УДК 82.0
Kaliyeva A.K., Cand. of Sciences (Philology), Deputy Director, Institute of Literature and Arts n.a. M.O. Auezov (Almaty,
Kazakhstan), E-mail: [email protected]
Yertay S., doctoral postgraduate, Al-Farabi KazNU and M.O. Auezov Institute of Literature and Art (Almaty, Kazakhstan),
E-mail: [email protected]
SPIRITUAL AND MORAL VALUES IN MODERN KAZAKH NOVELS. Kazakh literature in the period of Independence manifests itself as a complex, intensively developing process. The issue of correlation between national and universal paradigms is one of the eternal issues in all branches of the humanities, which changes only in form and content. The deep roots of this issue are closely related to the epistemological, ontological nature of art and national culture. The authors discuss the research on modern Kazakh novel in the aspect of national and universal issues. The problem of reproduction of the idea of universal values in literature of the era of independence are studied on the basis of scientific analysis of the novels "The Constellation of the Twins (Secret and Mysterious) by Kh. Adibayev and "The Dreams of the Accursed" by A. Zhaksylykov. The article includes diverse research on cardinal political role and ideological basics of the era of Independence in historical and cultural life of Kazakhstan. In the course of the research, common features of the concepts "independence", "universal", "national" in the philosophical and aesthetic aspect have been revealed and points of contact between them have been established. On the example of these works, a chain of interconnected common human values is defined in the understanding of modern Kazakhstani citizens: peace and harmony, love and good, etc.
Key words: Kazakhstan, modernity, literature, novel, humanity, spirituality, morality, value, paradigm.
А.К. Калиева, канд. филол. наук, заместитель директора Института литературы и искусства имени М.О. Ауэзова,
Алматы, Казахстан, Е-mail: [email protected]
С. Ертай, PhD, докторант КазНУ им. аль-Фараби и Института литературы и искусства им. М.О. Ауэзова, Алматы,
Казахстан, Е-mail: [email protected]
НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ КАЗАХСКИХ РОМАНАХ
Казахская литература в период независимости проявляет себя как сложный, интенсивно развивающийся процесс. Проблема соотношений парадигм национального и общечеловеческого является одной из вечных проблем во всех отраслях гуманитарных наук, которая меняется лишь в плане формы и содержания. Глубокие корни данного вопроса тесно связаны с гносеологической, онтологической природой художественного искусства и национальной культуры. Данная статья посвящена изучению современного казахстанского романа в аспекте проблем национального и общечеловеческого. Проблемы воспроизведения идеи об общечеловеческих ценностях в литературе эпохи независимостиизучены на основе научного анализа романов «Созвездие близнецов (сокровенное и таинственное)» Х. Адибаева и «Сны окаянных» А. Жаксылыкова. В статье предпринята попытка разносторонне исследовать кардинальную политическую роль и мировоззренческую сущность эпохи Независимости в исторической и культурной жизни Казахстана. В ходе исследования выявлены общие черты понятий «независимость», «общечеловеческое», «национальное» в философско-эстетическом аспекте и установлены точки соприкосновения между ними. На примере вышеназванных произведений определена цепь взаимосвязанных общечеловеческих ценностей в понимании современных казахстанцев: мир и согласие, любовь и добро и т. д.
Ключевые слова: Казахстан, современность, литература, роман, нация, человечество, ценность, парадигма.
Мировая политическая атмосфера и глобальная ситуация в целом оказывают огромное воздействие на настоящее и будущее развития отдельных наций и этносов. Поэтому в начале XXI века в современной художественной литературе, отражающей состояние и духовные поиски сегодняшнего общества, так остро встали вопросы ответственности человека за будущее планеты.
В современном казахстанском литературном процессе наблюдаются новые художественные тенденции в произведениях писателей, относящихся к различным литературным течениям. Каждый писатель со своим личным видением подходит к изображению современной действительность, однако общим для них является не повторение старого, а поиски своего пути в постижении истины.
В современной казахстанской литературе преобладают «мотивы экзистенциального мироощущения, формы потока сознания, необычные формы взаимодействия голоса автора-повествователя и голосов-персонажей, интенсивность мифопоэти-ческого мышления» [1, с. 42]. Ярким примером тому являются романы «Созвездие близнецов (сокровенное и таинственное)» X. Адибаева, «Сны окаянных» А. Жаксылыкова, «Цветы и книги» Д. Амантая, «Башня» А. Кемелбаевой и др., авторы которых рассуждают о жизни и смерти, Создателе Вселенной, поднимают бытийные вопросы. Таким образом, ключевыми в их романах становятся аксиологические и гносеологические вопросы смысла жизни.
