Д.В. Маховиков А.А. Нистратов Л.А. Ставицкая Е.Ф. Тарасов
УДК 81'23
НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В АКСИОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РУССКИХ И УКРАИНЦЕВ1
В данной работе исследуются национальные стереотипы жителей России и трех регионов Украины: восточного (г. Луганск), центрального (г. Киев) и западного (г. Львов). Для анализа использовалась проективная методика исследования восприятия национальных стереотипов в аксиологическом пространстве. Был разработан специализированный семантический дифференциал.
Ключевые слова: общечеловеческие ценности, национальные стереотипы, категоризация, семантические пространства, дендрограмма.
Denis V. Makhovikov Aleksandr A. Nistratov Lesya A. Stavitskaya Evgeniy F. Tarasov
The paper analyzes ethnic stereotypes of modern Russians, Eastern Ukrainians (the town of Lugansk), Central Ukrainians (the city of Kiev) and Western Ukrainians (the city of Lviv). The analysis is based on the projective technique for studying the perception of ethnic stereotypes in the axiological space. A specialized semantic differential was elaborated.
Keywords: universal values, ethnic stereotypes, categorization, semantic space, dendrogram.
данной работе исследуются национальные стереотипы жителей России и трех регионов Украины: восточного (г. Луганск), центрального (г. Киев) и западного (г. Львов). Предполагается, что стереотипы обыденного сознания, связанные с образом представителей различных национальностей, могут быть зафиксированы в семантическом эксперименте. Эксперименты были проведены в 2009 г.
Стереотипы - неотъемлемый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии самостоятельно, творчески реагировать на все встречающиеся ему в жизни ситуации. Стереотип, аккумулирующий некий коллективный опыт и
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. «Информационно-исследовательская база современного русского языка по материалам словаря-справочника "Общечеловеческие ценности в русском языковом сознании"», проект № 14-04-12021 в.
ETHNIC STEREOTYPES IN THE AXIOLOGICAL SPACE OF RUSSIANS AND UKRAINIANS
внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими членами социума, помогает ему ориентироваться в жизни и определенным образом направляет его поведение. Стереотип может быть истинным и ложным. Он может вызывать положительные и отрицательные эмоции. Его суть в том, что он выражает отношение, установку данной группы к определенному явлению.
В национальной психологии существуют такого рода стереотипы. Каждая этническая группа обладает своим групповым самосознанием, которое фиксирует ее действительные и воображаемые специфические черты. Любая нация интуитивно ассоциируется с тем или иным образом. Уже в этом соотнесении ценностей и национальных стереотипов виден определенный эмоциональный тон, проступает отношение к оцениваемым образам. В данном исследовании предпринята попытка увидеть национальные образы в аксиологическом семантическом пространстве отношения к различным ценностям представителей различных национальностей.
В основе формирования этнических стереотипов лежат системы этнических представлений. Как наиболее устойчивые, обобщенные и эмоционально насыщенные образы-представления этнических групп, этнические стереотипы складываются в исторической практике межэтнических отношений, выступая одним из регуляторов межэтнического восприятия и поведения. Стереотипы могут приобретать разное значение: стандарт восприятия и поведения, образ человека, символ.
Можно сказать, что семантические оценки суть оценки эмоций, возникших в процессе контактов с объектом или оценки тех же эмоций при освоении общественного опыта. Иначе говоря, природа семантического оценивания лежит в идентификации воспринимаемого объекта или ситуации со следом эмоционального состояния.
Таким образом, психосемантические методы исследования дают материал для анализа обыденного сознания, т.е. выявляют глубинные критерии оценки исследуемых объектов. Метод семантического дифференциала представляет собой комбинацию процедур шкалирования и метода контролируемых ассоциаций. Использование психосемантического метода исследования позволяет выявить устойчивые представления респондентов об исследуемых объектах. Речь идет о таких представлениях, которые нелегко поддаются быстрому изменению, поскольку сформировались главным образом на основе устоявшихся стереотипов, мифов.
Одним из методов решения задачи нашего исследования может быть построение семантического пространства, структура которого в состоянии служить для исследователя объяснительной моделью того, как индивид воспринимает, классифицирует, сравнивает, оценивает заданные объекты или их характеристики. Построение семантического пространства является переходом от большей размерности (признаков, заданных шкалами) к базису меньшей размерности (категориям-факторам). При геометрическом представлении семантического пространства категории-факторы выступают координатными осями некоего пространства, а значения объектов задаются как координатные точки внутри этого пространства.
