4(355) - 2014
Зарубежный опыт Foreign experience
УДК 330.351: 061.62
НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ТЕХНОПАРКОВ
NATIONAL DEVELOPMENT STRATEGIES OF TECHNOPARKS
Александра Сергеевна САКУН,
аспирантка кафедры экономической теории, Черниговский государственный институт экономики и управления, Украина E-mail: alexandra [email protected]
Мировой опыт показывает, что экономический рост передовых стран и их отдельных регионов уже давно базируется на использовании технопарков -эффективной форме интеграции науки, образования и производства. Автором проанализирован опыт зарубежных стран в сфере формирования национальных стратегий развития технопарков. Обоснована необходимость разработки национальной стратегии развития технопарков, включающей экономические, организационные и правовые методы стимулирования.
Ключевые слова: технопарк, национальная стратегия, инновации, инновационный центр.
Aleksandra S. SAKUN,
Graduate Student of the Department
of Economic Theory, Chernihiv State Institute of Economics
and Management, Ukraine E-mail: alexandra [email protected]
World experience shows that the economy growing of the developed countries and their separate regions is already a long ago based on the use of tekhnoparks, as an effective form of integration of science, education and production. Experience of foreign countries is analysed in this work in the field of forming of national strategies of development of tekhnoparks. The necessity of development in the modern terms of national strategy is grounded on development of tekhnoparks, including the economic, organizational and legal methods of stimulation.
Keywords: tekhnopark, national strategy, innovations, innovative center.
Процессы глобализации экономики, стремительная коммерциализация гуманитарных сфер общества и, в первую очередь, научной деятельности и высшего образования привели к возникновению в 1980-х гг. феномена академического капитализма. В современной рыночной экономике наука и научно-технический потенциал общества становятся основными факторами экономического развития, часто более важными, чем такие факторы, как размер территории, природные ресурсы и численность населения. Острая конкурентная борьба
на мировых рынках показывает, что победителями становятся страны, которые не просто владеют мощным научно-техническим потенциалом, но и умеют наиболее эффективно его использовать, т. е. трансформировать новые научные идеи и открытия в коммерческую продукцию. Опыт индустриально развитых стран показывает, что эффективным инструментом, позволяющим решать эти задачи, являются технопарки.
Как показывает зарубежный опыт, успех развития технопарков зависит от правильно выбранной
стратегии государственной политики. Основная цель государственной поддержки заключается в создании эффективного механизма, обеспечивающего максимальную результативность технопарков, способствующего развитию инновационной сферы национальной экономики. Учитывая особенности становления инновационной экономики в странах СНГ, данная тема является актуальной.
Цель авторского исследования - анализ и систематизация зарубежного опыта в формировании национальных стратегий развития технопарков, определение ключевых факторов успеха и разработка практических рекомендаций.
В США, Японии, странах Западной Европы опубликовано немало работ по вопросам появления, становления, развития и функционирования разных видов инновационных структур, в том числе и технопарков. Это, в частности, труды таких экономистов, как X. Абэ, Т. Кавашима, М. Моритани, Ш. Тацуно, Й. Фумикацу (Япония); Ф. Абельсон, А. Андерсон, Д. Гибсон, Д. Гринберг, Р. Смайлор, Дж. Уотерс (США); Э. Блих, И. Дальтон, X. Сан-ман (Великобритания); Н. Дорфман (Голландия), Ж.-С. Перрэн (Франция), Э. Штандт (Германия), Е. Авдокушин, А. Авдулов, В. Андрианов, Т. Данько, А. Капустин, А. Кулькин, Д. Линков, З. Окрут, И. Прангишвили, И. Рудакова, Н. Смородинская, А. Спиридонов, И. Степановская, В. Шукшунов (Россия) и др. Среди украинских ученых можно выделить таких исследователей, как В. Александрова, Ю. Бажал, Л. Безчасный, О. Билорус,
A. Гальчинский, В. Геец, Н. Гончарова, М. Данько,
B. Дорофиенко, Г. Добров, А. Кинах, А. Коренный, В. Колосюк, О. Лапко, В. Семиноженко, И. Чудаева, И. Уханова.
Международная ассоциация научных парков (технопарков) (IASP) отмечает эквивалентность таких понятий, как «технологический парк», «технополис», «технологический ареал», «исследовательский парк» и «научный парк». В Великобритании обычно используют термин «научный парк», в США - «исследовательский парк», в России - «технопарк».