Хасен Адибаев во вступительном слове к роману-откровению «Созвездие близнецов (сокровенное и таинственное)» (2004) привёл слова Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева из выступления на форумемира и взаимопонимания: «Любая моносистема, в этом моё глубокое убеждение, не в состоянии обеспечивать баланс, стабильность и развитие не то что всего человечества, но даже его части. Она всегда будет таить в себе угрозу конфликта и взрыва. Верна лишь формула - един-
ство в многообразии, в многонациональности, в многоконфесси-ональности...» [2, с. 6]. Этамысль становится лейтмотивом романа X. Адибаева.
Во вступлении к роману «Созвездие близнецов (сокровенное и таинственное)» под названием «Уроки истории» автор напоминает о том, что в произведении отражается удивительная схожесть судеб поколений и повторяемость событий на каждом новом витке истории. Речь идёт о судьбах людей, игравших решающую роль в истории, литературе и искусстве отдельных наций и всего человечества, загадочной схожести их личных семейных драм и жизненных трагедий. «Мысль семейная» (Л. Толстой) в романе разворачивается на фоне истории отдельных государств и мира в целом.
Доказывая общечеловеческую идентичность, неизбежное сходство антропологических качеств у различных народов, писатель говорит: «Все народы и нации, этнические группы, жиз-неустраиваясь по единому социально-психологическому закону, доказывают равноценность и единство человеческого рода. Различие вытекает из условий среды, цивилизации, религии и т. д.» [2, с. 11]. В связи с этим, говоря о главной миссии человека на Земле, заключающейся в совершении благих деяний, X. Адибаев опирается на древние мифы разных народов. При этом автор каждый раз убеждается в том, что «благими намерениями вымощена дорога в ад». Параллели судеб Джорджа Буша и Атиллы, Азнабая и фараона Эхнатона показывают, что человечество не меняется с веками, и история всегда повторяется.
История человечества состоит изкрутых поворотов, противостояний и борьбы. В этом отношении борьба за истинного Бога между египетскими фараонами Эхнатоном и Тутанхамоном доказывает, что благие намерения действительно приводят в ад. Великий фараон становится жертвой своей веры в могучего Создателя. Автор прослеживает поиски и заблуждения Человечества на пути к Правде. Размышляя о трудностях познания абсолютной
Истины, писатель ищет верный путь в жизненном лабиринте. По словам автора книги, среди множества тропинок и зигзагов, проложенных в поисках правды, есть и сбившиеся с пути. Скрупукез-но исследуя историю Христа в изложении Иоанна, Марка, Луки и Матфея, герой-повествователь из библейских повествований о Иисусе и Иуде делает вывод, что религиозная борьба приобретает формы фанатического отрицания возможности другой веры. Параллельно в романе изображается судьба двадцатилетнего Ахмада (смертника), доказывающая, что готовность террористов пожертвовать своей жизнью и проливать кровь других - сегодняшняя уродливая форма служения своей вере и ложно понятой идее блага для человечества.
То, что советская идеология была порождением многих таких заблуждений и стала ложной временной идеей, автор передает следующими строками: «Девяносто первый перевернул мир. Могущественные государства рухнули в один миг, и, как дым в трубу, улетучились наши представления, идеалы, которыми жили» [2, с. 24]. Советская власть, господствовавшая на протяжении семидесяти лет, рухнула в один день и развеялись сладкие мечты о светлом будущем - коммунизме. Крушение целей и идеалов тяжело отразилось на народе. Герой-повествователь романа оценивает это событие как исторический урок, и тем самым объясняет необходимость оглядываться на прошлое для постижения событий настоящего.
Ход авторских размышлений утверждает бренность всего земного:нет ничего неизменного, идеалы меняются, соответственно переменчивы и ценностные парадигмы. Совершенными и безукоризненными остаются только общечеловеческие вечные ценности, такие как милосердие, честность, справедливость, любовь, которые берут свое начало из единой мировой морали и законов природы и проявляются в обычаях и традициях различных этносов. Напоминая о необходимости сохранения особен-ностейотдельных культур и верований, Х. Адибаев констатирует, что в настоящее время в отечественной внутренней политике приоритетными становятся общечеловеческие идеи.