Процедура психосемантического исследования заключается в следующем. Респондентам предлагается оценить определенный набор объектов по заданным качествам при помощи градуированной шкалы. Полученные таким образом протоколы собираются в общегрупповую матрицу данных, которая затем обрабатывается методом факторного анализа.
Для исследования восприятия национальных стереотипов в аксиологическом пространстве был разработан специализированный семантический дифференциал. В качестве шкал-дескрипторов использовались наименования основных человеческих ценностей. Список ценностей определялся в результате предварительного эксперимента. На втором этапе респондентам предъявляются шкалы и объекты для их оценки. Каждый объект должен быть оценен по всем шкалам.
Процедура основного семантического эксперимента состояла в соотнесении респондентами национальных стереотипов с ценностями (в качестве шкал-дескрипторов), которые наиболее характерны для данных представителей различных национальностей.
В эксперименте в Луганске приняли участие 106 респондентов в возрасте 1728 лет примерно в равном соотношении мужчин и женщин. Полученная суммарная матрица обрабатывалась методом факторного анализа с последующим вращением факторов до простой структуры. В результате обработки данных было выделено шесть факторов-категорий и построены аксиологические семантические пространства восприятия национальных стереотипов (представлены на графиках). Факторы приводятся в порядке убывания вклада в общую дисперсию:
1. материальное процветание;
2. основные человеческие ценности;
3. демократия, конформизм;
4. гражданские ценности;
5. свобода, справедливость;
6. традиционность.
Материальное процветание. Этот критерий связан с такими ценностями,
как наука, процветание, богатство, достаток, прогресс, безопасность. Данная группа ценностей состоит из качеств и явлений, которые способствуют процветанию или являются результатом процветания: наука, без развития которой и внедрения научных достижений в практическую жизнь трудно представить материальное процветание; прогресс - направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному; богатство -обилие материальных ценностей; безопасность - возможность свободно создавать материальные ценности и пользоваться ими.
Основные человеческие ценности. В данный фактор вошли такие ценности, как семья, любовь, образование, независимость, здоровье. По мнению луганских респондентов, в этой категории объединились ценности, которые всегда считались необходимым условием и благом для человеческого существования.
Демократия, конформизм - демократия, удовольствие, конформизм, успех. В данной категории объединились ценности: демократия - признание равенства и свободы граждан; конформизм - принятие существующего порядка вещей (здесь, видимо, предполагает возможность избежать неприятного противостояния обстоятельствам жизни).
Гражданские ценности - творчество, труд, национальный патриотизм, практичность, родина.
Свобода, справедливость. Этот фактор составляют свобода, свобода личности, комфорт, эффективность, правосудие, справедливость. Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями; комфорт - бытовые удобства; эффективность - иначе действенность.
Традиционность. Эта категория состоит из таких ценностей, как долг, религиозность, равенство, власть. Можно сказать, что эти ценности являются необходимым условием жизнедеятельности общества. Религия, семья выступают носителями духовных, культурных и социальных традиций, передающихся от поколения к поколению и сохраняющихся в течение длительного времени. Национальный патриотизм в виде привязанности к родной земле (родине), языку, традициям является неотъемлемой составной частью этой категории.
Основные семантические пространства представлены на графиках.
