Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ПРОЕКТНОМУ УПРАВЛЕНИЮ'

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ПРОЕКТНОМУ УПРАВЛЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЕКТ / УПРАВЛЕНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ИНВАЛИДНОСТЬ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / NATIONAL PROJECT / STATE PROGRAM / MANAGEMENT STRUCTURE / STRATEGIC MANAGEMENT / PROJECT / MANAGEMENT / INTEGRATION OF NATIONAL PROJECTS / FEDERAL PROJECT / DISABILITY / ACCESSIBLE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гостенина В.И., Никитушкина Н.С.

Авторы статьи обращаются к анализу национальной программы «Доступная среда» в условиях переходного периода к проектному способу стратегического управления. Наличие в структуре государственного стратегического планирования определённых дисбалансов определяет актуальность использования программного и проектного метода для реализации программы «Доступная среда». Реализация проекта предполагает координацию учреждений, органов власти с целью формирования ресурсной базы для достижения целей программы. Механизмы управления проектом ориентированы на результат, что определяет целевую направленность бюджетных средств и алгоритм их рационального расходования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE STATE PROGRAM "ACCESSIBLE ENVIRONMENT" IN THE TRANSITION TO PROJECT MANAGEMENT

The authors of the article turn to the analysis of the national program "Accessible environment" in the conditions of transition to the project method of strategic management. The presence of certain imbalances in the structure of state strategic planning determines the relevance of using the program and project method for the implementation of the "Accessible environment" program. Implementation of the project involves coordination of institutions and authorities in order to form a resource base for achieving the goals of the program. Project management mechanisms are result-oriented, which determines the target orientation of budget funds and the algorithm for their rational spending.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ПРОЕКТНОМУ УПРАВЛЕНИЮ»

УДК 316.4

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ПРОЕКТНОМУ УПРАВЛЕНИЮ

В.И. Гостенина, Н.С. Никитушкина Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

Авторы статьи обращаются к анализу национальной программы «Доступная среда» в условиях переходного периода к проектному способу стратегического управления.

Наличие в структуре государственного стратегического планирования определённых дисбалансов определяет актуальность использования программного и проектного метода для реализации программы «Доступная среда». Реализация проекта предполагает координацию учреждений, органов власти с целью формирования ресурсной базы для достижения целей программы. Механизмы управления проектом ориентированы на результат, что определяет целевую направленность бюджетных средств и алгоритм их рационального расходования. Ключевые слова: национальный проект, государственная программа, структура управление, стратегическое управление, проект, управление, интеграция национальных проектов, федеральный проект, инвалидность, доступная среда.

Во исполнение национальных целей развития Российской Федерации утверждены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (ОНДП). Инструментами реализации ОНДП являются государственные программы Российской Федерации, наиболее значительные направления которых выделены в национальные проекты [1].

Федеральная проектная система формируется в условиях деформации экономической среды, заключающейся в изменении конкурентного климата и бюджетной политики РФ. Система включает в себя приоритетные направления государственной политики, в виде национальных проектов, интегрированных в государственные программы. Но стоит отметить, что процесс интеграции не завершен. Это создаёт формализм и отсутствия взаимосвязи национальных проектов на этапе создания государственных программ, что обуславливает несфор-мированность методической базы для внедрения проектных методов в систему управления.

Проектное управление предполагает наличие организационной структуры управления со стороны государственных органов и представляет собой систему взаимосвязанных и координируемых элементов, а именно:

- Совет при Президиуме РФ по стратегическому развитию и национальным проектам; - президиум Совета; - куратор национального проекта; - руководитель национального проекта; - руководитель проекта на федеральном уровне [11].

И. А. Ярёменко, являющийся заместителем директора Департамента программно-целевого планирования и эффективности бюджетных расходов Министерства финансов РФ, обосновывает такую структуру управления следующим образом: «Национальные проекты представляют собой набор тех инструментов государственных программ, которые определены в качестве приоритетных и потому имеют особую систему управления и контроля (с участием Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам и президиума Совета)» [11].

Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024» определены цели в области стратегического планирования, что сформировало следующие особенности национальных проектов как элемента управления: наличие целевых показателей, формы контроля, создание организационно-управленческая системы проекта для оперативного принятия решений и контроля их исполнения, приоритет финансирования наиболее эффективных мероприятий; контроль над расходованием финансирования на всех этапах разработки проекта.

В связи с принятием Указа были сформированы следующие национальные проекты:

Таблица 1 - Национальные проекты на 2018-2024г.

