Научная статья на тему 'Визуализация национальной идентичности в плакатах Советской Белоруссии 1950–1980-х гг.*'

Визуализация национальной идентичности в плакатах Советской Белоруссии 1950–1980-х гг.* Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
действия на самосознание белорусов. Следует также отметить / что сформировавшиеся образы воспроизводятся и применительно к современной Республике Беларусь. / Soviet Belarus / visual propaganda / poster / national identity

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федосов Егор Андреевич

Определяются ключевые элементы собирательного образа Советской Белоруссии и тем самым раскрываются основные закономерности визуализации национальной идентичности с опорой на образцы наглядной агитации, изданные в союзной республике за период 1950–1980-х гг. Исходная источниковая база исследования составила 570 плакатов. Каждый из них анализировался на наличие изображений, символов, а также текстовых упоминаний, которые могут трактоваться как отсылки к национальному или гражданскому самосознанию белорусов. Выявлялось тематическое разнообразие сюжетов с наличием подобных отсылок, устанавливалась их взаимосвязь с другими контекстами. Основой исследовательского подхода послужили контент-аналитические методики, а также элементы структурного анализа. Сюжеты, прямо или косвенно конструирующие белорусскую идентичность, образуют выборку, которая составляет примерно 27 % от общего количества рассмотренных образцов агитпропа. Они сводятся к четырём тематическим группам изображений: 1) национально-государственная символика; 2) традиционный орнамент и элементы народного костюма; 3) память о Великой Отечественной войне; 4) успехи республиканской экономики. Первые две функционировали за счёт изобразительных приёмов как таковых, иллюстрируя различные информационные поводы. Вторые две базировались на более устойчивой сквозной контекстуальной основе. При этом между всеми направлениями отсутствовала чёткая сюжетная граница, и зачастую они наслаивались друг на друга, демонстрируя комплексность идеологического воз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Федосов Егор Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National identity visualized in posters of the Soviet Belarus in 1950–1980s

The article uses visual propaganda samples, printed in the Union Republic during the 1950–1980s, to identify the key elements of the collective image of the Soviet Belarus and thereby disclose the main patterns of national identity visualization. The initial source base for the study consisted of 570 posters, each of which was analyzed in terms of pictures, symbols, and text references which could be interpreted as references to the national or civic identity of the Belarus people. The author reveals the thematic diversity of plots with such references and their interconnections with other contexts. The approach is based on the content and structural analysis. The plots, directly or indirectly constructing the Belarusian identity, form a sample that accounts for approximately 27% of the total number of agitprop samples examined. They come down to four thematic groups of images: 1) national and state symbols; 2) traditional ornament and elements of folk costumes; 3) memory about the Great Patriotic War; 4) successes of the republican economy. The first two groups functioned through visual techniques as such, illustrating various informational reasons. The second two had more sustainable cross-cutting contextual basis. At the same time, there was no clear plot line between all the directions, so they often overlapped each other, demonstrating the complex ideological influence on the self-consciousness of Belarusians. It should also be noted that the formed images are also reproduced in relation to the modern Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «Визуализация национальной идентичности в плакатах Советской Белоруссии 1950–1980-х гг.*»

УДК 94(47+57):76"1950/1980" UDC

DOI: 10.17223/18572685/73/16

Визуализация национальной идентичности в плакатах Советской Белоруссии 1950-1980-х гг.*

Е.А. Федосов

Томский государственный университет Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36 E-mail: e.a.fedosov@yandex.ru

