Научная статья на тему 'Национальные противоречия основа глобальных противоречий'

Национальные противоречия основа глобальных противоречий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
881
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ / ЭТНОСЫ / PHILOSOPHY / GLOBALIZATION / NATIONAL CONFLICTS / INTERNATIONALISM / ETHNOSES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зеленова Екатерина Львовна

Цель статьи провести анализ соотношения национальных противоречий над противоречиями глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL CONTRADICTIONS ARE THE BASIS OF GLOBAL CONFLICTS

The purpose of the article is to analyze the ratio of national contradictions over the contradictions of globalization.

Текст научной работы на тему «Национальные противоречия основа глобальных противоречий»

кали горизонталью осуществлялись вокруг человеческого тела, которое становилось относительным центром космоса» [3, с. 402].

Исходя из сказанного, становится понятным, что снижение, к которому прибегает Рабле, это не снижение в смысле непристойности, грубой вульгарности. «Снижение здесь значит приземление, приобщение к земле, как поглощающему и одновременно рождающему началу: снижая, и хоронят и сеют одновременно, умерщвляют, чтобы родить сызнова лучше и больше» [3, с. 28].

В новой оптимистической картине мира эпохи Возрождения материально-телесное начало, воплощенное в природе и человеке, животворящая земля и реальное время становятся относительным центром. Ценностные ориентации человека теперь связаны не с вертикальным подъемом индивидуальной души в высшие небесные сферы, а с историческим горизонтальным движением человечества в историческом времени. «Индивидуальная душа, сделав свое дело, - пишет автор монографии о Рабле, - стареет и умирает вместе с индивидуальным телом, но тело народа и человечества, оплодотворенное умер-

шими, вечно обновляется и неуклонно идет вперед по пути исторического совершенствования» [3, с. 447]. В последующие времена хотя и происходит процесс сужения и огосударствления праздничной жизни, ее, в связи с этим, обеднение, тем не менее народно-праздничное начало в культуре неистребимо и обязательно находит свои новые формы. Нам представляется, что сегодня, например, спортивное зрелище, способное соблюдать дистанцию от обыденной жизни, в какой-то степени воспроизводит праздничную атмосферу средневековой карнавальной культуры.

Библиографический список

1. Басина Н.И. Эстетика незавершения (М.М. Бахтин). - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ 2009. - С. 217.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - С. 424.

3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса. - 2-е изд. - М.: Худ. лит., 1990. - С. 543.

4. Библер В. С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. - М.: Издательство Прогресс, Гнозис, 1991. - С. 176.

УДК 316.3

Зеленова Екатерина Львовна

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

keiti@bk.ru

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ -ОСНОВА ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

Цель статьи — провести анализ соотношения национальных противоречий над противоречиями глобализации. Ключевые слова: философия, глобализация, национальные конфликты, интернационализм, этносы.

Глобализация с 1985 г. (заявление Кофи Аннона в ООН) стала проблемой, которой занимаются многочисленные ученые из разных стран мира. Возникла даже специальная дисциплина - глобалистика. Работ на этот счет достаточно много, хотя аспекты общей проблемы недостаточно вскрыты и исследованы.

Среди этих аспектов можно выделить те, которые остаются дискуссионными: а) сущность глобализации; б) хронология глобализации; в) уровни глобализации; г) сферы глобализации; д) субъекты глобализации; е) перспективы глобализации; ж) типология оппозиций глобализации.

Нам кажется, что многие из названных проблем могут быть решены при четком определении субъектов глобализации. Уже давно подвергнута критике бессубъектная концепция изложе-

ния истории человечества, или это изложение сводилось к описанию роли отдельных личностей (прежде всего царствующих особ).

Творцом истории является народ, население, нации, этносы. При этом неважно, в какой форме является их деятельность: активной или пассивной. Глобализацию в этом отношении необходимо понять как функцию народов в этом процессе. Даже оппозиционные движения в форме антиглобализма или альтерглобализма демонстрируют деятельность не столько личностей, лидеров и тем более стран, государств, сколько народных масс, наций, этносов. Национальный аспект глобализации является актуальным.

Во многом проблема национальной сущности и специфики глобализации связана с недостаточной разработкой в таких научных областях, как

42

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2011

© Зеленова Е.Л., 2011

демография, этнография, политология и социология, типологии субъектов исторического процесса: нации, народы, этносы, национальности, классы, суперэтносы, субэтносы, социальные группы и пр. Некоторый прогресс произошел с 80-х годов ХХ века в связи с анализом понятий менталитета и этнической идентификации. Давние идеи Г. Тарда, В. Ключевского, Г. Плеханова и других (а это XIX век) как бы ожили вновь. Работы Л.Н. Гумилева по этнологии пока остаются еще слабо включенными в научный анализ.

