Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
208
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / МАРКСИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Песоцкая К. И.

В статье описаны и проанализированы национальные особенности и проблемы русской философии. Рассмотрена специфика советской философии, ее направления и этапы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Песоцкая К. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL FEATURES AND MAIN PROBLEMS OF RUSSIAN PHILOSOPHY

The article describes and analyzes national characteristics and problems of Russian philosophy. The specificity of Soviet philosophy, its directions and stages of development are considered.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ»

УДК 101.3

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

К.И. Песоцкая

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: kcherkesova@mail.ru

В статье описаны и проанализированы национальные особенности и проблемы русской философии. Рассмотрена специфика советской философии, ее направления и этапы развития.

Ключевые слова: советская философия, русская философия, марксизм, социальная проблематика, мораль, нравственность.

История философии ХХ века несет в себе очень большой, но до сих пор еще недостаточно глубоко исследованный период такого направления, как философия советской эпохи. Большинство людей искренне верили в убеждения философской правоты марксизма и проводили свои исследования на его интеллектуальной и достаточно большой территории.

Сильнейшее влияние на становление и развитие советской философии оказало творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.

Творческими работами Мечникова и Ковалевского, важным образом, было представлено такое направление, как социально-политическое. Эти ученые занимались исследованием факторов, которые имеют силу воздействия на общество, а также рассуждали об обществе как об объединенном едином целом, имеющим многогранную природу. Что делало советскую философию немного догматической? В основном, советская философия заключала в себе явно выраженный материалистический характер и образовывалась в строгих границах марксистской философии.

Одна из главных особенностей русской философии - это особое внимание к изучению социальной проблематики русскими философами.

Многие мыслители России принимали попытки изменения общества, пытались формировать модель будущего роста России. Каждый философ по-своему формулировал схемы социальных преобразований в России, и схемы были в своём большинстве очень различны [1, с. 53]. Начиная с возбужденных призывов к народной революции и социалистической перестройке общества и заканчивая религиозными утопиями братства в целом, и христианской любви, которая сильно поражала своей нравственностью и своей красотой. Все вышеперечисленное дает право сделать вывод о том, что русская философия-это философия, направленная на решение вопросов и проблем о смысле истории и месте ее существования в стране. Философия, которая является активно-социальной, несет в себе не только изучение и описания мира, но и анализ его изменения.

Еще одной из важной особенностью русской философии является ее этицизм. Стоит отметить, что для русских мыслителей философское творчество приобрело характер нравственной проповеди. Ярко-выраженным примером этого могут послужить многие классики-писатели, такие как Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и многие другие. Они, как русские философы, не писали специальных сочинений по этике, но если глубоко анализировать их произведения, то можно заметить, что нравственная точка отсчета была основной, даже при построении картины мира или учения о познании.

Несмотря на то, что русская философская мысль представлена самыми различными направлениями, ориентациями и школами, в ней при решении философских проблем доминировали ярко выраженная моральная установка, постоянная обращенность к историческим судьбам России [3, с. 96]. Поэтому без освоения отечественного духовного наследия нельзя понять историю и душу русского народа, осмыслить место и роль России в мировой цивилизации.

Основными проблемами в философии, которые служили предметом глубокого анализа для русских мыслителей, были следующие. В первую очередь это проблема человека в целом, глубокое познание его сути, социальной и нравственной характерности. Другим направлением исследований стал космизм, он включает в себя рассуждения об устройстве космоса, его связи с человеком и обществом. Следующим блоком можно отметить проблемы морали и нравственности, проблемы

власти и проблемы государства в целом, как аспекты идеального общества. Проблема будущего страны, его развития и целостности являлась также центральной для многих философов советского периода.

Русская философская мысль выражена самыми разными направлениями, ориентациями и школами, в ней при решении философских проблем преобладали явно выраженная моральная установка человека, регулярное обращение к исторической судьбе России. Именно поэтому без изучения отечественного духовного наследия невозможно понять историю и душу русского народа, найти место и роль России в мировой цивилизации. Помимо вышеперечисленных, выделяются не менее важные проблемы, такие как антропоцентричность и историософичность [5, а 151].

