ГЭС более 5 МВт (Рижская,Кегумская, Плявиньская) 3.391 61,00% 48 % 10,8

ТЭЦ (ТЕЦ1,ТЭЦ2, «Иманта») 1,476 26,55% 21 % 15,0

ГЭС менее 5 МВт (на р. Айвиексте) 0,008 0,14% 0,11% 15,0

Ветряная ЭС (Айнажи) 0,000 0,00% 0,00% 00,0

Источники Латвии, не входящие в «Латвэнерго» 0,00 00,00% 0,00% 00,0

Возобновляемые источники 0,00 00,00% 0,00% 00,0 Плата за альтернат. энергию из возобнов. ресурсов и на станциях когенерац.: до 01.04.2013. 0,29+0,94=1,23 Ья/кШЬ и с 01.04.2013. 0,56+1,33=1,89 Ья/кШЬ

Импорт для потребителей Латвии 1,890 34,00% 26,82% 24,5

Экспорт эл/энергии ГЭС более 5 МВт 0,376 7,71% 5,34% 24,5

Потреблено в Латвии, всего 7,047 144,55% 100% 17,08

Потреблено от «Латвэнерго» 4,875 100,00% 69,19% 14,6

Возможные источники электроэнергии для потребителей в Латвии

Сравнивая вариант закупки электроэнергии по фактической себестоимости с нынешней ценой электроэнергии, можно сделать вывод, что если бы Латвийским потребителям предлагалась электроэнергия от гидроэлектростанций и от Рижских ТЭЦ не по рыночной цене, а по себестоимости, и не приходилось оплачивать обязательную компоненту от дорогих возобновляемых и когенерационных источников, то цена электроэнергии могла бы быть в два раза ниже существующей цены.

Как следует из данных, представленных на табл. 2, все составляющие тарифа на электроэнергию для Латвийских бытовых потребителей имеют более высокую цену, чем у соседей Балтии. А, именно, и плата за услуги системных операторов по доставке электроэнергии по распределительным сетям, и плата за обязательные закупочные компоненты (ОЗК) в латвийском тарифе выше, чем у наших непосредственных соседей.

Такой результат трудно объяснить без дополнительного анализа. Напомним, что Латвия, Литва и Эстония являются членами Евросоюза, к ним в равной степени относятся все руководящие нормативы ЕС, а также то, что эти страны являются участниками энергетического рынка NPS. Для полноты картины сравним цену электроэнергии для Латвийских потребителей с ценой электроэнергии в других странах биржи NPS и с ценой для аналогичных потребителей Евросоюза. Такое сравнение, по данным «Eurostat», для бытовых потребителей Евросоюза и Норвегии представлено в [4].

Понимая, что абсолютное значение цены на электроэнергию не даёт значимого представления о её дороговизне для населения конкретной страны, представим количество электроэнергии, которое может купить житель рассматриваемой страны на одну среднемесячную зарплату [12]. Лнализ цен для бытовых потребителей показывает, что в Латвии население получает электроэнергию по таким же ценам, как во Франции и Норвегии.

Причем, в Швеции, как и во всех других странах, входящих в зону биржи NPS, кроме Дании, наблюдается снижение цены электроэнергии, а в Латвии цена на электроэнергию для населения неуклонно растёт. При этом следует учесть, что средний уровень доходов Латвийского населения один из самых низких в ЕС по количеству электроэнергии, которое можно купить на одну среднемесячную зарплату, Латвия занимает в Евросоюзе 4-e место с конца. К этому можно напомнить, что по уровню неравномерности доходов, Латвия также находится в числе «лидеров» ЕС.

