Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: КУЛЬТУРНОЕ ЕДИНСТВО И ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЫБОР'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: КУЛЬТУРНОЕ ЕДИНСТВО И ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЫБОР Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
белорусская культура / национальные символы / традиционные символы / история государственного флага / имидж страны / Belarusian culture / national symbols / traditional symbols / history of the state flag / image of the country

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петрухина Дарья Валерьевна

Для каждого государства мира национальные символы имеют большое значение как инструмент сплочения гражданской нации и средство репрезентации на мировой арене. Фундаментом формирования национальных символов выступают история страны и традиционная символика, отсылающая к культуре и ценностям составляющих нацию народов. В настоящее время в Республике Беларусь сложилась противоречивая ситуация с установлением национальных символов: наблюдается борьба между сторонниками важности литовского и советского периодов истории страны. Каждый из этих периодов несет отпечаток определенной системы ценностей, выбор которой и предстоит сделать белорусской нации. Традиционные белорусские символы также пока не находят единого отклика у населения. В представленном обзоре делается попытка обобщить имеющиеся данные об истоках формирования различных национальных символов Беларуси и их применения в различных социальных, культурных и политических контекстах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Петрухина Дарья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National Symbols of the Republic of Belarus: Cultural Unity and Historical Choice

For every state in the world, national symbols are important as a tool for building a civil nation and for representing itself to the world. The basement of the national symbols formation is the history of the country and traditional symbols, referring to the culture and values of the constituent peoples. At present, there is a contradictory situation in the Republic of Belarus with regard to the establishment of national symbols: there is a struggle between supporters of the importance of the Lithuanian and Soviet periods of the country’s history. Each of these periods bears the imprint of a certain system of values, the choice of which is to be made by the Belarusian nation. Traditional Belarusian symbols also do not yet find a unified response among the population. The review attempts to summarize available data on the origins of the different national symbols of Belarus and their application in different social, cultural and political contexts.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: КУЛЬТУРНОЕ ЕДИНСТВО И ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЫБОР»

ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

УДК 926/6:94(476) DOI: 10.31249^/2024.01.06

ПЕТРУХИНА Д.В.* НАЦИОНАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: КУЛЬТУРНОЕ ЕДИНСТВО И ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЫБОР

Аннотация. Для каждого государства мира национальные символы имеют большое значение как инструмент сплочения гражданской нации и средство репрезентации на мировой арене. Фундаментом формирования национальных символов выступают история страны и традиционная символика, отсылающая к культуре и ценностям составляющих нацию народов. В настоящее время в Республике Беларусь сложилась противоречивая ситуация с установлением национальных символов: наблюдается борьба между сторонниками важности литовского и советского периодов истории страны. Каждый из этих периодов несет отпечаток определенной системы ценностей, выбор которой и предстоит сделать белорусской нации. Традиционные белорусские символы также пока не находят единого отклика у населения. В представленном обзоре делается попытка обобщить имеющиеся данные об истоках формирования различных национальных символов Беларуси и их применения в различных социальных, культурных и политических контекстах.

Ключевые слова: белорусская культура; национальные символы; традиционные символы; история государственного флага; имидж страны.

* Петрухина Дарья Валерьевна - научный сотрудник отдела истории Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН); darkamercante@gmail.com

PETRUKHINA D.V. National Symbols of the Republic of Belarus: Cultural Unity and Historical Choice

Abstract. For every state in the world, national symbols are important as a tool for building a civil nation and for representing itself to the world. The basement of the national symbols formation is the history of the country and traditional symbols, referring to the culture and values of the constituent peoples. At present, there is a contradictory situation in the Republic of Belarus with regard to the establishment of national symbols: there is a struggle between supporters of the importance of the Lithuanian and Soviet periods of the country's history. Each of these periods bears the imprint of a certain system of values, the choice of which is to be made by the Belarusian nation. Traditional Belarusian symbols also do not yet find a unified response among the population. The review attempts to summarize available data on the origins of the different national symbols of Belarus and their application in different social, cultural and political contexts.

Keywords: Belarusian culture; national symbols; traditional symbols; history of the state flag; image of the country.