Будущее человечества зависит от Веры и Надежды. Только вера в хорошее и надежда на доброе будущее поможет сохранить гуманный облик основанного Создателем мира. Если это так, то именно они являются, по заключению автора, началом и основой вечных ценностей. В то же время, обнаруживается парадокс: рассматривая цепь трагических исторических событий, автор видит их причину в любви к ближнему. Возникает вопрос об Истине в этом обманчивом и переменчивом мире, потому что она опирается не на взгляды отдельного человека, а на мифическую тайну сотворения мира. Поэтому Истина в иерархии приводимых автором ценностей поднимается на высшую ступень.
Герой романа, удивляясь тому, что по мере развития человеческой цивилизации она не исправляет свои неверные шаги, а постоянно спотыкается о те же «камни», оценивает это как закономерность исторического развития. Тем не менее, он с надеждой отмечает, что в нашем сегодняшнем противоречивом обществе проявляются хорошие и добрые начала, однако, только незначительная часть людей обладает милосердием и руководствуется им в своих действиях. И именно эта немногочисленная группа пробуждает надежду в сердцах и сеет веру в добро. Силу добра и гуманизма не измерить объемом или количеством. Это можно обнаружить только в созидательной деятельности человека. В этом плане автор высоко оценивает деятельность фонда Сороса, одинаково относящегося к различным народам и народностям и оказывающего им меценатскую поддержку и помощь.
В главе «Апокалипсис» приводятся наиболее характерные риски и заблуждения нашего века. Автор не скрывает проблем сегодняшнего противостояния Запада и Востока, христианства и ислама. Он размышляет о том, к какой беде приведут общество коррупция и мафия, наркомания и пьянство и опаснейшая болезнь века СПИД. Ярким признаком надвигающегося бедствия он считает природные катастрофы Арала и Чернобыля. С большой тревогой он предупреждает о том, то в будущей войне не будет победителей.
Трагическая тема войны, порождённой противостоянием отдельных личностей,стала предметом изображения в трилогии Аслана Жаксылыкова «Сны окаянных» (1997 - 2006). В ХХ веке было изобретено страшное разрушительное ядерное оружие, которое сравнивается со смертоносным мечом, занесённым над головой человечества. Созданный в целях защиты ядерный полигон на казахской земле принес угрозу будущему народа и всего человечества. В центре повествования в трилогии - траги-
ческие судьбы безвинных людей, ставших жертвами испытаний ядерного оружия.
Художественные и тематические достоинства этого произведения отмечены в труде учёного-литературоведа А. Темирбо-лат: «Роман можно рассматривать как диалог и обмен мыслями между предками и потомками. Автор, опираясь на труды древних философов и мыслителей, произведения классической литературы, старается, с одной стороны, осмыслить и вникнуть в суть особенностей развития человеческого общества, во-вторых, открыть истинные мотивы проникновения идей, а также стремится объяснить соотношение в этом духовного и материального мира» [3, с. 274].
В интеллектуальной трилогии важную художетвенную роль играет эклектизм. Разностилевые художественныепластывклю-чают в себя эсхатологические, религиозные этнокультурные мифы, биографические тексты, философские концепции, литературные реминисценции. Хотя каждый цикл романа строится на отдельном сюжете, между ними есть тематическая и идейная связь. На перекрестках сюжетных линий, между локализованными «мирами» отдельных частей трилогии присутствуют общие художественные элементы (символический камень «инь-янь», сны и т. д.). В широком полотне эпического произведения философскому исследованию автора подвергается тема войны, приобретающая все большее значение в век глобализации.
Главный герой первой части романа «Поющие камни» Жан -джигит с неудавшейся судьбой. Для его любимой супруги Айнур весь смысл жизни заключается в материальном благополучии. Не согласный с желаниями любимой, да и не умеющий воплотить их, Жан получает от жизни одни разочарования. Продажность Айнур, разногласия между родственниками, смерть родителей, неудачная диссертация, неизданные книги, клевета и двуличие собратьев по перу не дают ему реализоваться. Таким образом, называвшийся в одно время «ходячей энциклопедией», умный и образованный человек, из-за разногласий с окружающими опускается на самое дно жизни. «У дна свои законы... как бы ты низко не пал, со временем обнаруживается, что можно кувыркнуться ещё ниже», - рассуждает Жан [4, с. 2]. Перед глазами лежащего на больничной койке в полубредовом состоянии Жана проходят картины его детства, жизнь с Айнур, хлопоты на кукурузном поле, лекции о шаманизме, моменты, когда он «собирал камни».