На рис. 1 представлено расположение национальных стереотипов в пространстве «Материальное процветание» / «Основные человеческие ценности». Как видно из рисунка, луганские респонденты считают, что ценности наука, процветание, богатство, достаток, прогресс, безопасность больше всего ассоциируются и наиболее значимы для японцев [в скобках даны наиболее значимые ценности] (наука, достаток, прогресс, процветание) и канадцев (достаток, богатство, процветание), в меньшей степени для китайцев (для китайцев наиболее значимы такие ценности, как прогресс, образование, семья, успех, процветание, национальный патриотизм, власть, здоровье и относительно мало значимы демократия, равенство), немцев (процветание, достаток, богатство, прогресс), русских (процветание, достаток). На другом полюсе расположены этнические группы, для которых, по мнению респондентов, эти ценности наименее значимы и с которыми эти ценности меньше всего ассоциируются. Это прежде всего украинцы, представители Южной Африки, а также эфиопы, иранцы, индийцы, грузины. Меньше всего, по мнению украинских респондентов, украинцы ассоциируются с достатком, прогрессом, богатством, процветанием, демократией, властью, долгом, справедливостью. Рис. 1 показывает, что ценности в категории «Основные человеческие ценности» (семья, любовь, образование, независимость, здоровье) наиболее значимы для канадцев (любовь, здоровье, семья) и японцев (семья, образование любовь, независимость, здоровье), несколько меньше для русских (образование, независимость, семья) и французов (любовь). На другом полюсе этой категории расположены иранцы, южноафриканцы, поляки, шведы. По мнению респондентов из Луганска, эти группы мало ассоциируется с перечисленными ценностями. Так, ценность любовь меньше всего ассоциируются со шведами, а образование - с южноафриканцами и иранцами. Образование и здоровье слабо ассоциируются с индийцами и украинцами, занимающими в целом по этой категории нейтральную позицию.
На рис. 2 представлено размещение национальных стереотипов в пространстве категорий «Демократия, конформизм» / «Гражданские ценности». Как видно на рисунке, больше всего, по мнению украинских респондентов, с такими ценностями, как демократия, удовольствие, конформизм, успех ассоциируются канадцы (успех, удовольствие), латыши и голландцы, хотя по ценностям этой категории с ними нет сильных ассоциаций. Для русских наиболее значимы успех и удовольствие. На другом полюсе этой категории - египтяне, иранцы, украинцы, греки, индийцы. Эти этнические группы меньше всего ассоциируются с демократией, удовольствием, конформизмом, успехом. Надо отметить, что меньше всех ассоциируются с демократией украинцы, иранцы, египтяне, южноафриканцы (это неудивительно), а также шведы, американцы и поляки, что является неожиданным. Граж-
0
1
I
V
а-
и
X *
и И
т и в
0 =:
V
т и х г й с
1
и О
|ЕУЕЧ|-Е|]
с!
кпднцуг]
о1Й
йСгрйди З1
[ГГИПТНН!^
1,119 С.ЕО ЭОС (ЦБО
Материальное процветание
Рис. 1. Размещение национальных стереотипов по критериям:
• материальное процветание;
• основные человеческие ценности.
Е <И
га
а *
га
а.
Щ>
ггэйванеш г |
| 'о |кубинец|
|юж.кореец
израильтянин
англичанин
|юж,аф риканец
австралиец
браанл ец|
ЩХ
I—--1
"СС_1__ шагы ш| -¡француз)-С* I
американец
|гюляк| О
-о, на -D.ua -о.го о.ао о. за й.ча
Демократия, конформизм
Рис. 2. Размещение национальных стереотипов по критериям:
• основные гражданские ценности;
• демократия, конформизм.
данские ценности (творчество, труд, национальный патриотизм, практичность, родина) сильнее всего ассоциируются с японцами (наибольшая сила связи), русскими (творчество, труд) и - несколько слабее - тайванцами (труд, творчество), кубинцами (национальный патриотизм), китайцами. На другом полюсе этой категории находятся аргентинцы, иранцы, поляки, грузины.
Рис. 3 показывает положение национальных стереотипов в категориальном пространстве «Свобода, справедливость» / «Традиционность». Как видно из рисунка, больше всего с этой категорией (свобода личности, свобода, комфорт, эффективность, правосудие, справедливость) ассоциируются японцы, голландцы, тайванцы (свобода, справедливость), северокорейцы (свобода, справедливость), латыши и канадцы (свобода, справедливость, комфорт). На другом полюсе этой категории - индийцы, иранцы, поляки и немного нейтральнее грузины, американцы, китайцы. Русские и украинцы в этой категории занимают совершенно нейтральную позицию. Такие традиционные ценности, как долг, религиозность, равенство, власть, согласно мнению респондентов, более всего разделяют израильтяне, японцы, южнокорейцы, а для голландцев, австрийцев, грузин, аргентинцев эти ценности не являются столь важными - эти этнические группы расположены на другом полюсе категории. Религиозность наиболее значима для израильтян и несколько меньше для индийцев и малозначима для голландцев, австрийцев, австралийцев, латышей; долг значим для японцев, несколько меньше для южнокорейцев, израиль-
Рис. 3. Размещение национальных стереотипов по критериям:
• свобода, справедливость;
• традиционность.
