98
DOI: 10.38197/2072-2060-2022-236-4-98-120
национальные
проекты как драйверы
развития российской
экономики: региональный аспект
(на примере камчатского края) national projects as drivers
for the development of the russian economy: a regional aspect (on the example of the kamchatka territory)
АГЕЕВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Заместитель председателя постоянного комитета по вопросам государственного строительства, местного самоуправления и гармонизации межнациональных отношений Законодательного Собрания Камчатского края, член Правления Камчатского регионального отделения Вольного экономического общества России
VLADIMIR A. AGEEV
Deputy Chairman of the Standing Committee on State Building, Local Self-Government and Harmonization of Interethnic Relations of the Legislative Assembly of the Kamchatka Territory, Member of the Board of the Kamchatka Regional Branch of the Free Economic Society of Russia
В статье рассматривается реализация национальных проектов, направленных на достижение национальных целей развития России. Представлен новый уровень взаимодействия различных органов государственной власти в Камчатском крае в условиях совершенствования организации публичной власти и санкционного давления. Обобщается практический опыт депутатского контроля за реализацией региональных составляющих национальных проектов совместно с институтами гражданского общества. ABSTRACT
The article discusses the implementation of national projects aimed at achieving the national development goals of Russia. A new level of interaction of various state authorities in the Kamchatka Territory in the context of improving the organization of public power and sanctions pressure is presented. The practical experience of deputy control over the implementation of regional components of national projects together with civil society institutions is summarized.
100
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Национальные проекты, национальные цели развития, публичная
власть, объекты, депутатский контроль.
KEYWORDS
National projects, national development goals, public authorities, facilities, deputy control.
В настоящее время перед Россией стоит сложная задача по трансформации национальной экономики. Ключевым механизмом трансформации экономики России в текущей модели развития являются направленные на достижение национальных целей развития национальные проекты.
В качестве основного драйвера перезагрузки российской экономики Правительство Российской Федерации определило структурные преобразования с акцентом на развитии человеческого капитала, образования, здравоохранения, возведении инфраструктуры, модернизации государственного управления.
В качестве базовых национальных проектов, призванных обеспечить такие преобразования выделяют национальные проекты, связанные с развитием конкурентоспособности российской экономики, а именно: производительность труда, наука, цифровая экономика, поддержка малого и среднего предпринимательства, международная кооперация и экспорт.
21 июля 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [1] (далее — Указ № 474), который скорректировал долгосрочные целевые ориентиры, определенные Указом Президента
от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [2] (далее - Указ № 204).
Указом № 474 Президент России Владимир Путин скорректировал перечень национальных целей развития Российской Федерации, а также увеличил горизонт планирования до 2030 года, изменены или установлены новые целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей развития.
Стратегические задачи, представленные в Указе № 204, подверглись некоторой корректировке с учетом текущих реалий, вызванных на тот момент карантинными мерами в мире, а также ужесточающимся экономическим противостоянием США и Китая. Последствия этих событий в значительной мере повлияли на динамику цен на основную экспортную продукцию Российской Федерации и, как следствие, на возможности бюджетного и частного секторов экономики реализовывать поставленные стратегические задачи.
Теперь каждая национальная цель развития может быть достигнута при реализации определенных национальных проектов. Условно их можно разделить следующим образом.
Национальная цель развития 1:
Сохранение населения, здоровье и благополучие людей. Национальные проекты: демография; здравоохранение, образование; безопасные и качественные автомобильные дороги.
Национальная цель развития 2:
Возможности для самореализации и развития талантов. Национальные проекты: образование; культура.
102
Национальная цель развития 3:
Комфортная и безопасная среда для жизни. Национальные проекты: жилье и городская среда; безопасные и качественные автомобильные дороги; экология. Национальная цель развития 4:
Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство.
Национальные проекты: производительность труда и поддержка занятости; малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; международная кооперация и экспорт. Национальная цель развития 5: Цифровая трансформация: Национальные проекты: цифровая экономика.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Владимира Путина с целью определения стратегических приоритетов Правительства Российской Федерации по достижению национальных целей развития и целевых показателей, характеризующих их достижение, на ближайшие 10 лет был сформирован и утвержден 1 октября 2021 года «Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г. и на плановый период до 2030 года» (далее — План).