Согласно определению IASP, технологический парк - это организация, управляемая специалистами, главной целью которых является увеличение благосостояния местного сообщества посредством продвижения инновационной культуры, а также состязательности инновационного бизнеса и научных организаций. Для достижения этих целей технопарк стимулирует и управляет потоками
знаний и технологий между университетами, научно-исследовательскими институтами, компаниями и рынками. Он упрощает создание и рост инновационных компаний с помощью инкубационных процессов и процессов выведения новых компаний из существующих (spin-off processes). Технопарк помимо высококачественных площадей обеспечивает другие услуги [13].
Инновационный совет Квинсленда (США) предлагает свою формулировку: технологический парк - это юридическое лицо, созданное для более адекватного использования научных и технологических ресурсов для улучшения экономической базы региона. Миссией технопарка является стимулирование регионального развития, деиндустриализации, а также упрощение реализации коммерческих и промышленных инноваций. Деятельность технопарка обогащает научную и/или техническую культуру региона, создает рабочие места и добавленную стоимость [6].
Технопарк, по мнению профессора А. О. Блинова, это эффективный механизм генерации предпринимательских структур в научно-технической сфере, механизм сочетания научной и инновационной деятельности, механизм интеграции науки, производства, финансовых структур и органов государства [1].
В свою очередь И. Б. Чудаева определяет технопарк как компактно размещенный научно-технический комплекс, который охватывает научные учереждения, высшие учебные заведения, коммерческие фирмы, консалтинговые, информационные и другие сервисные службы и функционирует на началах коммерциализации научно-технической деятельности [11].
Проанализировав историю развития локальных инновационных центров на мировом уровне, можно выделить следующие этапы:
- I этап «Начало»: 1960-е гг., когда возникло большинство технопарков и бизнес-инкубаторов на их родине - в США;
- II этап «Становление»: 1970-е гг., когда появились зародышевые их формы в западноевропейских странах (Великобритании, Франции, ФРГ);
- III этап «Подъем»: 1980-1990-е гг., когда стало формироваться второе поколение технопарков в США и Западной Европе, также появились технопарки и в странах, где их раньше не было (Китае, Японии и в России);
- IV этап «Стабильное функционирование»: современный период, который характеризуется сохранением тенденции роста количества локальных инновационных центров и эффективной, стабильной их деятельностью. Так, первый в мире локальный инновационный центр в виде технопарка Силиконовая долина в США создан еще в 1950-х гг. для коммерциализации разработок Стенфордского университета (Калифорния) и развития микроэлектроники во взаимодействии с предприятием - лидером в этой отрасли Hewlett Packard.
Среди характерных особенностей развития американской стратегии развития технопарков следует выделить фактически независимое от федеральных государственных органов появление основных технопарков и венчурных фондов.
В течение последних 20 лет Соединенные Штаты Америки стабильно тратят на исследования и развитие около 2,5 % ВВП, что в процентах несколько меньше, чем Япония и немногим больше, чем Германия. Однако в абсолютных единицах США тратят на научно-исследовательскую сферу столько же, сколько все другие страны «большой семерки» вместе, и почти вдвое больше Японии. В общем объеме расходов на науку 30 стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития 44 % принадлежат США.
Важным фактором, который определяет масштаб и направление инвестиций, является то, что основная часть финансирования исследований осуществляется транснациональными корпорациями, которые имеют свои отделения или дочерние предприятия за рубежом. Так, почти 70 % средств, которые направляются из-за границы на выполнение научно-исследовательских работ в США, поступают к расположенным в США дочерним предприятиям компаний-заказчиков. На двустороннем межгосударственном уровне наиболее активно научно-техническое сотрудничество США развивают с Россией, Канадой, Великобританией, Германией. При этом львиную долю в сотрудничестве с Россией составляют исследования в отрасли космических технологий [17].
Соединенные Штаты лидируют в способности разрабатывать и реализовывать стратегию развития локальных инновационных центров, поскольку в стране созданы действенные органы и структуры как в аппарате президентской власти, так и в системе законодательных и исполнительных органов. В ап-
парате Белого дома функционирует офис по научно-технической политике, который возглавляет советник президента США по вопросам науки и технологий. Должность специального помощника государственного секретаря по научно-техническим вопросам введена даже в такой далекой от науки и техники структуре, как государственный департамент.
