НАЦИОНАЛЬНЫЕ ХАНТЫЙСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА
УДК/UDC 796.011.3
Поступила в редакцию 12.09.2020 г.
Кандидат педагогических наук, доцент Ж.И. Бушева1 Кандидат педагогических наук, профессор С.М. Обухов1
1 Сургутский государственный университет, Сургут
KHANTY FOLK ACTiVE GAMES AS EFFECTIVE MEANS TO OPTiMiZE MOTOR ACTiViTY OF ELEMENTARY SCHOOLCHILDREN OF NORTHERN REGION
PhD, Associate Professor Zh.I. Busheva1 PhD, Professor S.M. Obukhov1
1 Surgut State University, Surgut
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - экспериментально обосновать эффективность применения национальных хантыйских подвижных игр как средства оптимизации двигательной активности младших школьников. Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ гимназия им. Ф.К. Салманова г. Сургута. В педагогическом лонгитюд-ном исследовании приняли участие 60 младших школьников, не занимающихся спортом, из их числа были созданы контрольная (КГ, п=30) и экспериментальная (ЭГ, п=30) группы. КГ занималась по традиционной учебной программе по физической культуре, ЭГ - по программе, вариативная часть которой включала элементы национальных хантыйских подвижных игр. Изучались показатели функциональной и физической подготовленности младших школьников до и после эксперимента.
Результаты исследования и выводы. В ходе эксперимента были подобраны наиболее эффективные традиционные средства физического воспитания ханты (народные подвижные игры и состязания). Исходные показатели функциональной и физической подготовленности младших школьников ЭГ и КГ не отличались достоверно. Экспериментально доказано, что применение национальных хантыйских подвижных игр способствовало значимым межгрупповым различиям показателей функциональной и физической подготовленности младших школьников при сравнении с КГ. Исследование показало целесообразность и эффективность применения национальных хантыйских подвижных игр для оптимизации двигательной активности младших школьников.
Ключевые слова: двигательная активность, младшие школьники, северный регион, национальные хантыйские подвижные игры.
Annotation
Objective of the study was to experimentally substantiate the effectiveness of the application of Khanty folk active games as a means to optimize the motor activity of elementary schoolchildren.
Methods and structure of the study. The study was carried out on the basis of the Municipal Budgetary General Education Institution Gymnasium named after F.K. Salmanov, Surgut. The pedagogical longitudinal study involved 60 non-sporting elementary schoolchildren, who were divided into the Control (n=30) and Experimental (n=30) Groups. The Control Group subjects were trained according to the traditional physical education curriculum, the Experimental Group - under the academic program with the elements of Khanty folk active games. We studied the subjects' functional and physical fitness rates before and after the experiment.
Results and conclusions. During the experiment, the most effective Khanty traditional means of physical education (folk active games and competitions) were selected. The baseline functional and physical fitness rates did not differ significantly in the elementary schoolchildren of both groups. It was experimentally proved that the use of Khanty folk active games contributed to the significant inter-group differences in the functional and physical fitness rates of the Experimental Group subjects as opposed to the Control Group. The study showed the applicability and efficiency of Khanty folk active games in optimizing the motor activity of elementary schoolchildren.
Keywords: motor activity, elementary schoolchildren, northern region, Khanty folk active games.
Введение. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра населяют представители различных национальностей, из которых коренные народы Севера составляют около 2 % жителей региона. Традиционная игровая культура народов Севера, проживающих на территории ХМАО-Югры, требует внимательного рассмотрения возможности применения национальных подвижных игр и состязаний в оптимизации и повышении двигательной активности младших школьников
и использования ее в современном образовательном процессе в начальной школе и дополнительных образовательных учреждениях.
Работы современных исследователей-североведов С. А. Днепрова [3], В. П. Красильникова [4], В. И. Прокопенко [5], Н. И. Синявского [6], основываются на изучении условий возникновения и применения традиционных средств физического воспитания коренных малочисленных народов Севера.