тян и малозначим для украинцев, грузин, голландцев; равенство наиболее значимо для японцев, русских, кубинцев, французов, корейцев и малозначимо для грузин и иранцев; с властью больше всего ассоциируются канадцы, русские, японцы, китайцы, немцы и меньше всего южноафриканцы, грузины, эфиопы, украинцы и иранцы.
В эксперименте, проведенном во Львове, приняли участие 105 респондентов в возрасте 17-27 лет примерно в равном соотношении мужчин и женщин. Полученная суммарная матрица обрабатывалась методом факторного анализа с последующим вращением факторов до простой структуры. В результате обработки данных было выделено четыре фактора-категории и построены аксиологические семантические пространства восприятия национальных стереотипов (представлены на графиках). Факторы приводятся в порядке убывания вклада в общую дисперсию:
1. материальное процветание;
2. традиционные гражданские ценности;
3. свобода, справедливость;
4. практические ценности.
Материальное процветание. Этот критерий связан с такими ценностями,
как демократия, успех, комфорт, процветание, богатство, достаток, прогресс, удовольствие. Данная группа ценностей состоит из качеств и явлений, которые способствуют процветанию или являются результатом процветания: демократия, успех, прогресс - направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному; богатство и комфорт -обилие материальных ценностей.
Традиционные гражданские ценности. В данный фактор вошли такие ценности, как долг, правосудие, независимость, образование, родина, равенство, наука, здоровье. По мнению львовских респондентов, в этой категории объединились ценности, которые можно считать необходимым условием для существования гражданского общества.
Свобода, справедливость - религиозность, безопасность, свобода, семья, любовь, справедливость, власть, свобода личности. В данной категории объединились ценности, позволяющие человеку действовать в соответствии со своими интересами и целями.
Практические ценности - творчество, труд, эффективность, практичность, родина, национальный патриотизм, конформизм (здесь, видимо, предполагается возможность избежать неприятного противостояния обстоятельствам жизни).
Основные семантические пространства представлены на рисунках 4 и 5.
В эксперименте в Киеве приняли участие 110 респондентов в возрасте 17-28 лет в равном соотношении мужчин и женщин. Полученная суммарная матрица обрабатывалась методом факторного анализа с последующим вращением факторов до простой структуры. В результате обработки данных было выделено три фактора-категории и построены аксиологические семантические пространства восприятия национальных стереотипов (представлены на графиках). Факторы приводятся в порядке убывания вклада в общую дисперсию:
1. западные ценности;
2. традиционные ценности;
3. материальное процветание.
и
0
X
т
01 3"
О)
!£
ч
Й га
а
01 3
О ^
п) О.
японец
—|и?мец|-
о"л андец
австралиец
[амери канеш
иэрэил ьтчнин
-
¡грузим
англичанин
аргентинец
о_2_
Э[пОЛ|
1
О юж.кореец
|украиийч| |щдльянац
^|,1ранец| Еразйлёй]
эф ирг|
г н инз не?ц
Материальное процветание
Рис. 4. Размещение национальных стереотипов по критериям:
• материальное процветание;
• традиционные гражданские ценности.
1-
и
0
X
1
01 щ
и ш
|| индиец^ кубинец
голландец
англичанин
~|кИ1Э&ц|~
|идна
а ргентинец
|тайванец
итальянец
австралиец
!■ • г--. ■ • I.
1
^|ирзнец|
[юж.аф риканец|
[израильтянин
[американец] |эфивп
С вобода.справедливость
Рис. 5 Размещение национальных стереотипов по критериям:
• свобода, справедливость;
• практические ценности.
Западные ценности - свобода личности комфорт, успех, демократия, свобода, независимость, правосудие, достаток, образование. В данной категории объединились ценности, которые обычно считаются присущими западному обществу в наибольшей степени.
Традиционные ценности. В данный фактор вошли такие ценности, как религиозность, родина, власть, семья, безопасность, равенство, долг, здоровье, справедливость. По мнению киевских респондентов, в этой категории объединились ценности, которые можно считать необходимым условием для существования гражданского общества.