Таблица 2. Цена за 1 кВтч для бытовых потребителей в ЕС в евро

2013 r. 2014 г. 2015 г. количество эл/энергии на среднемесячную зарплату*, кВтч во сколько раз цена эл/энергии в Латвии выше чем в сравниваем. стране

Malta 0,166 0,147 0,125 8195

Denmark 0,3 0,304 0,307 8978 0,53

Germany 0,292 0,298 0,295 7632

Italy 0,229 0,245 0,245 6980

Ireland 0,23 0,241 0,243 9114

Spain 0,223 0,217 0,231 7424

Portugal 0,208 0,218 0,228 4837

зона евро 0,212 0,215 0,218

Belgium 0,217 0,21 0,213 10681

United Kingdom 0,174 0,192 0,212 13809

Евросоюз-28 0,20 0,203 0,208

Austria 0,208 0,202 0,201 11296

Cyprus 0,276 0,229 0,196 нет д.

Netherlands 0,192 0,182 0,196 15154

2013 r. 2014 r. 2015 r. количество эл/энергии на среднемесячную зарплату*, кВтч во сколько раз цена эл/энергии в Латвии выше чем в сравниваем. стране

Sweden 0,21 0,197 0,185 14398 0,89

Greece 0,156 0,177 0,177 7238

Luxembourg 0,167 0,174 0,177 17945

Latvia 0,138 0,137 0,164 3812 1

France 0,152 0,159 0,162 13919

Norway 0,191 0,165 0,161 23969 1,02

Slovenia 0,161 0,163 0,159 6027

Finland 0,158 0,156 0,155 нет д. 1,06

Slovakia 0,17 0,151 0,151 4277

Poland 0,148 0,142 0,144 4357

Croatia 0,137 0,131 0,132 нет д.

Estonia 0,135 0,131 0,13 5989 1,26

Romania 0,132 0,129 0,13 2587

Czech Republic 0,153 0,128 0,127 5767

Lithuania 0,137 0,133 0,126 3531 1,30

Hungary 0,14 0,12 0,113 4458

Bulgaria 0, 092 0,083 0,094 3604

Рассмотрим, как соотносится цены на электроэнергию для потребителей промышленного сектора с потреблением от 0.5 до 2.0 тыс. МВтч в год (табл.3).Такое потребление характерно для средних предприятий с двухсменным режимом работы и средней часовой нагрузкой около 300 кВт.

Таблица 3. Цена за 1 кВтч для промышленных потребителей в ЕС в евро

2013 r. 2014 r. 2015 r. Во сколько раз цена электроэнергии в Латвии выше, чем в сравниваемой стране Изменение цены на электроэнергию по сравнению с 2013 годом

Italy 0,168 0,172 0,161

Malta 0,179 0,177 0,155

Germany 0,143 0,159 0,151

United Kingdom 0,117 0,129 0,149

Ireland 0,136 0,137 0,142

Cyprus 0,208 0,175 0,139

Greece 0,125 0,134 0,129

зона евро 0,127 0,133 0,127

Евросоюз-28 0,119 0,123 0,121

Latvia 0,113 0,117 0,118 4,4%

Spain 0,122 0,125 0,117

Portugal 0,115 0,116 0,114

2013 r. 2014 г. 2015 г. Во сколько раз цена электроэнергии в Латвии выше, чем в сравниваемой стране Изменение цены на электроэнергию по сравнению с 2013 годом

Slovakia 0,129 0,115 0,113

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Belgium 0,108 0,109 0,11

Austria 0,111 0,109 0,104

France 0,097 0, 096 0,101

Lithuania 0,123 0,117 0,099 1,2 -19,5%

Luxembourg 0,098 0,101 0,093

Croatia 0,095 0,096 0,092

Netherlands 0,096 0,103 0,091

Denmark 0,103 0,094 0,09 1,3 -12,6%

Estonia 0,097 0,092 0,089 1,3 -8,2%

Poland 0,093 0,083 0,088

Hungary 0,096 0,091 0,087

Romania 0,09 0,068 0,083

Slovenia 0,097 0,087 0,083

Czech Republic 0,102 0,083 0,077

Norway 0,097 0,08 0,077 1,5 -20,6%

Finland 0,075 0,073 0,071 1,7 -5,3%

Bulgaria 0,081 0,075 0,069

Sweden 0,08 0,071 0,062 1,9 -22,5%

Анализ цен для промышленных потребителей показывает, что цена электроэнергии в абсолютном выражении для предприятий Латвии самая дорогая из всех стран, входящих в зону биржи NPS. Цена электроэнергии

в Латвии дороже, чем в Швеции в 1.9 раза, в Финляндии - в 1.7, в Норвегии - в 1.5, в Эстонии и Дании - в 1.3, и в Литве - в 1.2 раза.