В Плане отмечено: «Реализация Единого плана будет происходить в условиях серьезных структурных изменений мировой и российской экономики, вызванных в том числе изменениями потребительских предпочтений, а также новым балансом между глобализацией и регионализацией экономики» [3].
Постковидный мир окажется иным, но характер таких структурных изменений в настоящий момент до конца не-
ясен. Соответственно, важно не столько предсказать такие изменения, сколько уметь эффективно к ним адаптироваться. Возможное снижение спроса на традиционные товары российского экспорта должно компенсироваться встраиванием в новые цепочки создания добавленной стоимости, выходом на новые экспортные товарные и географические рынки, расширением экспорта услуг (медицинских, образовательных, туристических).
В современных геополитических и геоэкономических условиях требуется и новый уровень взаимодействия федеральных органов государственной власти с субъектами Российской Федерации, и особенно тесная интеграция системы публичной власти в регионах.
В соответствии с частью 3 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории [4].
Федеральный закон № 414-ФЗ от 21 декабря 2021 года «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) принят в развитие новых положений Конституции Российской Федерации о единой системе публичной власти и направлен на совершенствование организации публичной власти в российских регионах.
Принцип единства системы публичной власти предполагает «согласованное действие различных уровней публичной власти как единого целого во всеобщее благо граждан» [5].
104
Поэтому в указанных целях Федеральным законом предусматривается следующее:
1. В соответствии с конституционными основами единства публичной власти выстраивается обновленная модель организации и деятельности органов публичной власти на территориях субъектов Российской Федерации.
2. Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
3. Федеральным законом совершенствуется механизм взаимодействия органов публичной власти в субъектах Российской Федерации. Согласно нему высшее должностное лицо формирует высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации (правительство субъекта Российской Федерации) и принимает решение о его отставке.
4. Федеральным законом предусмотрены нормы, направленные на повышение эффективности деятельности уровней публичной власти. Предусмотрена возможность дистанционного взаимодействия органов публичной власти, дистанционного участия в заседаниях законодательного органа субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с Федеральным
законом и законодательством субъекта Российской Федерации органы публичной власти могут обращаться в Государственный Совет в целях обеспечения установленных Конституцией Российской Федерации согласительных процедур и для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. Федеральным законом предусматривается ряд норм, направленных на совершенствование законодательного процесса. В целях унификации законодательной процедуры статья предусматривает порядок внесения законодательными органами субъектов Российской Федерации законопроектов в Государственную Думу. С учетом региональной практики в перечень субъектов права законодательной инициативы в региональных парламентах включены прокуроры субъектов Российской Федерации [6].
Такие существенные изменения в федеральном законодательстве потребовали и внесения серьезных корректировок региональных законов.
В Камчатском крае эта работа осуществляется в соответствии с «дорожной картой». В этой работе, в рамках специальной Рабочей группы, принимают участие депутаты Законодательного Собрания Камчатского края (далее Законодательное Собрание), представители профильных министерств Правительства Камчатского края (далее Правительство), Прокуратуры Камчатского края, Управления Министерства юстиции РФ по Камчатскому краю.
Так как часть положений Федерального закона вступают в силу с 1 июня 2022 года, то к этой дате уже преведены
10
в соответствие с требованиями данного закона 10 региональных законов и Регламент Законодательного Собрания. Прежде всего, поправки внесены в Устав Камчатского края. В частности, это вопросы о принципах деятельности высшего законодательного органа, главы субъекта, Правительства, о взаимодействии Законодательного Собрания и исполнительных органов власти.
С 1 января 2023 года в России начнут действовать новые нормы о разграничении полномочий в системе публичной власти. К этому моменту депутаты Законодательного Собрания внесут необходимые изменения в краевые законы.
Необходимость тесного взаимодействия органов государственной власти Камчатского края в 2020 году была продиктована самой жизнью. В условиях сложной эпидемиологической ситуации в связи с новой коронавирусной инфекцией потребовалось быстрое принятие важных решений, связанное с изменением регионального законодательства. Особенна важна была поддержка системе здравоохранения Камчатского края и для субъектов малого и среднего предпринимательства, наиболее пострадавших отраслей экономики региона. Именно поэтому депутаты Законодательного Собрания совместно с Правительством Камчатского края разрабатывали законопроекты, направленные на их поддержку.