Центральным научно-организационным учреждением, которое отвечает за разработку и реализацию государственной политики Соединенных Штатов Америки в сфере науки и техники, является национальный научный фонд, созданный в 1950 г. как независимое федеральное агентство. Целями его являются развитие науки, содействие повышению уровня жизни и благосостояния населения, укрепление обороноспособности. Фонд формирует и финансирует на грантовых принципах программы во всех отраслях наук, междисциплинарные исследования, а также образовательные программы [4].
Отличительная особенность стратегии развития американских инновационных центров состоит в системной увязке целей национальных программ по разработке ключевых технологий, призванных укреплять конкурентоспособность страны, с решением задач финансирования НИОКР, особенно фундаментальных наук, с укреплением сферы образования на всех ее уровнях, в первую очередь с подготовкой кадров высшей квалификации, совершенствованием материально-технической базы НИОКР, модернизацией лабораторий, строительством новых научных центров.
Одним из свидетельств масштабности государственных усилий в области образования и подготовки кадров специалистов служит деятельность национального научного фонда. Являясь ведущим правительственным агентством по поддержке фундаментальных исследований, он одновременно управляет 48 образовательными программами, которые охватывают все уровни - от школьного до постдокторского образования, а также профессионалов, обновляющих свои знания и повышающих квалификацию. Основными являются программы по улучшению научного, технического, инженерного и математического образования, по разработке учебных материалов и методов обучения, подготовке учителей и студентов. Одно из направлений деятельности фонда - программа передового технологического образования, которая призвана стимулировать интеграционные процессы, развивая партнерские отношения между колледжами,
местными отраслями промышленности (фирмы которых делают существенные взносы в деятельность партнерств), средними школами и четырехлетними учреждениями по обучению квалифицированных техников всех возрастов для карьеры на постоянно меняющемся высокотехнологичном рынке труда. Обширные образовательные программы осуществляет наряду с национальным научным фондом большинство ведомств и министерств федерального правительства.
В США создаются комиссии, инициирующие создание локальных инновационных центров. Аналитическую работу ведут научные центры и университеты. Комиссия распределяет доли участников, помогает преодолевать препятствия, проявляет беспокойство об укреплении центров. Первичный капитал выделяется штатом, потом притягиваются средства частных компаний. Характерным для американских инновационных центров является то, что они принимают участие в глобальной конкуренции. Приоритетами считаются инновационные подходы, работа основана на принципах партнерства.
Следует отметить, что для США характерна практика взаимодействия научно-исследовательского и производственного потенциалов на основе государственных контрактов. Основной особенностью американских технопарков является их тесная связь с университетами и государственными исследовательскими центрами. При этом формы взаимодействия отличаются существенно. Так, 20 % технопарков созданы университетами как их структурные подразделения, 10 % - как самостоятельные единицы, 28 % - на основе контрактов с разработчиками инновационных проектов, 38 % - как совместные предприятия и только 4 % составляют технопарки с участием государственных структур.
Как образец можно привести пример исследовательского парка «Треугольник», созданного тремя университетами штата Северная Каролина, в котором работает больше 150 компаний, 45 тыс. сотрудников. Парк стал лидером в отрасли телекоммуникаций и биотехнологий. Успешным также является технопарк, созданный при университете Корнелл в 1951 г. для налаживания сотрудничества между университетом и частными исследовательскими учреждениями и бизнесом. Теперь в парке 620 работают 90 компаний, 1 400 сотрудников. Больше 2/3 этих компаний занимаются высокими технологиями.
О деятельности университетов США как центров создания технопарков свидетельствует тот факт, что в 2006-2010 гг. ими разработано и представлено 3 340 новых коммерческих продуктов (рис. 1) [7].
Таким университетам - центрам технопарков, как Стенфорд и Массачусетс обеспечивается поддержка в проведении научных разработок, переквалификации кадров, приобретении необходимого оборудования, предоставляются налоговые льготы.
Экономисты в России и за рубежом отмечают создание технологических парков на базе ведущих вузов регионов как наиболее эффективный метод интеграции науки и промышленности, что приводит к улучшению показателей конкурентоспособности предприятий и учебных заведений, способствует привлечению квалифицированных специалистов в производство, повышает инвестиционную привлекательность региона и государства в целом [10].
В Европе технопарки появились в начале 1970-х гг. Одними из первых были исследовательский парк университета Хэриот-Уатт в Эдинбурге; научный парк Тринити колледж в Кембридже; Ле-вен-ла-Нев в Бельгии; София-Антиполис в Ницце и зона научных и технических нововведений и производства в Гренобле. Они повторили раннюю модель технопарков США, особенность которой -наличие одного учредителя, а основной вид деятельности - сдача земли в аренду собственникам наукоемких фирм.