Причём, во всех странах, входящих в зону биржи NPS, цена электроэнергии неуклонно снижается, а в Латвии - неуклонно растёт, даже при том, что компоненты обязательной закупки и стоимость услуг основного системного оператора AS „Sadales ЙкИ" сохраняются неизменными с 2013 года, а цена электроэнергии на бирже NPS имеет тенденцию к снижению.

Обращаем внимание читателей, что в Латвии такой процесс происходит в условиях открытого рынка электроэнергии, уже сформировавшегося к 2013 году для промышленных потребителей. Представленные данные для промышленных потребителей убедительно демонстрируют нам, что цены для латвийских предприятий являются самыми высокими по сравнению с ценами наших соседей - Литвы и Эстонии, а также в Скандинавских странах. Иными словами, политика Латвии в электроэнергетическом секторе экономики и тарифы на электроэнергию, сформированные на её основе, вытесняют уже имеющиеся в Латвии энергоёмкие предприятия из Латвии в соседние страны и формируют существенную преграду для создания и развития новых предприятий.

Наши выводы убедительно подтверждаются динамикой общего потребления электроэнергии потребителями Латвии и этапами внедрения свободного рынка электроэнергии в Латвии, а также изменением тарифа на электроэнергию в период внедрения рынка электроэнергии (рис. 1) [13].

Сравнительно плавный рост потребления электроэнергии в секторах промышленности и строительства, а также в других секторах экономики, с момента обрушения экономики в начале последнего десятилетия прошлого века до 2007 г., сменяется явно выраженным неравномерным потреблением. Именно с 2007 г. начался процесс перевода промышленных потребителей на

рыночные условия закупки электроэнергии и процесс развития в Латвии возобновляемых источников электроэнергии и когенерационных технологий с существенным ростом платы за электроэнергию (рис. 1).

Отметим одно существенное обстоятельство: все договора на поставку электроэнергии государственным энергоснабжающим предприятием (естественным монополистом) в Латвии являются конфиденциальными.

Такая практика была внедрена на законодательном уровне, когда этим естественным монополистом руководили осуждённые впоследствии судом руководители, использующие своё служебное положение в корыстных целях. Руководителей заменили, а практика заключения конфиденциальных договоров осталась (поэтому представленный материал составлен не по всем рыночным потребителям, а лишь по данным, имеющимся в распоряжении авторов).

Показательным для анализа связи потребления электроэнергии с деятельностью предприятий является воздействие цены электроэнергии на деятельность «KVV Liepajas metalurgs». Начало работы предприятия в 2012 году вызвало всплеск потребления электроэнергии, но высокие цены на электроэнергию «остановили» деятельность предприятия, и общее потребление электроэнергии в 2013 году в Латвии упало до прежнего уровня.

Приведём выдержку из сообщения члена правления АО «KVV Liepajas теЫш^в» о ситуации на предприятии, представленную на сайте предприятия [8]: «...Самые большие расходы составляет плата за энергоресурсы - 4 млн евро (в том числе 1,2 млн евро за обязательные закупочные компоненты). В 2015 году «К¥¥ Liepajas теЫи^» мог использовать в основном только 30% от потенциальной производственной мощности из-за высокой стоимости электроэнергии». Если у многих других похожих металлургических предприятий ЕС расходы на электроэнергию составляют 11 -13% от всех производственных издержек, то в случае «KVV Liepajas теЫш^в» эти издержки составляют 38%, что является основной причиной слабой конкурентоспособности компании».