Так называемые антикризисные меры позволили, в частности, снизить или установить нулевые налоговые ставки субъектам малого предпринимательства, продлить на период 2021-2023 годов двухлетние налоговые каникулы, предоставить самозанятым гражданам право на получение финансовой, гарантийной, имущественной, консультационной, информационной и других видов поддержки.
В целях поддержки деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства в 2020 году был расширен доступ к финансовым инструментам: субсидиям, грантам, льготным кредитам, микрозаймам и поручительству регионального гарантийного фонда развития предпринимательства для обеспечения их обязательств (кредитов, займов).
Кроме финансовой помощи, востребованной оказалась реструктуризация действующих договоров займа с отсрочкой возврата основного долга, а также увеличением срока их использования. Принятые три пакета региональных законов по установлению антикризисных мер позволили, несмотря на сложную экономическую ситуацию, сохранить значительное число предприятий. При этом за счет роста количества самозанятых граждан было отмечено даже увеличение вновь создаваемых субъектов малого и среднего предпринимательства, что, в свою очередь, говорит о наличии у граждан экономической активности.
В 2022 году, учитывая введение беспрецедентных санкций в отношении России западными странами, потребовалось принятие комплексных мер по нивелированию их воздействия на региональную экономику. Поэтому Правительство совместно с депутатами Законодательного Собрания разработало «План первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития Камчатского края в условиях внешнего санкционного давления», который был утвержден распоряжением Губернатора Камчатского края от 16 марта 2022 года № 169-Р [7].
Кроме этого, в Камчатском крае был создан Штаб по обеспечению устойчивости экономики в условиях введенных санкций под руководством Губернатора Камчатского края.
108
В него вошли представители правительства края, федеральных органов власти и бизнес-сообщества, депутаты Законодательного Собрания.
Еще одним примером такого положительного тесного взаимодействия деятельности органов публичной власти на территориях субъектов Российской Федерации является реализация национальных проектов, как инструмент достижения национальных целей развития России.
Сводные данные о параметрах национальных проектов в первую очередь позволяют оценить значительность ресурсов и нацеленность задач, запланированных к решению в среднесрочной перспективе. Так, общий объем финансирования национальных проектов предполагался в объеме 25,7 трлн рублей. Исходя из установленных на 2019-2024 годы целей и задач, выделены три основных направления: Человеческий капитал — 5,7 трлн рублей (22,2% от общего объема финансирования национальных проектов); Комфортная среда для жизни — 9,9 трлн рублей (38,6%); Экономический рост — 10,1 трлн рублей (39,2%) [8].
Выделение таких существенных средств на реализацию национальных проектов главным образом направлено на повышение качества жизни каждого гражданина в любом субъекте России.
В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 20 февраля 2019 года президент России Владимир Путин заявил: «...При этом хочу подчеркнуть и повторить: наши проекты развития — не федеральные и тем более не ведомственные. Они именно национальные. Их результаты должны быть видны в каждом субъекте Федерации, в каждом муниципалитете. Здесь, „на земле", реализуется основной массив конкретных задач» [9].
На реализацию региональных проектов Камчатского края планируется выделить до 2024 года более 108 млрд. рублей из бюджетов всех уровней.
Исходя из установленных на 2019-2024 годы целей и задач, по аналогии с национальными проектами выделены три основных направления: Человеческий капитал — 86 158,83 млн рублей (79,8% от общего объема финансирования региональных проектов); Комфортная среда для жизни — 13 725,11 млн рублей (12,7%); Экономический рост — 8 119,59 млн рублей (7,5%) [10].
Необходимо отметить, что в отличие от финансирования национальных проектов на федеральном уровне, где на направление «Человеческий капитал» выделяется чуть больше 22% от общего объема средств, в Камчатском крае предусматривается почти 80% от всего объема финансирования. Это говорит о приоритете развития социальной политики в регионе. В 2020 году общий объем ассигнований на реализацию национальных проектов в субъекте составил более 7,9 млрд рублей [11].