Не отличая бред от реальности, Жан задумывается о своей жизни. «Я рос хилым болезненным мальчиком. Мы росли и болели, болели и росли, и никто из нас не догадывался, что за западными холмами зарылся в землю айдахар по имени Полигон», -начинающийся с этих слов монолог открывает перед глазами трегедию не только одного человека, но и всех расположенных в зоне атомного полигона казахских аулов. А в целом это болезнь и незаживающая рана всего человечества: «Глухие подземные удары, трещины на стенах, периодический звон посуды в шкафу, свечение облаков были для нас такими же привычными явлениями, как очередные повальные эпидемии в округе, постоянное головокружение и слабость, кровотечение из носу, волдыри и лишаи, покрывающие тело с ног до головы. Мы не знали, что красивые радужные облака, плывущие в вышине в сторону недалекого Китая, ...заряжены энергетическими спорами грозных болезней. ...К похоронам пришлось привыкнуть... Стариков в нашем селе можно было по пальцам перечесть, зато быстро росло кладбище...» [4, с. 40 - 41]. Так описывается печальная жизнь аулов, оставшихсяв зоне бедствия. Эта забытая Богом и будто проклятая земля сама лишена жизни. Поэтому она безмолвно застыла в мертвой тишине.
Писатель старается понять умысел политических властей, подвергших жизнь простых людей опасному соседству со смертоносным оружием, и рассуждает об эксистенции войны. Жертвы ядерного полигона - сестры и братья: Елик кыз, Бори бала (волчонок), Кабанбай бала (кабаненок), Коян бала (зайченок), Уки бала (совенок), Тайбала (жеребенок). Их сиротская жизнь преподносится мифически. При прочтении романа, создается впечатление, будто дети существуют за гранью реального мира. В повествовательной системе произведения обнаруживаются пограничные элементы между реализмом и мистицизмом. Содрогают душу увечья детей, искалеченных вследствие ядерных испытаний и приобретённых генетических изменений. Хотя несчастные дети лишены родительской ласки и любви, ими движет желание жить.
Человеческая цивилизация в ходе своего развития переживает глубокий кризис. Общество, утратившее свои духовно-нравственные ценности, стремится к самоуничтожению, что под-
тверждается изменением ценностных парадигм, политической агрессией, ядерным вооружением. Таким образом, мысль о том, что «в будущей войне не будет победителей» становится лейтмотивом двух анализируемых романов.
Главное сходство романов X.А. Адибаева «Созвездие близнецов (сокровенное и таинственное)» и А. Жаксылыкова «Сны
окаянных» - в обращении к сложным вопросамбытия и смысла человеческой жизни. Герои романов - представители разных наций, устремленные к самопознанию, всмативаются в свой личный духовный опыт, обращаются к истории своего народа и человечества, к разным религиозным и философским системам в поисках ответа на главный вопрос: «Кто я, человек XXI века?».
Библиографический список
1. Жакетиков A. Oбpaзы, тюти/вы и идеи cpeлигиoзной coдepжaтeльнocтью в пpoизвeдeниях кaзaхcкoйлитepaтуры (типoлoгия, хтвти^, гeнeзиc). Автopeферат дисссертации ... дoктора филoлогических наук. Aлмaты, 1999.
2. Адибаев Х. Созвездие близнецов (сокровенное и таинственное). Роман-откровение. Алматы: 2004.
3. Темирболат А. Категории хронотопа и темпорального ритма в литературе. Алматы: Ценные бумаги, 2009.
4. Жаксылыков А. Сны окаянных. Трилогия. Алматы, 2006.
References
1. Zhakcylykov A. Obpazy, motivy i idei cpeligioznoj codepzhatel'noct'yu v ppoizvedeniyah kazahckoj litepatury (tipologiya, 'ectetika, genezic). Avtopeferat disssertacii ... doktora filologicheskih nauk. Almaty, 1999.