В современных условиях электроэнергия является важнейшим энергоресурсом и для населения и для промышленности, ибо никакие другие энергоресурсы не могут быть получены и использованы без электроэнергии. Цена на электроэнергию в значительной степени характеризует и уровень благосостояния населения, и условия для развития производства. Мы понимаем, что электроэнергию можно рассматривать как рыночный товар, организовывать для него рынок, принимать меры для демонополизации производителей, торговцев, поставщиков и т.д., но, подчёркиваем, что электроэнергия это особый товар, товар стратегический. От того, какие условия доступа к этому товару сформированы в государстве, зависит путь развития государства (или даже его судьба).

Если вновь обратить внимание на таблицы, представленные на табл. 2, 3, то можно констатировать, что те страны, которые продвигают механизмы либерализации рынка электроэнергии в Евросоюзе и в регионе Балтийского моря, относятся к своему населению бережнее, чем Латвия.

Дороговизна электроэнергии для населения в Латвии превышает этот показатель в ведущих странах ЕС в 2 - 4 раза, а цена электроэнергии для промышленного сектора в Латвии соответствует средней европейской цене, иными словами, соответствует цене в среднеразвитой стране ЕС.

Зная истинное развитие Латвийской промышленности, последнее утверждение должно быть заменено на такое: цена электроэнергии для промышленного сектора в Латвии не соответствует относительному уровню развития Латвии в ЕС и формирует неблагоприятные конкурентные условия для Латвийских производителей по сравнению с Балтийскими и Скандинавскими странами.

Рассмотрим, как формировалась каждая из составляющих тарифа (цены) за полученную электроэнергию.

1-я составляющая тарифа - плата за электроэнергию как товар на рынке.

1 января 2015 года в Латвии полностью открылся рынок электроэнергии. Теперь все потребители, в т.ч., и бытовые, сами выбирают себе торговца, с которым заключают договор на покупку электроэнергии. Вся электроэнергия для латвийских потребителей закупается на рынке по рыночным ценам.

Либерализация рынка электроэнергии началось 1 июля 2007 года, когда у потребителей появилась возможность приобретать электроэнергию у независимых лицензированных в Латвии поставщиков. С 1 ноября 2012 года все юридические лица стали обязаны приобретать электроэнергию на свободном рынке. А последним этапом с 1 января 2015 года стало полное открытие рынка электроэнергии, когда не только юридические, но и все частные лица стали обязаны выбирать для себя независимого поставщика.

37

Функцию рынка выполняет энергетическая биржа NPS и её два сектора: Elspot и Elbas. Elspot является рынком электрической энергии, на котором торгуются контракты на физические поставки на сутки вперед. На рынке физических поставок Elbas торговля осуществляется непосредственно перед поставкой с целью балансирования спроса и предложения, причем цена для латвийских потребителей формируется в латвийской зоне. Ситуация на бирже NPS 18 апреля 2016 года представлена на табл. 4 [6].

Таблица 4. Состояние системы Nord Pool Spot (NPS) 18.04.2016

SE DK NO FI EE LT LV всего

Производство, MW 20 996 4 896 12 800 8 074 1 034 347 1 140 49 287

В том числе:

АЭС 7 702 - - 2 655 - - - 10 357

ГЭС 8 562 - 12 467 2 065 - 22 544 23 660

ТЭЦ 752 1 425 99 3 088 924 122 386 6 796

ВЭС 3 412 3 470 234 202 110 203 44 7 676

Не определено 568 - - 64 - 0 166 798

Потребление 16 824 3 930 14 606 9 552 986 1 377 907 48 182

Обмен сети -4 172 -966 1 807 1 478 -49 1 030 -233 -1 105

Рассматривая текущую ситуацию в каждой зоне биржи NPS и текущие потоки электрической мощности (MW) между зонами биржи в выбранное время [6], можно констатировать, что цена электроэнергии в латвийской зоне составляет 42.41 евро за МВтч, что примерно в два раза выше, чем в скандинавских зонах.