Такой подход разочаровал энтузиастов технопарков, поскольку дело шло медленно. Поэтому в технопарках все чаще стали строить так называемые инкубаторы технологического бизнеса - здания для размещения многих малых начинающих инновационных фирм. Инкубаторы предоставляли перспективным предпринимателям производственные помещения, обеспечивали набором услуг, связью
700 690 680 670 660 650 640 630
09 1 686
658 657
648
2006
2007
2008
2009
2010
Рис. 1. Количество новых коммерческих продуктов университетов США за 2006-2010 гг
с местным университетом или научным центром, а также с финансовыми кругами.
Следует отметить, что Европа уже в 1968 г. создала в рамках ЕС генеральный директорат по региональной политике. В 1975 г. был создан европейский фонд регионального развития, в 1988 г. Европарламентом была принята хартия регионализма, начал функционировать совет региональных и местных сообществ.
Европейская модель технопарков характеризуется высоким уровнем государственного вмешательства в процесс создания на базе технопарков малых инновационных предприятий. Как правило, она основывается на государственных инвестициях и субсидиях и нацелена преимущественно на создание новых рабочих мест.
Например, в Великобритании часть государственного финансирования технопарков составляет 62 % от общего объема, в Нидерландах - 70, во Франции - 74, в Германии - 78, а в Бельгии - почти 100 % [5]. Государственную поддержку технопарков называют инвестициями в технологическое развитие страны, которые возвращаются расширением национального производства и успешной деятельностью отечественных компаний на внутреннем и внешнем рынках.
Ни одна из стран Европы не уделяет такого внимания развитию технопарков, как Франция. Здесь насчитывается свыше 50 технопарков, в которых задействовано более 5 000 компаний, 60 университетов и 2 000 научно-исследовательских институтов [5].
В Германии технопарки появились лишь в 1980-е гг., и в настоящий момент их больше 20. Наибольший - Изар Велли на базе Мюнхенского университета, в этот парк входят свыше 200 фирм, которые специализируются на микроэлектронике. На образование технопарка Бонн - Северный Рейн-Вестфалия федеральным правительством была выделена львиная доля средств, его функционирование обеспечивается взносами предприятий, расположенных в технопарке, и лишь процентами от государственных взносов в специальные холдинговые компании [5].
В Литве открытие технопарка Клайпеды, расположенного в академгородке Клайпедского университета, состоялось в 2004 г. Клайпедский парк осуществляет поддержку новаторских идей, которые направлены на развитие региональных компаний. Технопарк является общественной не-
прибыльной организацией, основателями выступили Клайпедский университет и Министерство экономики Литвы. В научный парк входят 56 компаний. Основу деятельности составляют разработки в области биотехнологий, СМИ и мультимедиа, автоматизации, телекоммуникаций. При научном парке функционирует бизнес-инкубатор.
Концепция развития технологических центров в Латвии была принята в 1992 г. управлением высшего образования, науки и исследований министерства образования и науки. Латвийский технологический центр был создан в 1993 г. Основателями были рижский муниципалитет, Академия наук Латвии, Ассоциация латвийских научно-технических обществ [2].
В последнее время в практике налогового стимулирования в странах ЕС наблюдается заметное смещение акцентов от использования налоговых льгот в сторону налоговых кредитов. Порядок предоставления налоговых льгот остается объектом исключительной регуляции государств.
Одобренная Европейской комиссией в марте в 2010 г. новая европейская стратегия экономического развития до 2020 г. - «Европа 2020: стратегия умного, стойкого и всеобъемлющего роста» определяет стратегию развития технопарков стран ЕС как необходимый элемент построения инновационной инфраструктуры. Создана соответствующая законодательная база, в частности, национальные законы относительно деятельности университетов, проведения научных исследований, предоставления дополнительных средств поддержки (субсидий или стимулов), национальные стратегии и, в частности, поддержка структурных фондов на региональном уровне [15, 16].
В Китае существует правительственная поддержка технопарков путем налогового стимулирования. Так, созданные инновационные фирмы освобождаются от уплаты налогов на два года, фирмы, которые используют в деятельности инновационные разработки, платят 15 % от фактической величины налога на прибыль. Все это с помощью общегосударственной программы активизации инновационной деятельности «Факел» позволило создать около 2 500 инновационных предприятий, которыми разработано и коммерциализировано около 4 000 видов высокотехнологической продукции.