Экономический рост Развитие человеческого капитала Комфортная городская среда

3 - производительность труда и - демография; - жилье и городская среда;

'А поддержка занятости; - здравоохранение; - экология;

о а - цифровая экономика; - образование; - безопасные и качественные

а - малое и среднее предприни- - наука; автомобильные дороги;

- 3 д мательство и поддержка ин- -культура. [3] - комплексный план модерни-

■а дивидуальной предпринима- зации и расширения маги-

= тельской инициативы; стральной инфраструктуры.[3]

о - наука;

Я Я - план повышения инвестиций

М до 25% в ВВП;

- международная кооперация

и экспорт. [3]

Обратимся к технологии проектного планирования, направленного на анализ содержания проектов. Первый этап проектного управления включает- рождение, выживание, разработка и реализация инновационных технологий [5].

Интеграция национальных проектов в систему государственных программ определяется необходимостью единой системы стратегического планирования и соблюдение программно-целевого принципа. На практике данный этап проекта реализуется путём включения в систему нового элемента - федерального проекта. Таким образом, интеграция всех элементов системы схематично может выглядеть следующим образом:

Государственная программа

Национальный проект

Федеральный проект №1 Федеральный проект № 3

Федеральный проект №2 Федеральный проект №4

Рисунок 1 - Схема погружения национальных проектов в государственные программы

Второй этап «Детство, юность» предполагает исследование действенности проекта и изучение сектора рынка. Цель: воплощение конкретных задач национального проекта, их количество зависит от числа перспектив успешной реализации. В случае межотраслевой принадлежности национального проекта, его погружают в структуру нескольких государственных программ, где федеральные проекты выступают и в качестве интегрирующего инструмента.

На третьем этапе - «Ранняя и промежуточная зрелость» обеспечивается сбалансированный рост реализации проекта. На примере государственной программы «Доступная среда», которая реализуется с 2011 года, можно рассмотреть включение национальных проектов в систему проектного управления. В ходе заседания Правительства РФ 13 февраля 2020 года решено продлить государственную программу «Доступная среда» до 2025 года. Данная программа включает в себя работу по следующим направлениям: комплекс мер по облегчению

доступа к приоритетным объектам; работа по улучшению реабилитационных мероприятий; совершенствование медико-социальной помощи.

Эффективность мер, реализуемых в ходе программы «Доступная среда», определяется наличием положительного отклонения в сравнении с динамикой предыдущих лет, а так же перевыполнением указанного в плане целевого норматива.

75 70 65 60 55 50 45 40 35 30 25 20

2014 2015 2016 2017 2018

Доля доступных приоритетных объектов

Доля инвалидов положительно оценивающих отношения населения к ним

Доля инвалидов, получивших услуги по реабилитации

Доля занятых инвалидов

Рисунок 2 - Доля доступных для инвалидов объектов социальной и транспортной ин-фраструктуры[ 13]

В настоящее время Минтруд России подводит итоги предыдущих этапов выполнения программы, и подготавливает проект «Доступная среда». На графике 1 видно, что доля занятых инвалидов трудоспособного возраста выросла незначительно, что определяет актуальность работы в данном направлении.

В зависимости от результатов реализации проекта происходит реализация четвертого этапа проектного управления - это старение и завершение проекта, или возрождение.

Проектный подход в управлении государственными программами начал применяться в 2018 году в соответствии с решением президиума Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам при президенте РФ. В связи с данным решением было выбрано 5 пилотных государственных программ, но «Доступная среда» в этот список не попала. В 2020 году планируется её осуществление на основе проектного метода управления. Данная программа на 2021-2025г. будет реализована в 3 направлениях:

1) создание условий доступности приоритетных объектов;

2) совершенствование системы комплексной реабилитации;

3) совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы.

Правительство РФ в ходе заседания приняло решение разработать комплекс мероприятий, предусматривающие:

- создание условий для проведения инклюзивных смен в организациях отдыха и оздоровления детей, включая всероссийские детские центры «Океан», «Орлёнок», «Смена», а также Международный детский центр «Артек» и федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [13];

- государственную поддержку субъектов Российской Федерации, осуществляющих реализацию мероприятий по организации комплексной реабилитации, сопровождаемого проживания, сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов и детей-инвалидов [13];

- реализацию пилотных проектов в Воронежской и Нижегородской областях по формированию организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с ментальными нарушениями с учётом необходимости оказания им индивидуальной помощи; [13];

- оснащение специальным оборудованием до 76 % (9,52 тысяч из 12 тысяч) организаций дополнительного образования, что позволит увеличить долю детей-инвалидов, обучающихся по программам дополнительного образования, до 75 % [12].