Материальное процветание. Этот критерий связан с такими ценностями, как конформизм, практичность, эффективность, богатство, любовь, прогресс, процветание, наука, удовольствие, труд, творчество. Данная группа ценностей состоит из качеств и явлений, которые способствуют процветанию, являются его основой (практичность, эффективность, наука, труд, творчество), и тех, что являются результатом процветания (богатство, удовольствие, прогресс). Надо заметить, что эта категория у киевлян отличается от аналогичной категории у жителей Львова и Луганска. У жителей Львова эта категория имеет наиболее потребительский и гедонистический акцент. Наибольшее сходство эта категория имеет с такой же категорией у жителей России, но ассоциации с национальными стереотипами другие, так же как и у жителей Львова и Луганска.
Рис. 6. Размещение национальных стереотипов по критериям:
• материальное процветание;
• традиционные ценности.
Западные ценности
Рис. 7. Размещение национальных стереотипов по критериям:
• западные ценности;
• традиционные ценности.
Анализируя рис. 6 по категории «Материальное процветание», видим, что в меньшей степени с этой категорий соотносятся украинцы, грузины, индийцы, южноафриканцы. С материальным процветанием ассоциируются австралийцы, японцы, англичане, южнокорейцы, немцы, канадцы и - парадоксальным образом - северокорейцы.
Рис. 7 наглядно демонстрирует, что традиционные ценности наиболее сильно ассоциируются с китайцами, а меньше всего - с американцами и представителями Западной Европы, за исключением англичан. Напротив, типично западные ценности в наибольшей степени ассоциируются с американцами и представителями Западной Европы: французами, немцами, англичанами, шведами, голландцами, а также австралийцами, канадцами и японцами.
На рис. 8 представлены результаты кластер-анализа данных по городу Луганску, т.е. интегрального сходства национальных стереотипов в пространстве ценностей, или, иначе, семантической близости стереотипов в аксиологическом сознании респондентов. Весь набор национальных стереотипов разбивается на группы, наиболее тесно семантически связанные между собой. Дерево кластеризации показывает, что некоторые группы стереотипов выглядят вполне логично и даже банально, например «француз, англичанин, немец, итальянец». Эта группа европейцев объединяется, правда, на некотором расстоянии, с китайцем. Голландец стоит несколько особняком, вероятно, из-за репутации, которую он приобрел
Рис. 8. Дерево кластеризации национальных стереотипов (г. Луганск)
в последние десятилетия. Объединяются русский, канадец, японец, хотя и на достаточно большом расстоянии друг от друга. На каком основании были объединены кореец, латыш, тайванец, кубинец и несколько отстоящий от них израильтянин понять трудно. Возможно, это принадлежность к небольшой стране с противоречивой и сложной историей.
Следующую большую группу стереотипов составляют близко связанные пары, которые затем объединяются в более крупные группы. Так, пара «эфиоп, юж-ноафриканец» объединяется с группой, состоящей из пар «аргентинец, бразилец», «американец, австралиец», «грек, австриец», «швед, поляк». Некоторые пары представляются вполне закономерными, а некоторые (швед, поляк), видимо, отражают историю и ментальность украинцев. Последняя группа «индиец, иранец, грузин, украинец» связана отчасти с близостью культур и территорий (индиец, иранец), а отчасти - с некоторой неопределенностью настоящей и будущей судьбы. Весь этот
Рис. 9. Дерево кластеризации национальных стереотипов (г. Львов)
процесс объединения определяется отношением данных национальных стереотипов к предложенным ценностям с точки зрения луганских респондентов.
На рис. 9 представлено дерево кластеризации, построенное по результатам кластер-анализа данных эксперимента в городе Львове. Сравнивая две дендрограм-мы (Луганск и Львов), видим, что имеется как полное совпадение отдельных групп (аргентинец, бразилец), так и некоторые отличия в группах. Так, у жителей Львова четко выделилась группа представителей развитых западных стран (француз, австралиец, англичанин, австриец, голландец), к ней был отнесен и японец, который, видимо, ассоциируется с представителями Запада, а также отдельная группа «американец, канадец». Вполне логичными можно считать группы «немец, швед» или «иранец, египтянин». Неожиданными стали объединения «итальянец, русский, украинец» и «поляк, южнокореец, латыш». Израильтянин и китаец стоят особняком. В дендрограмме можно выделить три основные большие группы: представители развитого Запада, представители Южной Америки и Азии и группа, куда вошли представители Восточной Европы.