Для цитирования: Петрухина Д.В. Национальные символы Республики Беларусь: культурное единство и исторический выбор. (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5. «История». - Москва : ИНИОН РАН, 2024 - № 1. - С. 109121. - DOI: 10.31249/HIST/2024.01.06

События первой четверти XXI в. на территории Восточной Европы и Южного Кавказа способствовали активизации гуманитарных научных исследований в Республике Беларусь, направленных на поиски путей национальной консолидации и укрепления государственности. Этот процесс нашел отражение в «мягкой бе-лорусизации», а также активной работе научных институтов, в первую очередь НАН Беларуси, по комплексной разработке философских, социальных и культурных оснований белорусской национальной идентичности и самобытности. В последние годы минским издательством «Беларуская навука» выпускается все больше научной и научно-популярной литературы как на белорус-

ском, так и на других языках, призванной познакомить читателей с традиционной картиной мира и мировоззрением белорусов1.

В современном мире одним из наиболее ярких проявлений этнической общности выступают традиционные символы народной культуры, а национальной - официальная символика государства, которая часто отражает историческое наследие нации. Символы аккумулируют социокультурный опыт нации и выполняют коммуникативно-информационную функцию, способствуя взаимообмену идеями и ценностями, в частности герб и флаг страны отражают историко-культурное развитие и поддерживают национальный дух населения [13, с. 255].

Единство взглядов на исторические события и их влияние на развитие страны отражает формирование в современном социуме общенациональных ценностей, что является залогом сохранения целостности и стабильности общества2. Таким образом, существование противоположных точек зрения на официальные государственные символы может свидетельствовать о распространении различных интерпретаций исторических событий и ценностных ориентаций, что в настоящий момент наблюдается в Беларуси.

За чуть более чем 30-летнее существование после распада СССР Республика Беларусь пережила две смены государственной символики. После обретения независимости в 1991 г. в стране был принят комплекс официальных символов, в основе которого лежал герб Великого княжества Литовского «Погоня». Флаг представлял собой прямоугольное полотнище с тремя равновеликими горизонтальными полосами: двумя белыми, разделенными красной. Герб практически полностью повторял «Погоню»: в красном поле скачущий влево всадник с горизонтально поднятым мечом в правой руке и щитом, на белом поле которого шестиконечный золотой крест, в левой руке3. Провозглашение описанного герба государст-

1 Традыцыйны светалад беларусау.: У 5 кн. Кн. 1. Касмалоия / Нац. акад. навук Беларуа, 1н-т фшасофп ; уклад. i агул. рэд.: 1.М. Дубянецкая, С.1. Санько. -Мнск : Беларуская навука, 2023. - 87 с.: ш.

Левко А.И. Социально-культурные предпосылки инновационного развития общества : философско-методологический анализ. - Минск : Беларуская навука, 2019. - 508 с.

3 Сапрыков В. Белорусская «Погоня» // Наука и жизнь. - 1993. - № 11. -С. 42-45.

венным привело к существованию идентичной геральдической символики у двух соседствовавших стран: к тому времени подобный герб уже был принят в Литве. Такая ситуация объяснялась общей историей Беларуси и Литвы, когда их современные территории входили в состав Великого княжества Литовского.

В начале 1990-х годов значение цветов на бело-красно-белом флаге нигде не расшифровывалось. По данным некоторых исследователей, наиболее раннее упоминание использования стягов этих цветов приходится на ХУ-ХУ1 в., т.е. период войн Великого княжества Литовского против тевтонского ордена и Русского государства.

По мнению Е.А. Бикетовой, выбор именно таких символов для молодого белорусского государства означал попытки построить национальную идентичность на основе культурно-исторического наследия Великого княжества Литовского [3, с. 222].

Несмотря на отсылки к славному прошлому, новая символика была отрицательно воспринята большинством населения, что отразилось на результатах референдума 1995 г. Основной причиной подобной реакции белорусов, вероятно, явилась связь бело-красно-белого флага с коллаборационистским движением во время Великой Отечественной войны. Так как для абсолютного большинства белорусов эта война носит священный характер в силу их героической борьбы и огромных человеческих потерь, можно предположить, что символы коллаборационистов (независимо от их исторических корней) не были приняты именно по этой причине.

Бело-красно-белые флаги в первой половине ХХ в. актуализировались в периоды обретения Беларусью независимости и ее оккупации немецкими войсками: вначале в 1918 г. при образовании Белорусской Народной республики, а затем - в 1941-1945 гг. Коллаборационизм на территории Белорусской Советской Социалистической Республики (далее - БССР) в период Великой Отечественной войны наблюдался в административной, политической, идеологической сферах и в этих формах был признан нацистской Германией легальным. В частности, бело-красно-белые символы использовались такими организациями, как Белорусская независимая партия и Союз белорусской молодежи [11, с. 263], как олицетворение борьбы за полную независимость (в том числе и от СССР) любыми средствами.