Доступными и эффективными средствами для повышения и оптимизации двигательной активности младших школьников являются многообразие физических упражнений и подвижные игры, в том числе традиционные, народные и национальные [1, 2]. Традиционные игры детей народа ханты представляют собой универсальное средство физического воспитания, способствуют укреплению здоровья и развитию адаптационных способностей, что особенно актуально при проживании в неблагоприятных климатических условиях ХМАО-Югры.
Цель исследования - экспериментальное обоснование эффективности применения национальных хантыйских подвижных игр как средства оптимизации двигательной активности младших школьников.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии им. Ф. К. Сал-манова г Сургута. Проведен анализ и обобщение научно-методической литературы с целью выявления наиболее эффективных национальных хантыйских игр, проходило создание базы игр. Организован педагогический эксперимент, результатом которого была оценка эффективности применения национальных хантыйских подвижных игр как средства повышения и оптимизации двигательной активности младших школьников. В эксперименте приняли участие 60 младших школьников, не занимающихся спортом, которые были распределены на контрольную (КГ, п=30) и эксперименталь-
ную (ЭГ, п=30) группы. КГ занималась по традиционной учебной программе по физической культуре, ЭГ - по программе, вариативная часть которой включала элементы национальных хантыйских подвижных игр и состязаний. Изучались показатели функциональной и физической подготовленности младших школьников до и после эксперимента.
Под оптимизацией двигательной активности нами понимается уровень физического развития и функционального состояния организма человека, при котором обеспечивается необходимое качество жизни. Выход на данный уровень может обеспечиваться управляющими педагогическими воздействиями: определением исходных показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности; получением знаний о видах и формах двигательной активности; расширением двигательного опыта; характером, интенсивностью и продолжительностью педагогических воздействий; индивидуально подобранными физическими упражнениями (играми, соревновательно-игровыми заданиями, состязаниями и т. д.); рекреационными мероприятиями; мотивацией к самостоятельным занятиям видами двигательной активности; поддержанием интереса к занятиям видами двигательной активности; моделированием поведения и формированием модели поведения; определением внешних факторов и стимулов; изучением ответной реакции организма на внешнее воздействие (влияния, например, погодных условий и/или физической нагрузки); способами и средствами удовлетворения физиологической потреб-
Таблица 1. Межгрупповые отличия показателей функциональной и физической подготовленности мальчиков младшего школьного возраста после эксперимента
Показатели Группы
ЭГ КГ
Жизненная емкость легких, л 1,7±0,08 1,6±0,07
Частота сердечных сокращений, уд/мин 82,3±1,21* 92,4±1,82*
Систолическое артериальное давление, мм рт. ст. 102,8±1,64 107,4±2,33
Диастолическое артериальное давление, мм рт. ст. 63,1±1,47** 68,9±2,21**
Прыжок в длину с места, см 160,1+3,01- 147,3+2,42-
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 24,3+1,61- 15,6+1,87-
Подъем туловища в сед за 30 с, кол-во раз 26,7+1,42--- 22,1±1,04 —
Наклон вперед стоя на скамейке, см 7,7±1,01 6,9±1,17
Бег на 1000 м, мин 4,3+0,04« 4,8+0,05«
Примечание. *, **, •, ••, •••, ◊ - достоверность отличия результатов при р<0,05 по показателю между группами.
Таблица 2. Межгрупповые отличия показателей функциональной и физической подготовленности девочек младшего школьного возраста после эксперимента
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
2 а
■
с
га
^
О (и .с Н
Показатели Группы
ЭГ КГ
Жизненная емкость легких, л 1,6±0,05* 1,4±0,05*
Частота сердечных сокращений, уд/мин 82,9±2,01** 90,0±2,23**
Систолическое артериальное давление, мм рт. ст. 97,0±2,34 99,6±1,91
Диастолическое артериальное давление, мм рт. ст. 58,5+1,16^ 65,8+2,14^
Прыжок в длину с места, см 148,7±2,40 147,6±2,42
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 15,9+1,66-- 10,7+1,23--
Подъем туловища в сед за 30 с, кол-во раз 24,8±1,73 22,3±1,84
Наклон вперед стоя на скамейке, см 19,7+1,71--- 14,6+1,63---
Бег на 1000 м, мин 4,4+0,06« 4,9+0,07«
Примечание.