Авторское резюме

Определяются ключевые элементы собирательного образа Советской Белоруссии и тем самым раскрываются основные закономерности визуализации национальной идентичности с опорой на образцы наглядной агитации, изданные в союзной республике за период 1950-1980-х гг. Исходная источниковая база исследования составила 570 плакатов. Каждый из них анализировался на наличие изображений, символов, а также текстовых упоминаний, которые могут трактоваться как отсылки к национальному или гражданскому самосознанию белорусов. Выявлялось тематическое разнообразие сюжетов с наличием подобных отсылок, устанавливалась их взаимосвязь с другими контекстами. Основой исследовательского подхода послужили контент-аналитические методики, а также элементы структурного анализа. Сюжеты, прямо или косвенно конструирующие белорусскую идентичность, образуют выборку, которая составляет примерно 27 % от общего количества рассмотренных образцов агитпропа. Они сводятся к четырём тематическим группам изображений: 1) национально-государственная символика; 2) традиционный орнамент и элементы народного костюма; 3) память о Великой Отечественной войне; 4) успехи республиканской экономики. Первые две функционировали за счёт изобразительных приёмов как таковых, иллюстрируя различные информационные поводы. Вторые две базировались на более устойчивой сквозной контекстуальной основе. При этом между всеми направлениями отсутствовала чёткая сюжетная граница, и зачастую они наслаивались друг на друга, демонстрируя комплексность идеологического воз-

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-7800083, https://rscf.ru/project/22-78-00083/

действия на самосознание белорусов. Следует также отметить, что сформировавшиеся образы воспроизводятся и применительно к современной Республике Беларусь.

Ключевые слова: Советская Белоруссия, визуальная пропаганда, плакат, национальная идентичность

National identity visualized in posters of the Soviet Belarus in 1950-1980s*

Egor A. Fedosov

Tomsk State University 36 Lenin Avenue, Tomsk, 634050, Russia E-mail: e.a.fedosov@yandex.ru

Abstract

The article uses visual propaganda samples, printed in the Union Republic during the 1950-1980s, to identify the key elements of the collective image of the Soviet Belarus and thereby disclose the main patterns of national identity visualization. The initial source base for the study consisted of 570 posters, each of which was analyzed in terms of pictures, symbols, and text references which could be interpreted as references to the national or civic identity of the Belarus people. The author reveals the thematic diversity of plots with such references and their interconnections with other contexts. The approach is based on the content and structural analysis. The plots, directly or indirectly constructing the Belarusian identity, form a sample that accounts for approximately 27% of the total number of agitprop samples examined. They come down to four thematic groups of images: 1) national and state symbols; 2) traditional ornament and elements of folk costumes; 3) memory about the Great Patriotic War; 4) successes of the republican economy. The first two groups functioned through visual techniques as such, illustrating various informational reasons. The second two had more sustainable cross-cutting contextual basis. At the same time, there was no clear plot line between all the directions, so they often overlapped each other, demonstrating the complex ideological influence on the self-consciousness of Belarusians. It should also be noted that the formed images are also reproduced in relation to the modern Republic of Belarus.

Keywords: Soviet Belarus, visual propaganda, poster, national identity

* The research is supported by Russian Science Foundation Grant (Project № 22-7800083), https://rscf.ru/en/project/22-78-00083/

В настоящее время Республика Беларусь часто рассматривается не только как братская для России страна, но и как государство, которое проводит политику памяти, наиболее заметно выражающую социокультурную преемственность с советским прошлым. В этой связи представляется актуальным изучение идеологического наследия СССР, которое создавалось и функционировало на белорусской почве, в том числе в форме массового печатного агитпропа. В статье с опорой на образцы наглядной агитации, изданные в союзной республике за период 1950-1980-х гг., выявляются ключевые элементы собирательного образа Советской Белоруссии и тем самым раскрываются основные закономерности визуализации национальной идентичности.