В сознании многих людей символы коллаборационистов были (и остаются) устойчиво связаны с ужасами нацистской оккупации, и как следствие, носили и носят отрицательный характер. Тем не менее в настоящее время бело-красно-белые флаги не теряют своей актуальности в среде политически активных националистических организаций, оппозиционно настроенных по отношению к современной власти. Многие активисты рассматривают историческое наследие СССР в контексте тотальной русификации и потери белорусами своей культурной самобытности вслед за потерей родного языка.

Парадокс использования символики в бело-красно-белых тонах в современных условиях подробно рассматривает в своей статье Е. Г. Пономарева. С одной стороны, в обществе существует устойчивая ассоциация таких флагов с преступлениями коллаборационистов, с другой - они официально не запрещены, в отличие от другой нацистской символики1. Любые протесты, независимо от состава протестующих и их требований, обязательно сопровождаются белым и красным цветами. В то же время, при общенациональном праздновании дат, связанных с определенными историческими событиями (годовщина образования Белорусской Национальной Республики и т.п.), использование бело-красно-белых флагов официально разрешается [7, с. 20-21]. Важно также подчеркнуть, что красный и белый цвета активно используются при производстве материальной и виртуальной продукции, связанной с культурой и родным языком белорусов, что устанавливает прочные ассоциативные связи между данной символикой и самой принадлежностью к белорусскому народу2.

Современные государственные символы - флаг и герб Республики Беларусь, принятые по итогам всенародного референдума 1995 г., в целом повторяют символы БССР за исключением нескольких деталей. С флага были убраны серп, молот и звезда, в результате осталось «прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней -

1 Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь № 271 от 28 октября 2022 г. «Об установлении перечней организаций и иных структур, нацистской символики и атрибутики».

2 Культурно-просветительский портал «Будзьма беларусамЪ> («Будем белорусами»). - URL: https://budzma.org

красного цвета и нижней - зеленого цвета. Отношение ширины полос красного и зеленого цвета - 2:1... У древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле»1.

Указанный орнамент представляет собой узор, вышитый М.С. Маркевич в 1917 г., предположительно, на полотенце. Отдельные элементы узора восходят к традиционным аграрным символам древних славян, использовавшимся для обозначения распаханного поля, подготовленного для засевания2. Таким образом, символизм современного государственного флага Республики Беларусь имеет глубокие исторические и культурные корни.

По мнению А.С. Мицевич, современный флаг Беларуси соединяет в себе символ солнца, братства, счастья (красный цвет) и символ природы, добра и мира (зеленый цвет), красный орнамент означает счастливую судьбу, а белый фон - свободу и нравственную чистоту.

Новый герб Беларуси, представляющий собой географические контуры страны в лучах восходящего солнца, показывает, что люди любят свою страну, работают на ее силу и процветание. В новых элементах герба (цветы клевера и льна) зашифрованы такие национальные ценности белорусов, как гражданское единство, миролюбие, труд [13, с. 257-258].

Таким образом, кроме акцента на важность советского периода для белорусской национальной идентичности, государственные символы обозначили векторы будущего развития страны, ориентированные на укрепление взаимоотношений со странами СНГ [3, с. 223]. Современная официальная символика отсылает к ценностям жизни, мужества и самопожертвования, а также традиционным славянским ценностям.

В то же время Республика Беларусь не отказалась и от глубокого исторического наследия: красный цвет на флаге был соот-

1 Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 года № 301-3 «О государственных символах Республики Беларусь» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - URL: https://pravo.by/

2 Рассадин С.Е. Орнамент на государственном флаге Республики Беларусь: древнейшие истоки // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. - 2017. -№ 1 (197). - С. 5-9.

несен со штандартами Грюнвальда, а герб «Погоня» был признан историко-культурной ценностью1.

Современный гимн «Мы, белорусы» был официально принят в 2002 г. Музыка сохранилась от гимна БССР, в основе текста лежат стихи М. Климковича, обновленные В. Каризной. В гимне раскрываются как образы героического прошлого, так и светлого будущего белорусов, объединенных традиционными ценностями мира, семьи и труда. Согласно А.Д. Дерендяевой, символы, прослеживаемые в тексте гимна, свидетельствуют о попытках построения современной идентичности на основе советских ценностей [5, с. 172].