Рассматривая дерево кластеризации, построенное по данным эксперимента в Киеве (рис. 10), можно выделить две основные большие группы, в которые
Рис. 10. Дерево кластеризации национальных стереотипов (г. Киев)
объединены национальные стереотипы. В первую вошли представители развитых стран Запада, а также японец, тайванец и южнокореец. Во вторую - представители Южной Америки, Азии, Африки и стран бывшего СССР, причем так же как в Луганске и Львове обнаруживаются устойчивые группы (аргентинец, бразилец). Се-верокореец, кубинец, китаец объединены, надо полагать, как представители стран под руководством коммунистических партий. Внутри этих больших групп выделяются небольшие группы, такие как «англичанин, немец, американец» и «швед». Француз, итальянец, японец, тайванец - представители южной культуры. Во второй большой группе вполне логично объединены эфиоп и южноафриканец. Грузин и латыш объединены, возможно, как представители маленьких стран с антирусскими настроениями. В одну группу попали представители Южной Кореи и Израиля, видимо, на основе финансово-экономической эффективности деятельности. Ни к одной из групп не был причислен представитель Ирана. Можно предположить, что жесткая, независимая позиция этой страны с богатой древней культурой, противостоящая всем центрам силы, не позволила включить ее в какую-либо группу.
В России эксперимент проводился по той же методике, что и на Украине. Респондентами выступили студенты в возрасте 18-24 лет. В качестве шкал-
дескрипторов предъявлялся тот же список ценностей. В результате обработки данных шкалирования выделено шесть факторов-категорий и построены аксиологические семантические пространства восприятия национальных стереотипов. Список факторов-категорий приводится ниже. Факторы приведены в порядке убывания вклада в общую дисперсию:
1. свобода, гедонизм;
2. материальное процветание;
3. традиционность;
4. гражданские ценности;
5. романтические ценности;
6. успех.
Свобода, гедонизм. В эту категорию вошли такие ценности, как свобода личности, демократия, комфорт, удовольствие, независимость, достаток, свобода. В рамках категории ценности потребления (комфорт, удовольствие, достаток) объединились с ценностями свободного общества. У украинских респондентов нет такой категории, но есть категория «Свобода, справедливость», в которой ценности свободного общества объединяются с такими ценностями, как эффективность, правосудие, справедливость. В этом факторе обнаруживаются общие дескрипторы с луганскими респондентами - свобода личности, свобода, комфорт. Кроме того, эта категория у русских занимает первое место среди факторов, а у луганских пятое. Возможно, эти ценности представляются более важными российским респондентам.
Материальное процветание. Эта категория содержит такие ценности, как
практичность, эффективность, конформизм, процветание, наука, богатство, правосудие. Интересно отметить, что в эту категорию у русских в отличие от украинцев не входят такие ценности, как достаток, прогресс, безопасность, но входят конформизм, эффективность, правосудие, которые у украинцев обнаруживаются в категориях «Свобода, справедливость» и «Демократия, конформизм». Кроме этих отличий следует отметить, что у жителей Луганска фактор «Материальное процветание» располагается на первом месте.
Традиционность. В данную категорию вошли ценности религиозность, родина, долг, национальный патриотизм, семья, равенство. Эта категория отличается от аналогичной у украинских респондентов: у русских в нее входят родина, семья, национальный патриотизм, но не включается власть. Видимо, это характерно для общинной русской ментальности.
Гражданские ценности. Для российских респондентов это здоровье, безопасность, образование, труд, власть. Эта категория у русских отличается от соответствующей у украинцев. У русских она имеет более общественный характер, украинцы в этой категории объединили такие ценности, как родина, практичность, национальный патриотизм.
Романтические ценности - это любовь, творчество, справедливость. Такой категории нет у респондентов Украины. Ценности, объединенные в этом факторе, у украинцев разошлись по разным факторам.
Успех. В этом факторе объединились успех и прогресс. У украинцев эти ценности включаются в категории «Материальное процветание», «Демократия, конформизм» и, видимо, предполагаются необходимыми для процветания и демо-
кратии. У русских, вероятно, эти две ценности синонимичны и не связываются с материальным процветанием.