Проблематика, связанная с конструированием белорусского самосознания, нередко оценивается в контексте влияния на этот процесс советского прошлого. В частности, в пособии по идеологии современной Беларуси констатируется, что именно в СССР сложились политические и культурные основы для национальной государственности [7: 39-40]. Как характерная черта президентства А. Лукашенко отмечается курс на «ресоветизацию», которая в основном находит отражение в культивировании памяти о Великой Отечественной войне и партизанском движении [2: 52-54]. При этом исторический опыт конкретных пропагандистских практик, применявшихся ещё в союзной республике, изучен преимущественно в рамках искусствоведческого направления. В частности, имеющиеся публикации о плакате Советской Белоруссии предлагают обзорную характеристику его развития, например, в результате хрущёвской «оттепели», либо на более длительном хронологическом отрезке [9-11]. В подобном ключе выдержана и фундаментальная работа исследователя А.П Голубович [4], обладающая несомненной научно-справочной ценностью. Также отдельно следует выделить исследования А. Пигальской, изучавшей агитационную продукцию БССР как форму визуализации позднесоветских повседневных практик [8; 12]. Вместе с тем современная теория политических креолизованных текстов - сложных сообщений, основанных на сочетании вербальных и невербальных элементов, которые призваны усиливать друг друга и комплексно воздействовать на адресата [3; 6], - позволяет рассматривать плакатную агитацию как один из основных инструментов закрепления нарратива об идентичности белорусов на уровне зрительного образно-символического ряда. Отсюда с учётом текущего состояния изучения белорусского агитпропа представляется целесообразным глубже раскрыть интерпретационный потенциал его содержания путём сбора и типологии большого массива визуальных материалов.

Исходная источниковая база данного исследования составила 570 плакатов, которые представлены двумя основными типами, характерными для пропаганды позднего СССР. Прежде всего, это многотиражная печатная продукция крупных издательств, в данном случае республиканского уровня (в среднем достигавшая объёма 10-20 тыс. экземпляров каждого наименования). Её выпуск отличался довольно длительным публикационным циклом и широким территориальным охватом. Также в число рассматриваемых материалов вошла серия «Аптплакат», выпускавшаяся сравнительно меньшим тиражом (в пределах 1-2 тыс. экземпляров каждого наименования), трафаретно-шёлкографским способом с середины 1960-х гг. в Минске Союзом художников БССР по примеру московских коллег1. Её отличительными чертами являлись более оперативные темпы создания и концентрация преимущественно внутри городского пространства, а также наличие рифмованных куплетов в качестве лозунговой части. Следует особо отметить, что независимо от типа подавляющее большинство анализируемой плакатной продукции издано на белорусском языке. Большую часть источников составили электронные репродукции, представленные на специализированном тематическом интернет-ресурсе «Беларуси плакат» [1].

Основой исследовательского подхода послужили контент-аналитические методики. Каждый из плакатов анализировался на наличие изображений, символов, а также текстовых упоминаний, буквальных или метафорических, которые могут трактоваться как отсылки к национальному или гражданскому самосознанию белорусов. Выявлялось тематическое разнообразие сюжетов с наличием подобных отсылок, устанавливалась их взаимосвязь с другими контекстами. Также к исследованию применялся метод структурного анализа, нацеленный на определение места и роли национально окрашенных образно-символических элементов в изобразительном содержании плакатов.

Если охарактеризовать сюжетные рамки плакатной агитации Советской Белоруссии, то в целом они соответствуют общесоюзным тенденциям, наблюдавшимся в 1950-1980-х гг. Так, лозунговое и изобразительное содержание большинства материалов строилось вокруг промышленной и сельскохозяйственной среды, а главным их героем выступал человек труда, борющийся за досрочное выполнение плана и высокий урожай или же олицетворявший идеалы рабочей чести. Закономерно широко были представлены политические темы, которые обладали актуальным значением, обусловленным приближением, например, выборов или партийных съездов, или апеллировали к коллективной памяти коммунистов - к их числу в основном относятся плакаты, посвящённые годовщине Великого Октября и исполненные в

жанре ленинианы. Заметный пласт составляла воинская и оборонная тематика, а также международная повестка, нашедшая отражение в пропаганде идеалов мира и интернационализма, либо в сатире на империалистические и реваншистские круги Запада. При этом сюжеты, прямо или косвенно конструирующие белорусскую идентичность, могут быть выделены в отдельную выборку, которая составляет примерно 27 % от общего количества рассмотренных образцов агитпропа и включает в себя несколько смысловых групп изображений. Далее подробнее рассмотрим содержательные особенности и частотность проявления связанного с ними образно-символического ряда.