В Камчатском крае в 2021 году реализовывалось 11 из 12 национальных проектов (за исключением национального проекта «Наука») в рамках 42 региональных проектов. Общий объем ассигнований составил более 8,11 млрд рублей, в том числе: средства федерального бюджета составили около 3,53 млрд рублей, что составляет — 43,5% от общего объема; из краевого бюджета выделено почти 2,91 млрд рублей — это 35,8%; местные бюджеты выделили чуть больше 1 млрд рублей — это 12,3% и иные внебюджетные источники составили — 677,11 млн рублей, что составляет 8,4%. Из этих средств более 53% от всего объема финансирования было выделено на реализацию двух национальных проектов: «Де-
А
Л
мография» — почти 2,3 млрд рублей и чуть больше 2 млрд рублей на национальный проект «Жилье и городская среда» [12].
В 2022 году предполагается общий объем ассигнований на реализацию национальных проектов более 9,8 млрд рублей, в том числе: средства федерального бюджета 5,321 млрд рублей (54,1% от общего объема финансирования), средства краевого бюджета — 3,291 млрд рублей (33,6% от общего объема финансирования), средства местных бюджетов 66,72 млн рублей (0,7% от общего объема финансирования) и 1,134 млрд рублей — иные внебюджетные источники (11,6% от общего объема финансирования) [13].
На заседании Совета по стратегическому развитию и нац-проектам 24 октября 2018 года президент России Владимир Путин заявил: «Повторю, крайне важно наладить эффективный механизм обратной связи, сверять наши шаги с интересами людей, делать все, чтобы они были непосредственными участниками наших проектов развития. Нужно шире использовать накопленный опыт гражданского контроля...» [14].
Решения о депутатском контроле были приняты в Совете Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
В соответствии с решением Президиума Законодательного Собрания от 05.02.2019 № 6918 была создана рабочая группа по депутатскому контролю за реализацией региональных составляющих национальных проектов (далее — Рабочая группа) под руководством первого заместителя председателя Законодательного Собрания А.А. Копылова, а заместителем был избран автор этой статьи.
На первом заседании членами Рабочей группы была определена работа по четырем основным направлениям:
• непосредственно депутатский контроль за реализацией региональных проектов по профилю работы комитетов;
• постоянное взаимодействие комитетов с органами исполнительной власти Камчатского края по реализации региональных проектов;
• взаимодействие с институтами гражданского общества по мониторингу и контролю за реализацией региональных проектов;
• просветительское и информационное.
Была сформирована система постоянного взаимодействия Законодательного Собрания с проектным офисом Камчатского края и органами исполнительной государственной власти Камчатского края, учебными (научными) организациями и общественными объединениями по реализации региональных проектов и обеспечению их информационного сопровождения. За комитетами Законодательного Собрания закреплен контроль по реализации соответствующих национальных проектов.
В 2020 году в условиях пандемии была выработана новая дополнительная форма контроля и мониторинга реализации национальных проектов на территории Камчатского края. Она заключается в проведении рабочей группы с участием представителей администрации и представительных органов всех муниципальных образований в режиме видеоконференции, руководителей и администраторов региональных проектов, Министерства финансов и Министерства экономического развития и торговли Камчатского края, Управления по национальным проектам и стратегической деятельности Администрации Губернатора Камчатского края, а также представителей общественных организаций.
А
Л
На ней ежемесячно досконально рассматривается реализация одного регионального проекта. В ходе таких заседаний Рабочей группы были выработаны рекомендации по совершенствованию законодательства и мер по улучшению реализации региональных проектов, которые были направлены в Правительство Камчатского края [15].
В целях реализации просветительского направления нами был подготовлен ряд презентаций. Данные материалы были представлены студентам на «парламентских уроках» в ведущих вузах Камчатского края: КамчатГТУ, КамГУ им. Витуса Беринга, Дальневосточном филиале Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития РФ (ДВФ ВАВТ), филиале Российского университета кооперации. Завершением «парламентских уроков» стало ежегодное проведение дискуссионной площадки в Дальневосточном филиале ВАВТ на тему «Проблемы реализации национальных проектов Российской Федерации», с участием профессоров вузов, руководителей и администраторов региональных проектов, представителей органов местного самоуправления и общественных организаций [16].