•, ◊ - достоверность отличия результатов при р<0,05 по показателю между группами.
96
http://www.teoriya.ru
№11 • 2020 Ноябрь | November
ности в двигательной активности; способами и средствами развития физических качеств, расширения функциональных и адаптационных возможностей; изучением биологических и социальных детерминант двигательной активности и другое.
Для оптимизации двигательной активности младших школьников нами были подобраны наиболее эффективные традиционные средства физического воспитания ханты (народные подвижные игры и состязания). Игры различались по активности: «Кто быстрее?» («Пасты нэ»), «Бег по-медвежьи» («Пупи нэвэр»), «Кольца» («Кис»), «Игра с обручем» («Кусы юнт»), «Игра с кольцом» («Корки емюни»), «Игра мячом» («Пуксэл»), «Бросание палки в цель» («Попыл енгэв»), «Броски аркана (Тынзяна) за верх валиков (Хореев)» («Валых тойнам танянтыты»), «Прыжки через нарты» («Поръунчкве патев»), «Снежная стрела» («Тутнел»), «Ловля оленя» («Вяр-кукота»), «Заячьи следы» («Чэвэр лэк»), «Игры с палочкой» («Тюркэмлэли») и др.
Результаты исследования и их обсуждение. Межгрупповые исходные показатели функциональной и физической подготовленности младших школьников ЭГ и КГ не отличались достоверно. Результаты исследования конечных показателей функциональной и физической подготовленности детей-северян представлены в табл. 1, 2.
Применение национальных хантыйских подвижных игр в вариативной части учебной программы по физической культуре способствовало появлению значимых межгрупповых различий, как в показателях функциональной подготовленности младших школьников, так и в показателях физической подготовленности. Данные различия преобладали как у мальчиков ЭГ (в измерениях «частота сердечных сокращений», «диастолическое артериальное давление» и тестах «Прыжок в длину с места», «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа», «Подъем туловища в сед за 30 с», «Бег на 1000 м»), так и у девочек ЭГ (в измерениях «жизненная емкость легких», «частота сердечных сокращений», «диастолическое артериальное давление» и тестах «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа», «Наклон вперед стоя на скамейке», «Бег на 1000 м»).
Выводы. Исследование показало целесообразность и эффективность применения национальных хантыйских подвижных игр для оптимизации двигательной активности младших школьников. В ходе эксперимента доказано, что применение национальных хантыйских подвижных игр способствовало значимым межгрупповым различиям показателей функциональной и физической подготовленности младших школьников, как у мальчиков, так и у девочек, при сравнении с группой контроля.
Литература
1. Бушева Ж.И. Модель оптимизации двигательной активности детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях северного города / Ж.И. Бушева // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - Т. 8. - № 10. - URL: http://ej.soc-journal.ru/ DOI: 10.12731/2218-7405-2017-10-19-38.
2. Бушева Ж.И. Методическое обеспечение оптимизации двигательной активности детей-северян младшего школьного возраста / Ж.И. Бушева, Т.Н. Гибадуллина, Л.Ю. Радченко и др. // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения : сб. мат-лов XVI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. / Под ред. С.И. Логинова, Ж.И. Бушевой. - Сургут: СурГУ, 2017. - С. 81-83.
3. Днепров С.А. Развитие двигательной активности как основа сохранения коренных малочисленных народов Севера Западной Сибири: педагогическое наследие / С.А. Днепров, В.П. Красиль-ников // Образование и наука. - 2010. - № 1 (69). - С. 54-62.
