Научная статья на тему 'Национальные общественные объединения в адаптации иностранных мигрантов'

Национальные общественные объединения в адаптации иностранных мигрантов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
124
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАНТ / MIGRANT / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / LABOUR MIGRATION / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ / SOCIAL ADJUSTMENT AND INTEGRATION OF MIGRANTS / ДОИММИГРАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА / PRE-IMMIGRATION PREPARATION / EXPATRIATE COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Леденёва Виктория Юрьевна

В статье анализируются возможности и пути взаимодействия государственных органов с национальными общественными объединениями (диаспорами) по решению проблем мигрантов и их социальной адаптации в соответствии с социально ориентированным курсом, закрепленным в Концепции миграционной политики Российской Федерации до 2025 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expatriate Communities in Foreign Migrant Integration

The article analyzes the possibilities and ways of cooperation between public authorities and expatriate communities (diasporas) to solve the problems of migrants and their social adjustment in accordance with the society-oriented focus of the Russian migration policy strategy for the period up to 2025.

Текст научной работы на тему «Национальные общественные объединения в адаптации иностранных мигрантов»

• комплекса мер М1, М2, М3 и М4 для пилотных территорий и рекомендаций их применения;

• тактико-технических требований к автоматизированной системе ГСУРПЭ.

На третьем этапе (формирование пилотной части проекта по вопросам профилактики межэтнического экстремизма и ее апробация на конкретной территории) осуществляется:

• формирование автоматизированной системы ГСУРПЭ в рамках пилотного проекта;

• апробация пилотной части проекта на конкретных территориях;

• анализ результатов апробации и корректировка проекта;

На четвертом этапе происходит:

• реализация пилотной части проекта на других территориях, его корректировка с учетом особенностей территорий;

• разработка образовательных программ по обучению лиц, участвующих в проекте.

В последующем проводится аналогичная работа по другим формам проявления экстремизма.

Для реализации предложенных технологий необходим достаточно большой объем научных исследований, связанных с автоматизацией

Виктория ЛЕДЕНЁВА

системы, уточнением состава степеней риска проявлений негативных ситуаций, разработкой методик мониторинга и оценки степеней риска возникновения ситуаций, методик по определению комплексов профилактических мер для каждого уровня риска. Кроме того, нужны исследования по апробации созданных подсистем и системы в целом в пилотных регионах (территориях) страны.

Разработка и внедрение новых технологий позволит поднять планку государственного управления на качественно новый организационный уровень.

Литература

1. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) // URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n= 76617; Решения Верховного Суда РФ от 14 февраля 2003 г. и 2 июня 2006 г., согласно которым 17 организаций признаны террористическими и их деятельность запрещена на территории Российской Федерации; URL: www.minregion.ru/OpenFile.ashx/ instrukciya.doc?AttachID=1167 и др.

2. Бессарабова И.С. Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США.

Автрореф. дисс... докт. пед. н. Волгоград, 2008; Беата Винклер - Директор Европейского центра по мониторингу расизма и ксенофобии // URL: http: //base.ijc.ru /basesite / site.aspx?S ECTI0NID=10086&IID=239004#; Зоркая Н. Ностальгия по прошлому, или Какие уроки могла усвоить и усвоила молодежь // Вестник общественного мнения: Данные, анализ, дискуссии. 2007. № 3(89). С. 44.; Корнилов Т.А. Международные аспекты противодействия экстремизму. Авто-реф. дисс. канд. юр. н. М., 2011; Мер-кель: мультикультурализм потерпел крах // URL: http://news.israelinfo. ru/world/34768; Паин Э. Этнополи-тический экстремизм в России: социально-культурные истоки и причины неэффективности принимаемых мер противодействия // URL: http:// www.demoscope.ru/weekly/2006/ 0231/analit01.php и др.

3. Научный семинар: «Профилактика экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений» (октябрь 2011 г., РАНХиГС); Интервью журналиста «Московского комсомольца» с начальником управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации В. Сизовым) / Московский комсомолец. 2011. 28 мая и др.

национальные общественные объединения в адаптации иностранных мигрантов

Россия всегда была привлекательна для мигрантов, в последние годы эта привлекательность растет. По данным Центрального банка по учету иностранных граждан Государствен-

Виктория ЛЕДЕНЁВА - кандидат социологических наук, доцент

ной информационной системы миграционного учета (ГИСМУ) ФМС России, за 2011 г. на территорию Российской Федерации въехало свыше 13,6 млн иностранных граждан, что на 15,63% больше, чем за 2010 г. (11,7 млн человек). Наибольшее количество мигрантов приняла в 2011 г. Московская область - 3 млн человек.

