Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / ЕДИНОБОРСТВА / КАЙТИНГ / СТРЕЛЬБА ИЗ ЛУКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харламов В.И., Харламова Л.С.

Статья посвящена особенностям подхода к образованию в сфере физической культуры в Республике Корея. В центре внимания - место физического воспитания в системе образования (дошкольного, школьного, в высшей школе). Дана общая характеристика содержания учебных программ. Выделены отличительные черты методики физического воспитания - сочетание стандартного подхода (европейского, американского) и опоры на национальные виды спорта (различные виды единоборств, кайтинг, стрельбу из лука). Показано, какие приемы и упражнения, характерные для этих национальны видов спорта, используются на уроках по физической культуре. Сделан вывод, что такой подход может быть использован и другими странами (в частности Россией), с целью популяризации специфических видов спортивной активности и сохранению национального разнообразия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL PECULIARITIES OF PHYSICAL EDUCATION TEACHING IN THE REPUBLIC OF KOREA

The article is devoted to the peculiarities of the approach to education in the field of physical culture in the Republic of Korea. The focus is on the place of physical education in the education system (preschool, school, high school). The general characteristics of the curriculum content are given. The distinctive features of the physical education methodology are highlighted - a combination of a standard approach (European, American) and reliance on national sports (various types of martial arts, kiting, archery). It is shown which techniques and exercises characteristic of these national sports are used in physical education lessons. It is concluded that such an approach can also be used by other countries (in particular Russia) in order to popularize specific types of sports activity and preserve national diversity.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ»

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ

В.И. Харламов, старший преподаватель Л.С. Харламова, старший преподаватель

Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн.

Искусство)

(Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-1-201-204

Аннотация. Статья посвящена особенностям подхода к образованию в сфере физической культуры в Республике Корея. В центре внимания - место физического воспитания в системе образования (дошкольного, школьного, в высшей школе). Дана общая характеристика содержания учебных программ. Выделены отличительные черты методики физического воспитания - сочетание стандартного подхода (европейского, американского) и опоры на национальные виды спорта (различные виды единоборств, кайтинг, стрельбу из лука). Показано, какие приемы и упражнения, характерные для этих национальны видов спорта, используются на уроках по физической культуре. Сделан вывод, что такой подход может быть использован и другими странами (в частности Россией), с целью популяризации специфических видов спортивной активности и сохранению национального разнообразия.

Ключевые слова: физическое воспитание, образование, Республика Корея, единоборства, кайтинг, стрельба из лука, национальные виды спорта.

Республика Корея (далее РК) - государство Восточной Азии, которое предоставляет исследователю интересный и своеобразный материал для изучения. В огромной мере это касается не только широкого спектра вопросов из области педагогики (по уровню образования РК занимает 4 место среди азиатских стран), но и более узких аспектов, - например, сферы физической культуры.

Цель этой статьи - кратко осветить особенности корейского подхода к образованию в сфере физической культуры. Основные задачи:

1) обозначить своеобразие этого подхода;

2) выявить точки роста, которые могут быть полезными и в других национальных и региональных условиях в сфере физического воспитания.

Общеизвестно, что дошкольное обучение в Республике Корея базируется на первостепенном развитии физических навыков ребенка [1]. Так как корейцы предпочитают частные дошкольные учреждения, то здесь не так много «занятий» для малышей, которые бы знакомили с

азами математики, окружающим миром, языком. Зато огромное внимание уделено формированию двигательных навыков: гимнастическим упражнениям, использованию мяча, скакалки, обруча, различных простейших снарядов, технике бега, прыжка или плавания. Считается, что благодаря спорту не только укрепляется здоровье, но и воспитывается уверенность в себе, умение владеть эмоциями, стойкость характера.

В корейской начальной школе (с 6 до 12 лет), физическая культура не входит в число обязательных учебных предметов: часто в школах отсутствует даже элементарный инвентарь для занятий физкультурой [2]. Если физическая культура и присутствует в расписании младшего школьника, то как поддерживающий факультатив, позволяющий ребенку переключиться, снять напряжение, проявить активность на свежем воздухе, поиграть. Средняя школа (3 класса с 12 до 15 лет) уже включает физическую культуру в перечень учебных дисциплин, но все же считает так называемым «дополнительным предметом» (наряду, например, с «Основами се-

мейной экономики»). Старшая школа (3 курса с 17 до 19 лет) - вовсе не является обязательным элементом образования в Республике Корея, поэтому в некоторых учебных заведениях отдельные уроки физической культуры значатся в программе, в других - они отсутствуют [3].