Освещенность в СМИ национальных проектов и государственных программ в средствах массовой информации и научных трудах создает базис для информирования населения, методических разработок по внедрению и интегрированию данных элементов в структуру управления. В связи с этим нами был проведен мониторинг научных публикаций о ходе реализации государственной программы «Доступная среда».

Таблица 2 - Мониторинг научных публикаций по теме государственная программа «Доступная среда»_

Название статьи, год, автор Кол-во Характер информации

Позитивный Негативный Нейтральный

Межведомственное взаимодействие при формировании доступной среды для граждан с инвалидностью, Богатырева О.В., 2018 [4] 3 1 0 2

Реализация в части инклюзивного образования государственной программы РФ «Доступная среда» в Воронежской области, [9] 6 2 0 4

Культура как приоритетная сфера жизнедеятельности инвалидов (по материалам государственной программы Свердловской области «Доступная среда»), Жучков Д. Ю., Леонтьева А.А., 2014 [7] 8 4 0 4

Доступная среда в городском округе Кашира Московской области, Лешенко Ю.Ю., 2019 [10] 12 7 0 5

Оценка эффективности государственной программы «Доступная среда», Ким В. С., Ким Ю.С.,2019 [8] 9 3 2 4

Всего: 38 17 2 19

Исходя из полученной в ходе мониторинга информации, большинство авторов оценивают нейтрально и позитивно, но в исследованиях отмечены и негативные моменты. Ким В. С. и Ким Ю.С. в ходе исследования программы выявили следующие направления работы в целях её совершенствования:

- изменение структуры программы: система целеполагания, система финансирования;

- система мер по эксплуатации установленного в ходе программы высокотехнологичного оборудования;

- преодоление трудовой эксклюзии инвалидов в трудоспособном возрасте;

- совершенствование системы мер медико-социальной помощи.

Несмотря на некоторые недостатки, данная программа зарекомендовала себя как успешная. На протяжении всей истории её существования были удовлетворены все запланированные целевые показатели, что говорит об её эффективности.

Пример анализа социального программирования, представленный в данной статье представляет собой один из эффективных технологий управления, «...сообразуясь с которыми субъект управления строит свои действия с помощью имеющихся в наличии средств достижения цели» [5].

При этом в анализируемом примере структуру и образ действий субъекта включает:

Социальная система, в которых находится субъект; степень познания и удаленность объектов от субъекта, ценностные ориентации и целевые установки и приоритеты; финансовый потенциал субъекта; обоснование форм и методов достижения желаемого результата.

Анализ представленной технологии реализации Программы «Доступная среда» для людей, нуждающихся в особых услугах нуждается в совершенствовании социальной стандартизации услуг для инвалидов на всех уровнях управления: от федерального - до муниципального и в совершенствовании нормативно - правовой базы.

Список литературы

1. «Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года» №4043 от 7мая 2019г. [Электронный ресурс] Режим доступа:

https://www.economv.gov.ru/material/file/ee90d6689ab64e668b3ff010b0cf8bb5/Plan ёо 2024а.р ¿Г [Дата обращения: 23.02.20]

2. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/71937200/ [Дата обращения: 23.02.20]

3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.assessor.ru/zakon/tk/ [Дата обращения: 23.02.20]

4. Богатырева О. В., Межведомственное взаимодействие при формировании доступной среды для граждан с инвалидностью, 2018[Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.elibrarv.ru/download/elibrarv 38509800 11578957.рёГЩата обращения: 24.03.20].

5. Гостенина В.И. Социология управления. М., СПб: Питер. 2013. С. 129- 135.

6. Гостенина В.И., Никитушкина Н., Основные причины эксклюзии инвалидов в сфере трудоустройства // Экономика. Социология. Право. - 2019. №4(16). С. 51-56

7. Жучков Д. Ю., Леонтьева А. А., Культура как приоритетная сфера жизнедеятельности инвалидов (по материалам государственной программы Свердловской области «Доступная среда»), 2014 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.elibrarv.ru/download/elibrarv 38735927 34559609.pdfTДата обращения: 24.03.20]

8. Ким В. С., Ким Ю.С., Оценка эффективности государственной программы «Доступная среда», 2019 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.elibrarv.ru/item.asp?id=41000447[Дата обращения: 24.03.20]

9. Кобцева Е.В., Реализация в части инклюзивного образования государственной программы РФ «Доступная среда» в Воронежской области, 2019[Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.elibrary.щ/download/elibrary_38571053_93571298.pdf[Дата обращения: 24.03.20]

10. Лешенко Ю. Ю., Доступная среда в городском округе Кашира Московской области, 2019 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.elibrarv.ru/download/elibrarv_39505163_96854836.pdf [Дата обращения: 24.03.20]

11. Инервью И. А. Ярёменко https://news.mvseldon.com/ru/news/index/217440313 [Дата обращения: 24.03.2020]

12. Сайт Министерства труда и социальной политики РФ https://rosmintrud.ru/social [Дата обращения: 24.03.2020]

13. Сайт Правительства РФ http://government.ru/news/38980/ [Дата обращения: 24.03.2020]

Сведения об авторах

Гостенина В. И., - доктор социологических наук, профессор Брянского государственного университета им. ак. И. Г. Петровского.