Основная масса мигрантов -граждане стран СНГ. Они составляют десятку лидеров, желающих приехать в Россию: из Украины к нам прибывают 21,28% от общего числа мигрантов, из Узбекистана - 13,86%, Казахстана - 10,88%, Таджикистана - 3,73%, Армении - 3,15%. Причины понятны: это и общность нашей

недавней истории, и безвизовый порядок въезда, и востребованность иностранной рабочей силы в России. Заметны в миграционном потоке также Китай (3,26%) и Германия (3,35%). Эти цифры иллюстрируют общий миграционный приток в Российскую Федерацию.

Что касается трудовой миграции, то здесь процентное соотношение несколько иное, хотя общая тенденция к увеличению приезжих сохраняется. В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года указано: «Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития» [1].

В 2011 г. было выдано 1 195 169 разрешений на работу, что на 5,7% больше, чем в предыдущем году. К основным странам, из которых прибывают иностранные граждане для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, относятся следующие: Узбекистан - 39,33%, Таджикистан - 16,22%, Украина - 10,45%, Киргизия - 7,58%, Молдова - 7%, Армения - 4,47%. Китай лидирует среди визовых стран - 7,6%.

Основные регионы - потребители иностранной рабочей силы распределяются следующим образом: Москва принимает - 19,49%, Санкт-Петербург - 13,81%, Московская область - 13,1%, Краснодарский край - 4,29%, Свердловская область - 3,62%, Приморский край - 3,03% [2].

Большинство тех, кто стремится попасть на работу в Россию, обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки, чем их предшественники, приезжавшие в Россию

еще несколько лет назад. Нынешнее поколение гастарбайтеров плохо знакомо с миграционным законодательством и культурными традициями нашей страны.

Как свидетельствует мировой и российский опыт, наличие в обществе значительного количества иностранцев, не адаптированных к условиям принявшей их страны, провоцирует известную напряженность и создает потенциальную угрозу межнациональному согласию. Кроме того, именно эта категория мигрантов нередко становится жертвой недобросовестных посредников, вовлекается в противоправную деятельность.

Согласно оценкам экспертов и данным мониторинга, проведенного Федеральной миграционной службой, мотивация мигрантов к изучению русского языка и полноценной адаптации в России является недопустимо низкой, хотя возможности для изучения языка имеются.

В своей предвыборной статье «Россия: национальный вопрос», очертившей направления развития страны в столь деликатной сфере, В.В. Путин отметил: «Нужно создавать условия, чтобы приезжающие в Россию могли нормально интегрироваться в российское общество, знали русский язык, уважали нашу культуру и традиции, знали и следовали законам Российской Федерации» [3].

В решении этой проблемы значительное содействие могут оказать национальные объединения (диаспоры), которые уже сегодня помогают мигрантам адаптироваться к российским условиям, позволяют социальным сетям стать видимыми и организованными, определяют способы адаптации мигрантов к условиям принимающего сообщества, участвуют в открытии бесплатных курсов русского языка. Диаспора становится институтом, где аккумулируются сети, наращивается объем, улучшается качество социального капитала.

Предрасположенность к становлению институализированной диаспоры наблюдается у всех категорий мигрантов. Дело не только в этнической однородности, но и в том, что

компактность расселения способствует сохранению целостности и сплоченности общности, а также воспроизводству культурно-национальных особенностей, а проблемы выживания в новой среде, возникновение однородности мировосприятия и поведенческого стереотипа еще больше «цементируют» общности.

В настоящее время территориальные органы ФМС России во всех субъектах Российской Федерации взаимодействуют с 1225 национальными объединениями в этом направлении. В 2011 г. было проведено 1898 встреч с их представителями. В целом ряде регионов при участии диаспор удалось организовать информирование мигрантов о российском законодательстве; например, о том, что с 1 июля 2010 г. изменился порядок оформления разрешений на работу для трудовых мигрантов. Приезжие, которые желают устроиться на работу к частным лицам, должны оформлять так называемые патенты на срок от 1 до 3 месяцев. Стоимость разрешения - 1000 руб. в месяц, при этом мигрант освобождается от уплаты подоходного налога, а работодатель, при наличии у работника такого документа, обязан при приеме на работу гарантировать соблюдение Трудового кодекса.

В ряде территориальных органов ФМС разработаны памятки для мигрантов. С помощью национальных объединений осуществляется их перевод на национальные языки и распространение среди иностранных граждан. Взаимодействие с диаспорами осуществляют подразделения ФМС в Брянске, Тамбове, Самаре, Красноярске и др. городах. Правильно организованная работа с диаспорами дает возможность предотвращать назревающие конфликты. Так, в Сургуте возникла опасность перерастания бытовой ссоры между уроженцами Киргизии и Дагестана в межнациональный конфликт. Благодаря контактам, налаженным сотрудниками ФМС России с местными национальными объединениями, конфликт удалось предотвратить. Летом минувшего года назревала конфликтная ситу-

ация между гражданами Армении и Узбекистана, с одной стороны, и местными жителями г. Малоархан-гельска Орловской области, с другой. Активная работа с неформальными лидерами национальных объединений позволила нормализовать обстановку.