Необходимо отметить, что в общественном контроле за реализацией национальных проектов также активное участие принимают: региональное отделение Общероссийского народного фронта, Общественная палата Камчатского края, Камчатское региональное отделение Федерации независимых профсоюзов России и другие общественные объединения, в тесном взаимодействии с Рабочей группой.
Предметом депутатского контроля является исполнение мероприятий и проведение работ по объектам, финансируемых в рамках национальных проектов в Камчатском
крае. Так, только в 2020 году в контроле за реализацией региональных проектов принимали участие депутаты всех уровней. Это более 60 депутатов представительных органов местного самоуправления всех муниципальных районов Камчатского края, 20 депутатов Законодательного Собрания и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Мониторинг и контроль осуществлялся за строительством 25 объектов и выполнением более 35 мероприятий в рамках реализации национальных проектов в Камчатском крае [17].
Депутаты совместно с органами исполнительной государственной власти и местного самоуправления, а также членами Общественной палаты Камчатского края выезжали непосредственно на места строительства объектов и контролировали исполнение мероприятий, собирали предложения граждан и выявляли недочеты при их выполнении. Все предложения и замечания рассматривались и при необходимости оперативно устранялись или вносились необходимые корректировки [18].
В сентябре 2021 года состоялись выборы депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва. Поэтому в соответствии с решением Президиума Законодательного Собрания от 27.10.2021 № 140 был изменен персональный состав Рабочей группы по депутатскому контролю за реализацией региональных составляющих национальных проектов. При этом председателем и заместителем председателя Рабочей группы остались те же переизбранные депутаты.
Поэтому в этом году более 50 депутатов представительных органов местного самоуправления всех муниципальных районов Камчатского края, 17 депутатов Законодательного
114
Собрания и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации продолжили мониторинг и контроль за строительством 27 объектов и выполнением 36 мероприятий в рамках реализации национальных проектов в Камчатском крае.
Так, например, при выезде на строительные площадки физкультурно-оздоровительного комплекса «Водник» (далее ФОК), строящийся в рамках регионального проекта «Спорт — норма жизни» и нового корпуса средней школы № 33, строящегося в рамках регионального проекта «Современная школа» в Петропавловске-Камчатском было обнаружено, что в проектно-сметную документацию не включено благоустройство прилегающей территории и подъездных путей.
Благодаря усилиям депутатов работы по благоустройству территории ФОК уже выполнены, а все благоустройство территории средней школы и ремонт дороги к ней будет выполнен в этом году, дополнительно будет обустроена и спортивная площадка.
При строительстве детского сада в рамках регионального проекта «Содействие занятости» в п. Ключи Усть-Камчатского района в 2021 году в условиях пандемии большая часть строителей уволилась и работы практически были остановлены, несмотря на заверение муниципальных властей о введении объекта в срок. Вмешательство муниципальных и краевых депутатов позволило в кратчайшие сроки найти новых строителей и не сорвать срок сдачи детского сада в эксплуатацию.
Такое комплексное и всестороннее рассмотрение национальных проектов депутатским корпусом с привлечением общественности позволит реализовать властные полномочия
максимально эффективно и выполнить задачи, поставленные президентом России Владимиром Путиным по улучшению жизни и благосостояния жителей каждого региона.
На горизонте ближайшего десятилетия Российской Федерации придется столкнуться с рядом вызовов, формирующих как ограничения, так и новые возможности для развития экономики. Национальные цели развития отвечают на эти вызовы.
Национальные цели определяют стратегию и закрепляют основное направление развития нашей страны: восстановление суверенитета и самодостаточности. То есть — Россия как суверенное и самодостаточное государство, способное постоять за своих граждан и национальные интересы.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]: — URL: Режим доступа: https://base.garant. ru/74404210/.
2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]: — URL: Режим доступа: https://base.garant.ru/71937200/.
3. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г и на плановый период до 2030 года. [Электронный ресурс]: — URL: Режим доступа: https://base.garant.ru/402929258/.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ре-
А
А
сурс]: — URL: Режим доступа http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/.
5. Заключение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.03.2020 № 1-З «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации „О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации". [Электронный ресурс]: — URL: Режим доступа: https://legalacts.ru/sud/ zakliuchenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-16032020-n-1-z/.