Программа учебного курса по физической культуре организована В Корее по европейскому и американскому типу, и содержит стандартный набор упражнений на развитие навыков движения, пластики, бега, манипуляций с мячом. Спецификой корейского обучения является опора на национальные игры, танцы и виды спорта: стрельбу из лука, различные виды единоборств, кайтинг (катание на водной доске с воздушным змеем). Профессиональная физкультурная подготовка начинается только в колледже (ее продолжительность в среднем 2-4 года), и может быть продолжена в ВУЗе (продолжительность обучения 4-6 лет). В подготовке преподавателей отметим глубокую ориентированность на практические навыки, а вот теоретический раздел (анатомия, спортивная медицина, психология, педагогика, методика обучения) не столь значителен, в сравнении, например, с российскими профессиональными учебными программами [4].

Тем не менее именно содержательная часть дисциплины «Физическая культура» привносит своеобразие в корейскую педагогику. В основе двигательной активности учащихся в курсе физической культуры -национальные виды физических упражнений, игры и танцы: ниже будет показано как национальное своеобразие интегрируется в контент занятий.

Основы физической культуры -национальные виды спорта. Наиболее активно используются в школьной образовательной программе физического воспитания элементы из национальной стрельбы из лука, кайтинга, различных видов единоборств [4].

К примеру, история стрельбы из лука насчитывает в Корее более 1300 лет: основной ее национальной особенностью является полное отсутствие прицела. Интересно, что обучение такому типу стрельбы очень популярно среди населения

страны. Будущих лучников обучают в многочисленных профессиональных спортивных школах, а выпускники (ранее овладевшие стрельбой без прицела) с легкостью переходят на спортивную стрельбу из лука (с прицелом), включенную в олимпийские виды спорта. В системе общеобразовательной школьной педагогики для тренировок используются такие элементы стрельбы из лука как: силовые упражнения для рук, растяжка, упражнения на меткость, обучение использования простых луков, развитие меткости (метание мяча, дротика).

Второе своеобразное направление спортивной подготовки корейца - кайтинг. Это вид передвижения по воде с помощью доски и воздушного змея из плотной бумаги на бамбуковых шестах. Живописные заплывы на подобного рода кайтах являются традиционными для празднований начала года, а также национального праздника Чхусок. Вполне вероятно, что в скором времени будет образована национальная лига по кайтингу, сегодня же в рамках школьной педагогики широко используются приемы обучения балансировке на досках (для занятий в зале, классе, в бассейне), обучение плаванью, обучение управлению воздушным змеем и упражнения на развитие баланса.

Конечно, корейский национальный спорт невозможно представить без различного вида единоборств. В данной статье мы упомянем такие традиционные их виды как: тхэквондо, сирым, тхэккён, хап-кидо.

Как известно, спортивный символ Кореи - тхэквондо, вид национальной борьбы включенный в программу мировых Олимпийских игр, первыми чемпионами в которых по данному виду спорта были выходцы из Южной Кореи. По типу это разновидность боя без использования оружия. Но в тоже время тхэквондо является и духовной практикой, своеобразной жизненной философией корейцев. Несмотря на древнюю историю (более 2 тысяч лет), этот вид спорта только в 1961 году получил свой утвержденный свод правил и вошел в ряд обязательных для изучения дисциплин для сотрудников силовых ве-

домств страны (военные, полицейские, пожарные, спасатели).

Еще один вид единоборств - сирым, или корейская борьба - напоминает японскую борьбу сумо. Это состязание борцов проходит на песчаной площадке, границы которой нельзя пересекать, а победные очки присуждаются тому, кто удержался на ногах. В современной Южной Корее действует Федерация спортивной борьбы сирым, элементы обучения которой используются и в системе школьной педагогики: среди них - упражнения на песке, упражнения на контактную борьбу, различные виды поворотов, силовые приемы.

Близкий к сирыму тип борьбы - тхэккён - еще одна древняя корейская техника единоборства (время возникновения -предположительно IV век н.э., возрождение популярности произошло в 2 половине XX века, первые мировые соревнования -в 1991 г.). Здесь противникам разрешено использование открытых ладоней и ступней, поэтому считается, что данная техника более пригодна для защиты, отличается плавностью движений, даже некоторым эстетическим родством с танцевальным элементами. В тхеккён проигрывает отступивший назад или упавший, а вся тактика строится на использовании промахов противника и его слабостей.