Таким образом, специфическую идентичность, сформировавшуюся среди белорусов в результате восприятия и осмысления ими национальной истории и символики, можно назвать «квазисоветской», сочетающей в себе европейские, белорусские и советские элементы [3, с. 224].

Проведенные в начале XXI в. опросы белорусов показали, что главным историческим событием для страны большинство граждан считает Великую Отечественную войну. Историческая память о событиях 1941-1945 гг. бережно сохраняется не только в материальной форме, но и в виде государственных праздников, фестивалей и различных мероприятий. В частности, днем независимости Республики Беларусь является 3 июля - день освобождения города Минска в 1944 г. Статус национального праздника получили и события воссоединения территории Западной Белоруссии и Советской Белоруссии 17 сентября 1939 г. (День народного единства), в честь которого названы более 150 объектов дорожной сети Брестской, Минской и Гродненской областей, в том числе улицы в областных и районных центрах2.

Большое значение имеют архитектурные и скульптурные мемориалы: всего насчитывается около 9 тыс. памятников и захоронений3.

1 Дзяржауны стс псторыка-культурных каштоунасцей Рэспублш Беларусь. - URL: http://gosspisok.gov.by

2

Национальное кадастровое агентство Республики Беларусь. - URL: https://nca.by/press/news/17-sentyabrya-v-nazvaniyakh-ulits-belarusi/

Чалая Е.А. Символы Великой Отечественной войны в Республике Беларусь // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». - 2015. - № 7. - С. 205-213.

К наиболее известным памятным местам можно отнести Курган Славы, Хатынь, (Минская область), Брестскую крепость (Брестская область), мемориальные комплексы «Отдавшим жизнь за свободу Родины» (Витебская область) и «Буйничское поле» (Моги-левская область).

Несмотря на медленное смещение в сознании населения акцента с героизации к виктимизации в рамках подобной общеевропейской тенденции [1, с. 5], Великая Отечественная война по-прежнему остается главным символом патриотизма, широко использующимся в процессе воспитания на всех уровнях образования.

Согласно многочисленным социологическим исследованиям, главными символами своей страны сами белорусы назвали флаг и герб, а также различные элементы природы1.

Белорусская культура издревле была тесно связана с природой. При этом на относительно небольшой территории страны (207,6 тыс. км2, 84-е место в мире) можно наблюдать большое разнообразие природных зон: хвойные, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и болота. Это нашло отражение не только в использовании стилизованных изображений отдельных природных объектов: василька (валошка), цветка папоротника (папараць-кветка), звезды (зорка), зубра, аиста и др., но также и в их древнейших символических сочетаниях, имеющих форму орнаментов.

Определенную смысловую нагрузку несут не только сами объекты природы, но и цвета, с помощью которых они изображаются. Для белорусской культуры характерны три основных цвета: красный, белый и черный, символизирующие трехчастность мира, а также переход из одного состояния в другое (болезнь-выздоровление, холостая жизнь-брак и т.д.). По отдельности красный и белый цвета могут иметь как положительные, так и отрицательные коннотации. Красный может символизировать любовь, жизнь, солнце, агрессию и враждебность, а белый - здоровье, чистоту или смерть [12, с. 46-49].

Многочисленные традиционные символы отражают ценность семьи для белорусской культуры. Особую роль играют символы любви и матери, включающие стилизованные изображения

1 Сосновская Н.А. Представления об образе современной Беларуси в об-

щественном сознании населения страны // Социологический альманах. - 2013. -№ 4. - С. 241-247.

звезд, геометрических, растительных и животных элементов, по отдельности или соединенные в орнаменты. В эту группу также входит символ Матери-Земли («Мащ-Зямля»), подчеркивающий тесную связь белорусов с родной землей. По наблюдению Е.С. Сочневой, молодежь современной Беларуси не рассматривает семью как духовно-нравственную ценность, что свидетельствует об их отдалении от белорусской традиционной семейной культуры [9, с. 59]. Использование в процессе воспитания ребенка образцов народного художественного творчества поможет в развитии у него эмоционально-ценностного отношения к семье как проявлению любви и заботы о любимых.