Кроме конфликтов с местными жителями происходят столкновения и между представителями различных национальностей мигрантов, зафиксированные в Москве, Новосибирске, Челябинске, Сочи, Кирове. Во всех случаях в сообщениях правоохранительных органов указывалось этническое происхождение участников потасовок, но при этом акцент на межнациональную рознь не делался. Чаще всего драки между представителями разных диаспор возникают на почве конкуренции за территорию и рабочие места. Национальные общины давно поделили «зоны ответственности» в хозяйственных сферах принимающей стороны. Например, в Москве строительный комплекс «принадлежит» узбекам, а ЖКХ - таджикам.

Между тем бизнес неоднократно заявлял о нехватке рабочих рук. Казалось бы, какая тут может быть конкуренция. Но подвох заключается в том, что как нехватка рабочих кадров, так и конкуренция между этими кадрами созданы искусственно. Предпринимателям не хватает легальной трудовой силы, а ожесточенная борьба за рабочие места идет между нелегалами.

Необходимо отметить, что религиозная миграция неотделима от этнополитических процессов в стране и зачастую принимает массовый характер. В мегаполисах именно мусульмане из южных стран СНГ составляют большинство прихожан, это легко проверить, придя в пятницу в любую мечеть. Естественно, что мусульманское духовенство и духовные управления мусульман (ДУМ) России начали работать с ними сначала как с верующими мусульманами и лишь в последние годы выделили работу с мигрантами в отдельное направление своей деятельности. Мечеть является час-

тью интеграционного механизма для мигрантов из Средней Азии, поддерживает их и содействует упрочению связей с мусульманами других национальностей, способствует интеграции мигрантов в принимающее сообщество. Возникает солидарность, основанная на религиозном факторе. Поэтому взаимодействие с религиозными организациями - и не только мусульманскими - является весьма перспективным направлением в реализации миграционной политики. Органы ФМС уделяют большое внимание сотрудничеству с представителями различных конфессий. Так, территориальные органы заключили с епархиями РПЦ 17 соглашений о сотрудничестве в сфере содействия адаптации мигрантов, в Бурятии подписано соглашение с традиционной буддистской Санг-хой России.

Важным условием успешной адаптации является предварительная подготовка. Как правило, легче и успешнее адаптация проходит у мигрантов, переселяющихся в заранее подготовленное место. В этих случаях до переселения мигранты определяются с местом будущей работы, оценивают и другие моменты обустройства на новом месте жительства. Но так бывает далеко не всегда. Кардинальное изменение ситуации возможно только тогда, когда в полную силу заработает система организованного набора, включающая и создание центров домиг-рационной подготовки в странах исхода, и центры подготовки в России.

Силами ФМС России в Киргизии и Таджикистане - государствах, из которых к нам приезжает значительное количество иностранных работников - было создано два центра домиграционной подготовки, где будущим приезжим не только помогают с освоением языка, но и знакомят с российским законодательством. Подобные курсы позволяют подготовить потенциальных работ -ников к новым условиям, помочь им не чувствовать себя обособленными, встроиться в новое общество.

Неподготовленный мигрант общается в основном в пределах диа-

споры, он не способен самостоятельно контактировать с работодателем, с органами власти и попадает в зависимость от руководителей диаспоры, которые решают за него многие, в том числе самые простые бытовые вопросы. Некоторые авторитетные в диаспоре люди нередко пользуются таким, по сути, беспомощным положением своих «подопечных» и не особо стремятся к тому, чтобы люди, которые едут в Россию на работу, были более самостоятельны [4]. Зачастую такие мигранты вовлекаются в криминальные схемы.

На сегодняшний день в ФМС России усилена работа по созданию необходимой международной правовой базы на уровне СНГ, готовятся соответствующие двусторонние соглашения. Значительный вклад в этот процесс вносит Совет руководителей миграционных органов государств-участников СНГ [5]. ФМС России взаимодействует с Министерством образования и науки РФ, с Россо-трудничеством, с подразделениями МВД России, Федеральной службой судебных приставов и другими федеральными органами исполнительной власти, а также с институтами гражданского общества. При содействии ФМС России готовятся к открытию филиалы Казанского государственного технологического университета в Киргизии и Таджикистане, на базе которых будет осуществляться подготовка граждан этих стран по рабочим специальностям, востребованным в России.