К первой из групп следует отнести примеры использования официальной символики БССР - герба, флага, лент красно-зелёных цветов. На них приходится до 44 % сюжетов, вошедших в выборку. Зачастую подобные изображения имели фоновое значение в плакатах декоративного жанра, приуроченных к выборам в местные советы, юбилеям со дня образования союзной республики или Коммунистической партии Белоруссии, либо анонсировавших отдельные события в области политики, культуры и спорта. Так, исключительно на геральдической и цветовой основе решён плакат В. Краскова с характерным лозунгом «В семье братьев-народов славься, Беларусь, всегда!» (на белор. яз., 1968). В работах И. Радунского «Республика наша строится, дыбится (В. Маяковский)» и «Ввысь поднимайся в красе строительной, моя Беларусь» (оба на белор. яз., 1969 и 1977) полотно флага играет роль главного объекта, который задаёт динамику композиции, то устремляясь к солнцу, то осеняя индустриальную панораму. В качестве довольно необычных примеров можно привести плакаты на международные темы, где республиканское знамя присутствует наряду или даже вместо общегосударственного советского, как на плакате Е. Змитровича «Да здравствует дружба между советским и польским народами!» (на белор. и польск. яз., 1958).

Ко второй довольно многочисленной группе, охватывающей около 46 % от выборки, могут быть отнесены примеры изображения традиционного белорусского орнамента (и это помимо его наличия в несколько изменённом виде на флаге БССР2) или людей в народных костюмах. Данный подход к визуализации получил особое развитие в 1968-1969 гг., т. е. накануне и в ходе празднования 50-летнего юбилея основания Компартии Белоруссии и образования самой союзной республики. Кроме того, он проявлялся в агитационных материалах к общегражданским праздникам: новогодним, первомайским или ноябрьским3. Орнаментальные мотивы переносились даже в шрифты. Так, на одном из плакатов Л. Замаха «Все на выборы!» (на белор. яз., 1963) весьма оригинально оформлена надпись, анонсирующая

данное общественно-политическое событие. При этом вся композиция состоит из стилизованного текста на красном и зелёном поле, а также эмблемы серпа и молота, которая служила фоном для фигур избирателей, в то же время весьма определённо напоминала республиканский флаг. Не менее символичное «вплетение» коммунистической символики в национальный орнамент предпринято художником Ю. Лягичевым в работе «К новым трудовым победам!» (на белор. яз., 1969) (рис. 1). Подобные приёмы не исчерпывались только торжественно-декоративными целями. Рубашка с характерной вышивкой нередко могла служить атрибутом героев сюжетов, несущих активный агитирующий посыл: от тружеников сельского хозяйства, борющихся за урожай картофеля, до молодых комсомольцев, олицетворявших движение страны вперёд к коммунизму4. Но если сельскохозяйственные сюжеты в большей степени наполнены национальным колоритом, что в целом характерно для всей советской плакатной продукции, то его наличие в облике комсомола, как строителя светлого будущего, указывает на явную попытку наглядно объединить мотивы традиции и прогресса, присущую именно белорусскому агитпропу. К проявлению аналогичной тенденции также следует отнести формирование аллегорического образа Белоруссии (преимущественно женского) в пространстве коммунистической пропаганды, наиболее ярким примером чемуможетслужитьплакатП.Лысенко и В.Ткачука «°ятьдесят ге роических лет закалялась в труде и в боях Советская Беларусь» (на белор. яз., 1969). Здесь центральное портретное изображение

ДА НОВЫХ ПРАЦОУНЫХ ПЕРАМОГ!

Рис. 1. Худ. Ю. Лягичев. 1969 [1]

женщины в народном костюме играет роль связующего звена в композиции между боевым прошлым и созидательным настоящим республики (рис. 2).