Рассмотрим это различие подробнее. В рассматриваемый момент времени в скандинавских странах, также как и в Латвии, генерируется больше энергии, чем потребляется, причем большая часть генерируется на дешёвых источниках - в Скандинавии на ГЭС и АЭС, в Латвии на ГЭС. Выдержка с сайта АО <^а^епе^о»: ...Большую часть произведённой электроэнергии АО «Latvenergo» получает на трёх самых больших в государстве гидроэлектростанциях -Кегумской ГЭС, Плявиньской ГЭС, Рижской ГЭС [9]. В 2014 г. количество произведённой электроэнергии ГЭС на Даугаве составило 1925 ГВтч или 53% от общего произведённого объёма электроэнергии. Если учесть, что уровень цен на товары и услуги в Скандинавии выше, чем в Латвии, то можно положить, что себестоимость электроэнергии в рассматриваемых регионах примерно одинакова.

Но мы ведь наблюдаем существенную разницу. К нашему сожалению, рыночных механизмов снижения цены товара, построенных на конкуренции участников рынка, в латвийской зоне не наблюдается. Зато, мы помним историю развития энергетики балтийских стран, в которой наблюдается тенденция перевода региона Прибалтики из экспортёра электроэнергии в импортёра. Закрытие мощнейшей в регионе Игналинской АЭС, прекращение строительства Даугавпилсской ГЭС, ограничения доступа дешёвой энергии с юго-восточного направления, организация электрических соединений с Финляндией, Швецией, Польшей. В этой цепочке фактов присутствует определённая логика - организован потребитель, которому можно выгодно продавать электроэнергию, если цена электроэнергии на рынке этого потребителя будет существенно выше, чем у торговцев.

Напомним, что в 2005 году, когда цену на электроэнергию для Даугавских ГЭС формировал не рынок, а последний раз утверждал Регулятор общественных услуг, цена электроэнергии для Даугавских ГЭС была утверждена в сумме 7,71 лат за МВтч (без НДС), что в пересчёте на Евро составило бы 10,97 евро за МВтч.

Конечно, надо учесть, что с того времени прошло десять лет и инфляция увеличила бы эту цену на 40%, и сегодня эта цена могла бы составлять около 16 евро за МВтч. Такая цена даугавской электроэнергии могла бы существенно приблизить цену электроэнергии в латвийской зоне к скандинавской цене. Но так не происходит. А происходит вот что: государственное латвийское предприятие, которое получает электроэнергию на государственных электростанциях, продаёт её бирже по наиболее высокой цене, чтобы получить наиболее высокую прибыль от продажи, а потом само же покупает на этой же бирже электроэнергию для своих потребителей по, так называемой, рыночной цене.

Очевидно, что в такой ситуации наблюдается искусственный механизм формирования цены. Продавец и покупатель электроэнергии в латвийской зоне, по сути, один субъект, так как покупатель и продавец - это государственные структуры Латвии. По какой цене этот субъект предложит полученную от латвийских производителей электроэнергию, по такой же цене он и купит свою электроэнергию для латвийских потребителей. А как чувствует себя в такой ситуации латвийский потребитель? Кстати, Минэконом в программных документах развития электроэнергетического сектора Латвии до 2030 года прогнозирует, что в будущем цена на электроэнергию не опустится ниже 40 евро за МВтч. Нам следует понимать такой прогноз глубже - в латвийской зоне сохранится «антилатвийская» цена электроэнергии.

2-я составляющая тарифа - плата за услуги Системного оператора по доставке.

Плата за услуги Системного оператора представляет собой компенсацию обоснованных

расходов Системного оператора, связанных с распределением электроэнергии. Эта плата оформляется тарифом, который контролирует Регулятор общественных услуг. Но роль Регулятора в этом вопросе имеет достаточно пассивную функцию, т.к. он рассматривает только соответствие расходов контролируемому виду деятельности. Регулятор почти не имеет возможности влиять на выбор технических или технологических решений. Например, если в нашем бедном государстве будут строиться сети с очень дорогостоящим оборудованием или для обслуживания сетей будут применяться дорогие технологии, то Регулятор не сможет на это повлиять и согласует тариф, рассчитанный на компенсацию этих расходов.