В общеобразовательной системе школы на уроках физической культуры используются такие элементы единоборств как силовые методы борьбы с помощью рук, приемы использования ног, вращения и разные растяжки, отработка поворотов, через движение воспитывается умение психологически «переиграть» противника.

В отличие от выше названных единоборств, техника хапкидо - разрешает борцам использование оружия: палок, ножей, мечей, шестов. Правила этого старинного вида борьбы близки принципам японского айкидо, но в современной Корее существует множество школ, каждая из которых использует в обучении собственное оружие, обучая с их помощью как технике защиты, так и приемам атаки. В общеобра-

зовательной школе на уроках физической культуры используются такие элементы этого вида спорта как: упражнения с применением инвентаря для самообороны, упражнения с шестом, палками, элементы жонглирования, упражнения на реакцию, обучение элементам самозащиты.

Даже небольшой обзор позволяет сделать следующие выводы об особенностях преподавания физической культуры в Республике Корея:

1) Национальный стандарт по физической подготовке предусматривает развитие двигательных и физических навыков на протяжении всей образовательной цепочки: в дошкольный период (обязательно), в средней и старшей школе (факультативно), в ВУЗе (по выбору); имеются также профессиональные спортивные колледжи и ВУЗы (профильная подготовка, [5]).

2) В основе элементной базы для физической подготовки учащихся Республики Корея - национальные виды спорта: стрельба из лука, кайтинг, различные виды единоборств.

3) Школьная педагогика использует отдельные упражнения из каждого вида национального спорта, осуществляя как общую физическую подготовку учащихся, так и их знакомство с традиционной культурой, философией, национальной историей.

4) Практическим занятиям в курсе физической культуры уделено большее внимание, чем теоретической подготовке, в том числе при подготовке преподавателей.

На наш взгляд, физическое воспитание в Корее может служить примером удачного синтеза современных тенденций и древних национальных традиций этой страны. Возможно, бережное отношение корейцев к национальным особенностям своей культуры может быть использовано и в России, в частности в национальных республиках, отдельных регионах. Это позволит сохранить и развить культурное разнообразие народов России, сделать физическое воспитание его важной составной частью.

Библиографический список

1. Дон Хи Ли, Чже Вун Кхи, Развитие начального и среднего образования в Республике Корея // Образование в Южной Корее. - 2021. - С. 117-216. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/360191929_Development_of_Primary_and_Secondary _Education_in_the_Republic_of_Korea.

2. Шестопал С.А. Государственная политика Республики Корея в области школьного образования в середине 1940-х-1970-е гг. Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке // Дальневосточный федеральный университет. - 2017. -№1 (39). - С. 16-21.

3. Шадрин А.И., Ларионова Л.Ю., Ионджун БЭК. Научно-педагогические особенности современной системы школьного образования в республике Корея с 19 века. - 2020. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/348202707_SaENTIFIC_AND_PEDAGOGICAL_F EATURES_OF_THE_MODERN_SCHOOL_EDUCATЮN_SYSTEM_IN_THE_REPUBLIC_ OF_KOREA_SINCE_THE_19TH_CENTURY.

4. Син Е.Е., Иманкулов М.К. Традиции и система школьного образования в Корее // Известия Кыргызской академии образования. - 2017. - №2 (42). - С. 46-53.

5. Вершинина О.Ю., Григорьев Е.И. Физическое воспитание в Южной Корее. - ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», - г. Хабаровск, Хабаровский край. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://phsreda.com/e-artides/70/Action70-33047.pdf. (дата обращения 20.10.2022).

NATIONAL PECULIARITIES OF PHYSICAL EDUCATION TEACHING

IN THE REPUBLIC OF KOREA

V.I. Kharlamov, Senior Lecturer L.S. Kharlamova, Senior Lecturer

Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art) (Russia, Moscow)

Abstract. The article is devoted to the peculiarities of the approach to education in the field of physical culture in the Republic of Korea. The focus is on the place ofphysical education in the education system (preschool, school, high school). The general characteristics of the curriculum content are given. The distinctive features of the physical education methodology are highlighted - a combination of a standard approach (European, American) and reliance on national sports (various types of martial arts, kiting, archery). It is shown which techniques and exercises characteristic of these national sports are used in physical education lessons. It is concluded that such an approach can also be used by other countries (in particular Russia) in order to popularize specific types of sports activity and preserve national diversity.

Keywords: physical education, education, Republic of Korea, martial arts, kiting, archery, national sports.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.