Говоря в целом, следует заметить, что субъектная характеристика истории еще ждет своего научного исследования. Это тем более становится явным, когда рассматриваешь глобализацию. Когда-то доминировали два понятия для характеристики исторического процесса: «интернационализм» и «патриотизм». И они объявлялись не оппозиционными, а диалектически связанными: а) интернационализм как выражение единства, интеграции всех народов планеты как единого человеческого сообщества и б) патриотизм как уважительное отношение к особенностям, специфике каждого народа, его истории, его культуры, его ментальности.

Глобализация сразу же выявила свою метафизическую сущность как форма нивелирования национальных культур. Не приходится удивляться, что вместо диалектической оппозиции «интернационализм - патриотизм» возникла метафизическая оппозиция «глобализм - национализм».

Обозначенные четыре позиции дают возможность представить диспозицию поведения субъектов конфликтов в четырех вариантах.

1. Интернационализм. Концепция дружбы народов, объединения всех общественных усилий, взаимопомощь друг другу. Это форма позитивного содружества.

2. Патриотизм. Эта концепция ориентирована на уважение национальной специфики, национальной культуры каждого народа, вплоть до права на самоопределение. Эта форма позитивного уважения народов.

3. Глобализация. Эта концепция движения к однородности под лозунгом «западнизма» и «американизма» приводит к уничтожению национальных специфик многочисленных народов планеты. Это форма негативной утраты особенностей народов.

4. Национализм. Эта концепция является закономерной формой противостояния глобализа-

ции, потому что каждый народ хочет сохранить свою национальную культуру даже средствами террора, сепаратизма и т.п. Это форма негативного противостояния глобализации и стремления сохранить свою национальную культуру, историю, экономику и пр.

Даже этот обобщенный анализ показывает, что диалектическая оппозиция «интернационализм - патриотизм» является и конструктивной, и перспективной по отношению к метафизической оппозиции «глобализм - национализм».

Выявление национальной природы глобализации позволяет сказать, что в современной литературе больше обращается внимание на анализ характера видов конфликтов (экономические, политические, религиозные, культурные, экологические и пр.), чем на анализ субъектов этих конфликтов. Но история делается не экономикой или экологией, политикой или культурой, спортом или модой, СМИ или Интернет и т.п., она делается людьми, народами, нациями, этносами, которые своей деятельностью создают экономику, политику, культуру, СМИ и пр. Абстрактные понятия должны получить свое субъектное определение: культура французов, нефть ханты-мансийцев, Балтийское море прибалтов, рабочая сила мигрантов, заповедники африканцев, газ туркменов, золото якутов, олени чукчей, пирамиды египтян и т.д. За каждым достижением, потенциалом планеты стоят конкретные народы, и посягательство на их достояние является посягательством на их исторически созданную или природно данную культуру.

При этом очень важно дифференцировать два смысла понятия «национальная культура», «национальные противоречия».

С одной стороны, понятие «национальное» имеет отношение к национально-государственным формированиям на планете (Франция, Испания, США, Канада, Индия, Россия, Латвия и пр.). Защита национальных интересов в этом отношении является защитой государственных интересов, статуса страны, престижа правительства, разумеется, и народа данных стран.

С другой стороны, понятие «национальное» характеризует менталитет того или иного народа, особенности его культуры, специфику его экономики, национальный характер и т.п. В современной конфликтологической литературе именно этот аспект «национальности» специально выделяется, что выражается даже в названии ра-

бот: Латова Н.В. Национальная ментальность в постсоциалистических странах как фактор осуществления рыночной модернизации; Авксентьев В.А. Этноконфликтный процесс на Северном Кавказе: причины, тенденции, перспективы; Неделчева Т. Этнический конфликт в Болгарии и трансформация национальной идентичности; Пилия Д. Ч. Грузино-абхазский конфликт: мифы и реальность; Георгиев П.Э. Этническое разнообразие и социальное напряжение в северо-восточной Болгарии и др. // Социальные конфликты в контексте процессов глобализации и регионализации. - М.: Ленанд, 2005. - 664 с.

Не должно смущать частое употребление как однозначных понятий «национальное» и «этническое». Мы уже говорили выше, что демографы и этнографы в этом отношении еще недостаточно разобрались. Дело не в терминах, а в содержании анализируемых проблем: они касаются специфики народов, национального менталитета, этнической культуры. Иначе говоря, это не столько государственные, «страноведческие» проблемы, сколько проблемы особенностей того или иного народа. Это особенно стало явным при современном массовом явлении миграции народов, этносов, национальных меньшинств.

Процессы миграции населения из одних стран в другие - одно из типичных явлений глобализации. Но этот процесс вызывает специфические национальные противоречия. Общие интеграционные процессы глобализации, связанные с экономическими явлениями и обретенностью народами суверенности, объясняют интенсивный процесс миграции. Но мигранты из всех стран едут в другие страны со своей культурой, своими традициями, обычаями, образом жизни и т.д. Эта национальная ментальность сталкивается с менталитетом коренной нации, что приводит к возникновению серии специфических конфликтов, которые являются именно национальными. Дело доходит не только до протестов местного населения, но и до принятия законов по вопросам миграции. С этим столкнулись Великобритания, Германия, Швеция, возникают сложные проблемы в России.