К сожалению, на государственном уровне нет требований, какими должны быть сети, какую надёжность они должны обеспечивать, как они должны обслуживаться, какие должны быть нормируемые расходы на их обслуживание. Известно, что поле деятельности основного Системного оператора - обширные распределительные сети высокого, среднего и низкого напряжения, кормит много разных энергостроительных компаний и компаний - производителей оборудования и материалов.

Вот, например, появилась идея заменить воздушные распределительные сети среднего напряжения кабельными. На такой работе может появиться много новых миллионеров, ведь тарифы на услуги Системных операторов придётся повысить, и электроэнергия станет дороже. Пока можно констатировать, что вопросы обоснованности тарифов на услуги Системных операторов остаются на «совести» самих системных операторов. Как пример, приведём данные об уровнях средних зарплат в Латвии в целом, и в секторах с сайтов «¿аМаГ» и «Sadales tTkls» [5, 14].

Системный оператор, рассчитывая плату за свои услуги, о себе не забывает. Средняя оплата труда в ЛБ «Sadales йкк» соответствует средней зарплате в том частном секторе, где производится «зелёная» недешёвая энергия, и превышает зарплату в общественном секторе в той же сфере в 1.3 раза, а в общественном секторе в среднем по Латвии - в 1.6 раза. Если вновь обратить внимание на информацию, представленную на рис. 1., то видно, что наши распределительные сети, нам «дороже» заграничных сетей.

3-я составляющая тарифа - плата за обязательные закупочные компоненты

Плата за государственные обязательные закупочные компоненты (ОЗК) тоже не вызывает радости у большинства простого населения. Хотя, для небольшой части «непростого» населения, которое вложило средства в развитие субсидируемой государством энергетики, плата за ОЗК - источник финансового благополучия. Обобщающие данные об обязательной закупке электроэнергии представлены на сайте Публичного торговца [15].

Используя данную информацию, можно посчитать, что за каждый закупленный в рамках ОЗК МВтч электроэнергии, в среднем было заплачено производителю сверх рыночной цены электроэнергии на бирже 157,2 евро. Это в 4 раза больше стоимости электроэнергии на рынке. Если принять, что на каждой из 400 станций работает и получает зарплату 6 чел., то каждый работник, занятый в «зелёной» энергетике, может получать более 7 тыс. евро в месяц. Конечно, такую зарплату он сможет получать не всё время, а только при гарантированной окупаемости электростанции до окончания срока применения ОЗК. После этого срока электростанция сможет продавать свою электроэнергию по рыночным ценам.

По нашим оценкам, окупаемость КГС с электрической мощностью 2 МВт, работающей на природном газе, составляет около 5 лет. Оценка проведена при следующих условиях: расходы на инвестиции - 1,1 млн евро, станция работает 11,5 месяцев в году с нагрузкой 0,75 от номинальной мощности, цена газа (без НДС) составляет 240 евро/тыс. м3, расходы на зарплату составляют 17 тыс. евро/год. Обращаем ваше внимание на то, что правила Кабмина для таких когенерационных станций предусматривают срок действия ОЗК до 10 лет. Это означает, что половину этого срока, владельцы такой станции будут получать дополнительно примерно 200 тыс. евро в год.

По сравнению со средней зарплатой, сумма выглядит впечатляюще. При таких условиях любовь к «зелёной» энергетике, а точнее, тариф ОЗК в Латвии оказался в 2 раза выше, чем в Эстонии, ив 1,6 раза выше, чем в Литве. И это привело к такому росту платы за электроэнергию, что правительству пришлось разрабатывать специальные меры, чтобы защитить страну от «ошибочно» разработанной и принятой энергетической политики. Начиная с 2013 года, рост тарифа на ОЗК был заморожен на законодательном уровне. При этом был введён налог на субсидированную электроэнергию (SEN), установлена государственная дотация из основного бюджета для стабилизации ОЗК, и приняты правила Кабмина для защиты потребителей электроэнергии от необоснованного роста платы за электроэнергию. К тому же, с 2012 года до 2020 года прекращено выделение права на продажу электроэнергии в рамках ОЗК и получения гарантированной платы за установленную мощность когенерационной станции. Однако, по информации «Минэконома», те станции, которые успели получить такие привилегии, будут ими пользоваться до 2037 года. Естественно, что им эту привилегию будет обеспечивать всё наше латвийское общество.