Антропоцентризм заключает в себе такие ориентации, как философская и мировоззренческая, представляет собой исследование человека как центра мироздания, как отправную точку бытия и знания, как творца, выше которого, нет ничего. В античности, с её космоцентризмом, связано понятие человека по схожести с природой космической, а для средневекового миросозерцания с теоцентризмом, человек демонстрируется, как образ и подобие Божие и переплетен не столько с природой, сколько со сверх природным Богом [4, а 176].

В Х1Х-ХХ веках философия представлена в формах открытого богоборчества. По заключению Л. Фейербаха, религия формируется вампиром человечества, который убивает плоть и кровь человека. Имеется в виду, что человек должен отказаться от Бога, чтобы найти свое подлинное величие, которое он в свою очередь неправомерно возложил на Бога, тем самым оставил себя пустым и истощенным. Для Л. Фейербаха самое важное в философии - это сам человек, суть которого он и рассматривает.

Историософичность - это одна из самых важнейших особенностей русской философии. Эта особенность всегда рассматривает вопросы о смысле истории, о конце истории и, конечно же, о судьбе России. Благодаря «философским письмам», проблема «Россия-Запад» в России становится предметом углубленного исследования в русском социальном сознании [2, а 44].

Историческая задача русского человека несет в себе смысл того, чтобы на начальном пути воскресить целостность духа, которая на

данный момент, осталась только у русского народа, в его православной религиозности, в своей культуре во всей ее полноте, и строить на этом единстве личную культуру, без негативного отношения к Западноевропейской. Только когда произойдет такой синтез, может образоваться единая подлинная цельная культура, которая будет нести в себе характер не только русский, но и общечеловеческий.

Весьма интересной является мысль Чаадаева о том, что Россия имеет большой скрытый, не приведенный в действие потенциал, и что у социально-экономической отсталости России, однажды, есть шанс обернуться для нее историческим преимуществом. А Чернышевский, в свою очередь, и некоторые иные русские мыслители, в известном смысле соглашались с точкой зрения Чаадаева при доказательстве идеи некапиталистического пути преобразования России к социализму.

Таким образом, углубившись в историю и проанализировав особенности и проблемы русской философии, можно сделать вывод о том, что развитие русской философии определяет собой единый процесс, который определяется временем и плотно пересекается с выявлением проблем, которые, в свою очередь, требуют определенного и углубленного философского осмысления, и анализа. Важную роль в развитии всемирного знания играет именно русская философия, хотя сама по себе несет сравнительно недолговременную историю. Именно русская философия внесла свой неоценимый и грандиозный вклад в мировую философию. Русская философия обладает многогранностью, так как она затрагивает огромное количество различных тем: преображение и развитие человечества, проблемы и особенности русской культуры и конечно же, противоречивость бытия.

Список литературы

1. Бердяев, Н. Русская идея // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. 167 с.

2. Бердяев, Н. А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. М.: Молодая гвардия, 1991. 199 с.

3. Введенский, А. И., Лосев, А. Ф., Радлов, Э. Л., Шкет, Г. Г. Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991. 349 с.

4. Зеньковский, В. В. История русской философии. В 2 т. Т. 1. Ч. 1. Л.: Эго, 1991. 230 с.

5. Спиркин, А. Г. Философия: учебник. М., 2001. 254 с.

NATIONAL FEATURES AND MAIN PROBLEMS OF RUSSIAN PHILOSOPHY

K.I. Pesotskaya

Belgorod State Institute of Arts and Culture e-mail: kcherkesova@mail.ru

The article describes and analyzes national characteristics and problems of Russian philosophy. The specificity of Soviet philosophy, its directions and stages of development are considered.

Keywords: Soviet philosophy, Russian philosophy, Marxism, social problems, morality, morality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.