Сравнивая категориальные структуры жителей Луганска, Львова, Киева и жителей России, мы видим, что наиболее развитая категориальная структура (шесть категорий) характерна для жителей России и Луганска. Следует отметить, что респонденты из Луганска дифференцируют гражданские ценности и традиционные ценности. Жители Львова объединяют эти ценности в одну категорию, но выделяют практические ценности, а жители Киева отдельно выделяют категорию ценностей, наиболее типичных для Запада.
Несмотря на общее сходство категоризации ценностей у российских и луганских респондентов, есть некоторые различия как в порядке следования факторов, так и в их содержании.
Так, у русских на первом месте стоит фактор «Свобода, гедонизм», а не «Материальное процветание», как у украинцев, что, вероятно, более соответствует русскому национальному характеру. Категория «Традиционность» занимает третье место у русских и шестое - у украинцев, что также, скорее всего, отражает русскую ментальность. Интересно, что у русских отсутствует категория «Демократия, конформизм», которая есть у украинцев (ценности из этой категории у русских разошлись по разным факторам), и категория «Свобода, справедливость». Кроме того, в отличие от украинцев у русских ценности любовь, творчество, справедливость объединились в одну категорию, которую можно интерпретировать как «Романтические ценности».
Сравнивая рис. 1 и рис. 11, видим, что картина размещения национальных стереотипов в семантическом пространстве русских и украинцев по основным фак-
■0.20 1.00 0.20 Материальное процветание
Рис. 11. Размещение национальных стереотипов по критериям:
• материальное процветание;
• свобода, гедонизм.
торам имеет определенные различия. Есть некоторое отличие в размещении в семантическом пространстве американцев и греков, что можно объяснить не полной идентичностью категорий у русских и украинцев.
Сравнивая рис. 2, 3 и рис. 12, на которых изображены близкие семантические пространства, видим некоторые различия в отношении к представителям Европы и американцам. Украинцы считают, что израильтяне, японцы, корейцы больше всех привержены традиционным ценностям, а русские респонденты считают, что традиции более всего чтут китайцы. Однако надо учитывать, что имеет место некоторое несовпадение категорий. Кроме того, у украинских респондентов заметно особое отношение к канадцам. Можно сказать, что канадцы являются некоторым образцом для украинцев - с ними ассоциируются наиболее позитивные и социально одобряемые ценности, они только иногда уступают японцам, которые, в свою очередь, вы-
Рис. 12. Размещение национальных стереотипов по критериям:
• гражданские ценности;
• традиционность.
ступают как идеал для украинцев. Можно также отметить негативное отношение к американцам, полякам и отчасти немцам. Таким образом, национальные стереотипы луганцев заметно отличаются от национальных стереотипов русских.
Данное исследование позволяет сделать некоторые выводы.
Анализ обыденного сознания жителей трех областей Украины показывает, что украинцы запада, востока и центральной части страны имеют разные представления о внешнем по отношению к Украине мире. Кажется неслучайной заметная близость сознания жителей г. Луганска и жителей России и противопоставленность сознания жителей г. Луганска и сознания жителей России, с одной стороны, сознанию жителей запада и центра Украины, с другой.
Трудно удержаться от вывода, который напрашивается по результатам исследования стереотипизированного сознания. Дело в том, что исследователи сознания, находясь под давлением необходимости обозначить свое отношение к основному вопросу философии о первичности / вторичности материи сознания, переносят выводы первичности бытия по отношению к сознанию на социально-культурную практику членов общества, что выливается в утверждение, что практическая деятельность порождает сознание. Деятельность членов общества дает основание для вывода о том, что сознание не только порождается как отражение нашего бытия, но и порождает наше бытие, точнее, наше виртуальное бытие, т.е. сознание одного человека (или коллективное сознание группы) может порождать чужое сознание.
Процесс порождения чужого сознания - это процесс производства формы знакового сообщения адресантом и предъявления адресату для восприятия и порождения содержания этого сообщения при помощи знаний, хранящихся в памяти адресата. Построение этнических гетеростереотипов представляет собой формирование сознания о чужом этносе при скудных знаниях об этом этносе.