Рис. 2. Худ. П. Лысенко, В. Ткачук. 1969 [1]

Третья группа складывается не столько из изображений определённого характера, сколько из целого контекста, связанного с военной тематикой, которая отражена примерно в 17 % сюжетов исследуемой выборки. Идентичность белорусов переплеталась с памятью о бойцах-красноармейцах времён Гражданской, а чаще всего Великой Отечественной войны; закреплялось восприятие республики как партизанского края5. Образы солдат и партизан, изображённых или портретно, или как обобщённая сила, выступающая в едином строю, нередко служили смысловым спутником для национально-символической аллегории Белоруссии. Ярко выраженный характер такое образное сочетание приобрело в работах Л. Замаха «Вечно молодая в красоте цветения Беларусь приветствует праздник освобождения!» (на белор. яз., 1969) или В. Соколова «Тебе, Беларусь, в веках красоваться...» (на белор. яз., 1975) (рис. 3). Отдельными плакатами отмечались годовщины освобождения белорусских городов от фашистской оккупации. В основном они были посвящены городу-герою Минску, Дзень вызвалення которого, приходившийся на 3 июля 1944 г., по идейному и зрительному посылу вполне сопоставим с Днём Победы в Великой Отечественной войне (рис. 4).

В числе несколько нетипичных отсылок к военному прошлому можно упомянуть также выпуск серии «Агггплакат», подготовленный Р. Малиновским и А. Чурки-ным, «Или вы забыли, как мы их били» (на белор. яз., 1969), где, будучи на боевом посту, современный военнослужащий Советской армии указывает на карту окружения немецких войск в Белоруссии в назидание карикатурному западному милитаристу, размахивающему «ядерной дубинкой».

Наконец, четвертая группа связана с самой распространённой в советской визуальной пропаганде производственной темой, которая в сочетании с определённы м национальным колоритом прослеживается в 48 % плакатов рассматриваемой выборки. В случаях, где панорамы заводов и колхозных полей являлись не просто фоном для призывных или праздничных лозунгов, а служили именно смысловой основой сюжета, речь обычно шла о развитии народного хозяйства в Белорусской ССР, её вкладе в общесоюзную и даже мировую индустрию. Так, в ёмкой инфографической манере исполнен плакат Е. Тараса «Промышленность нашей республики за годы советской власти» (на белор. яз., 1959). Визуально лаконична, но не менее информативна и работа И. Радунского «Беларусь - мирным стройкам» (на белор. яз., 1960), где произведённые самосвалы и тракторы показаны на платформах для отправки в различные города и страны, перечисленные на фоновом поле: от Кубы до Вьетнама. Зачастую ассоциируясь с узнаваемыми контурами БелАЗов, республиканские заводские марки не раз ста-

Рис. 3. Худ. В. Соколов. 1975 [1]

новились темой серии «Аптплакат»6. В некоторых случаях это было выражено посредством весьма характерных метафор, как в выпуске со стихотворным текстом Г. Клевко «Заводом родным горжусь.» (на белор. яз., 1972), в котором грузовики Минского автозавода названы стальными зубрами, что являлось прямой отсылкой к одному из традиционных символов Белоруссии (рис. 5) [5: 49], закрепившемуся и в заводской эмблематике.

А в лозунге одного из образцов сельскохозяйственной наглядной агитации за авторством художника М. Молчана (на белор. яз., 1964) сама республика метафорически уподоблялась цветущему яблоневому саду, зрительно перекликаясь с красно-зелёными, т.е. национальными, цветами плодов. В качестве довольно необычного сюжета следует привести работу Ф. Выпаса: «За то, кем стал ты, скажи, белорус, Советской власти спасибо!» (на белор. яз., 1968). Здесь становление нации осмыслено через культурно-технологический скачок между революционным красноармейцем, начинавшим ликбез с букваря (он изображён на дальнем плане), и главным героем плаката - оператором сложного пульта управления современным производством (рис. 6).