Динамика изменения значения ОЗК и необходимый размер дотирования ОЗК из государственного бюджета показаны на рис. 2 [13].

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 IOIK faktiska vertTba bez valsts budzeta dotacijas •OIK elektroenergijas lietotajiem

Компонент обязательной закупки (ОЗК)

Рис. 2. Динамика изменения компоненты обязательной закупки ■ стоимость электроэнергии без госдотаций и o стоимость электроэнергии потребителям

Примем, что общее потребление Латвии составляет 7,5 млн Мвтч, а разница фактической и дотируемой ОЗК составляет 13 Евро/МВтч и оценим, сколько надо будет доплачивать из госбюджета, чтобы не росла ОЗК. Результат получается такой: из государственного бюджета ежегодно потребуются доплачивать 97 млн. евро. Эти дотационные миллионы будут суммироваться с теми 200 млн.евро, которые заплатят потребители, и будут поступать на счета производителей электроэнергии, чтобы выполнить государственные обязательства перед теми, кто, «рискуя нажитым капиталом», откликнулся на государственный призыв.

А для обычных латвийцев, у которых нет капитала, но которые будут расплачиваться за дорогостоящие «ошибки» своего госаппарата, компенсаций нет. Положение энергоёмких латвийских предприятий, вызванное надбавками к цене электроэнергии, по сравнению с аналогичными предприятиями ЕС представлено на рис. 3 [4].

EUR/MWh

M

Рис. 3. Расходы энергоёмких предприятий сверх цены (20-70 ГВтч/год)

Ситуация с тарифами на электроэнергию в Латвии, видимо, отражает болезненные проблемы нашего либерально-демократического общества, в котором ещё не воспитаны качества, позволяющие осуществлять ответственное «антикоррупционное» управление своей страной.

Во всех составляющих тарифа видны признаки недобросовестного участия высокооплачиваемых чиновников и простых, «не очень бедных» граждан. Латвия «отчиталась» в Еврокомиссии об успешно выполненной структурной реформе электроэнергетического сектора, ввела рыночные отношения для всех участников процесса, то есть, создала «красивую» форму процесса, но не достигла декларируемых главных государственных целей - не улучшила жизнь своих граждан и не обеспечила благоприятные условия для развития своей экономики.

И усугубляя экономическое положение Латвии, Брюссель и страны Балтии подтвердили планы выхода Литвы, Латвии и Эстонии из единого с Россией и Белоруссией энергокольца БРЭЛЛ, которое обеспечивает работу пяти стран в синхронном режиме и гарантирует надёжность в случае аварийных ситуаций или вывода мощностей для ремонта в любой из стран.

Выход из энергокольца БРЭЛЛ и присоединение к энергосистеме остального ЕС, скорее всего, приведёт к дальнейшему росту цен на электроэнергию, поскольку все инфраструктурные затраты будут, как правило, переложены на плечи потребителей [16].

Список литературы

1. Закон об энергетике (Energetikas likums): Закон Латвийской республики (ЛР): [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://likumi.lv/doc.php?id=49833 / (дата обращения: 29.01.2018).

2. Закон о регуляторах общественных услуг (Par sabiedrisko pakalpojumu regulatoriem): Закон ЛР. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://likumi.lv/doc.php?id=12483/ (дата обращения: 29.01.2018).