Конечно, приходится учитывать категории мигрантов. Это достаточно разнообразная публика:

- рабочие;

- предприниматели и бизнесмены;

- официальные лица;

- отдыхающие, туристы;

- бомжи;

- преступники.

Статистический анализ их пока дифференцированно не ведется, но уже появляются и конкретные материалы. (Дмитриев А.В. Конфликтоген-ность миграции: глобальный аспект // Социальные конфликты... - М.: Ленанд, 2005. - С. 98-110.)

Различные виды конфликтов, которые анализируются в литературе, при всем своем терминологическом разнообразии, в конечном счете выражают субъектные противоречия, а в качестве субъектов выступают нации, народы, этносы. Территориальные противоречия, связанные с Курильскими островами, - это противоречия народов Японии и России. Политические противоречия Грузии и Абхазии - это противоречия грузинского и абхазского народов. Экономические противоречия Украины и России - это противоречия украинского и российского народов, подобно тому как экономические (нефть) противоречия Ирака и США вызваны противоречиями иракского и американского народов. Аналогично можно интерпретировать религиозные, демографические, экологические, педагогические, спортивные, научные и иные виды конфликтов. Конечно, все они на уровне явлений обладают специфическим характером, но за явлениями необходимо видеть сущность. А эта сущность состоит в противостоянии, различии, конфликте интересов, геополитических целей, финансовоэкономических программ различных народов мира, число которых специалисты насчитывают до шести тысяч. Вполне понятно, что каждый народ хочет сохранить свою самостоятельность, в частности, и в условиях глобализации: свою территорию, свой менталитет, свою культуру, свой язык, свои традиции. Государственные институты, правительства данных народов должны выражать национальные интересы, а не превращаться в саттелитов могучих держав. Эти соображения помогают понять сущность конфликтных ситуаций, связанных с Кубой, Венесуэлой, Гватемалой, Анголой, Ираком, Ираном, канадскими французами, испанскими басками, китайскими тибетцами и т.д.

Исследования глобализации в основном носят эмпирический характер, т.е. называются и рассматриваются частные ее проявления: территориальные, религиозные, политические, экономические, финансовые, предпринимательские, торговые, военные и т.п. Это своеобразная види-

44

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2011

мость глобализации. Она и доступна эмпирическому сознанию, о ней чаще всего и говорят (например, движение Гринпис и пр.). Но теоретический анализ глобализации предполагает изучение за ее видимостью сущностных явлений, а сущность любого процесса является многоуровневой. В нашей работе этот методологический аспект в той или иной мере учитывается. В частности, нам можно сделать некоторые выводы об уровнях глобализации, двигаясь с поверхностного, внешнего слоя к более глубинным ее процессам:

1. Внешний слой интеграционных процессов глобализации представлен очевидными явлениями объединения народов и государств: международные корпорации, финансовые объединения, образовательные сообщества, военные союзы, блоки государств, культурные сообщества, спортивные объединения, правозащитные организации и т.д. и т.п. (от ООН до союза солдатских матерей или союза узников концлагерей).

2. Второй уровень всех этих объединительных союзов, по материалам исследователей глобализации, позволяет говорить о «западнизации» (вестернизации) и «американизации» этого объединительного процесса. Этот процесс совершается под знаменем провозглашения принципов европейской демократии и американского образа жизни. (Об этом говорилось выше.)

3. Национальный характер противоречий глобализации обычно вуалируется, затесняется или просто не учитывается. Все виды противоречий глобализации, даже с учетом ее западно-европейского или американского характера (цивилизиро-ванные страны), в конечном счете сводятся к про-

тиворечиям народов, наций, этносов, интересы которых представляют соответствующие государства. Понять это важно, если иметь в виду задачу глобализации: нивелирование народов, уничтожение национальных культур. Отсюда понятны и антиглобализм, и - особенно - альтерглобализм.

4. Капиталистический, точнее, империалистический характер глобализации выражает ее глубинный уровень. Он давно обозначен В.И. Лениным в работе «Империализм как высшая стадия капитализма» (1915 г.). Капитализация всех сфер общественной жизни - закономерный итог развития капитализма, основанного на частной собственности и на наемном труде. Этот процесс содержательно рассмотрен в ряде монографий академика А.И. Субетто (См.: «Капиталокра-тия...», «Ноосферизм...» и др.).

Историческое изживание частной собственности, основанной на ней системы наемного труда, движение к ассоциации свободных производителей, к гуманным партнерским отношениям индивидов, а в нашем аспекте - к интернационализму и патриотизму, - это способ изживания негативов глобализации и порождаемого ею национализма.

Следует отметить, что субъектная характеристика при проведении различных научных исследований должна иметь первостепенное значение. Это касается и глобализации: при ее изучении главную роль будут играть субъекты (народ), их отношение к процессу глобализации. Национальные противоречия есть субъектные противоречия, которые в свою очередь носят глобальный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.