В настоящее время широкое развитие получили традиционные белорусские орнаменты, использующиеся для создания брендов различных организаций и отсылающих к главным культурным ценностям [2, с. 19]. Основные орнаментальные группы элементов олицетворяют Беларусь, мать, землю, веру, любовь, человека, праздники и мифы [4, с. 181]. Среди отдельных символов выделяются звезда, семантически объединяющая человека и землю, а также василек - традиционный цветок Беларуси, символизирующий чистоту, приветливость и дружелюбие [4, с. 182; 8, с. 158].

Примером использования традиционных символов для представления белорусской идентичности на мировой арене может служить официальная символика II Европейских Игр, которые Республика Беларусь принимала в 2019 г. Основным логотипом мероприятий стало древо жизни как отражение укорененности белорусов на родной земле и их стремления к развитию. Мощные корни дерева олицетворяли тысячелетнюю историю Беларуси и многовековые традиции, являющиеся опорой широкому стволу государственности. Кроме того, древо жизни было выполнено в стиле вытинанки (узора из бумаги) - одного из уникальных белорусских видов декоративно-прикладного искусства.

Г.А. Барвенова обращает внимание на тот факт, что не все жители Беларуси поняли сокрытый в символах II Европейских Игр смысл, что, по ее мнению, связано с недостатками образования в сфере традиционной белорусской культуры [2, с. 22].

Кроме общенациональных, в Беларуси существует и локальная (местная) символика, которая также во многом зависит от природы местности. Я.С. Шевченко провела опрос среди молодежи

Гродненской области с целью определения значения растительных символов и связанной с ними обрядности в процессе самоидентификации жителя этой области. Выяснилось, что наибольшее значение для информантов играют традиционные славянские календарные праздники (Купала, Масленица, Сочельник и др.). Треть опрошенных среди образов родного края отметили леса, из конкретных растений - василек, клевер и рожь [10, с. 433-434]. О заметной роли растительных символов в развитии этнической идентичности белорусов Гродненской области свидетельствует и популярность Музея ароматов трав и растений (г. Гродно), а также широкое использование растений в продукции ручного труда современных белорусских мастеров.

В условиях развития тесных взаимоотношений и взаимосвязей населения стран мира большую роль играет имидж государства. Кроме официальных символов культуру и ценности страны также представляют другие традиционные символы с этнической, религиозной и другими коннотациями [8, с. 154]. В качестве основы для международного бренда Республики Беларусь чаще всего выбираются символы, несущие положительные смыслы и отражающие традиционные ценности населения: гостеприимство, толерантность, радушие, доброжелательность, открытость, высокие стандарты качества [4, с. 179].

В 2020 г. Витебский государственный университет выпустил коллективную монографию, посвященную развитию имиджа Беларуси в целом, и города Витебска, в частности.

Целенаправленное формирование международного имиджа Беларуси началось в 2006 г., однако его становление до сих пор продолжается. При формировании образа страны белорусы обращаются, прежде всего, к ее истории: как к литовскому, так и к советскому периодам. Обилие используемых исторических символов говорит, с одной стороны, о богатстве истории Беларуси, а с другой - о «незавершенности процесса становления национальной идеи» [6, с. 52]. Важную роль в продвижении бренда Беларуси также играют традиционные и природные символы: белорусский орнамент, вытинанка, зубр, василек, картофель и др. О высоком приоритете создания положительного образа страны свидетельствует серия форумов «Имидж Республики Беларусь», проведенных

в 2010-2014 гг. при участии органов государственной власти, лидеров коммерческих и некоммерческих организаций.

В монографии подробно рассматриваются различные проекты по продвижению международного бренда Беларуси в зависимости от составляющих имиджа и вариантов его позиционирования, оцениваются возможности их реализации [6, с. 54-55]. Авторы подчеркивают важность формирования туристической привлекательности Беларуси для иностранных граждан, источниками которой могли бы стать как природные и искусственные объекты, так и известные личности. В связи с широким распространением в стране русского языка одной из главных задач выступает отделение образа Беларуси от образа России на основе выстраивания ассоциативной связи между белорусским языком и независимостью Беларуси [6, с. 61]. Заметный вклад в создание положительного образа Беларуси за рубежом может также внести достойное поведение белорусских туристов на территории других стран.

В рамках изучения современного образа страны в России коллектив белорусских исследователей провел контент-анализ российской блогосферы, результаты которого показали в целом положительный имидж Беларуси [6, с. 78-80].

Формированию локального образа региона Республики Беларусь на примере г. Витебска целиком посвящена пятая глава рассматриваемой монографии. На основании истории развития города, как одного из центров духовной культуры Европы, авторы предлагают развивать бренд «Витебск - город искусств» [6, с. 149].