После принятия в 1988 г. государственной научно-производственной программы «Факел», предусматривающей концентрацию усилий на ряде наукоемких отраслей (микроэлектроника и инфор-
матика, оптоволоконная связь, генная инженерия и биотехнология, медицинское оборудование), стали создаваться зоны развития новых высоких технологий (технопарки). Первый технопарк Китая был создан в 1988 г. (экспериментальная зона развития новых технологий в районе Хайдань). В результате реализации программы «Факел» к концу 1995 г. было произведено промышленной продукции на 79,5 млрд юаней (поступления от экспорта продукции - 1,08 млрд долл.).
В настоящее время в КНР насчитывается 120 зон развития высоких технологий различного уровня, среди них 53 - государственного назначения, поступления от экспорта продукции которых -более 4 млрд долл. В большинстве зон действуют разнообразные льготы для привлечения инвестиций. Государство осуществляет стартовое финансирование высокотехнологичных проектов и страхует риски иностранных инвесторов [14]. Государство стимулирует участие фирм (вне зависимости от форм их собственности) в развитии технопарков таким образом:
- предприятия, использующие перспективные технологии, выплачивают подоходный налог в размере 15 % от его обычной величины, а фирмы, 70 % продукции которых идет на экспорт, только 10 %;
- вновь созданные предприятия освобождаются от уплаты налогов на два года с момента аккредитации;
- если возведение новых корпусов осуществляется за счет внутренних капиталовложений, не взимается налог на строения;
- фирмы освобождаются от экспортных налогов при реализации продукции на внешних рынках. На развитие инфраструктуры зон правительство ежегодно выделяет займы и инвестиции. Для привлечения рискового капитала внедряются системы венчурных инвестиций.
В КНР смогли существенно расширить круг участников финансового обеспечения работы технопарков и технополисов. Распоряжением центрального банка коммерческие банки обязали создавать фонды поддержки высокотехнологичных исследований и их внедрения, это рекомендовано и местным органам власти, которые являются инициаторами и участниками решения вопросов о размещении центров высоких технологий.
Для стимулирования инновационной активности в научной сфере Китая была изменена система
подбора кадров, акцент сделан на привлечении молодежи в науку и «импорте интеллекта». До 2020 г. из 129 академических институтов планируется оставить 30 самых сильных. На долю 50 университетов, которые ведут исследования и разработки, приходится 2/3 государственных ассигнований. Академия наук инвестирует в исследовательские центры на территории свободных экономических зон через венчурные фонды. Развивается кооперация с бизнесом: университеты привлекают 36 % частных вложений в НИОКР. Акцент в инновационном развитии до 2020 г. делается на бизнесе как главном заказчике разработок; 30 % прироста экономики обеспечивают инновационные проекты и достижения научно-технической революции [3].
Опыт Японии может быть проиллюстрирован на примере Цукубы - центра фундаментальных исследований, который был создан исключительно за счет средств государства. По государственной инициативе было создано также около 30 техно-парковых комплексов.
В 1980 г. Министерство внешней торговли и промышленности Японии обнародовало стратегию, в которую входил и проект «Технополис» - смелый план строительства сети городов науки, тесно связанных с Токио скоростной железной дорогой и системами связи. Внедрение шести направлений стратегии должно было обеспечить стране достижения технологического лидерства:
- параллельная реализация достижений научно-
технического прогресса;
- стратегические международные союзы;
- проект «Технополис;
- создание телекомуникационных сетей;
- рисковый капитал и венчурные фирмы;
- селективное стимулирование импорта [12].
Развитие технопарков проходило в три этапа.
Первая генерация технопарков обеспечивала создание исследовательских комплексов, количество которых превышало 100. Технопарки становились центрами взаимодействия трех сил: образования и науки, промышленности и правительственной поддержки. На втором этапе начали развиваться деловые связи, ключевым центром в этой работе стал университет Саппоро. Сам район Саппоро концентрирует промышленность, правительственные учреждения, опытно-исследовательские институты и университеты. На третьем этапе ранее достигнутые результаты были дополнены развитием направлений по охране природы, культуры, традиций.