Никитушкина Н. С. - студентка гр. СУ 208 Брянского государственного университета им. ак. И. Г. Петровского

UDK 316.4

ANALYSIS OF THE STATE PROGRAM «ACCESSIBLE ENVIRONMENT» IN THE TRANSITION TO PROJECT MANAGEMENT

V.I. Gostenina., N.S. Nikitochkina

Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education «Bryansk State Academician I.G. Petrovski University»

The authors of the article turn to the analysis of the national program "Accessible environment" in the conditions of transition to the project method of strategic management.

The presence of certain imbalances in the structure of state strategic planning determines the relevance of using the program and project method for the implementation of the "Accessible environment" program. Implementation of the project involves coordination of institutions and authorities in order to form a resource base for achieving the goals of the program. Project management mechanisms are result-oriented, which determines the target orientation of budget funds and the algorithm for their rational spending.

Key words: national project, state program, management structure, strategic management, project, management, integration of national projects, federal project, disability, accessible environment.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. «Edinyj plan po dostizheniyu nacional'nyh celej razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» №4043 ot 7maya 2019g. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://www.economy.gov.m/material/file/ee90d6689ab64e668b3ff010b0cf8bb5/Plan_do_2024g.p df [Data obrashcheniya: 23.02.20]

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 1 dekabrya 2015 g. N 1297 «Ob utverzhdenii gosudar-stvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Dostupnaya sreda» na 2011 - 2020 gody» [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://base.garant.ru/71937200/ [Data obrashcheniya: 23.02.20]

3. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2018 g. № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://www.assessor.ru/zakon/tk/ [Data obrashcheniya: 23.02.20]

4. Bogatyreva O. V., Mezhvedomstvennoe vzaimodejstvie pri formirovanii dostupnoj sredy dlya grazhdan s invalidnost'yu, 2018 [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38509800_11578957.pdfIData obrashcheniya: 24.03.20].

5. Gostenina V.I. Sociologiya upravleniya. M., SPb: Piter. 2013. S. 129- 135.

6. Gostenina V.I., Nikitushkina N., Osnovnye prichiny eksklyuzii invalidov v sfere tru-doustrojstva // Ekonomika. Sociologiya. Pravo. - 2019. №4(16). S. 51-56

7. ZHuchkov D. YU., Leont'eva A. A., Kul'tura kak prioritetnaya sfera zhiznedeyatel'nosti invalidov (po materialam gosudarstvennoj programmy Sverdlovskoj oblasti «Dostupnaya sreda»), 2014 [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38735927_34559609.pdftData obrashcheniya: 24.03.20]

8. Kim V. S., Kim YU.S., Ocenka effektivnosti gosudarstvennoj programmy «Dostupnaya sreda», 2019[Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41000447[Data obrashcheniya: 24.03.20]

9. Kobceva E.V., Realizaciya v chasti inklyuzivnogo obrazovaniya gosudarstvennoj programmy RF «Dostupnaya sreda» v Voronezhskoj oblasti, 2019[Elektronnyj resurs] Rezhim dostu-

pa: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38571053_93571298.pdftData obrashcheniya: 24.03.20]

10. Leshenko YU. YU., Dostupnaya sreda v gorodskom okruge Kashira Moskovskoj ob-lasti, 2019 [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39505163_96854836.pdf [Data obrashcheniya: 24.03.20]

11. Inerv'yu I. A. YAryomenko https://news.myseldon.com/ru/news/index/217440313 [Data obrashcheniya: 24.03.2020]

12. Sajt Ministerstva truda i social'noj politiki RF https://rosmintrud.ru/social [Data obrashcheniya: 24.03.2020]

13. Sajt Pravitel'stva RF http://government.ru/news/38980/ [Data obrashcheniya: 24.03.2020]

About the authors

Gostenina V. I., Doctor of Sociological Sciences, Professor Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education «Bryansk State University named after Academician I.G. Pe-trovsky»

Nikitochkina N. S., student group SU 208 Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education «Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.