3. Закон о рынке электроэнергии (Elektroenergijas tirgus likums): Закон ЛР: Режим доступа: https://likumi.lv/doc.php?id=108834/ (дата обращения: 29.01.2018).

4. Сайт базы данных «Eurostat». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/web/energy/data/database /(дата обращения: 29.01.2018).

5. Сайт базы данных «Latstat». [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///D:/Old%20PC/C%20drive/Tarifi%20LE/Elektroener%C4%A3ijas%20ra%C5%BEo%C5% A1ana,%20imports,%20eksports%20un%20pat%C4%93ri%C5%86%C5%A1%20%E2%80%93% 20m%C4%93ne%C5%A1a%20dati%20_%20Latvijas%20statistika.htm/ (дата обращения: 29.01.2018).

6. Сайт биржи Nord Pool Spot. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nordpoolgroup.com/Market-data1/#/nordic/map/ (дата обращения: 29.01.2018).

7. Бехтерс Янис. Почему в Латвии электроэнергия дороже, чем в Эстонии. Delfi, 06.08.2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ms.delfi.lv/arcЫve/?tod=07.08.2015&fromd=05.08.20 15&chamel=0&category=0&query=%D0%9F%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D10/o83+0/oD 0%B2+%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B8+%D1%8D%D0%BBo/oD0o/oB5o/o D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%8D%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3o/oD0o/oB8o/o D1%8F+%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B5%2C+%D1%87%D0o/oB5o/oD0 %BC+%D0%B2+%D0%AD%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0o/oB8o/oD0o/oB8+/ (дата обращения: 29.01.2018).

8. Конкурентоспособная цена электроэнергии позволила "К¥У Liepajas те1аЫ^" удвоить производственные мощности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.metalurgs.lv/?a=1&b=0&e=535/ (дата обращения: 29.01.2018).

9. Сайт государственного акционерного общества «Латвэнерго». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.latvenergo.lv/ (дата обращения: 29.01.2018).

10. Сайт ЦСУ Латвии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.csb.gov.lv/statistikas-temas/darba-samaksa-galvenie-raditaji-30270.html/ (дата обращения: 29.01.2018).

11. Неравенство доходов в Балтийских странах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rutazilvere.blogspot.com/2017/03/ienakumu-nevienlidziba-baltijas-valstis.html/ (дата обращения: 29.01.2018).

12. Сайт база данных «Евростат». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/web/income-and-living-conditions/data/database/ (дата обращения: 29.01.2018).

13. Сайт Министерства экономики Латвии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.em.gov.lv/ (дата обращения: 29.01.2018).

14. Сайт государственного системного оператора. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sadalestikls.lv/ (дата обращения: 29.01.2018).

15. Сайт публичного торговца энергией в Латвии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/index.html/ (дата обращения: 29.01.2018).

16. Самофалова Ольга. Энергетический разрыв Прибалтики и России ударит по Белоруссии. Режим доступа: https://vz.ru/economy/2017/12/19/900307.html/ (дата обращения: 29.01.2018).

17. Хмурович Б.Ф. Совершенствование государственного управления в регулировании отношений в сфере потребления электрической энергии // Наука, образование и культура. № 8 (23), 2017. С. 24-25. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scientificarticle.ru/ (дата обращения: 29.01.2018).

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Чиняева Э.Ф.

Чиняева Эльмира Фуадовна — магистрант, кафедра менеджмента, Научно-исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация: в статье рассмотрен вопрос о том, какая реклама является «социальной». А также - каким образом организовать рекламную деятельность некоммерческих организаций, если для этого нет достаточного количества денежных средств. Ключевые слова: реклама, некоммерческая организация, маркетинг.

Некоммерческая организация (НО) - это организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками [1]. НО могут создаваться для достижения различных социальных, благотворительных, культурных, образовательных целей, в сферах охраны здоровья граждан, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Как и любая организация, НО также нуждается в рекламе. Только эта реклама примет статус «социальной», так как не подразумевает извлечение прибыли. Социальная реклама использует те же средства, что и коммерческая. Их различают лишь цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.