При поддержке правительства с 1984 г. активно реализуется долгосрочная программа «Технополис» по созданию в малых городах страны 26 зон новейших технологий, целью деятельности которых являются выход экономики на следующую ступень технологического подъема, а также стимулирование социально-экономического развития. Среди этих структур доминирует технополис Цукуба, который создан в начале 1970-х гг. на базе хорошо спланированной акции одновременного «трансплантирования» наилучших научных центров страны к единственному субрегиону. Он включает 3 технопарка, около 50 государственных научно-исследовательских институтов, на которые приходится почти половина национального бюджета на научные исследования и разработки. Подобной является структура технополиса и в Киото.
В 1998 г. был создан центр интеграции промышленности, университетов и правительства. Задачами центра стали поиск тематики проектов, требующих консолидации трех уровней (промышленности, науки, правительства); развитие совместных исследований и производства продукции; техническое консультирование; поддержка проектов на стадии их выполнения; обучение и повышение квалификации предпринимателей; обеспечение передачи патентов от науки производству; проведение деловых встреч для создания объединений. Путем различных экспериментов в экономической сфере выбрали следующие направления деятельности центра интеграции: поддержка промышленности, информатика и телекоммуникации, жилищное строительство, здравоохранение и повышение благосостояния, культура и досуг, защита природы и переработка отходов. Взят курс на развитие самофинансирования программ за счет повышения их эффективности.
В Таиланде большое внимание уделяется развитию нанотехнологий. Национальное агентство по нанотехнологиям разработало концепцию по превращению страны в один из региональных центров Юго-Восточной Азии по развитию нанотехно-логий. Начато создание сети высокотехнологичных парков, включающих местные университеты, государственные и частные НИИ, в том числе с привлечением зарубежных ученых, деятельность которых будет сфокусирована на трех основных областях - создании новых наноматериалов, развитии нанобиотехнологий и развитии наноэлектроники. Развитие биотехнологий связано с созданием в
стране национального центра генной инженерии и биотехнологий.
Существуют три основных стратегии развития технопарков: стратегия перенесения (копирования), стратегия лидерских технологий и стратегия наращивания (см. таблицу).
Признание важности сохранения и поддержки технопарков определяется их ролью при достижении долгосрочных целей экономической перестройки регионов страны на базе новых отраслей производства и ускорения процесса коммерциализации достижений НИОКР.
Стратегия инновационного пути развития государства не может быть достигнута без создания благоприятных экономических условий для наукоемких предприятий, поэтому содействие среднему и малому бизнесу в создании производств с новыми технологиями и высокотехнологичных производств является основной целью создания технопарков [8].
Формирование национальной стратегии развития технопарков, как показывает опыт развитых стран, связано с реализацией главных функций го-
Национальные стратегии развития технопарков
Вид стратегии Экономический смысл Страны, в которых реализуется стратегия
Стратегия перенесения (копирования) Использование имеющегося зарубежного научно-технического потенциала через закупку лицензий на высокоэффективные технологии для освоения выпуска конкурентоспособной продукции, которая уже производится в развитых странах Япония
Стратегия лидерских технологий Использование собственного научно-технического потенциала на основе наращивания основного капитала для производства наукоемкой продукции высокоразвитых стран мира, формирования спроса на нее и выхода на новые рынки Страны Юго- Восточной Азии
Стратегия наращивания Использование собственного научно-технического потенциала, создания принципиально новых видов продукции, которые опережают современные образцы на одно-два поколения, достижение интеграции фундаментальной и прикладной науки США, страны Западной Европы
Рис. 2. Схема государственной поддержки технопарков в экономически развитых странах
сударственного управления в разрезе планирования деятельности, а также стимулирования инновационных проектов и контроля за их выполнением.
Мировая практика показывает, что технопарк, который эффективно функционирует, делает существенный вклад в экономику страны за счет диверсификации экономики, что делает ее более стойкой; развития успешных компаний малого и среднего бизнеса; увеличения доходов местного бюджета.
Постепенно технопарки, которые функционируют за рубежом, переходят на смешанную форму финансирования (первичные финансовые потоки чаще всего поступают со стороны государства), кроме того существует значительное количество налоговых и таможенных преференций при общей координации действий органов власти как на местном (региональном), так и на общегосударственном уровнях. Обобщенная схема государственной поддержки технопарков в экономически развитых странах представлена на рис. 2.