Совместно с Фондом «Русский мир» проводятся «пилотные» проекты по обучению русскому языку граждан Киргизии и Таджикистана в рамках профессиональной подготовки. Работой по привлечению на работу в Россию квалифицированных кадров занимается в настоящее время ФГУП «Паспортно-визовый сервис» ФМС России.

В некоторых регионах страны планируется открытие курсов русского языка при общественных, религиозных и национальных объединениях. Такие курсы, например, уже действуют в Ставропольском крае, в Санкт-Петербурге, в Красноярске.

Ведется работа по информированию иностранных граждан о миграционном законодательстве Российской Федерации (встречи и беседы с руководителями национальных объединений в регионах, выступление сотрудников Службы в диаспорах, размещение соответствующих материалов в СМИ диаспор).

В Петербурге действует программа, предусматривающая открытие «доходных домов» для трудовых мигрантов. Речь идет о комфортабельных общежитиях, при которых также планируется организовать курсы русского языка и консультативную помощь. Сегодня действуют 4 таких дома, а к концу 2013 г. их число будет увеличено до 58.

Многое делается и самими представителями национальных общин. Так, киргизская диаспора организовала медицинский центр для мигрантов, чья ценовая политика ориентирована на возможности людей со скромным достатком, которые приехали в Россию зарабатывать. Центр прошел все необходимые по законодательству процедуры, получил соответствующее лицензирование и приступил к работе. Посетители этого центра получают не только медицинские услуги, но и помощь по

вопросам миграционного законодательства, трудоустройства, жилищного обустройства. При центре есть специально оборудованное помещение - фактически учебный класс, в котором мигранты будут повышать компьютерную грамотность. Кроме того, в центре планируется обучение мигрантов русскому языку.

Среди основных особенностей социальной адаптации трудовых мигрантов необходимо отметить жесткие законодательные ограничения по сравнению с другими группами населения. Российское законодательство выдвигает особые условия устройства на работу (приоритет отдается российским гражданам), ограничивает возможности легализации и трудоустройства мигрантов. Тем не менее адаптивные процессы в мигрантской среде уже наметились, и путь их развития лежит в сотрудничестве с диаспорами.

Вопросы интеграции требуют вложения немалых средств, это достаточно дорогостоящее дело. Бюджет не предусматривает финансирование этих вопросов, только за счет государства проблемы интеграции решить не удастся. В формировании цивилизованных форм миграционных процессов, в создании нормаль-

ных условий жизни для мигрантов, в их адаптации к условиям принимающей стороны большую роль приобретает государственно-частное партнерство, взаимодействие государства и гражданского общества. Такой подход подтверждается и международным опытом.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 12-06-00116 а.

Литература

1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.).

2. Статистические данные ФМС России. Из выступления Директора ФМС России К.О. Ромодановского на заседании Государственной Думы РФ 21 марта 2012 г.

3. Владимир Путин. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 2012. 23 января.

4. Миграционный мост между центральной Азией и Россией / Материалы третьего международного симпозиума. М.: Эконом-информ, 2011. С. 276.

5. Волох ВА. Трансформация процессов формирования и реализации миграционной политики России. М., 2011. С. 92.

национальная безопасность. что читать

Стратегия национальной безопасности России: теоретико-методологические аспекты: монография / С.Н. Бабурин, М.И. Дзлиев, А.Д. Урсул. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012. -512 с.

Лавров С.В. Между прошлым и будущим. Российская дипломатия в меняющемся мире. - М.: Олма Медиа Групп, 2011. - 896 с.

Монография является одной из первых в России работ, развивающих основные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и нового Федерального закона «О безопасности» (принятого 28 декабря 2010 г.), связанных со всесторонним комплексным рассмотрением проблем обеспечения безопасности личности, общества и государства в условиях современных мировых и российских реалий. Сформулировано современное видение парадигмы национальной безопасности России, показаны пути обеспечения стабильного и устойчивого развития страны, раскрыта суть государственной и общественной безопасности, духовно-нравственных устоев безопасного устойчивого развития, приведены основные параметры и характеристики системообразующих сегментов безопасности. Работа рассчитана на ученых, специалистов и руководителей, студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений, преподавателей и аспирантов, всех, кто интересуется проблемами обеспечения безопасности России.

Вниманию читателей предлагается сборник, далеко не полный, выступлений и статей С.В. Лаврова. Отобранные материалы наиболее ярко иллюстрируют весьма значимый этап кристаллизации внешней политики новой России, становления ее внешнеполитической философии на основе современных реалий, но в тесной связи с многовековыми традициями российской дипломатии, ее служения верой и правдой своему народу. Этот процесс, который проходил при направляющей роли двух президентов России, означал не только разрыв с идеологическими предрассудками прошлой эпохи, но и преодоление иллюзий и неопределенности относительно места и роли России в качественно новой геополитической ситуации и в новой системе координат международных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.