6. Федеральный закон № 414-ФЗ от 21 декабря 2021 года «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» [Электронный ресурс]: — URL: Режим доступа: https://base.garant.ru/403266160/.
7. Распоряжение Губернатора Камчатского края от 16 марта 2022 года № 169-Р. [Электронный ресурс]: — URL: Режим доступа: https://kamgov.ru/files/6237c05ed0e947.27727704.pdf.
8. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты. На основе паспортов национальных проектов, утвержденных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года. [Электронный ресурс]: — URL: Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/p7nn2CS0p VhvQ98OOwAt2dzCIAietOih.pdf.
9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 «Послание Президента Федеральному Собранию». [Электронный ресурс]: — URL: Режим доступа: https://base. garant.ru/72178038/.
10. Владимир Агеев: до 2024 года на реализацию нацпроектов на Камчатке запланировано направить более 108 млрд. рублей. [Электронный ресурс]: — URL: Режим доступа: https://poluostrov-kamchatka.ru/pknews/news/265316.html.
11. Более семи миллиардов рублей направят на реализацию нацпроектов на Камчатке. [Электронный ресурс]: — URL: Режим доступа: https://kamtoday.ru/news/society/ bolee-semi-milHardov-rubley-napravyat-na-realizatsiyu-natsproektov-na-kamchatke/?sphrase_id=52106008.
12. Итоги реализации национальных проектов на Камчатке в 2021 году подвела фракция «Единой России» в Законодательном Собрании. [Электронный ресурс]: — URL: Режим доступа: https:// zaksobr.kamchatka.ru/events/news/6302.
13. Власти Камчатки подвели итоги реализации нацпроектов. [Электронный ресурс]: — URL: Режим доступа: https://kamtoday. ru/news/society/vlasti-kamchatki-podveli-itogi-realizatsii-natsproektov/?sphrase_id=52119721.
14. Стенографический отчет о заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 октября 2018 года. [Электронный ресурс]: — URL: Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/58894.
15. Владимир Агеев: «Проблемы объектов, строящихся по нацпро-ектам, — под контролем депутатов». [Электронный ресурс]: — URL: Режим доступа: https://zaksobr.kamchatka.ru/events/news/5403.
16. «Проблемы реализации национальных проектов Российской Федерации». [Электронный ресурс]: — URL: Режим доступа: https:// kamchatka.tpprf.ru/ru/news/308669/.
17. Депутатский контроль поможет более успешной реализации нацпроектов. [Электронный ресурс]: — URL: Режим доступа: https:// kam-kray.ru/news/17840-deputatskii-kontrol-pomozhet-bolee-uspeshnoi-realizacii-nacproektov.html.
118
18. Краевые депутаты: Отдаленным районам Камчатки необходимы объекты образования, спорта, соцзащиты [Электронный ресурс]: — URL: Режим доступа: https://kam24.ru/news/ business/20210311/80150.html#.ukVo8AtR.dpuf.
References
1. Ukaz Prezidenta RF ot 21 iyulya 2020 goda N 474 «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda». [Elektronnyj resurs]: — URL: Rezhim dostupa: https://base.garant. ru/74404210/.
2. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. N 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda». [Elektronnyj resurs]: — URL: Rezhim dostupa: https:// base.garant.ru/71937200/.
3. Edinyj plan po dostizheniyu nacional'nyh celej razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 g i na planovyj period do 2030 goda. [Elektronnyj resurs]: — URL: Rezhim dostupa: https://base.garant. ru/402929258/.
4. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020). [Elektronnyj resurs]: — URL: Rezhim dostupa http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/.
5. Zaklyuchenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 16.03.2020 N 1-Z «O sootvetstvii polozheniyam glav 1, 2 i 9 Kon-stitucii Rossijskoj Federacii ne vstupivshih v silu polozhenij Zako-na Rossijskoj Federacii o popravke k Konstitucii Rossijskoj Federacii „O sovershenstvovanii regulirovaniya otdel'nyh voprosov organizacii i funkcionirovaniya publichnoj vlasti", a takzhe o sootvetstvii Konsti-tucii Rossijskoj Federacii poryadka vstupleniya v silu stat'i 1 dannogo Zakona v svyazi s zaprosom Prezidenta Rossijskoj Federacii». [Elek-
tronnyj resurs]: — URL: Rezhim dostupa: https://legalacts.ru/sud/ zakliuchenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-16032020-n-1-z/.