Таким образом, основная цель государственной поддержки заключается в создании эффективного механизма, обеспечивающего максимальную результативность технопарков и способствующего развитию инновационной сферы национальной экономики. Формирование национальной стратегии
развития технопарков должно быть ориентировано на интеграцию науки, образования и производства [9], концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях научно-технологического развития, правовую защиту интеллектуальной собственности технопарков, стимулирование творческой активности персонала, развитие международного научного сотрудничества. Следует обеспечить в рамках национальной инновационной системы взаимодействие технопарков с другими организационными формами, оказывающими на них влияние.
Формирование национальной стратегии развития технопарков нацелено на решение следующих задач:
- обеспечение институциональных и нормативно-правовых условий для эффективного развития технопарков;
- развитие системы подготовки и переподготовки кадров в области инновационного бизнеса;
- сохранение и развитие научно-технологического потенциала технопарков;
- обеспечение благоприятных экономических условий для активизации наукоемких производств технопарков;
- координация действий государственных органов власти.
Список литературы
1. Блинов И. А. Технопарки: сущность, проблемы формирования. М.: Мир бизнеса: консультации и комментарии, 1997. 162 с.
2. Василенко М.Д. Хозяйственно-правовой опыт ЕС в инновационном развитии: создание технопарков (технополисов) // Научный вестник Черновицкого университета. 2008. Вып. 461. 2008. С.34-28.
3. Кириллов С. Инновации в Китае - развивать и покупать // ChinaPRO: Деловой журнал про Китай. 2011. № 9. URL: http://www. chinapro. ru/rubrics/2/1925.
4. Корсунский С. В. Научно-технологическая сфера как ключевой элемент развития экономики США // Научно-техническая информация. 2003. № 3. С.16-20.
5. Мазур А. А., Гагауз И. Б., Гринев Б. В. Современные иннвационные структуры и коммерциализация науки. Харьков: Харьковские технологии, 2003. 352 с.
6. Понятие, функции и задачи технопарков // Рейтинговое агентство «Эксперт РА»: общенациональный деловой журнал. URL: http://www. raexpert. ru/researches/ technopark/part1.
7. Романовский А. А. Исследовательские предпринимательские вузы США как ускорители экономического развития страны // Эффективная экономика: электронное научное издание. URL: http:// www. economy. nayka. com. ua/?op=1&z=1591.
8. Рычихина Н. С. Создание технопарка как стратегия развития малых городов // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 15. С. 51-57.
9. Скиба А. Н. Системный эффект взаимодействия государства, рынка и науки в условиях
List of references
1. Blinov I. А. Tekhnoparks: essence, forming problems: consultations and comments [Tekhnoparki: sushchnost', problemy formirovaniia], Moscow: Mir biznesa: konsul'tatsii i kommentarii, 1997, 162 p.
2. Vasilenko М. D. Economic and legal experience of ES is in innovative development: creation of tekhnoparks (tekhnopolises) [Khoziaistvenno-pravovoi opyt ES v innovatsionnom razvitii: sozdanie tekhnoparkov (tekhnopolisov)], Nauchnyi vestnik Chernovitskogo universiteta - Scientific Announcer of Chernoveckiy University, 2008, vol. 461, pp. 34-28.
3. Kirillov S. Innovations in China - to develop and buy [Innovatsii v Kitae - razvivat' i pokupat'], Chi-
технопарковых структур // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 3. С. 16-22.
10. Старовойтов М. К., Медведева Л. Н., Гончарова Е. В. Технопарк как форма научно-промышленной интеграции: опыт и перспективы регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 33. С. 2-10.
11. Чудаева И. Б. Технопарки мира: основные модели и типы // Вестник Восточноевропейского университета экономики и менеджмента. 2010. № 2. С. 75-82.
12. Чудаева И. Б. Технополисы: економическая суть, причины создания и японский опыт // Экономический журнал - ХХ1. 2010. № 11-12. С. 55-59.
13. About science and technology parks - statistics // International Association of Science Parks: сайт. URL: http://www. iasp. ws/publico/index. jsp?enl=2.
14. China Science and Technology Statistics Data Book // Ministry of Science and Technology of the People's Republic of China: URL: http:// www. most. gov. cn/eng/statistics/2010/200801/ P020080109573867344872.pdf.
15. Europe 2020 Flagship Initiative Innovation Union // European Economic and Social Committee: URL: http://www. eesc. europa. eu/?i=portal. en. int-opinions. 15480.
16. Putting Knowledge into Practice: а broad-based innovation strategy for the EU // ICT Regulation Toolkit. URL: http://www. ictregulationtoolkit. org/en/ Publication. 2923.html.