Как можно убедиться, основные приёмы визуализации белорусской идентичности в целом оказались уже достаточно апробированы к концу 1960-х гг., более интенсивно применяясь в связи с конкретными информационными поводами, чаще всего юбилейными, будь то годовщина образования КПБ и БССР или освобождения респу-

»•ПСРАЛЛАГЛ1 *ЛЛЫ • ЯСНЫЛЛ*РАНКАЛЛ*<г$Й б/1ИКИ 0Т ФАШИСТСКИХ •ЗАСЛАЛА*ТЫ*СЬ1НАМ'АБРУС'<»ЭКШ*Я ОККуПЭНТОВ. УСТОЯВШИ-

Рис. 4. Худ. Л. Замах. 1969 [1]

еся тенденции в дальнейшем практически не предполагали принципиального обновле-

ния изобразительного ряда, хотя встречались и любопытные исключения, которые были связаны с сюжетами, уходящими в глубь национальной истории. Средневековая воительница и вместе с тем жница, витязь, крепость, старинные гербы, стилизованные шрифты - всё перечисленное послужило визуальными элементами, например, для вышедших в 1980 г. плакатов о тысячелетней Белоруссии и её древнем городе Турове.

Проведённый анализ показал, что в плакатной агитации Советской Белоруссии 1950-1980-х гг. прослеживается четыре наиболее значимых образно-символических направления, призванных формировать самосознание белорусов: национально-государственная символика; традиционный орнамент и элем енты народного костюма; память о войне; успехи республиканской экономики. Первые два функционировали за счёт изобразительных приёмов как таковых, иллюстрируя различные информационные поводы; вторые базировались на более устойчивой контекстуальной основе. При этом между ними отсутствовала чёткая сюжетная граница, и чаще всего они наслаивались друг на друга. Порой изображения республиканского герба или орнамента, воинов-освободителей или строителей коммунизма встречаются в рамках одного агитационного произведения, демонстрируя смысловую множественность идеологического воздействия. Следует также отметить, что все вышеперечисленные образы, будучи сформированными в советское время, воспроизводятся и применительно к современной Республике Беларусь, при этом контексты, акценты

Рис. 5. Худ. Л. Чурко. 1972 [1]

и динамика их текущего бытования могут послужить основой для дальнейших сравнительных исследований.

Рис. 6. Худ. Ф. Выпас. 1968 [1]

Примечания

1. Московская серия «Агитплаката» возникла в 1956 г., после чего мастерскиз по праизводству аналогичной прокатной продукции заработали в целом ряде городов СССР.

2. С случае сфкагом бееая еышиваа дззмещалась на срасорм поле, тогда как в традиционном для белорусов варианте наоборот -краснае вк оелом [5: 52].

3. См., например, худ. П. Калинин «С Новым годом!» (на белор. яз., к%6); ху^Л. ркмах к[ мае - о|ла з дникс.уда с м и ра!»(на раоор. я з., 1960) и «Октябрю слава!» (на белор. яз., 1967).

4. См., например, худ. В. Соловьёв «А чем вы встречаете юбилей?» (на белор. яз., 1968); худ. Л. Замах «Коммунизм - это молодость мира и строить его молодым» (на бело р.я з., 1960).

5. См., например, худ. Л. Замах «Беларусь - край мой родной, партизанский» (на белор. яз., 1969).

6. См., например, худ. Л. Замах «Промышленность Беларуси на весь мир известной стала» (на белор. яз., 1969); худ. Л. Чурко «Работает -посмотреть любо-дорого.» (на белор. яз., 1974).

ЛИТЕРАТУРА

1. Беларуси плакат. URL: http://pLakat.unid.by (дата обращения: 28.09.2023).

2. БикетоваЕ.А. Политика памяти в Беларуси: особенности национального дискурса // Дневник Алтайской школы политических исследований. 2020. № 36. С. 49-59.

3. Ворошилова М.Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению. Екатеринбург: УрГПУ, 2013. 194 с.

4. Голубович А.Г. Белорусский советский плакат. Минск: Беларусь, 2014. 302 с.

5. Имидж Беларуси: становление, состояние, продвижение / под. ред. М.А. Слемнева. Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2020. 199 с.

6. Креолизованный текст: смысловое восприятие / отв. ред. И.В. Вашунина. М.: Институт языкознания РАН, 2020. 206 с.