6. Federal'nyj zakon № 414-FZ ot 21 dekabrya 2021 goda «Ob obshchih principah organizacii publichnoj vlasti v sub"ektah Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]: — URL: Rezhim dostupa: https://base. garant.ru/403266160/.
7. Rasporyazhenie Gubernatora Kamchatskogo kraya ot 16 marta 2022 goda № 169-R. [Elektronnyj resurs]: — URL: Rezhim dostupa: https:// kamgov.ru/files/6237c05ed0e947.27727704.pdf.
8. Nacional'nye proekty: celevye pokazateli i osnovnye rezul'taty. Na osnove pasportov nacional'nyh proektov, utverzhdyonnyh prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam 24 dekabrya 2018 goda. [Elektronnyj resurs]: — URL: Rezhim dostupa: http://static.government.ru/media/files/p7nn2C S0pVhv09800wAt2dzCIAiet0ih.pdf.
9. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 20.02.2019 «Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu». [Elektronnyj resurs]: — URL: Rezhim dostupa: https://base.garant.ru/72178038/.
10. Vladimir Ageev: do 2024 goda na realizaciyu nacproektov na Kamchatke zaplanirovano napravit' bolee 108 mlrd. rublej. [Elektronnyj resurs]: — URL: Rezhim dostupa: https://poluostrov-kamchatka.ru/pknews/ news/265316.html.
11. Bolee semi milliardov rublej napravyat na realizaciyu nacproektov na Kamchatke. [Elektronnyj resurs]: — URL: Rezhim dostupa: https://kamtoday.ru/news/society/bolee-semi-milliardov-rubley-napravyat-na-realizatsiyu-natsproektov-na-kamchatke/?sphrase_ id=52106008.
12. Itogi realizacii nacional'nyh proektov na Kamchatke v 2021 godu podvela frakciya «Edinoj Rossii» v Zakonodatel'nom Sobranii. [Elektronnyj resurs]: — URL: Rezhim dostupa: https://zaksobr. kamchatka.ru/events/news/6302.
120
13. Vlasti Kamchatki podveli itogi realizacii nacproektov. [Elektronnyj resurs]: — URL: Rezhim dostupa: https://kamtoday.ru/news/society/ vlasti-kamchatki-podveli-itogi-realizatsii-natsproektov/?sphrase_ id=52119721.
14. Stenograficheskij otchyot o zasedanii Soveta pri Prezidente po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam ot 24 oktyabrya 2018 goda. [Elektronnyj resurs]: — URL: Rezhim dostupa: http://www. kremlin.ru/events/president/news/58894.
15. Vladimir Ageev: «Problemy ob'ektov, stroyashchihsya po nacproek-tam, — pod kontrolem deputatov». [Elektronnyj resurs]: — URL: Rezhim dostupa: https://zaksobr.kamchatka.ru/events/news/5403.
16. «Problemy realizacii nacional'nyh proektov Rossijskoj Federacii». [Elektronnyj resurs]: — URL: Rezhim dostupa: https://kamchatka. tpprf.ru/ru/news/308669/.
17. Deputatskij kontrol' pomozhet bolee uspeshnoj realizacii nacproektov. [Elektronnyj resurs]: — URL: Rezhim dostupa: https://kam-kray. ru/news/17840-deputatskii-kontrol-pomozhet-bolee-uspeshnoi-realizacii-nacproektov.html.
18. Kraevye deputaty: Otdalennym rajonam Kamchatki neobhodimy ob"ekty obrazovaniya, sporta, soczashchity [Elektronnyj resurs]: — URL: Rezhim dostupa: https://kam24.ru/news/ business/20210311/80150.html#.ukVo8AtR.dpuf.
Контактная информация / Contact information
Законодательное Собрание Камчатского края
683000, Петропавловск-Камчатский, пл. Ленина д. 1.
Legislative Assembly of the Kamchatka Territory, Lenin Square, 1,
Petropavlovsk-Kamchatsky, 683000, Russia.
Агеев Владимир Александрович / Vladimir A.Ageev