17. Wagner C., Brahmakulam I., Peterson D. J., Staheli L, Wong A. U. S. Government funding for science and technology cooperation with Russia, RAND Corporation, MR-1504-0STP. 2002.
naPRO: Delovoi zhurnalpro Kitai - ChinaPRO: Business magazine about China, 2011, no. 9 (168). Available at: http://www. chinapro. ru/rubrics/2/1925/.
4. Korsunskiy S. V. Scientific and technological sphere as key element of economic development the USA [Nauchno-tekhnologicheskaia sfera kak kliuchevoi element razvitiia ekonomiki SShA], Nauchno-tekhnicheskaia informatsiia - Scientific and technological information, 2003, no. 3, pp. 16-20.
5. MazurA.A., GagauzI.B., GrinevB. V. Modern innovative structures and commercialization of science [Sovremennye innvatsionnye struktury i kommert-sializatsiia nauki]. Kharkov: Khar'kovskie tekhnologii, 2003, 352 p.
6. Concept, functions and tasks of tekhnoparks [Poniatie, funktsii i zadachi tekhnoparkov], Reitin-govoe agentstvo Ekspert RA: obshchenatsional'nyi delovoi zhurnal - A rating agency Expert RA : national business magazine, Available at: http://www. raexpert. ru/researches/ technopark/partl.
7. Romanovskii A. A. US research entrepreneurial universities as accelerators of the country economic development [Issledovatel'skie predprinimatel'skie vuzy SShA kak uskoriteli ekonomicheskogo razvitiia strany], Effektivnaia ekonomika: elektronnoe nauchnoe izdanie - Effective economy: electronic scientific edition, Available at: http://www. economy. nayka. com. ua/?op=1&z=1591.
8. Rychikhina N. S. Creation oftekhnopark as strategy of development of small cities [Sozdanie tekhnoparka kak strategiia razvitiia malykh gorodov], Regional 'naia ekonomika: teoriia i praktika - Regional economy: theory and practice, 2013, no. 15, pp. 51-57.
9. Skiba A. N. The System effect of co-operation of the state, market and science in the conditions of tekhnoparks' structures [Sistemnyi effekt vzaimo-deistviia gosudarstva, rynka i nauki v usloviiakh tekhnoparkovykh struktur], Regional 'naia ekonomika: teoriia i praktika - Regional economy: theory and practice, 2010, no. 3, pp. 16-22.
10. Starovoitov M. K., Medvedeva L. N., Gon-charova E. V. Tekhnopark as form of scientific-industrial integration: experience and prospects of regions [Tekhnopark kak forma nauchno-promyshlennoi in-tegratsii: opyt i perspektivy regionov], Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika - Regional economy: theory and practice, 2009, no. 33 (126), pp. 2-10.
11. Chudaeva I. B. World tekhnoparks: basic models and types [Tekhnoparki mira: osnovnye modeli i tipy], Vestnik Vostochnoevropeiskogo universiteta ekonomiki i menedzhmenta - Announcer of the East Europe University of Economy and Management, 2010, no. 2 (8), pp. 75-82.
12. Chudaeva I. B. Tekhnopolises: ekonomic essence, reasons of creation and Japanese experience [Tekhnopolisy: ekonomicheskaia sut', prichiny sozdaniia i iaponskii opyt], Ekonomicheskii zhurnal -XXI - Economic magazine - XXI, 2010, no. 11-12, pp. 55-59.
13. About Science and Technology Parks - Statistics, International Association of Science Parks, Available at: http://www. iasp. ws/publico/index. jsp?enl=2.
14. China Science and Technology Statistics Data Book, Ministry of Science and Technology of the People's Republic of China, Available at: http:// www. most. gov. cn/eng/statistics/2010/200801/ P020080109573867344872.pdf.
15. Europe 2020 Flagship Initiative Innovation Union, European Economic and Social Committee, Available at: http://www. eesc. europa. eu/?i=portal. en. int-opinions. 15480.
16. Putting Knowledge into Practice: a broad-based innovation strategy for the EU, ICT Regulation Toolkit, Available at: http://www. ictregulationtoolkit. org/en/Publication. 2923.html.
17. Wagner C., Brahmakulam I., Peterson D. J., Staheli L, Wong A. U. S. Government Funding for Science and Technology Cooperation with Russia, RAND Corporation, MR-1504-0STP, 2002.