7. Лучина В.Н. Основы идеологии белорусского государства. Минск: ИВЦ Минфина, 2017. 69 с.

8. ПигальскаяА.М. Формы репрезентации повседневности в белорусском плакате 1966-1980: дис. ... д-ра искусствоведения. Вильнюс, 2013. 170 с.

9. Саратовская Н.Н. Белорусский плакат периода хрущёвской «оттепели» // В1сник ХДАДМ. 2005. № 10. С. 112-119.

10. Сизенкова С.В. Генезис и развитие белорусской школы плаката // Национальная культура глазами молодых. Минск: Белорусский государственный университет культуры и искусств, 2023. С. 176-181.

11. Солодовникова Т.В. Содержательные характеристики белорусского плаката как доминирующей формы рекламной коммуникации на территории Беларуси с 1914 по 1990 г. // Труды БГТУ. Сер. 4: Принт- и медиатехнологии. 2021. № 2 (249). С. 147-152.

12. PigalskayaA. Visual traces of individualization practices in the 1960-70s posters of the BSSR // Acta Academiae Artium ViLnensis. 2014. № 73. С. 123-139.

REFERENCES

1. Belarus. (n.d.) Belaruski plakat. [Online] Available from: http://pLakat.unid. by (Accessed: 28th September 2023).

2. Biketova, E.A. (2020) The memory politics in Belarus: specific of national discourse. Dnevnik Altayskoy shkoly politicheskikh issledovaniy. 36. pp. 49-59. (In Russian).

3. VoroshiLova, M.B. (2013) Politicheskiy kreolizovannyy tekst: klyuchi k prochteniyu [Political creoLized text: keys to understanding]. Ekaterinburg: USPU.

4. GoLubovich, A.G. (2014) Belorusskiy sovetskiy plakat [BeLarusian Soviet Poster]. Minsk: Belarus'.

5. SLemnev, M.A. (ed.) (2020) Imidzh Belarusi: stanovlenie, sostoyanie, prod-vizhenie [The image of BeLarus: Formation, condition, promotion]. Vitebsk: VSU.

6. Vashunina, I.V. (ed.) (2020) Kreolizovannyy tekst: smyslovoe vospriyatie [CreoLized text: Semantic perception]. Moscow: Institute of Linguistics of RAS.

7. Luchina, V.N. (2017) Osnovy ideologii belorusskogo gosudarstva [The basis of ideoLogy of the BeLarusian state]. Minsk: ICC of Ministry Finance.

8. PigaLskaya, A.M. (2013) Formy reprezentatsii povsednevnosti v belorusskom plakate 1966-1980 [Forms of everyday representation in BeLarusian posters in 1966-1980]. Art History Dr. Diss. ViLnius.

9. Saratovskaya, N.N. (2005) The BeLarusian poster of the Khrushchev's "thaw." Visnik KhDADM. 10. pp. 112-119. (In Russian).

10. Sizenkova, S.V. (2023) Genezis i razvitie beLorusskoy shkoLy pLakata [The genesis and deveLopment of BeLarusian poster schooL]. In: Natsional'naya kul'tura glazamimolodykh [NationaL CuLture Through the Eyes of Young PeopLe]. Minsk: BeLarusian State University of CuLture and Arts. pp. 176-181 (in Russian).

11. SoLodovnikova, T.V. (2021) The content characteristics of BeLarusian poster as dominant form of advertising communication on BeLarus territory from 1914 to 1990. Trudy BGTU. Ser. 4, Print- i mediatekhnologii. 2(249). pp. 147-152. (In Russian).

12. PigaLskaya, A. (2014) VisuaL traces of individuaLization practices in the 1960-70s posters of the BSSR.ActaAcademiaeArtium Vilnensis.73. pp. 123-139.

Федосов Егор Андреевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Лаборатории социально-антропологических исследований Томского государственного университета (Россия).

Egor A. Fedosov - Tomsk State University (Russia).

E-mail: e.a.fedosov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.