Таким образом, конвенциональная система национальных символов государства, в данном случае Республики Беларусь, несет двойную функцию: внутреннюю, как фактор сплочения социума, фундамент и индикатор национальной идентичности его членов; и внешнюю, как репрезентацию страны и нации на международной арене. В настоящий момент несформированность данной системы внутри Беларуси стимулирует активный поиск путей становления и обоснования национальной самобытности белорусов.

Список литературы

1. Аленькова Ю.В. Великая Отечественная война в исторической памяти белорусов // Итоги научных исследований ученых МГУ имени А.А. Кулешова

2019 г. : материалы научно-методической конференции, Могилев, 29 января -10 февраля 2020 года. - Могилев : Могилевский гос. ун-т, 2020. - С. 4-6.

2. Барвенова А.А. Использование достояний традиционной белорусской культуры в создании образа государства (на примере символа II европейских игр 2019 г.) // Навуковы пошук у сферы сучаснай культуры i мастацтва : матэрыя-лы навуковых канферэнцый прафесарска-выкладчыцкага складу Беларускага дзяржаунага утверспэта культуры i мастацтвау. - Мшск : Белорусский гос. ун-т культуры и искусств, 2020. - С. 19-23.

3. Бикетова Е.А. Принятие новой государственной символики Республикой Беларусь и формирование белорусской идентичности (1991-1995 гг.) // Известия Алтайского гос. ун-та. - 2015. - № 2-1 (86). - С. 221-225.

4. «Валошка» в брендинге национальных ценностей / Усовская Э.А., Пронь-ко Ю.Ю., Кречко Е.В., Ходырева К.С. // Лингвистика, лингводидактика, лин-гвокультурология: актуальные вопросы и перспективы развития : материалы I Республиканской научно-практической конференции с международным участием, Минск, 23-24 февраля 2017 года. - Минск : Белорусский гос. ун-т, 2017. - С. 178-183.

5. Дерендяева А. Д. Ключевые концепты государственных гимнов на постсоветском пространстве: историческая преемственность или новая идентичность? // Постсоветские исследования. - 2022. - Т. 5, № 2. - С. 170-180.

6. Имидж Беларуси: становление, состояние, продвижение : монография / М.А. Слемнев, Е.А. Бикетова, О.В. Вожгурова [и др.]. - Витебск : Витебский гос. ун-т, 2020. - 199 с.

7. Пономарева Е. Г. Протестное движение в Белоруссии: эволюция, технологии, символы // Обозреватель. - 2021. - № 2(373). - С. 5-28.

8. Рабец Т.Д. Национальный орнамент как сквозной элемент бренда Республики Беларусь // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования : материалы V Международной научно-практической конференции, Минск, 15-16 апреля 2021 года. - Минск : Белорусский гос. ун-т, 2021. - С. 151-159.

9. Сочнева Е.С. Образы белорусского народного творчества в формировании семейной культуры современной молодежи // Вышэйшая школа: навукова-метадычны i публщыстычны часотс. - 2021. - № 3(143). - С. 57-60.

10.Шевченко Я.С. К вопросу о месте и роли растительных символов в формировании этнической идентичности белорусов среди молодежи Гродненщины // Беларусь у кантэксце еурапейскай псторьп: асоба, грамадства, дзяржава : Зборшк навуковых артыкулау. - Гродно : Гродненский гос. ун-т, 2021. -С. 433-435.

11.Якунин Д.В. Символы белорусских коллаборационистов // 80 лет с начала Великой Отечественной войны: историческая правда, уроки, взгляды современников : материалы Международной научно-исторической конференции, Гомель, 27-28 октября 2021 года. - Гомель : Белорусский гос. ун-т транспорта, 2022. - С. 262-264.

12.Яроцкая Ю.А. Особенности цветовой символики в японской и белорусской культурах // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств. - 2022. - № 4 (46). - С. 44-52.

13.Мiцэвiч А.С. Дзяржауныя имвалы Беларуа i Ггалп як рэпрэзентанты фундаментальных каштоунасцяу нацыянальных культур // Преподавание иностранных языков в поликультурном мире: традиции, инновации, перспективы : материалы международной научно-практической онлайн-конференции, Минск, 28 марта 2019 года. - Минск : Белорусский гос. педагогический ун-т, 2019. -С. 255-259.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.