2. Adibaev H. Sozvezdie bliznecov (sokrovennoe i tainstvennoe). Roman-otkrovenie. Almaty: 2004.
3. Temirbolat A. Kategoriihronotopa i temporal'nogo ritma vliterature. Almaty: Cennye bumagi, 2009.
4. Zhaksylykov A. Sny okayannyh. Trilogiya. Almaty, 2006.
Статья поступила в редакцию 22.11.17
УДК 811.112.2'28
Moskvina T.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
TEMPORAL LEXrcS IN THE INSULAR GERMAN DIALECTS: ASPECTS OF STUDY. The article is dedicated to the description of lexical means of expressing temporal relations in insular German dialects. The study of means of expressing temporality allows to analyze language units of various levels on a large scale of their language interactions. The description and systematization of the means expressing temporality make it possible to study the dynamics of language processes in comparison with Standard German and other groups of German dialects spoken in Russia. The research is carried out with the financial support of the Russian Research Foundation, Project No. 17-14-22002 "Realization of temporary relations in the speech of insular Altai German dialects".
Key words: temporality, language category, temporal relations, insular German dialects, language change.
Т.Н. Москвина, канд. филол. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
ТЕМПОРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА В ОСТРОВНЫХ НЕМЕЦКИХ ГОВОРАХ: АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
Статья посвящена описанию подходов к описанию лексических средств выражения темпоральных отношений в островных немецких говорах. Их изучение позволяет рассматривать языковые единицы различных уровней на широком поле их текстовых взаимодействий. Описание и систематизация средств выражения темпоральности позволяет изучить динамику языковых процессов в сопоставлении с литературным немецким языком и другими группами немецких диалектов в России. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках выполнения научно-исследовательского проекта № 17-14-22002 «Реализация временных отношений в речи носителей островных немецких говоров Алтайского края».
Ключевые слова: темпоральность, категория, временные отношения, островной немецкий говор, языковое варьирование.
Время является базовой категорией бытия человека и культуры, формой протекания различных физических и психических процессов. Осознание, восприятие и понимание времени было различным, что связано с эволюцией человеческого сознания и развитием науки. Время относится к одной из онтологических категорий, которые позволяют человеческому сознанию дифференцировать и концептуально моделировать окружающую действительность. Время не является объективной величиной. Так, в психологии время - это субъективное ощущение, зависящее от состояния наблюдателя. Являясь объектом изучения многих наук (физика, философия, психология), время привлекает внимание исследователей и в рамках других научных парадигм, в первую очередь, в рамках когнитивной науки. Именно в рамках когнитивистики возможно получение данных о концептуализации и категоризации действительности посредством анализа языковых данных. Изучение языка позволяет выявить универсальные и специфические черты времени, сопоставить их с данными естественных наук, способствует постижению данного феномена человеческого бытия.
Время - базовая онтологическая категория, которая преломляется в языке в категорию темпоральности. Темпораль-ность относится, с одной стороны, к достаточно хорошо изученным и разработанным вопросам лингвистики, с другой стороны, появляются новые аспекты и трактовки, имеются спорные, не ре-
шенные до сих пор вопросы даже в рамках одного языка. Невозможно охватить весь имеющий теоретический материал по тем-поральности и сопряженной с ней аспектуальности. В качестве базового традиционного определения принимается трактовка А.В. Бондарко, согласно которой темпоральность - это семантическая категория, отражающая восприятие и осмысление человеком времени обозначаемых ситуаций и их элементов по отношению к моменту речи говорящего или иной точке отсчета [1, с. 5]. Вместе с тем темпоральность - это базирующееся на данной семантической категории функционально-семантическое поле, охватывающее группировку грамматических (морфологических и синтаксических), лексических, а также комбинированных (лексико-грамматических, грамматико-контекстуальных и т. п.) средств того или иного языка, используемых для выражения различных вариантов данной категории темпоральности.
Систематизация и изучение семантики и функционирования всего комплекса темпоральных языковых средств представляется важным именно с учетом этнокультурной специфики немецкого языка во всего его вариантах. В данной связи особый интерес представляют островные немецкие говоры на территории России, которые более 250 лет развивались в отрыве от языка-основы и в иноязычном окружении (русский язык). Лексика образовавшихся в процессе длительного контакта и смешения друг с другом говоров претерпела множественные изменения, которые