4. Красильников В.П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов / В.П. Красильников. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. - 120 с.
5. Прокопенко В.И. Этнопедагогика народа ханты: физическое воспитание и игры / В.И. Прокопенко. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. - 296 с.
6. Синявский Н.И. Физическое воспитание народов Севера ханты и манси / Н.И. Синявский. - Сургут: РИО СурГПУ, 2004. - 155 с.
References
1. Busheva Zh.I. Model optimizatsii dvigatelnoy aktivnosti detey mlad-shego shkolnogo vozrasta, prozhivayushchikh v usloviyakh sever-nogo goroda [Model to optimize motor activity of primary students living in northern city]. Sovremennye issledovaniya sotsialnykh problem. 2017. v. 8. No. 10. Available at: http://ej.soc-journal.ru/ DOI: 10.12731/2218-7405-2017-10-19-38.
2. Busheva Zh.I., Gibadullina T.N., Radchenko L.Yu. et al. Metodiches-koe obespechenie optimizatsii dvigatelnoy aktivnosti detey-severyan mladshego shkolnogo vozrasta [Methodological support of motor activity optimization for northerners of primary school age]. Sovershen-stvovanie sistemy fizicheskogo vospitaniya, sportivnoy trenirovki, tur-izma i ozdorovleniya razlichnykh kategoriy naseleniya [Enhancement of system of physical education, sports training, tourism and health improvement of various categories of population]. Proc. XVI nat. res.-practical conf. with int. part.. S.I. Loginov, Zh.I. Bushevaya [ed.]. Surgut: SurSU publ., 2017. pp. 81-83.
3. Dneprov S.A., Krasilnikov V.P. Razvitie dvigatelnoy aktivnosti kak os-nova sokhraneniya korennykh malochislennykh narodov Severa Za-padnoy Sibiri: pedagogicheskoe nasledie [Development of physical activity based on preservation of the indigenous peoples of the North of Western Siberia: pedagogical heritage]. Obrazovanie i nauka. 2010. No. 1 (69). pp. 54-62.
4. Krasilnikov V.P. Igry i sostyazaniya v traditsionnom fizicheskom vospi-tanii khantov [Games and competitions in traditional physical education of the Khanty].Yekaterinburg: Rus. state prof.-ped. un-ty publ., 2002. 120 p.
5. Prokopenko V.I. Etnopedagogika naroda khanty: fizicheskoe vospit-anie i igry [Ethnopedagogy of Khanty people: physical education and games]. Yekaterinburg: UU publ., 2005. 296 p.
6. Sinyavskiy N.I. Fizicheskoe vospitanie narodov Severa khanty i mansi [Physical education of peoples of North Khanty and Mansi]. Surgut: RIE SurSPU publ., 2004. 155 p.
ОСНОВЫ
подготовки
ш
НОВЫЕ КНИГИ
В0Р0НЕНК0ВА э.ю. ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ЧИРЛИДЕРОВ / э.ю. В0Р0НЕНК0ВА, Т.В. САУШКИНА. -
м.: СПОРТ, 2020. - 72 С.
ISBN:9785907225503
Пособие содержит рекомендации по подготовке чирлидеров с методическими указаниями к выполнению элементов прогрессией обучения, нормативами с учётом возрастных особенностей и рассчитано на подготовку детей в трех возрастных группах: 6-8 лет; 8-12 лет; 12-17 лет.
Даны определения и описание техники выполнения основных элементов чирлидинга. Приведены примеры тематического планирования и содержания тренировочного процесса, в т.ч. пример годичного плана работы с командой на основе опыта тренеров Федерации чирлидинга Москвы.
Для тренеров, педагогов дополнительного образования, учителей физической культуры, других специалистов, ориентированных на работу с чирлидинговыми командами начального уровня.